Еврейское гетто Лодзи - город мертвых (Польша). Краковское гетто во время немецкой оккупации Польши (Краков)

В 1939 году фашистская Германия вторглась в Польшу и в крупных городах сразу появились гетто, в которых изолировали еврейских жителей.

Генрик Росс (Henryk Ross) был новостным и спортивным фотографом в Лодзи. В городском гетто его приняли на работу в отдел статистики, чтобы он снимал портреты для удостоверений личности и делал пропагандистские кадры на фабриках, где использовали еврейский труд для производства товаров на нужды вермахта.

В свободное от работы время Росс документировал реалии гетто. Рискуя жизнью, через отверстия в стенах, щели в дверях и из складок своего пальто он снимал голод, болезни и казни. Фотограф продолжал снимать, когда десятки тысяч евреев из гетто отправлялись в лагеря смерти в Хелмно и Освенцим.

В кадрах Росса запечатлелись и крошечные проблески радости – спектакли, концерты, праздники, свадьбы – акты сопротивления бесчеловечному режиму.

1940. Мужчина, идущий по Вольборской улице через развалины синагоги, разрушенной немцами в 1939 году.


1940-1944. Знак на ограждении еврейского квартала: «Жилая зона евреев. Вход воспрещён».


1940-1944. Мост на Зигерской (Арийской) улице.

Будучи официальным обладателем фотокамеры, я смог запечатлеть все трагические периоды в Лодзинском гетто. Я делал это, осознавая, что если бы меня поймали, то меня и мою семью предали бы пыткам и убили бы. Генрик Росс


1940. Генрик Росс фотографирует группу людей для удостоверений личности. Еврейская администрация, отдел статистики.


1940-1944. Группа депортируемых женщин, проходящих с вещами мимо развалин синагоги.

В конце 1944 года Советская армия продолжала вытеснять немцев, и стало ясно, что Лодзинское гетто вскоре ликвидируют. Росс понимал, что в любой момент его могут депортировать в лагерь смерти. Поэтому собрал 6000 своих негативов, поместил их в картонные коробки и закопал рядом со своим домом в надежде, что когда-нибудь их найдут.

19 января 1945 года советские войска освободили тех, кто уцелел в гетто. Из более 200 000 евреев в живых остались лишь 877 человек. Одним из них был Генрик Росс.

В марте 1945 года он вернулся в свой дом на Ягеллонской улице и откопал свою капсулу времени. Влага разрушила половину негативов, но сохранилось достаточное количество кадров, чтобы сохранить память о тех, кто жил и умер в гетто.

Фотографии Генрика Росса пополнили коллекции Художественной галереи Онтарио. В настоящее время их показывают в Музее изящных искусств в Бостоне на выставке «Раскопанные воспоминания: Лодзинское гетто в фотографиях Генрика Росса».


1940. Мужчина, доставший Тору из-под развалин синагоги на Вольборской улице.

Я закопал свои негативы в земле, чтобы сохранить документы о нашей трагедии.... Я ожидал, что польских евреев полностью уничтожат. И хотел оставить хронику нашего мученичества. Генрик Росс.




1940-1944. Портреты пары.


1940-1944. Медсестра, кормящая детей в детском доме.



1940-1944. Праздник.



1940-1944. Спектакль на заводе «Сапожник из Марысина».



1940-1942. Женщина с ребёнком (семья полицейского в гетто).



1940-1944. Свадьба в гетто.



1942. Детей везут в нацистский лагерь смерти Хелмно (Кульмхоф).



1940-1944. Мальчик в поисках еды.



1940-1944. Девочка.



1942. Мужчины тащат телегу с хлебом.



1940-1944. «Суп на обед».



1940-1944. Больной мужчина на земле.



1944. Вёдра и тарелки, оставленные жителями гетто, которых депортировали в лагеря смерти.



1940-1944. Улыбающийся ребёнок.

Источник фотографий: Генрик Росс,

Варшавское гетто - жилая зона, созданная нацистами в период оккупации Польши, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек. Немецкому солдату-радисту и по совместительству фотографу Вилли Георгу (Willy Georg), будучи в Варшаве в 1941 году, удалось нелегально пробраться в гетто и отснять четыре плёнки происходящего ужаса, после чего, при задержании, у него был конфискован фотоаппарат, но плёнки сохранились до наших дней.

Торговец газетами за работой

После вступления в Польшу войск Третьего рейха в октябре 1939 года оккупационные власти отдали приказ, согласно которому евреям предписывалось сдать наличные деньги в кредитно-финансовые учреждения. На человека разрешалось оставить не более 2000 злотых.

Молодая еврейка в толпе

В общественном транспорте нацисты расклеивали плакаты оскорбительного характера с целью разжигания межнациональной розни.

Уличные букинисты

Говоря о причинах создания гетто в населённых пунктах Польши, нацисты утверждали, что евреи являются переносчиками инфекционных заболеваний, и их изоляция поможет защитить нееврейское население от эпидемий.

Прохожая

В марте 1940 года ряд городских районов с высокой концентрацией еврейского населения были объявлены карантинной зоной. Из этих районов было выселено около 113 тысяч поляков и на их место заселено 138 тысяч евреев из других мест.

Уличный торговец

Решение об организации гетто было принято 16 октября 1940 года генерал-губернатором Гансом Франком. К этому моменту в гетто находилось около 440 тысяч человек (37 % населения города), при этом площадь гетто составляла 4,5 % площади Варшавы.

Человек без сознания у витрины

Первоначально выход из гетто без разрешения наказывался тюремным заключением сроком 9 месяцев. С ноября 1941 года стала применяться смертная казнь. 16 ноября гетто было огорожено стеной.

Уличный попрошайка

Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода. Во второй половине 1941 года продовольственная норма для евреев равнялась 184 Килокалориям.

Торговля дровами вразвес

Однако, благодаря нелегально поставлявшимся в гетто продуктам питания, реальное потребление составляло в среднем 1125 Килокалорий в день.

Старики, просящие подаяние на улице

Часть жителей была занята на немецком производстве. Так, на швейных предприятиях работало 18 тысяч евреев. Рабочий день длился 12 часов без выходных и праздников. Из 110 тысяч рабочих гетто постоянная работа была лишь у 27 тысяч.

Группа женщин с корзинами на улице варшавского гетто

На территории гетто были организованы нелегальные производства различных товаров, сырьё для которых поставлялось тайно. Продукция так же тайно вывозилась для продажи и обмена на пищу за пределы гетто. Кроме 70 легальных пекарен в гетто работало 800 нелегальных. Стоимость нелегального экспорта из гетто оценивалась в 10 миллионов злотых в месяц.

Пожилой еврей на улице варшавского гетто

Труп жителя варшавского гетто, лежащий на тротуаре

В гетто выделялась прослойка жителей, деятельность и положение которых обеспечивали им относительно благополучную жизнь (коммерсанты, контрабандисты, члены юденрата, агенты гестапо). Большая часть жителей страдала от недоедания. Худшее положение было у евреев, переселённых из других районов Польши. Не имея связей и знакомств, они испытывали трудности в поиске заработка и обеспечении своих семей.

Две женщины, торгующие на улице варшавского гетто

В гетто происходила деморализация молодёжи, образовывались молодёжные банды, появлялись беспризорники.

Старик просящий подаяние

В гетто циркулировали слухи о массовом уничтожении евреев в провинциях Польши. Чтобы дезинформировать и успокоить жителей гетто, немецкая газета «Варшауэр цайтунг» сообщала, что десятки тысяч евреев занимаются строительством производственного комплекса. Кроме того, в гетто было разрешено открыть новые школы и приюты.

Чаепитие на улице

22 июля 1942 года юденрат был проинформирован, что все евреи за исключением работающих на немецких предприятиях, работников госпиталей, членов юденрата и их семей, членов еврейской полиции в гетто и их семей будут депортированы на восток. Еврейской полиции было приказано обеспечить ежедневную отправку 6 тысяч человек на железнодорожную станцию. В случае неисполнения распоряжения нацисты угрожали расстрелять заложников.

Торговцы обувью

В тот же день состоялось собрание участников подпольной еврейской сети, на которой собравшиеся решили, что отправка жителей будет производиться с целью переселения в трудовые лагеря. Было принято решение не оказывать сопротивления.

Овощной торговый прилавок в варшавском гетто

Ежедневно из здания больницы, назначенной пунктом сбора, людей выгоняли на погрузочную платформу. Физически крепких мужчин отделяли и направляли в трудовые лагеря. Кроме того, освобождались занятые на немецких предприятиях. Остальных (не менее 90 %) загоняли по 100 человек в вагоны для скота. Юденрат делал заявления, опровергая слухи о том, что вагоны следуют в лагеря уничтожения. Гестапо распространяло письма, в которых от имени выехавших жителей рассказывалось о трудоустройстве на новых местах.

Истощенный человек, сидящий на тротуаре

В первые дни полиция захватывала нищих, инвалидов, сирот. Кроме того, было объявлено, что добровольно явившимся на пункты сбора будут выданы три килограмма хлеба и килограмм мармелада. С 29 июля началось окружение домов с проверкой документов, не имевших справок о работе на немецких предприятиях отправляли на погрузочную платформу. Пытавшиеся скрыться расстреливались. В этих проверках также принимали участие литовские и украинские коллаборационисты. К 30 июля было вывезено 60 000 человек.

Истощенный ребенок

Двое детей, просящие подаяние на тротуаре в варшавском гетто

21 сентября были окружены дома еврейской полиции, большинство полицейских вместе с женами и детьми были отправлены в лагеря уничтожения.

Чаепитие на улице варшавского гетто

В течение 52 дней (до 21 сентября 1942 года) около 300 тысяч человек было вывезено в Треблинку. В течение июля еврейская полиция обеспечила отправку 64 606 человек. В августе было вывезено 135 тысяч человек, за 2-11 сентября - 35 886 человек. После этого в гетто осталось от 55 до 60 тысяч человек.

Уличные торговцы дровами и углем в варшавском гетто

В последующие месяцы оформились Еврейская боевая организация численностью около 220-500 и Еврейский боевой союз численностью 250-450 человек. Еврейская боевая организация предлагала оставаться в гетто и оказывать сопротивление, тогда как Еврейский боевой союз планировал покинуть гетто и продолжать действия в лесах. Участники организаций были вооружены преимущественно пистолетами, самодельными взрывными устройствами и бутылками с горючей смесью.

Пожилые евреи

С 19 апреля по 16 мая 1943 года в Варшавском гетто произошло вооружённое восстание. Восстание было подавлено войсками СС. В ходе восстания было убито около 7000 защитников гетто и около 6000 сгорели заживо в результате массовых поджогов зданий со стороны немецких войск. Оставшиеся в живых жители гетто в количестве около 15000 человек были отправлены в лагерь смерти Треблинка.

Групповой портрет жителей варшавского гетто

Прохожий подает детям на улице в варшавском гетто

Уличное движение в варшавском гетто. На переднем плане конный катафалк и велосипедист

Лодзинское гетто в Польше - одно из страшнейших мест-свидетельств человеческой жестокости. Оно было организовано нацистами в феврале 1940 года, здесь отбывали заключение преимущественно евреи и цыгане, работая на нужды вермахта. Недавно прошла презентация работ польского фотографа Генрика Росса (Henryk Ross) , который проходил службу в Департаменте статистики при Юденрате. На его снимках - жизнь Лодзинского гетто в годы нацистской оккупации.



На момент начала Второй мировой войны в Польше проживало более 3 млн евреев. Судьба большинства из них - трагична, они жили в изоляции, став рабами оккупантов, многих угоняли в концлагеря. Росс работал спортивным фотожурналистом до войны, с приходом нацистов его вместе с еще 160 тысячами евреев заключили в Лодзинское гетто. Плотность населения здесь достигала 40 тысяч человек на квадратный километр. Исторический район Лодзя нацисты превратили в промышленный комплекс, который выполнял заказы вермахта, снабжая немецкую армию.



На снимках Росса - сцены массовых депортаций евреев в лагеря смерти Хелмно и Аушвиц, редкие минуты радости в дни национальных праздников, будни заключенных. Эти фотографии были сделаны неофициально в 1940-1944 годы, надежно спрятаны во время ликвидации гетто. Автор надеялся, что в будущем эти фотографии послужат важным свидетельством нацистских зверств в Лодзе.





Росс рассказывал, что для работы в Юденрате ему выдали камеру, поэтому он получил возможность делать не только снимки, требуемые для отдела статистики, но и выходить на улицы, чтобы запечатлевать настоящее положение дел. Он прекрасно осознавал, что при выявлении этих снимков ему и его семье грозит мучительная смерть, но продолжал свое занятие из чувства гражданского долга.




Ассистентом Росса была его жена Стефания, именно она прятала фотоаппарат мужа, когда они выходили на улицу. В нужный момент она доставала камеру Россу, убедившись, что за ними никто не наблюдает. Открыто снимать было опасно, например, фотографии депортации евреев были сделаны через небольшую дыру в стене на железнодорожной станции.

Оригинал взят у al_lobanov в Как вы представляете себе еврейское гетто?

Лёгкая редакция оригинального текста и погружение в материал вызвали во мне желание посвятить отдельный пост жизни и восстанию Варшавского гетто. Наваяю, когда информация устоится, а чувства улягутся.

Почему евреи не исследуют жизнь в гетто Черновиц, Проскурова, Кременчуга, Винницы, Жмеринки, Каменца-Подольского, Минска и десятков других городов? Не потому ли, что еврейские юденраты и раввинат сотрудничали с нацистами, а евреев терроризировали вовсе не немцы, а своя родная еврейская полиция?


Фотографии немецкого солдата Вилли Георга. В последствии они вошли в книгу “Варшавское гетто: Лето 1941”.
Всё для милых дам...

Гетто - существовавшие на принципах еврейского самоуправления жилые зоны на подконтрольных немцам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. Органом самоуправления гетто являлся юденрат («еврейский совет»), в состав которых входили самые авторитетные в городе или местечке люди. В Злочеве (Львовская область) членами юденрата стали 12 человек со степенью доктора наук. Юденрат обеспечивал хозяйственную жизнь гетто. За порядком следила еврейская полиция.




Лидером упоминаний о гетто в контексте холокоста является образованное в 1940 г. Варшавское гетто. Максимальная численность до 5 000 000 человек. Евреи работали по немецким заказам как внутри гетто, так и вне его.

Верхний слой в гетто составляли преуспевающие коммерсанты, контрабандисты, владельцы и совладельцы предприятий, высшие чиновники юденрата, агенты абвера и гестапо. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты, для них работали рестораны и ночные клубы с изысканными яствами и музыкой, для них ввозились тысячи литров водки.


"Приходили богачи, увешанные золотом и бриллиантами; там же, за столиками, уставленными яствами, под хлопки пробок от шампанского "дамы» с ярко накрашенными губами предлагали свои услуги военным спекулянтам", - так описывает кафе в центре гетто Владислав Шпильман, чья книга «Пианист» легла в основу одноимённого фильма Романа Поланского. "В колясках рикш сидели, раскинувшись, изящные господа и дамы, зимой в дорогих шерстяных костюмах, летом - во французских шелках и дорогих шляпах».


http://hmmb-web.f17y.com/ru/panel/ghettos.html

В гетто было 6 театров, рестораны, кафе, частные бордели обоего пола, любого цвета кожи и возраста, карточные, билиярдные и табачные клубы, возникавшие чуть ли не в каждом доме... Взяточничество и поборы в варшавском гетто достигало астрономических размеров. Члены юденрата и еврейская полиция наживали баснословные барыши.

Например, городская управа гетто отчитывалась за работу 70 хлебопекарен, платя соответственные налоги. Параллельно существовало ещё 800 подпольных. Они работали на контрабадном сырье. Хлеба выпекалось столько, что им круглосуточно торговали на улицах. Сами подпольные хлебопекарни облагались крупной мздой полицией, юденратом и гангстерами.


Многие попавшиеся контрабандисты становились агентами гестапо - сообщали о припрятанном золоте и деятельности банд. Такими были первачи контрабандисты Кон и Геллер, монополизировавшие всё транспортное дело внутри гетто. Летом 1942 г. они оба были убиты конкурентами.

Варшавское гетто было общепольским центром нелегальных валютных операций - чёрная биржа гетто определяла курс доллара по всей стране. Лично меня больше всего поразил другой факт из жизни чёрной биржи гетто: один чудом выживший еврей вспоминал, что там торговали земельными участками в Палестине!
В Интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа — Малка Здроевич,
она была схвачена с оружием, но её не расстреляли, а отправили трудиться в Майданек, конечно же она «чудом пережила холокост».

Крайне интересно, почему евреи называют «восстанием» произведённую немцами в апреле 1943 года зачистку утопающего в антисанитарии, разврате и коррупции Варшавского гетто?
Почему они боятся говорить правду о том кто и против кого там «восставал»? Зачистка немцами еврейских кварталов была спровоцирована вооружёнными до зубов еврейскими ворами, рекетирами и контрабандистами.

Еврейские боевики «восстали» не против немцев, как гласит легенда, а перебили внутри гетто еврейскую полицию и
юденрат - Советы еврейской власти - местные органы самоуправления опекаемые раввинатом.

Боевики ZOB перебили всю культурно-медийную прослойку - журналистов, писателей, артистов, музыкантов. Тех, кто помогал держать в повиновении эксплуатируемые еврейские массы гетто. Из 60 сотрудников пропагандистского листка раввината и СС "Жагев"(Факел) было ликвидировано 59 человек. Народного гнева не избежал и один из руководителей гетто, видный сионист и скульптор 80-летний Альфред Носик.

Народные мстители терроризировали население Варшавского гетто, обложив практически всех рекетирским налогом. У отказавшихся платить похищали родственников и детей. Их содержали в подпольных тюрьмах на ул. Мила д. 2 и на территории предприятия Тебенс.

Лозунг "грабь награбленное" претворялся 24 часа в сутки. Налёты на богатые дома перемежались уличным чёсом, когда с прохожих снимали часы и украшения, забирали деньги и ещё не изношенную одежду. Городская герилья наводили ужас на еврейского обывателя. Часто в ночной тишине слышались звуки перестрелок между партизанскими отрядами и истошные вопли припозднившегося обывателя, попадавшего в конце концов к себе домой в одном исподнем.

Трижды средь бела дня грабили кассу юденрата. Злые языки утверждали, что деньги Международного Красного Креста и частных благотворительных организации США и Канады, хранившиеся там на пропитание бездомных детей, лечение больных сифилисом и тифом и другие социальные нужды, туда никогда и не поступали.

О реальных масштабах собранных юденратом богатств служит размер контрибуции, наложенной народными мстителями, - 250 000 злотых. Отдел снабжения юденрата заплатил 700 тысяч злотых отдельно.

Юденрат заплатил контрибуцию в срок, а отдел снабжения отказался. Тогда гангстеры похитили сына кассира отдела и под угрозой подвергнуть его пыткам получили требуемую сумму.

Немцы тщательно сторонились вмешательства в такие еврейские разборки. Произошло это после того, как участились случаи нападения на патрули с целью захвата оружия. В самом гетто действовала только сионистская полиция. Разбойные нападения на немецких военнослужащих совершались вне пределов гетто.

Начался «рейд против воров и бутлегеров». Немецкое командование поставило вопрос ребром - либо раввинат и еврейские полицейские части наведут порядок сами, либо этим займётся полция Варшавы.


В итоге усилиями силовиков раввината рейд против воров. контрабандистов и бутлегеров вылился в банальный передел криминального рынка. В ход шли все средства - массовые убийства членов банд и попавшегося под руку местного населения, взрывы домов и проложенных подземных переходов, поджоги жилых кварталов. В огне грандиозного пожара погибли сотни ни в чём неповинных людей. Немцы пытались потушить пожар, но безуспешно - бандиты поджигали новые здания.

Вот как о неудачной попытке заминировать здание рассказывает один из боевиков Аарон Карми: «И они таки не заложили там мины... Трое наших парней спустились в подвал, чтобы его взорвать. И что? Они там торчат с языком, прилипшим к заднице. А я тут кручусь... и это была трагедия!».


Один из боевиков Казик Ратейзер признался через много лет: «Какое право имели мы, небольшая группка молодёжи из ZOB (одна из банд), решать судьбу многих людей? Какое мы имели право устроить бунт? Это решение привело к уничтожению гетто и смерти многих людей, которые, иначе возможно, остались бы живы».


В интернете популярно фото девушек-повстанцев в кепках. Крайняя справа - Малка Здроевич. Она была схвачена с оружием в руках, но её не расстреляли, а отправили на исправительные работы в Майданек. Чудом пережив "холокост", Малка до конца своей жизни успешно окучивала эту тему.

Чем закончилось «восстание»? Гетто было полностью разрушено, жителей гетто отправили в трудовые лагеря - практически все они выжили. По требованию раввината захваченным с оружием боевикам была сохранена жизнь.
http://www.eilatgordinlevitan.com/warsaw/w_pages/warsaw_ghetto_scenes.html

Исторические апокрифы утверждают, что командир «восстания» - Мордехай Анилевич вместе со своим штабом совершили коллективное самоубийство в подвале по улице Мяла д. 18, где размещался штаб одной из банд. Так это или нет утверждать сложно. Уход из жизни путём коллективного самоподрыва был не самой сильной чертой их характера. Не для этого они скопили такие богатства!


Несколько слов к портрету руководителя восстания: члены банды вспоминают, что когда Анилевич ел, закрывал руками миску. Они спрашивали: «Мордка, почему ты закрываешь руками миску?» Он отвечал: «Я так привык, чтобы братья не отняли». Он был сыном торговки рыбой из варшавского предместья, и, когда рыбу долго не брали, мать заставляла его подкрашивать краской жабры, чтобы казалось: свежая.

В начале мая руководители другой банды обнаружили ход через канализацию и покинули гетто (возможно, они ушли бы и раньше, но не знали об этой трубе), бросив разрозненные группы своих боевиков, находившиеся в других местах.


По воспоминаниям одного из членов руководства этой банды, они при этом отказались забрать с собой нескольких мирных евреев, просивших о помощи... Последнюю банду уголовников немцы нейтрализовали 5 июня на Мурановской площади. Убежавшие за пределы гетто воры, рекетиры и контрабандисты сбились в новые шайки, грабящие польских крестьян.

Генерал Бур-Коморовский, командующий польской подпольной Армией Крайовой 15 сентября 1943 года издал приказ, прямо предписывающий уничтожение бандитствующих еврейских преступных группировок, покинувших пределы гетто.


Возможно, кто-то будет продолжать искать злой умысел и вину немцев в гибели Варшавского гетто, но этим исследователям я предложу задуматься над тем, почему немцы не трогали сотни других гетто, где не было коррупции, контрабанды, рекета, антисанитарии, не разворовывались посылки Красного Креста, работали предприятия?

Как пример, можно привести сравнимое с Варшавским по количеству людей, гетто Терезиенштадт, где немецкие и чешские евреи поддерживали образцовый порядок. Еврейский Совет старейшин Терезиенштадта неоднократно сообщал инспекторам Красного Креста, что они пользуются на удивление благоприятными условиями, учитывая, что Германия шла к поражению в войне, а мировое еврейство было первым, кто призвал к её уничтожению ещё в 1932 г.


Руководитель юденрата в гетто Белостока (город на северо-востоке Польши) Эфраим Бараш сумел переоборудовать жилые дома в цеха, раздобыть инструменты и станки, наладить работу более 20 фабрик, которые с честью выполняли заказы немецкой армии.

Регулярные комиссии, в том числе из Берлина, всегда отмечали образцовый порядок, чистоплотность и трудолюбие его жителей. В немецкой части города Бараш не раз организовывал выставки, демонстрирующие искреннее желание еврейского народа способствовать военным усилиям Германии.
Более того, в ноябре 42-го немцы провели укрупнение гетто Белостока за счёт оптимизации бесполезных окрестных гетто.


Следует заметить, что во многих гетто Восточной Европы еврейские кварталы из-за тотальной антисанитарии превращались в зону повышенной эпидемиологической опасности - там вспыхивали эпидемии тифа и дизентерии.
http://rassenia.info/index.php?q=http%3A%2F%2Fru-an.info%2Fnews%2F5064%2F

Причиной смертности среди еврейского населения в гетто на 80% были инфекционные заболевания, обусловленные неприятие европейских гигиенических процедур религиозным иудаизмом.

Приведённая здесь история Варшавского гетто выглядит достаточно необычно, однако всё, что здесь было написано, на 100% взято из еврейских источников, а вся статья строится на них примерно на 80%.

Если научиться очищать холокостные истории от пропагандистской шелухи, избавляться от навязчивых субъективных оценок и извлекать «голую информацию» - вы чаще всего обнаружите прямо противоположный смысл произошедшего.

Пожилого еврея заставили стоять возле кладбища, надев ему на шею «еврейскую звезду». Люблин, Польша

Наверное, единственное, в чем поляки охотно и в массовом порядке сотрудничали с гитлеровцами, так это в уничтожении евреев. Случаи помощи евреям были настолько редки, что об этом пишут книги и снимают фильмы. Накануне немецкой оккупации еврейская община Польши насчитывала 3 300 000 человек. Она была самой крупной в Европе и составляла 10 процентов от общего населения страны.
После войны в живых оставалось всего 380 000 польских евреев. Сегодня в Польше их менее тысячи.
Из еврейских погромов, учиненных поляками во время гитлеровской оккупации наиболее известен пожалуй погром в Едбавне. Сначала поляки убивали евреев в Едбавне и его окрестностях по одиночке — били палками, забивали камнями, отрубали головы, оскверняли трупы. 10 июля 1941 г. поляки собрали около 40 человек из числа оставшихся в живых евреев на центральной площади города. Им было приказано разбить установленный там памятник В.И. Ленину. Затем их заставили под пение советских песен вынести за город обломки этого памятника, которые были затем захоронены на еврейском кладбище. Во главе этой траурной колонны шел местный раввин. После этого всех евреев, в том числе женщин и детей, завели в пустой амбар, хладнокровно расстреляли, а тела закопали там же. Однако этим дело не ограничилось. К вечеру в этот амбар согнали остальных евреев из числа жителей Едбавне, включая женщин и детей, и сожгли заживо. Общее количество жертв составило не менее 1600 человек.
Несколько немецких шуцманов, присутствовавших при этом, не вмешивались.
Лет десять назад мне пришлось стать свидетелем страшного разговора. Корреспондентка (американка, как помнится) задала вопрос пожилой польке, свидетельнице произошедшего, рассказывавшей о погроме: "Как Вы относитесь к этим событиям сегодня, почти 60 лет спустя?" Ответ меня потряс до глубины души: "Я сама сегодня сделала бы тоже самое". Может я и усомнился бы в ее ответе, если бы на вопрос "А что стало с домами и имуществом?" она не ответила совершенно равнодушно "Забрали себе, конечно".
Произошедшее тщательно скрывалось после войны и только в конце мая 2001 года польский католический епископат принес покаяние за истребление евреев в Едвабне. А в июле 2002 и польское правительство официально признало, что преступление было совершено не немецкими солдатами.
Еврея заставляют брить бороду Аврааму Ишаяху Апельштейну, городскому шойхету (квалифицированному резнику). Олькуш, Польша
Стоит ли тогда удивляться, что в докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось: с ноября 1944 года, по декабрь 1945 года (то естб после уъхода гитлеровцев) был убит по доступным сведениям 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе упоминались четыре типа нападений:
- нападения вследствие распространения слухов об убийстве польского ребёнка (Люблин , Жешув , Тарнов , Сосновичи).
- шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности.
- убийства с целью грабежа.
- убийства, не сопровождавшиеся грабежами, в большистве случаев совершаемые путём бросания гранат в еврейские убежища .
Немецкие солдаты в поезде по дороге в Польшу; на поезде надпись: «Мы едем в Польшу стегать евреев». Германия, 1939
Наиболее известен погром в Кракове 11 августа 1945 года. Начавшись с бросания камней в синагогу он завершился нападением на евреев и их жилье и был прекращен только силами Войск Польского и Советской армии.
Главного раввина города провозят по улицам верхом на мусорном баке с надписью: «Евреи - наше несчастье»; в его руках плакат на немецком языке: «Мы хотели развязать войну». Лодзь, Польша

Второй - 4 июля 1946 года в Кельце. До войны половина населения была евреями. К погрому из 20 тысяч уцелело 200. В основном бывшие узники концлагерей.
Поводом послужил рассказ 8-летнего пацана, исчезнувшего из дома 1 и вернувшегося 3 числа. Его мол похитили евреи и хотели убить. Позже выяснилось, что отец услал его в деревню, где ему и объяснили, что надо говорить.
В 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера !». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом, которая разоружила собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших. Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

В ходе погрома было убито около 40 евреев, среди них дети и беременные женщины, а также больше 50 человек ранено.
В ходе погрома были убиты также двое пытавшихся противостоять погромщикам поляков.

Финалом этого погрома стали 9 расстрелянных и трое посаженных поляков. Но цель была достигнута. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне — 8000, то после погрома в течение июля — 19 000 , в августе 35 000 человек.