Кем был человек в железной маске. Узник в железной маске: кто это был на самом деле

Очень хорошо, что на ВО так много людей неравнодушных, и они очень часто подсказывают, о чем писать. Например, после материала про замок ИФ многим захотелось подробнее узнать про мифическую Железную Маску и замок на острове Сент-Маргерит, в котором его содержали по роману Дюма «Виконт де Бражелон или Десять лет спустя». И вот что обо всем этом, оказывается, можно (и должно рассказать!) Путем разных хитроумных подсчетов вроде бы удалось установить, что этот самый узник родился около 1640 года, а умер 19 ноября 1703 года. Под номером 64389000 он содержался в разных тюрьмах, включая (c 1698 г.) и Бастилию, причем содержался он там в бархатной маске (и только лишь в позднейших легендах она превратилась в железную).

Самый лучший вариант «железной маски» из одноименного кинофильма 1962 года с Жаном Маре в роли Д’Артаньяна.

Впервые об этом таинственном человеке было написано в книге «Тайные записки по истории персидского двора», напечатанной в Амстердаме в 1745 – 1746 гг., и вот там-то и сообщалось, что «Железная Маска» - это герцог Вермандуа, сын короля Людовика XIV и его любовницы Луизы де Лавальер, которого посадили в тюрьму за пощечину дофину. Впрочем, эта история абсолютно неправдоподобна, поскольку реальный Людовик Бурбонский умер в 1683 году, когда ему было 16 лет.


Фильм 1962 года: кардинал Мазарини поручает Д’Артаньяну привести узника с острова Сент-Маргерит, чтобы подменить им тяжело больного короля Франции.

Затем к драме «Железной маски» приложил свою руку великий Вольтер. В сочинении «Век Людовика XIV» (1751 г.) первым написал о том, что «Железная Маска» не кто иной, как брат-близнец Людовика XIV, абсолютно на него похожий, и потому очень опасный в качестве возможного узурпатора.


Узник в железной маске на анонимной гравюре времен Великой Французской революции.

Голландские писатели, не питавшие любви к Франции и старавшиеся бросить тень на ее королей при всяком удобном случае, заявляли, что «Железная Маска» - это… камергер и любовник королевы Анны Австрийской и потому настоящий папа Людовика XIV. Затем о «Железной маске» рассказал иезуит Гриффе, который девять лет служил духовником в крепости Бастилия, в 1769 году опубликовавший сочинение, в котором привел дневник королевского лейтенанта Бастилии, согласно которому 19 сентября 1698 года с острова Святой Маргариты сюда в портшезе доставили узника, чье имя было неизвестно, а лицо закрывала черная бархатная (но никак не железная) маска.


А вот он и остров – все точно так, как в кино!

Умер он 19 ноября 1703 года. Ну, а что касается Вольтера, то он в своем «Философском словаре» в статье про Анну Австрийскую написал, что ему известно больше, чем знал Гриффе, но так как он француз, то вынужден хранить молчание.


Зачем в кинофильме «Железная маска» 1929 года этой самой маской узнику закрыли всю голову? А как почесаться?

То есть это был старший, но незаконный сын Анны Австрийской, и что, мол, уверенность в ее бесплодности рождением этого ребенка была опровергнута; но потом у нее родился Людовик XIV от своего законного супруга, ну, а Людовик XIV, достигнув совершеннолетия, обо всем этом узнал и велел заточить братца в крепость. Тут же появились инсинуации, достойные самого Дюма: «Железная маска» - сын герцога Бэкинегэма, «Железная маска» плод брака Анны Австрийской с кардиналом Мазарини, «дитя любви» от капитана кардинальской гвардии Доже де Кавуа, принца Конде, ну и так далее, и все в таком же роде.

От фильма к фильму маска становилась все страшнее…

Аббат Суляви в 1790 году также утверждал, что «Железная маска» - брат-близнец Людовика XIV, которого Людовик XIII велел воспитывать в тайне, дабы предсказанные ему несчастья, связанные с рождением близнецов, не осуществились. Ну, а уже после смерти кардинала Мазарини Людовик XIV все узнал, но велел заточить брата в тюрьму, и к тому же, из-за их поразительного сходства приказал носить маску. В годы Великой французской революции эта точка зрения была общепринятой и именно на ее основе А. Дюма и написал свой роман.


И еще страшнее… и глупее!

Есть сведения, что узник в черной бархатной маске в списках Бастилии значился под именем Маттиоли. И вроде бы это был авантюрист Антонио Маттиоли, в 1678 году обещавший Людовику XIV с помощью предательства сдать крепость Казале. За это темное дело он вроде бы получил 100000 скудо, но затем выдал эту тайну одновременно Савойе, Испании и Австрии. За это его поймали и сначала держали на острове Сент-Маргерит, а после перевели в Бастилию. Это предположение поддерживало большинство историков конца XIX века.


План форта Рояль 1775 года.

Затем криптоаналитиком Этьеном Базери был расшифрован некий документ, на основании которого он сделал вывод, что несчастным узником в маске являлся генерал Вивьен де Булонд, но была и такая точка зрения, что «Железной маской» был дворянин Армуаз, который в 1672 году в испанских Нидерландах устроил заговор, направленный против Людовика XIV, но был схвачен в 1673 году и заключен в Бастилию.


Дозорная башенка и карронада форта Рояль.

Но были и такие версии, ну просто явно фантастического свойства. Например, «Железную Маску» отождествляли с опальным суперинтендантом Николя Фуке, проштрафившимся министром Людовика XIV, умершим на самом деле в Пиньероле, или английским герцогом Монмутом, который поднял восстание против короля Якова II и затем был казнен в 1685 году.


Вид на форт Рояль с моря.

Есть и такая версия, вполне достойная пера Бушкова и некоторых авторов здесь на ВО, что так враги России прятали настоящего царя Петра I, который поехал в Европу с «Великим посольством», и был подменен, а в Россию вместо него приехал подосланный иезуитами либо масонами враждебный всему русскому самозванец.


Стена форта.

В 1963 году Шарль Бенекрут, французский историк, «родил» еще одну версию: по его мнению, «Железная Маска», не кто иной, как сам кардинал Мазарини. Дескать, было так: в 1614 году из Полинезии во Францию вывезли 12-летнего туземца-альбиноса, словно две капли воды походившего на кардинала Мазарини. Сходство это в 1655 году заметил герцог де Голль. Он и решил подменить Мазарини на туземца, и это у него получилось просто замечательно. Туземец занял место первого министра (вот как некоторых «забирает»!) при Людовике XIV, а на самого Мазарини надели «железную маску».


Ворота в форт.

В 1976 году советский исследователь Ю.Татаринов высказал свое предположение, что «железных масок» было несколько: сначала это был экс-министр Фуке, потом неудачник Маттиоли и тот же Эсташ Доже. В любом случае всех этих людей везли потом на остров Сент-Маргерит – самый большой из Леринских островов, что расположен всего лишь в километре от знаменитого города Канны на Французской Ривьере. Сам этот остров протянулся с востока на запад на 3 км, а ширина его всего 900 м. Вот на этом-то участке суши и стоит главный туристический объект острова – форт Рояль, форт и одновременно тюрьма, где и держали знаменитую «Железную Маску» и где он выбрасывал тарелки в окно с призывами о помощи.


Камера «Железной Маски».

Сначала, то есть еще во времена Древнего Рима, остров назывался Леро. Потом крестоносцы, отправлявшиеся в Святую Землю, выстроили на нем часовню в честь святой Маргариты Антиохийской. В XIV веке некий Раймонд Феро, измыслил, что на этом острове обитала Святая Маргарита, возглавлявшая на нем сообществом дев-монахинь.


Церковь Св. Маргариты. Здесь узник молился и исповедовался.

Но уже в 1612 году островом стал владеть Клод де Лоран, герцог Шеврезский. А вскоре на нем построили и форт Рояль. В 1635 году остров захватили испанцы, но через два года французы их прогнали. Затем, так же, как и замок Иф, форт Рояль стал королевской тюрьмой, но зато в течение XVIII века тамошнее поселение Сент-Маргарет все росло и росло, так как ему приходилось обслуживать расположенный на острове гарнизон.


Морской музей с камерой «Железной Маски».


Накануне Второй мировой войны на острове Сент-Маргерит были построены два бетонных дота для обороны острова.

Сегодня весь остров Сент-Маргерит зарос густым лесом из эвкалиптов и пиний. В поселке на острове имеется около двадцати строений, рассчитанных, прежде всего, на обслуживание туристов. Ну, а в самом форте открыт Морской музей, где можно увидеть находки, обнаруженные на затонувших римских и арабских кораблях, и где для туристов открыты бывшие камеры, ну и, разумеется, камера «Железной Маски» и римские цистерны, в которых римляне держали свежевыловленную рыбу. Для любителей военных мемориалов там имеются небольшое кладбище французских солдат-участников Крымской войны, и также кладбище североафриканских солдат, что воевали за Францию в годы Второй мировой войны. Есть там и небольшое имение, принадлежащее Виджая Малльи - индийскому миллионеру и владельцу команды «Формула 1 Форс Индия». Ну, такой вот он эксцентричный субъект, что пожелал иметь там для себя виллу, однако этим достопримечательности там и исчерпываются.

Поздней осенью 1703 года в Париже на кладбище было погребено тело таинственного арестанта. Имя погибшего было скрыто псевдонимом Железная маска. Со второй половины восемнадцатого столетия ученые и исследователи спорят о том, кем был узник в маске, последним пристанищем которого оказалась Бастилия. Легенда стала основой для пересудов и поиска претендентов на роль заключенного. Информация до сих пор хранится в тайне, а произведение «Железная маска» подогревает интерес читателей к событиям той эпохи.

История происхождения

Реальное имя заключенного Бастилии, который стал поводом для домыслов и легенд, неизвестно. Его вторым псевдонимом оказался тюремный номер: 64489001. Исследователи предполагают, что дата рождения молодого человека близка к сороковым годам семнадцатого столетия, а на протяжении жизни мужчина успел побывать в нескольких тюрьмах. Любопытно, что железная маска, надеваемая пленником, оказалась вымыслом. В действительности узник носил бархатную маску, которая помогала оставаться неузнанным и не причиняла неудобств. Его личность была неизвестной даже для надзирателей.

Впервые об узнике Бастилии заговорили при правлении . Вдова брата короля Шарлотта Елизавета Баварская в письмах к родственнице, отосланных в 1711 году, поделилась сплетнями, ходившими при дворе. Женщина писала, будто бы при дворе говорили о таинственном заключенном, чья личность остается неизвестной, так как лицо постоянно покрыто железной маской. Шарлотта уверяла, что мистер Икс, скрывающийся под металлом, – английский лорд, участвовавший в заговоре против короля Англии Вильгельма Оранского III.

Затем данные о неизвестном, находящемся под стражей, огласили в «Секретных записках по истории Персии», вышедших в свет в 1745 году. В подражание Монтескье анонимный автор создал исследовательское произведение в художественном стиле. Неизвестный литератор описал историю о Жиафере, незаконнорожденном сыне Людовика XIV, попавшем в тюрьму за пощечину, отвешенную сводному брату – дофину. Внебрачный сын короля и Луизы де Лавальер якобы попал под тюремный надзор в 16 лет.


Гравюра "Железная маска"

В 1751 году издал книгу под названием «Век Людовика XIV». Дважды побывав в заключении в Бастилии, писатель не понаслышке знал о происходящем в тюрьме. Вольтер видел тех, кто прислуживал Железной маске. Несмотря на то, что реальными фактами он не располагал, литератор предполагал, что под завесой тайны скрывается брат французского короля. Вольтер считал, что сын и ее фаворита скрывался от глаз общественности в Бастилии.

Легенды и версии

Идеи о происхождении таинственной персоны выдвигали Шансель де Лангранж, Сенак де Мельян, Гриффе, аббат Папон, Ленге, Шарпантье и Сулави. Некоторые уверяли, что виной всему – тайна Бурбонов, заключавшаяся в недобропорядочности королевы. Сохраняя имя заключенного, по приказу королевской фамилии из реестра Бастилии исключили лист с его данными. Достоверно известно, что информация находилась на 120 листе и была засвидетельствована в 1698 году, в момент прибытия узника.


Сплетники восемнадцатого столетия поговаривали, что произошел дворцовый переворот, в результате которого на троне сидит брат-близнец короля, а истинный правитель находится под замком. Это предположение оставило след на репутации Бурбонов и подлинности родословной. В начале 19 века эту теорию пропагандировали сторонники , уверявшие, что Наполеон – потомок истинного короля.

Эрколя Маттиоли называли в числе претендентов на роль Железной маски. Итальянский авантюрист был знаменит соглашением, заключенным с королем в 1678 году. Маттиоли продал государственную тайну, за что был перевезен в Бастилию.


Это не единственная версия о заключенном не голубых кровей. Генерал Булонд тоже мог скрываться под маской. Информация из секретных дневников Людовика XIV дает возможность предположить, что после проступка, совершенного во время Девятилетней войны, генерал был заключен в тюрьму.

Из достоверных источников известно, что Железная маска содержался в компании восьми других преступников в крепости Пиньероль. История товарищей по несчастью не впечатляет. Одни были переведены в другие тюрьмы и погибли, некоторых освободили. Споры о том, кем мог быть таинственный человек, скрывавшийся под железной маской, не утихают и сегодня.

Экранизации

В легенде о Железной маске существуют недоговоренности и нестыковки, порождающие любопытные сюжеты, которые режиссеры используют в экранизациях. Легенда о таинственном узнике Бастилии стала основой для нескольких полнометражных картин. В них снялись признанные актеры, благодаря которым фильмы хочется пересматривать вновь и вновь.

Впервые история о таинственном узнике представлена на больших экранах в 1962 году. Кино снял Анри Декуэн. Главным действующим лицом стал в воплощении , посланный вызволить пленника. Мушкетер не поспевает вовремя и находит камеру пустой, так как Железной маске помогла сбежать влюбленная в него дочь начальника Бастилии.


Кадр из фильма "Железная маска"

В 1976 году публике была предложена новая интерпретация, в которой главного героя изобразил . Сюжет описывал брата-близнеца короля, влюбившегося в дочку сокамерника. Людовик перевел заключенного на остров Сен-Маргарет, узнав о его чувствах, и заковал его лицо в маску. В это время Д"Артаньян помог главе правительства подменить братьев, чтобы осуществить дворцовый переворот.

В 1998 году сыграл роли Людовика XIV и его близнеца Филиппа, закованного в железную маску, в одноименной ленте. Фильм запомнился масштабом и громкими именами артистов, ведь в нем снялись , и . Сегодня картина считается крупнейшей среди экранизаций истории узника Бастилии.

19 ноября 1703 года в Бастилии умер узник, который вошел в историю как «человек в железной маске». Тайна жизни этого человека, который был пожизненно заключенным при Людовике XIV , уже много веков интересует историков и писателей. Впрочем, многих волнует вопрос: существовал ли он вообще или это просто выдумка и легенда

Самыми известными легендами о Железной Маске являются труды Вольтера . Еще в 1751 году он пишет о том, как на остров Святой Маргариты прибыл некий молодой узник, на лице которого была железная маска. Позже за ним приехал помощник военного министра маркиза де Лувуа и перевез его в Бастилию, где узника содержали в шикарных условиях. Кормили изысканными блюдами, одевали в лучшие одежды и выполняли любой приказ. На стол ему накрывал даже сам губернатор. Все это указывало на то, что этот узник был выходцем из знатного рода.

Позже Вольтер снова упомянул о Железной Маске уже в другой своей книге. Он писал, что пленник носил эту маску даже при враче. А все потому, что в его чертах лица было удивительное сходство с какой-то очень известной особой при дворе. А еще позже Вольтер и вовсе прямо заявлял, что узник в маске был родным братом Людовика XIV. Именно эта версия является одной из самых популярных, особенно в кинематографе и литературе.

Пять самых интересных версий:

Узник в железной маске был братом-близнецом Людовика XIV.

Людовику XIII предсказали, что если у него родятся близнецы, то они принесут ему несчастья и скорую смерть. Поэтому, когда у него родились два сына-близнеца, он спрятал одного из них вдали от дома. Когда Людовик XIV, будучи уже королем, узнал о брате, он нашел его и заточил навсегда, надев на него железную маску, чтоб никто никогда не узнал их тайну.

Узник в железной маске был сводным старшим братом Людовика XIV.

По этой версии, человек в маске был старшим братом короля, которого Анна Австрийская родила от своего любовника, а не законного мужа короля Людовика XIII. Опасаясь гнева своего супруга, Анна вынуждена была спрятать младенца.

Узник и Людовик XIV — сыновья Анны Австрийской, но не короля.

Также существует версия, по которой Людовик XIV и «человек в железной маске» действительно были братьями, братьями по матери. Но ни один из них не был сыном короля. Следовательно, законных прав на престол не имел ни один, ни второй. Но если отцом «человека в железной маске» был один из многочисленных любовников Анны Австрийской, то отцом будущего Людовика XIV — кардинал Мазарини . Пользуясь своим влиянием при дворе, кардинал мог оставить своего сына в качестве будущего короля, а второго ребенка Анны Австрийской держать в тайне.

Итальянское происхождение узника.

После смерти таинственный узник был похоронен под именем Марчиолли. В связи с этим появились предположения о возможных итальянских корнях узника. Якобы заключенного на самом деле звали Эрколь Антонио Маттиоли . А при захоронении, из-за путаницы в языках, могли написать неправильно. А ведь в историю действительно вошел шпион Маттиоли. Он впервые появился при французском дворе в 1678 году и выдавал себя за испанского министра. Позже он провернул серию афер, пытался выдать государственную тайну короля и за это был жестоко наказан. Его поместили в тюрьму, и на лице у него всегда была железная маска. Впрочем, эта версия имеет очень много спорных нюансов.

Три узника в бархатных масках.

Версия, которая больше всего подтверждена фактами.

На острове Святой Маргариты, а затем в Бастилии, в течение почти тридцати лет содержались целых три узника, чьи лица были закрыты масками. Правда, они были бархатными, а не железными. Один из них — действительно авантюрист Маттиоли. Второй — министр Николя Фуке , который попал в заточении из-за конфликта с королем. По долгу службы он знал столько королевских тайн, что допустить его контактов с другими людьми было невозможно. Фуке был настолько умен, что подстраховался: в случае его насильственной смерти, некие государственные секреты всплыли бы из рук верных Фуке людей и погубили бы короля. Поэтому Людовик XIV вынужден был оставить опального министра в живых.

И, наконец, третий узник в маске — Эсташ Доже . Считается, что это был священник, узнавший о романе Людовика XIV с мадам Монтеспан . За что и поплатился свободой.


В 1698 году в Бастилию доставили заключенного, лицо которого скрывала ужасная железная маска. Его имя было неизвестно, а в тюрьме он числился под номером 64489001. Созданный ореол таинственности породил немало версий, кем мог быть этот человек в маске.



О переведенном из другой тюрьмы узнике начальство не знало ровным счетом ничего. Им было предписано поместить человека в маске в самую глухую камеру и не разговаривать с ним. Через 5 лет заключенный умер. Он был похоронен под именем Марчиалли. Все вещи покойника сожгли, а стены расковыряли, чтобы не осталось каких-либо записок.

Когда в конце XVIII века под натиском Великой французской революции Бастилия пала, новое правительство обнародовало документы, проливающие свет на судьбы заключенных. Но в них о человеке в маске не было ни единого слова.


Иезуит Гриффе, бывший духовником в Бастилии в конце XVII века, писал, что в тюрьму доставили узника в бархатной (не в железной) маске. К тому же, заключенный надевал ее только тогда, когда в камере кто-нибудь появлялся. С медицинской точки зрения, если бы узник действительно носил личину из металла, то это неизменно изуродовало его лицо. Железной маску «сделали» литераторы, которые делились своими предположениями, кем на самом деле мог быть этот загадочный заключенный.


Впервые об узнике в маске упоминается в «Тайных записках Персидского двора», изданных в 1745 году в Амстердаме. Согласно «Запискам», заключенным № 64489001 был не кто иной, как внебрачный сын Людовика XIV и его фаворитки Луизы Француазы де Лавальер. Он носил титул герцога Вермандуа, якобы дал пощечину своему брату Великому Дофину, за что и угодил за решетку. На самом деле, эта версия неправдоподобна, т. к. внебрачный сын французского короля умер в 16-летнем возрасте в 1683 году. А по записям духовника Бастилии иезуита Гриффе, неизвестного заключили в тюрьму в 1698 году, а скончался он в 1703 году.



Франсуа Вольтер в своем произведении «Век Людовика XIV», написанном в 1751 году, впервые указал, что Железной Маской вполне мог быть брат-близнец Короля-солнце. Чтобы не возникло проблем с престолонаследием, одного из мальчиков воспитывали тайно. Когда же Людовик XIV узнал о существовании брата, то обрек его на вечное заточение. Эта гипотеза настолько логично объясняла наличие у заключенного маски, что она стала самой популярной среди прочих версий и впоследствии была не раз экранизирована режиссерами.



Существует мнение, что маску вынужден был носить известный итальянский авантюрист Эрколь Антонио Маттиоли. Итальянец в 1678 году заключил соглашение с Людовиком XIV, по которому обязывался заставить своего герцога сдать крепость Казале королю в обмен за вознаграждение в 10 000 скудо. Деньги авантюрист взял, но договор не выполнил. Более того, Маттиоли выдал этот государственный секрет еще нескольким странам за отдельное вознаграждение. За эту измену французское правительство отправило его в Бастилию, заставив надеть маску.



Некоторые исследователи выдвигали совсем уж неправдоподобные версии о человеке в железной маске. По одной из них, этим узником мог быть российский император Петр I. Именно в тот период Петр I находился в Европе со своей дипломатической миссией («Великое посольство»). Самодержца якобы заточили в Бастилию, а вместо него домой отправили подставное лицо. Мол, как иначе объяснить тот факт, что царь уезжал из России свято чтившим традиции христианином, а обратно вернулся типичным европейцем, пожелавшим сломать патриархальные устои Руси.

В прошлых веках при помощи масок не только скрывали лица людей, но и делали из них настоящие орудия пыток. Одним из таких была

Железная маска (фр. Le masque de fer) – таинственный узник времён Людовика XIV, содержавшийся в различных тюрьмах, включая Бастилию, и носивший бархатную маску (позднейшие легенды превратили эту маску в железную). Умер 19 ноября 1703 года.

Маска – это символ преобразования, изменения и одновременно сокрытия, тайны. Маска наделяется способностью преобразовывать наличное в желаемое, преодолевать грань собственной природы; таков магический аспект преображения, свойственный и маскам религиозных ритуалов, и маскам театральных представлений (ведущим свое происхождение от первых). Маска наделяется также негативным значением. Так, согласно поверью, перемена личин свойственна нечистой силе («У нежити своего облика нет, она ходит в личинах»). С этим связано крайне отрицательное отношение церкви к народным праздникам, включающим элемент карнавала, «перемены личины».

Первые сведения о человеке по имени «Железная маска» появились в голландском сочинении «Mémoires secrets pour servir à l’histoire de Perse» в 1745 году. Согласно этих мемуаров «Железная маска» – это герцог Вермандуа, незаконный сын короля Людовика XIV и госпожи Лавальер, давший пощечину своему сводному брату, Великому Дофину, и искупивший эту вину вечным заключением. По официальной версии, Вермандуа скончался в юности в 1683 году. Вольтер в своем «Siècle de Louis XIV» (1751) пробудил всеобщий интерес к этой загадочной личности, относительно которой высказывались разные гипотезы.

Некоторые голландские писатели предполагали, что «железная маска» – иностранец, молодой дворянин, камергер королевы Анны Австрийской и настоящий отец Людовика XIV. Достоверные сведения о «железной маске» дал впервые иезуит Гриффэ, бывший 9 лет духовником в Бастилии, в своем «Traité des différentes sortes de preuves qui servent à établir la vérité dans l’Histoire» (1769), где он приводит дневник королевского лейтенанта в Бастилии и список умерших церкви Св. Павла. По этому дневнику, 19 сентября 1698 с острова Святой Маргариты доставлен был в носилках узник, имя которого было неизвестно и лицо которого было постоянно закрыто чёрной бархатной (а не железной) маской.

Этот узник умер, по дневнику, 19 ноября 1703. Вообще Гриффэ склонялся к высказанному в «Mémoires secrets» мнению о личности «железной маски». В седьмом издании «Философского словаря», в статье Анна Австрийская, Вольтер вернулся к истории «железной маски», указав, что он знает больше, чем Гриффэ, но, как француз, должен молчать.
Один современный толкователь Нострадамуса, специалист в области эзотерической нумерологии, предполагает, что между катренами 96 и 95 Центурии I существует – помимо расположения – и некая скрытая связь, которая прослеживается на основании каббалистических доктрин, взаимоотношений между комбинациями букв еврейского алфавита и цифровых манипуляций, известных под названием «каббала девяти палат». Вероятно, религиозный лидер, о котором говорится в катрене 96 Центурии I («разрушитель храмов и сект»), должен быть тем загадочным ребенком, о котором Нострадамус пишет в катрене 95 той же Центурии

«Около монастыря найдут ребенка – одного из двух близнецов,
Происходящего из старинного монашеского рода.
Его слава, влияние на секты и красноречие будут таковы, что все скажут:
Именно этот человек нам нужен.»

Комментаторы XIX столетия – да и некоторые из современных – традиционно связывали этот катрен с личностью французского короля Людовика XIV. Существовала легенда, что он был незаконным сыном кардинала Мазарини и у него был брат-близнец. Чтобы избежать проблемы с престолонаследием, брата Людовика еще в младенчестве заключили в тюрьму, где он в конце концов состарился и умер, причем не произнес за свою жизнь ни одного слова. Этого узника никто не знал, и в историю он вошел под именем Железная Маска. Однако новейшие исследования показали, что старая интерпретация катрена 95 Центурии I неверна, поскольку, хотя человек в железной маске и существовал, братом – близнецом Людовика XIV он не был. Соответственно нет оснований отрицать, что персонаж данного катрена – это ребенок, ставший впоследствии лидером традиционного христианства (см. катрен 96). Впрочем, даже если эта версия окончательно подтвердится, слова о происхождении ребенка из «старинного монашеского рода» не следует понимать в буквальном смысле – возможно, Нострадамус символически характеризовал глубокие религиозные убеждения этого человека.
Близнец или двойник может выступать как близнечный символ, воплощая принцип дуальности всех явлений. Образ двойника предполагает двойственность элементов, сбалансированную симметрию и динамичное равновесие противоположных сил. Двойничество может развиваться по двум линиям – это и раздвоение и удвоение существа. Вера в существование двойников людей и животных свойственна многим культурам. Образ двойника связан обычно с трагической тематикой, поскольку, как и всякая манифестация множественности, удвоение имеет своим атрибутом страдание и зло. Так, например, в германском фольклоре возникает образ доппельгангера (в дословном переводе «призрак-двойник»), встреча с которым сулит смерть человеку, аналогичное представление имеется в шотландском фольклоре. Другой аспект образа связан с фигурой двойника как олицетворения духовного начала, души. Древние египтяне верили, что двойник, ка, это точная копия человека, невидимая обычным людям. Ка есть не только у людей, но и у богов, растений и животных, даже у камней. Двойник божества мог поведать жрецам о прошлом и будущем. Римляне считали, что у каждого человека есть дух-двойник – охранительный гений.


фаворитка и любовница короля Людовика XIV

Версии о личности человека «Железная маска»
Незаконный брат Людовика XIV. Издателем эта статья дополнена примечанием, в котором говорится, что «железная маска» был старший брат Людовика XIV, незаконный сын Анны Австрийской, уверенность которой в бесплодности была опровергнута рождением этого сына; затем она родила Людовика XIV от своего супруга. Людовик XIV, узнав, уже будучи совершеннолетним, об этом брате, велел его заточить. Linguet, в своей «Bastille devoilée», называет отцом железной маски герцога Бекингэма. St. Michel обнародовал книгу, в которой старался доказать тайный брак королевы Анны с Мазарини.
Брат-близнец Людовика XIV. Аббат Суляви, издавший «Mémoires du Maréchal de Richelieu» (Лондон и Париж, 1790), пытался доказать, что «железная маска» был близнец Людовика XIV. Людовик XIII велел тайно воспитать этого принца, чтобы предотвратить те несчастия, которые, по предсказанию, должны были произойти для королевского дома от этого двойного рождения. После смерти Мазарини, Людовик XIV узнал о рождении брата, велел его заточить и, ввиду их поразительного сходства, заставил его носить железную маску. Во время революции это мнение считалось наиболее верным.
Авантюрист Маттиоли. По другим сведениям, пленник с чёрной бархатной маской был записан в списках Бастилии под именем Marchioli. Сенак де Милхан высказал мнение, на основании итальянских документов, что «железная маска» – не кто иной, как Маттиоли, министр Карла-Фердинанда Мантуанского. К этому же мнению присоединился Руа-Фазильяк в своих «Recherches historiques et critiques sur l’homme au masque de fer» (Париж, 1800). Маттиоли обещал Людовику XIV в 1678, что он убедит своего герцога отдать Франции крепость Казале; он получил 100000 скудо и дорогие подарки, но выдал эту тайну Савойе, Испании и Австрии. Чтобы отомстить ему, французское правительство заманило его на свою территорию и заключило его сначала на острове Святой Маргариты, потом в Бастилии.
Другие версии. Юнг (1873) вместе с Ризе («Die eiserne Maske», Грейфсвальд, 1876) утверждает, что «железная маска» был лотарингский дворянин Армуаз, который в 1672 стоял в испанских Нидерландах во главе заговора против Людовика XIV и был захвачен в 1673. Другие, рано отброшенные и явно фантастические, версии отождествляли Железную Маску с Николя Фуке, министром Людовика XIV, умершим в Бастилии, или с англичанином герцогом Монмаутским, который восстал против Якова II и казнён в 1685. Александр Дюма описал «железную маску» в романе Виконт де Бражелон, как предполагаемого брата-близнеца Короля-Солнце Людовика XIV. Его личным тюремщиком был Шарль де Бац, граф Д"Артаньян.


Игорь Меркулов

Кстати, Луиза-Франсуаза де Лабом-Леблан (фр. Louise-Françoise de La Baume Le Blanc, de la Vallière и de Vaujours; 6 августа 1644, Тур – 7 июня 1710) – герцогиня де Лавальер и де Вожур, фаворитка Людовика XIV.
Была фрейлиной принцессы Генриетты Орлеанской. Несмотря на то что она не отличалась красотой и несколько прихрамывала, ей удалось обворожить короля своей миловидностью и приветливым нравом. У нее было от него четверо детей, из которых осталось в живых двое: Мария-Анна де Бурбон, мадмуазель де Блуа (pодилась в 1666) и Людовик, граф Вермандуа (род. в 1667), предполагаемый заключённый «Железная маска».
В дуалистических мифологиях один из близнецов наделяется положительной символикой, а другой – отрицательной, и тогда вместе они символизируют взаимно уравновешивающиеся доброе и злое начала. В таких случае, как правило, вводится мотив соперничества между братьями-близнецами (египетский миф об Осирисе и Сете и славянский миф о Белобоге и Чернобоге). Кроме того, нередко встречается мотив брака близнецов – брата и сестры, символизирующего единение воплощенных в их образах противоположностей (к примеру, брак египетских Осириса и Исиды). Иногда близнецам приписывалось два отца – обычный человек и тотем, в более развитых мифологических традициях – бог; иногда они считались детьми бессмертного отца и смертной матери. Божественные и человеческие характеристики в этом случае, как правило, остаются раздельно выраженными. Так, например, один из близнецов наделяется бессмертием и символизирует вечное духовное начало человека, его душу, тогда как другой близнец смертен и олицетворяет подверженное деструкции телесное начало. Например, в греко-римской мифологии Диоскуры – смертный Кастор и бессмертный Поллукс были сыновьями Леды и, соответственно, царя Тиндарея и Зевса. Существует древний индоевропейский культ близнецов. Характерными его чертами является связь близнечных персонажей с конями (Ашвины – «обладающие конями» – изображались в виде двух коней), с солнцем и со сменой дня и ночи (Диоскуры появляются на небе в виде утренней и вечерней звезды созвездия Близнецов, Ашвины олицетворяют утренние и вечерние сумерки), с чередованием жизни и смерти (Кастор и Поллукс поочередно пребывают в Аиде и на Олимпе).

Катрены, центурии и пророчества Нострадамуса о событиях мировой истории