Краткое сообщение о любом художнике. Виктор васнецов краткая биография. Васнецов Виктор Михайлович, русский живописец

— это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. Живопись подразделяют на: станковую, монументальную и декоративную.

— в основном представлена работами, выполненными масляными красками на холсте (картоне, деревянных досках или оголите). Представляет собой самый массовый вид живописи. Именно этот вид обычно и применяют к термину "живопись ".

— это техника рисования на стенах при оформлении зданий и архитектурных элементов в зданиях. Особенно распространена в Европе фреска - монументальная живопись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Эта техника рисования хорошо известна ещё со времён античности. Позже, такая техника использована при оформлении многих христианских религиозных храмов и их сводов.

Декоративная живопись — (от латинского слова от decoro - украшать) это способ рисования и нанесения изображений на предметы и детали интерьера, стены, мебель и другие декоративные предметы. Относится к декоративно-прикладному искусству.

Возможности живописного искусства особенно ярко раскрывает станковая живопись с 15 века, с момента массового использования масляных красок. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью, и линия; цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.

Ещё одним отличием в различиях видов живописи является техники исполнения по разновидностям красок. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Хотя рисунки на бумаге и относятся к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой.

Необходимо учитывать, что сам семантический термин "живопись" является словом русского языка. Оно взято для использования как термин в период формирования в России изобразительного искусства в эпоху барокко . Использование слова "живопись" в то время применялось только к определённому виду реалистичного изображения красками. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Развитие в России собственной художественной школы и наследование европейских академических знаний в области искусства, развило область применения русского слова "живопись", вписав его в образовательную терминологию и литературный язык. Но в русском языке так и образовалась особенность значения глагола "писать" в отношении письменности и рисования картин.

Жанры живописи

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т.п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж — один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя - это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.

— этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление - уличные виды городов, передающие атмосферу места. Ещё одним направлением этого жанра является изображение красоты архитектуры конкретного здания - его внешнего вида или изображения его интерьеров.

— жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно - к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Так как в средневековье библейские сюжеты считались "историческим" событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам, событиям из времён античности или национальным легендам.

— отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд (своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина .

— это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Жанровая живопись — сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно - с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру "марина". Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского .

— особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами .

История живописи

Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. В древности чаще можно встретить примеры прикладной и монументальной живописи с техникой рисования по штукатурке. Во времена античности, большее значение придавалось таланту исполнителя, художники были ограничены в технологии изготовления красок и возможности получить систематизированное образование. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.

Роспись римской фрески (Помпеи I век до н.э.), пример уровня техники античной живописи:

"Тёмные века" средневековья, воинствующее христианство и инквизиция приводят к запретам на изучение художественного наследия античности. Огромный опыт античных мастеров, знания в области пропорций, композиции, архитектуры и скульптуры оказываются под запретом, а многие художественные ценности уничтожаются из-за их посвящения античным божествам. Возвращение к ценностям искусства и науки в Европе происходит только в период Ренессанса (возрождения).

Художникам раннего Ренессанса (возрождения) приходится навёрстывать и возрождать достижения и уровень античных художников. То, чем мы восхищаемся в работах художников раннего Возрождения, было уровнем мастеров Рима. Наглядный пример потери нескольких веков развития европейского искусства (и цивилизации) в период "тёмных веков" средневековья, воинствующего христианство и инквизиции - разница между этими картинами 14 веков!

Возникновение и распространение технологии изготовления масляных красок и техники рисования ими в 15 веке порождает развитие станковой живописи и особый вид продукции художников - цветные картины масляными красками на грунтованном холсте или дереве.

Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса , во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат "О живописи" 1436 г.). Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек " (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.

Но яркое и массовое развитие живопись получила, начиная с 16-17 веков, когда стала распространенной техника масляной живописи, появились различные технологии изготовления красок и сформировались школы живописи. Именно система знаний и художественного образования (техника рисования), в сочетании со спросом на произведения искусства у аристократии и монархов приводит к бурному расцвету изобразительного искусства в Европе (период барокко).

Неограниченные финансовые возможности европейских монархий, аристократии и предпринимателей стали прекрасной почвой для дальнейшего развития живописи в 17-19 веках. А ослабление влияния церкви и светский образ жизни (помноженные на развитие протестантизма) позволили родиться множеству сюжетов, стилей и направлений в живописи (барокко и рококо).

В ходе развития изобразительного искусства, художниками сформировано множество стилей и техник, которые приводят к высочайшему уровню реализма в произведениях. К концу 19 века (с приходом модернистских течений) в живописи начинаются интересные трансформации. Доступность художественного образования, массовая конкуренция и высокие требования к мастерству художников у публики (и покупателей) порождают новые направления в способах выражения. Изобразительное искусство уже не ограничено только уровнем техники исполнения, художники стремятся внести в произведения особые значения, способы "взгляда" и философию. Что часто идёт в ущерб уровню исполнения, становится спекуляцией или способом эпатажа. Разнообразие возникающих стилей, оживлённые обсуждения и даже скандалы порождают развитие интереса к новым формам живописи.

Современные компьютерные (цифровые) технологии рисования относятся к графике и не могут называться живописью, хотя многие компьютерные программы и оборудование позволяют полностью повторять любые техники рисования красками.

Васнецов Виктор Михайлович , русский живописец.

Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий (“Народная азбука” Столпянского, издавалась в 1867; “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя, издавалась в 1874).

В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (“С квартиры на квартиру”, 1876, “Военная телеграмма”, 1878, – обе в Третьяковской галерее).

В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.

Васнецов создал картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Аленушка” (1881), проникнутая искренней поэтичностью, “Иван-царевич на сером волке” (1889), “Богатыри” (1881-98), исполненные веры в богатырские силы народа, “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897, все в Третьяковской галерее).

С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке “Снегурочка” А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв.

Пейзажные фоны произведений Васнецова на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия (“Аленушка”), то эпические по характеру (“После побоища Игоря Святославича с половцами”), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи.

В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное панно “Каменный век” для Исторического музея в Москве, в 1885-96 – большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора Васнецов пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок.

Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль “модерн”. Васнецов исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба – в Третьяковской галерее), иллюстрации к “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва).

По его рисункам сооружены церковь и сказочная “Избушка на курьих ножках” в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами (“Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”, 1918; “Кащей Бессмертный”, 1917-26; обе картины – в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Когда речь заходит о художниках, работавших над «оживлением» былин, сказок и легенд, одним из первых вспоминается именно Васнецов. Биография для детей традиционно будет начинаться с момента рождения талантливого мастера и его детства.

Как прошло детство будущего художника?

А родился Виктор Михайлович 15 мая 1848 г. в селе под названием Лопьял, близ Вятки. Его отец, Михаил Васильевич, был местным священником. После рождения сына он был вынужден переехать в другое место - село Рябово. Мама будущего художника, Аполлинария Ивановна, растила шестерых сыновей (сам Виктор был вторым).

Жизнь семьи Васнецовых нельзя было назвать особо богатой. В их доме одновременно присутствовали обычаи и уклады, характерные как для сельской, так и для городской жизни. После смерти жены за главного остался отец семейства, Михаил Васнецов. Биография для детей, рассказывающая об основных моментах жизни будущего художника, продолжается. Михаил Васильевич был умным и хорошо образованным человеком, поэтому постарался привить всем своим сыновьям пытливость, наблюдательность, дать им познания в самых разных областях. А вот рисовать детей учила бабушка. Несмотря на бедность, взрослые всегда находили средства на покупку интересных научных журналов, красок, кистей и других принадлежностей для творчества и учёбы. Виктор Васнецов уже в детстве проявил необычайную склонность к рисованию: на первых его зарисовках встречаются живописные деревенские пейзажи, а также сцены сельской жизни.

Других жителей деревни Виктор Васнецов воспринимал как своих добрых приятелей и с удовольствием слушал сказки и песни, которые те рассказывали во время посиделок при приглушенном свете и треске лучины.

Васнецов не представлял своей жизни без рисования ещё с ранних лет

Васнецов Виктор Михайлович, биография которого сегодня является темой нашей беседы, начал рисовать очень рано. Но в те времена было принято, чтобы сын шёл по стопам отца, поэтому он сначала пошёл учиться в духовное училище, а потом - в семинарию в Вятке. Будучи семинаристом, Васнецов постоянно изучал летописи, жития святых, хронографы, различные документы. А особое внимание привлекала древнерусская литература - она ещё больше укрепила любовь к русской старине, которой и без того отличался Васнецов. Биография для детей, посвященная этому удивительному художнику, должна упомянуть и о том, что именно в семинарии Васнецов получил глубокие знания в области православной символики, которые потом пригодились ему во время работы над

Обучение в семинарии не помешало Виктору Михайловичу усердно заняться изучением живописи. В 1866-1867 гг. из-под его руки вышли 75 чудесных рисунков, которые в итоге послужили иллюстрациями для «Собрания русских пословиц» Н. Трапицина.

Сильное впечатление на Васнецова произвело знакомство с Э. Андриоли - польским художником, находившимся в ссылке. Андриоли рассказывает своему юному другу про академию художеств, что в Санкт-Петербурге. Васнецов тут же загорелся желанием поступить туда. Отец художника не возражал, но сразу предупредил, что материально помогать не сможет.

Начало самостоятельной жизни в Петербурге

Впрочем, без поддержки Васнецов не остался. Андриоли и его знакомый епископ Адам Красинский поговорили с губернатором Кампанейщиковым, и тот помог им продать картины «Молочница» и «Жница», которые нарисовал Васнецов. Биография для детей должна включать в себя ещё несколько интересных моментов, связанных с этим. За проданные картины Васнецов получил 60 рублей, и с этой суммой отправился в Петербург. Скромность и неуверенность юноши не позволили ему даже взглянуть на список зачисленных в академию после сдачи экзаменов. Виктор через знакомых смог устроиться рисовальщиком, чтобы заработать себе на прожитьё. Позднее Васнецов находит себе занятие по душе и начинает рисовать иллюстрации для журналов и книг. Тогда же он поступает в школу Общества поощрения художников, где знакомится с И. Крамским, которому ещё предстоит сыграть в жизни молодого художника важную роль.

Обучение в Академии художеств и дальнейшая жизнь художника

В 1868 г. Васнецов вновь делает попытку поступить в академию Петербурга. И узнаёт, что в прошлый раз ему всё-таки удалось успешно сдать экзамены.

Время обучения в академии подарило Виктору Михайловичу множество новых интересных знакомств. Здесь он сближается и начинает дружить с Репиным, Поленовым, Куинджи, Суриковым, Максимовым, братьями Праховыми, Антокольским, Чистяковым.

Уже в течение первого года учёбы Васнецов получает серебряную медаль, а затем - ещё две малые медали за этюд с натуры и рисунок «Два обнажённых натурщика». Ещё через два года преподаватели наградили его за рисунок «Христос и Пилат перед народом», на сей раз - большой серебряной медалью.

Период этот стал для Васнецова весьма непростым. В 1870 г. скончался отец художника, и тот стал заботиться своём дяде по материнской линии, который тоже грезит о славе талантливого художника и ищет возможность заработать. Начиная с 1871 г. Васнецов всё реже появляется в академии, в основном из-за нехватки времени и ухудшившегося здоровья. Однако он по-прежнему плодотворно трудился: за это время выполнил более 200 иллюстраций к «Солдатской азбуке», «Народной азбуке», «Русской азбуке для детей» (Водовозов). Художник занимается иллюстрированием сказок «Жар-птица», «Конек-горбунок» и некоторых других. Успевает Васнецов рисовать и для себя - как правило, это были рисунки на бытовую тематику.

1875 г. стал годом кардинальных перемен в жизни Виктора Михайловича. Он покидает академию из-за того, что необходимость зарабатывать деньги становится для него на первое место, а кроме того, потому, что он желает самостоятельно развивать свой талант. На выставке передвижников появляется его картина «Чаепитие в трактире», также заканчивается работа над «Нищими певцами». В 1876 г. он представляет картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру».

В том же году Васнецову представляется возможность посетить Париж. Визит во Францию поражает воображение художника, и под впечатлением от него он пишет знаменитые «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877).

Год спустя художник возвращается на родину, венчается с Александрой Рязанцевой и перебирается с новоиспечённой супругой в Москву.

Роспись Владимирского собора в Киеве - важнейшая работа в жизни Васнецова

В 1885 г. А. Прахов приглашает Васнецова поучаствовать в росписи недавно возведённого Подумав, художник соглашается. Минимальный опыт он уже получил, работая над абрамцевской церковью Спаса и эпическими полотнами. Будучи человеком глубоко верующим, именно в росписи церквей Васнецов начинает видеть своё настоящее призвание.

Над росписью во Владимирском соборе Васнецов трудился больше десяти (!) лет. Ведь ему было поручено расписать и главный неф, и апсиду. Художник умело изобразил важные сюжеты из Нового и русских святых, облагородил своды с помощью изумительных орнаментов. В истории искусства всего XIX столетия масштабы проведённой работы не имеют равных. Ведь за это время Виктор Михайлович создал свыше четырехсот эскизов, а общая площадь росписи занимает более 2 тыс. кв. м.!

Работа была интересной, но и очень сложной. Ведь В. М. Васнецов, биография которого является темой нашей беседы, тщательно изучал ту тему, с которой ему предстояло работать. С этой целью он ознакомился с памятниками раннего христианства, сохранившимися в Италии, фресками и мозаиками, существовавшими в киевском Софиевском соборе, росписью Михайловского и Кирилловского монастырей. Пристальное внимание Васнецов уделял и изучению смежных областей искусства: народного творчества, древнерусской книжной миниатюры. Во многом при работе он ориентировался на московские А кроме того, Васнецов всегда проверял, достаточно ли согласуются его работы с духом Церкви. Многие эскизы художник был вынужден отбрасывать из-за того, что сам считал свои работы недостаточно церковными, или потому, что согласие на них не давал церковный Совет.

Сам Васнецов считал, что его работа в соборе - это его личный «путь к свету», к осмыслению великих ценностей. Иногда ему было очень трудно из-за того, что не получалось изобразить тот или иной сюжет именно так, как он видел его в мыслях.

Одним из самых любимых образов стала Богоматерь Васнецова, впервые изображённая «с теплотой, смелостью и искренностью». Во многих российских домах конца XIX-начала ХХ вв. можно было встретить ее репродукции.

Работы завершились в 1896 г., и в присутствии семьи царя собор был торжественно освящён. Роспись Васнецова имела огромный успех, и уже в том же году со всех сторон на художника посыпалось множество предложений по оформлению петербургских, варшавских, дармштадских и других храмов. Вершиной творчества Васнецова в качестве монументалиста-декоратора стало его полотно «Страшный суд».

Васнецов - экспериментатор, сочетающий в своём творчестве вековые традиции и живую силу

Расписывая киевский собор, Васнецов в свободное время не прекращает работать в других жанрах. В частности, в это время он создал целый цикл историко-былинных картин.

Некоторое время Виктор Михайлович посвятил созданию театральных декораций.

В 1875-1883 гг. Васнецову поручают нарисовать нетипичную для него картину «Каменный век», которая должна была украсить открывающийся вскоре Исторический музей Москвы.

А вот над одной из самых известных своих картин - «Богатыри» - художник трудился несколько десятилетий, а закончил свою работу в 1898 г. Сам Васнецов называл эту картину своим «обязательством перед родным народом». А в апреле того же года с радостью забрал эту картину, чтобы она навсегда стала одним из самых ярких экспонатов в его галерее.

Картины Васнецова никогда не оставляли людей равнодушными, хотя вокруг них часто развивались яростные споры. Кто-то преклонялся и восхищался ими, кто-то - критиковал. Но удивительные, «живые» и имеющие свою душу работы никак не могли остаться незамеченными.

Умер Васнецов 23 июля 1926 года в возрасте 79 лет из-за проблем с сердцем. Однако традиции, которым он положил начало, продолжали и продолжают жить и в работах художников следующих поколений.

Художник происходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Родился в Елабуге в 1832 году 13 (25) января. Его отец был довольно известным в городе зажиточным купцом. Он постарался дать сыну хорошее образование.

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Возвращение на родину и пик карьеры

Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Его репутация была безупречной. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание за картину «Лесная глушь»).

Семья

Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.

Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.

Другие варианты биографии

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен

>Биографии художников

Краткая биография Виктора Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович­ - выдающийся русский художник-живописец; один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, расположенном в Вятской губернии. Отец будущего художника был священником. Помимо Виктора, в семье было еще пятеро детей. Младший брат Аполлинарий был также известен в художественных кругах. Фамилия Васнецовых имела древне-вятские истоки.

Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи.

Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.

Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.

Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Три богатыря», представленная на личной выставке художника в 1899 году. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.