Макошь — славянская богиня вселенской судьбы. Макошь, древнейшая богиня славян

Славянская богиня Макошь (Мокошь, вершительница судьбы, верховная пряха, Макоша) покровительствует женской магии (чародейству), рукоделию, священные колодцы находятся в ее сфере влияния. Уважает трудолюбие с упорством, таким людям она посылает Сречу (удачу).

Богиня судьбы – Макошь

У главной покровительницы судеб есть 2 помощницы (Доля с Недолей). Если клубок мотает Доля - у человека жизнь гладкая да удачливая, но если за дело взялась Недоля – трудно даются даже самые простые достижения.

Место в пантеоне

Богиня Макошь была в почете у древних славян. Кумиры Макошь присутствовали во всех пантеонах. Возле чура которой всегда был колодец, куда и бросались жертвы предназначенные покровительнице судьбы. Также ее образ присутствовал на всех родниках и колодцах.

Макошь олицетворяет женское начало.

Идол вырезался с березы, чаще осины. Голову всегда украшали кикой (головной убор), в руках Мокоши изображали рог плодородия, прялку или колосья. Кумир Макошь - это единственный женский идол расположенный в славяских пантеонах наряду с другими почитаемыми богами.

По мифологии славян считалась богиней судьбы, женского рукоделия, магии и плодородия. По некоторым мифам она не имела родственников среди богов. По другим легендам была супругой Велеса (у них были 2 дочери: Доля да Недоля). Существуют предания где великая богиня является супругой Сварога.

Нижняя ипостась - баба яга (хранительница мира Нави и магии).

Кровавых жертв матери богов не приносили. При обращении к богине дарили предметы собственного рукоделия (клубочки, прялки, одежду и полотна с вышивкой), серебряные монеты.

Атрибуты

Славянская богиня Макошь - это образ женственности, материнства, терпения. Покровительница женского счастья. Каждый атрибут богини имеет свое сакральное значение и может быть использован в качестве оберега.

  • Растение : лен;
  • животные : корова (лосиха) , кошка;
  • предметы : веретено, кудель;
  • металл: серебро;
  • день недели : пятница;
  • руна : “есть”
  • камень :камень лунный да хрусталь горный.

Схема для вышивки оберега Макошь крестиком

Образ славянской богини - это образ красивой женщины в возрасте. Она не изображалась молодой (как Лада), но и не была в образе старухи (как Мара), что соответствует образу матери.

Символ

Знак богини Макошь - это противосолонь. Онтносится к солярному знаку означающему непрерывное движение. Изогнутые 4 луча олицитворяют судьбу которая не стоит на месте а меняется под действием обстоятельств и движется только вперед. Славянской богине Мокошь подвластна жизнь во всех проявлениях: прошлое настоящие и будущее.

Все судьбы переплетаются с другими и в определенный отрезок времени могут иметь разный вектор. Сила богини направленна на сохранение гармонии, равновесия и женственности.

Символ символизирует бесконечность движения жизни и различное переплетение судеб разных людей в одно полотно.

Символ Макошь нельзя использовать в качестве оберегов воинов. Она сосредоточие созидательной энергии. К воинскому делу не имеет отношение.

Каждый луч символа имеет свое значение: тело, душа, дух, совесть. Гармония внутреннего и внешнего мира дает ощущение счастья и благополучия.

Еще одним символом языческой богини – это знак поле, состоящий из 4 квадратов.

В славянской культуре почиталось плодородие и рождение большого количества детей.

Оберег

Талисман с символом Макошь оказывает следующую силу:

  • помогает вершить свою судьбу и не сдаваться при проблемах;
  • защищает от неудачи и бедствия при условии что человек трудолюбив и не унывает;
  • помогает развить интуицию и магические способности (если есть).

Оберег напоминает что нельзя опускать руки. Как нити судьбы могут менять направление и переплетаться самым непредсказуемым образом, так и человек должен искать выход из любой ситуации.

Славянская богиня судьбы воспринимает жизнь как общее целое, учитывая прошлое, настоящее и будущее. Каждого человека ждет испытание в виде темных полос и награда в виде светлых. Каждый поступок имеет свое отражение на полотне судьбы. Если человек совершил зло, велика вероятность что оно ему вернется в будущем.

Вышивка талисмана

Обережную вышивку Макошь выполняют на картинах, одежде или ручниках. Выполнять следует на растущую луну и в полнолуние. Такой оберег привлекает достаток и удачу в дом.

Важно.Создавать оберег следует в хорошем настроении. Вышивка созданная в унынии и недовольстве не будет иметь силы.

Вышить следует саму богиню, знак поле (или засеянное поле) изображается вместо лица или над головой. Веретено - обязательный атрибут вышивки. Желательно изобразить колосья - символ плодородия.

Цвет оберега:

  • фон -белый с зеленной рамкой или зеленый;
  • изображение Макошь и ее атрибутов - красным;
  • цветы можно вышить голубым.

После изготовления оберега его можно окропить водой из колодца или родника что увеличит силу талисмана. Если это картина -вешается на видное место. Обережной силой обладает одежда с вышивкой Мокошь.

Кому подходит амулет

Оберег Макошь изначально предназначался для женщин. Она покровительствует женственности, материнству и магии.

Детям оберег оказывает защиту от негативной энергии, укрепляет связь с родом.

Однако может подойти мужчине для приобретения внутреннего покоя, равновесие или развить навыки интуитивного чутья, освоить магические обряды.

Если человек сдается, впадает в уныние мать сыра земля может послать лихо одноглазое или неудачу.

Кукла оберег – Макошь. Обязательный атрибут -клубок судьбы.

Для защиты дома можно использовать талисман в виде куклы Макошь. обязательным атрибутом которой является веретено и кудель.

Оберег Макошь и лунница

Главными женскими оберегами считаются и Макошь. Оба славянских символа помогают сохранить женское здоровье с привлекательностью. Беременной девушке выносить а также родить здорового малыша. Данные славянские обереги защищают семейный очаг, всех членов семьи от негативной энергетики. Привлекают удачу, достаток в дом.

Соединение данных оберегов усиливает действие, однако нового значения не дает.

Праздники

Богиню женской судьбы чествовали каждую пятницу. Особо почиталась в пятницу при полнолунии. В современном мире традиция не сохранилась. Образ покровительницы рукоделия проецировали на христианскую Параскеву пятницу.

Мокошь (Макошь) - восточнославянская богиня. Мокошь была единственным божеством женского рода, чей идол находился в киевском капище до принятия князем Владимиром христианства.
В.В. Иванов и В.Н. Топоров в совместной работе "К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа" выдвигают теорию, что Мокошь изначально была женой бога-громовержца Перуна. После измены Мокоши своему мужу с его противником (Змеем-Велесом) Перун лишает жену-изменницу божественного и супружеского статуса, ссылает её с неба на землю, в преисподнюю, в хтонические воды. Не случайно Мокошь, отчасти лишённая божественного статуса, в "Повести временных лет" в списке богов упоминается последней, после священной собаки Симаpгла. В говорах Подмосковья известно слово "мокосья", означающее женщину лёгкого поведения. Это ещё одно свидетельство в пользу вышеописанной теории об измене Мокоши Перуну. В некоторых источниках Мокошь называется женой Велеса (Волоса), это объясняется тем, что Мокошь, низвергнутая из царства Перуна (неба) в царство Велеса (подземный мир), разделила с ним часть его функций, отвечая за плодородие, воду, скот и торговлю. Если в языческие времена самими почитаемыми в народе богами были Велес и Мокошь (Перун был богом не народа, а княжеской дружины), то после принятия христианства функции Велеса перешли к святому Николе, а функции Мокоши - к Параскеве Пятнице. Пятница была священным днём Мокоши, т.к. следовала за священным днём её мужа Перуна - четвергом.

Имя "Мокошь" В.В. Иванов и В.Н. Топоров связывают с корнем "мокрый", "мокнуть", вместе с тем отмечая и возможную связь с *mokos, "прядение". Другого мнения о толковании имени богини придерживается Б. Рыбаков в книге "Язычество древних славян", предпочитая вариант имени "Макошь" и толкуя его как "мать хорошего урожая" / "мать счастья" ("ма" - мать, "кошь" - жребий, судьба, а также мера для хранения зерна). Рыбаков сближает Макошь с греческими богинями-мойрами, прядущими линию судьбы.

Мотив прядения перешёл к преемнице Мокоши - Параскеве Пятнице: Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу (название этого обряда - "мокрида"). Паракева запрещала прясть в пятницу (священный день Мокоши): она ходила исколотая иглами и изверченная веретёнами, потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященный ей день. Также в пятницу существовал и другой запрет - на половое общение женщины с мужем (намёк на расставание Мокоши и Перуна).
На Русском Севере существовало представление о нечистом духе по имени Мокоша, которая представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, тайком стригущая овец, прядущая по ночам в избах (если над пряжей не произнесена молитва) и запрещающая прясть в праздничные дни.
Максимально сниженный образ Мокоши - это Кикимора (Шишимора). Если Мокошь была наказана огнём громовержца и низвергнута в воду, то Кикимора также обитает в сыром месте и боится огня. Также Кикимора позаимствовала у Мокоши связь с пряжей (Кикимора путает пряжу).

Экс-участница группы "Мельница" Алевтина Леонтьева в 2008 году записала песню "Мокошь". Позднее в измененном виде эта песня вошла в альбом Алевтины "Танец перехода". Далее можно послушать первоначальный вариант песни "Мокошь" и прочитать её текст.

Текст песни "Мокошь":

Только зори поднимались над лесами
Свет и славу не нашли еще славяне.
Было то начало дней
И молились словно матери своей.

Яки свет Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

Копьями потомков загоняли в Днепр
Идолов свергали, лютовал князь-вепрь
Осеняли сталью и крестом
Над Воды Богиней воспылал костер.

Яки свет-Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

Сквозь столетья нитями ты проросла.
Параскевной стала, Мокошью была.
Заверши поток нелегких дней!
Пятнице мы молимся своей.

Яки свет-Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

5-11 мая славяне празднуют Стречу Даждьбога, в череде этих праздников 9 мая - день Мать - сыра Земли. Суть его – в чествовании Земли, которая, по поверьям, была сотворена Родом именно в этот день. И это прекрасный праздник! Но почему сегодня меня пригласили на чествование Богини Макошь?! Не могу молчать! Нельзя путать: славянская Макошь это не Мать - сыра Земля! Это разные ипостаси Великого Женского Начала! Совершенно разные! Сейчас докажу!

Великая Богиня Мать - сыра Земля. Основа мироздания

Живая, мыслящая, первозданная, источник жизни, первичная стихия мироздания – это она! «Гой еси земля матерая, сырая! Всех еси нас породила, матерь нам родная». Щедрая Мать Урожаев, Покровительница женского плодородия, Великая повитуха Беременных, Хозяйка Природы, Подательница Богатства и Изобилия, Сама Мидгард - Земля! Все рождается и проживает на Земле, кормится от нее же!

Мать русского народа

Всю жизнь Мать - сыра Земля растит-питает на благо народное хлеб насущный, унимает полунощные ветры с тучами, сдерживает «морозы со метелями», силу нечистую поглощает. Остается она всегда матерью для живущего ею на и на ней народа. Как траве-мураве не расти без земли, так и славянскому народу не прожить без земли - кормилицы. Как без пахаря - хозяина и добрая земля-горькая сирота, так и он без земли - что без живой души в своем богатырском теле!

Святыня мать - сыра земля

Мать - сыру Землю славяне неустанно благодарили каждый месяц, особенно в день рождения, 9 мая, пели в честь нее песни, вышивали ее изображение виде лосих – Роженец, в виде фигурки с «рогами», или просто женской фигурки в окружении оленей и уточек, почитали и благодарили, в обмен на материнскую любовь Земли – Матушки.

Священная, требующая соблюдать правила поведения с ней и наказывающая за нарушение предписанных запретов. Нельзя тревожить Мать - cыру Землю в этот день – копать, разбивать комья, вбивать в нее колья. Неминуема кара на этот запрет – засуха, неурожай, голод и смерть!


«Северная сказка» - Мать - сыра Земля славянская

Вот такая она, Великая Богиня Мать - сыра Земля!

Попробуйте теперь плюнуть на Землю-Матушку!

Великая Богиня матерь Макошь славянская

Макошь, Макешь, Мокошь, Мокуша, Макешь, Макуша, Мокуша, Макуша, Де Метра,Ма-Дивия, Ма-Кошь,Де Метра, Ма-Кошь, Богиня магии и волшебства, колдовства,Богиня Судьбы, Хозяйка Перехода из этого мира в мир Иной, Богиня магии и волшебства, колдовства, Держательница Покутных Нитей, Обладающая тайной Прави и тайной Коло Сварога, Пряха судеб, Матерь Макошь славянская – это все о ней. Славяне всегда считали, что именно .


«Северная сказка» - Богиня Макошь

Славянская Макошь, Богиня, обращаясь к которой, проводят все гадания на желания.

Первая Богиня, культ которой держался даже тогда, перестали возводить капище Велесу, когда забыли самого Рода, когда низвергли кумир Перуна, и он поплыл по Великой реке, перестали возводить капище Велесу, и уже не обращались к Переплуту с просьбой помочь вернуться домой, на берег, когда уже просто Солнце катилось по небосводу, а не Хорс на своих горячих конях.

Изменилось все, но культ Матери Богини Макошь держался! Во времена христианства она пряталась под именем Параскевы Пятницы, и все тайные крещенские гадания, которые так не любит РПЦ, проходят под невидимым благословением Макошь, Небесной Матери, обладающей тайной Прави и тайной Коло Сварога. Знаете об этом?

Изменяющая Судьбы Макошь Богиня славянская

Удивительной особенностью мировоззрения наших предков - славян было отсутствие фатализма – наши пращуры считали, что человек .

Считали, что в основе жизни – божественная нить Макоши, из которой день за днём человек сплетает именно своё кружево. Что, в конечном счёте, получится, зависит только от самого человека. День за днём, сутки за сутками мы сами плетём кружево нашей жизни. В старославянском языке мера времени «сутки» звучало как «соткать», что отражало отношение к жизни как к ткачеству. Жить – это значит ткать кружево своей жизни… Именно к Макошь обращались наши предки, сплетая наузы, изменяя течение своей жизни.

Помогающая людям макошь богиня

Вот другая северная сказка из книги «Боги и Люди», где боги древних славян живут, попадают в разные истории, ведут себя почти как люди:

- Батюшки – светы! Да где ж это я? - всполошился Горюня.

Сидит он на скамье в богатых хоромах, все стены рукодельями увешаны, маками расшиты, узорами разными. На лавке кошка сидит, на Горюню кошачьими зелеными глазищами уставилась, только что не говорит вслух:

Тебя кто сюда звал, парень?

Засмущался Горюня, совсем сник. Но все же глазами туда – сюда зыркает. Сморгнул, а прямо перед ним сидит уже не кошка, а женщина статная, красивая. Глаза же – зеленущие и смотрят, насквозь все видят. Женщина пряжу прядет, веретено крутится, что глазом не уследить, кругом клубки разноцветные, а две женщины, вроде как прислужницы, эти нити сматывают, какой клубок большой, яркий, а какой маленький, темный. За один миг Горюня все это обсмотрел и сразу понял, что перед ним великая Богиня Судьбы Макошь, которая знает все Прошлое, правит Настоящим и властна над Будущим. Его со скамьи, как ветром, снесло! Упал в ноги богине и молит о снисхожденье. Понимает, рассказывать ей про свое житье – бытье незачем, она и так все знает.

Поднимись, сядь и слушай,- голос у Макошь строгий, но не гневливый.
- Своей недоли ты нахлебался вволю, но ты не опустился, не разуверился, не предал мечту о счастье, и не махнул на все рукой – мол, Кривая вывезет, поэтому я помогу тебе. Сделать же все ты должен сам, должен, ступив на этот путь, пройти его до конца. Но не отвергай помощь друзей и сам не замыкайся в своей недоле…

Вот такая она, Великая Богиня Макошь!
Так что к ней обращаются, если требуется исполнение желаний,
И именно к ней обращают гадание на желание!
Попробуйте теперь сказать, что Судьбы не существует!

Две Богини

Познакомьтесь:

5-11 мая славяне празднуют Стречу Даждьбога, в череде этих праздников 9 мая - день Мать сыра-Земли. Суть его в чествовании Земли, которая, по поверьям, была сотворена Родом именно в этот день.">

Черты исконно славянских богов явно прослеживаются во многих христианских святых. Одна из таких «перерожденных» - Параскева Пятница, строгая и справедливая покровительница женщин, рукоделия и любого женского ремесла. А та, с которой христиане списали практически все характерные признаки - древняя богиня славян, Макошь.

Доподлинно неизвестно, как образовался культ поклонения Макоши, как неизвестно и происхождение ее имени. Есть две трактовки. Первая утверждает, что имя богини состоит из двух частей: «ма» (мать) и «кош» (судьба). Тезис основан на том, что помимо множества своих «обязанностей» Макошь была еще и богиней судьбы. Вместе с младшими сестрами, Долей и Недолей, Макошь кроила и перекраивала человеческие судьбы, распределяя счастье и несчастье. Подобным образом действовали и древнегреческие Мойры, и древнегерманские норны: богини-пряхи, в ведении которых были нити судьбы, существовали в пантеонах многих народов.
Вторая версия образования имени восходит к слову «кошь» - «корзина». Можно сделать вывод, что богиня судьбы покровительствовала жатве и урожаю; более того, Макошь считали матерью остальных богов. Но это не мешало некоторым племенам видеть ее в мужском обличье Велеса-Мокоша - может, поэтому на многих кумирах богини на капищах есть небольшая аккуратная бородка?

О степени «почитаемости» богини говорило уже то, что это единственная богиня, для которой было выделено место в княжеском пантеоне; а также то, что целых 12 праздников в году были посвящены Макоши. Но и спрос с нее был больше, чем с обычного божества. Конечно, славяне просили доброго урожая, но в то же время прекрасно понимали, что батюшка-случай имеет огромное значение; а потому Макошь считалась еще и богиней случая.
Но более всего чтили богиню женщины, так как она воплощала в себе все женские начала. Любая работа, которую выполняла славянка. «курировалась» именно Макошью. Олицетворение идеальной хозяйки, богиня сейчас вспоминается именно в этой ипостаси. Все домашние дела, рукоделие, полевые работы - все это находилось под ее покровительством. Как и любая строгая женщина, Макошь не переносила нерадивых работниц, и примерно наказывала провинившихся. В белорусских сказаниях есть такое поверье, что если оставить кудель на ночь, то ее перепрядет богиня - и оставит качество на свое усмотрение. И горе тогда женщине, поленившейся вовремя закончить урок - кудель наутро оказывалась ужасно спутанной, и ее приходилось долго перечесывать заново.

У славян имелось свое представление о том, как Макошь распределяет судьбу. В молодой простоволосой женщине никто бы не заподозрил божество, и она спокойно ходила по селениям. Присматривалась к сноровке и трудолюбию славян, и примечала, кто как трудности переносит. Макошь благоволит тем, кто даже в невыносимой ситуации и не думает сдаваться, а все равно идет вперед. К таким людям Макошь отправляет свою любимую младшую сестру, Сречу. А в обратном случае человеку никогда не встретить богиню счастья: Макошь лишит его своего покровительства и отвернется. В этот же момент он окажется во власти Лиха и Недоли, и будет сопровождаем ими до самой смерти.
Из этого же предания можно сделать вывод, что Макошь хозяйничает над Переходом, через который души из Яви отправляются в иные миры. Считается, что одной из низовых ипостасей богини - известная всем Баба-Яга, и Макошь обладает всеми ее качествами.

В народном восприятии богиня выглядит высокой, дородной женщиной с кикой на голове. Вышивки сохранили ее стилизованные изображения, на которых по обе стороны от Макоши стоят Рожаницы в облике лосих. В руках богиня всегда держит рог изобилия. Интересен тот факт, что существовал строгий запрет на изображение лица богини. Это связано с судьбоносным образом Макоши - никто не должен видеть даже приблизительного его облика.

Обобщить можно так:

  1. Макошь - богиня, распределяющая человеческие судьбы.
  2. Божество-Мать, покровительствующее плодородию, и чествующееся 12 раз в году или каждое полнолуние.
  3. Волшебство во всех его проявлениях и Проход между мирами Прави, Яви и Нави - все это подвластно Макоши.
  4. Считается женой Велеса; мудрая и умелая хозяйка.
  5. Покровительствовала рачительным женщинам, добротно выполняющим всю свою работу, и защищала их.
  6. Низовая ипостась Макоши - Баба-Яга, по некоторым поверьям повелевающая жизнью и смертью.
  7. Богине повиновался весь животный мир.
Один из ритуалов, посвященных Макоши- бросание мотков напряденных ниток в родники или колодцы. В основном этот обряд пользовался популярностью у молодых девушек, которые стремились привлечь к себе внимание богини и попасть под ее особое покровительство.
Культ Макоши - один из самых сильных на Руси. Видимо, благодаря его силе богиня не была забыта, а просто слилась с христианским персонажем в лице Параскевы Пятницы, считающейся у христиан покровительницей женщин. Можно провести и обратную аналогию: если Параскева обладает всеми чертами Макоши, значит, образ древнеславянской богини содержит и черты Параскевы. Например, последняя считается благодетельницей торговли - не потому ли пятница считается лучшим днем для совершения сделок?
Единственное, в чем у Макоши и Параскевы есть отличие - дата дня почитания. У христианской святой это 28 октября, а у Макоши нет «фиксированного» дня - празднества в ее честь устраивали в самую близкую к 8 апреля пятницу.

Макошь любит серебро, горный хрусталь, «лунный камень» и кошек. В качестве дара, который славяне несли к ее идолу на капище, чаще всего встречались шерсть, клубки, веретена и прочие «женские мелочи». Сам же идол изготавливали из «женского» дерева, но почему-то березе предпочитали осину. Кумир всегда стоял на видном месте, а мастера всегда украшали его голову стилизованной кикой.

Макошь (Макошь, Мокоша, Мокуша) — славянская богиня. Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян. Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир. То что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище, говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков. Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством.

Макошь — богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы. Само имя «Мокошь» или «Макошь» связывают с несколькими версиями происхождения. Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова «мокнуть», и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем. Другие исследователи — В. В. Иванов и В. Н. Топоров, предположили, что Мокошь происходит от слова mokos , что можно перевести, как «прядение». То, что эта богиня была тесно связана с ткачеством и прядением, не подвергается сомнению. До сих пор сохранились поверия относительно того, что нельзя прясть и заниматься рукоделиями в пятницу, так как этот день посвящён Мокоши и за такой проступок богиня может наказать. По этой же причине, Мокошь часто изображали как «исколотую иглами и изверченную веретёнами», потому что нечестивые женщины не слушаются, шьют и прядут по пятницам. В качестве жертв Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец. Этот обряд носит название — мокриды. Удивительно, но в одном обряде подчёркиваются сразу две ипостаси этой богини — покровительницы рукодельниц и богини дождя и урожая. По мнению известного исследователя , имя Макошь происходит от словосочетания «ма»- мать и «кош» — жребий . Такое словосочетание можно перевести как — Мать судьбы. В древности «кош» также обозначало и корзину для зерна, амбар, загон для скота, повозку для снопов и отсюда можно сделать вывод, что Макошь — мать урожая. Никакое из имён богини не является ошибочным, то есть можно называть её и Макошь и Мокошь, но далее в статье, чтобы не было разброда, будем называть её именно Макошью.

Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является и богиней судьбы . По повериям славян-язычников, именно она занимается прядением нитей жизни (покута, покутные нити). Помощницами этой богини являются Доля и Недоля (Среча и Несреча).

Макошь была, без сомнения, одной из центральных фигур языческих верований древних славян. Особой популярностью культ Макоши почитается у женщин, непосредственной покровительницей которых и является богиня. Макошь упоминается в летописях и поучениях против язычества: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся» (XVI век, Поучение духовным детям), «Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» (XVI век, Слово о мздоимании), «…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…» (XV век, Слово об идолах) и многие другие.

Стоит отметить и тот факт, что во времена двоеверия образ Макоши был перенесён на христианскую святую Параскеву Пятницу или Параскеву Пьняниху. День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей; Пьняниха или Льяниха — прядущая лён, так же относится к образу Макоши. Параскева, в переводе с греческого, означает — «пятница». Может быть, ещё и по этой причине, славяне, которые ещё не утратили связи с языческими богами, увидели в этом имени что-то очень схожее с Макошью и все черты, что были присущи языческой богине, перенесли на христианскую святую, сделав таким образом своеобразную «рокировку». Некоторые старинные церкви, которые относятся к Параскеве Пятнице, стоят на месте бывших капищ, посвященных Макоши. Связь Макоши с днём пятницы доказывает множество различных свидетельств, начиная от традиции проводить ритуалы по пятницам в честь этой богини, различных пятничных запретов и заканчивая схожестью тождественных Макоши богинь в других традициях. К примеру, германская Фрейя, которая очень схожа с нашей Макошью, имеет прямую связь с названием пятницы — Freitag.

Макошь часто сравнивают с таким богинями, как Геката (древнегреческая богиня луны, ночных видений и чародейств), Фрейя (скандинавская богиня любви и красоты), Афродита (древнегреческая богиня красоты и любви). Макошь существовала не только на территории древней Руси, но и в других странах. Например, у чехов Макошь — богиня дождя и сырости, к которой прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время засухи.

Параскева Пятница так же, как и её языческая предшественница, считается портнихой, которая покровительствует девушкам занятым ручным трудом. Здесь также бытует поверие, что Пятница запрещает всем женщинам работать в этот день, заниматься каким-либо рукоделием. Считается, что Параскева-Пятница стала особенно популярной в XII-XIII веках, когда уже вовсю процветало христианство. В христианское время люди продолжали молить Параскеву, видя в её образе ту самую архаичную Макошь, о покровительстве в рукоделии, судьбе, а также о дожде. Для Параскевы устраивали молебны у колодцев и источников, что указывает на прямую связь с древними обрядами, посвящёнными этой богине. Ещё одним интересным сопоставлением «старой» и «новой» богини стали представления о том, что иконы Параскевы чудесным образом появляются возле водоёмов или прямо в воде водоёмов, что также является отголоском древних языческих мифов и преданий. В первое время после крещения, когда языческие обычаи оставались ещё очень сильны, люди приносили в церкви к иконам Параскевы различные плоды (рог изобилия является одним из атрибутов Макоши), лён, оставляли первый сжатый сноп на поле и так далее. Для того чтобы Макошь-Параскева подарила хороший урожай плодовых деревьев, в деревнях до сих пор кладут под икону этой святой плоды и держат их там до следующего года.

По той же причине, что в пятницу нельзя заниматься делами , накануне подметают пол, чтобы в святой день в доме было чисто, а пришедшая навестить дом богиня осталась довольна увиденным. На пятницу не оставляют пряжу в веретене, неубранными нитки и приборы для рукоделия. Нельзя чесать лён, мыть бельё, рыть, пахать, боронить землю, мести полы, чистить навоз. Считается, что тот, кто занимается такими делами, запыляет глаза богине, колет и режет её кожу иглами и ножницами. Пятница среди славян почиталась наравне с воскресеньем (Неделей).

связана с культом воды и дождя , она считается тесно связанной с почитанием земли и покровительствует плодородию. Она часто изображается в виде женского образа с рогами и относится и к лунному культу. Как известно, на Руси Луна всегда считалась «звездой» женщин и покровительствовала женщинам. Таким образом, Макошь — богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин, покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях — богиня судьбы. Также есть мнение, что не только Луна является олицетворением Макоши, но и планета Венера. Венера всегда считалась покровительствующей женщинам, и поэтому некоторые исследователи сближают Денницу, Зорю (богиня Венеры) и Макошь.

Особое внимание исследователи этой богини отдают вышивке , где Макошь представлена довольно подробно. Здесь она всегда изображается центральной фигурой. Макошь с поднятыми руками означает богиню-подательницу дождя (моление о тепле, свете и дожде — весна и начало лета); богиня с опущенными руками — покровительницу земли и плодородия земли (моление о плодородии земли — лето и осень). Часто в вышивке её сопровождают две фигуры. Это те самые фигуры, о которых так много писал Борис Рыбаков в своих исследованиях: некогда владычицы мироздания — небесные лосихи или Рожаницы — Лада и Леля. В наставлениях против язычества средневековые писари Макошь очень часто ставили рядом с Берегинями и вилами. О Берегинях и вилах вы можете читать в статье « «. Макошь считается их наставительницей, их главной богиней. Вилы или Вилы-русалки, Берегини являются помощницами Макоши в сельскохозяйственных делах, а также в защите и помощи людям. Таким же помощником является и священный пёс Симаргл, который охраняет всходы и урожай.

Так как Макошь связана с луной, камнем-оберегом этой богини считается лунный камень, горный хрусталь. Металлом Макоши является серебро. Животным — кошка. При этом, кошка может быть животным богини по двум причинам. Издревле кошку считали ночным животным, которая гуляет под луной и тесно связана с ночной стихией, ночными духами и ночными Богами. Также кошку считают зверем Макоши по созвучию: Кош-ка — Ма-кош. Символом может быть пряжа, веретено, клубок шерсти и другие предметы рукоделия. Кумир часто выглядел, как женский образ с рогами и рогом (изобилия) в руках. Кумир или идол предпочтительно делать из женских пород дерева, например, из осины. Ещё одним символом Макоши является паук и паучья сеть. Паук, как и Макошь, прядёт нить (судьбы). Отсюда идёт поверие, что если в лесу вдруг попадешься в паучью сеть, то это добрый знак, то есть Макошь благоволит такому человеку и подаёт знак, что его нить будет ровная и счастливая. Также её символом может служить наиболее известный и распространенный оберег-амулет — Лунница, который в древности был женским украшением и амулетом, и выглядел как полумесяц с различными вставками и изображениями, как то: косые линии дождя, звёзды и так далее.

Макошь присутствовала не только во многих летописях, писаниях, поучениях и на дворе князя Владимира в виде одного из идолов. Образ богини находят и на известном Збручском идоле. Среди других Богов, которые изображены на каждой из четырёх граней, Макошь представлена на лицевой грани с рогом (изобилия) в руке.

Пятница, она же Макошь, считалась и покровительницей торговли . К этому выводу исследователи пришли, судя по многочисленным названиям, среди которых: церковь Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, построенная в 1207 году; церковь Пятницы на Торгу в Чернигове XII и XIII вв.; церковь Пятницы в Охотном ряду в Москве и так далее. Кроме того, издревле днём торговли, базаров, ярмарок всегда считалась пятница. Само же имя «Мокошь» после крещения не забылось, а перешло на домашнего божка (как и в случае с Родом, который после крещения Руси из всемогущего создателя превратился в домового). Мокоша представлялась теперь как домовой дух женского рода с большой головой и длинными руками. Сложились предания, что домовой дух Мокоша прядёт по ночам, пока все спят и если оставить неубранной кудель, то Мокоша может её испортить. О Мокоши есть и такое упоминание, записанное в XIX веке в Олонецкой области: «Овца, как не стригут шерсть, иногда и вытрет; и говорят: Мокуша остригла овец. Иное: спят — веретено урчит. Говорят — Мокуша пряла. Выходя из дома она (Мокошь) иногда подойдет, а о брус-от, о полати-то веретеном-то и щелкнет».

Ещё одним праздником, посвящённым этой богине, является Вешнее Макошье (День Земли) — 10 мая.

Макошь, вместе с рожаницами Ладой и Лелей, являются главными богинями покровительницами праздника Бабьи каши, который по традиции отмечается 8 января.

Праздники христианской святой Параскевы: Параскева Грязниха (14 октября) и Параскева Льняница (28 октября).