Новые тенденции в развитии культурной географии. Культурная география россии. Зональные природно-культурные районы

1. Иногда под цивилизацией понимают ступень общественного развития, следующую за варварством. Вы согласны с таким определением?

Согласен, цивилизация – этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства.

2. Многие цивилизации, достигшие расцвета в прошлые эпохи, не дожили до нашего времени. Назовите некоторые из них и определите их роль в развитии мировой культуры.

Цивилизация древних греков, является родоначальником современной западной цивилизации. Именно античная традиция обеспечила взлет Гуманизма и Реформации, становление современного института науки.

3. К XV веку наблюдался примерно одинаковый уровень цивилизаций Китая, Индии и Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Назовите факторы, способствовавшие этому.

В качестве одного из факторов, позволивших выдвинуться вперед странам Западной Европы, можно назвать влияние христианства, когда власть политическая была легитимизована свыше от Бога. Взлету европейской цивилизации также способствовала эпоха великих географических открытий. Европейцы стали монополистами на море, что позволило им найти торговые пути в Индию и наладить эффективную торговлю с аборигенами. Эпоха колониализма только закрепила лидерство Европы над Азией. Приток рабов, ограбление индейских цивилизаций в Америке способствовали экономическому процветанию стран Европы.

4. Объясните смысл понятия «традиционная цивилизация».

Тип общества, в котором преобладают патриархальные формы быта, культ предков, враждебное отношение ко всему новому, интеграция с другими типами культур происходит очень медленно и избирательно, темп модернизации, обновления социальных институтов, очень низкий.

5.Что понимается под осевыми линиями распространения цивилизации?

Под осевыми линиями понимаются переломные этапы развития общества, когда происходит ломка старой модели отношений и общество переходит на новый качественный уровень развития.

6. Известно ли вам какие объекты России внесены в список культурного и природного наследия человечества, утверждённый ЮНЕСКО?

1 - Исторический центр Санкт-Петербурга, пригороды и фортификационные сооружения 2 – Архитектурный ансамбль Кижского погоста 3 – Московский Кремль и Красная площадь 4 - Исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестнос 5 - Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» 6 - Белокаменные памятники Владимира и Суздаля и церковь Бориса и Глеба в Кидекше 7 - Церковь Вознесения в Коломенском 8 - Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры 9-Девственные леса Коми 10 - Озеро Байкал 11 - Вулканы Камчатки 12-Горный хребет Сихотэ-Алинь 13 - Алтайские горы 14 - Бассейн Убсу-Нура 15 - Западный Кавказ 16 - Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль» 17 - Ансамбль Ферапонтова монастыря 18 - Куршская коса 19 - Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента 20 - Остров Врангеля 21 - Ансамбль Новодевичьего монастыря 22 - Исторический центр города Ярославль 23 - Геодезическая дуга Струве

7.Какие выводы можно сделать, анализируя таблицу «Доля основных цивилизаций в населении мира»?

Число представителей ассоциирующих себя с западноевропейской цивилизацией падает, тогда как исламская и негро-африканская цивилизация стремительно прогрессирует.

8. Анализируя взаимодействие разных культур, как бы вы прокомментировали высказывание русского философа В.С. Соловьева: «Сравнивают народ с растением, забывают, что растение... должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чуждых воздействий, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей...»?

Взаимодействие культур неизбежно и ему не надо сопротивляться. Культура, как и растение, должна принимать некоторые изменения, которые неизбежны с течением времени.

9.Выдающийся русский философ и географ Л.И.Мечников писал, что все великие цивилизации были плодом различных этнических элементов, которые смешивались между собой. Обоснуйте или опровергните этот тезис.

Это действительно так. В качестве примера можно привести российский этнос, который сформировался из множества различных народов, среди которых можно назвать татаро-монгол и финно-угров, растворившихся в русской народности.

10. К числу цивилизационных критериев относят самоидентификацию человека. А кем ощущаете себя вы? Кем ощущают себя ваши близкие?

Русским, гражданином Российской Федерации.

Под этим понятием рассматриваются пространственные проявления очень сложного явления, связанного с человеческой деятельностью, которое называют культурой. Культура в наиболее общем виде есть проявление человеческой деятельности. Это свойство человеческой общности и это отличительная характеристика человеческой личности. Культуры без ее деятеля и носителя не существует. Как утверждает Дружинин (1999. С. 4), «культура территориальна, то есть испытывает на себе полномасштабное воздействие географического фактора, пространственно дифференцирована и особым образом организована, развиваясь и функционируя в специфических, имманентных ей территориальных формах». Отсюда естественно проявление интереса географов к исследованию закономерностей культурогенеза как пространственного явления, к изучению истоков и современного состояния геокультуры, культурной географии и географии культуры с различными сочетаниями рассматриваемых узкоспециализированных проблем.

Культура как явление многоаспектна. Под этим термином понимается и то, что входит в круг, объединяемый искусством и литературой, системой взглядов, обычаев, поведенческих реакций и религии, укладов жизни и производственных навыков, свойственных региональным группам населения, этносам, национальным объединениям. Долгое время территориальные особенности культуры исследовались в рамках этнографии.

Начало глубокого изучения геокультурологической проблематики относится ко второй половине XIX в. Среди зарубежных географов, уделявших большое внимание культурно-географическим проблемам, следует упомянуть Д. Марша, Ф. Ратцеля, К. Зауэра, Э. Реклю и др. В отечественной географии культурологические подходы присутствовали в исследованиях В.Г. Богораза-Тана, А.А. Крубера, А.Д. Синицкого, В.П. Семенова-Тян-Шанского. На важность учета культурных аспектов в географических исследованиях указывали Н.Н. Баранский, P.M. Кабо, Ю.Г. Саушкин. Глубокие исследования проблем исторической этнокультуры проводил Л.Н. Гумилев. Современной географии религий посвящена монография П.И. Пучкова. Проблемы формирования культурных ландшафтов и географии искусства являются объектами изучения Ю.А. Веденина и В.Л. Каганского.

Изучению географической культуры как всемирно-исторического явления существенное внимание уделяет В.П. Максаковский (1998). Им 478 выделено четыре элемента географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, методы географии и язык географии. И по каждому из этих направлений Максаковским приведены обстоятельные рассуждения. По заключению Л.Р. Серебрянного (2000) книга Максаковского - «это по существу синтез географической науки XX в. в нашей стране». Предметное раскрытие значения географической культуры дано Максаковским в книгах «Историческая география мира» (1997) и особенно в двухтомной монографии «Всемирное культурное наследие» (2000, 2003).

Серьезное исследование географии русской культуры выполнено С.Я. Сущим и А.Д. Дружининым. Дружининым теоретические основы географии культуры рассмотрены наиболее полно. Географию культуры Дружинин (1999. С. 18) определяет как научное направление «о пространственных особенностях, факторах и закономерностях развития и функционирования культуры, о процессах культурно-территориального системообразования, о его предпосылках и следствиях». Это определение может быть раскрыто более полно в зависимости от конкретизации изучения геокультурных проблем.

Географию культуры рассматривают в качестве составной части общественной географии. По аналогии с изучением территориальных социальных систем объектом географии культуры называют территориальную организацию культуры. Культурологический аспект может рассматриваться в качестве «сквозного» для всей общественной географии. Геокультура - столь широко распространенное территориальное явление, что уместно наряду с биосферой, техносферой, этносферой говорить о культуросфере как особой территории, развивающейся по присущим ей законам. Дружининым введены понятия о геокультурном процессе, геокультурном пространстве, геокультурной и геоэтнокультурной системах, территориальных системах культурной инфраструктуры и дано их толкование. Этнокультурные аспекты обязательны для исследования геополитических проблем и преодоления внутренней социальной напряженности в стране.

Эта область географических знаний еще не обрела устойчивую теоретическую базу. Среди ученых, занимающихся исследованиями непроизводственной сферы деятельности, нет единства. Например, В.Е. Комаров и В.Д. Улановская (1980) отделяют сферу услуг от сферы обслуживания. По их мнению, сфера услуг занимает промежуточное положение между материальным производством и непроизводственной сферой деятельности, в то же время отрасли сферы обслуживания лишь предоставляют населению либо товары, созданные в сфере материального производства, либо услуги. По М.А. Абрамову (1985), сфера услуг охватывает все отрасли непроизводственной сферы и ряд отраслей материального производства. К сфере же обслуживания относятся торговля, общественное питание, бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание, транспорт и связь, относящиеся к непосредственному обслуживанию населения. А.И. Кочерга (1979) в сфере обслуживания населения выделил два их вида: услуги потребительского характера (транспорт и связь, торговля, общественное питание, услуги жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание) и услуги, направленные на совершенствование самого человека (образование, культура, искусство, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение).

Значительный вклад в развитие географии сферы обслуживания внес С.А. Ковалев (1974, 1985, 1997). На его взгляд, к сфере обслуживания следует относить самые разнообразные услуги для индивидуальных потребителей: жилищное обслуживание, социальное обеспечение, розничную торговлю и общественное питание, бытовое и культурно-просветительское обслуживание, предоставление образовательных, юридических, банковских, страховых, медицинских и других услуг. Основные понятия и методы географии сферы обслуживания представлены в книге А.И. Алексеева с соавторами (1991).

В научных публикациях все большее распространение получает термин «социальная инфраструктура». Наиболее полно раскрыто это понятие Э.Б. Алаевым (1974, 1983). По Алаеву, социальная инфраструктура включает сочетание зданий, сооружений, сетей и систем, необходимых для обеспечения повседневной жизни населения.

В развитых странах капиталистического мира доля участия самодеятельного населения в нематериальной сфере, в том числе в сфере услуг, занимает одно из приоритетных мест. Быстрыми темпами развивается сфера разнообразных услуг, включая интимные, и в России, особенно на фоне резкого спада промышленного производства. Пространственные различия потребностей в услугах и уровень их удовлетворения составляют предмет изучения географии сферы услуг, или географии сферы обслуживания. Исследование проблем, связанных с удовлетворением населения важными для жизни, для физического и интеллектуального развития, поддержания чистоты и гигиены тела и дома, обеспечение населения системой социальных, правовых, образовательных и медицинских институтов и учреждений, чрезвычайно важно для развития общества. Но кажется, и об этом уже писалось (Богучарсков, 1998), что эти проблемы не должны входить в число географических приоритетов, особенно в то время, когда географы быстро теряют традиционное поле своей деятельности, а именно сферу исследования взаимодействия общества и окружающей среды.

Новые направления, разрабатываемые экономико-географами, далеко не ограничиваются отмеченными в этом разделе.

Различия в предметах исследовательских направлений КГ заставляют

задуматься о структуре как всего комплекса дисциплин, объединённых под общим

названием «география культуры», так и ядра ГК - собственно культурной географии.

Даже в рамках теоретического направления КГ сосуществуют различные понимания

предмета культурной географии (в частности, объекта, аспекта и т.д.). Поэтому

можно уже сейчас говорить о постепенном формировании в пределах ядра ГК (т.е.

собственно культурной географии) как минимум четырёх субдисциплин (отраслей

КГ с собственными объектами и предметами исследования), которые можно назвать

этнокультурной, хозяйственно-культурной, эколого-культурной и социально-

культурной географией.

В качестве объектов исследования субдисциплин КГ выступают: в

этнокультурной географии - этнокультурные общности, в хозяйственно-культурной

географии - хозяйственно-культурные комплексы, эколого-культурной географии -

природно-культурные комплексы (культурные ландшафты), социально-культурной

географии - геокультурные общности людей. Если хорологический подход (или

аспект исследования) может быть применён в рамках всех субдисциплин КГ, то,

например, в настоящее время для изучения природно-культурных и хозяйственно-

культурных комплексов чаще используется экологический подход, а

аксиологический (ценностный) подход становится всё более популярным в

исследованиях этнокультурных и геокультурных общностей людей.

Таким образом, можно дать определения предметов исследования четырёх

названных выше формирующихся субдисциплин культурной географии.

Этнокультурная география – научное направление в рамках географии



культуры, изучающее особенности территориальной организации этнической

культуры, а также факторы, определяющие ее развитие и функционирование.

География этнических культур гораздо сложнее географии этносов и не

совпадает с ней. В основе дифференциации этнокультурного пространства лежит

набор элементов этнической культуры, которые обладают большой мобильностью.

В каждой этнокультурной группе он разный, что связано с процессами адаптации в

пространстве. Взаимодействуя и переплетаясь, этнические культуры формируют

сложный географический рисунок. Этнокультурная картина мира осложнена

внутриэтническими культурными различиями, в том числе и территориальными, а

также межэтническим сходством. На этнокультурную дифференциацию оказывают

влияние географическое положение и ландшафты, особенности миграционного

поведения и межэтнического взаимодействия, социальная стратификация общества,

уровень и характер урбанизации, особенности организации экономики и другие факторы.

Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением

пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е.

традиций природопользования (в частности, землепользования), существующих в

различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а

также территориальных различий в экономической культуре населения.

Эколого-культурная география может характеризоваться изучением

природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в

ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной

культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в

экологической культуре населения.

Социально-культурная география , по всей видимости, должна изучать

процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е.

территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и

поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в

специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в

геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности.

Каждая из субдисциплин культурной географии в настоящее время начинает

обзаводиться собственной внутренней структурой (разделами субдисциплин КГ).

Данные разделы по мере развития и усложнения собственной структуры могут в

перспективе выйти за рамки культурной географии и оформиться в качестве

самостоятельных отраслей географии (или междисциплинарных направлений),

напрямую входящих в комплекс «географии культуры».

Каждая из субдисциплин КГ имеет свой «аналог» в пределах всего комплекса

дисциплин, образующих ГК. Это, как правило, междисциплинарные направления,

образовавшиеся на стыке с культурологией (а также этнографией, социологией,

политологией, ландшафтоведением и другими направлениями географической и

смежных с ней наук), и, в какой то мере, ответственные за формирование своих

«аналогов» в культурной географии. К таковым междисциплинарным направлениям

(и, вместе с тем, отраслям ГК) можно отнести геоэтнокультурологию (аналог

этнокультурной географии), этнокультурное или культурно-географическое

ландшафтоведение (аналог эколого-культурной географии), а также традиционные

направления исследований на стыке культурной географии с этнографией (изучение

хозяйственно-культурных типов) и социологией (изучение территориальных

общностей людей).

С другой стороны, субдисциплины КГ призваны синтезировать достижения

междисциплинарных направлений, находящихся на стыке с КГ, но входящих в

комплекс «географии культуры». Причём каждая субдисциплина КГ отвечает за

«свой» сектор в пределах всего комплекса ГК.

В рамках субдисциплин КГ отдельные разделы начали формироваться только

в 1990-е гг., когда КГ превратилась в самостоятельную научную дисциплину.

Сейчас можно говорить о первых этапах становления лишь нескольких разделов

субдисциплин КГ, «открытых» географами.

В этнокультурной географии в качестве таких разделов можно назвать

изучение этноконтактных зон , а также географию этнических меньшинств и

диаспор. Изучение этноконтактных зон было инициировано именно географами (в

МФГО в 1989 г. вышел сборник «Этноконтактные зоны в Европейской части

СССР»), и только в 1990-е гг. было подхвачено историками и другими

специалистами в области гуманитарных наук. В 1995 г. появился сборник

«Контактные зоны в истории Восточной Европы». Во второй половине 1980-х и в

1990-е гг. вышло в свет несколько монографических работ, посвящённых крупным

этноконтактным регионам (Чижикова, 1988; Исламо-христианское пограничье…,

1994 и др.), а также множество статей, где освещаются этнические процессы в

пределах некоторых этноконтактных зон, в т.ч. находящихся в пределах региона

настоящего исследования (Куповецкий, 1985; Сосно, 1995).

Вместе с традиционными для этнографии и этнической географии

исследованиями в области этнических миграций и этнических групп (меньшинств),

в конце 1980-х - 1990-х гг. началось формирование ещё одного раздела

этнокультурной географии - географии этнических диаспор, где географы также

приняли самое непосредственное участие. Были проведены работы по изучению

еврейской, греческой, немецкой, армянской и других диаспор (Юхнева, 1985;

Ильин, Каган, 1994; Kolossov и др., 1995; Полян, 1999 и др.). В связи с распадом

СССР большее внимание стало уделяться изучению культурной специфики

русского населения, проживающего за пределами России и внезапно оказавшегося в

положении этнического меньшинства (Дружинин, Сущий, 1993; Геополитическое

положение…, 2000).

В хозяйственно-культурной географии можно выделить два

направления исследований (раздела), соответствующие разным научным школам.

Продолжением традиционных исследований, посвящённых изучению

территориальных различий в культуре этнического природопользования (точнее,

землепользования), в настоящее время выступает географическое изучение

этнохозяйственных комплексов (Клоков, Сыроечковский, 1991; Клоков, 1996, 1997,

1998). Другая географическая школа в области изучения традиций этнического

природопользования и культуры коренных народов Севера сложилась под влиянием

идей Л.Н. Гумилёва, последователи которого предприняли попытку изучения

устойчивости этноценозов Российского Севера (Иванов, Никитин, 1990; Иванов,

Громова, 1991; Чистобаев и др., 1994; Хрущёв, 1997; Иванов, 1998).

В эколого-культурной географии благодаря исследованиям культурных

ландшафтов, развернувшимся в Российском НИИ культурного и природного

наследия, обозначился крупный пласт публикаций по географии культурного

наследия (Веденин, 1995, 1996; Столяров, Кулешова, 1996; Востряков, 1996;

Веденин и др., 1995; Веденин, Кулешова, 1997; Шульгин, 1995 и др.). Директор того

же института Ю.А. Веденин внёс большой вклад в развитие ещё одного раздела -

географии высокой культуры, став инициатором создания серии сборников

монографию «Очерки по географии искусства» (1997б). Географии высокой

культуры посвящены значительные разделы в книге С.Я. Сущего и А.Г. Дружинина

«Очерки географии русской культуры» (1994) и ряд работ других исследователей

(Лавренова, 1996, 1998а, 1998б).

В социально-культурной географии , которая сама находится в стадии

становления, происходит формирование раздела на стыке с политической

географией - географии политической культуры. Вплоть до конца 1980-х гг. в

рамках этого направления проводились единичные исследования, да и то

исключительно на зарубежном материале (Белов, 1983; Смирнягин, 1983; Колосов,

1988 и др.). В 1990-е гг., по мере развития в отечественной науке электоральной

географии, стали предприниматься попытки по выявлению доминирующих

политических субкультур на территории России (Смирнягин, 1995) и собственно

региональных политических культур (Журавлёв, 1992; Туровский, 1999;

Региональное самосознание…, 1999 и др.).

В.Н. Стрелецкий считает, что пришла пора формирования ещё одного

направления культурно-географических исследований - географии городской

культуры (Стрелецкий, 1999, 2001). Очевидно, что географическое изучение

городской культуры можно рассматривать как перспективное направление (раздел)

социально-культурной географии. Однако традиционных подходов, применяемых в

геоурбанистике (географии городов), в данном случае недостаточно, поэтому

следует обратить более пристальное внимание на междисциплинарные

исследования городской среды, имеющие пространственный аспект и выполненные

совместными усилиями архитекторов, социологов, психологов и др. специалистов

(Социально-культурные…, 1982; Культурный диалог…, 1994; Город как

социокультурное..., 1995 и др.).

Следует обозначить ещё ряд формирующихся междисциплинарных научных

направлений, работающих «на полставки» в культурной географии, которые можно

рассматривать в качестве новых «стыковых» отраслей ГК (с двойным, тройным и

т.д. «научным гражданством»).

Традиционно звучит название научного направления география религий

(конфессиональная география) , однако оформление этой отрасли в отечественной

ГК приходится только на конец 1980-х - 1990-е гг. Если до этого периода выходили

единичные работы, посвящённые преимущественно географии религий зарубежного

мира (Пучков, 1975), то в 1990-е гг. появилось много публикаций, посвящённых

конфессиональной географии России (Даринский, 1992; Антонова и др., 1992;

Криндач, 1992, 1996; Sidorov, 1997; Сафронов, 1997, 1998, 1999, 2001 и др.).

География религий рассматривается как междисциплинарное научное направление,

находящееся на стыке географии с религиоведением и теологией (Криндач, 1992).

Также на стыке сразу нескольких научных дисциплин происходит становление

геоэтнокультурной конфликтологии, в формировании которой активное участие

принимают и географы (Kolossov и др., 1992; Туровский, 1992; Петров, 1994; Алаев,

1996, Стрелецкий, 1997 и др.). Ещё одно формирующееся междисциплинарное

направление исследований опирается на экологическую модель и может быть

рассмотрено в качестве «стыковой» отрасли ГК - этноэкология (Крупник, 1989;

Козлов, 1994б). В рамках этого направления географы претендуют, в первую

очередь, на собственные подходы к изучению этнических кризисов (Гладкий, 1995;

Гладкий И.Ю. и Ю.Н., 1995; Дмитревский, 1998). Поэтому как раздел этой научной

дисциплины можно рассматривать более «близкую» к КГ геоэтноэкологию.

И, наконец, междисциплинарная область исследований, которая в

отечественной науке пока не получила принятого всеми названия, формируется на

стыке культурной географии с психологией и социологией - когнитивная

Различия в предметах исследовательских направлений КГ заставляют задуматься о структуре как всего комплекса дисциплин, объединённых под общим названием "география культуры", так и ядра ГК - собственно культурной географии. Даже в рамках теоретического направления КГ сосуществуют различные понимания предмета культурной географии (в частности, объекта, аспекта и т.д.). Поэтому можно уже сейчас говорить о постепенном формировании в пределах ядра ГК (т.е. собственно культурной географии) как минимум четырёх субдисциплин (отраслей КГ с собственными объектами и предметами исследования), которые можно назвать этнокультурной, хозяйственно-культурной, эколого-культурной и социально-культурной географией.

В качестве объектов исследования субдисциплин КГ выступают: в этнокультурной географии - этнокультурные общности, в хозяйственно-культурной географии - хозяйственно-культурные комплексы, эколого-культурной географии - природно-культурные комплексы (культурные ландшафты), социально-культурной географии - геокультурные общности людей. Если хорологический подход (или аспект исследования) может быть применён в рамках всех субдисциплин КГ, то, например, в настоящее время для изучения природно-культурных и хозяйственно-культурных комплексов чаще используется экологический подход, а аксиологический (ценностной) подход становится всё более популярным в исследованиях этнокультурных и геокультурных общностей людей.

Таким образом, можно дать определения предметов исследования четырёх названных выше формирующихся субдисциплин КГ. Этнокультурная география изучает процессы и результаты пространственной дифференциации и организации этнокультурных общностей, в частности, компонентов этнической культуры: традиций и норм поведения, образа жизни и бытового уклада, этнических стереотипов и ментальности в целом.

Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е. традиций природопользования (в частности, землепользования), существующих в различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а также территориальных различий в экономической культуре населения.

Эколого-культурная география может характеризоваться изучением природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в экологической культуре населения.

Рис. 1.

Социально-культурная география, по всей видимости, должна изучать процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е. территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности.

Каждая из субдисциплин культурной географии в настоящее время начинает обзаводиться собственной внутренней структурой (разделами субдисциплин КГ). Данные разделы по мере развития и усложнения собственной структуры могут в перспективе выйти за рамки культурной географии и оформиться в качестве самостоятельных отраслей географии (или междисциплинарных направлений), напрямую входящих в комплекс "географии культуры" (рис. 1).

Каждая из субдисциплин КГ имеет свой "аналог" в пределах всего комплекса дисциплин, образующих ГК. Это, как правило, междисциплинарные направления, образовавшиеся на стыке с культурологией (а также этнографией, социологией, политологией, ландшафтоведением и другими направлениями географической и смежных с ней наук), и, в какой то мере, ответственные за формирование своих "аналогов" в культурной географии. К таковым междисциплинарным направлениям (и, вместе с тем, отраслям ГК) можно отнести геоэтнокультурологию (аналог этнокультурной географии), этнокультурное или культурно-географическое ландшафтоведение (аналог эколого-культурной географии), а также традиционные направления исследований на стыке культурной географии с этнографией (изучение хозяйственно-культурных типов) и социологией (изучение территориальных общностей людей).

С другой стороны, субдисциплины КГ призваны синтезировать достижения междисциплинарных направлений, находящихся на стыке с КГ, но входящих в комплекс "географии культуры". Причём каждая субдисциплина КГ отвечает за "свой" сектор в пределах всего комплекса ГК.

В рамках субдисциплин КГ отдельные разделы начали формироваться только в 1990-е гг., когда КГ превратилась в самостоятельную научную дисциплину. Сейчас можно говорить о первых этапах становления лишь нескольких разделов субдисциплин КГ, "открытых" географами (которые, кстати, пока ещё сохраняют лидирующие позиции в формировании этих разделов).

В хозяйственно-культурной географии можно выделить два направления исследований (раздела), соответствующие разным научным школам. Продолжением традиционных исследований, посвящённых изучению территориальных различий в культуре этнического природопользования (точнее, землепользования), в настоящее время выступает географическое изучение этнохозяйственных комплексов. Другая географическая школа в области изучения традиций этнического природопользования и культуры коренных народов Севера сложилась под влиянием идей Л.Н. Гумилёва, последователи которого предприняли попытку изучения устойчивости этноценозов Российского Севера.

В.Н. Стрелецкий считает, что пришла пора формирования ещё одного направления культурно-географических исследований - географии городской культуры. Очевидно, что географическое изучение городской культуры можно рассматривать как перспективное направление (раздел) социально-культурной географии. Однако традиционных подходов, применяемых в геоурбанистике (географии городов), в данном случае недостаточно, поэтому следует обратить более пристальное внимание на междисциплинарные исследования городской среды, имеющие пространственный аспект и выполненные совместными усилиями архитекторов, социологов, психологов и других пециалистов.

Также следует обозначить ещё ряд формирующихся междисциплинарных научных направлений, работающих "на полставки" в культурной географии, которые можно рассматривать в качестве новых "стыковых" отраслей ГК (с двойным, тройным и т.д. "научным гражданством"). И наконец, междисциплинарная область исследований, которая в отечественной науке пока не получила принятого всеми названия, формируется на стыке культурной географии с психологией и социологией - когнитивная география или поведенческая (бихевиористская) география, география восприятия (перцепционная география), география образов (имажинальная география), сакральная география. Развитие этого комплекса направлений, с одной стороны, напрямую зависит от достижений теоретического ядра культурной географии, но с другой стороны, имеет колоссальное значение для всей ГК, т.к. создаёт "почву" для применения аксиологического и личностного подходов в культурно-географических исследованиях.

география культура научный

Географическая культура – часть общечеловеческой культуры.

1 часть – вступление

«География – единственный в школе предмет мировоззренческого характера, который формирует у учащихся комплексное и системное представление о Земле. Именно поэтому географическая культура является составной частью общей культуры». Владимир Павлович Максаковский.

Сегодня люди во всем мире продолжают задаваться извечным вопросом: «Как обустроить свой земной Дом для себя и будущих поколений?»

Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного народа, тем больше у них возможностей.

Сегодня в образовании происходит «географический ренессанс», если можно так назвать - к географии вновь повернулись лицом.

В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовала бы живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Проблемы взаимодействия природы и общества.

Владимир Павлович Максаковский уделил большое внимание изучению географи-ческой культуры как всемирно - историческому явлению. Максаковский раскрывает понятие "географическая культура", выделяя в нем следующие группы:
1- географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения;
2- политехнические знания о науке, технике, производстве и управлении, в освещении которых география участвует "на равных" с другими учебными дисциплинами;
3- экологические знания и умения, в формировании которых география играет выдающуюся роль (одновременно это и элементы экологической культуры);
4- географическое мышление;
5- специфический "язык" географии, как элемент географической культуры.
Следует добавить:
- внедрение картографических знаний в повседневную жизнь общества;
- основополагающие знания в области политической и социально-экономической географии, способствующие формированию в том числе "рыночной" культуры.

Вопрос о географической культуре весьма актуален, ведь уровень этой образованности по-прежнему недостаточно высок. География в школе – один из

учебных предметов, имеющий целью дать учащимся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, развить познавательный интерес к другим народам и странам.

К. Д. Ушинский, обосновывая роль географии как учебного предмета, особенно отмечал значение знания учащимися географии своей Родины для подготовки к самостоятельной жизни.

2 часть – примеры из опыта работы

Каким образом я пытаюсь воплотить идеи географической культуры в процессе обучения на своих уроках? Для примера я выбрала уроки, посредством которых пытаюсь продолжить формирование образа России в разных аспектах, на достоверных фактах и эмоциональных образах.

9 класс. Региональный раздел, тема «Центральная Россия» дает великолепные возможности для формирования географической культуры в самом широком смысле этого понятия. После краткого общего ознакомления учащиеся по желанию, учитывая интересы, делятся на группы. Каждая группа получает задание – составить маршрут по городам и весям Центральной России и подготовить выступление. Тематика этих маршрутов такова: 1 группа – экономисты составляют обзор крупных промышленных центров Ц.Р. - машиностроения, металлургии, химической и текстильной промышленности (Москва, Ярославль, Липецк, Н.Новгород и др.); 2 группа – искусствоведы – музеи-усадьбы, связанные с именами великих писателей, художников, композиторов (Толстого, Чехова, Тургенева, Есенина, Чайковского, Левитана); 3 группа – назовем их паломниками , которые отправляются по городам Золотого кольца, храмовым комплексам – это национальным святыни русского народа (Сергиев Посад, Ростов Великий и др.); 4 группа – мастера золотые руки составляют маршрут по годам и местечкам, где зародились и сохранились народные промыслы (Ростовская финифть, Мстера, Палех, Федоскино, Жестово, Торжок); 5 группа – натуралисты отправляются на поиски природных памятников, национальных парков и заповедников (Мещера, Угра, Плещеево озеро, Валдай и др.); при желании можно организовать и; 6 группу – города, связанные с именами ученых др. известных людей (Липецк – Семенов-Тян-Шанский, Калуга – К.Э.Циолковский, Владимир - А.Г.Столетов, Королев,) или совершить путешествие по городам - Наукоградам… Каждая группа готовит выступление с использованием цифровых ресурсов по рекомендации учителя, например портал Культура РФ в разделе «Образ России» по которому можно разыскать интересующие объекты + Google карты, с помощью которых прокладывается маршрут и рассчитывается время переездов от точки до точки. Выступления иллюстрируются красочными презентациями, музыкальными фрагментами (где это уместно), а также образцами изделий народных промыслов. Каждая группа прокладывает свой маршрут на контурной карте, отмечая «места остановок». После выступлений всех групп можно наложить карты и найти места совпадения объектов с разными особенностями – сделать вывод, например, г.Ярославль это не только древний исторический центр который является объектом наследия ЮНЕСКО, но и крупный промышленный центр где был основан первый в мире завод синтетического каучука; или национальный парк Мещера, связан также с именем писателя К.Г. Паустовского, который воспевал эти великолепные места в своих произведениях.

Ученики создают свои проекты в группах самостоятельно добывают информацию, регулируя свои действия и действия членов своей команды - это подразумевает коммуникативный аспект; растет познавательный интерес (ведь многие не имели представления о том где родились и жили известные писатели или ученые); на этом материале строятся также метапредметные связи с литературой, историей. Основная идея или цель такого урока – показать значимую для нашей страны территорию Центральной России с разных сторон: в хозяйственном, историческом, культурном, природном смыслах; показать какую важность для сохранения самости нашего народа имеет сохранение традиций, культурного наследия и природного фактора; также показать в географическую концентрацию – сочетание на определенной территории важнейших для русского народа объектов. Конечно, красной нитью этого урока является воспитание патриотизма. Также каждый предложенный маршрут может стать темой для исследовательской работы или совершить летнее путешествие, что я и делаю.

8 класс. При изучении темы «Растительный и животный мир России» или «Природные зоны России» я разработала урок-конференцию «Значение лесов России». Основная идея – разрушить стереотипное потребительское представление горожан о лесах, показать их неимоверную значимость в нашей повседневной жизни. Урок начинаю с чтения с великолепного отрывка К.Г.Паустовского «Леса Мещеры». Затем вызов - «провокации» ученика: – «А зачем нам нужны подробные знания о лесах, если мы живем в городе?» Учитель: «Я хочу вас убедить в том, что лес играет большую роль в современной жизни людей, знания о лесах пригодятся, и вы мне в этом поможете. Но прежде всего, посмотрите на карту природных зон, в какой зоне построен наш город?». Проведение требует подготовки. Учащиеся предварительно получают задания по группам - подготовить выступления от имени людей разных профессий: 1) историки – «формирование русского народа в лесной зоне, лес кормил и одевал…»; 2) экономисты – «как используют лесные ресурсы в промышленности – 20 тыс.видов продукции; как используют древесину отдельных видов (сосны, ели, лиственницы, березы, липы и т.д.); 3) группа экологов – «лес - легкие планеты, защита пашни, водных ресурсов и т.д.»; 4) медики – «советы доктора - как лечиться лесом, физическое и психическое здоровье человека»; 5) туристы – используют фотографии из личных архивов ежегодных школьных турслетов в Лемболово как пример нашего пребывания в лесу (фото мусорных куч, которые оставляют после себя другие туристы); 6) защитники леса – лесничие - «как люди порой ведут себя в лесу, что оставляют и каковы последствия» (тут можно вспомнить и строки А.П.Чехова из пьесы «Дядя Ваня» - «Русские леса трещат под топором… лесов все меньше, реки сохнут»; 7) культурологи – «эстетическое значение лесов – леса вдохновляли многих поэтов, музыкантов и художников» - звучат стихи Бунина, отрывки из произведений Паустовского, музыка П.И.Чайковского из «Времен года» сопровождает показ картин великих художников.

Итоги урока – рефлексия – многообразны: 1) тест «Формирование духовного склада русского человека по Ключевскому (выбрать из перечня черты сформированные лесом); 2) таблица, именуемая - «Итоговый документ конференции», куда учащиеся вписывают кратко все основные идеи урока; (* прилагается) 3)можно предложить на дом разработать «Заповеди, идущему в лес»; а также знакомство с разнообразием лесов России – смена лесных сообществ в меридиальном и широтном направлениях. 4) Как вы понимаете фразу академика Лихачева – «Лес – центр морали»? – это обсуждение выводит нас на понятия морально-этического плана;

Задача этого урока не только познавательные - продолжить формирование представлений и знаний об особенностях природы России, взаимосвязь компонентов природы, показать важность лесных ресурсов в их различных аспектах; продолжить формирование знаний экологии, показать значимость этих знаний. Метапредметные связи вовсю присутствуют - это исторический материал, связанный с формированием русского народа, их отношения к лесам и использованием их ресурсов, биология – влияние лесов на здоровье людей; литература – стихи И.А.Бунина, П. Бровко, отрывки из произведений А.П. Чехова, К.Г. Паустовского и др.; изобразительное искусство – репродукции великих мастеров – И.И.Шишкина, И.И. Левитана, музыка – использование музыкального оформления (Чайковский, «Времена года»); химия – химические знаки и символы; соединения, загрязняющие атмосферный воздух. Личностные - влияние леса на физическое, психическое и духовное здоровье людей – «как лечиться лесом»; необходимость знания о лесах продиктована тем, что жители Санкт-Петербурга – жители лесной зоны; воспитание чувства патриотизма; бережное отношение к лесам; духовное, эстетическое развитие личности, любовь к природе через её понимание; воспитание морально-нравственных категорий через понимание потребительского отношения человека к лесам – «лес – центр морали» - академик Лихачёв. Коммуникативные аспекты проявляются через рассказы учащихся, которые выступают в качестве представителей разных профессий и их обсуждения . Регулятивные - отбирать главные идеи урока; работают с картой, диаграммами, цифровым материалом; культура устной и письменной речи, культура публичных выступлений, интеллектуальные умения – анализ, обобщения, абстрагирование ситуаций. Образовательная среда: использование – демонстрация презентации в качестве иллюстраций к уроку материалы из личного фотоархива (туристич. слет); карта растительности или, лучше природных зон России; таблицы, иллюстрации лесов; коллекция древесины для наглядности; раздаточный материал. Конечно, можно изучать п.зоны по типовому плану, который сами же ученики и составляют. Мы придерживаемся его, но можно для каждой п.зоны выделить свою изюминку. Например, изучая зону тундры, я решила сделать акцент на особенностях жизни населении. Нашла в YouTube замечательный фильм - «Суровая жизнь в

тундре». Это небольшая история ненецкого мальчика, который отправляется на поиски оленьего стада. Показана не только система выживания в этих суровых условиях, традиции, но и его ощущения. Ребята очень живо откликаются на эту историю – приходит истинное понимание того что такое географическая среда.

7 класс. Тема океаны. «Сравнительная характеристика океанов».

Ученики отправляются в экспедиции по океанам.

1 этап - работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием по двум океанам по определенным специальностям: историки, климатологи, геоморфологи, биологи, экономисты и экологи . Задание - используя тексты §15, 16 об океанах заполните карточки; подготовьте рассказ по своей теме. *карточки с заданиями1 прилагаются

2 этап - работа в четверках. «Специалисты» объединяются в четверки, т.е. поворачиваются к ученикам, сидящим сзади, получают карточку с вопросами для сравнения по данным специальностям, записать ответы на карточку. *карточки с заданиями 2 прилагаются

3 этап выступления - домашнее задание. 1вариант выступлений – рассказы групп «специалистов» (1-историки, 2- климатологи, гидрологи, 3- геоморфологи, 4- биологи, 5- экономисты, экологи); 2 вариант – специалисты, выполнявшие работу в одном океане, объединяются в группу «океаны» (Тихий, Атлантический, Индийский, С.Ледовитый)

4 этап – итоги - участники вписывают данные в таблицу * таблица прилагается; либо предлагается тест * прилагается

Личностные - попробовать себя в новой деятельности «специалиста» и оценка собственной деятельности, расширение круга интересов, проявление творческих способностей, приобретения опыта выступления по данному вопросу. Регулятивные - определить цель, планирование - выстроить цепочку необходимых знаний, провести отбор информации да данному вопросу, преобразовать информацию в таблицу, сравнить объекты, оценить результаты собственной деятельности и сравнить и оценить работы других. Познавательные - исследовательские: определение источников (учебник, карты, интернет) и поиск необходимой информации; логические: выделение существенных признаков, составление плана, представить информацию в виде таблицы и отвечая на вопросы «выводов» по своим специальностям; знаково-символические: подготовка рассказа о «своем океане по своей специальности». Коммуникативные - организация работы в парах, а затем, в четверках; уметь высказывать свое суждение и отстаивать свою точку зрения, оценивать ответы одноклассников.

Заключение. Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития. Поэтому основы географических знаний должны стать необходимым элементом культуры современного человека.