Описание картины ю ракша. Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши Ю.М. I. Организационный момент

Дата: 14 в., 1380 г., сентябрь, 08
Описание:
Cражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарами, которых возглавлял фактический правитель Золотой Орды темник Мамай.

Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. План похода состоял в том, чтобы вместо обороны на реке Оке, где Мамай мог соединиться со своим союзником литовским князем Ягайло, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский , основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря.

Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним - Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними - резерв (конница). В близлежащем лесу («в дубраве») расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком-Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро-монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй - пехота.

Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В превые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля.

Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.

Сочинение по картине «Проводы ополчения» педагоги предлагают написать ученикам на уроках русского языка и литературы. В данной статье мы дадим советы и рекомендации, необходимые для выполнения данной работы на качественном уровне.

Несколько слов о художнике

Сочинение по картине «Проводы ополчения» будет содержать в себе немало исторических фактов. Но перейдем к личности художника. Юрий Ракша был рождён 2 декабря 1937 года. А ушел из жизни в первый осенний день 1980 года. Ракша был не только талантливым живописцем и графиком, но и художником-постановщиком фильмов.

Он много работал и любил путешествия, поэтому посещал дальневосточную тайгу, наблюдал, как работают нефтяники на площадках, отправлялся в экспедиции вместе с геологами. Видели его и на стройке Байкало-Амурской магистрали. Художник в своих путешествиях делал зарисовки и наброски, а по возвращении в Москву обдумывал увиденные сцены, а затем создавал по ним шедевры.

Природа для Ракши всегда была на первом месте. Он сравнивал ее с храмом или мастерской, где он был прихожанином. Юрий Ракша писал пейзажи классические, а также городские, портреты и произведения бытового и исторического жанра. А также создавал плакаты к фильмам.

Но прежде чем писать сочинение по картине «Проводы ополчения», необходимо знать важную информацию о самом полотне и истории создания.

Как создавался триптих

Возможно, вы удивитесь и даже спросите: «А причём здесь триптих?» При том, что полотно «Проводы ополчения» является фрагментом триптиха под названием «Поле Куликово». Интересуемый нас фрагмент - правая часть шедевра.

Ракша приступил к созданию «Поля» за год до своей смерти. С «Мосфильма» привезли русские народные костюмы. Художник с вдохновением начал работать.

Его жена вспоминает, что в один из вечеров внезапно в квартире раздался телефонный звонок из больницы. Ирина Ракша мигом отправилась туда. Во время беседы врач показал ей анализы крови и сообщил, что Юрий болен белокровием. На тот момент это была уже острая форма лейкоза. Супруга спросила, что же это значит? Доктор ответил, что жить художнику осталось не больше месяца.

Борьба со смертью

Ирина предприняла множество попыток, чтобы продлить жизнь любимого мужа. И надо заметить, ещё год художнику был дарован. Возможно, силы свыше продлили жизнь Юрия для того, чтобы он смог закончить триптих «Поле Куликово». Художник боролся со смертью, он мужественно скрывал муки и боль. Жена видела, как он работал до изнеможения, торопился, чтобы успеть закончить работу.

В августе 1980 года заканчивал Юрий Ракша «Проводы ополчения», а Господь завершал его жизненный путь. Первого сентября художника не стало. Жена Юрия заметила, что даже краски не успели высохнуть. Она считает, что «Куликово поле» держало его на грешной земле. А мы с вами приступаем писать сочинение «Проводы ополчения» по картине Ю. Ракши.

Подготовительный этап

Прежде чем ученик начинает писать сочинение, необходимо составить план. Без него письменная работа не будет иметь логики и стройной композиции. Содержание плана может быть различным. Самое главное, чтобы изложение было последовательным.

Сочинение по картине «Проводы ополчения» должно содержать описание сюжета полотна, а также образов, присутствующих на нем. В заключение следует описать выводы и эмоции, которые вызвала картина при просмотре.

Сюжет полотна

Правый фрагмент триптиха, о котором идёт речь, соединил в себе черты нескольких жанров, а именно: классического и городского пейзажа, а также портрета. Чтобы продолжить писать сочинение по картине "Проводы ополчения", надо разобрать сюжет.

В один из солнечных дней женщины и дети провожают на войну мужей, братьев и сыновей. Русское войско окружено туманом. Его ждут кровавые сражения. Многие воины не вернутся с поля битвы. Они отдадут собственную жизнь за Родину, защитив своих близких. Позади виднеются белокаменные стены Московского Кремля, из ворот которых выдвигается русская рать. Переходим к описанию центрального плана.

Сочинение (Ю. Ракша «Проводы ополчения»): образы провожающих

В центре картины изображены женщины и дети. Мы сразу замечаем образ красивой и молодой женщины. Она держит руку на животе, потому что ждет ребенка. Ее лицо печально, но вместе с этим оно прекрасно. На женщине мы видим красивое платье, голову ее украшает венец с драгоценными камнями. Богатое одеяние отличает ее от остальных, потому что перед нами княгиня Евдокия - супруга князя Донского.

Слева от неё стоит сын. Отрок опустил голову, ведь его сердце переполняют тяжёлые предчувствия. Рядом сидящая девочка внимательно смотрит на уходящих отцов. Старается запомнить их лица, чтобы сохранить образы в своей памяти.

По различным историческим документам нам известно, что князь Дмитрий Донской и его супруга Евдокия горячо любили друг друга. Можно догадаться, что испытывает в момент прощания княжна.

Справа от неё, в красном сарафане, от бессилия схватившись за голову, вздыхает молодая девушка. Эта поза выражает ее безмерное горе. Девушка в бело-золотом платке молится, накладывая на себя крестное знамение. Позади толпы стоит старик с посохом. Он благословляет войско. Рядом с ним молодая мать, она прижимает к груди своего сынишку.

Сочинение "Проводы ополчения" по картине Ю. Ракши на этом не заканчивается. Важны выводы и эмоции зрителя. Перед нами простые и знатные люди, которые сплотились перед общим горем. Все они - русские люди. Данная картина призывает нас учиться любить Родину, ценить и уважать людей, которые жили и живут сейчас, а также восхищаться историей и достижениями нашего народа и государства в целом!

Цените и изучайте историю страны для того, чтобы в будущем не совершать ошибок прошлых лет.

Во все времена самым основным и святым дол­гом для каждого человека была защита своей зе­мли от врага. Жить как патриот и умереть за Роди­ну всегда было великой честью. Картина Ю. Рак­ши “Проводы ополчения” посвящена теме защиты Руси от татаро-монгольского ига. Мы видим, что художник изобразил на полотне выходящее из во­рот города ополчение, женщин и детей, провожа­ющих своих мужчин на войну.
С левой стороны картины, словно река, течет из белых городских ворот народная река: ратные лю­ди города, крестьяне, простые горожане, пешие, всадники – все идут на бой, чтобы постоять за не­зависимость своей земли.
В центре картины и с правой ее стороны живо­писец изобразил детей, женщин: матерей, жен и сестер, которые вышли провожать своих мужей на ратный бой. Здесь и простолюдинки и женщи­ны знатного рода. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу: общее горе стерло социальные грани­цы между ними.
Одна из женщин крестится, кланяется войску. Она, как и все пришедшие провожать, понимает, что очень многие из воинов не вернуться из этого похода домой, поэтому она и кланяется им, как кланяются великомученикам. Каждая из женщин высматривает в идущих своего мужа, отца, сына, провожает глазами, а в глазах – тревога, печаль, невыразимое горе. Одна из женщин в красном са­рафане изображена простоволосой, сидящей на траве, голова ее слегка закинута назад, рот приот­крыт – женщина плачет, причитая. Вся ее поза говорит о том, что она уже не рассчитывает уви­деть живым того, кого провожает, потому плачет по нему как по мертвому. В центре провожающих – красивая молодая женщина, с заплетенными в косу волосами пшенич­ного цвета, с обручем на голове. На ней желтое с синей полосой платье. Она не простолюдинка, а женщина знатного рода. Левой рукой она обни­мает мальчика, своего сына, который стоит опу­стив голову. Женщина провожает своего мужа, от­ца мальчика. Скорее всего он возглавляет ополче­ние. Женщина старается быть сильной, в глазах ее застыла печаль, но она не должна показать сыну свое горе – ведь, если ее муж погибнет, ей одной придется растить будущего защитника родной зем­ли. Безусловно, она призывает сына гордиться сво­им отцом, защитником Отечества, который идет на бой святой.
Зрителей картины поражает необычайная вы­разительность цветовой гаммы картины, как изум­ляет эмоциональная глубина переживаний, пере­данных художником в этом полотне. Образы женщин символизируют саму Русь, которая, про­вожая своих сыновей на смертельный бой, скор­бит.

Сочинение по литературе на тему: Описание по картине Ю. Ракши “Проводы ополчения”

Другие сочинения:

  1. У небольшого лесного озерца, словно былинные богатыри, застыли исполинские сосны, прогретые горячим солнцем. Они будто жаждут испить в этот знойный день живительной влаги, впитать ее могучими корнями. Ветви сосен высоко взлетели над землей. Кроны этих вековых великанов плотно сомкнулись. Чувствуется, Read More ......
  2. Мне очень нравятся картины, над которыми приходится размышлять. “На террасе” И. Шеван­дровой – как раз такое полотно. На картине изо­бражен босоногий юноша в голубой рубашке и джинсах, сидящий на окне террасы с книгой. Он светловолос, с правильными чертами лица. Юно­ша Read More ......
  3. егодня мы с классом посетили художественную выставку “Люди и звери”. Мне понравились многие работы, но больше всего времени я провела у картины А. Н. Комарова “Наводнение”. Веселое мартовское солнце растопило рыхлый, ноздреватый снег, и освобожденная вода разлилась, не зная границ, Read More ......
  4. “КОНИ НА ВЫГОНЕ”. На картине изображены кони и жеребенок. Глаза смотрят на зрителя, маленькие ушки улавливают каждый звук, маленькое копытце правой ноги почесывает хрупкую с белым пятном мордочку. Оно спокойное, игривое, никакого внимания не обращает на волнение взрослых. Лошадка уверенно Read More ......
  5. В детстве я очень любил слушать и читать русские народные сказки и былины. Особенно мне нравились эпи­зоды, где главный герой побеждает злого Змея и освобож­дает похищенную принцессу. Я очень хорошо представлял все детали боя благодаря прекрасным иллюстрациям кни­ги. Больше всего Read More ......
  6. Имя Ивана Константиновича Айвазовского, живописца моря, настоящего поэта морской стихии, уже много десятилетий пользуется заслуженной любовью нашего народа. Произведения художника широко известны во всем мире. Известный маринист обладал необыкновенной зрительной памятью, ярким воображением, тонкой восприимчивостью, высоким живописным мастерством, уникальным умением Read More ......
  7. Творчество художника П. П. Кончаловского вос­певает красоту окружающего мира. Живописец обладал талантом передать явления природы так, что человек, глядящий на его картины, невольно задумывался о своем неумение рассмотреть красо­ту в обычных вещах. Основными жанрами твор­чества Кончаловского была пейзажная живопись, потрет Read More ......
  8. Известный русский писатель Константин Паустовский очень тонко и правдиво подметил главную черту великого художника-пейзажиста Исаака Левитана, создавшего за свою недолгую, но яркую жизнь множество неповторимых произведений. С редким поэтическим чувством выражал художник в своих картинах не только мысли, сомнения, переживания, Read More ......
Описание по картине Ю. Ракши “Проводы ополчения”

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе. Развитие речи.

Тема: Подготовка к написанию сочинения по

картине Юрия Ракши «Проводы ополчения».

Программа « Русский язык 5 – 9 класс», авторы: Т.М. Баранов,

Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Учебник под редакцией Т.М. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Разработчик: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №401 Колпинского района Санкт – Петербурга Лукьянова Ольга Леонидовна .

Цели урока:

обучающие: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине,

развивающие: развитие устной коммуникации учащихся, расширение кругозора учащихся в области изобразительного искусства;

воспитательные: воспитание патриотических чувств у учащихся.

Технология урока : творческая мастерская, ИКТ – технологии.

Форма работы : групповая.

Тип урока : добывание новых знаний.

Оборудование к уроку : презентация, репродукция картины Юрия Ракши «Проводы ополчения», листы для выполнения заданий в группах.

Ход урока

1 слайд На экране слова:

Верная любовь помогает переносить все тяготы.

Иоганн Фридрих Шиллер

Битва на поле Куликовом стала днем рождения большой Руси Московской.

Юрий Ракша.

  1. Организационный момент.

(На экране – картина Ю.Ракши «Проводы ополчения»)

1.Объявляется тема урока.

Цель нашего урока .

2. Эпиграф к уроку.

(Подумайте, почему взяты такие эпиграфы. Ответим в конце занятия).

3. Формат урока – творческая мастерская.

II.Презентация нового.

1.Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно добывать знания. Индивидуальное сообщение учащегося о творчестве художника Ю.Ракши.

2 слайд (портрет художника)

Ракша Юрий Михайлович (2.12.1937-1.09.1980) - русский художник. Родился в Уфе в рабочей семье. Учился в художественной школе при институте им. Сурикова. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (из наиболее значительных кинофильмов “Время, вперед!” и “Восхождение”). Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна - “Современник”, “Добрый зверь, добрый человек”, “Моя мама”, “Продолжение”, “Разговор о будущем”, “Земляничная поляна” и др. - демонстрировались на всесоюзных и международных выставках. Кисти художника принадлежит триптих «Поле Куликово» (1980), состоящий из 3 –х частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».

2. Учитель .

О событии . Куликовская битва была в сентябре 1380 года. Русский князь Дмитрий Донской возглавил русское войско против татарского хана Мамая. Благословил его на подвиг Сергий Радонежский. На Куликовом поле погибло 253 тысячи русичей.

В центре женщина с сыном - жена Дмитрия Донского Евдокия, Она провожает мужа на смертный бой, но она ждет ребенка, такого же рыцаря. Женщины плачут. Так описывается это событие в повести «Задонщина»: «Запели птицы жалостные песни- запричитали все княгини и боярыни…»

На втором плане – дружина, на третьем – стены кремля, русское родное небо.

Описывая картину, мы будем пользоваться следующими терминами:

передний план картины,

Второй план картины,

Дальний план,

Фон,

триптих.

Задание. У вас на столах карточки. На красных карточках написаны термины, а на белых определения терминов. Соотнесите термины и определения. (Актуализация мыслительной деятельности)

3.Проверка работы с карточками.

3 слад (объяснение терминов).

Передний план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины , дальний план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина; 2. то, что изображено вдалеке, триптих – художественное полотно, состоящее из трех частей.

Сегодня на уроке мы будем использовать тип речи: описание.

Вспомним, какой тип речи называется описанием? Можете пользоваться тетрадями – справочниками. Дети дают определения и сопоставляют свои выводы с определением на слайде.

4 слайд (проверка типа речи)

Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос - какой?

Вопрос: Какие изобразительно – выразительные средства языка для описания предметов и явлений вы помните? Назовите их.

Назовите, пожалуйста, изобразительно – выразительные средства языка. Дайте определения. Посмотрите на слайд, проверьте свои ответы.

5 слайд (проверка определений изобразительно – выразительных средств)

Антитеза - противопоставление.

Оксюморон - сочетание прямо противоположных слов с целью показать противоречивость явления.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии.

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Олицетворе́ние - троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

III. Работа над содержанием сочинения.

1.Задача: Продолжить формирование навыков исследовательской работы, навыков взаимодействия в группе.

2. 6 слайд (картина Юрия Ракши «Проводы ополченцев» с наложением музыки. Звучит «Аве Мария» Шуберта.)

Вопрос: почему созвучны два произведения – музыкальное и художественное?

3. Описание фрагментов картины по группам.

Карточка для группы №1

Описание мужчин – ополченцев

1.Опишите снаряжение мужчин – ополченцев.

2.Какое настроение у мужчин – ополченцев? Какая деталь говорит

Об их патриотизме?

3.Опишите задний план картины, стену города.

4. Какие художественные приемы вы использовали?

5.Какой фрагмент картины вы описывали?

Карточка для группы №2

Описание природы, погоды

1.Опишите небо (цвет неба, облака).

2.Опишите лужайку. Какими цветами пользуется художник.

3.Какие эпитеты, сравнения, метафоры можно подобрать

К описанию неба, травы?

Карточка для группы №3

Описание женщин, детей, старика

1.Опишите позы женщин, детей, старика.

2.Опишите мимику женщин, детей, старика.

3.Опишите одежду женщин, детей, старика.

4.Какой фрагмент картины вы описывали?

4. Представление результатов групповой работы. Попутно учащиеся делают записи в черновик.

5. Составление плана сочинения. (Обсуждение в группах. Запись окончательного варианта).

Слайд № 7 композиция сочинения.

I. Вступление.

1. О художнике.

2. Тема Куликовской битвы в его творчестве.

II. Описание картины .

  1. Тема картины.
  2. Первый план.
  3. Второй план.
  4. Дальний план, фон.
  5. Настроение от картины, чем закончится бой.

III. Заключение.

Какие мысли возникают, когда вы смотрите на эту картину.

Слайд № 8 слова

  1. Словарно - лексическая работа.

Триптих, женщины разного возраста, Дмитрий Донской, Евдокия, «Задонщина», сражение, скорбит, мистическая связь с событиями прошлого, противоречит, сияние дня, драматичность ситуации , исторический экскурс, простоволосая, величественная поза, Реет флаг, мужественные лица, прозрачный воздух, простолюдины, седовласый старец.

Подобрать синонимы к слову «художник» - (автор картины, живописец,);

Подобрать синонимы к слову «картина» - (произведение, художественное полотно, талантливая работа).

  1. Контроль, оценка

Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно оценивать свои знания и деятельность на уроке.

Рефлексия

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Давайте вернёмся к началу урока. Вы готовы написать сочинение?

Какой эпиграф из предложенных вы выберете? Почему?

Знаете ли вы, о чем будете писать?

8. Организационно – связующий этап

Задача: Продолжить формирование самостоятельного осмысления изученного на уроке, развитие творческих способностей.

Слайд № 9

Домашняя работа с элементом вариативности:

Выбрать эпиграф, изложить материал в соответствии с эпиграфом,

Написать сочинение в тетрадь для творческих работ.


Художник Юрий Ракша родился и жил в Уфе, закончил художественное отделение ВГИКа, работал художником во многих фильмах. Он был очень известен, однако при жизни не провел ни одной своей выставки, все они состоялись только после его смерти. Одна из известнейших его картин - триптих "Поле Куликово". Сочинение по картине "Проводы ополчения", которая является центральной частью триптиха, задают писать в восьмом классе, когда школьники уже могут осознать значимость и важность сюжета.

Юрий Ракша был очень талантлив, умел писать в разных жанрах, сочетать их, и в этом случае результатом работы были отличные картины. Тема войны смешивалась с исторической. Именно это сочетание занимало в творчестве Юрия Ракши особое место.

Общий план картины

Война - это сложное время для народа, когда умирают невинные люди. В триптихе художник показывает боль и трагедию народа, который прощается с родными, провожая их на войну. Люди объединяются ради защиты границ родины от врагов, желающих разделаться с русским народом и завоевать Русь. Но мы видим, что воины настроены решительно, значит, этого не случится. Перед тем как писать сочинение по картине "Проводы ополчения", рассмотрите, что показано на разных планах. На переднем стоят люди, провожающие родных. Они огорчены, ведь их близкие идут сражаться, но во взглядах таится надежда и вера, что недруги будут повержены. Художнику отлично удалось показать выражение лиц героев картины, их состояние. И так сразу становится ясен и общий настрой, и характеры народные, и сила духа русского народа. Примечательно, что картина не мрачная, а наполнена светом. Художник использует яркие краски, детали хорошо прорисованы. Окружающую обстановку мы видим глазами героев картины и понимаем, что эта яркость обусловлена их психологическим состоянием.

Описание картины "Проводы ополчения"

На первом плане женщина, ждущая ребенка, дети не понимающие происходящего, старики, уже не раз побывавшие в таких ситуациях и потерявшие своих близких. Юрий Ракша передает атмосферу того времени. Мы можем рассмотреть одежду, быт героев, украшения и другие мелочи. Тех людей сплотило общее горе. Сообща они будут ждать, молиться о своих воинах, надеяться на победу. Конечно, разгромить вражеские полчища будет непросто, люди сгинут, и тогда горе станет общим, все живые будут скорбеть по погибшим. Все это написано на лицах людей на картине.

Особое внимание хочется обратить на беременную женщину, дорого одетую. Судя по ее внешности, сразу понимаешь, что это княгиня. На самом деле, она супруга Дмитрия Донского. На картине женщина обнимает сына левой рукой, а правая лежит на животе, как бы гладя своего еще не рожденного ребенка. В глазах ее надежда, что любимый муж, отец ее детей вернется из сложного боя. А а ведь он - предводитель этого ополчения. Мальчик, которого она обняла, стоит, опустив голову. Он, наверное, понимает, что его отец может и не вернуться из боя. И тогда мальчик останется за старшего и будет оберегать мать и младшего ребенка. Плечом к плечу стоят и знатные люди, и простые крестьяне.

Плечом к плечу

Прямо на земле сидит молодая крестьянка. На ее лице скорбь и отчаяние. Она боится лишиться мужа, ведь он является единственным кормильцем и главой семьи. Возле нее девочка с букетом. На лице ее задумчивость, потому что она еще не понимает ужасов войны. Рядом с женой Донского стоит еще одна женщина, уже не молодая. На лице ее нет слез, только тревога. Возможно, она уже не раз провожала в бой своих близких. Девушка, которая стоит рядом, смотрит вдаль со скорбью.

Второй план

Готовясь к сочинению по картине "Проводы ополчения", обратите внимание на войско. На втором плане мужчины изображены не так четко, как будто в дымке. Огромное войско идет от ворот Кремля. Лица воинов почти неразличимы, они уже стали одним целым. Горе и страдания объединили людей. Остались женщины с детьми и старики, а мужчины могут и не вернуться. Но сделать ничего нельзя, ведь они защищают своих близких и родину от врагов.

Любимой темой художника Юрия Ракши была история. Картины "Проводы ополчения", "Благословение на битву" и "Предстояние" составляют триптих. Они считаются лучшими из его работ.

Это один из примеров сочинения по картине "Проводы ополчения".