Верно ли утверждение базарова природа не храм. Пишем мини-сочинение. Любовь к природе

Без всякого вступления я говорю в ответ на эту тираду Базарова, героя романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева: нет, нет и еще раз нет! До чего додумался этот нигилист, жив­ший в XIX веке! Следом за этими его словами могли бы последовать и другие, которые еще недавно были почти нашим лозунгом: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача».

Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна втом числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа - это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса - иссякли реки, создали каскады плотин с искусственными морями - под водой оказались деревни и источники заражения воды - скотомогильники. Заразили промышленными сливами реки и моря - уменьшились запасы рыбы. Большой экологической бедой стал Черно­быль. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.

Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Да вот только когда грянула беда, додумались и научились использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму. Не верю, что полвека назад наши ученые не могли решить эти проблемы. Выводили спу тники на орбиту, первыми отправили человека в космос, а о разумных отношениях с природой не подумали, не считали нужным просчитывать их на многие годы вперед. Неужели мы никогда не изживем из нашего менталитета закрепленное народной мудростью понятие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?

Сейчас научились всему: и восстанавливать «легкие плане. ты», то естьлеса, и очищать воды, сбрасываемые в моря и реки. Задумались даже об альтернативных источниках энергии. Только ждать быстрого результата не стоит. Еще одна народная мудрость гласит: «Ломать - не строить». Теперь главное: не наносить природе новых ран.

Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай кусты, не делай больно кошке, не оставляй мусор в лесу или на берегу - всему этому надо учить с детства. Это первые уроки по охране природы. Не рвать без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры - это должно стать законом для отдыхающих на природе. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские - это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия, заставляют пристальнее всмотреться в систему взаимоотношений человека с природой. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник».

Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети»

Резко проявившиеся в последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия, заставляют пристальнее всмотреться в систему взаимоотношений человека с природой. И особенно важной является проблема взаимоотношений человека и природы, которая в нынешний переломный момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания человечества и всего живого на Земле. Все это заставляет задуматься над тем, какими же должны быть отношения человека и природы, как найти гармонию с природой.

Ведь только потребность выхода из настоящего кризисного состояния вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы. Таковой и является гармония человека с природой. Мы, взрослые должны понять и донести детям три основных правила:

Человек - основная часть Природы;

Человека и Природу не следует противопоставлять друг другу; а рассматривать их надо в единстве;

Человек и все, что его окружает - это частицы единого, Целого;

Ответственность Разума перед Природой. Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы через поэзию, живопись, музыку. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Искусство - особенно сильное и незаменимое средство воспитания взаимоотношений человека с природой и соблюдения между ними гармонии. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в природе и жизни. Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия - с них начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств - они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Изобразительное искусство, как явления природы, у ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый. Содержание этих высказываний связано с теми впечатлениями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие окружающего мира, его красок форм, звуков. В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла. Воспитание тонкого аппарата творческого восприятия природы, жизни, искусства, вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать её в любой иной среде деятельности, распространяя её и на отношения с людьми, с окружающим и природным миром.

Искусство, в том числе и театр, учит нас замечать и ценить всё прекрасное в том, что нас окружает. Тот, кто любит и ценит красоту, вряд ли станет разрушать. Часто зло начинается с самого малого-с оторванных крыльев у мухи, как раз той самой мухи, из которой стоит делать слона. Можно уничтожить вредное насекомое, но нельзя его терзать. Это развращает детскую душу. Любовь к животным воспитывает у ребёнка чувство ответственности. А это, пожалуй, самое главное. Ответственности за чьё-то здоровье, за чью-то жизнь, За свой выбор. Помните, как у Сент-Экзюпери: "Мы всегда в ответе за того, кого приучили". И ещё: "Встал утром, привёл в порядок себя - приведи в порядок свою планету". Писатель Николай Сладков говорил: "Заставить полюбить природу нельзя, но помочь можно". Одним из таких помощников является театрально-игровая деятельность детей. Почему театральное творчество детей мы называем театрально-игровым? Потому что оно, в отличие от творчества взрослых, носит свободный игровой характер, который сохраняется даже в том случае, когда детьми разыгрывается спектакль на литературный сюжет.

Драматический театр. Театр, где роли исполняют сами дети. Чем меньше ребёнок, тем больше его деятельность схожа с игровой, тем больше подражательности в его действиях. Малышу 3-4 лет недоступна длительная работа над образом, подмостки его смущают. Так как у маленького ребёнка развитие речи отстаёт от развития движений, ему легче показать, чем сказать, поэтому хорошо использовать простые инсценировки рифмованных текстов. Тексты могут быть разными, но, коль мы говорим о взаимоотношениях человека с природой, то лучше брать тексты о животных или такие, которые помогут ребёнку осознать себя, как биологическое целое (ощутить своё тело и каждую его часть). На этом построена почти вся народная педагогика ("Сорока-ворона", "Ладушки-ладушки"...) Можно брать и авторский текст. Например, стихотворение Е.Коргановой "Ладушки-ладошки" или сказка К.Чуковского "Цыплёнок". В книге не расписаны движения, но каждый придумает свой вариант. Инсценировать стихи можно и с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Этюдная работа. Маленькому актёру ещё нужно многому научиться прежде, чем выйти на подмостки. В любом деле человек начинает с азов, с небольших лёгких задач, упражнений, если мы говорим о театральном творчестве - этюдов. И, если спектакль, инсценировку поставить мы не успеваем, то этюдная работа вполне реальна и необходима. Она освобождает творческую природу ребёнка, создаёт условия, в которых эта природа пробуждается и действует. Она приводит к освобождению мышц, к правильному сценическому самочувствию, к умению органически действовать в предлагаемых обстоятельствах - "быть, а не казаться на сцене". Этюдная работа снимает с ребёнка зажим. Этюдной работой в широком смысле слова мы называем все виды тренировочной работы: от простейших упражнений до сложных сюжетных этюдов. Театр в переводе с греческого означает "действие". Выполняем ли мы простейшее упражнение или работаем над сложным сюжетным этюдом, действие подчиняется одним и тем же законам, законам нашей органики (оно должно быть естественным). Но, каждое действие можно выполнить по-разному. В жизни мы ведём себя органично, не задумываясь. Например, когда в жизни мы задумывались над выражением своего лица?! Занятые делом, мы даже не подозреваем, как выглядим со стороны. Обдуманное выражение лица у нас бывает только, когда мы хотим кого-нибудь обмануть или пытаемся что-либо скрыть. Так, к примеру, скрывая несчастья, люди делают весёлое лицо, улыбаются, получив отказ - стараются казаться равнодушными... И, как правило, начинают вести себя неестественно, движения становятся скованными, на лице - застывшее выражение... Ничего не добьётся и актёр, пытающийся изобразить чувства и старательно проделывающий заранее намеченные жесты, изо всех сил следя за выражением своего лица. Где уж тут думать о партнёре, тут цель - понравиться зрителям или вам, воспитателю.

Но, вся система Станиславского (система органического действия на сцене) заключается в моменте толерантности - умении слушать и слышать. Поэтому начинать работу следует с тренировки отдельных элементов органического действия: внимания, воображения, оценки предлагаемых обстоятельств. Для развития каждого из этих элементов существует ряд упражнений.

"Эмпатия" Представляешь себя образом в ситуации, когда у этого образа есть проблемы. Пример: Ты - уставший кузнечик, заблудился на лугу. Что ты чувствуешь? (Что ощущают твои ножки? Усики?) Или. Ты - цветочек на солнечной поляне. Очень хочешь пить. Давно не было дождя. Что ты чувствуешь? Расскажи. Или. Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать.

"Точка зрения"

Задаём ситуацию, на основе которой придуман этюд, а потом меняем в этой ситуации характер героя. Примеры: мальчик увидел гнездо. Его действия. (Мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеянным). Или же: в одной и той же ситуации предлагаем ребёнку сыграть разные образы: муха попала в сети к пауку. Что чувствует муха? А паук? А теперь поменяйтесь ролями. Или: вы изображаете двух собак. Одна - большая, сидит около своей конуры и гложет кость. Другая - маленькая, бездомная, голодная. После обсуждения действий и чувств заданных образов, упражнения разыгрываются в виде инсценировок. Ценность этого приёма в том, что ребёнок учится чувствовать ситуацию с разных точек зрения, может проанализировать её плюсы и минусы. Эта способность лежит в основе природоохранной деятельности. Сорвать цветок для человека хорошо. Он будет стоять в вазе, им можно любоваться. Но, когда ребёнок почувствует себя этим цветком - он задумается. По крайней мере, не станет рвать цветы от нечего делать, чтобы тут же выбросить. Речь идёт опять же о чувстве ответственности.

Упражнения, обращённые к слуху:

  1. Посидеть, не шевелясь, и прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Назовите, что вы слышали. (Стук, голоса, гудок машины, шум ветра, пение птиц, шелест листвы, шум дождя...)
  2. Звуки за стеной, в коридоре.
  3. В комнате, где находитесь сами.

Последнее потребует особенной сосредоточенности, ведь здесь звуки будут совсем слабые и случайные. (Треск, дыхание товарищей...) Можно положить на верхнюю полку часы - будильник (для лучшей акустики) и спросить: "Какой новый звук появился в нашей комнате?"

Упражнения, обращённые к зрению:

  1. Рассмотреть какой-нибудь предмет и описать его во всех подробностях.
  2. Закрыть глаза и вспомнить, во что был одет Саша, или какая причёска сегодня у Кати...
  3. Знакомая всем нам игра "Что изменилось?", когда мы убираем или меняем местами предметы.

Упражнения на обоняние и вкус:

Не меньшую роль играют упражнения на обоняние и вкус: игры: "Определи на вкус", "Угадай по запаху".

Упражнение на осязание:

"Определи на ощупь"...

Упражнения, развивающие воображение:

Для развития воображения также есть множество упражнений. Например, вы предлагаете детям, взяв в руки какой либо предмет (или посмотрев на какую либо вещь в комнате), сочинить его историю: кто были его владельцы, каким образом он попал сюда, что с ним произойдёт через сто лет, когда его найдут в раскопках.

Можно брать 3 или несколько предметов, ничем не связанных между собой (скажем, иголку, скамейку и ключ) и пытаться с детьми сочинить рассказ, где бы эти предметы фигурировали и были нужны друг другу для развития сюжета.

Все мы в обязательном порядке должны чаще выезжать за город, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться тишиной, дабы не утратить гармонию с природой.

Нам взрослым, воспитывающим детей, следует каждодневно приобщать их к таинствам и красоте природы, через искусство, что бы уже в раннем детстве в каждом человеке зародилось чувство общности с ней!


Без всякого вступления я говорю в ответ на эту тираду Базарова, героя романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева: нет, нет и еще раз нет! До чего додумался этот нигилист, живший в XIX веке! Следом за этими его словами могли бы последовать и другие, которые еще недавно были почти нашим лозунгом: «мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача».

Вот идеологические истоки того, к чему сейчас пришла наша планета. И наша страна в том числе. Брали у природы, думая, что неисчерпаемы ее запасы. Строили, возводили, меняли русла рек, рубили леса, не думая о последствиях. Не понимали, что природа — это как раз храм, где лишних деталей нет, где все взаимосвязано. Вырубили леса — иссякли реки, создали каскады плотин с искусственными морями — под водой оказались деревни и источники заражения воды — скотомогильники. Заразили промышленными сливами реки и моря — уменьшились запасы рыбы. Большой экологической бедой стал Чернобыль. Вот к чему пришли люди, считая природу не храмом, а мастерской. А ведь все это строили, создавали, добывали во имя человека, его благополучия.

Конечно, я прекрасно понимаю, что человечество не может жить и кормить себя, не используя природные ресурсы. Да вот только когда грянула беда, додумались и научились использовать природу, не нанося ей вреда, или сводить этот вред к минимуму. Не верю, что полвека назад наши ученые не могли решить эти проблемы. Выводили спутники на орбиту, первыми отправили человека в космос, а о разумных отношениях с природой не подумали, не считали нужным просчитывать их на многие годы вперед. Неужели мы никогда не изживем из нашего менталитета закрепленное народной мудростью понятие: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?

Сейчас научились всему: и восстанавливать «легкие планеты», то есть леса, и очищать воды, сбрасываемые в моря и реки. Задумались даже об альтернативных источниках энергии. Только ждать быстрого результата не стоит. Еще одна народная мудрость гласит: «Ломать — не строить». Теперь главное: не наносить природе новых ран. Материал с сайта

Природа именно храм, прекрасный, нерукотворный храм, который должны беречь все от мала до велика. Не ломай кусты, не делай больно кошке, не оставляй мусор в лесу или на берегу — всему этому надо учить с детства. Это первые уроки по охране природы. Не рвать без толку полевые цветы, затушить костер до последней искры — это должно стать законом для отдыхающих на природе. А уж если ты работник промышленного предприятия, то помни: мастерские — это твои цеха, твои стройплощадки, а не природа. Тогда тем, кто придет за нами, не нужно будет исправлять наши ошибки, кляня нас и нашу безответственность.

Природа сопровождает человека на протяжении всего его существования как вида и человечества как культурно-социальной общности в целом. По мнению многих ученых и философов, люди и сами являются в полной мере продуктами природы, ее эволюционного развития. Конечно же, нельзя исключать и религиозный контекст вопроса. Ведь, по мнению большинства жителей планеты Земля, человек создан Богом (а некоторые отождествляют Создателя с Природой). В том, - храм или мастерская, попробуем раззобраться в данной статье. Но в начале - немного о терминах.

Понятие «Природа»

Это - то, что нас окружает. Она подразделяется на неживую и живую. К неживой относятся недра и реки, земли и воды, камни и песок - предметы неодушевленные. Все, что движется, растет, рождается и умирает - живая природа. Ее составляют растения и животные, да и сам человек как биологический вид. Биосфера и все, что с ней связано - природа. Храм или мастерская это для человека, какова его роль во взаимоотношениях с Голубой планетой, как с живым существом?

Природа - мастерская

«Человек - работник в ней». Эти известные слова Тургенева, сказанные устами Базарова, долгое время будоражили умы молодых революционеров от науки. Герой романа - личность довольно противоречивая. Он потаенный романтик и скрытый нигилист одновременно. Эта гремучая смесь и обуславливает его понятия: в окружающей природе нет ничего таинственного, тайного. Все подвластно человеку и его разумной деятельности. В понимании Базарова природа должна приносить пользу - в этом ее единственное предназначение! Безусловно, каждый человек (и даже - персонаж романа) имеет право на свою точку зрения, и выбирать сам для себя: природа - храм или мастерская? Всем, кто разделяет может казаться, что все вокруг можно переделать, исправить под себя. Ведь человек, по их мнению, - Царь Природы, имеющий право на эти действия, приносящие ему благо. Но посмотрите, как закончил жизнь сам герой. По некоторым современным трактовкам произведения, молодого ученого убивает сама Природа (в переносном смысле этого слова). Прозаична лишь сама причина - царапина на пальце героя, который вторгается грубым скальпелем в заведенный порядок жизни и смерти и погибает! Ничтожность причины лишь должно подчеркнуть силовое неравенство перед смертью, как ее не отрицай.

Разрушительная деятельность людей

Последствия определенной (развитие научно-технического прогресса, разработка недр и бездумное использование порой катастрофические. Особенно это проявляется в последние десятилетия. Природа просто не выдерживает такого воздействия и начинает потихоньку умирать. А с нею могут исчезнуть многие виды растений и животных, в том числе и человек, как вид млекопитающих. Все трагичнее обозначается проблема выживания человечества и всего живого. И если вовремя не остановиться, все это может привести к глобальным, уже неотвратимым последствиям.

Где дорога к храму?

Данные события заставляют всерьез задуматься: какими должны быть взаимоотношения? Что есть Природа: храм или мастерская? Аргументы в пользу первой точки зрения достаточно весомы. Ведь если бы человечество относилось к матери-природе как к храму, Земля сегодня не знала бы тех проблем с экологией, силы на решение которых тратит все прогрессивное сообщество ученых. А времени, по прогнозам некоторых специалистов, остается все меньше и меньше!

Безусловно, природа - это храм в первую очередь. А туда нужно заходить с чувством глубокой веры и вести себя там, не нарушая заведенных обычаев.

Природа - храм или мастерская?

Аргументы в пользу гармонии неоспоримы. сам по себе является основной частью природы. А человека и природу не стоит даже рассматривать отдельно друг от друга. Они являются единым целым. Во-вторых, взаимоотношения должны включать особую ответственность, как существа разумного, человека перед Природой, его заботливое отношение к ней. С детства в людях необходимо воспитывать опеки тех, кого мы приручили. А деятельность общества в буквальном смысле «приручило» всю окружающую среду.

Понятие ноосферы

В таком вопросе, как «природа - храм или мастерская» может помочь изучение трудов гениальных ученых, значительно опередивших в своих взглядах существующее понимание мира.

Академик Вернадский, к примеру, был одним из тех, кто впервые указал на единство природы и человека. Биосфера, измененная разумной деятельностью людей, в его понимании, соответствует понятию ноосферы. Это - новая сфера ума, где определяющим фактором развития становится деятельность человека. Он оказывает, в свою очередь, огромное воздействие на природные процессы, вплоть до уничтожения и возможности самоуничтожения. В учении о ноосфере человек представлен глубинно укорененным в природу, а человечество - как мощнейшая геологическая сила, преобразующая вид планеты, ее облик. Развитая ноосфера формируется силами всего общества в интересах взаимообогащения и всестороннего развития.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник

Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник

Из романа «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818-1883). Слова Базарова (гл. 9). См. также Базаровщина.

Обычно цитируется иронически как фраза-символ узкопотребительского, неразумного (прежде всего с точки зрения интересов самого человека) отношения к природе.

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Мастерская улица Улица проходит в Малой Коломне от улицы Декабристов до проспекта Римского-Корсакова. 20 августа 1739 года ей было присвоено название Офицерская улица. Предполагалось, что здесь будут жить офицеры Адмиралтейского ведомства. По плану Комиссии о

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Храм Девы Марии перед Тыном - Тынский храм Kostel Panny Marie p?ed Т?пет - T?nsk? chr?m Адрес: Прага 1, Старе Место, Староместская площадь. Как добраться: станция метро «Staromestska». Храм Девы Марии перед Тыном расположен в Старом Месте пражском. Изначально оно складывалось из поселений

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Энциклопедия юриста автора

Работник РАБОТНИК - физическое лицо, вступившее в трудовые правоотношения с работодателем и являющееся стороной трудового договора (контракта). Необходимое условие участия в трудовых правоотношениях - дееспособность лица и достижение им определенного возраста (см.

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Книга третья. Природа и человек …Пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами «слепой необходимости». В. И.

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЧ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Так храм оставленный - всё храм, / Кумир поверженный - всё Бог! Из стихотворения «Я не люблю тебя» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814- 1841).Иносказательно: даже если какая-либо святыня, авторитет и т. п. и развенчаны, тем не менее есть люди, у которых они по-прежнему вызывает уважение, и

Из книги Справочник необходимых знаний автора Менделев Владимир Аронович

Из книги Промальп в ответах на вопросы автора Гофштейн Александр Ильич

2. Согласно ст. 214 ТК РФ работник обязан: 1. Соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;2. Правильно применять средства индивидуальной, а также коллективной защиты;3.

Из книги Мастера и шедевры. Том 1 автора Долгополов Игорь Викторович