Явление христа народу кто изображен на картине. История картины. "явление христа народу" а.иванов. Анализ картины «Явление Христа народу»

Картине «Явление Христа народу» в Третьяковской галерее посвящен отдельный зал. Ее автор художник Александр Иванов родился 28 июля (16 июля по новому стилю). Рассматривать полотно, над которым живописец работал почти половину своей жизни, можно часами. Картина переполнена тайнами и зашифрованными символами. На ней художник изобразил и себя, и своего хорошего друга писателя Николая Гоголя, а если присмотреться, то за ветвями деревьев можно разглядеть женский крестный ход.

Мы выбрали 10 факто о картине «Явление Христа народу», которые нужно знать.

1 . Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал в 20 лет – с 1836 по 1857. Работал над масштабным полотном художник в Италии, куда уехал для усовершенствования мастерства на средства Общества поощрения художников.

2. Для картины Иванов сделал более 600 эскизов с натуры. Художник задумал изобразить на лицах «весь ход обращения человека ко Христу». Для этого Иванов много времени проводил в церквах, наблюдая за прихожанами. В Италии он искал натурщиков, напоминающих древних иудеев. Иванову было важно, чтобы люди получились «живыми». Если присмотреться к купающимся возле реки Иордан, действительно, ни одна эмоция, ни одно выражение лица не повторяются.

3. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (1: 29–31) и третьей главе Евангелия от Матфея (3: 1-17).

4. Из-за скрупулезности, с которой Иванов подходил к созданию картины, сроки выполнения работы затягивались (предполагалось, что он поедет в Италию на четыре года). Художника даже обвиняли в лени. Однако Иванов на критиков не обращал внимания, и даже, несмотря на свое ухудшавшееся зрение и проблемы с финансами, живописец не стал ускорять работу в ущерб качеству.

Александр Иванов «Явление Христа народу» 1836-1857

5. Центром композиции, к которому притягивается взгляд зрителя, является Иоан Креститель. Он указывает на Спасителя

6. Фигуру Христа делит линия горизонта. Возможно, художник хотел показать, что Спаситель находится одновременно и на земле и на небе. Еще одна любопытная деталь: Христа как бы отделяют от всех остальных крест и копье в руках одного из легионеров. Эти предметы являются символами предстоящей казни.

7. На картине Иванов изобразил своего друга писателя Николая Гоголя. Он находится ближе всех ко Христу, а его терракотовая накидка перекликается по цвету с одеянием Спасителя. Правда, сходство с писателем более заметно на отдельном этюде. Вероятно, таким близким расположением автора «Мертвых душ» ко Христу, художник хотел показать духовность Гоголя. Кстати, писатель приезжал к Иванову в Италию. Он отмечал, что художника спрятался от людей и не выходит из мастерской, проводя все время в работе.

8. На картине можно найти и портрет самого Иванова. Художник изобразил себя в виде странника в синей накидке в тени Иоанна Крестителя

9. Закончил работу над полотном Иванов в 1957 году. Картина получилась огромная – 5,5 на 7,5 метров. О масштабной работе художника уже были наслышаны, но купить картину никто не мог, потому что она была сделана по заказу Академии художеств. Коллекционер Павел Третьяков купил эскизы к картине. После смерти Иванова «Явление Христа народу» купил император Александр II и подарил ее Румянцевскому музею. В Третьяковку картина попала в 1925 году.

10. «Явление Христа народу» стала картиной всей жизни Александра Иванова. После выставки картины и подготовительных этюдов к ней в Петербурге художник заболел холерой. Иванов скончался спустя шесть недель после открытия выставки в июле 1858 года в возрасте 51 года. Организм художника был ослаблен сложной работой, плохим питанием и тяжелым переездом из Италии. Мечта художника поехать в путешествие на восток так и не успела осуществиться.

«Явление Христа народу» - картина русского художника Александра Андреевича Ива́нова. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна и третьей главе Евангелия от Матфея.

Александр Ива́нов. «Явление Христа народу». 1837-1857 холст, масло. 540×750 см. Третьяковская галерея, Москва

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».
На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло свыше 600 отдельных этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна. Художник называл сюжет картины «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент.
В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.
Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.
Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии - христианства.

Иоан Креститель. Центральная фигура полотна - Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Апостолы. Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа.

Мальчик и старик. Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины - молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они - уже уверовавшие в Христа Спасителя.


Верующие. По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других - недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии.

Раб. Отдельно скажем о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ - чуть ли не самый колоритный во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Иисус Христос. Центральное звено этой цепочки различных людских характеров и настроений - сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Ива́нов (1806-1858)

Русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней.

Художником проделал колоссальную работу, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.
Огромная заслуга автора и в глубоком понимании человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции.

Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета.

Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.
Иванов скончался от холеры. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1936 году перезахоронен с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Судьба картины

В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии Художеств, выставка произвела сильное впечатление на общественность.
Александр Иванов скончался 3 (15) июня 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.
При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна. Встал вопрос о помещении для полотна. В проект здания на Крымском Валу был, в частности, заложен зал для картины Иванова. Но всё же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. В 1932 году полотно заняло то место, где находится и сейчас.
Эскизы и этюды к картине хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.


1. В центре композиции — одетый в верблюжью шкуру Иоанн Предтеча, указующий в сторону Христа. Иванов изображает здесь, вероятно, описанный в Евангелии от Матфея эпизод, когда Иоанн Креститель произносит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфей 3:11).
2. Слева за Иоанном — будущие апостолы: Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Петр и Нафанаил (Варфоломей) в бирюзовых одеждах, известный высказыванием: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).
3. Фигура старика, выходящего слева из воды, — аллегория Древнего Израиля. Любопытно, что на картине набедренная повязка этого старика серо-белого цвета, а в воде отражается красная. Почему — неясно. Пейзаж картины — окрестности итальянского города Субиако, которые Иванов выдал за Палестину.

4. Юноша, взбирающийся на берег, — аллегория Израиля после пришествия Иисуса.
5. Группа сидящих странников не видит Иисуса из-за большого камня, они в напряжении поворачивают головы по направлению движения рук Иоанна Крестителя. Судя по головным уборам, перед нами не израильтяне, а путешественники. На них вифинские шапочки (фасон по названию области Вифиния), какие носили эллинизированные (испытавшие влияние греческой культуры) жители из внутренних областей Малой Азии. Крайний слева в дорожной шляпе — это автопортрет Иванова.
6. Разбирая сверток одежд своего хозяина, раб слушает проповедь Иоанна Крестителя. По словам Иванова, речь так тронула невольника, зародив надежду на освобождение (Иванов сделал акцент на этом моменте в контексте споров об отмене крепостного права), что слезы покатились из его красных глаз. При возгласе «Вот Агнец Божий!» он оставил одежды и оглянулся назад. Его господин, обеспокоенный такой реакцией, движением правой руки велит рабу вернуться к своим обязанностям. Лицо раба зеленоватого цвета: невольников специально мазали плохо смываемой краской, чтобы помешать их побегу.
7. Немощный знатный (судя по голубой тоге) иудей, тронутый проповедью Иоанна, пораженный последними его словами «Вот Агнец Божий!», спешит при помощи товарища встать и взглянуть на Мессию. Но его помощник и сам с любопытством разворачивается назад, в сторону Иисуса, тем самым тормозя движение престарелого патрона, на лице которого прочитывается досада.
8. Этот молодой человек так энергично обернулся под действием слов Иоанна в сторону Христа, как будто только и ждал этого. Судя по цвету кожи, он эллин, а не иудей. На это косвенно могут указывать и его ярко-белые одежды без коричневых прожилок. Вероятно, он принадлежит к мистической религиозной секте, ожидающей прибытия божьего посланника. Такие секты в то время были популярны среди малоазийских греков.
9. Профессор Иван Астафьев (в эссе 1916 года) так комментирует следующую сцену: «Две другие фигуры, они, как видно, едва вышли из воды и готовились одеваться, но в эту самую минуту проповедь Иоанна коснулась их слуха, и они, боясь проронить хоть одно слово, остановились. Дрожание слез в глазах, полных умиления, выражается в трепетном дрожании всего тела. Что этот человек тронут до глубины души, что в словах Пророка видит он спасительные надежды, что он добр и мягок сердцем, это узнаем мы тотчас. Юноша же, не понимая глубокого смысла проповеди, слушает внимательно под влиянием какого-то страха, смешанного с любопытством, свойственном его возрасту».
10. Справа спускаются книжники и фарисеи с письменами Закона на своих белых одеждах. Они отворачиваются от Христа, как бы отвечая на слова Иоанна Предтечи: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:34). «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7).
11. На заднем плане Иванов изобразил путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь. Они просто оборачиваются, следуя за общим движением тех, кому были слышны слова Иоанна Предтечи. Крайнего слева персонажа в коричневом хитоне художник писал с Николая Гоголя. Он тесно общался с Ивановым в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Как отмечал Гоголь в одном из писем, Иванов «не только не ищет профессорского жеста и житейских выгод, но даже просто ничего не ищет, потому что уже давно умер для всего мира, кроме своей работы».

В 1831 году Академия художеств отправила молодого живописца Александра Иванова на стажировку в Италию. Обычно студентам ставилась задача написать картину на античный сюжет, но в этот раз дело обстояло по-другому. Профессора решили заказать ему картину из евангельской истории — «Явление Христа народу». Библейские сюжеты считались более трудными для выполнения, и студентам их обычно не поручали.

Поездка растянулась почти на 30 лет, так что художника стали забывать на родине. Все это время Иванов упорно работал. Он вознамерился изобразить берег Иордана, с которого Иоанн Предтеча указывает собравшимся иудеям на фигуру Христа, появившуюся на дороге, — момент встречи ветхозаветного и новозаветного миров, начало новой эры. Художник не жалел сил на работу с натурой. Десятки эскизов, сотни набросков, работа с натурщиками — Иванов кропотливо реконструировал в Италии Палестину новозаветных времен. На холсте амфитеатром расположились самые разные исторические персонажи, которых можно было встретить только на дорогах Иудеи: будущие апостолы, фарисеи, саддукеи, богатые иудеи, римские легионеры. У каждого особое выражение лица — каждый по-своему реагирует на слова Иоанна Предтечи.

Законченная в 1857 году, картина не вызвала большого интереса у публики: это было время бурных споров об отмене крепостного права, и религиозные темы отошли на второй план. В июле 1858 года Иванов умер от холеры. И почти сразу после этого император Александр II купил работу за 15 000 рублей и преподнес ее в дар Румянцевскому музею.

http ://www .vokrugsveta .ru /authors /362/

«Явление Христа народу» Александра Иванова без преувеличения можно назвать Евангелием на холсте

Однако искусство художника, вложившего так много духовных смыслов в своё творение, требует не меньшего искусства от зрителя, призванного их дешифровать. О том, как правильно «читать» картину Иванова, рассказывает культуролог и бакалавр богословия Александр Архангельский.

«Явление Христа народу» (или «Явление Мессии») Иванов писал около 20 лет в Италии, но так и не дописал до конца. В 1857 году он отправляет картину в Петербург не законченной. А в июле 1858 года умирает. Иванов не дописывает картину, потому что переживает в то время кризис веры, прежде всего веры в человека: он наблюдал, как во время франко-итальянской войны люди, называвшие себя верующим, творили безумные поступки. Это вылилось в кризис его отношения к Богу, поскольку в христианстве эти две веры существуют только вместе. Иванов считал, что писать картину на библейский сюжет, не имея благоговения веры и полного доверия Богу, он не может.

А. Иванов. Явление Христа народу

Когда Иванов уезжал в Италию на три года (а в результате пробыл там 20 лет), он ещё не определился до конца, какой сюжет выберет. Выбранный им в итоге сюжет – это, по сути, синтез нескольких мест из Евангелия: крещение в Иордане, обличение фарисеев и момент узнавания в Иисусе Мессии. Когда Христос крестился, многие Его ещё не узнавали, даже ближайшие ученики (они написаны левее Иоанна Крестителя) долгое время осмысляли эту новую для них реальность, пытаясь вместить её. Иванов задумал на огромном полотне показать, что происходит с человеком, когда случается его встреча со Христом. Что значит эта встреча для любого верующего человека? Это не просто знакомство, это встреча, которая переворачивает всю жизнь, делает её качественно иной. После неё невозможно оставаться таким, как прежде. Мы знаем, что иудеи ждали этого момента сотни лет. И вот этот момент наступает.

Христос

Центральная фигура на этой картине – Христос. Есть эскизы, где фигура Христа крупная, почти такого же размера, как Иоанн Креститель. Но в окончательном варианте (а художник сделал около 300 эскизов) Иванов уменьшает Христа, так что Он становится меньше всех. И для этого есть свои основания. До второго пришествия Христа может увидеть только тот, кто очень этого хочет. Есть в Евангелии такие слова: «Льна курящегося не угасит, трости надломленной не переломит». Это уважение к человеческой свободе: если человек не хочет этой встречи, она не произойдет.

А. Иванов. Явление Христа народу. Христос. Фрагмент

В числе сотен эскизов лица Христа есть какое-то количество женских портретов. Художник хотел изобразить Христа так, чтобы в Нем воплотилась вся полнота человеческого – и мужское, и женское начало. И ему это удалось. У Иванова есть ряд эскизов, где у Христа лицо очень брутальное, холодное, жесткое. В окончательном варианте лицо мужественно, но не брутально, в нем действительно воплощена вся полнота и мужского, и женского.

Иоанн Креститель и группа апостолов

А. Иванов. Явление Христа народу. Иоанн Креститель и апостолы. Фрагмент

Самый высокий, почти огромный – Иоанн Креститель. Он указывает на Христа. За ним мы видим группу апостолов. Первый, рыжий, – апостол Иоанн, самый молодой из них. Мы видим его молодость, порывистость и устремленность всего его существа туда, ко Христу. За ним стоит апостол Пётр. Он был тоже очень горячим и порывистым. Но как отличается порывистость одного от порывистости другого! У Петра ухо обращено в ту сторону, где Христос, но голова при этом развернута. Видно, что внутри него что-то происходит. Это тоже порыв, но немного другой. Рядом с Петром – апостол Иаков, он смотрит не на Христа и не на Иоанна Крестителя, а куда-то внутрь себя. Иаков здесь воплощает тип человека спокойного, не порывистого, но такого, которому для принятия решения нужны очень серьёзные основания. В нём нет отторжения, нет торопливости. Иаков смотрит внутрь себя, он хорошо знает Ветхий Завет, а это закон и пророки. Закон говорит о том основании, том минимуме, ниже которого человек не должен падать. Соответственно, явление Иисуса как Мессии не должно было противоречить этому основанию и пророчествам о том, каким должен прийти Христос. В одном из пророчеств сказано, что в Нём не будет ни вида, ни величия. А ведь многие иудеи ждали именно царя, который придёт во всём великолепии – сильный, красивый.

Рядом лицо ещё одного ученика – Нафана. Сравните эти два лица: Иаков смотрит внутрь себя, где идет глубокий анализ, лицо же Нафана выражает что-то вроде «не знаю, не знаю, может ли быть что-то хорошее из Назарета?». По пророчествам, Мессия должен был прийти из Вифлеема, а тут внешним образом человек приходит из Назарета (мы знаем, что Иисус родился в Вифлееме, но потом Иосиф с семьёй бежал в Египет, а после смерти Ирода они поселились в Галилее, так как возвращаться было опасно). Взгляд Нафана направлен вниз и в сторону, лицо выражает предубеждённость. Таким образом, два внешне похожих подхода (сомнение Иакова и Нафанаила) внутренне противоположны.

Старик и юноша

А. Иванов. Явление Христа народу. Старик и юноша. Фрагмент

Еще одна интересная пара – юноша и старик внизу картины. С этой парой композиционно соотносится изображение дерева: оно одновременно и молодое, и зрелое, и старое (сухие ветви наверху), в нём как бы заключена вся полнота возрастов. «Полнота возрастов» повторяется в этой паре «старик и юноша». Художник показывает, что встреча со Христом может произойти в любом возрасте. Юноша похож на мраморную скульптуру, его тело идеально выписано. В этом юноше многие современники Иванова видели символ античности. Античность как детство человечества: античные греки впервые обращают внимание на человека, начинают размышлять об идеальном человеке, о том, что делает его таким. До появления греческой философии, поменявшей представление о человеке, вера древних греков была очень мрачной, человеконенавистнической, их мифы – это круговорот страданий, измен, бойни и крови.

«Дрожащие»

А. Иванов. Явление Христа народу. «Дрожащие». Фрагмент

Определение «дрожащие» закрепилось за следующей парой персонажей – ребёнком и мужчиной, которые только что вышли из реки. Этим, с одной стороны, объясняется их дрожь. Но, с другой стороны, эта дрожь знакома всякому человеку, соприкоснувшемуся с чем-то очень важным, самым главным, значительным в своей жизни, когда от этого момента (узнает – не узнает, отличит – не отличит) зависит очень многое.

А. Иванов. Явление Христа народу. Раб. Фрагмент

Фигуру раба Иванов пишет посредине и ровно под фигурой Христа. Если вспомнить иконографию сюжета «Сошествие Христа в ад», там под изображением Христа по вертикали располагается ад – чернота и образы боли человеческой. На картине Иванова Христос по вертикали как бы спускается к рабу. В этом многие современники Иванова увидели почти политический манифест. Эту картину художник начал писать ещё до отмены крепостного права. В 1830–1840-е годы говорить о крепостном праве в критических тонах было очень опасно, в этом усматривали крамолу. Иванов написал много эскизов раба: с выбитым глазом, с клеймом на лбу, лысого, с ещё более воспалёнными глазами. Но в конце концов он убрал все эти увечья и оставил единственный признак рабства – верёвку на шее. На картине раб не видит Христа, он обращен к Нему спиной, развернут так, как нужно его господину. Раб делает своё дело: наклоняется к покрывалам, чтобы накрыть господина, но в то же время слушает, о чем говорит Иоанн Креститель, и его наполняет радость.

«Ближайший ко Христу»

Так принято называть темноволосого мужчину, повернутого ко Христу. Примечательно, что в ряде ранних эскизов он отвернут. Иванов (в особенности в ранних эскизах) делает это лицо очень похожим на своего друга Гоголя, с которым они очень тесно общались. Размышляя над непростым путем Гоголя, его духовными поисками, Иванов поначалу писал его отвернутым. Но в последнем варианте картины, зная, что происходит в сердце друга, художник разворачивает «Гоголя»: он уходит, но лицо обращает ко Христу.

А. Иванов. Явление Христа народу. Фрагмент

Римские кавалеристы

Еще Иванов изображает двух римских кавалеристов. (Исторически их, скорее всего, там не было: римляне чаще бывали в городах.) Этих двух всадников Иванов пишет с французских кавалеристов. В 1840-е годы художника очень поразила война Франции с Италией, он воспринял её как личную трагедию. И французы, и итальянцы считались культурными, высокопросвещёнными людьми, две христианские нации. Но тут начинается война, и французы вторгаются в Древний Рим. Иванов наблюдает, как просвещённые, культурные люди с остервенением уничтожают друг друга, тысячелетние здания, дворцы, храмы, скульптуры. С каждым днём снаряды взрывались всё ближе и ближе к мастерской Иванова. Если бы так пошло и дальше, то вскоре дом художника был бы разрушен и картина оказалась бы утраченной. Когда французы заняли Рим и французские кавалеристы скакали по городу, Иванов наблюдал за ними и понимал, что это тоже оккупация. Через этот наглядный образ оккупации он изображает оккупацию римлян. Обратите внимание, как он пишет лица кавалеристов: это не лица злодеев. В особенности у солдата слева: он всматривается в Христа без агрессии, без презрения, это вопрошающий взгляд. Мы знаем, что Христос пришёл не только к иудеям, но ко всем, и к римлянам в том числе.

Книжники и фарисеи

Интересна также группа левитов и книжников, хранителей Закона. Обратите внимание на эти два лица. Это люди, не просто знающие Закон, они сами себя олицетворяют с Законом. В их лицах читается пренебрежение, осуждение, холод и зарождающаяся злоба, зависть – то, что приведёт к непримиримому конфликту.

Автопортрет

Человек в серой шляпе с посохом, находящийся ближе всего к Иоанну Крестителю, – это автопортрет самого художника. Была такая традиция – вносить себя в библейские сюжеты и на иконы (об этом часто просили заказчики). Каким себя видит Иванов? Он в шляпе и с посохом путешественника – он путешествует. С другой стороны, он сидит у ног Иоанна Крестителя как ученик – он видит себя учеником. Он очень внимательно слушает, что говорит Иоанн Креститель, и смотрит туда, куда тот показывает. Этот образ, по свидетельству знающих Иванова людей, очень точно передает его характер и его позицию.

А. Иванов. Явление Христа народу. Мужчина с посохом. Фрагмент

Люди за деревьями

В зале этого почти не видно, но если приглядеться, можно увидеть, что за деревьями идет огромное множество людей. Это те, кто ещё в пути и, возможно, придут ко Христу только через несколько сотен лет и даже через тысячелетия.

А. Иванов. Явление Христа народу. Люди за деревьями. Фрагмент

Множество тайн, связанных с жизнью и творчеством Гоголя, еще предстоит открыть и изучить исследователям, считает Дмитрий Бак, профессор истории русской литературы РГГУ, специалист по литературе 19-20 веков. О некоторых из этих тайн он рассказал в интервью коррепонденту РИА Новости Светлане Вовк в канун 200-летия со дня рождения писателя.

- Дмитрий Петрович, достаточно ли хорошо изучены творчество и жизнь Гоголя? Еще могут быть какие-то громкие открытия?

В основном наследие Гоголя изучено, и в этом большой вклад ученых XIX века. Например, Николая Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но остается еще множество тайн, связанных и с жизнью, и с творчеством Гоголя, например, тайна второго тома "Мертвых душ".

Известно, что перед смертью Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ", за исключением нескольких начальных глав. Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать - оно существует. Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России. Возможно, что мы когда-нибудь найдем другие его фрагменты, которые могут лежать в архивах.

Но главная тайна Гоголя даже не сожженная рукопись второго тома. Самое существенное состоит в том, что неисчерпаемы произведения писателя, они "многотолкуемы", потому каждое новое поколение читает их по-своему, открывает неожиданные смыслы.

Например, по понятным причинам, в советское время недостаточное внимание уделялось религиозности самого Гоголя и вероучительным проблемам в его творчестве. И здесь еще непочатый край работы.

- У Гоголя ведь был не только писательский дар, он был многосторонне одаренным человеком.

Да. Помимо писательского дара, Гоголь обладал талантом комического актера, славился своим лицедейством. А еще создал специальный труд о церковных службах - "Размышление о Божественной литургии".

Гоголь всегда очень пристально вглядывался в окружающий мир. Он стремился к доскональной осведомленности обо всем, что упоминалось в его книгах, будь то события исторического прошлого или народные малороссийские легенды. В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта.

Точность и конкретность деталей в произведениях Гоголя просто потрясает. "Для него важно все - как называется трава, растущая у порога, названия одежды, утвари и так далее. К "Вечерам на хуторе близ Диканьки" приложен небольшой словарь, где Гоголь объясняет некоторые малороссийские понятия.

- Правда ли, что художник Иванов изобразил Гоголя на известной картине "Явление Мессии"?

Действительно, на знаменитой картине Александра Иванова "Явление Мессии" (или "Явление Христа народу") - в облике одного из персонажей изображен Гоголь. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.

Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Художник тонко почувствовал и изобразил на картине гоголевскую "избранность", которую остро переживал и сам писатель.

Гоголя при жизни упрекали в гордыне, в преувеличении своих заслуг и достоинств, и это действительно могло так выглядеть. Основания для этого можно усмотреть даже в его текстах есть: Гоголь в текстах обращается ко всем людям, он понимает, что его слово имеет такой вес, что к нему должны прислушаться все. А ведь на это даже Пушкин не решался - он избегал пафоса, говорил, что поэзия должна быть глуповатой.

Кроме того, Гоголь всерьез рассуждает о том, какой памятник должен быть водружен на его могиле, описывает, как нужно хоронить его: рассказывает, что впадает в летаргические состояния и прямо рекомендует похоронить его только тогда, когда появлятся первые признаки тления. Но все это - чисто внешнее, это вещи, за которыми скрываются глубокая вера и убежденность в своей призванности.