Анализ рассказа О’Генри «Последний лист. Взаимоотношения между людьми (по новелле О.Генри «Последний лист») О генри последний лист смысл рассказа

Рассказ О"Генри "Последний лист" посвящен тому, как главный герой, художник, спасает жизнь смертельно больной девушке ценой собственной жизни. Делает он это благодаря своему творчеству, и последняя его работа оказывается своего рода прощальным подарком ей.

В небольшой квартирке живут несколько человек, среди них две молодые подруги, Сью и Джонси, и уже старый художник, Берман. Одна из девушек, Джонси, серьезно заболевает, и самое печальное состоит в том, что ей самой уже почти не хочется жить, она отказывается бороться за жизнь.

Девушка определяет для себя, что умрет она, когда упадет последний лист с дерева, растущего около ее окна, убеждает саму себя в этой мысли. Но художник не может смириться с тем, что она будет просто ждать своей смерти, готовясь к ней.

И он решает перехитрить и смерть, и природу - ночью он приматывает к ветке нитью нарисованный бумажный лист, копию настоящего, чтобы последний лист никогда не упал и, следовательно, девушка не дала себе "команды" умирать.

Замысел его работает: девушка, все ждущая падения последнего листа и своей смерти, начинает верить в возможность выздоровления. Наблюдая за тем, как последний лист все не падает и не падает, она начинает медленно приходить в себя. И, в конце концов, побеждает болезнь.

Однако вскоре после собственного выздоровления она узнает, что старик Берман только что скончался в больнице. Оказывается, тот серьезно простудился, когда холодной ветреной ночью вешал на дерево фальшивый листок. Художник умирает, но на память о нем девушкам остается этот лист, созданный в ту ночь, когда на самом деле упал последний.

Размышления о назначении художника и искусства

О"Генри в этом рассказе размышляет о том, каково же на самом деле предназначение художника и искусства. Описывая историю этой несчастной больной и потерявшей надежду девушки, он приходит к выводу, что люди талантливые приходят в этот мир, дабы помогать людям более простым и спасать их.

Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь абсурдной и одновременно столь прекрасной идеи - заменить настоящие листы бумажными, нарисовав их столь искусно, что никто и не отличил. Но за это спасение художнику пришлось заплатить собственной жизнью, это творческое решение оказалось своего рода его лебединой песней.

Также он рассуждает и о воле к жизни. Ведь, как сказал доктор, у Джонси был шанс выжить, только если она сама поверит в такую возможность. Но девушка готова была малодушно опустить руки, пока не увидела так и не упавший последний лист. О"Генри дает понять читателям, что все в их жизни зависит лишь от них самих, что силой воли и жаждой жизни можно даже победить смерть.

Рассказ «Последний лист» впервые увидел свет в 1907-м году в сборнике «Горящий светильник». Как и большинство произведений О.Генри он относится к жанру «коротких рассказов» с неожиданной концовкой.

Название произведения – символический образ ускользающей жизни . Последний лист на плюще, цепляющемся за кирпичную стену соседнего дома, становится для больной пневмонией Джоанны (Джонси) временной точкой отсчёта её смерти. Уставшая от физических страданий девушка, придумывает себе примету, позволяющую надеяться на покой («Я устала ждать. Я устала думать. Мне хочется освободиться от всего, что меня держит» ), под которым она, вопреки здравому смыслу, понимает не выздоровление, а смерть.

Психологический настрой Джонси расценивается лечащим врачом как гибельный. Доктор объясняет подруге умирающей девушки Сью, что она должна цепляться за жизнь (совсем как плющ за стену дома), в противном случае её шансы не будут равняться даже один к десяти. Врач (как представитель реалистической профессии) предлагает в качестве смысла жизни – любовь к мужчине. Сью (как человека искусства) удивляет такой выбор. Ей более понятна мечта Джоанны написать красками Неаполитанский залив (об этом больная говорит до тех пор, пока ей не становится хуже, и к этому же возвращается сразу же, как только чувствует себя лучше).

Животворящая сила искусства становится основной идеей рассказа как на уровне частных желаний больной Джоанны, так и общего сюжетного смысла: мечтающий всю жизнь о настоящем шедевре старый, давно уже спившийся художник Берман создаёт изображение, имеющее высшую ценность, изображение, выходящее за рамки искусства, поскольку оно становится самой жизнью. В свою работу старик вкладывает не только талант, но и здоровье: работая под северным порывистым ветром и дождём, он заболевает воспалением лёгких и умирает, даже не дождавшись полного выздоровления Джоанны.

Искусственный (не настоящий) лист оказывается нарисован так искусно, что первое время никто распознаёт в нём подделки. «Тёмнозелёный у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада» он обманывает не только больную Джонси, но и здоровую Сью. Чудо, созданное руками человека, заставляет девушку поверить в свои жизненные силы, устыдится малодушного желания смерти. Видя, насколько храбро держится последний лист на плюще, Джоанна понимает, что она должна быть сильнее маленького растения: теперь она уже видит в нём не приближающуюся смерть, а несгибаемую жизнь.

Главные герои романа – Сью, Джонси и Берман – становятся воплощением лучших человеческих качеств: любви, заботы, терпения, умения пожертвовать собой ради другого. Похожий одновременно на Моисея, Микеланджело, сатира и гнома Берман воспринимает себя «сторожевым псом» молодых художниц и без малейшей тени сомнения ввязывается в авантюру, стоившую ему жизни. Примечательно, что Джоанну старый художник знает всего несколько месяцев: девушки открывают свою студию в мае, в ноябре Дожанна заболевает пневмонией.

Заботящаяся о больной художнице Сью – работающая ради того, чтобы было, чем её накормить; готовящая для неё куриные бульоны; старающаяся поддержать в ней боевой дух – на первый взгляд, не относится к числу лучших подруг Джоанны. С последней она знакомится случайно и решает работать вместе на основании таких общих интересов как взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава. Для большинства людей эти три позиции вряд ли стали бы основополагающими при принятии решения жить и работать вместе, но для людей искусства в них заключается почти всё: общая художественная цель (духовное родство), одинаковые вкусы в еде (физическое родство), похожий взгляд на моду (единое понимание мира).

Художественное пространство рассказа – запутанное и изломанное, повторяющее само себя несколько раз – замыкает внутри себя происходящие события и отзеркаливает их на примере судеб Джоанны и Бермана (последний выходит за рамки окна, вторгается в реальность, меняет её и умирает вместо смотрящей в окно девушки).

  • «Последний лист», краткое содержание рассказа О.Генри
  • «Дары волхвов», художественный анализ рассказа О.Генри
  • «Дары волхвов», краткое содержание рассказа О.Генри

Что такое истинный шедевр

(по рассказу О’Генри «Последний лист»)

Здравствуйте, ребята!

Рассказ, о котором пойдет речь, написан замечательным американским писателем О.Генри и называется "Последний лист". Уильям Сидней Портер (настоящее имя писателя) был членом клуба шутников, скромным бухгалтером банка, арестантом № 34627, тюремным аптекарем, писателем, автором 273-х рассказов и одного романа.

Название рассказа многозначное: «Последний лист» - так можно сказать и о написанной рукописи, и о последней странице жизни. «Беспечен ветер в вечной книге жизни. Мог и не той страницей шевельнуть», - сказал когда-то Омар Хайям. И эти слова - слова человека, не смирившегося с неизбежностью смерти. Ведь в этом и состоит суть творчества - обманывать неизбежность, оставляя себя в вечности.
Так о чём этот рассказ? О последних днях жизни? О творчестве? Или о чём-то еще?

Прочитайте рассказ "Последний лист" .

Проверка знания текста.

Что такое последний лист - окончание творчества или окончание жизни?

Можно сказать, что это и то и другое. Последний лист - это шедевр, который написал мистер Берман. И это последняя страница его жизни. Он увидел смысл в своём существовании в том, чтобы подарить жизнь человеку, о котором он считал своим долгом заботиться. Понятно, что он опекал двух молодых художниц, которые искренне считали его «противным старикашкой». Его бесплодные поиски «шедевра» - от его нереализованности. Когда он увидел точку приложения своих сил - «шедевр» был написан за очень короткое время.

Докажите, что мистер Берман спас Джонси.
- В татради по литературе составьте в виде схемы литературный портрет Джонси и Бермана. Объедините общие качества.
- Похожи ли два этих героя? Чем?
- Можно ли назвать мистера Бермана художником?
- Перечислите качества настоящего художника.

Вывод.

Всё большое начинается с малого. Доктор, который лечил Джонси, услышав, что она хочет написать красками Неаполитанский залив, реагирует бурно: спрашивает, нет ли у неё на душе чего-нибудь такого, о чём действительно стоило бы думать? Он прекрасно понимает, что желание жить строится из кучи мелочей, каждая из которых имеет огромное значение для человека. Если девушку интересует, какого фасона будут носить рукава - она имеет интерес к жизни. Если сфера её желаний нечто отвлечённое - дело плохо. Любой шедевр, любое произведение искусства потому только всегда остаётся актуальным, что завязано на жизнь, на сопереживание. Отвлечённые истины - для философов. Низкие - для биологов и физиологов. Конкретные, жизненные - для нас с вами. Этот рассказ о том, что искусство помогает жить. И даже человек, перевернувший в своей жизни последний лист, успевает создать истинный шедевр - несмотря на то, что этот шедевр - маленький листочек плюща на крошащейся кирпичной стенке. История человечества продолжается только потому, что каждый оставляет что-то после себя в плане материальном либо в плане духовном. Посмотрите на любой предмет цивилизации - будь то машина, дом, предмет бытовой техники и т.д. В каждый из них вложен труд и опыт многих поколений - тех, кого мы не знаем. Тех, кто после своей физической смерти остались в предметах материального и духовного мира, создавая вокруг нас то пространство, в котором только и может жить и творить человек.

Каково же назначение художника и искусства?

Спасать жизни и придавать им смысл. Об этом и пишет О’Генри в своём рассказе.

Рецензия на книгу О. Генри - «Последний лист», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Анастасия Халявина. .

«Последний лист» — это удивительная новелла, написанная американским прозаиком О. Генри, чье настоящее имя Уильям Сидней Портер. Этот писатель, как всегда, рассказал о сложном просто и о простом сложно, но так, что это весьма небольшое произведение заставило пролить слезы над книгой в процессе чтения миллионы людей по всей планете! Для меня «Последний лист» стал своеобразным символом самопожертвования и жизни. Ведь именно последний лист удерживал главную героиню от смерти, именно последний лист стал самопожертвованием Бермана во имя жизни юной соседской художницы, именно последний лист решил судьбу двух людей в квартале Гринич-Виллидж. Мне показалось, что О. Генри в своем произведении размышляет о предназначении художников, да и вообще людей искусства. Ведь ни один человек, будь то техник, историк, лингвистик и кто-нибудь другой, был бы не в состоянии, использовав незаурядное воображение, найти такой необычайный выход, а именно, заменить настоящий последний лист бумажным, искусно нарисованным, таким, чтобы даже глаз заболевшей художницы Джоанны не мог его отличить от настоящего. Автор книги говорит нам, что предназначение художника, это посредством прекрасного спасать других людей. Думаю, что на такую мысль меня навели слова автора, где он сказал, что последний лист и явился тем самым шедевром Бермана, который он пытался создать всю свою жизнь!

Эта маленькая новелла, читаемая за десять – пятнадцать минут произвела на меня невероятное необратимое сильнейшее впечатления, под действием которого я и написала стих, передающий содержание новеллы. С вашего позволения, я бы хотела вставить его в мою рецензию. Но мне ы очень хотелось обратиться следующей просьбой, дорогие читатели Букли, что если вы не знакомы с этой книгой, то перед прочтением моего стиха ознакомитесь с ней. Я не хочу вас лишать возможности впервые познакомиться с этой историей во всех тех красках и эмоциях, в которых ее написал сам О. Генри!

Однажды поздней осенью,
Когда деревья с проседью,
Болезнь Джоанну сбила с ног
И вылечить ее никто не мог.

Осенний плющ рос за окном
Джонси решила, что потом,
Когда последний лист падёт,
Её душа в тот мир уйдёт.

«Я жива, пока жив ты,
И прошу, не упади!
Я устала, не могу,
Скоро, скоро я умру!»

Но мир не без добрых людей,
Решила подруга скорей,
Пока не пробил смертный час,
Надежду вселить во всех нас!

Художника — Бермана чудная кисть
Сумела шедевр сотворить.
Листочек последний точь-в-точь,
Заменил улетающий прочь.

И чудо свершилось!
Сомнение прочь!
Джоанна сумела
Болезнь превозмочь!

Но в ту холодную, дождливую ночь,
Когда Берман решил Джоанне помочь,
Простудился художник спаситель и слёг.
Но вылечить его уже никто не смог.

Берман – художник в больнице,
Наутро поспешно скончался…,
Отдав своей жизни частицу,
Юной прекрасной соседской девице.

Рецензия написана в рамках конкурса “ ”.

Рассказ О"Генри "Последний лист" посвящен тому, как главный герой, художник, спасает жизнь смертельно больной девушке ценой собственной жизни. Делает он это благодаря своему творчеству, и последняя его работа оказывается своего рода прощальным подарком ей.

В небольшой квартирке живут несколько человек, среди них две молодые подруги, Сью и Джонси, и уже старый художник, Берман. Одна из девушек, Джонси, серьезно заболевает, и самое печальное состоит в том, что ей самой уже почти не хочется жить, она отказывается бороться за жизнь.

Девушка определяет для себя, что умрет она, когда упадет последний лист с дерева, растущего около ее окна, убеждает саму себя в этой мысли. Но художник не может смириться с тем, что она будет просто ждать своей смерти, готовясь к ней.

И он решает перехитрить и смерть, и природу - ночью он приматывает к ветке нитью нарисованный бумажный лист, копию настоящего, чтобы последний лист никогда не упал и, следовательно, девушка не дала себе "команды" умирать.

Замысел его работает: девушка, все ждущая падения последнего листа и своей смерти, начинает верить в возможность выздоровления. Наблюдая за тем, как последний лист все не падает и не падает, она начинает медленно приходить в себя. И, в конце концов, побеждает болезнь.

Однако вскоре после собственного выздоровления она узнает, что старик Берман только что скончался в больнице. Оказывается, тот серьезно простудился, когда холодной ветреной ночью вешал на дерево фальшивый листок. Художник умирает, но на память о нем девушкам остается этот лист, созданный в ту ночь, когда на самом деле упал последний.

Размышления о назначении художника и искусства

О"Генри в этом рассказе размышляет о том, каково же на самом деле предназначение художника и искусства. Описывая историю этой несчастной больной и потерявшей надежду девушки, он приходит к выводу, что люди талантливые приходят в этот мир, дабы помогать людям более простым и спасать их.

Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь абсурдной и одновременно столь прекрасной идеи - заменить настоящие листы бумажными, нарисовав их столь искусно, что никто и не отличил. Но за это спасение художнику пришлось заплатить собственной жизнью, это творческое решение оказалось своего рода его лебединой песней.

Также он рассуждает и о воле к жизни. Ведь, как сказал доктор, у Джонси был шанс выжить, только если она сама поверит в такую возможность. Но девушка готова была малодушно опустить руки, пока не увидела так и не упавший последний лист. О"Генри дает понять читателям, что все в их жизни зависит лишь от них самих, что силой воли и жаждой жизни можно даже победить смерть.