Цифровая живопись: три способа создания иллюстраций на компьютере. Что такое цифровое искусство, цифровая живопись - цифровой арт

Цифрова́я жи́вопись - создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Создание рисунка/картины от начала и до конца на компьютере - относительно новое направление в изобразительном искусстве. Точную дату создания первого компьютерного рисунка устанавливать нет смысла (можно погрязнуть в определении того, что является достаточно художественным и серьёзным для рисунка как такового); однако примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК - 1995-1996 годы (на эту дату приходится появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн цветов). Компьютер в цифровой живописи - это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере, также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (законы перспективы, теория цвета, блики, рефлексы и т. д.).

    Гибридные технологии применяются и в изобразительном искусстве (помимо косметического исправления или улучшения ручного оригинала). Два основных направления: сначала делается ручное изображение, которое не доводится до завершения (в основном ограничиваются рисунком), а завершается работа в компьютере; модификация завершенного ручного изображения с помощью компьютерного редактора. В последнем случае диапазон глубины обработки очень широк: от изменения только настроя (через цветовую гамму) через модификацию образа до полного изменения исходного образа - до неузнаваемости.

    Прогресс цифровой живописи

    В конце XX - начале XXI веков цифровая живопись бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Причины быстрого вытеснения прежних средств из этих областей:

    Доступность

    Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня, необходимо приобрести/иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет и несколько программ для компьютерной живописи. Всё это обойдётся в сумму ~1500$ в начальном варианте (профессионалы покупают более дорогие компьютеры, мониторы и планшеты, повышающие удобство работы).

    Большая скорость работы

    Специализированные программы для CG-художников (например Painter) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета - дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать краски для получения нужного цвета - требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента - также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и ещё большой список возможностей и преимуществ - всё это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки - работу, выполненную на материале красками, надо предварительно перенести в цифровой вид.

    Уникальный инструментарий

    В отличие от традиционной живописи в цифровой имеются прогрессивные и высокотехнологичные функции и суперразвитые художественные возможности такие как: работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры, трансформации и коррекции; огромное количество оттенков цветов и текстур; разнообразные структуры линий.

    Перспективы

    Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств ещё в XVIII веке. С тех пор почти не добавилось ничего нового - по прежнему у художника есть краски, пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. Современная компьютерная живопись уже далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы - и ей есть куда развиваться дальше. Разрешение дисплеев растёт, повышается качество цветопередачи, увеличивается мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств для работы с цветом/вывода цвета (проекторы или голография).

    Доступность обучения и работы

    Если пользователь умеет работать на компьютере и обладает навыками рисования или имеет художественное образование - ему не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи - он такой же, как и у большинства Windows-программ, и имеет вполне логичный цифровой инструментарий художника. В Интернете доступны видеоуроки по работе в той или иной программе, содержащие запись всех этапов работы художника над цифровой картиной.

    Недостатки цифровой живописи

    Сложность освоения

    На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности - цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, умеющие самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК); большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник немыслим без Интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) - а он опять-таки есть не у всех. Книг по созданию рисунков на компьютере практически нет, но ситуация постепенно улучшается.

    По состоянию на 2007 год ситуация находится в довольно неплохом положении - на данный момент делается довольно много различных образовательных ресурсов по подготовке будущих учителей ИЗО для работы с цифровыми устройствами. Усиленно осваиваются методики по работе на компьютере с графическим планшетом и различными программами, позволяющими заниматься медиарисованием. В ближайшее время подобные курсы будут запущены в основных педагогических вузах страны, что в свою очередь впоследствии благоприятно отразится на школах и других вузах при приёме новых учительских кадров, имеющих неплохой опыт работы с медиарисунком и цифровой живописью.

    Текущий предел возможностей компьютерной техники

    Современные мониторы всё ещё не работают в разрешениях, близких к разрешающей способности нашего глаза. Т. е., монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение вживую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере - но это порождает третью проблему cg-арт’а:

    Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель

    Большинство мониторов работают в цветовой модели RGB с цветовым пространством sRGB, цветовые границы которого не совпадают с таковыми у типичного принтера, работающего в модели CMYK и имеющего собственные ограничения по цветовому охвату . Как результат - некоторые видимые на мониторе цвета не пропечатываются на бумаге, и в то же время весь потенциал принтера по его охвату не задействуется. Для решения данной проблемы используют профессиональные мониторы с цветовым пространством ARGB (Adobe RGB), специально разработанного, чтобы вместить почти все цвета доступные для принтера, а для наибольшего соответствия изображений на мониторе и носителе печати используют цветовые профили . Тем не менее, 100% совпадения достичь не получится, т.к. даже наихудшее пространство sRGB в некоторых областях цветов шире нежели многие CMYK-пространства. Другая проблема - мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), как правило имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка (не показывают его в полном размере без интерполяции - больше 1-2 мегапикселей обычный монитор одновременно показывать не может, специальные и достаточно дорогие ЖК-мониторы могут показать около 8 Мп).

    Проблема авторского права

    Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка, является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно скопировать и тиражировать в неограниченном количестве без каких-либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка - выкладывание в Интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении - 6000×10000 пикс и даже более - удобно прорисовывать детали, а в Интернет выкладывают маленький вариант - 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае - кто имеет большой вариант рисунка, тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.

    Программы для цифровой живописи

    Свободные программы

    • GIMP - растровый графический редактор , так же подходящий для рисования.
    • MyPaint - программа для рисования, бесконечный холст, много кистей и минимум функций.

    ВикипедиЯ:
    Цифровая живопись — создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.
    Создание рисунка/картины от начала и до конца на компьютере — относительно новое направление в изобразительном искусстве. Точную дату создания первого компьютерного рисунка устанавливать нет смысла (можно погрязнуть в определении того, что является достаточно художественным и серьёзным для рисунка как такового); однако примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК — 1995—1996 годы (на эту дату приходится появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн цветов). Компьютер в цифровой живописи — это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (перспектива, воздушная перспектива, цветовой круг, блики, рефлексы и т. д.). Использование цифровых технологий в фотографии породило также гибридные технологи (например, фотоимпрессионизм).

    Иллюстрация к сказке «Кража в караван-сарае» (Персия)

    Достоинства цифровой живописи

    В наше время CG-арт (Computer Graphics Art) бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, монопольно властвует в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Причины быстрого вытеснения традиционных средств из этих областей:

    • Доступность . Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня необходимо приобрести/иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет(«дигитайзер») и несколько программ, для компьютерной живописи. Все это обойдется в сумму ~1500$ (большая часть этой суммы — стоимость лицензионных программ) в начальном варианте (профессионалы покупают более дорогие компьютеры, мониторы и планшеты, но они только повышают удобство работы).
    • Большая скорость работы . Особенно критичная в сфере оплачиваемой художественной деятельности: оформление книг, кино, игры. Специализированные программы для CG-художников (например Painter) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета — дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать краски для получения нужного цвета — требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента — также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и еще большой список возможностей и преимуществ — всё это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки — полотно, написанное маслом надо предварительно перенести в цифровой вид.
    • Уникальный инструментарий . Например работа со слоями или нанесение текстур на нужные вам участки картины; различные эффекты кистей; HDR-картины; различные фильтры и коррекции — всё это и многое другое просто недоступно в традиционной живописи.
    • Перспективы . Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств ещё в 18-м веке. С тех пор не добавилось ничего нового — по прежнему у вас есть пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. И ничего нового уже не появится. Справедливо сказать, что современная компьютерная живопись ещё далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы — но ей есть куда развиваться. Разрешение мониторов растет, повышается качество цветопередачи, растет мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств для работы с цветом/вывода цвета (проекторы или голография).
    • Лёгкость освоения некоторыми группами людей и простота работы. Если вы умеете работать на компьютере и являетесь любознательным и энергичным человеком — вам не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи — он такой же, как и у большинства Windows-программ + вполне логичный инструментарий цифрового художника. В интернете доступны как платные, так и бесплатные видео-уроки по работе в той или иной программе. Применительно к программам cg-art’a — такие видео-уроки содержат запись всех этапов работы цифрового художника над картиной.

    Недостатки цифровой живописи

    • Сложность освоения. На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности — цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, умеющие самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК); большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник не мыслим без интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) — а он опять-таки есть не у многих. Книг по созданию рисунков на компьютере практически нет.
    • Текущий предел возможностей компьютерной техники. Современные мониторы все ещё не работают в разрешениях, близких по разрешающей способности нашего глаза. То есть монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение в живую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере — но порождает третью проблему cg-арт’а:
    • Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель. Мониторы работают в цветовом пространстве RGB — 16.7 миллионов цветов. Печать на бумаге не может физически охватить весь этот диапазон цветов — CMYK цветовое пространство охватывает меньшее количество цветов и оттенков. На текущий момент нет достойного носителя для цифрового рисунка. Мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка (не показывают его в полном размере без интерполяции — больше 1-2х мегапикселей обычный монитор одновременно показывать не может, специальные и достаточно дорогие ЖК мониторы могут показать около 8 Мп).
    • Проблема авторского права. Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка — является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно сдублировать (копировать) и тиражировать в неограниченном количестве без каких либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка — выкладывание в интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении — 6000×10000 пикселей и даже более — удобно прорисовывать детали, а в интернет выкладывают маленький вариант — 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае — кто имеет большой вариант рисунка — тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.

    Ссылки

    Русскоязычные форумы где общаются художники всех направлений

    • GURO ART FORUM — старейший

    специализированный форум, основанный известным художником Guro в декабре 2002 г.

    • SKETCHERS.RU — несколько более молодой

    ресурс, имеющий много удобных функций (журналы, галереи) для художников. Основан 17 января 2004 г. художником/дизайнером ЭйДжи.

    • http://3dcenter.ru 3d center — Популярный сайт и форум по CG (Галереи

    3d и 2d работ, W.I.P, уроки и статьи).

    • http://drawing.wetpaint.ru - Форум на сайте Ильи Комарова.
    • http://forum.hofarts.com - Форум на сайте Hof-а.
    • http://forum.cgfight.com - Место выяснения отношений CG-художников.

    Регулярные Арт-побоища большого масштаба:).

    • RealTime — подраздел школы Реального Времени. Одно из не многих учреждений,

    обучающих компьютерному искусству по всем направлениям (2D, 3D). В начале развития форума направление рисунка вел известнейший российский CG-художник Anry. На текущее время форум малоактивен, но архивы очень полезны как новичкам, так и профессионалам.
    Внешние ссылки на зарубежные форумы и сообщества художников.

    Изобретение персонального компьютера стало революционным шагом на пути технического прогресса. В 1984 году Стив Джобс от лица компании «Apple Computers» представил широкой публике первый в мире компьютер с графическим интерфейсом Macintosh. Компьютер стал впервые доступен простому человеку, не обладающему знанием программных кодов. Доступность персонального компьютера стала оказывать влияние на многие области жизни человека, в том числе — на искусство. Компьютерные технологии предложили художнику больше возможностей, стали появляться новые направления и жанры синтетического искусства. Они обогатили и такие фундаментальные виды искусства, как театр, музыка, кино.

    Компьютерная графика изменила многие традиционные технологии в искусстве. Перевод творческого процесса в цифровое пространство не изменил содержания искусства — работы с образом. Стилус не пришел на место кисточки, но потребовал владения им для достижения успеха. Очевидно, что компьютерная графика не может претендовать на самостоятельность в искусстве. Владение графическим планшетом — это технический навык, как использование клавиатуры и графического редактора писателем. Умеющему рисовать не составляет труда научиться пользоваться компьютером как посредником между художником и цифровой вселенной.

    Зачастую принятие инноваций с трудом дается человеку, и не каждому этот труд по силам. Человек, всю жизнь державший в руке кисть, возможно, так и не сможет научиться пользоваться «компьютерной кисточкой». Но молодому художнику, обладающему гибким, но в меру твердым, мышлением не пристало прятаться от технического прогресса. Способность к постоянному самообразованию — неотъемлемая составляющая современного художника. О путях освоения цифровых технологий и причинах отказа от них мы будем говорить далее.

    Проблемы освоения компьютерных технологий художником в России

    Россия сейчас является страной, которая с трудом принимает технологизацию. Одной из основных причин этого является отсутствие материального благополучия и стабильности в нашей стране. Несмотря на то, что Россия является развивающейся страной на мировой арене, уровень финансирования государственных учреждений ничтожно мал. При этом Россия не может отказаться от «цивилизованных» средств коммуникации по многим причинам и одна из них — это глобализация и централизованная доступность информации. Техническое оснащение компьютерных классов и библиотек учреждений среднего и высшего образования зачастую является очень скудным, не отвечающим требованиям динамики изменения мира.

    Есть и другая вполне очевидная и неоспоримая причина — низкий уровень жизни населения. И в «кризисную группу» в этом отношении мы можем объединить, прежде всего, студентов из неблагополучных и малоимущих семей, которые не имеют возможности совмещать учебу и работу, в том числе можно выделить также иногородних студентов, обремененных, помимо прочего, грузом проблем, связанных с проживанием и регистрацией. Для всех них может быть проблемой приобретение компьютера, несмотря на достаточно выгодные предложения в магазинах. Так что на сегодняшний день художник, желающий обеспечить себя персональным компьютером профессионального уровня с доступом в Интернет и новинками программного обеспечения, должен заботиться об этом сам.

    Итак, даже самые «доступные» технологии доступны отнюдь не всем. Однако число художников с высшим образованием, обученных по традиционно-академическим методикам (что, несомненно, является гарантом профессионализма), ежегодно все увеличивается и увеличивается. Но в тоже время молодой художник, имеющий фундаментальные знания в области изобразительного искусства, является в недостаточной мере конкурентоспособным специалистом на мировом рынке труда из-за полного или частичного отсутствия навыков работы с компьютерными технологиями и Интернетом. С другой же стороны, просто рисующий с помощью графического редактора человек, не всегда ознакомлен с основами изобразительного искусства. Многие молодые таланты, способные работать в области компьютерной графики и получать достойную заработную плату, используя в своем творчестве последние достижения в области информационных технологий, либо уклоняются от технического обучения, либо не достигают необходимого уровня технической компетентности. Причины избегания этой области могут крыться как, например, в страхе, так и в обычной лености перед освоением компьютера, ведь в больших объемах новой информации нужно учиться ориентироваться. Выходит, что после получения высшего художественное образование, нужно доучиваться, чтобы достойно зарабатывать.

    Компьютерная графика используется в таких областях, как производство компьютерных игр, массовая киноиндустрия, иллюстрирование сомнительного качества книг. Таким образом, родилось пусть и не очень распространенное на сегодняшний день, но, тем не менее, заслуживающее права на существование, представление о современном художнике как «работающем в сфере развлечения». Так же имеет место быть принципиальное убеждение о компьютерных технологиях в изобразительном искусстве как явлении, не стоящем внимания настоящего художника. О корнях таких мнений судить сложно. Скажу от себя лично: я работаю в этих областях и сталкиваюсь довольно часто с осуждением со стороны лиц старшего поколения художников. Однако человек, имеющий традиционное академическое высшее образование, владеющий современными информационными технологиями, уверенно строящий карьеру, получающий достойную зарплату едва ли может быть высмеян даже старшими коллегами по цеху.

    Художник и современное образование

    Как показывают исследования: Считается, что учиться в России легче, чем на Западе из-за того, что методы преподавания в вузе осталась традиционными, а именно, знание предмета передается при непосредственном и постоянном контакте педагога и ученика. На Западе дело обстоит по-другому, в начале учебного года студент получает задание и работает самостоятельно. Но в России после окончания высшего учебного заведения есть огромная проблема в поиске работы, очень часто наступает кризис, зачастую, хороший специалист, например художник, не может найти работу, не владея знаниями персонального компьютера. Для решения этих проблем приведу примеры заграничного опыта. В Британской высшей школе дизайна программа обучения практически гарантирует трудоустройство, так как еще в процессе обучения создаются выставки, на которые приглашаются потенциальные работодатели и художники для знакомства. Если говорить о внедрении компьютерных технологий в курс традиционного изобразительного искусства, то существуют университеты с программой бакалавриата, в которых первые курсы посвящены традиционному изобразительному искусству, а последующие два рисованию на компьютере, например, этот опыт распространен во Франции. В России решение проблемы адаптации знаний художника в область компьютерной графики на данный момент дело рук самого художника. В отечественных вузах художественной направленности в программу не входит овладение компьютерной графикой. Например, в Герценовском университете на факультете изобразительного искусства существует курс под названием «Дизайн и компьютерная графика». Программа состоит из изучения интерфейса и принципов работы в программах Adobe Photoshop и CorelDRAW. Помимо этих знаний необходимы практические занятия с использованием планшета и стилуса. Приобретение этих профессиональных инструментов и работа с ними не предусмотрена, навык работы с ними художник приобретает самостоятельно. Появляется конфликт между рынком труда и системой образования. Хотелось бы отметить, что спрос на художников-универсалов является особенностью только российского рынка труда. Такая особенность связана с пережитком советского образования и переходом российской системы «широкого» образования к Болонской системе, предусматривающей обучения специалистов узкого профиля. На западе на данный момент более четкое разделение художника традиционного искусства и художника-дизайнера и обе профессии являются востребованными. Назревает необходимость ввода в программу российских вузов художественной направленности курс адаптации художника в области компьютерной графики, и создание программ позволяющих синтезировать фундаментальные знания изобразительного искусства и компьютерной графики и дополнительного курса дизайна. Следующий этап это подготовка педагогов в этой сфере. Существует множество курсов дающих технические знания профессиональных художественных программ и множество курсов по рисунку и живописи, дающих фундаментальные знания в области изобразительного искусства, но нет курса обучения рисунку и живописи в компьютерной графике, который так необходим молодым художникам. В России не было опыта ввода в программу высшего учебного заведения экспериментального курса или факультатива, решающего эту проблему.

    Художник и художественность

    Остается ли человек, занимающийся компьютерной графикой, художником? По этому вопросу приведу рассуждения доктора педагогических наук Леонида Наумовича Боголюбова о современном искусстве: «На сегодняшний день в искусстве красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые Поль Валери назвал шок-ценностями — новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции» . Да, изменился инструмент изобразительного искусства, но потерял ли себя художник? С определенной долей условности можно разделить профессиональную деятельность современного художника на создание произведения искусства и производство массового продукта. Если художник попадает на производство, например, компьютерной игры, то он становиться ремесленником. Но, несмотря на это, художественность является необходимый элемент любого творческого процесса.

    Какие критерии художественности в искусстве? Что можно назвать искусством, а что нельзя? Эти вечные вопросы волновали умы многих людей. Необходимым условием присутствия художественности в произведении искусства является духовный мир человека, живущий в процессах передачи создателем художественного образа и чувственного отклика созерцателя. Емкую характеристику художественного образа дал отечественный философ Алексей Федорович Лосев: «Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы не воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ» .

    Основная задача художника — повысить духовный уровень зрителя. Не имеет значения, компьютерными или традиционными средствами изобразительного искусства сказано художником то или иное — важно отойти от мира суеты и эффектов, обратиться внутрь себя, и найти те сакральные струнки, за которые дергает настоящий художник-творец. Искусство — универсальная категория, универсальный язык, не требующий анализа и длинных описаний — на что и в какой последовательности смотреть. Хотелось бы, чтобы современный художник этого не забывал.

    Елфимова Л. А.

    Магистратура 1 курс

    РГПУ им. А. И. Герцена

    г. Санкт-Петербург

    Общая информация

    Примеры работ цифровых художников

    • Инквизитор , автор Руслан Свободин
    • Ангелы , автор Илья Комаров
    • Банковский мостик в Питере , автор Б.Слободан.
    • Летающий замок для маленькой принцессы , автор Эдуард Манго Кичигин
    • Деисис-Предстояние , автор Константин Худяков (ART&SPACE Gallery, Мюнхен)
    • Бог из машины , автор Евгений Волос

    Прогресс цифровой живописи

    В конце XX - начале XXI веков CG-арт (Computer Graphics Art) бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Причины быстрого вытеснения прежних средств из этих областей:

    Доступность

    Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня необходимо приобрести/иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет и несколько программ для компьютерной живописи. Все это обойдется в сумму ~1500$ (большая часть этой суммы - стоимость лицензионных программ) в начальном варианте (профессионалы покупают более дорогие компьютеры, мониторы и планшеты, но они только повышают удобство работы).

    Большая скорость работы

    Особенно критичная в сфере оплачиваемой художественной деятельности: оформление книг, кино, игры. Специализированные программы для CG-художников (например Painter) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета - дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать краски для получения нужного цвета - требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента - также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и ещё большой список возможностей и преимуществ - всё это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки - полотно, написанное маслом, надо предварительно перенести в цифровой вид.

    Уникальный инструментарий

    Например работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры и коррекции - всё это и многое другое просто недоступно в традиционной живописи.

    Перспективы

    Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств ещё в 18-м веке. С тех пор не добавилось ничего нового - по прежнему у вас есть пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. И ничего нового уже не появится. Справедливо сказать, что современная компьютерная живопись ещё далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы - но ей есть куда развиваться. Разрешение мониторов растет, повышается качество цветопередачи, растет мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств для работы с цветом/вывода цвета (проекторы или голография).

    Легкость освоения некоторыми группами людей и простота работы

    Если вы умеете работать на компьютере и являетесь любознательным и энергичным человеком - вам не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи - он такой же, как и у большинства Windows-программ + вполне логичный инструментарий цифрового художника. В Интернете доступны как платные, так и бесплатные видеоуроки по работе в той или иной программе. Применительно к программам cg-art’a - такие видеоуроки содержат запись всех этапов работы цифрового художника над картиной.

    Недостатки цифровой живописи

    Сложность освоения

    На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности - цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, умеющие самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК); большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник немыслим без Интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) - а он опять-таки есть не у всех. Книг по созданию рисунков на компьютере практически нет, но ситуация постепенно улучшается.

    По состоянию на 2007 год ситуация находится в довольно неплохом положении - на данный момент делается довольно много различных образовательных ресурсов по подготовке будущих учителей ИЗО для работы с цифровыми устройствами. Усиленно осваиваются методики по работе на компьютере с графическим планшетом и различными программами, позволяющими заниматься медиарисованием. В ближайшее время подобные курсы будут запущены в основных педагогических вузах страны, что в свою очередь впоследствии благоприятно отразится на школах и других вузах при приёме новых учительских кадров, имеющих неплохой опыт работы с медиарисунком и цифровой живописью.

    Текущий предел возможностей компьютерной техники

    Современные мониторы всё ещё не работают в разрешениях, близких к разрешающей способности нашего глаза. Т. е., монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение вживую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере - но это порождает третью проблему cg-арт’а:

    Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель

    Мониторы работают в цветовом пространстве RGB - 16,7 миллионов цветов. Печать на бумаге не может физически охватить весь этот диапазон цветов - цветовое пространство CMYK охватывает меньшее количество цветов и оттенков. На данный момент времени существуют и все чаще используются струйные широкоформатные фотопринтеры, например Canon или HP. Такие принтеры работают в цветовом пространстве RGB с разрешением от 1200-2400 dpi и могут печатать на различных, порой экзотических, печатных носителях. Однако стоимость таких работ очень высока. Мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка (не показывают его в полном размере без интерполяции - больше 1-2 мегапикселей обычный монитор одновременно показывать не может, специальные и достаточно дорогие ЖК-мониторы могут показать около 8 Мп).

    Проблема авторского права

    Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка, является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно скопировать и тиражировать в неограниченном количестве без каких-либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка - выкладывание в Интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении - 6000×10000 пикс и даже более - удобно прорисовывать детали, а в Интернет выкладывают маленький вариант - 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае - кто имеет большой вариант рисунка, тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.

    Ссылки

    Внешние ссылки на русскоязычные форумы

    где общаются художники всех направлений

    • - форум 2D художников. Основатель ash.
    • Skill.ru - это сайт творчества, где каждый человек может разместить свои работы (любые - от фотографий до стихов) и узнать суровое общественное мнение на их счет. Или получить заслуженное признание при жизни - это уж как повезет.
    • Hofarts.com - форум со специализированным разделом «Школа» и журналом CG-новостей.
    • Guro art forum - специализированный форум, основанный известным художником Романом Guro Гунявым в декабре 2002 г.
    • CGFight.com - форум, специализирующийся на «поединках» и конкурсах художников(в том числе - командных) между собой.
    • CGTalk.ru - форум на CGTalk.ru
    • Manga.ru - форум художников в стиле «манга»
    • Real time - подраздел школы Реального Времени. Одно из немногих учреждений, обучающих компьютерному искусству по всем направлениям (2D, 3D). В начале развития форума направление рисунка вел известнейший российский CG-художник - Anry . На текущее время форум малоактивен, но архивы очень полезны как новичкам, так и профессионалам.
    • Arttalk.ru - Сообщество творческих людей
    • Render.ru - он-лайн журнал по компьютерной графике и анимации
    • artburn - Собрание cg художников.
    • «Определённая эстетика» - комьюнити молодых художников. Основатель известная художница Ketka.
    • Sketchers.ru - несколько более молодой ресурс, имеющий много удобных функций (журналы, галереи) для художников. Основан 17 января 2004 г. художником/дизайнером ЭйДжи. На данный момент этот домен не работает. 2010.01.10
    • ecreatorman.com - оригинальный сайт по созданию коллективных цифровых полотен.
    • PointArt - Портал для художников.
    • DigitalBrush - Галерея авторских работ ведущих художников работающих в «цифре».
    • ArtTower.ru - артфорум посвященный компьютерной графике, рисованию и фотографии. Выпускается электронный журнал ArtTower Magazine . Содержит регулярно пополняемый каталог уроков для новичков.
    • - Все о графике, артфорум.
    • - Дизайн и графика.

    Внешние ссылки на зарубежные форумы и сообщества художников

    • pixiv.net на японском языке

    Программы для цифровой живописи

    Свободные программы

    • GIMP - растровый графический редактор , так же подходящий для рисования.
    • MyPaint - программа для рисования, бесконечный холст, много кистей и минимум функционала.
    • Krita - программа для рисования, часть пакета Calligra Suite .
    • Alchemy -
    • Inkscape - векторный графический редактор , предназначенный для рисования.

    Проприетарные программы

    • Painter - Программа от фирмы Corel для цифровых художников.

    Вы уверены, что хотите удалить дневник?

    Удалить

    Цифровая живопись

    • Автор
    • 30 марта 2016, 16:15

    • Это сообщество посвящено растровому рисованию или рисованию в растровых редакторах, таких как Photoshop, SAI, Painter и других.
      Здесь можно публиковать туториалы, видео, информацию по редакторам, освещать тонкости рисования и делиться интересными находками и приемами рисования и т.д и т.п.

      Да здравствуют пиксели

      Если вас интересует рисование в векторе, добро пожаловать в .

      • Автор
      • 11 марта 2018, 18:23


      • Возникла тут у меня необходимость обработать некоторое количество черно-белых картинок и удалить у них фон, сохранив в PNG. Я как-то уже делала такое, но нашла более легкий путь, которым и делюсь.

        Продублируйте картинку, с которой будете работать на новый слой, либо разблокируйте исходный слой.

        Ваш рисунок должен быть черно-белым. Лучше всего зайти в меню Изображение > Коррекция > Обесцветить или нажать Shift+Ctrl+U , потом там же открыть Уровни и сделать картинку как можно более контрастной.

        Возвращаемся в слои и жмем Delete - фон удаляется.

        Рисунок может быть бледным, поэтому нажимаем в верхней панели кнопку с картинки ниже, берем обычную черную кисть и проходимся поверх рисунка. Можно еще вместо этого продублировать слои, чтобы поэкспериментировать с качеством.

        Все! Сохраняем PNG и радуемся жизни.

        Отлично работает с карандашными эскизами и работами, а также любыми черно-белыми картинками.
        Способ элементарный, экономит время и занимает буквально минуту.

        • Автор
        • 1 октября 2016, 20:03
        • На днях написала и признаюсь это суперское решение делающее все легко и изящно. Спасибо тебе Летточка что поделилась:) Вот только одно но, у меня Иллюстратор 5-тый, а посему паттерноделки у меня просто нету:(
          Еще не найдя этой статьи от Летты я попробовала делать паттерны в Фотошопе с помощью смарт-объектов. Вот хочу поделится что у меня получилось, может кому ни будь будет полезно.
          Итак по порядку:
          1. Создаю файл размером скажем 5000х5000. Поцентру задаю фигуру квадрат на 4000х4000 это мой будущий паттерн. Дальше к краям квадрата ставлю направляющие (при включенной привязке к обектам). Фон выключаю - теперь фон у меня прозрачний. Это файл - заготовка который послужит основой для всех будущих моих паттернов. Называю файл скажем pattern_1 и сохраняю.
          2. В меню файл выбираю - открыть как смарт-объект - открываю этот же файл и сохраняю, называя скажем pattern_1_3х3. Название условно, я назвала так, просто чтобы было понятно, что этот файл состоит как бы из 9 квадратов первоначального паттерна. В палитре слои будет находится смарт-объект файла pattern_1.
          3. Теперь файл pattern_1_3х3 расширяю по размерам с помощью инструмента рамка (crop) до размера 12000х12000 (мне нужно уместить в него те 9 квадратов первоначального паттерна). Первый у меня уже есть, он по центру - остальные копирую и выравниваю для точного совпадения - это важно для того чтоб паттерн был бесшовным. Слой с первым смарт-объектом - первым белим квадратом - перемещаю поверх всех слоев.
          4. На данном этапе у меня в Фотошопе открыты два файла pattern_1 и pattern_1_3х3 с которыми мне нужно работать одновременно. Для удобства я иду в панель окно - упорядочить- расположить две вертикально. Оба файла я открываю себе так, чтобы было видно белый квадрат, направляющие и чуть-чуть пространства вокруг.

          5. Дальше первым делом в файле pattern_1 выключаю слой с белим квадратом - дальше мне он будет только мешать - и на прозрачное пространство между направляющими вставляю элементы будущего паттерна (они у меня все в PNG а в настройках Фотошопа стоит галка вставлять как смарт-объекты (это чтобы все элементы не теряли качества при роботе с ними) Теперь размещаю элементы как мне нравится и сохраняю файл pattern_1.
          6. Дальше открытый рядом файл pattern_1_3х3 обновляется и мы получаем полностью составленный паттерн.


          Пока что он с прозрачным фоном поэтому нужно в файле pattern_1_3х3 ниже всех слоев разместить квадрат 4000х4000 нужного цвета - наш фон.
          Корректируйте ваш pattern_1 пока это нужно и каждий раз сохраняйте после коррекции, и не забывайте сохранять файл pattern_1_3х3 после каждого обновления(на всякий случай).
          7. Когда паттерн готов в файле pattern_1_3х3 делаю обрезку по направляющим, и - сохранить как JPG указывая теперь уже финишное название паттерна, у меня это branches_1.Он помучится размером 4000х4000 как и планировалось.


          8. После сохранения паттерна как JPG возвращаюсь в файл pattern_1_3х3 и отменяю действие обрезки. Сохраняю.
          Итак файл pattern_1_3х3 я храню как шаблон для построения паттернов и чтобы сделать новый паттерн я просто открываю этот файл и нахожу среди слоев мой центральный смарт-объект. Двойной клик по нем открывает его как отдельный документ в котором проводиться вся работа с новым паттерном, а финишный результат сохраняется как JPG с файла pattern_1_3х3.
          Прелесть работы со смарт-объектами в том, что все погрешности паттерна вы изменяете в файле pattern_1 и сохранив вы увидите как это выглядит в залитом паттерне в pattern_1_3х3 по сути в режиме реального времени.
          Для меня этот способ оказался довольно удобным. Может и кому то из вас пригодится. :)

          • Автор
          • 27 сентября 2016, 19:55
          • Уже предчувствую как многие мне пальцем у виска покрутят, типа растровый паттерн в векторной программе, ага. Но объясню почему я пишу этот пост. В свое время у меня возникла яростная необходимость в создании растровых паттернов и я столкнулась с проблемой. Создавать паттерны в фотошопе конечно же можно, но эта программа заточена под другие нужды. А вот встроенная паттерноделка в иллюстраторе всегда приводила меня в восторг позволяя делать всякие узорчики быстро и просто. Ну иллюстратороголик я, что тут еще сказать. Есть еще такой момент, что я обычно делаю паттерны не по геометричным сеткам, а раскидываю объекты как попало и при любых способах в фотошопе, мне приходится постоянно перепроверять, нормально ли стоят объекты. Иллюстратор в этом отношении неслабо экономит время.

            В общем Иллюстратор умеет работать с растровыми объектами и понимает прозрачный слой в PNG. То есть PNG остается прозрачным и несколько картинок можно спокойно накладывать друг на друга.

            Для того, чтобы сделать паттерн, нам понадобятся объекты из которых он будет состоять в PNG. Берем свои прозрачные штуки и перетаскиваем в Иллюстратор, обратите внимание еще на то, что паттерноделка появилась начиная с CS6, поэтому ниже шестерки такой способ не получится. В галерее я продублировала все картинки из поста в размере побольше.

            Сразу важный момент: не рекомендую делать рабочую область большой. Иллюстратор вставляет картинки как смарт-объекты и их качество не искажает (обычно исходные картинки у меня тоже большие от 2000 до 3000 px), поэтому можно на небольшой области сделать паттерн и экспортировать его в нормальном размере. Я делаю обычно паттерны 600*600 px, после экспорта 5000*5000 px.

            После того, как перетащили, нужно сделать важную вещь, а именно нажать кнопку «Вcтроить» на верхней панели. Без этого сделать паттерн невозможно. После того, как картинки вставлены, при выделении у них будет обычная рамочка, без крестика внутри.

            Далее выделяем все свои объекты и выбираем Объект > Узор > Создать как при обычном векторе. Открывается обычное окно и главное преимущество лично для меня, что я могу видеть паттерн целиком и сразу менять местоположение объектов. В фотошопе, чтобы увидеть паттерн большим куском, надо делать лишнюю кучу действий.

            После того, как паттерн готов, нажимаем «Готово» на верхней панели. Дальше я вынимаю из свотчей кусок и прячу под обтравочной маской лишнее. Далее экспортируем с учетом монтажной области JPEG или PNG и вуаля, растровый паттерн готов!

            Перед тем, как делать новый паттерн, я обычно удаляю предыдущие объекты, потому что они увеличивают вес файла и иллюстратор может начать тормозить. Если мне нужно сохранить паттерны, чтобы двигать их потом внутри, я собираю в файл с несколькими маленькими артбордами все паттерны и сохраняю в векторе.

            Возможно кому-то такой способ покажется замудреным, но кому-то сэкономит кучу нервов и времени.
            CG или CG Painting - это ничто иное как цифровое рисование или сокращение от Computer Graphic. К этому направлению относятся все картинки, нарисованные на компьютере или, как его еще называют, Digital.

            В чем рисуют CG художники зависит от того, что именно они рисуют. Если грубо делить, есть растр, вектор и 3D. Вектор еще можно анимировать впоследствии.

            Растр - прежде всего это Adobe Photoshop , в котором можно рисовать в растре, частично в векторе, создавать флэш-анимации, работать в технике фотоарта и коллажей.
            Есть еще Corel Painter с огромным количеством разных кистей, имитирующих реальную живопись. Некоторые рисуют в менее популярных PhotoImpact, GIMP, SAI, Artweaver, Open Canvas, Art Rage, MyPaint, Krita. И, конечно в Paint , в котором, кстати, удобно пиксельную графику, говорят, рисовать.

            Вектор рисуют в основном в Corel Draw и Adobe Illustrator . И тот и другой имеют свои преимущества и недостатки, но оба являются крупнейшими и самыми известными векторными редакторами.

            У 3дэшников тоже есть выбор. 3D Max, Maya, ZBrush, Cinema4D – редакторы для 3D-моделирования. Для полноценного создания этого вида компьютерной графики требуется ОЧЕНЬ мощный компьютер.

            Чем цифровая живопись лучше традиционной?

            • Очень высокая скорость работы и большой выбор материалов. Выбор нужного цвета - дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать или докупать краски для получения нужного цвета - требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента - также почти мгновенная операция. Можно делать работы с имитациями масла, пастели, акварели или всего и сразу, что затруднительно в реальном мире.
            • Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и ещё большой список возможностей и преимуществ - всё это делает работу художника в несколько раз быстрее при том же качестве.
            • Компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки - работу, выполненную на материале красками, надо предварительно перенести в цифровой вид и здесь тоже много заморочек плюс дополнительный этап работы.
            • В отличие от традиционной живописи в цифровой имеются крутые и удобные функции инструментов и возможностей: например, работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры и коррекции, и многое другое.
            Тем не менее есть большая проблема, связанная с цветопередачей - трудности с выводом арта на материальные носители. Большинство мониторов работают в цветовой модели RGB с цветовым пространством sRGB, цветовые границы которого не совпадают с таковыми у типичного принтера, работающего в модели CMYK и имеющего собственные ограничения по цветовому охвату. Как результат - некоторые видимые на мониторе цвета не пропечатываются на бумаге, и в то же время весь потенциал принтера по его охвату не задействуется. Для решения данной проблемы используют профессиональные мониторы с цветовым пространством ARGB (Adobe RGB), специально разработанного, чтобы вместить почти все цвета доступные для принтера, а для наибольшего соответствия изображений на мониторе и носителе печати используют цветовые профили. Тем не менее, 100% совпадения достичь не получится, т.к. даже наихудшее пространство sRGB в некоторых областях цветов шире нежели многие CMYK-пространства.