Цитаты кнурова из бесприданницы. Островский, "Бесприданница": анализ и характеристика героев. Отношение к людям Кнурова, как и Вожеватова, определяется их материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение у купцов, и доходит даже

Кнуров, Вожеватов и Лариса

Кнуров и Вожеватов являются типичными представителями купеческого сословия XIX века. Этими героями руководит холодный расчет, и главное в их жизни--- деньги.

Отношение к людям Кнурова, как и Вожеватова, определяется их материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение у купцов, и доходит даже до открытых издевательств.

Нельзя не упомянуть также и о говорящих фамилиях, ведь это краткие характеристики героев. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий
Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное положение содержанки.

Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод и мог жениться на Ларисе.
Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем моя бли- зость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». И добавляет: «Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственно- сти заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у
Вожева- това, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Итак, можно сказать, что в этом произведении А.Н.Островский хотел показать, что делают деньги с людьми. Даже в названии пьесы уже угадывается, о чем пойдет речь. Деньги убивают любовь, совесть, заставляют смотреть свысока на тех людей, у которых их нет. Монета решает судьбу человека в прямом и переносном смысле.

«Бесприданница» (1878 г.) считается лучшей психологической драмой А.Н. Островского. В этой пьесе драматург обращается к жизни новой, буржуазной России. В центре внимания Островского - жизнь людей многих сословий: дворян, купцов, чиновников.
В пореформенные годы в обществе происходят резкие изменения: дворяне, даже самые богатые, постепенно разоряются, купцы превращаются в хозяев жизни с миллионным состоянием, их дети становятся главной силой общества – образованными буржуа. На фоне этих событий разворачивается трагедия главной героини пьесы – Ларисы Огудаловой.

В самом начале драмы – во 2-ом явлении I действия – мы слышим разговор Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Кнуров – «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием». Вожеватов – «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец». В ходе непринужденной беседы этих «новых» людей мы знакомимся с главными действующими лицами пьесы, узнаем о событиях, происходящих в их жизни.

В самом начале разговора возникает фигура Сергея Сергеевича Паратова, богатого барина, приезжающего в Бряхимов на своем пароходе. По словам купцов, этот герой живет «с шиком», «мотоват», но дела вести не умеет. Можно предположить, что денежные дела его плохи: Паратов дешево продает Вожеватову пароход: «Знать, выгоды не находит».

Зато ее прекрасно видят и Вожеватов, и Кнуров. Их практический ум прежде всего направлен на извлечение выгоды, на зарабатывание денег. Это герои делают блестяще - оба они богаты и успешны. Кнуров и Вожеватов наслаждаются жизнью: с утра пьют шампанское, собираются ехать на выставку в Париж, мечтают о том, что недурно было бы взять с собой в поездку первую красавицу города Ларису Огудалову.

Так мы знакомимся с главной героиней пьесы. Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем о ее судьбе, о ее жизни. Лариса собирается замуж за мелкого чиновника Карандышева. Купцы в недоумении: «Что за вздор! Вот фантазия! Ну, что такое Карандышев! Не пара ведь он ей…» Но Лариса – бесприданница, найти хорошего жениха ей трудно. Поэтому мать девушки – Харита Игнатьевна - до последнего времени собирала у себя в доме «холостых». Эти вечера были известны всему Бряхимову, «потому что весело очень: барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное…»

Благодаря «бойкости, проворности и ловкости» Харита Игнатьевна выдала замуж двух своих старших дочерей. Но судьба их несчастлива: одну якобы зарезал ревнивый муж, а супруг другой и вовсе оказался шулером. Так, уже в начале пьесы появляется мотив несчастливой женской судьбы, разочарования в любви, который разовьется в образе Ларисы.

Здесь же, в разговоре Кнурова с Вожеватовым, появляется ведущий мотив пьесы - мотив купли-продажи. Он распространяется не только на вещи, но и на людей: «Женихи платятся. Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся…» Сам Вожеватов, знающий Ларису с детства, покупает удовольствие бывать у нее в доме: «Что ж делать, за удовольствия платить надо: они даром не достаются; а бывать у них в доме большое удовольствие». Кнуров, женатый человек, мечтает: «А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку».

Холодные и расчетливые, эти новые хозяева жизни не способны на искренние чувства. Вожеватов делится с Кнуровым: «Нет, как-то я…в себе этого совсем не замечаю…что любовью-то называют». За что получает одобрение опытного купца: «Похвально, хорошим купцом будете». Главное для этих людей – расчет, выгода. И Кнуров, и Вожеватов эгоистично пользуются людьми. «Что ж мне об ее нравственности заботиться! Я не опекун...» - утверждает Василий Данилыч, которого Лариса считает своим другом.

Сама же героиня, по словам Вожеватова, «простовата», «хитрости в ней нет…вдруг, ни с того ни с сего, и …правду». Девушка искренне выражает свои чувства, не умеет лицемерить: «К кому расположена, нисколько этого не скрывает». Молодой купец рассказывает, что в прошлом году Лариса была влюблена в Паратова: «…наглядеться на него не могла, а он месяц поездил, …да и след его простыл…» Героиня очень переживала: «чуть не умерла с горя…Бросилась за ним догонять…»

После Паратова к Ларисе сватались какой-то старик и вечно пьяный управляющий, потом появился проворовавшийся кассир, которого арестовали прямо в доме у Огудаловых. Героиня была в отчаянии. Она не могла больше выносить всего этого «сраму» и решила выйти за первого, кто посватается к ней. Этим первым оказался Карандышев.

В доме у Ларисы он был «запасным вариантом»: на него обращали внимание, когда вокруг не было никого поинтереснее. А жалкий Карандышев, видя это, «разные роли разыгрывает, дикие взгляды бросает…»

Вожеватов характеризует Карандышева как «человека самолюбивого, завистливого». Добившись своего, Юлий Капитоныч стал «сиять, как апельсин». Карандышев хвастается своей «добычей» - водит Ларису на бульвар, ходит с ней под руку. В его поведении просматривается все тот же мотив купли-продажи: герой гордится Ларисой, как красивой и дорогой вещью, повышающей его престиж в обществе.

В финале разговора герои жалеют Ларису, представляя ее дальнейшую жизнь с Карандышевым: «В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем, она или погибнет, или опошлится».

Таким образом, разговор Кнурова и Вожеватова в начале пьесы дает представление обо всех главных героях драмы, обрисовывает их характеры, описывает судьбу. Кроме того, уже здесь обозначаются ведущие мотивы пьесы: мотив купли-продажи человека как красивой вещи, мотив несчастной женской судьбы, разочарования в любви.

Кнуров является типичным представителями купеческого сословия XIX века. Этим героем руководит холодный расчет, и главное в их жизни - деньги.

«Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием». Теперь о его имени. По словарю Даля, "кнур" – боров, кабан, хряк, свиной самец. Вот, оказывается, какой человеческой породы этот Кнуров.

Это цивилизованный «идол», миллионер, презирающий всех малосостоятельных людей, замкнут, неразговорчив, пренебрежителен к людям не его круга, например, к небогатому чиновнику Карандышеву. Объясняя свои редкие посещения Огудаловых, он говорит: «Да неловко; много у них всякого сброда бывает; потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев, - ну что за знакомство для меня!».

"С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее."

Кнуров - прежде всего делец. Он ценит деньги и выгодно обделанное дело. ("Хорошо тому, Василий Данилович, у кого денег-то много"). Имея ввиду свое состояние, на которое можно купить буквально все, вплоть до любви красивой женщины ("Для меня невозможного - мало").

Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее».

Кнуров женат, но хотел бы «прокатиться на выставку» в Париж с Ларисой. Когда Кнуров и Вожеватов разыгрывают жребий, кому ехать в Париж с Ларисой, побеждает Кнуров (на мнение Ларисы ему плевать).

Кнуров хитер и умеет найти подход к людям. Как он ловко расположил к себе мать Ларисы и сделал девушке предложение о поездке в Париж. Умный Кнуров не говорит о любви, а обещает Ларисе роскошную жизнь, если она станет его любовницей. Он обещает, что никто не будет говорить о ней плохо, так как он сделает ее очень богатой.

Роль Кнурова в сюжете пьесы

Роль Мокия Парменыча минимальна. Он присутствует во всех значимых событий пьесы, но какого-нибудь важного влияния на них не оказывает. Хотя сцена с дележкой Ларисы между Кнуровым и Вожеватовым сыграла некую роль в судьбе Ларисы. Когда Кнуров предложил ей поехать с ним в Париж, она поняла, что не надо ждать какой-то особой судьбы, а нужно просто разыграть свою карту - красоту и молодость.

Цитаты Кнурова

  • Теплое участие сильного, богатого человека...
  • В таких случаях доброго друга, солидного, прочного, иметь необходимо.
  • Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат
  • Хорошо, если она догадается поскорее бросить мужа и вернуться к вам.
  • Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.
  • Все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе.
  • Дорогой бриллиант дорогой оправы требует.

1. Жизненные приоритеты купцов.
2. Маска и внутренняя сущность Паратова.
3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса.
4. Карандышев и его жизненные приоритеты.

Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность. Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи.

В образах двух купцов, Кнурова и Вожеватова, воплотился принцип «делай деньги». Принцип расчетливого, даже циничного отношения у них распространяется не только на деловую сферу. «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю», — хладнокровно отзывается о любви Вожеватов, хотя он достаточно молод. Оба купца отлично сознают, что деньги в определенном смысле возвышают их над теми, у кого нет средств к существованию. Кнуров вообще не с каждым соизволит разговаривать, например от Карандышева он демонстративно заслоняется газетой.

Отношение этих людей к Ларисе сходно с восхищением изящной и дорогой вещицей: можно бы, конечно, приобрести ее за деньги на какое-то время, но можно и обойтись без нее. Показательно то, каким способом купцы решают спор, кому предложить Ларисе поездку в Париж: они бросают жребий. С одной стороны, в этом жесте наглядно проявляется их отношение к девушке как к вещи, с другой же, подобный способ продиктован нежеланием ссориться из-за какой-то шалости. Таким образом, Кнуров и Вожеватов достаточно высоко ценят свои приятельские отношения, скрепленные, вероятно, взаимовыгодным сотрудничеством. Интересно и то, что они, при всей ориентированности на выгоду, все же имеют некое подобие кодекса чести, пусть он в ходу лишь в узком кругу «своих». «Честное купеческое слово» — вот чем они скрепляют свое соглашение.

Несмотря на цинизм этого соглашения, можно сказать, что купцы достаточно честны и по отношению к самой Ларисе: Кнуров прямо заявляет, что предлагает девушке, если она примет его предложение пойти к нему на содержание. Не возникает сомнений, что он выполнил бы свои обещания.

Не так поступает Паратов, блестящий барин, промотавшийся предприниматель. Имидж «широкой русской души», «идеала мужчины», которым он является в глазах Ларисы, резко контрастирует с подлинной сущностью этого человека: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов не намерен предлагать Ларисе что-то определенное, более того, он помолвлен с другой. Но если Кнуров честно признается, что он женат то Паратов опутывает доверчивую Ларису ловкими полуобещаниями: «...Еще несколько таких минут... Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью».

Тем не менее, несмотря на двуличие этого человека, Лариса верит ему до тех пор, пока он не сообщает ей сам, что обручен с другой, а она свободна. Фактически у Паратова нет никаких моральных принципов: он готов на подлость не только ради выгоды, но и ради минутного развлечения. Кнуров и Вожеватов отлично понимают сущность своего приятеля и делового партнера: «...Вы думаете, что тут не без обмана, что он опять словами поманил ее?» — «Да непременно. И, должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!» Почему же в самом деле Лариса поверила Паратову? Видимо, потому что Лариса плохо разбирается в людях, видит в них не то, что есть, а то, что ей хотелось бы увидеть. Жизненным приоритетом Ларисы является искренность. Она «простовата», по определению Вожеватова: «Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость и лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо».

Мать Ларисы, действительно, женщина активная и ловкая. Все ее заботы были направлены на то, чтобы получше, повыгоднее выдать замуж своих дочерей. Однако ее начинаниям не сопутствует успех. Вроде бы удалось Харите Игнатьевне разработать мудреную систему выуживания денег у потенциальных женихов и богатых гостей, выдала она замуж двух сестер Ларисы, но «надо их спросить, сладко ли им жить-то».

Таким образом, жизненным приоритетом Хариты Игнатьевны является все та же выгода, практическая польза: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Карандышев, разумеется, не слишком-то вписывается в эту систему — Огудалова согласилась выдать за него дочь только потому, что на этом настаивала сама Лариса. «...Хоть и бросить, так потеря невелика!» — рассудительно замечает Харита Игнатьевна, полагая, что Ларисе лучше прокатиться по Волге с богатыми людьми, чем держаться за Карандышева.

Однако Лариса не разделяет разумных житейских принципов своей матери. Мечту о несостоявшейся любви к Паратову Лариса надеется изгладить тихими радостями семейной жизни, однако вскоре разбитыми оказываются и эти надежды. Наконец Лариса увидела в подлинном свете и своего любимого, и своего жениха: один оказался подлецом, другой — ничтожеством. Она почти готова согласиться пойти на содержание к Кнурову, но это отнюдь не продуманное, трезвое решение, а отчаянная попытка найти хоть что-то определенное, попытка преодолеть ощущение краха всего, во что она верила: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Среди жизненных приоритетов Юлия Капитоныча Карандышева, жениха Ларисы, в первую очередь бросаются в глаза его собственнические, мелочные инстинкты. Он всячески старается подчеркнуть свое исключительное право на Ларису. «Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано», — веско возражает мать Ларисы, когда Карандышев пытается запретить своей невесте петь для гостей. Выстрел Карандышева в финале пьесы — это наивысшее проявление его взгляда на Ларису как на свою собственность, хотя тот же Карандышев негодует по поводу того, что Кнуров и Вожеватов смотрят на девушку «как на вещь».

Поступками Карандышева руководят не столько четкие принципы, сколько гипертрофированное чувство ущемленного самолюбия, стремление «по-величаться». Однако все его попытки сравняться с богачами обречены на провал. Карандышев поступил бы разумнее, если бы не устраивал званого обеда, заставившего Ларису и ее мать краснеть от стыда за него.

В пьесе показаны и жизненные принципы тетушки Карандышева. Ее мещанская бережливость, конечно, выглядит немного смешно: но во всяком случае она хотя бы оправдана с практической точки зрения, ведь жалованье у Карандышева небольшое.

В заключение нужно отметить, что жизненные принципы каждого героя пьесы Островского, конечно, сильно зависят от среды, в которой находился и находится тот или иной персонаж, однако не все определяется средой. Двуличие Паратова, то есть отсутствие у него каких-либо моральных ценностей — это личностная позиция, основанная на эгоистических устремлениях. Возвышенное отношение Ларисы к объекту своей любви не подкреплено объективными условиями: благородство девушки, а также нежелание отказаться от своих идеалов и вглядеться в живого человека, не позволяют Ларисе усомниться в искренности Паратова.

Островского

План

1. Введение

2.Кнуров в жизни

3.Кнуров и Лариса

4.Заключение

Мокий Парменыч Кнуров - собирательный образ человека новой эпохи со сказочным капиталом. Это представитель той неумолимой силы, которая медленно, но неуклонно подминает все под себя. "Владелец заводов, газет, пароходов" чувствует себя полным хозяином в этой жизни. Единственная власть, которую он признает - деньги.

Кнуров ведет обеспеченную размеренную жизнь. Любая его прихоть может быть моментально исполнена. Мокий Парменыч привык к всеобщему почитанию. Он четко делит людей на два класса: имеющих и не имеющих деньги. С точки зрения наличия капитала он оценивает возможности и пользу окружающих.

Круг общения Кнурова невелик. В пьесе в него входят лишь Вожеватов, Паратов и семья Огудаловых. С первыми его связывают деловые отношения. Мокий Парменыч прекрасно понимает, насколько важно поддерживать хорошие отношения с деловыми партнерами. Вряд ли это общение можно назвать дружбой. В любом случае, в провинциальном городке более близких, а тем более равных ему людей, все равно нет.

Мокий Парменыч по-своему добр, но его расположение к людям опять же зависит от возможной выгоды. Он может высказать искреннее сочувствие чужому горю, но окажет помощь лишь в том случае, если это принесет ему какую-нибудь пользу. Высокое мнение Кнурова о себе ярче всего проявляется в его отношении к Карандышеву. Капиталист откровенно презирает мелкого чиновника, который не смог добиться более высокого положения.

Мокий Парменыч уже давно отметил для себя красоту дочери Хариты Игнатьевны. Главная проблема заключается в том, что делец женат. Он не прочь взять Ларису "на содержание", но девушка еще ничем не запятнала своей репутации. Кнуров честно признается Вожеватову, что ему уже поздно открыто соперничать с многочисленными поклонниками Ларисы. Он предпочитает действовать обходными путями. Понятие любви совершенно незнакомо Кнурову. Он даже хвалит Вожеватова за отсутствие этого чувства, бесполезного в торговых делах.

Любовь для Мокия Парменыча - тот же самый товар, а Лариса - "дорогой бриллиант", требующий "дорогой оправы". Кнуров точно так же презирает Хариту Игнатьевну, но поддерживает с ней хорошие отношения и дает деньги с целью завладеть Ларисой. К этой цели он идет долго и настойчиво. Предстоящая свадьба девушки представляется ему удобным шансом. Карандашев не сможет достойно обеспечить Ларису. Вот тогда-то Кнуров и надеется использовать свой шанс.

Вся низость и бессердечность Мокия Парменыча и Вожеватова проявляется в сцене розыгрыша Ларисы в орлянку. Таким образом они решают судьбу живой девушки, даже не спросив ее мнения. Лариса представляется им простой, но невероятно красивой вещью, у которой обязательно появится хозяин. "Победивший" Кнуров, отбросив всякий стыд, прямо обращается к Ларисе с предложением стать его содержанкой. Свои слова он подкрепляет значительной фразой: "Для меня невозможного мало".

Мокий Парменыч - не просто всесильный, невероятно богатый делец. Деньги извратили его мышление. Для Кнурова все окружающее (даже люди) - объект купли-продажи. Его отношение к Ларисе, как к вещи, лежит в основе трагедии всей пьесы.