Камилл Сен-Санс. Самсон и Далила. Библейские сказания: Самсон и Далила Сен санс самсон и далила либретто

; либретто Ф. Лемера по библейской легенде.
Первая постановка: Веймар, 2 декабря 1877 года.

Действующие лица: Далила (меццо-сопрано), Самсон (тенор), Верховный жрец Дагона (баритон), Абемелех, газский сатрап (бас), Старый иудей (бас), Гонец филистимлян (тенор), Первый филистимлянин (тенор), Второй филистимлянин (бас). Иудеи, филистимляне.

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 году до н.э.

Действие первое

Тёмная ночь спустилась на палестинский город Газы. Кажется, всё должно спать мирным и спокойным сном. Но нет, на площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклонённые, они горячо молятся богу, который покинул их в беде, отдав город ненавистным завоевателям - филистимлянам. Нет больше сил выносить надругательства врагов. Нет сил терпеть их владычество. Самсон, славящийся небывалой силой, призывает своих соотечественников свергнуть власть филистимлян. «Свобода близка! Браться, порвём оковы!» - восклицает он.

Народ, измученный издевательствами завоевателей, не внемлет увещеваниям Самсона, не верит в свои силы. Однако неукротимая воля богатыря, его горячие призывы к борьбе воодушевляют, наконец, соотечественников на открытое выступление против филистимлян.

Но вот распахиваются двери дворца, и на ступенях появляется в сопровождении свиты газский сатрап Абемелех. Гнев написан на его лице. Пересыпая свою речь угрозами, он советует иудеям «лучше заслужить снисхождение победителей», чем пытаться поднять восстание.

Разгневанный Самсон перебивает его. Только силой можно изгнать филистимлян из родного города. Завязывается ожесточённая схватка между толпой горожан и отрядом газского сатрапа. Бесстрашный Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает грозного противника. Филистимляне приходят в замешательство и под напором восставших в панике бегут. Иудеи во главе с Самсоном преследуют врагов.

Вышедший из храма верховный жрец бога Дагона в ужасе застывает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба ниспослать иудеям гибель. А их главарю Самсону он предсказывает возмездие. Оно придёт от женщины, которую богатырь полюбит...

Постепенно светает. Отовсюду на площадь стекается ликующий народ - старики, женщины, дети. Они поют радостные песни в честь победы над врагом и прославляют возвратившихся во главе с Самсоном иудейских воинов.

Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. Среди них прекрасная Далила. Красавицы приветствуют победителей и преподносят им венки из цветов, а Далила славит силу и мужество Самсона. Богатырь не может отвести взора от обольстительной филистимлянки. Он чувствует, что не в силах устоять перед её чарами. А девушка, танцуя, одурманивает воина нежными взглядами. На мгновенье склонившись к Самсону, она шепчет, что любит, что хочет сегодня же ночью встретиться со своим милым.

Звучит весёлая музыка. В пляске кружатся филистимлянки. Горящими взглядами следят иудейские воины за грациозными движениями девушек. Не отводит взора от Далилы и Самсон. А та всё танцует и танцует, пленяя богатыря...

Старик иудей предостерегает Самсона от пагубной страсти, подобной «жалу змеи». Но тот уже не в силах устоять перед охватившим его чувством.

Действие второе

Дом Далилы в долине Сорек утопает в густой тропической растительности. Вечнозелёные лианы почти совсем скрывают от посторонних взоров вход. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждёт Самсона. Коварное дело задумала прекрасная филистимлянка. Девушка поклялась во что бы то ни стало покорить могучего воина. Она отомстит за свой народ, предав ослеплённого любовью предводителя иудеев в руки соотечественников!

Сад озаряется холодным светом - это вдалеке сверкнула молния. Надвигается гроза. Из-за деревьев появляется верховный жрец. Увидя Далилу, он убеждает её воспользоваться силой любви Самсона и погубить заклятого недруга филистимлян. Священнослужитель обещает щедро одарить девушку, если ей это удастся.

Но Далила отвергает всякие награды. Нет, не стремление разбогатеть руководит ею, а жгучая ненависть к врагам. И она добьётся своего! Правда, очень трудно выведать у богатыря секрет его невиданной силы. Даже в минуты горячих ласк он остаётся скрытным. Но сегодня тайна Самсона будет разгадана!

Жрец благословляет девушку и оставляет её одну. Снова сверкает яркая молния, грохочет гром. Из темноты выступает Самсон. Бросившись навстречу богатырю, филистимлянка обвивает его шею руками. Она нежно уверяет Самсона в своей любви. Но сурово лицо воина. Вождь иудеев говорит девушке, что пришёл к ней проститься. Призванный служить своему народу, он должен забыть о Далиле, чтобы не лишиться доверия соотечественников.

Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слёзы появляются на её глазах: она сомневается в любви отважного иудея... Воин горячо уверяет Далилу в искренности своего чувства. Новый страшный удар грома прерывает его слова.

Нежны объятия Далилы, горячи её поцелуи. Самсон чувствует, что Далила для него дороже всего на свете. Но нет, девушка ему не верит. Она требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей загадочной силы.

Твёрдо сжаты губы Самсона. Видя, что он непоколебим, Далила, уходя, произносит оскорбительное слово: «трус». Подобно пощёчине прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всём на свете, он бросается в дом, вслед за Далилой...

Зловещие удары грома, один за другим, разрывают гнетущую тишину. Блеск молний вырывает из темноты движущиеся силуэты людей. Слышен приглушённый звон оружия. Филистимлянские воины устроили засаду Самсону: теперь враг не уйдёт от них!.. Вдруг из дома раздаётся громкий крик. На балкон выбегает Далила. В её руке волосы, срезанные с головы Самсона: в них-то и таилась невиданная сила богатыря. Филистимляне с шумом бросаются в дом, чтобы связать ослабевшего врага.

Действие третье

Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме. Сюда после жестоких пыток заточили Самсона филистимляне. В звериной ненависти они выкололи вождю иудеев глаза, заковали его в цепи, заставили крутить громадные жернова.

Но не боль терзает Самсона. Его угнетает сознание вины перед своим народом. Чудятся ему голоса, проклинающие воина за измену. Он готов отдать всё на свете - даже жизнь, - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников.

Картина вторая. Храм бога Дагона. В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенные алтари. Посредине возвышаются две громадные мраморные колонны, поддерживающие свод.

Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. В окружении военачальников появляется верховный жрец. Повинуясь движению его руки, в храм вводят несчастного Самсона. Собравшиеся встречают поверженного воина презрительным смехом. С бокалом вина к пленнику подходит Далила. Издеваясь, она напоминает Самсону о минутах, которые он провёл в её объятиях, забыв о своём долге. Филистимлянка похваляется тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.

У Самсона нет сил слушать оскорбительные речи. В горячей молитве призывает он небесные силы помочь ему отомстить врагам за свою поруганную честь.

Вспыхивает священный огонь на жертвенниках. Начинается обряд жертвоприношений. Жрец Дагона требует, чтобы Самсон тоже принял в нём участие. Поводырь выводит слепца на середину храма, к колоннам.

Вознося свои молитвы богам, в смиренном почтении склоняются филистимляне. В то же мгновение, собрав последние силы, Самсон упирается руками в мраморные колонны и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.

М. Сабинина, Г. Цыпин

САМСОН И ДАЛИЛА (Samson et Dalila) - опера К. Сен-Санса в 3 д., либретто Ф. Лемера. Посвящена П. Виардо. Премьера: Веймар, 2 декабря 1877 г., под управлением Ф. Листа. С большим успехом была поставлена в Гамбурге, Кёльне, Дрездене, Праге, но без рассмотрения отвергнута дирекцией «Гранд-опера». Только в 1890 г. оперу «заметили» на родине композитора, в Руане (премьера - 3 марта). На парижской сцене она была впервые поставлена 23 ноября 1892 г., то есть через 15 лет после веймарской премьеры. Правда, отрывки из нее исполнялись в концертах.

Сен-Санс занимал особое положение во французской музыке конца XIX в., преодолев увлечение Вагнером. Он указывал на это в критических выступлениях, подчеркивая свою враждебность «вагнеровской религии». Будучи по убеждениям и принципам классиком, он, однако, не чуждался романтических настроений и средств выражения. Но стиль его музыки, как и Берлиоза, отличался от современной ему французской оперы.

Композитор задумал «Самсона и Далилу» как ораторию и только уступая настояниям либреттиста согласился переделать ее в оперу. Однако ораториальная природа сохранилась. Отсюда преобладающая роль хоров, в музыкальной драматургии - медлительность развития действия, монументальная статика. Обратившись к библейской легенде, вдохновлявшей многих композиторов (среди них Рамо и Генделя), Сен-Санс стремился воплотить в образах прошлого современное содержание. Преданный врагами на поругание, ослепленный герой, вновь обретающий силы, чтобы уничтожить врага,- образ героической Франции в недавней войне с Пруссией. «Самсон и Далила» - произведение эпически мощное, воплощающее патриотическую и героическую идею.

Действие развертывается в легендарные времена (условно - XII в. до н. э.), в пору порабощения Иудеи филистимлянами. Самсон поднимает упавший дух народа и возглавляет его борьбу с противником. Филистимлянка Далила, жрица храма Дагона, с притворной радостью встречает победителя. Ее красота поражает Самсона, и он открывает ей тайну: его мощь заключена в волосах. Она решает выдать героя в руки врагов. Когда он засыпает в ее объятиях, Далила остригает его волосы, и Самсон теряет силу. Ослепленный филистимлянами, герой превратился в жалкого раба.

В храме Дагона филистимляне празднуют победу. Сюда на посмешище приведен некогда могучий Самсон. Первосвященник велит ему воспеть красоту Далилы. Самсон обращается к небу с мольбой вернуть ему хоть на миг прежнюю силу и зрение. Обхватив руками мраморные колонны, поддерживающие своды, он потрясает их основание. Все рушится, погребая под развалинами Самсона и его врагов.

Музыка передает скорбь и отчаяние порабощенного народа, мужественные, властные интонации Самсона, надменную кичливость филистимлян, обольстительную чувственную прелесть Далилы. Мелодика коварной жрицы прекрасна, в ней - нега, упоение, страсть, словно она сама верит в искренность своих чувств. Ф. Лист, поклонник замечательной оперы, заметил, что в музыке Далилы один недостаток: она слишком искренна. Впрочем, прибавлял Лист, это доказывает лишь, что настоящая музыка не умеет лгать. Передавая все многообразие ситуаций и душевных состояний, Сен-Санс неизменно сохраняет классическую уравновешенность и гармоничность выражения. Классически совершенной остается его музыка и в знаменитой сцене оргии (III д.).

В России опера исполнялась в 1893 г. в Петербурге французской труппой под управлением Э. Колонна (дирижировавшего премьерой в Париже). На русской сцене она была впервые поставлена в петербургском Мариинском театре 19 ноября 1896 г. (М. Славина - Далила, И. Ершов - Самсон, Л. Яковлев, И. Тартаков - Верховный жрец). Спектакль имел большой успех. К 1901 г. относится постановка в Москве, на сцене Нового театра, под управлением того же Э. Колонна. Опера шла на многих сценах России (например, Свердловск, 1927). Среди спектаклей последних десятилетий выделяется постановка Венской оперы (1990, режиссер Г. Фридрих; А. Бальтса - Далила), парижской «Опера Бастий» (1991, В. Атлантов - Самсон) и Мариинского театра (премьера - 2 декабря 2003 г., дирижер В. Гергиев; О. Бородина - Далила).

Первая постановка Место первой постановки

«Самсон и Далила» (Samson et Dalila) - опера Камиля Сен-Санса в трех действиях на ветхозаветный сюжет (Книга Судей, XVI).

Либретто - Фердинанд Лемер. Первая постановка - Веймар, 2 декабря 1877 г. в немецком переводе, в театре герцога.

Самая популярная опера композитора, единственная, не сходящая со сцен современных оперных театров. Партия Далилы - одна из технически удобных для исполнения и поэтому востребованных партий для меццо-сопрано в музыке.

История создания и постановки

Сен-Санс начал работать над «Самсоном и Далилой» в 1867 г., предполагая написать ораторию. Но его либреттист, Лемер, убедил его в театральном потенциале произведения. Франц Лист предложил поставить её в Веймаре, где он работал музыкальным директором при космополитичном, прогрессивном и весьма музыкальном дворе великого герцога.

Во Франции же эта опера, как написанная на библейский сюжет, имела большие проблемы с постановкой. В самом начале Полина Виардо как-то даже устроила в своем доме частное представление, чтобы заинтересовать директора парижской оперы. Аккомпанировал сам Сен-Санс, но их совместные усилия остались безуспешными. На самом деле, оперу не слышали на французской земле до г. - до премьеры на сцене провинциального Руана . К этому времени Полина Виардо , которая боролась за эту постановку и для которой это произведение, в сущности, было написано и которой оно было посвящено, оказалась уже слишком старой, чтобы исполнять партию Далилы.

В Лондоне постановке оперы препятствовал министр двора (Lord Chamberlain of the Houshold) лорд Роберт Уинн Каррингтон (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Wynn_Carrington,_1st_Marquess_of_Lincolnshire), но все же она была исполнена в виде оратории, как первоначально и задумывал автор.

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 г. до н. э.

Действующие лица

  • Далила - контральто или меццо-сопрано
  • Самсон - тенор
  • Верховный жрец Дагона - баритон
  • Абемелех, газский сатрап - бас
  • Старый иудей - бас
  • Гонец филистимлян - тенор
  • Первый филистимлянин - тенор
  • Второй филистимлянин - бас
  • Иудеи, филистимляне

Синопсис

В первом действии иудеи, возглавляемые Самсоном, изгоняют филистимлян из Газы. Филистимлянка Далила знакомится с Самсоном, и он не в силах противостоять ее обаянию. Во втором действии Самсон открывает ей тайну своей силы, и она обрезает его волосы. Соотечественники соблазнительницы захватывают обессилевшего врага. В третьем действии выведенный из темницы Самсон, после пыток и ослепления, обрушивает храм Дагона на своих мучителей.

Известные арии

  • Mon coeur s’ouvre a ta voix - ария Далилы
  • Printemps qui commence - ария Далилы
  • Bacchanalia - «Вакханалия»

Постановки

Опера неоднократно ставилась на многих европейских сценах. Среди спектаклей конца ХХ века: постановка Венской оперы (1990, режиссер Г. Фридрих; А. Бальтса - Далила), парижской «Опера Бастий» (1991, В. Атлантов - Самсон)

Постановки в России

В России опера впервые прозвучала в 1893 г. в Петербурге в исполнении французской труппы под управлением дирижера Э. Колонна (он дирижировал премьерой в Париже ).

Через три года, 19 ноября 1896 г. опера была поставлена в петербургском Мариинском театре (М. Славина - Далила, И. Ершов - Самсон, Л. Яковлев , И. Тартаков - Верховный жрец).

В 1901 г. прошла постановка в Москве, на сцене Нового театра, под управлением того же Э. Колонна .

Затем опера шла на многих сценах России (Свердловск, 1927). 2 декабря 2003 г. состоялась премьера Мариинского театра (дирижер - В. Гергиев ; О. Бородина - Далила).

Аудиозаписи

  • Далила - Элен Бувье, Самсон - Жозе Луччионе, Верховный жрец - Поль Кабанель, Старый иудей - Анри Меду, Абемелих - Шарль Камбон, хор и оркестр театра «Гранд-опера », дирижер - Л.Форрестье, 1946 год.
  • Далила - Мария Каллас, "1961 год"
  • Далила - Елена Черней, Самсон - Людовик Шписс, Верховный жрец - Дан Иорданеску, Старый иудей - Василий Молдовяну, Абемелих - Константин Думитру, хор и оркестр Румынского радио и телевидения, дирижер - Курт Адлер, 1969 год .
  • Далила - Ширли Верретт , Самсон - Ришар Кассили, хор и оркестр театра «Ла Скала », дирижер - Жорж Претр, 1970-е гг.
  • Далила - Елена Образцова , Самсон - Пласидо Доминго , Верховный жрец - Ренато Брузон, Абамелих - Пьер Тау, Старый иудей - Роберт Ллойд, хор и оркестр «Де Пари», дирижёр - Даниэль Баренбойм , 1979 год .

Видеозаписи

В астрономии

В честь главной героини оперы назван астероид (560) Делила (англ.) русск. , открытый в 1905 году.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Самсон и Далила (опера)" в других словарях:

    Самсон и Далила: «Самсон и Далила» картина Рубенса «Самсон и Далила» опера Сен Санса «Самсон и Далила» фильм 1949 года, режиссёр Сесиль де Милль «Самсон и Далила» фильм 1996 года, режиссёр Николас Роуг … Википедия

    - (שִׁמְשׁוֹן) «Самсон» Фредерик Лейтон, 1858 г … Википедия

    Греч. Σαμφων, лат. Samson, Шимшон (евр. Šimðôn, предположительно «служитель» или «солнечный», от šemeš, «солнце»), герой ветхозаветных преданий (Суд. 13 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из… … Энциклопедия мифологии

    Самсон (ивр. שִׁמְשׁוֹן‎, Шимшон) «Самсон» Фредерик Лейтон, 1858 г. Пол: муж. Период жизни: ок. XII век до н. э. Толкование имени: «солнечный», о … Википедия

    - (ивр. דְּלִילָה‎, Длила) «Cамсон и Далила» неизвестный художник, круг Рембрандта. Ок. 16 … Википедия

    Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

    Далида, в библейской мифологии возлюбленная древнееврейского героя Самсона. Выведав по наущению «владетелей филистимских», что неодолимая сила Самсона скрыта в его волосах, усыпила Самсона, велела отрезать ему волосы и предала Самсона… … Большая советская энциклопедия

    В библейской мифологии др. евр. богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Коварная филистимлянка Далила остригла спящего С. и тем лишила его силы. Легенда о С. неоднократно отражалась в мировом… … Сексологическая энциклопедия

    - (Grand Opera) (офиц. название Национальная академия музыки и танца) гос. оперный т р в Париже, крупнейший центр франц. муз. театр. культуры. Осн. в 1669 под назв. Королевская академия музыки поэтом П. Перреном и композитором Р. Камбером,… … Музыкальная энциклопедия

    - (Saint Saлns) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. критик и писатель, педагог, муз. обществ. деятель. Чл. Ин та Франции (1881), почётный доктор… … Музыкальная энциклопедия

Рождение Самсона было предвещено Ангелом. Родился он от бесплодной женщины. Отцом его был Маной из рода Данова. По словам Ангела, младенец будет “назореем Божиим” и будет “спасать Израиля от руки Филистимлян” (Кн. Судей Израилевых, глава 13 ). Вскоре Ангел явился и Маною и сказал, что младенец, когда вырастет, должен остерегаться всего, что производит виноградная лоза и не есть нечистого, тогда он сможет противостоять Филистимлянам.

Когда мальчик родился, его назвали Самсоном (Шимшоном). Повзрослев, Самсон увидел женщину из дочерей Филистимских, которые в ту пору владычествовали над Израилем, и стал просить отца взять эту женщину ему в жены.

Пошел Самсон с отцом и матерью в Фимнафу, где жила женщина. Вскоре они увидели, что навстречу им идет молодой лев. Самсон победил льва голыми руками. Здесь впервые проявилась огромная физическая сила Самсона, которой он впоследствии часто пользовался. Самсон встретился со своей избранницей, и она стала нравиться ему еще больше.

Несколько дней спустя Самсон снова пошел к избраннице той же дорогой и увидел, что в трупе льва завелся рой пчел. Самсон достал из трупа мед и ел сам, и угостил родителей.

Вскоре сыграли свадьбу, на которой Самсон загадал присутствующим филистимлянам загадку:

из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. ( Кн. Судей Израилевых, глава 14 )

Как Вы уже, наверное, догадались, загадка эта была обо льве и меде. Филистимляне не могли разгадать загадку и подослали к Самсону жену, узнать разгадку. Семь дней она плакала и просила Самсона разгадать загадку, пока тот, наконец, не сдался. Жена Самсона сказала отгадку сынам народа своего.

Самсон разгневался и наказал смертью 30 филистимлян. Так началось противостояние Самсона и Филистимлян, которое подробно описано в 15 главе Книги Судей . Самсон был судьёй Израиля во дни Филистимлян на протяжении двадцати лет.

Важно понимать, что означает «судья Израиля ». Эпоха судей – это смутное время после смерти Иисуса Навина, характеризующееся межплеменной враждой. Судьи – авторитетные фигуры среди израильтян, активные представители народного самосознания, которые сопротивлялись ассимиляции израильтян местными племенами. Судьи командовали народным ополчением, а также исполняли правовые функции. Власть судей была основана либо на высоком авторитете, либо на силе.

Вернемся к легенде о Самсоне и Далиле. Далила жила в долине Сорек. Самсон полюбил ее. Филистимляне, узнав о чувствах Самсона, решили подкупить Далилу, чтобы та выведала секрет огромной физической силы Самсона. Современные ученые подсчитали, что за предательство Далила получила 5,500 шекелей серебра (62700 граммов).

Самсон раскрыл Далиле тайну силы своей, а была она в волосах Самсона.

…если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. (Книга Судей Израилевых, глава 16)

Далила состригла волосы спящему Самсону и передала его в руки Филистимлян, которые сковали его медными цепями, ослепили и отвели в Газу в дом узников. Вскоре здесь собралось много Филистимлян, чтобы принести Самсона в жертву своему богу Дагону. Тем временем, волосы на голове Самсона начали отрастать, и он сдвинул с места два несущих столба, на которых держался весь дом, и обрушил дом на Филистимлян, убив, тем самым, больше Филистимлян, чем за 20 лет своего судейства. Самсон также был погребен под обломками. Похоронили его рядом с отцом.

Чему учит библейское сказание о Самсоне и Далиле?

Многие считают, что история о Самсоне и Далиле – это история предательства, однако, это ошибочное мнение. Мотив предательства, действительно, весьма част в Библии. Можно, к примеру, вспомнить предательство Иуды Искариота, историю Иосифа и его братьев и пр. Но, хотя данный мотив прослеживается в легенде о Самсоне и Далиле, он не является здесь основным.

Один из самых важных уроков, которые мы можем вынести из библейской легенды о Самсоне и Далиле, — это научиться контролировать свои эмоции и не позволять эмоциям контролировать нас. Стремление к мести и чувство ярости – то, что на самом деле погубило Самсона.

Самсон погиб, потому что он позволил своим эмоциям управлять своим поведением. Он убивал Филистимлян из гнева и мести. Мы не имеем права убивать или причинять вред по причине того, что мы не можем контролировать свой гнев. Правосудие должно быть в руках Бога. Самсон сражался с Филистимлянами в течение двадцати лет. Он убил многих и уничтожил многое. Он был зол, и гнев отвлекал его от Божьего плана на него. Миссия, которую Бог возложил на него, стала его личной битвой, он уже боролся за себя, следуя своему собственному гневу, своим страстям. Месть стала мощной и всепоглощающей силой в сердце Самсона и изменила направление его жизни.

Описанная в Библии слепота Самсона, есть не что иное, как символическое описание его духовной слепоты. Не понятно, в какой именно момент Самсон перестал идти по пути Господа, а пошел по пути собственной мести, используя ту силу, которую Господь дал ему.

Почему Далила предала Самсона?

Многие исследователи Библии задаются вопросом, почему Далила так легко пошла на предательство человека, который любил ее? На самом деле причина все та же. Далила, как и Самсон была одержима желанием отомстить. Конечно, Далила знала о Самсоне и о его поступках, среди которых было много нелицеприятных. Так, как нам известно из Библии, Самсон заживо сжег свою первую жену, убил множество филистимлян, был известен своими неразборчивыми связями и бахвальством. Приняв во снимание все это, можно понять, почему поступок Далилы не выглядит нелогичным.

Далила также была мотивирована местью, как и Самсон. Она ненавидела израильтян, не меньше, чем Самсон ненавидел филистимлян.

Когда нам плохо или больно, мы хотим, чтобы те, кто обидел нас был также обижен. Подобная позиция только на первый взгляд кажется справедливой. Желание поквитаться – это желание мести, которому не должно быть места в наших сердцах. Божьи пути выше наших путей, и мы не должны ставить их под сомнение.

История Самсона и Далилы напоминает нам о том, насколько важно иметь чистые сердца и следовать по Божьему пути!

Самое значительное из оперных произведений Камиля Сен-Санса - опера "Самсон и Далила" - было окончено композитором в 1876 г.

Римский-Корсаков назвал это сочинение лучшей из современных опер на Западе, после произведений Вагнера.

Изначально, в 1868 г., когда Сенс-Санс приступил к работе над "Самсоном и Далилой", он предполагал писать ораторию. И лишь благодаря либреттисту Лемеру миру явилась одна из самых замечательных в истории музыки опер.

Библейский персонаж Самсон - израильский богатырь, который прославился в войнах с филистимлянами. Много раз враги израильтян, филистимляне, покушались убить его, но всегда безуспешно. Богатыря погубила любовь к филистимлянке Далиле. Узнав, что сила героя заключается в его длинных волосах, она во время сна остригла их, а затем передала своего любовника в руки филистимлян. Язычники, выколов Самсону глаза, посадили его в темницу.

Согласно Ветхому Завету однажды мучители привели Самсона на всенародное поругание в свой языческий храм. Самсон попросил отрока, водившего его за руку, подвести его к двум колоннам, на которых держалось все здание, чтобы прислониться к ним. Помолившись Богу, он уперся в столбы руками и сдвинул их с места. Здание обрушилось. Под развалинами здания погибли все филистимляне, бывшие там, а с ними и сам Самсон.

Первая постановка "Самсона и Далилы" состоялась 2 декабря 1877 г. в Веймаре, в немецком переводе в театре герцога.

Ж. Тьерсо писал об особой значительности лучших проявлений мелодики "Самсона и Далилы": "Пение разливается в ней широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это странное заблуждение современников, кричавших: "Здесь нет мелодии"! И это говорится, когда перед нами развертывались страницы обольщения Далилы... Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные, свободно разворачиваются, создавая рисунок широких линий, замечательно оформленный, вызывающий в памяти образцы античного искусства".

САМСОН И ДАЛИЛА

Опера в трех действиях

либретто Ф. Лемера по библейской легенде

Действующие лица:

Далила............................................................................................меццо-сопрано

Самсон.........................................................................................................тенор

Верховный жрец Дагона...............................................................................баритон

Абемелех, газский сатрап..................................................................................бас

Старый иудей....................................................................................................бас

Гонец филистимлян........................................................................................ тенор

Первый филистимлянин...................................................................................тенор

Второй филистимлянин.......................................................................................бас

Иудеи, филистимляне

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 г. до н.э.

Краткое содержание

Действие первое.

Тёмная ночь спустилась на палестинский город Газы. Кажется, всё должно спать мирным и спокойным сном. Но нет, на площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклонённые, они горячо молятся богу, который покинул их в беде, отдав город ненавистным завоевателям - филистимлянам. Нет больше сил выносить надругательства врагов. Нет сил терпеть их владычество. Самсон, славящийся небывалой силой, призывает своих соотечественников свергнуть власть филистимлян. "Свобода близка! Браться, порвём оковы!" - восклицает он.
Народ, измученный издевательствами завоевателей, не внемлет увещеваниям Самсона, не верит в свои силы. Однако неукротимая воля богатыря, его горячие призывы к борьбе воодушевляют, наконец, соотечественников на открытое выступление против филистимлян.
Но вот распахиваются двери дворца, и на ступенях появляется в сопровождении свиты газский сатрап Абемелех. Гнев написан на его лице. Пересыпая свою речь угрозами, он советует иудеям "лучше заслужить снисхождение победителей", чем пытаться поднять восстание.
Разгневанный Самсон перебивает его. Только силой можно изгнать филистимлян из родного города. Завязывается ожесточённая схватка между толпой горожан и отрядом газского сатрапа. Бесстрашный Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает грозного противника. Филистимляне приходят в замешательство и под напором восставших в панике бегут. Иудеи во главе с Самсоном преследуют врагов.
Вышедший из храма верховный жрец бога Дагона в ужасе застывает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба ниспослать иудеям гибель. А их главарю Самсону он предсказывает возмездие. Оно придёт от женщины, которую богатырь полюбит...
Постепенно светает. Отовсюду на площадь стекается ликующий народ - старики, женщины, дети. Они поют радостные песни в честь победы над врагом и прославляют возвратившихся во главе с Самсоном иудейских воинов.
Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. Среди них прекрасная Далила. Красавицы приветствуют победителей и преподносят им венки из цветов, а Далила славит силу и мужество Самсона. Богатырь не может отвести взора от обольстительной филистимлянки. Он чувствует, что не в силах устоять перед её чарами. А девушка, танцуя, одурманивает воина нежными взглядами. На мгновенье склонившись к Самсону, она шепчет, что любит, что хочет сегодня же ночью встретиться со своим милым.
Звучит весёлая музыка. В пляске кружатся филистимлянки. Горящими взглядами следят иудейские воины за грациозными движениями девушек. Не отводит взора от Далилы и Самсон. А та всё танцует и танцует, пленяя богатыря...
Старик иудей предостерегает Самсона от пагубной страсти, подобной "жалу змеи". Но тот уже не в силах устоять перед охватившим его чувством.

Действие второе.

Дом Далилы в долине Сорек утопает в густой тропической растительности. Вечнозелёные лианы почти совсем скрывают от посторонних взоров вход. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждёт Самсона. Коварное дело задумала прекрасная филистимлянка. Девушка поклялась во что бы то ни стало покорить могучего воина. Она отомстит за свой народ, предав ослеплённого любовью предводителя иудеев в руки соотечественников!
Сад озаряется холодным светом - это вдалеке сверкнула молния. Надвигается гроза. Из-за деревьев появляется верховный жрец. Увидя Далилу, он убеждает её воспользоваться силой любви Самсона и погубить заклятого недруга филистимлян. Священнослужитель обещает щедро одарить девушку, если ей это удастся.
Но Далила отвергает всякие награды. Нет, не стремление разбогатеть руководит ею, а жгучая ненависть к врагам. И она добьётся своего! Правда, очень трудно выведать у богатыря секрет его невиданной силы. Даже в минуты горячих ласк он остаётся скрытным. Но сегодня тайна Самсона будет разгадана!
Жрец благословляет девушку и оставляет её одну. Снова сверкает яркая молния, грохочет гром. Из темноты выступает Самсон. Бросившись навстречу богатырю, филистимлянка обвивает его шею руками. Она нежно уверяет Самсона в своей любви. Но сурово лицо воина. Вождь иудеев говорит девушке, что пришёл к ней проститься. Призванный служить своему народу, он должен забыть о Далиле, чтобы не лишиться доверия соотечественников.
Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слёзы появляются на её глазах: она сомневается в любви отважного иудея... Воин горячо уверяет Далилу в искренности своего чувства. Новый страшный удар грома прерывает его слова.
...Нежны объятия Далилы, горячи её поцелуи. Самсон чувствует, что Далила для него дороже всего на свете. Но нет, девушка ему не верит. Она требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей загадочной силы.
Твёрдо сжаты губы Самсона. Видя, что он непоколебим, Далила, уходя, произносит оскорбительное слово: "трус". Подобно пощёчине прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всём на свете, он бросается в дом, вслед за Далилой...
Зловещие удары грома, один за другим, разрывают гнетущую тишину. Блеск молний вырывает из темноты движущиеся силуэты людей. Слышен приглушённый звон оружия. Филистимлянские воины устроили засаду Самсону: теперь враг не уйдёт от них!.. Вдруг из дома раздаётся громкий крик. На балкон выбегает Далила. В её руке волосы, срезанные с головы Самсона: в них-то и таилась невиданная сила богатыря. Филистимляне с шумом бросаются в дом, чтобы связать ослабевшего врага.

Действие третье.

Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме. Сюда после жестоких пыток заточили Самсона филистимляне. В звериной ненависти они выкололи вождю иудеев глаза, заковали его в цепи, заставили крутить громадные жернова.
Но не боль терзает Самсона. Его угнетает сознание вины перед своим народом. Чудятся ему голоса, проклинающие воина за измену. Он готов отдать всё на свете - даже жизнь, - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников.

Картина вторая. Храм бога Дагона. В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенные алтари. Посредине возвышаются две громадные мраморные колонны, поддерживающие свод.
Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. В окружении военачальников появляется верховный жрец. Повинуясь движению его руки, в храм вводят несчастного Самсона. Собравшиеся встречают поверженного воина презрительным смехом. С бокалом вина к пленнику подходит Далила. Издеваясь, она напоминает Самсону о минутах, которые он провёл в её объятиях, забыв о своём долге. Филистимлянка похваляется тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.
У Самсона нет сил слушать оскорбительные речи. В горячей молитве призывает он небесные силы помочь ему отомстить врагам за свою поруганную честь.
Вспыхивает священный огонь на жертвенниках. Начинается обряд жертвоприношений. Жрец Дагона требует, чтобы Самсон тоже принял в нём участие. Поводырь выводит слепца на середину храма, к колоннам.
Вознося свои молитвы богам, в смиренном почтении склоняются филистимляне. В то же мгновение, собрав последние силы, Самсон упирается руками в мраморные колонны и могучим усилием сдвигает их с места. Рухнувший свод скрывает под своими обломками и героя, и его врагов.

Опера в трех действиях (четырех картинах);
Либретто Ф.Лемера на основе библейской легенды.

Действующие лица:
Далила, жрица Дагона - меццо-сопрано
Самсон, Судья Израилев - тенор
Верховный жрец Дагона - баритон
Абимелех, газский сатрап - бас
Старый иудей - бас
Гонец филистимлян - тенор
1-й филистимлянин - тенор
2-й филистимлянин - бас
Иудеи, филистимляне, жрецы.

Действие происходит в Палестине - на западном берегу реки Иордан и в секторе Газа в эпоху Судей Израилевых (около XII в. до н.э.)

Самсон - один из Судей Израилевых - был самым сильным человеком на земле. С самого рождения не стриг Самсон волос, в них-то и заключалась чудесная сила его, дарованная Господом. Был Самсон защитником народа своего и разил врагов он беспощадно...

Действие первое.
Темная ночь спустилась на палестинский город Газа, светит луна.

На площади перед храмом бога Дагона собралась огромная толпа иудеев. Коленопреклоненные, они молятся. Звучит скорбный хор "Бог Израиля":
- Боже, услышь чад своих. На коленях молим Тебя. Отведи гнев Свой от народа Твоего. Шо мы тебе-таки сделали? Разве не приносили мы жертв тебе? Так почему же оставил Ты нас, Господи, и предал в руки проклятых филистимлян? Теперь враги пожгли родные хаты, скот угоняют, зерно отбирают... Разве для того Ты велел уйти нам из Египта, чтобы мы опять попали в рабство? Господи, ну, помоги же нам. Шо тебе, трудно, что ли?
Из толпы выходит Самсон. В свете факелов, играя бицепсами, для пущего эффекта смазанными постным маслом, он призывает народ свергнуть власть филистимлян:
- Братья и сестры! Что толку бессильно роптать? Надо действовать! Господь вложил слова Свои в мои уста! Братья, возьмемся за пращи, камни и палки и свергнем власть захватчиков. Свобода близка! Порвем оковы и принесем их на алтарь Бога Израиля!
- Напрасные слова! Безумный человек! А не слишком ли ты много за себя знаешь? - шикают на Самсона иудеи. - Как мы можем сражаться с филистимлянской регулярной армией камнями и палками? Думай, что ты говоришь!
- Братья! - не унимается Самсон, - молитвы - это хорошо. Но мало. Вспомните, что сказал Господь: око за око, зуб за зуб! Мы должны сражаться, и тогда Он поможет нам.
Однако не верит народ Самсону. Отворачиваются люди от него или открыто насмехаются. И снова Самсон призывает иудеев подняться на борьбу. И, словно услыхав его, Господь послал на землю лунное затмение. Испугались люди. А Самсон этим воспользовался и давай опять за свое: "Свергнем могучей рукою гнет вековой навсегда!". Вот тут-то поверили иудеи, что через Судью Своего сам Господь говорит. И как только поверили, стало ночное светило выходить из тени земли.
- Чудо! На борьбу! На борьбу! - поют боевой марш иудеи.
Но вот распахиваются двери храма бога Дагона, и на ступенях в сопровождении свиты вооруженных людей появляется газский сатрап Абимелех. Его лицо перекошено от гнева. Оно и понятно - всю ночь проклятые иудеи не давали никому спать своим стоном, что у них песней зовется. А теперь еще и боевые марши распевают.
- Что вы тут горланите? Вам что, заняться больше нечем? Хватит уже! Не слышит вас Бог ваш. Надоели вы ему. Лучше поклонитесь Дагону - самому всемогущему богу. И нечего тут думать о восстаниях всяких, лучше сдайтесь на милость победителей.
- Эй, а ну-ка заткни свой грязный рот, - перебивает его Самсон. - Господь наш велик, и Он нам поможет, можешь не сомневаться. Пробил час, и никому не будет пощады!
Осмелевшие иудеи поддерживают своего лидера. Они окружают отряд газского сатрапа. Самсон вырывает из рук Абимелеха поднятый меч и одной левой расправляется с ненавистным филистимлянином. Солдаты в панике пытаются бежать, но восставшие иудеи пускаются за ними в погоню.
На площадь из храма выходит верховный жрец бога Дагона и в ужасе застывает перед трупом Абимелеха.
- Что мы видим? Абимелех! Проклятые рабы! Как такое случилось, почему позволили им скрыться?
- Мне страшно! - шепчет первый филистимлянин. - Кровь стынет в жилах!
- А у меня колени дрожат, - подвывает ему второй. - Что же делать? Что же делать?
- О, великий Дагон, - призывает верховный жрец, - нашли пагубу на иудеев!
Появляется гонец филистимлян и, обращаясь к жрецу, говорит:
- Господин, восстали иудеи, и предводитель их Самсон страшен в гневе своем. Силушка у него небывалая, и никто не может справиться с ним.
- Надо уходить из города, - ноют два филистимлянина, - а то будет еще хуже, всех нас перебьют. Бежим, бежим!
- Нет, - отвечает им верховный жрец. - Призываю вас, силы небесные, отомстить Самсону. Предрекаю, придет возмездие ему от руки женщины, которую сей богатырь полюбит! Да будет так! А пока уберите труп Абимелеха.
Филистимляне поднимают на руки бездыханное тело и несут его в храм. За ними уходит и верховный жрец.

Постепенно светает. На площади появляются старейшины иудеев. Они пришли молиться Богу, чтобы не оставил Он народ свой в борьбе и покарал филистимлян. К ним присоединяются другие иудеи, которые поют хвалебные песни в честь первой победы над врагом, и славят Самсона, вставшего во главе иудейских воинов. Среди молящихся и сам славный герой, подоспевший после ночной погони.
Из ворот храма выходят филистимлянские девушки. В руках у них гирлянды из свежих цветов. Они поют песни о весне, птичках и пчелках. И конечно о любви, просыпающейся в людских сердцах.

Среди девушек выделяется своей красотой прекрасная Далила. Но не обращают на девиц никакого внимания иудеи. Тогда, обращаясь прямо к Самсону, Далила поет свою первую арию:
- Наступившая весна приносит надежду влюбленным сердцам. Ее дыхание уносит прочь все несчастья. Все горит в нашей душе, и этот сладостный огонь осушает наши слезы. Она приносит на землю сладкую тайну, плоды и цветы. Напрасно я так красива! Мое сердце полно любви, и плачет по неверному. Жду его возвращения! В моем сердце еще жива надежда и воспоминания о прошедшем счастье. В мрачной ночи я, несчастная любовница, жду и плачу. Моя грусть исчезнет, только когда он вернется ко мне. Его ждет нежность, и сладостное опьянение, и сжигающая любовь.
- О Боже, - как в бреду говорит Самсон, - какая красота, какой чудный, от природы правильно поставленный голос. Я болен, болен! Я влюблен!
- Приди ко мне, герой, - продолжает мурлыкать на ухо Самсону Далила, извиваясь в эротическом танце, - я успокою и дух твой мятежный и тело твое. Со мной забудешь ты тревоги все и узнаешь сладость любви.
- Не слушай её, - предостерегает богатыря старый иудей. - В словах её змеиный яд. Она специально хочет отвести думы твои от народа твоего.
Но Самсон уже не может контролировать себя. Он твердит лишь одно:
- Красавица! Богиня! Ангел!
Напрасно старый иудей пытается удержать Самсона от греха великого. Послушно, как кролик, зачарованный удавом, идет Самсон вслед за Далилой, не в силах сопротивляться охватившей его страсти.

Действие второе.
Домик Далилы в долине Сорек утопает в буйной тропической зелени.

Душно. Приближается гроза. На ступенях, ведущих во внутренние покои, сидит Далила. Она ждет Самсона. Но не любовью заняты мысли прекрасной филистимлянки. Далила поет свою вторую арию:
- Самсон сегодня должен быть здесь. Вот час мести, который должен удовлетворить наших богов! Любовь! Приди поддержать мою слабость. Отрави ядом мою грудь. Пусть из-за любви Самсон погибнет. Напрасно пытается он забыть меня! Может ли он погасить огонь воспоминаний? Он мой раб. Мои братья боятся его гнева. Только я среди них самая смелая и удержу его на своих коленях. Против любви его сила напрасна. И он, сильнейший среди сильных, он, кто побеждает народы - он падет, сраженный моими чарами!
Вдалеке сверкнула молния... Из-за деревьев появляется... нет, не Самсон, а верховный жрец бога Дагона.
- Можно войти, Далила?
- Заходи, святой отец. Что привело тебя ко мне? - интересуется женщина.
- Ты знаешь, что нас тревожит. Иудейские террористы совсем замучили. Покоя не дают. И вдохновляет их Самсон. От одного имени его разбегаются наши войска. Надо его извести, иначе не видать нам спокойной жизни. Послушай, Далила, если ты выведаешь, в чем заключена сила Самсона, то мы вознаградим тебя. Ты станешь очень, очень богатой!
- Да как ты смеешь говорить мне о деньгах? - искренне негодует филистимлянка. - Я так ненавижу Самсона и так сильно люблю родину, что с радостью сделаю все, что сможет помочь нам погубить богатыря.
- Вот и умница! От тебя потребуется совсем немного. Ты только должна узнать, где у Самсона спрятана батарейка, которая делает его таким сильным и непобедимым. Остальное предоставь нам. Уж мы все сделаем, как надо.
- Хорошо! - отвечает Далила. - Но не все так просто. Самсон скрытен. Даже в минуты горячих ласк он ничего мне рассказывает. Однако сегодня я выведаю его секрет.
- Да будет так! - верховный жрец благословляет женщину. - А я с солдатами схоронюсь в саду. Как только ты все узнаешь, позови нас. Смерть Самсону!
- Смерть!
Жрец уходит во тьму. Уж полночь близится, а Самсона все нет... все нет. Далила не находит себе места.
Снова сверкает молния, гром грохочет. Из темноты появляется иудейский вождь. Мрачны думы его. Все в этом месте напоминает ему о страсти и любви. Но должен он покинуть Далилу навсегда, чтобы не потерять доверие народа своего. И так уже ропщут старики, что променял он братьев своих на филистимлянскую шлюху.
Увидала его Далила. Бросившись ему навстречу, она обвила шею Самсона. Страстны ее поцелуи, но холоден герой.
- Ты пришел! Пришел! Любовь моя! Я так ждала! Как я истосковалась по тебе! О, милый мой, - ластится красавица.
- Оставь меня, - отвечает Самсон.
- Да, что с тобою, любимый? Ты не здоров?
- Пришел проститься я с тобой. Сейчас уйду и более сюда не возвращусь.
- Но, почему? Ты меня больше не любишь? Тебе противны мои ласки?
- О Боже, что за мука! Далила, прекраснее тебя нет никого на белом свете. Воспоминания о нашей любви наполняют сердце мое счастьем. Но я не могу больше встречаться с тобой. Я должен сделать выбор: или ты или мой народ. И выбор сделан, Далила. Сюда я больше не ездец.
- Как ты жесток! - плачет женщина. - Я так тебя люблю, а ты меня бросаешь! Вот плата мне за разбитое сердце. Уходи же, уходи! Иди к своим братьям...
- Не плачь. Твои слезы жгут мне сердце. Dalila! Dalila! Je t"aime! (люблю тебя, короче).
- Бог, более могущественный, чем твой, говорит моими устами. Это - бог любви, мой бог! И если тебя трогают воспоминания, напомни своему сердцу прекрасные дни, когда ты лежал на коленях возлюбленной.
- Безумная! Как ты можешь обвинять меня, когда только для тебя живет моя душа. Да поразит меня молния! И пусть я погибну в ее пламени!.. (тут сверкают молнии, и раздается очередной раскат грома). ...Для тебя я забыл даже своего Бога! За тебя умру! Dalila! Dalila! Je t"aime!
И тут Далила поет свою 3-ю (и последнюю) арию.
- Мое сердце открывается твоему голосу, как цветок открывает свой бутон с восходом зари! Возлюбленный, осуши мои слезы. Говори еще! Скажи, что вернулся к Далиле навсегда! Повтори свои нежные клятвы, которые я обожаю. Ответь моей любви. Опьяни меня!
- Dalila! Dalila! Je t"aime! - снова, как баран, талдычит Самсон.
- Как колосья в полях колышутся на легком ветру, так же дрожит моя душа при звуках твоего дорогого голоса. Стрела не так трепещет в сердце, как твоя возлюбленная в твоих руках! Ах, ответь на мою любовь!
- Поцелуями я осушу твои слезы и изгоню тревоги из твоей души.
- Dalila! Dalila! Je t"aime!
Дальше Самсон и Далила повторяют в дуэте все то же самое еще раз. И в конце Самсон снова поет немудреную фразу:
Dalila! Dalila! Je t"aime! - но уже с красивой и длинной (ну, кто как может, разумеется) ферматой на си-бемоле.
Так богатырь покорился любви. Но еще не выведана тайна его силы. Далила переходит в наступление:
- Нет, нет, я тебе не верю. Ты говоришь, что любишь меня. Но это только слова. Докажи свою любовь!
- На это я всегда готовый, - отвечает Самсон, проворно скидывая набедренную повязку.
- Я не об этом говорю...
- А что же ты хочешь от меня?
- Доверься мне. Открой мне тайну твоей чудесной силы.
Снова молния сверкает, на этот раз уже над самым домом Далилы.
- Я не могу открыть тебе эту тайну, - горестно говорит Самсон. - Моя сила от Бога.
- Так ты меня не любишь? Прочь, прочь уходи! - кричит Далила.
- Нет, постой, люблю тебя безмерно!
- Тогда скажи.
- Не могу.
- Ах, так? Тогда ты просто ТРУС. Adieu!
Далила убегает в свой дом. Буря бушует. Стоит богатырь, как громом пораженный. ТРУС. Никто никогда не смел назвать Самсона трусом! Забыв обо всем на свете, бросается он вслед за Далилой... ну, и конечно, рассказывает ей все, как есть. Что сила его в волосах, и что, обрезав их, станет он простым смертным. Далила, притворно радуясь, подносит Самсону кубок со снотворным зельем.
Засыпает герой крепким сном, а коварная обольстительница ножом срезает ему волосы и с ними бежит на балкон:
- Сюда, сюда, филистимляне!
- Измена! - страшным голосом кричит Самсон.
В дом врываются солдаты с копьями и мечами и пленяют беспомощного иудея.
Конец второго акта.

Действие третье.
Картина первая. Мрачное подземелье в газской тюрьме.

Сюда после жестоких пыток заточили филистимляне Самсона. Они выкололи ему глаза, приковали цепями к громадному мельничному жернову, заставив его вращать на благо зарождавшегося агропромышленного комплекса Палестины.
Но не боль терзает Самсона. Его томит и гложет сознание вины перед народом своим:
- Смотрите на мое ничтожество! Смотрите на мое горе! Боже, сжалься! Сжалься над моей слабостью. Я уклонился от пути, начертанного Тобой, и Ты отвернулся от меня. Я приношу Тебе мою бедную разбитую душу. Теперь я просто смешон! У меня похитили свет неба, оставив лишь горечь и страдание.
- Самсон, что сделал ты с братьями твоими? Что ты сотворил с Богом отцов твоих? - слышатся несчастному голоса иудеев.
- Увы! Мое племя в оковах, и я навлек на него беду! Боже, сжалься над моим народом, который Ты не оставлял своей благодатью. Избавь его от страданий. Ты, чье милосердие безгранично! - молит Самсон.
- Бог вверил нас твоей могучей руке, чтобы ты помог нам победить. Самсон, что сделал ты с братьями своими? - опять чудятся ему голоса.
- Братья, ваше скорбное пение, доносящееся до меня, вселяет в мое сердце смертельную тоску. Как я виноват и несчастен! Боже, если Ты гневаешься, возьми мою жизнь в жертву. Бог Израиля! Отврати удары Твои и будь милостив и справедлив.
- Ты нас предал ради женщины. Далила очаровала тебя. Ужели дочь Маноаха тебе стала дороже нашей крови и наших слез?
- Падаю к ногам Твоим, Боже, поверженный и разбитый. Но сделай так, чтобы народ Твой избежал гнева врагов!
- Самсон, что сделал ты с братьями твоими? Что ты сотворил с Богом отцов твоих?
Самсон готов отдать все, что у него осталось (а осталась у него только жизнь), лишь бы вернуть любовь и доверие народа своего.

Картина вторая.
Храм бога Дагона.

В дальнем конце святилища вздымается огромная статуя Дагона, вдоль стен расположились жертвенники. Посреди храма возвышаются две внушительные мраморные колонны, на которые опирается свод храма.
Филистимляне радостно празднуют свою победу над иудеями. Все пляшут. (Как вы помните, опера-то эта французская, поэтому в ней и не обошлось без балетного номера, именуемого Вакханалией).
В окружении свиты появляется верховный жрец. Он приказывает привести Самсона. Тот появляется в сопровождении ребенка-поводыря. Филистимляне встречают поверженного воина смехом и улюлюканьем.
- Привет, Израиля Судья! Давно не видались! Заходи, гостем будешь! - насмехается над Самсоном жрец. - Далила, подай ему вина.
Женщина подходит к несчастному слепцу с кубком. Издеваясь, она напоминает герою о минутах (а, возможно, и часах), которые он провел в ее объятьях, забыв и о своих братьях и о своем долге. И выплескивает содержимое кубка прямо в лицо своему бывшему любовнику. Лейтмотивом Далиле служит, естественно, мелодия её 3-й арии.
Слова Далилы, как ножом, ударили Самсона в самое сердце. Он готов покорно принять свою судьбу. Не страшит его смерть. Его мучит лишь одно - сознание того, что ничем не может он помочь народу своему. Тогда он погружается в глубокую молитву.
- Самсон, - продолжает жрец, - что ты там бурчишь себе под нос? Поплясал бы с нами. Или тебе ничего не видно? Смотри, не упади!
Все смеются над тем, чье имя раньше вселяло в сердца смертельный страх. Филистимляне пихают и толкают Самсона. В конце концов, он падает, но не прекращает молитвы:
- Господи, дай мне силы стерпеть все. И пошли мне знак, как могу я отомстить врагам проклятым. Не оставь меня, Господи!

Тем временем вспыхивает огонь главного жертвенного алтаря. Верховный жрец и Далила возносят хвалу Дагону и совершают разные таинственные обряды. Все дружно вместе с хором поют: "Слава, Дагон победитель - самый великий из всех богов!". Затем жрец требует, чтобы и Самсон принял участие в обряде жертвоприношения:
- Вознеси хвалу Дагону, Самсон! Дагон победил, а не твой бог. Ведите его сюда, - обращается он к страже, - сюда, в середину храма.
- Господи, не оставь меня, - продолжает молиться Самсон.
Затем, обращаясь к ребенку-поводырю, говорит:
- Подведи меня к колоннам, а сам уходи отсюда быстрее.(Интересно, как Самсон узнал о колоннах? Ведь он же слепой. Хотя, возможно, он бывал тут и раньше и твердо запомнил архитектуру храма. А вдруг пригодится, так сказать. Пригодилось!).
Самсон становится между двумя колоннами и возносит самую горячую молитву Богу:
- Господь всемогущий! Вспомни о чаде Твоем! Прости грехи мои и верни мне силу, Господи, чтобы отомстить проклятым язычникам. Молю тебя! Молю!
Услышал Бог молитву, понял задумку Самсона и вернул ему силу богатырскую. Почувствовал это силач, уперся в колонны храма, напряг все мышцы свои, и могучим усилием обвалил опоры. Рухнул свод и похоронил под своими обломками всех пировавших филистимлян. И Самсона вместе с ними. Так за один день сразил герой больше врагов, чем за всю жизнь свою!
Занавес.

Призрак Оперы, 2003.

Призрачная справка:

В 1867, двумя годами позже после сочинения своей первой оперы, Le timbre d"argent, не имея никаких ясных перспектив увидеть своего первенца на оперной сцене, Сен-Санс решил приняться за ораторию, основанную на библейском сюжете о Самсоне и Далиле. Сама идея возникла после знакомства с либретто "Самсон" Вольтера, предназначавшегося для Ж.-Ф. Рамо. Сам композитор был восторженным поклонником Генделя и Мендельсона, а также активно поддерживал вновь расцветавшую во Франции хоровую культуру. Позднее Сен-Санс писал:

Одна моя юная родственница вышла замуж за обаятельного молодого человека, который, как бы между делом, писал стихи. Я сразу осознал его одарённость и талант, и попросил поработать со мной над ораторией на библейский сюжет. "Ораторию?!" - воскликнул он; - "нет, давайте сделаем оперу!" - и тут же принялся копаться в Библии - в то время, как я намечал план работы, даже набрасывал сцены, оставляя ему только создание стихотворного текста.
По каким-то причинам я начал с музыки ко второму акту. Впоследствии я играл её дома избранным гостям, на которых она вообще не производила никакого впечатления"...

После очередного прослушивания музыки второго акта "для избранных", Сен-Санс просто забросил работу над оперой. Только после выхода его третьей оперы, "La princesse jaune", он почувствовал себя в силах возобновить труд над "Самсоном и Далилой".
Первый акт был дан при случае в концертном исполнении в Париже, но не вызвал особого интереса у публики и был жестоко раскритикован прессой. Партитура была закончена в 1876 году и - несмотря на то, что ни один французкий театр не проявил никакого интереса к опере, она была с огромным энтузиазмом воспринята Ференцом Листом, который и организовал её постановку в веймарском Grossherzoglisch Theater под управлением дирижёра Эдуарда Лассена (Ференчи пел Самсона, а Фон Мюллер - Далилу).

Но до исполнения оперы в Париже оставался ещё довольно длинный путь: вторая постановка (в Германии) состоялась в Гамбурге, в 1882 году. Границу Франции "Самсон и Далила" пересекла в 1890 году, когда была поставлена сначала в Руане, а вскоре - в Бордо, Женеве, Тулузе, Нанте, Дижоне, Монпелье и Монте-Карло - добравшись до сцены парижской Опера лишь 10 лет спустя, в 1892 году.
Ни одна из последующих опер Сен-Санса не претерпела столько страданий на пути к зрителю - но, в то же время, ни одна из них не прожила столь долгую и успешную жизнь. С тех самых давних пор "Самсон и Далила" остаётся в числе постоянно возобновляемых опер; в ней блистали Карузо, Винай, Викерс, Доминго и Хозе Кура - а в роли Далилы выступали Клауссен, Горр, Бамбри и Образцова.

Несмотря на упрёки современников в "подражании Вагнеру" (композитор был большим поклонником байрёйтского "божества", доказательства чего - точнее, определённое влияние "Голландца" и "Лоэнгрина" - совершенно определённо сквозят, например, в финале Второго акта), и в "алгебраичности", сухости музыки Сен-Санса, согласиться с ними трудно. Во-первых, Сен-Санс мастерски, с чисто "оперным" умением, управляется с большим составом оркестра (хотя появление двух офиклеидов - дальних родственников тубы и геликона - в сцене выхода Абимелеха, Бернард Шоу описывал, как "чересчур "Мейерберовские""). При большом желании музыковеды также обнаруживали "влияния" Берлиоза и Гуно. Однако партитура настолько вдохновенна и полна воображения, настолько обнаруживает безошибочное "оперное чутьё" Сен-Санса, которое составило бы честь многим оперным композиторам, что заставляет выражать восхищение даже его активных антагонистов.

На русской сцене опера впервые прошла в Киеве в сезоне 1893/1894 года; помимо этого, была исполнена французской труппой в Петербурге в 1893 году.