Каждый отправился в комнату ему назначенную. Войдя в комнату, он увидел анну там. В числе и лице

кратических предрассудках, учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впе? чатления, ею произведённого на m?r1 Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. Несколько дней сряду потом она встречала его довольно часто, не удостаивая большей внима? тельности. Неожиданным образом получила она о нём совершенно новое понятие.

На дворе у Кирила Петровича воспитывались обыкновенно несколько медвежат и составляли одну из главных забав покровского помещика. В первой своей молодости медвежата приводимы были еже? дневно в гостиную, где Кирила Петрович по целым часам возился с ними, стравливая их с кошками и щенятами. Возмужав, они бывали посажены на цепь, в ожидании настоящей травли. Изредка их выводили пред окна барского дома и подкатывали им порожнюю винную бочку, утыканную гвоздями; медведь обнюхивал её, потом тихонько до неё дотра? гивался, колол себе лапы, осердясь толкал её силь? нее, и сильнее становилась боль. Он входил в совер? шенное бешенство, с рёвом бросался на бочку, пока? мест не отымали у бедного зверя предмета тщетной его ярости. Случалось, что в телегу впрягали пару медведей, волею и неволею сажали в неё гостей и пускали их скакать на волю Божию. Но лучшею шуткой почиталась у Кирила Петровича следующая.

Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его верёвкою за кольцо, ввинченное в стену. Верёвка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного

1 M(r (франц.) - мосьё (господин).

зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принуждён был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене, и видеть, как разъярённый зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благород? ные увеселения русского барина! Несколько дней спустя после приезда учителя Троекуров вспомнил о нём и вознамерился угостить его в медвежьей ком? нате: для сего, призвав его однажды утром, повёл он его с собой тёмными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в неё фран? цуза и запирают её на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошёл на него... Француз не сму? тился, не побежал и ждал нападения. Медведь при? близился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и вы? стрелил. Медведь повалился. Всё сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошёл, изумлённый развязкою своей шутки. Кирила Петрович хотел не? пременно объяснения всему делу: кто предварил Де? форжа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей. Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.

Я не слыхивал о медведе, - отвечал Де? форж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, по? тому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.

Маша смотрела на него с изумлением и перевела слова его Кирилу Петровичу. Кирила Петрович ни? чего не отвечал, велел вытащить медведя и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: «Каков молодец! не струсил, ей?богу, не струсил». С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уж его пробовать.

Но случай сей произвёл ещё большее впечатле? ние на Марью Кириловну. Воображение её было по? ражено: она видела мёртвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разго? варивающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее...

ТОМ ВТОРОЙ

Накануне праздника гости начали съезжаться, иные останавливались в господском доме и во флиге? лях, другие - у приказчика, третьи - у священни? ка, четвёртые - у зажиточных крестьян. Конюшни были полны дорожных лошадей, дворы и сараи за? громождены разными экипажами.

Слуги суетились, расставляя бутылки и графи? ны и прилаживая скатерти. Наконец дворецкий провозгласил: «Кушанье поставлено», - и Кирила Петрович первый пошёл садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места, наблю? дая некоторое старшинство, барышни стеснились между собою, как робкое стадо козочек, и выбрали себе места одна подле другой. Против них помести? лись мужчины. На конце стола сел учитель подле маленького Саши.

Слуги стали разносить тарелки по чинам... Звон тарелок и ложек слился с шумным говором гостей. Кирила Петрович весело обозревал свою трапезу и вполне наслаждался счастием хлебосола. В это вре? мя въехала на двор коляска, запряжённая шестью лошадьми. «Это кто?» - спросил хозяин. «Антон Пафнутьич», - отвечали несколько голосов. Двери отворились, и Антон Пафнутьич Спицын, толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым ли? цом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиниться... «Прибор сюда, - закричал Кирила Петрович. - Милости просим, Антон Пафнутьич, садись да скажи нам, что это значит: не был у моей обедни и к обеду опоздал. Это на тебя не похоже, ты и богомолен, и покушать любишь». - «Виноват, - отвечал Антон Пафнутьич, привязывая салфетку в петлицу горохового кафтана, - виноват, батюшка Кирила Петрович, я было рано пустился в дорогу, да не успел отъехать и десяти вёрст, как вдруг шина у переднего колеса пополам - что прикажешь? К счастию, недалеко было от деревни; пока до неё дотащились, да отыскали кузнеца, да всё кое?как уладили, прошло ровно три часа, делать было нече? го. Ехать ближним путём через Кистенёвский лес я не осмелился, а пустился в объезд...».

- Эге! - прервал Кирила Петрович, - да ты, знать, не из храброго десятка; чего ты боишься?

- Как чего боюсь, батюшка Кирила Петрович,

а Дубровского?то; того и гляди попадёшься ему в лапы. Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт.

- За что же, братец, такое отличие?

- Как за что, батюшка Кирила Петрович? А за тяжбу?то покойника Андрея Гавриловича. Не я ли

в удовольствие ваше, то есть по совести и по справе? дливости, показал, что Дубровские владеют Кисте? нёвкою без всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему. И покойник (царство ему небесное) обещал со мною по?свойски переведаться, а сынок, пожалуй, сдержит слово батюшкино. Досе? ле Бог миловал. Всего?навсего разграбили у меня один анбар, да того и гляди, до усадьбы доберутся.

- А в усадьбе?то будет им раздолье, - заметил Кирила Петрович, - я чай, красная шкатулочка полным?полна...

- Куда, батюшка Кирила Петрович. Была пол? на, а нынче совсем опустела!

- Полно врать, Антон Пафнутьич. Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живёшь свинья свиньёй, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только.

- Вы всё изволите шутить, батюшка Кирила Петрович, - пробормотал с улыбкой Антон Паф? нутьич, - а мы, ей?богу, разорились, - и Антон Пафнутьич стал заедать барскую шутку хозяина жирным куском кулебяки. Кирила Петрович оста? вил его и обратился к новому исправнику, в первый раз к нему в гости приехавшему и сидящему на дру? гом конце стола подле учителя.

- А что, господин исправник, поймаете хоть вы Дубровского?

Исправник струсил, поклонился, улыбнулся, заикнулся и произнёс наконец:

- Постараемся, ваше превосходительство.

- Гм, постараемся. Давно, давно стараются, а проку всё?таки нет. Да правда, зачем и ловить его. Разбои Дубровского благодать для исправников: разъ? езды, следствия, подводы, а деньга в карман. Как такого благодетеля извести? Не правда ли, господин исправник?

Сущая правда, ваше превосходительство, - отвечал совершенно смутившийся исправник.

Гости захохотали...

Около семи часов вечера некоторые гости хотели ехать, но хозяин, развеселённый пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит. Скоро загремела му? зыка, двери в залу отворились, и бал завязался...

Один только человек не участвовал в общей ра? дости: Антон Пафнутьич сидел пасмурен и молчалив на своём месте, ел рассеянно и казался чрезвычайно беспокоен. Разговоры о разбойниках взволновали его воображение. Мы скоро увидим, что он имел доста? точную причину их опасаться.

Антон Пафнутьич, призывая Господа в свидете? ли в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешал: красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под ру? башкой. Сею только предосторожностию успокаивал он свою недоверчивость ко всем и вечную боязнь. Будучи принуждён остаться ночевать в чужом доме, он боялся, чтоб не отвели ему ночлега где?нибудь в уединённой комнате, куда легко могли забраться воры, он искал глазами надёжного товарища и вы? брал наконец Дефоржа. Его наружность, обличаю? щая силу, а пуще храбрость, им оказанная при встрече с медведем, о коем бедный Антон Пафнутьич не мог вспомнить без содрогания, решили его выбор. Когда встали из?за стола, Антон Пафнутьич стал вертеться около молодого француза, покрякивая и

откашливаясь, и наконец обратился к нему с изъяс? нением.

[Он попросил француза позволить ему переночевать в его комнате.]

Гости стали прощаться между собой, и каждый отправился в комнату, ему назначенную. А Антон Пафнутьич пошёл с учителем во флигель. Ночь была тёмная. Дефорж освещал дорогу фонарём. Антон Пафнутьич шёл за ним довольно бодро, прижимая изредка к груди потаённую суму, дабы удостоверить? ся, что деньги его при нём.

Пришед во флигель, учитель засветил свечу, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном осмотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. Он попытался было жаловаться на то Дефоржу, но знания его во французском языке были слишком ограничены для столь сложного объ? яснения; француз его не понял, и Антон Пафнутьич принуждён был оставить свои жалобы. Постели их стояли одна против другой, оба легли, и учитель по? тушил свечу.

[Антон Пафнутьич, путая французские и русские глаголы, попросил Дефоржа не гасить свечу, но тот не понял, пожелал спокойной ночи и вскоре захрапел.]

Антон Пафнутьич замолчал, усталость и винные пары мало?помалу превозмогли его боязливость, он стал дремать, и вскоре глубокий сон овладел им со? вершенно.

Странное готовилось ему пробуждение. Он чув? ствовал сквозь сон, что кто?то тихонько дёргал его за ворот рубашки. Антон Пафнутьич открыл глаза и при бледном свете осеннего утра увидел перед со?

бою Дефоржа; француз в одной руке держал карман? ный пистолет, а другою отстёгивал заветную суму.

Антон Пафнутьич обмер.

- Кесь ке се, мусье, кесь ке се? 1 - произнёс он трепещущим голосом.

- Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком, - молчать или вы пропали. Я Дуб? ровский.

[В главе рассказывается о том, как Дубровский встретил на почтовой станции француза, который задержался здесь потому, что не было свободных лошадей. Он расспросил его и узнал, что тот едет по рекомендательному письму в Покровское к Троеку? рову на должность учителя и очень боится, потому что наслышан о жестокости этого барина. Дубровский спросил, знает ли его в лицо кто?нибудь в доме Троекурова. Получив отрицательный от? вет, Дубровский просмотрел его бумаги и предложил ему за них 10 тысяч рублей, что составляло плату за три года службы. Фран? цуз согласился и дал честное слово умолчать об этом случае, а в городе заявить, что он ограблен Дубровским.]

Дубровский, овладев бумагами француза, сме? ло явился, как мы уже видели, к Троекурову и посе? лился в его доме. Каковы ни были его тайные наме? рения (мы их узнаем после), но в его поведении не оказалось ничего предосудительного. Правда, он ма? ло занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать2 и не строго взыс? кивал за уроки, задаваемые только для формы, зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно. Все любили молодого

1 Что это, сударь, что это? (франц).

2 Повe ′ сничать - бездельничать.

учителя, Кирила Петрович - за его смелое провор? ство на охоте, Марья Кириловна - за неограничен? ное усердие и робкую внимательность, Саша - за снисходительность к его шалостям, домашние - за доброту и за щедрость, по?видимому, несовместную с его состоянием. Сам он, казалось, привязан был ко всему семейству и почитал уже себя членом оного.

Прошло около месяца от его вступления в зва? ние учительское до достопамятного празднества, и никто не подозревал, что в скромном молодом фран? цузе таился грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев. Всё это время Дубровский не отлучался из Покровского, но слух о разбоях его не утихал благодаря изобретательному воображению сельских жителей, но могло статься и то, что шайка его продолжала свои действия и в отсутствие начальника...

Прошло несколько дней, и не случилось ничего достопримечательного. Жизнь обитателей Покров? ского была однообразна. Кирила Петрович ежеднев? но выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкаль? ные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки. Она начинала понимать собст? венное сердце и признавалась с невольной досадой, что оно не было равнодушно к достоинствам моло? дого француза. Он с своей стороны не выходил из пределов почтения и строгой пристойности и тем успокаивал её гордость и боязливые сомнения...

Однажды, пришед в залу, где ожидал её учи? тель, Марья Кириловна с изумлением заметила сму? щение на бледном его лице. Она открыла фортепь? яно, пропела несколько нот, но Дубровский под

предлогом головной боли извинился, прервал урок и, закрывая ноты, подал ей украдкою записку. Марья Кириловна, не успев одуматься, приняла её и рас? каялась в ту же минуту, но Дубровского не было уже в зале. Марья Кириловна пошла в свою комна? ту, развернула записку и прочла следующее:

«Будьте сегодня в семь часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить».

Любопытство её было сильно возбуждено. Она давно ожидала признания, желая и опасаясь его. Ей приятно было бы услышать подтверждение того, о чём она догадывалась, но она чувствовала, что ей было бы неприлично слышать такое объяснение от человека, который по состоянию своему не мог наде? яться когда?нибудь получить её руку. Она решилась идти на свидание, но колебалась в одном: каким образом примет она признание учителя, с аристокра? тическим ли негодованием, с увещаниями ли друж? бы, с весёлыми шутками или с безмолвным участи? ем. Между тем она поминутно поглядывала на часы. Смеркалось, подали свечи, Кирила Петрович сел играть в бостон1 с приезжими соседями. Столовые часы пробили третью четверть седьмого, и Марья Кириловна тихонько вышла на крыльцо, огляделась во все стороны и побежала в сад.

Ночь была темна, небо покрыто тучами, в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.

1 Бостo ′ н - карточная игра.

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Объясните все варианты пунктуации.

1.Гости стали прощаться и каждый отправился в комнату ему назначенную. 2. Девушка пришла усталая бледная. 3. Испуганный шумом барсук бросился в сторону. 4.Поперек старицы растянутая пожелтевшими берестяными поплавками покачивалась сеть. 5.Я так и не вошел в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушел.6. Она накинула платок на голову и охваченная надеждой вышла на улицу. 7.Обугленный и обвалившийся мельничный сруб густо зарос лебедой. 8.Попытки писать просто приводили к результатам печальным и смешным. 9.Однажды балованный кот кабатчицы хитрый сластена и подхалим дымчатый золотоглазый любимец всего двора притащил из сада скворца. 10.Это был его сверстник по прозвищу Рудня крестьянин соседнего села. 11.Дрожат осинки чуткие барометры лесов. Цвел шиповник спутник светлых июньских ночей. 12.Гость молчаливый бессловесный вхожу природа в замок твой. 13.Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались. 14.Он считал что из Вани выйдет художник ботаник. 15.Доказано что животные например дельфины вполне способны любить. 16.Листья падая шепчутся прощаясь навек. 17.Простившись с ним Лаптев возвращался к себе не спеша. 18.Они оба сидели минут пять тихо не шевелясь. 19.Нехлюдов взял письмо и пообещав передать его встал и простившись вышел на улицу. 20. За исключением этих немногих недостатков это был отличный человек. 21.На склоне неглубокого оврага возле самого плетня виднелась пасека. 22.Справа от дороги вдоль берега под раскидистыми деревьями еще было темно. 23.Вдали метрах в семистах от шоссе виднелись заросли ивняка. 24.Волны же вопреки сложившемуся поэтическому преданию никуда не стремились не катились и не бежали чередой. 25.На занятии выяснилось что на катере все за исключением Сизова и Жадана были старше своего командира. 26.Юный лес в зеленый дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет. 27.Все чаще мирное небо мутили мятежные тучи вестники приближающихся холодов. 28.Страж рыбаков и друг их неизменный горит маяк на дальнем берегу. 29.И. С. Тургенев автор «Записок охотника» великий русский писатель. 30.Надвинулась туча и поднимая пыль по дороге подул ветер. 31.Я видел путешественников не утративших страсти своей несмотря на возраст. 32.Туманы клубясь и извиваясь сползали вниз. 33.Какая-то ночная птица вероятно филин своими криками пугала людей.



Задание 6. Расставьте знаки препинания:

1.Вера Иосифовна уже сильно постаревшая с белыми волосами пожала руку Старцеву. 2.Господский дом уединенный горой от ветров огражденный стоял над речкою. 3.И он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык и празднословный и лукавый. 4.Всегда уверенная в себе на сей раз она была в растерянности. 5.Все приглашенные на торжество были веселы и добродушны. 6.Говорила она не сердясь. 7.Строительство этого дома ведется начиная с осени. 8.И долго он лежал заброшенный потом в походной лавке армянина. 9.Смеясь он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. 10.Аксинья вошла в залу не постучавшись. 11.Проселочным путем люблю скакать в телеге и взором медленным пронзая ночи тень встречать по сторонам вздыхая о ночлеге дрожащие огни печальных деревень. 12.В очи тебе глядючи молча слезы лью. 13.Все стали работать засучив рукава. 14.По совести говоря мы ожидали других результатов. 15.Кокетка судит хладнокровно Татьяна любит не шутя. 16.Мой Евгений боясь ревнивых осуждений в своей одежде был педант. 17.Дома у себя Громов всегда читал лежа.

Задание 7. Расставьте знаки препинания в предложениях:

1.Несчастью верная сестра надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье. 2.Долго плыли и вот наконец Нева матушка. 3.Хозяин мой доктор был вечно занятый молчаливый человек. 4.Старик крестьянин с батраком шел под вечер леском. 5.Фанатик своего дела Кузьмичев всегда даже во сне и за молитвою в церкви думал о своих делах. 6.Я ваш старинный сват и кум пришел мириться к вам совсем не ради ссоры. 7.Второй сын Яков кругленький и румяный был похож лицом на мать. 8.Сижу за решеткой в темнице сырой вскормленный в неволе орел молодой... 9.В отношениях с нами он требовал одного полного подчинения. 10.Попрыгунья стрекоза лето красное пропела. 11.Была у Ермолая легавая собака по прозвищу Валетка. 12.Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти. 13.Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек то есть человек на все руки.

Задание 8. Расставьте знаки препинания.

1.Внизу у подножия сосен уже темно и сыро. 2.Господский дом стоял на юру то есть на возвышении открытом всем ветрам. 3.Очень молодым человеком почти мальчиком я начал уже трудиться. 4.Для этих целей используют дерево покрепче лиственницу например. 5.В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие именно встреча Кити с Вронским. 6.У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта стать столяром. 7.Здесь не место с вами объясняться да и не время. 8.Он сразу в первые минуты заговорил об этом. 9.Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела в частности на канцелярские тонкости. 10.Иногда очень редко он играл с детьми. 11.Я окончил вечер у княгини гостей не было кроме Веры и одного презабавного старичка. 12.Говорил он долго минут десять. 13.Я готов на все жертвы кроме этой женитьбы двадцать раз жизнь свою даже честь поставлю на карту но свободы моей не продам. 14.Мы выполняли разные работы главным образом в саду. 15.В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других. 16.Он заговорил о самолюбии и очень дельно заговорил.

Гм, гм, нельзя ли, мусье, переночевать мне в вашей конурке, потому что извольте видеть…

Que désire monsieur? - спросил Дефорж, учтиво ему поклонившись.

Эк, беда, ты, мусье, по-русски еще не выучился. Же ве, муа, ше ву куше, понимаешь ли?

Monsieur, très volontiers, - отвечал Дефорж, - veuillez donner des ordres en conséquence.

Антон Пафнутьич, очень довольный своими сведениями во французском языке, пошел тотчас распоряжаться.

Гости стали прощаться между собою, и каждый отправился в комнату, ему назначенную. А Антон Пафнутьич пошел с учителем во флигель. Ночь была темная. Дефорж освещал дорогу фонарем, Антон Пафнутьич шел за ним довольно бодро, прижимая изредка к груди потаенную суму, дабы удостовериться, что деньги его еще при нем.

Пришед во флигель, учитель засветил свечу, и оба стали раздеваться; между тем Антон Пафнутьич похаживал по комнате, осматривая замки и окна и качая головою при сем неутешительном смотре. Двери запирались одною задвижкою, окна не имели еще двойных рам. Он попытался было жаловаться на то Дефоржу, но знания его во французском языке были слишком ограничены для столь сложного объяснения; француз его не понял, и Антон Пафнутьич принужден был оставить свои жалобы. Постели их стояли одна против другой, оба легли, и учитель потушил свечу.

Пуркуа ву туше , пуркуа ву туше ?, - закричал Антон Пафнутьич, спрягая с грехом пополам русский глагол тушу на французский лад. - Я не могу дормир в потемках. - Дефорж не понял его восклицаний и пожелал ему доброй ночи.

Проклятый басурман, - проворчал Спицын, закутываясь в одеяло. - Нужно ему было свечку тушить. Ему же хуже. Я спать не могу без огня. - Мусье, мусье, - продолжал он, - же ве авек ву парле. - Но француз не отвечал и вскоре захрапел.

«Храпит бестия француз, - подумал Антон Пафнутьич, - а мне так сон в ум нейдет. Того и гляди воры войдут в открытые двери или влезут в окно, а его, бестию, и пушками не добудишься».

Мусье! а, мусье! дьявол тебя побери.

Антон Пафнутьич замолчал, усталость и винные пары мало-помалу превозмогли его боязливость, он стал дремать и вскоре глубокий сон овладел им совершенно.

Странное готовилось ему пробуждение. Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки. Антон Пафнутьич открыл глаза и при лунном свете осеннего утра увидел перед собою Дефоржа: француз в одной руке держал карманный пистолет, другою отстегивал заветную суму. Антон Пафнутьич обмер.

Кесь ке се, мусье, кесь ке ce, - произнес он трепещущим голосом.

Тише, молчать, - отвечал учитель чистым русским языком, - молчать или вы пропали. Я Дубровский.

Глава XI

Теперь попросим у читателя позволения объяснить последние происшествия повести нашей предыдущими обстоятельствами, кои не успели мы еще рассказать.

На станции ** в доме смотрителя, о коем мы уже упомянули, сидел в углу проезжий с видом смиренным и терпеливым, обличающим разночинца или иностранца, т. е. человека, не имеющего голоса на почтовом тракте. Бричка его стояла на дворе, ожидая подмазки. В ней лежал маленький чемодан, тощее доказательство не весьма достаточного состояния. Проезжий не спрашивал себе ни чаю, ни кофию, поглядывал в окно и посвистывал к великому неудовольствию смотрительши, сидевшей за перегородкою.

Вот бог послал свистуна, - говорила она вполголоса. - Эк посвистывает, - чтоб он лопнул, окаянный басурман.

А что? - сказал смотритель, - что за беда, пускай себе свищет.

Что за беда? - возразила сердитая супруга. - А разве не знаешь приметы?

Какой приметы? что свист деньгу выживает. И! Пахомовна, у нас что свисти, что нет: а денег все нет как нет.

Да отпусти ты его, Сидорыч. Охота тебе его держать. Дай ему лошадей, да провались он к черту.

Подождет, Пахомовна; на конюшне всего три тройки, четвертая отдыхает. Того и гляди подоспеют хорошие проезжие; не хочу своею шеей отвечать за француза. Чу! так и есть! вон скачут. Э-ге-ге, да как шибко; уж не генерал ли?

Коляска остановилась у крыльца. Слуга соскочил с козел, отпер дверцы, и через минуту молодой человек в военной шинели и в белой фуражке вошел к смотрителю; вслед за ним слуга внес шкатулку и поставил ее на окошко.

Лошадей, - сказал офицер повелительным голосом.

Сейчас, - отвечал смотритель. - Пожалуйте подорожную.

Нет у меня подорожной. Я еду в сторону… Разве ты меня не узнаешь?

Смотритель засуетился и кинулся торопить ямщиков. Молодой человек стал расхаживать взад и вперед по комнате, зашел за перегородку и спросил тихо у смотрительши: кто такой проезжий.

Бог его ведает, - отвечала смотрительша, - какой-то француз. Вот уж пять часов как дожидается лошадей да свищет. Надоел, проклятый.

Молодой человек заговорил с проезжим по-французски.

Куда изволите вы ехать? - спросил он его.

В ближний город, - отвечал француз, - оттуда отправляюсь к одному помещику, который нанял меня за глаза в учители. Я думал сегодня быть уже на месте, но г-н смотритель, кажется, судил иначе. В этой земле трудно достать лошадей, г-н офицер.

А к кому из здешних помещиков определились вы? - спросил офицер.

К г-ну Троекурову, - отвечал француз.

К Троекурову? кто такой этот Троекуров?

Ma foi, mon officier… я слыхал о нем мало доброго. Сказывают, что он барин гордый и своенравный, жестокой в обращении со своими домашними, что никто не может с ним ужиться, что все трепещут при его имени, что с учителями (avec les outchitels) он не церемонится и уже двух засек до смерти.

Урок 41

Простое предложение

Цели урока:

Обобщение знаний по темам «Члены предложения», «Простое предложение»; закрепление навыков постановки знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым).

Ход урока

I . Реализация домашнего задания

1. Проверка домашних упр. 212, 213, 215, 216.

2. Связный ответ по теме «Словосочетание».

3. Словарный диктант «Гласные после шипящих и ц »:

Ажурный, жёлудь, жюри, ожёг руку, печёнка, пощечина мажорный, марципан, на цыпочках, никчёмный, решетчатый трущоба, цикорий, чёботы, шёлковый, шоколад, чёт - нечёт, шомпол, прожорливый, циферблат, чащоба, чопорный, шоу, чечётка, девчонка, кумачовый, медвежонок, плащом, тучей.

II. Работа по теме урока

1. Анализ текста.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(С. Есенин)

Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения.

Определите тип и стиль речи. (Описание поздней осени, художественный .)

Какие предложения по наличию грамматических основ встречаются в этом отрывке? (Первое предложение сложное, с бессоюзной связью, состоит из трех простых предложений. Второе предложение простое.)

К какому виду относятся данные предложения по наличию второстепенных членов предложения? (В первом предложении: первые два - нераспространённые третье - распространенное так как есть второстепенный член предложения. Второе предложение распространенное.)

Подчеркните все члены предложения, назовите вид сказуемых. (В первом предложении все сказуемые составные именные, во втором - простое глагольное сказуемое.)

2. Обобщение по теме «Тире в простом предложении».

Синтаксический разбор предложения.

Искусство - это историческая энциклопедия человеческих ощущений , противоречивых страстей , желаний , взлетов и падения духа , самоотверженности и мужества , поражений и побед . (Ю. Бондарев .)

Выполните синтаксический разбор предложения, укажите части речи.

Вспомните, какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вы знаете.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:

Подлежащее и сказуемое выражены существительными или числительным в именительном падеже. (Высота западной вершины Эльбруса - пять тысяч шестьсот сорок два метра. Семью семь - сорок девять.)

Оба главных члена выражены неопределённой формой глагола. (Жизнь прожить - не поле перейти.)

Один главный член выражен инфинитивом, а другой - существительным. (Наша задача - помочь нуждающимся.)

Перед сказуемым стоит указательная частица это или вот , тире ставится перед этой частицей. (Хорошо учиться вот ваша задача.)

А какие исключения из правил постановки т между подлежащим и сказуемым вы знаете?

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:

Сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами. (Школьный двор как цветущий сад.)

Подлежащее выражено личным местоимением. (Он порча, он чума, он язва здешних мест.)

При сказуемом есть отрицательная частица не. (Бедность не порок.)

Но если логическое ударение падает на подлежащее, то тире может ставиться и в этих случаях.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Запишите и обоснуйте постановку знаков препинания в данных предложениях (первые 4 предложения можно прокомментировать вслух «по цепочке», остальные - самостоятельно).

1) Дух Байкала - это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды. (В. Распутин .) 2) Любовь не вздохи на скамейке и не гулянья при луне. (С. Щип .) 3) В этом городе знать три языка - ненужная роскошь. (Чехов .) 4) Тут главное - не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (Шолохов .) 5) Пушкиногорье - это не только памятник историко-литературный, это и своеобразный ботанический и зоологический сад, замечательный памятник природы. (Гейченко .) 6) Уметь читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. (В. Сухомлинский .) 7) Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. (К. Паустовский .) 8) Одно дело - говорить много, другое - говорить дело. (Софокл .) 9) Каллиграфия и живопись - изысканные занятия, но стоит заразиться алчностью, и они уподобятся рыночному торгу. (Ху Цзынчэн .) 10) Брак словно танго: для него нужны двое, и иногда приходится отступать, чтобы продолжить танец. (Маргарита Уайт .) 11) Лучший способ защититься - не уподобляться (Марк Аврелий .)

Домашнее задание

1. Подготовить ответ на вопросы 3-9 на стр. 102.

3. По данному началу создайте свой текст (сочинение-миниатюру). Озаглавьте сочинение.

Пример:

Весёлый денёк

Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки...

И вдруг улыбнулась погодка...

(Продолжите описание зимнего дня в лесу (в парке) в ясную солнечную погоду.)

Небо сегодня чистое, ясное. Солнышко светит ярко, и снег в его лучах переливается, играет драгоценными камушками. Как изменилась природа! Едешь по лесу. Тихо. Ветер совсем не дует. Деревья все в снегу стоят белые-белые, и ярко выделяются на них удивительные зимние птички - снегири. Небо голубое, ясное, как летом. Снегири довольные, греются на солнышке и радостно клюют рябину.

Хорошо кругом! Приятно наблюдать за этим «обыкновенным чудом» природы!

(Второе или третье задание учащиеся выполняют по выбору.)

4. Повторите правописание -н - и -нн - в причастиях и отглагольных прилагательных.

Урок 42

Простое предложение

Цели урока:

Систематизация знаний учащихся по теме «Простое предложение»; закрепление навыков правописания.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

1. Взаимопроверка упр. 208 (задания 1, 2 заранее записаны на дос ке).

2. Учащиеся задают друг другу вопросы 3-9 на стр. 102.

3. Прослушать 2-3 сочинения , отметить достоинства, недостатки.

4. Словарный диктант на тему «-н - и -нн - в причастиях и отглагольных прилагательных»:

Жжёный, пуганый, некипячёный, стираный-перестиранный, организованный, купленный, брошенный пленённый, раненый, нежданный, священный, бешеный, назв а ный, посажёный, некрашеный, хорошо организованный, спортсмены организованны и дисциплинированны, обстрелянный пристрелянная цель, юноша взволнован, поле засеяно, глаженый, кошеный, исписанный, плавленый нерешённый, асфальтированный, рассеянный, сеяный, негашеный, мороженый, взволновано ветром, выкачанный газ.

II . Работа по теме урока

Дайте определение предложения

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.

Назовите предложения по наличию грамматических основ. (Простые, сложные .)

Дайте определение простого предложения. (Это такое предложение, в котором есть одна грамматическая основа.)

Способы выражения подлежащего.

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что? Например: Установилась (что?) хорошая погода (М. Горький). Едва редела ночи тьма, (кто?) Людмила к водопаду шла умыться хладною струёю (А. Пушкин).

Способ выражения

Приметы

Имя существительное в именит. падеже (или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного).

Метель надвинулась сразу (Н. Островский ). Густо пошёл снег (Н. Островский ). Собравшиеся обсуждали новый кинофильм (прич.). Девять делится на три (числ.). Трое незаметно проскользнули во двор (числ.). Громкое ура прокатилось над площадью (междом.).

Местоимение в именительном падеже.

Я ехал вечером один на беговых дрожках. (И. Тургенев .) Каждый отправился в комнату, ему назначенную. (А. Пушкин .) Пожаловал к вам кто-то на дом. (А. Грибоедов ) Всё , что забылось, встаёт наяву. (В. Луговской .)

Неопределенная форма глагола.

Охранять природу - значит охранять Родину. (К. Паустовский ) Читать - значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (К. Федин .)

Фразеологизм.

В поле вышли от мала до велика. Муки Тантала были ему не по силам. (А. Чехов .) Злые языки -страшнее пистолета. (А. Грибоедов .) И теперь ваш покорный слуга берётся перевести любую страницу из Гегеля. (И. Тургенев .)

Собственное наименование

Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь . (В. Арсеньев .) Белое море находится на севере страны.

Синтаксически цельное словосочетание.

Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (М. Горький .) Каждый вторник и пятницу мы с мамашей ездим по Тверской. (Л. Толстой .)

Примечание:

В роли подлежащего могут выступать сочетания из числительного, местоимения с предлогом из со значением избирательности: Никто даже из самых близких людей не видел его (А. Чехов). Тогда некоторые из них кинулись на Графскую пристань к лодкам (А. Куприн). И ни один из нас не замерз, не утонул, даже не простудился (Е. Пермитин).

Виды сказуемых и способы выражения сказуемых.

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим, обозначает действие и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? и др.; например: Вот и солнце (что делает?) встаёт, из-за пашен (что делает?) блестит (И. Никитин); Ночь (какова?) была свежа (М. Горький).

Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.

Наклонение глагола

Примеры

Изъявительное наклонение (настоящее время, прошедшее время, будущее время - простое или сложное)

Весеннее солнце быстро плавит и гонит талые воды с полей (С. Аксаков) - наст. время. Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило ( А. Пушкин) - прош. время. Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет (А. Ахматова). Буду петь я и радость и горе (И. Никитин ) - буд. время (сложное).

Условное наклонение

В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поёт, пролежал бы всю ночь до утра я, запрокинув лицо в небосвод (Н. Заболоцкий).

Повелительное наклонение

Смотри : ожила трава под дождём и старое дерево помолодело (А. Сурков).

Сказуемое может быть простым и составным.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.

В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом: За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники... (А. Н. Толстой). Сказуемое выражает характер движения: плыла (медленно передвигалась, как на воде), бежали (стремительно исчезали); в то же время глаголы указывают на реальное действие (оно было в прошлом).

Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим

В числе и лице

В числе (в ед. ч.) и роде

Если имеет форму настоящего или будущего времени изъявительного наклонения или форму повелительного наклонения, например:

Статные осины высоко лепечут над вами (И. Тургенев); Никогда не думайте, что вы уже всё знаете (И. Павлов); Научи ты меня, как мне жить теперь! (А. Островский).

Если имеет форму прошедшего времени изъявительного наклонения или форму условного наклонения, например:

Солнце взошло багровое и холодное (В. Арсеньев); Лес зазвенел, застонал, затрещал , заяц послушал и вон побежал (Н. Некрасов).

1. Если подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, то сказуемое-глагол стоит в единственном числе (в прошедшем времени, среднем роде): Прошло сто лет (А. Пушкин) или во множественном числе: Шли два приятеля вечернею порой (И. Крылов).

2. При подлежащем, выраженном именем существительным с собирательным значением (множество, большинство, большая часть, ряд, масса и др.) в сочетании с родительным падежом множественного числа другого существительного, сказуемое ставится во множественном числе, если речь идёт о предметах одушевлённых или если подчёркивается активность каждого из участников действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевлённые: Большинство учащихся работали на огороде. Ряд новых домов был построен в этом году.

3. Если подлежащим является имя существительное, имеющее собирательное значение (учительство, студенчество, молодёжь и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: Песню дружбы запевает молодёжь (В.Лебедев-Кумач).

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах, например: Владимир начинал сильно беспокоиться (А. Пушкин); Роса была холодная (К. Паустовский). Составные сказуемые начинал беспокоиться, была холодная состоят из двух слов, одно из которых (беспокоиться, холодная ) выражает лексическое значение сказуемого, а другое (начинал, была ) - его грамматическое значение.

Составное сказуемое бывает глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, например: На тёмном небе начинали мигать звёзды (М. Лермонтов).

Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности, на пример:

Значение

Вспомогательные глаголы

Примеры

Начало, продолжение и конец действия.

Начинать - начать, стать, принимать, приняться, продолжать, переставать - перестать, кончать - кончить.

Тут силой всей народ тушить пожар принялся (И. Крылов ). Мы продолжали молча идти друг подле друга (М. Лермонтов ). Девочка перестала плакать и только по временам всхлипывала (В. Короленко ).

Возможность или желательность действия.

Мочь - смочь, уметь - суметь, хотеть - захотеть, решать - решить, собираться - собраться, стараться - постараться, желать - пожелать

После этого случая Пётр Петрович уже не решался выводить пса из дома (Ф. Абрамов ). Он старался казаться молодым (М. Лермонтов ). Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли (А. Грибоедов ) Он постарался побыстрее миновать брод (А. Первенцев).

В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Например:

Я хотел бы поступить в институт. - Я был бы рад поступить в институт. Мы должны научиться понимать труд как творчество (М. Горький). Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать (А. Пушкин). Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели (А. Чехов). Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами (И. Тургенев).

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение, например: Ветер был встречный (Л. Толстой) - составное именное сказуемое состоит из глагола-связки был и именной части встречный , выраженной прилагательным. Мужик ретивый был работник - составное именное сказуемое, состоит из глагола-связки был и именной части работник , выраженной существительным.

Наиболее употребительным является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения, например:

Глагол-связка

Время

Наклонение

Примеры

Быть или нулевая связка

Настоящее

Изъявительное

Критика - наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства (А. Пушкин .) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Толстой .) Храбрость есть необходимое следствие ума и известной степени развития. (Л. Толстой .)

Прошедшее

Весна была весною даже и в городе. (Л. Толстой .)

Будешь

После окончания училища брат будет слесарем.

Будь

Повелительное

Будь наш, привыкни к нашей доле. (А. Пушкин .)

Был бы

Условное

Вот если бы он был работником, то знал бы цену каждой копейке. (А. Чехов )

Менее употребительны глаголы-связки делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, например: У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега (А. Пушкин ); Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский ); Проза, когда она достигает совершенства, является , по существу, подлинной поэзией (К. Паустовский ); Ока ночью казалась очень широкой , гораздо шире , чем днём (К. Паустовский ).

Примечание:

В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др., например:

Способ выражения именной части

Примеры

Имя прилагательное

Ночь была лунная и холодная (В. Арсеньев ). Медведь был велик , стар и космат (Б. Полевой )

Имя существительное

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (А. Пушкин).

Краткое страдательное причастие

Брови её были сдвинуты , губы сжаты , глаза глядели прямо и строго (И. Тургенев )

Имя числительное

Я был третьим по списку. Два да пять будет семь .

Местоимение

Вишнёвый сад теперь мой (А. Чехов ). Книга была моя .

Ей туфли будут впору .

Синтаксически цельное словосочетание

Вечером море было чёрного цвета.

Ребята возвратились из лагеря хорошо отдохнувшими классаРабочая программа

... по русскому языку 10 -11 класс . – М., 2011 г. Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку . 10 класс . – М., «ВАКО», 2006 г. Рабочие программы по русскому языку . 5-11 классы ...

Способы выражения подлежащего Цели: систематизировать знания учащихся о предложении как синтаксической единице; совершенствовать умения определять грамматическую основу предложений; углубить понятия о подлежащем и способах его выражения; отработать навык нахождения подлежащего в предложении. Оборудование: учебник, учебные тексты, схема, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями. тип урока: урок изучения нового материала Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа - Что такое предложение?

Чем оно отличается от словосочетания? - Как связываются слова в словосочетании и предложении? - Что такое грамматическая основа ? - Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?

1. Имя в именительном падеже (или другая часть, употреблённая в значение имени существительного) метель надвинулась сразу (Н. Островский). Густо пошёл снег (Н. Островский). собравшиеся обсуждали повестку дня (причастие).

Девять делится на три (числительное). трое незаметно проскользнули во двор (числительное). Громкое ура прокатилось над площадью (междометие) 2.

Местоимение в именительном падеже Я ехал вечером один на беговых дрожках (И. Тургенев). Каждый отправился в комнату, ему назначенную (А. Пушкин) 3. Неопределенная форма глагола Охранять природу - значит охранять Родину (К Паустовский) 4.

Фразеологизмы В поле вышли от мала до велика 5. Составное цельное наименование Широкий полосой, от края до края, протянулся млечный Путь (В. Арсеньев) 6. Синтаксически цельное словосочетание мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак (М.

Горький) 4. Ознакомление с теоретическим материалом учебника V. обобщение, систематизация И контроль знаний и умений учащихся 1. индивидуальная робота по карточкам Предложения двусоставные и односотавные. Карточка № 1 Выпишите сначала двусоставные, а затем односоставные предложения, подчёркивая грамматическую основу. 1.

Отпусти меня в степи приволжские на житье на вольное, на казацкое (М. ). 2. К ночи подмораживало (А. Н. Толстой). 3.

Сквозь щели беседки пробивалось закатное солнце (М. Анчаров). 4. Помню деревенское ясное утро (И. Соколов-Микитов). 5. Бульвар длинный и седой (Ю. Яковлев). 6. Направо речка в..лась с. невах. й тенью между белых пустынных полей (А. Н. Толстой). 7. Пахло землей и морозцем (А. Н. Толстой). 8. Мне хотелось к моему письменному столу (Г. Бакланов). Карточка № 2 Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите сокращенно, какой частью речи выражено подлежащие. 1. Снов.. что-то зашумело в лесу (И. Тургенев). 2. Все вокруг бл..стело сильным двойным блеском: блеском молодых утре(н, нн)их лучей и вчерашн.. го ливня (И. Тургенев). 3. Есть одна птица, которая совсем не боит(?)ся людей. Это щур (Д. Зуев). 4. Ч. ховые контрольного пункта козырнули генералу (А. Первенцев). 5. Волк осторожен и хитер. Это спасает хищников от пог. ловного истребления (Д. Зуев). 6. Пятеро заходят выше пояса в воду (В. Шишков). 7. Прохожие, шагая против холодного, мокрого ветра, ..гибались в три погибели и пр..держ.. вали руками мокрые воротники (В. Бианки). 8. Что-то у Володи произошло с администрацией (А. Чаковский). Карточка № 3 Спишите предложения в таком порядке - подлежащее выражено: А) сочетанием слова с количественным значением и существительного; Б) сочетанием местоимений сам, весь и существительного. 1. Сотни маленьких речушек родят(?)ся в глухих местах нашей Обл. хти. Много их впа..дает в реку Мету (В. Бианки). 2. Весь небосвод Дышал безжалостным жаром (К. Федин). 3. Два товарища хороших вдоль По улице брели (И. Уткин). 4. Топорщились густым зеленым луком две Маленькие грядки у окна (К. Ваншенкин). 5. Весь дом пришел в движе Ние (Ю. Яковлев). 6. Трое парнишек в куртках р..месле(н, нн)ого учили Ща сражались в домино с сухим белобородым стариком (Ю. Яковлев). 7. Весна... Короткой ночью белой вся комната полна (В. Добронравов). 2. совершенствование умения определять грамматическую основу Простых предложений (в том числе в составе сложного) Объяснительный диктант Удивительно и невыразимо чувство Родины... Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука! И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли. И не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Былинный источник силы от матери - родной земли представляется ныне не для избранных, не для богатырей только, но для всех нас источником исключительно важным и целебным. И посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их рукотворной красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и памятливость, душой мы постоянно на Родине. (По В. Распутину) Указать, какие предложения использованы в тексте, выделить их грамматическую основу. 3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя) VI. рефлексия. Подведение итогов урока Беседа - Какие предложения называются двусоставными? - Какие члены предложения составляют его грамматическую основу? - Назовите способы выражения подлежащего. Приведите примеры. VII. Домашнее задание 1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.