Конспект НОД в младшей группе: Правила безопасности с незнакомыми людьми. Беседа «Опасность контактов с незнакомыми людьми» (подготовительная группа) Встреча с незнакомцем старшая группа занятие

Конспект занятия по безопасности в подготовительной группе

"Как вести себя с незнакомыми людьми"

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).

Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Оборудование: Проэктор, экран для просмотра презентации « Как вести себя с незнакомыми людьми" . Иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок»,« Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»

Этапы:

1. Организация детей для совместной деятельности.

2. Работа по освоению нового материала.

3. Работа над закреплением нового материала

4. Итог.

Ход занятия.

Вступительная беседа воспитателя с детьми.

Дети, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Посмотрите внимательно и скажите, всех ли гостей вы знаете?

Люди, которых в вы уже видели, вам знакомы. Это – знакомые .

А как можно назвать тех людей, которых вы никогда не видели и не знаете? Незнакомые, незнакомцы.

Ребята, а какого человека мы называем незнакомым? (Ответы детей.)

Запомните, это тот человек, которого вы лично не знаете.

Он может называть вас по имени, говорить, что знаком с кем-то из ваших родных, называться сослуживцем папы или мамы, другом вашего дедушки, но все эти слова ничего не значат. Ведь он мог специально разузнать ваше имя или просто услышать, как вас называют друзья. А лучше всего вам, ребята, не вступать ни в какие разговоры с незнакомыми людьми!

Игра «Осторожно - незнакомец!» (рассматриваем ситуации.)

Ситуация первая. Незнакомец (взрослый) уговаривает девочку или мальчика с ним куда-либо пойти, предлагает что-нибудь интересное, представляется маминым знакомым.

Возможные ответы : «Спасибо, я тороплюсь!»; «Извините, меня мама ждёт»; «Я сегодня уже катался»; «Я не хочу с вами разговаривать!» и т.д.

(Во время обсуждения воспитатель должен довести до сознания детей, что с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если всё-таки разговор состоится, то отвечать нужно вежливо, кратко, всем видом показывая, что тебя этот человек не интересует, что ты спешишь, тебя ждут).

Если тётя подошла

И в сторонку отвела,

И конфетку подарила,

И с тобой поговорила,

Про родителей спросила:

«Папа с мамой на работе?»

Вдруг она плохая тётя?

Дам один тебе совет:

Говори почаще: нет.

«Мне с чужим без разрешенья

Не велели говорить».

Можешь это предложенье

Раз двенадцать повторить.

Ситуация вторая. Молодой человек приятной наружности приглашает мальчика или девочку прокатиться на его новой машине: «Садись! Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает!»

Возможные ответы : «Спасибо, я тороплюсь!»; «Извините, меня мама ждёт»; «Я сегодня уже катался»; «У нас такая же машина»; «Я не хочу с вами разговаривать!» и т.д.

Затем идёт обсуждение ответов и выявление наиболее удачных.

Если дядя добрый очень,

А знакомых рядом нет,

Может быть, он просто хочет

Твой отнять велосипед?

Если он тебя не знает,

То зачем тебя зовёт?

Вдруг всего наобещает

И от мамы увезёт?

Ситуация третья. Незнакомый человек звонит в квартиру. Объясняет, что принёс телеграмму.

Дети дома находятся одни.

Возможные ответы : «Сейчас я позову маму (звонят соседке)»; «Мама в ванной, подождите немножко» и т.д.

(Довести до сознания, что дверь открывать нельзя, если в доме нет родителей).

В дверь звонят, а мамы нет.

Может быть, пришёл сосед,

Может, слесарь Николай -

Никому не открывай!

Говорит совсем чужой,

Ты скажи: «Нет мамы дома».

Не пускай его домой!

Ситуация четвёртая. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:

Здравствуй, мальчик! Твои родители сейчас дома? Я забыл ваш адрес, не мог бы ты мне его напомнить?

Возможные ответы:

« Сейчас я позову папу к телефону». «Папа сейчас занят, сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит».

(Не в коем случае не называть незнакомым людям своего адреса, когда дома нет взрослых).

Ситуация пятая. Ребёнок потерялся. Что он будет делать?

    Бегать и искать маму.

    Стоять на месте, где потерялся.

    Обратится к милиционеру за помощью.

    Пойдёт с незнакомой тётей, которая скажет, что только что видела его маму, которая плачет, ищет его.

    Попросит прохожего отвести его в ближайшее отделение милиции.

    Обратится к продавцу, контролёру за помощью.

    Попросит прохожего позвонить в милицию и сообщить, что он потерялся и находится в каком-то месте и т.д .

Обсудить с детьми все варианты и выбрать самый верный.

(В этой ситуации вам очень пригодится знание вашего адреса, домашнего телефона. И даже незнакомый человек может прийти вам на помощь).

Правила поведения с незнакомыми людьми:

    Не садиться с незнакомыми людьми в машину.

    Не вступать в разговор с незнакомым человеком на улице.

    Не соглашаться никуда идти с незнакомым человеком, как бы он ни уговаривал и что бы ни предлагал.

    Не верить незнакомцу, если он предлагает что-то подарить или купить вам.

    Никогда не хвастаться тем, что у родителей много денег.

    Не задерживаться на улице по дороге домой, не играть до темноты.

    Не разрешать посторонним дотрагиваться до вас.

    Если незнакомый человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Работа над закреплением нового материала.

Игра «Закончи стихотворение»

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе,

Ведь преступник, он хитёр,

Притворится, что… (монтёр)

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам… (почтальон)

Он покажет вам пакет

А под мышкой ….(пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять… (гранат)

А за ним спешит «старушка»,

У неё в авоське… (пушка).

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери… (открывает).

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче… (дверь)!

Запомни пословицу.

Воспитатель: Послушайте и запомните ещё одну пословицу

«Не всякому верь – запирай покрепче дверь» (Дети по очереди повторяют)

Какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы: «Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»…).

В - ль : А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона)

Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице.

Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобной ситуации и повели себя неправильно (рассматривание иллюстраций к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», « Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка»

Подводим итог:

Что нового вы сегодня узнали?

Что надо делать, если вы одни дома?

Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №3 ГОРОДА СЫЧЁВКИ

Беседа

"Встреча с незнакомыми людьми"

(подготовительная группа)

Подготовила

воспитатель:

Рослякова И.С

Г. Сычевка

Задачи : Научить детей правилам безопасности на улице, если “чужой” пришел в дом, рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей как действовать в таких ситуациях.

- В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Таких людей называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.

А преступник – гадости,

Чтоб ребенка усыпить,

Фанту даст ему попить,

В очень вкусные конфетки

Сунет сонные таблетки.

Принесет наклеек пачку

И отравленную жвачку.

Надо помнить: такая еда

Принесет вам немало вреда!

Сейчас мы рассмотрим опасности, которые могут подстерегать нас возле дома и на улице.

И так, первая ситуация:

1. Если ты потерял родителей в незнакомом месте (рынок, новый город, магазин), твои действия? (Выслушиваются мнения детей)

И так из всего вами сказанного выводим правила: стой там, где их потерял, если их долго нет обратитесь за помощью к милиционеру, продавцу, к дежурному.

2. Ты гуляешь на улице, к тебе подходит добрый и ласковый мужчина, предлагает сладости и завет покататься на автомобиле, ваши действия? (Мнения детей)

И так из всего вами сказанного выводим правила:

а) идя на улицу ставить родителей в известность, где вы будите играть;

б) ели уже стемнело лучше вернуться домой;

в) не принимай от незнакомых взрослых угощенья;

г) никогда не разговаривай на улице с пьяными и незнакомыми людьми;

д) не соглашайся идти с незнакомыми ребятами или взрослыми в чужой подъезд, подвал, пустырь или другие безлюдные места.

3. Ситуация: ты возвращаешься домой по темному переулку или лесу, и почувствовал, что кто-то бежит за тобой, что предпримем? (Мнения детей)

А теперь подытожим:

а) не оглядываясь, беги в людное место: к магазину, к автобусной остановке, к родителям;

б) если он применяет силу – сопротивляйся, кричи, зови на помощь: “Помогите, меня уводит незнакомый человек”

в) на вопросы и просьбы незнакомого, отвечай “Нет!”.

4. Ситуация: если ребята постарше тебя, подростки, зовут и уговаривают пойти с ними поиграть в подвале, чужом подъезде или просят деньги, ваши действия? (Мнения детей)

И так выводим правила:

а) со старшими ребятами лучше не общаться, для игр есть свои сверстники;

б) если будут упорно звать, не обращая внимания на твои отказы, сошлись на головную боль или проголодался и бегом домой;

в) если просят деньги и при этом угрожают, отдай, но, придя, домой обязательно расскажи родителям;

г) умейте сказать “Нет!” приятелю, который пытается вовлечь вас в опасную ситуацию – залезть на крышу, пойти одним в лес.

5. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Сказочные герои”. Правило игры: педагог показывает иллюстрации с изображением героев сказок: “Буратино”, “Кот, петух и лиса”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Сказка о спящей царевне”, “Волк и семеро козлят”, “Дудочка и кувшинчик”, “Колобок”; а дети должны сказать, какое из правил нарушили герои, и как нужно было им поступить, чтобы не попасть в сложные ситуации.

6. Подвести итог занятия:

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет.

Отвечайте твердо “Нет!”

Вам предложат обезьянку

Или даже денег банку,

Или даже в цирк билет

Отвечайте твердо “Нет!”

Затем предлагается провести тренинг.

7. Тренинг

В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих,

Вначале педагог просит позвать на помощь, как это делал петушок в сказке:

Несет меня лиса за темные леса,

За быстрые реки, за высокие горы…

Кот и дрозд спасите меня!

Разыгрывается сценка, где один из детей изображает лису, а другой – петушка. При этом лиса старается насильно тащить петушка, а петушок кричит, призывает на помощь.

В следующем сюжете тренинга предлагается вообразить ситуацию: незнакомый, чужой человек на улице хватает ребенка за руку и тащит куда-то. Пусть дети попарно изображают “чужого человека” и “ребенка”, которого похищают и насильно желают посадить в машину. Важно чтобы в роли “похищенного” побывал каждый ребенок. Закончите ситуацию счастливым концом, когда ребенок вырывается и убегает или ему приходят на помощь другие дети в роли взрослых.

Предложите детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т.д.

Беседа «Моя безопасность»

Подготовительная группа

Встреча с незнакомцем

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя при встречи с незнакомым человеком. Какого человека мы называем незнакомым? Незнакомый человек тот, с кем вы лично не знакомы. Представьте, что на улице к вам подходит симпатичная молодая девушка. Она называет вас по имени, говорит, что работает вместе с вашей мамой и просит проводить ее до аптеки. Прежде чем пойти с ней, задумайтесь на минутку. Знаете ли вы лично эту девушку? Нет. Вы видите ее в первый раз. Девушка назвала вас по имени? Но ведь ваше имя она могла узнать случайно или спросить кого-то из ваших друзей.

То, что незнакомка говорит, будто знает вашу маму, работает вместе с ней, вполне может оказаться ложью. Во всяком случае, проверить это сейчас вы не можете. Наконец, вы можете мне возразить, что незнакомая девушка производит приятное впечатление, у нее открытая улыбка, мягкий голос. Но ведь это только в сказках у злодеев мерзкая отталкивающая внешность. В жизни преступники внешне выглядят, как обычные люди. Они даже могут быть симпатичными и дружелюбными.

Кстати, в поведении этой незнакомки вас сразу должно насторожить то, что взрослый человек просит помощи у вас – у ребенка.

Запомните, просьба о помощи – это частая уловка преступника, особенно похитителя. Взрослые должны обращаться за помощью только к взрослым.

Как же следует поступить в таком случае? В ответ на подозрительную просьбу проводить незнакомую девушку до аптеки нужно твердо ответить: «Извините, я не могу вам помочь». Побыстрее отойти от незнакомки, а может быть и отбежать.

Не думайте, что преступниками бывают только мужчины, к сожалению, это не так. Преступником может быть и юная девушка, и пожилая женщина, и даже ваш ровесник.

Чаще всего преступники обращают внимание на детей, которые гуляют в одиночку. Поэтому ходить на прогулки лучше с друзьями, а еще лучше в сопровождении взрослых.

Представьте, что вы идете по тротуару. Рядом с вами притормозила машина. Сразу отходите от края тротуара. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу. Если незнакомый человек предлагает вам конфету, мороженое, жвачку, игрушку или что-то интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте ему, не соглашайтесь никуда с ним идти или ехать. Лучше всего совсем не вступайте в разговоры с незнакомыми людьми. Если же человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Чтобы запомнить правила безопасного поведения при встрече с незнакомцем, послушайте стихотворение.

Как вести себя с незнакомцем

С человеком незнакомым

Ты в беседу не вступай!

Торопись скорее к дому:

Раз, два, три – и убегай!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Может, человек хороший,

Ну а может быть плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни – человек чужой!

Воспитатель: Одно из самых опасных мест в доме – это лифт. Если вы стоите и ждете лифта, а в этот момент к вам подходит незнакомец, ехать с ним ни в коем случае нельзя.

Как же поступить? Нужно быстро выйти из подъезда на улицу и постараться некоторое время пробыть в людном месте, где можно попросить помощи. Это, конечно, прежде всего, отделение милиции. Затем банк, крупный магазин, больница – любое место, где у входа есть охранники. Такие места в городе называются «островками безопасности».

Вопросы:

Какого человека называют незнакомым?

Как вести себя с незнакомцем, если он просит у вас помощи?

Как следует поступать, если незнакомец предлагает вам игрушки, шоколадку, подарок?

Как правильно поступить, если вы оказались с незнакомцем возле лифта?

Почему с незнакомцем нельзя вступать в разговор?

Что означает выражение «внешность обманчива»?

Почему не следует гулять в одиночку?

Личная безопасность

Воспитатель: В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Их называют преступниками. Они могут ограбить квартиру, похитить и даже убить человека. Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы вести себя с незнакомыми людьми.

Воспитатель приглашает трех детей. Ширма – это дверь квартиры, верхняя ее часть – глазок, в который видна только голова милиционера, бабушки, врача. К каждому ребенку обращается один из героев, убеждая пустить его в дом.

Воспитатель: Итак, представь, ты один дома, звонят в дверь. Что ты будешь делать? Сразу откроешь или посмотришь в глазок?

Ребенок смотрит в глазок, разговаривает с незнакомцем. Можно ли впускать его в дом? После ответов трех детей взрослые выходят из-за ширмы.

Воспитатель:Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе.

Ведь преступник так хитер!

Притворится, что монтер,

Или даже скажет он,

Что пришел к вам почтальон.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!

Воспитатель: Я задам вопросы, а вы дайте мне ответ:

1. Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, что ты будешь делать? (Ответы)

Запомните дети:

Если кто-то лезет в дом,

Поскорей звони… (02)

2. Если дома нет телефона, что ты будешь делать? (Показывают, как и что они будут кричать из окна или с балкона, как звать на помощь.)

3. Ты один дома, зазвонил телефон: «Здравствуй! Куда я попала, чья это квартира? Как тебя зовут? Ты один дома?». Что ты ответишь?

Опасность на улице

Воспитатель: Плохие люди могут повстречаться вам на улице. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать определенные правила.

Воспитатель:

Запомните, ребята,

Ведь преступник для того,

Чтоб ребенка усыпить,

«фанты» даст ему попить.

В очень вкусные конфетки

Спрячет сонные таблетки.

Принесет наклеек пачку

И отравленную жвачку…

Надо помнить: такая еда

Принесет вам немало вреда!

Воспитатель: Из сказок вы знаете, что злодеи очень изобретательны и знают тысячу и один способ, как обмануть свою жертву. В жизни преступники не менее изобретательны. Так что же делать, если:

1. «Если на улице кто-то идет или бежит за тобой, а до дома далеко?». (Громко звать на помощь, бежать в людное место: к магазину, на остановку…)

2. «Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой?». (Сопротивляться, громко кричать, звать на помощь.) Покажите, как.

3. «На какой бы машине ты согласился прокатиться с доброй тетенькой: на «Жигулях», «Ауди», «Мерседесе»? (Ни на какой.)

Воспитатель: Запомните.

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

И в кино даже сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо… (Нет!)

Вам предложат обезьянку,

Или даже денег банку.

Или даже в цирк билет –

Отвечайте твердо …(Нет!)

Позовут лететь к луне,

Покататься на слоне…

Есть на все простой ответ.

Ты ответить должен… (Нет!)

Спортивный конкурс «Убеги от преступника»

Бег с препятствиями: какая команда быстро «преодолеет» опасную дорогу.

Итог

Воспитатель: Итак, вы хорошо знаете правила безопасности. Но запомните: их надо не только хорошо знать, но и обязательно соблюдать!

Конспект занятия с детьми на тему: «Правила безопасности с посторонними людьми»

Цель: Обучать детей правильному, безопасному общению при встрече с незнакомыми людьми.
Задачи:
1. Формирование безопасного поведения с незнакомыми людьми;
2. Рассмотреть и обсудить примеры опасных случаев и меры предостережения;
3. Воспитание бережного отношения к своей жизни.
Демонстрационный материал: Картинки для обсуждения (« Незнакомец звонит в дверь, предлагает конфету, Просит прокатиться в машине….» ; иллюстрации к сказкам: «Колобок», «Золотой ключик», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка»).

Ход занятия:

Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли люди добрые и хорошие?
Дети: Нет (отвечают)
Воспитатель: Мы живем в мире, где много разных людей, хороших и плохих. Хорошие люди заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми, умными, добрыми. Но, к сожалению, есть и люди, которые творят зло. Это опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже убить человека.
Основная часть:
Включается я аудиозапись: «Плач». Дверь открывает воспитатель и «впускает» Зайку.
Воспитатель: Зайка, а почему ты плачешь?
Зайка: Я гулял по лесу, и заблудился! А еще меня волк хотел съесть, я еле убежал! Ой, как мне страшно!
Воспитатель: Зайка, а что ты в лесу один делал? Где твоя мама?

Зайка: Моя мама ушла за морковкой и капустой на обед и сказала мне сидеть дома. И строго настрого сказала, чтоб я не выходил на улицу! Говорит, что лес полон опасности! А я не послушал ее. Мне было очень интересно, что там в лесу! Там и птички летают, и ежики бегают… Вышел из дома, на улице солнышко греет, бабочки летают. А одна, такая с синими крылышками, так мне понравилась! Ну я шел за ней и не заметил как заблудился. А тут вол как назло! Погнался за мной.
Воспитатель: Да, Зайка… Надо маму слушаться! Ты знаешь, что волк мог тебя съесть и мама никогда не нашла тебя?! Мама плакала бы! Нельзя так делать!
Ребята, давайте покажем картинки из сказок Зайке и расскажем что бывает, когда не слушаются! (Показывают иллюстрации сказок и пересказывают кратко сюжеты, повторяя, что НЕЛЬЗЯ о что МОЖНО).
Зайка: Я все понял, ребятки! Я больше не буду так делать! Правда! Обещаю!
Воспитатель: Ребята, поверим Зайке?
Ребята: Да
Зайка: А можете меня проводить к маме, а то я боюсь.
Воспитатель: Отведем Зайку?
Ребята: Да
Физкультминутка:
В Лесу:
Мы шли, шли, шли. (Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища.)
Земляничку мы нашли
Сели, поели и опять пошли. (Присесть, касаясь руками пола, смотреть впередь.)
Мы шли, шли, шли,
Наконец -то к маме Зайки и пришли.
Воспитатель: Зайка, До свидания, слушайся маму!
Зайка: До свидания! Я больше никогда не ослушаюсь!

Итог:
Воспитатель: -Сегодня мы говорили о том, что надо слушаться маму и не подходить близко к незнакомым людям
-Что мы узнали?
Ответы детей:
Нельзя открывать дверь незнакомым, если нет взрослых.
Нельзя рассказывать о том, что ты один в доме.
Нельзя разговаривать по телефону с чужими людьми, называть им свое имя и адрес.
Нельзя ничего брать у незнакомых людей, садиться к ним в машину или ходить с ними куда-то.
Нужно доверять родителям, рассказывать им все, что с вами происходит.
Нужно не стесняться кричать и звать на помощь в случае опасности.
- А еще я вам скажу, что нельзя грубить незнакомцу. Может это вовсе не злой человек, а хороший, любящий детей, и ты ему покажешься грубияном, невоспитанным ребенком. А если это злой человек, то на грубость он может ответить грубостью – толкнуть, ударить.
Будьте внимательны, осторожны и бдительны.

Сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя при встрече с незнакомым человеком. Какого человека мы называем незнакомым? Незнакомый человек тот, с кем вы лично не знакомы. Представьте, что на улице к вам подходит симпатичная молодая девушка. Она называет вас по имени, говорит, что работает вместе с вашей мамой и просит проводить ее до аптеки. Прежде чем пойти с ней, задумайтесь на минутку. Знаете ли вы лично эту девушку? Нет. Вы видите ее в первый раз. Девушка назвала вас по имени? Но ведь ваше имя она могла узнать случайно или спросить кого-то из ваших друзей.

То, что незнакомка говорит, будто знает вашу маму, работает вместе с ней, вполне может оказаться ложью. Во всяком случае, проверить это сейчас вы не можете. Наконец, вы можете мне возразить, что незнакомая девушка производит приятное впечатление, у нее открытая улыбка, мягкий голос. Но ведь это только в сказках у злодеев мерзкая отталкивающая внешность. В жизни преступники внешне выглядят, как обычные люди. Они даже могут быть симпатичными и дружелюбными.

Кстати, в поведении этой незнакомки вас сразу должно насторожить то, что взрослый человек просит помощи у вас — у ребенка.

Запомните, просьба о помощи — это частая уловка преступника, особенно похитителя. Взрослые должны обращаться за помощью только ко взрослым.

Как же следует поступить в таком случае? В ответ на подозрительную просьбу проводить незнакомую девушку до аптеки нужно твердо ответить: «Извините, я не могу вам помочь». Побыстрее отойти от незнакомки, а может быть и отбежать.

Не думайте, что преступниками бывают только мужчины, к сожалению, это не так. Преступником может быть и юная девушка, и пожилая женщина, и даже ваш ровесник.

Чаще всего преступники обращают внимание на детей, которые гуляют в одиночку. Поэтому ходить на прогулки лучше с друзьями, а еще лучше в сопровождении взрослых.

Представьте, что вы идете по тротуару. Рядом с вами притормозила машина. Сразу отходите от края тротуара. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу. Если незнакомый человек предлагает вам конфету, мороженое, жвачку, игрушку или что-то интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте ему, не соглашайтесь никуда с ним идти или ехать. Лучше всего совсем не вступайте в разговоры с незнакомыми людьми. Если же человек слишком настойчив, громко зовите на помощь, постарайтесь вырваться и убежать.

Чтобы запомнить правила безопасного поведения при встрече с незнакомым, послушайте стихотворение.

Как вести себя с незнакомцем

С человеком незнакомым

Ты в беседу не вступай!

Торопись скорее к дому:

Раз, два, три — и убегай!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Может, человек хороший,

Ну а может быть плохой.

Будь с ним вежлив, осторожен,

Помни — человек чужой!

Одно из самых опасных мест в доме — это лифт. Если вы стоите и ждете лифта, а в этот момент к вам подходит незнакомец, ехать с ним в лифте ни в коем случае нельзя.

Как же поступить? Нужно быстро выйти из подъезда на улицу и постараться некоторое время пробыть в людном месте, где можно попросить помощи. Это, конечно, прежде всего, отделение милиции. Затем банк, крупный магазин, больница — любое место, где у входа есть охранники. Такие места в городе называются «островками безопасности».

Вопросы

1. Какого человека мы называем незнакомым?

2. Как вести себя с незнакомцем, если он просит у вас помощи?

3. Как следует поступать, если незнакомец предлагает вам игрушки, шоколадку, подарок?

4. Как правильно поступить, если вы оказались с незнакомцем возле лифта?

5. Почему с незнакомцем нельзя вступать в разговор?

6. Что означает выражение «внешность обманчива»?

7. Почему не следует гулять в одиночку?

Сказка «Лиса в заячьей шкуре»

Веселились как-то зайчата на лесной зеленой полянке. В прятки играли, в догонялки, прыгали, через головы кувыркались. А тетушка сорока сидела на ветке дерева и наблюдала за их игрой.

Шла мимо лиса. Увидела зайчат, обрадовалась: «Вон сколько сразу малышей-несмышленышей. Не останусь сегодня без обеда!» Только хотела схватить одного зайчонка, как сорока заприметила рыжую разбойницу и страшный крик подняла.

— Ча-ча-ча! Ча-ча-ча! Разбегайтесь поскорее зайчата! Лиса близко, съесть вас хочет.

Услыхали малыши ее крик и мигом в разные стороны разбежались, будто горошины рассыпались. Ни одного зайчонка лиса не поймала. Призадумалась лисица, как бы зайчатиной полакомиться. Думала она думала и придумала. Недаром говорят: «Лиса Лизавета на хитрости горазда».

Побежала Лизавета в свою нору и вытащила оттуда шкурки зайцев, которых она давно съела. Как вы думаете, зачем? Затем, что решила хитрая лиса сшить себе заячью шубку, нарядиться в нее и притвориться зайцем, чтобы зайчата ее не испугались и не разбежались. Да как шубейку сшить? Нитки нужны, иголка.

«Пойду, — думает, — к ежику, у него иголок много, попрошу одну».

Пришла лиса к норке под сосной, где ежик с ежатами живет. Зарычала, лапками застучала, стала ежика звать: «Выходи, колючий, из норы, дай мне одну иголку, а не то съем и тебя, и твоих деток». Ежик испугался и дал лисе иголку. Где нитки добыть? Побежала лиса в деревню, постучала в оконце крайней избушки, где одинокая старушка жила и говорит:

— Дай мне, бабушка, нитку. Если не дашь, всех твоих курочек-пеструшек перетаскаю и съем.

Старухе делать нечего, она и дала лисе нитку, да только не новую, а старую.

Уселась лиса на пенек и сшила себе из заячьих шкурок шубейку. Пришила к ней длинные уши, короткий хвост, натянула шубейку на себя и стала похожа на большого зайца.

— Теперь меня зайчата не узнают! — обрадовалась рыжая плутовка.

Побежала она на поляну, где зайки резвились. Вышла из-за орехового куста и говорит:

— Здравствуйте, братики-зайчики! Примите меня в игру!

Удивились зайчата: никогда они такого большого зайца не видели. Заметила и осторожная сорока незнакомца и тут же громко застрекотала:

— Зайчатки-ребятки! Будьте осторожны. Сдается мне, что этот заяц не настоящий.

— Почему, тетушка сорока? — удивились зайчата.

— Потому, что ваши-то шубки серенькие, летние, а у него белая — зимняя.

— Да не успел я еще шубку сменить, глупая птица! — солгала лиса. — Так принимаете меня в игру или нет?

— Принимаем! Принимаем! — согласились доверчивые малыши.

Сорока опять за свое:

— Везде я летаю, всюду бываю, а таких больших зайцев что-то не видывала.

Хитрая лисица ей в ответ:

— Я не простой заяц! Я на волшебной поляне рос, заколдованную траву ел. Кто этими травками полакомится, тот большим вырастает, сильным. Ни волк, ни медведь ему не страшны. Хотите, я вас на эту полянку отведу?

— Хотим! — хором зайчата отвечают.

А сорока стрекочет:

— Ох, чует мое сердце беду! Не верьте незнакомому зайцу, не ходите с ним.

Но зайчата и слушать сороку не стали.

— Веди нас, заяц, на заколдованную поляну. Хотим большими и сильными стать!

А лиса рада-радешенька.

— Идите, братики, за мной.

Сама думает: «Заведу несмышленышей в свою нору, а там и съем всех до одного». Хотела лиса вперед поскакать, как настоящие зайцы скачут, только подпрыгнула, а старые нитки раз — и лопнули. Шубейка с лисы свалилась, и зайчата увидели не большущего зайца, а рыжую разбойницу лису.

Разбежались малыши во все стороны, только их лиса и видела. Так ни с чем в свою нору она и вернулась.

Вопросы к сказке

1. Где веселились зайчата?

2. Кто наблюдал за их игрой?

3. Кто хотел съесть зайчат?

4. Как лиса захотела перехитрить зайчат?

5. У кого она выпросила иголку?

6. Кто дал лисе нитку?

7. Что сшила лиса?

8. Почему сорока не поверила, что перед ней заяц?

9. Чем закончилась сказка?