Конспект в подготовительной группе разные инструментов. Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Рабочие инструменты. Используемые технологии: Дыбина О. В «Что было до…»; Ушакова О. Д «Загадки, считалки, скороговорки»

Елена Лупикина
«Инструменты». Конспект НОД в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Инструменты»

Используемые технологии: Дыбина О. В «Что было до…»; Ушакова О. Д «Загадки, считалки, скороговорки»

Цель занятия:

Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий.

Задачи:

Образовательная

Учить детей отгадывать загадки, образовывать прилагательные от существительных, пополнять словарный запас.

развивающая

развивать у детей память, логическое мышление, связную речь.

Воспитательная

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.

Материалы к занятию: Презентация на тему «Инструменты» (авторская,

Д/и «Кому что нужно?»

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Ребята, сегодня мы будем говорить об инструментах. Что такое инструменты? (Инструменты – это предметы, которые помогают людям в работе) - слайд 1;

II. Первые инструменты появились очень давно. Ими пользовались еще первобытные люди. Сначала это был просто камень привязанный к палке.

Как вы думайте на какой современный инструмент он похож? (он похож на топор). Правильно. С помощью таких инструментов люди строили жилище, добывали пропитание, изготавливали предметы необходимые для жизни – слайд 2;

Затем люди научились делать инструменты из железа – слайд 3; Профессия кузнеца и в наше время востребована.

В современном мире появился электроинструмент, что значительно облегчило работу людям – слайд 4;

III. Игра «Отгадай загадки»

Хотите отгадать загадки об инструментах? (Да)

(воспитатель читает загадку, дети отгадывают, после чего появляется картинка на слайде, и затем поясняют свой ответ)

1. Зубов много, а ничего не ест? (Пила)- Слайд 5

(пила нужна, чтобы отпилить что- то)

2. Толстый тонкого бьет, тонкий что-нибудь пробьет. (Молоток и гвоздь)- слайд 6

(Молоток нужен, чтобы забить гвоздь)

3 У них тяжелый труд, все время что- то жмут. (Тиски) – слайд7

(В тисках закрепляют разные детали, чтобы их удобно было обрабатывать)

4. Она с винтом пустилась в пляс, а он кружась в доске увяз! (Шуруп и отвертка) – слайд 8

(Отверткой завинчивают шурупы)

5. На зеркальном на катке

На единственном коньке.

Он проехался разок –

И распался весь каток. (Стеклорез) – слайд 9

(Стеклорез нужен, чтобы резать стекла)

6. У конька у Горбунка

Деревянные бока

У него из под копыт

Стружка белая бежит

Деревянная речка

Деревянный катерок

А над катером вьется

Деревянный дымок. (Рубанок) – слайд 10

(Рубанком рубят доски, чтобы они были гладкими)

7. Сожмем мы гвоздь клешней своей, Р- раз и никаких гвоздей. (Клещи) – слайд11

(Клещи нужны для вытаскивания гвоздей из досок)

8. Этот каменный круг

Инструментам лучший друг

Взвихрит искры над собою

Острым делает тупое. (Точило) – слайд 12

(Точило нужно для заточки инструментов)

IV. Физкультминутка

Тюша Плюша тостячок (пружинки)

Прибивал к стене крючок (кулачок стучит о кулачок)

Стук, да стук

Стук, да стук

Старый гвоздь согнулся вдруг (руки в кулачках сгибаются и разгибаются)

Гвоздь согнулся, как червяк

А толстяк со стула бряк! (присесть на корточки)

Носом весело шмыгнул,

Шаровары подтянул, (встают на ноги)

Сосчитал свои веснушки

Пригладил кудри к макушке

Тюша Плюша не ревет (прыжки на 2ух ногах)

Даже если не везет!

V. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Люди разных профессий используют в своей работе инструменты.

Давайте поиграем в игру «Кому что нужно?». Перед вами картинки людей разных профессий. Назовите профессии людей на картинках и подберите к ним картинки с нужными им в работе инструментами.

Варианты картинок:

Столяр (Рубанок, стамеска, пила, молоток);

Плотник (Топор, пила, молоток);

Сантехник (Гаечный ключ, отрезная машина, ножовка);

Автомеханик (Ножовка, гаечный ключ, тиски);

Садовник (Триммер, лопатка, грабли, лейка);

Лесоруб (Бензопила, топор);

Врач (Шприц, пинцет, градусник);

Парикмахер (Ножницы, фен, расческа, машинка для стрижки);

Стекольщик (Рулетка, стеклорез);

Швея (Утюг, иголки, ножницы, булавки);

Сапожник (Молоток, нож, шило).

VI. Игра «Закончи предложение»

Например:

Строителям нужны строительные инструменты;

Садовнику нужны… (садовые инструменты);

Врачу нужны… (медицинские инструменты);

Швее нужны… (швейные инструменты);

Столяру нужны… (столярные инструменты);

Сапожнику нужны. (сапожные инструменты).

VII. Игра «Что лишнее?»

Топор, клещи, стеклорез, дрель. Слайд 13 (Дрель – электроинструмент, а топор, клещи, стеклорез – ручной)

Тиски, иголка с ниткой, молоток, дрель. Слайд 14 (Иголка – швейный инструмент, а тиски, молоток и рубанок – строительный)

Пинцет, шприц, градусник, рулетка. Слайд15 (Рулетка – строительный инструмент, а пинцет, шприц, градусник – медицинский)

Шило, лейка, лопатка, грабли. Слайд 16 (Шило – сапожный инструмент, а лейка, лопата, грабли - садовый)

VIII. Итог занятия.

Ребята, о чем мы с вами говорили на нашем занятии? (Об инструментах)

Какие виды инструментов вы запомнили? (садовые, столярные, и т. д)

Нарисуйте и раскрасьте инструменты, которые есть у вас дома, на даче или которыми пользуются ваши родители на работе.

Публикации по теме:

Конспект математического развлечения для детей подготовительной к школе групп «Крестики-нолики» Конспект математического развлечения «Крестики-нолики» в подготовительной к школе группе Программное содержание: поддерживать интерес.

Совместная образовательная ситуация воспитателя с детьми подготовительной группы Тема: «Инструменты» Цель: Создать условия для закрепление.

Конспект спортивного досуга «Зимние игры и забавы» для детей старшей и подготовительной групп Программное содержание. Образовательная область «Физическое развитие» - совершенствовать двигательные умения в непринужденной обстановке.

Конспект спортивного праздника на воде для детей старшей и подготовительной к школе групп. Задачи: 1. Закреплять умение плавать кролем на груди. 2. Развивать физические качества: быстроту, ловкость. 3. Воспитывать дружелюбие, чувство.

МБДОУ Д/С№3 «ИВУШКА»

КОНСПЕКТ

НА ТЕМУ: «Рабочие инструменты »

(с использованием игровых технологий )

Старшая группа

Подготовила:

воспитатель

старшей группы№2

Март 2016 год

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Цели:

· умеет поддерживать беседу об инструментах, высказывает свою точку зрения;

· с интересом разгадывает загадки;

· активно участвует в играх «Стихи-небылицы», «Верно неверно», «Субботник»;

Материалы и оборудование :

· иллюстрации с изображением инструментов;

· ящик с игрушками-инструментами;

1. Организационный момент.

Воспитатель вносит в группу сломанный детский стульчик.

Воспитатель: Вчера, во время игры, нечаянно сломали стульчик. Как же его теперь починить? Что для этого нужно?

( Инструменты).

Воспитатель: Правильно.

2. Беседа об инструментах. Сегодня мы с вами поговорим о рабочих инструментах, их назначении и безопасной работе с ними.

Воспитатель: Ребята, а вы любите разгадывать загадки?

Быстро грызёт,

Мелко жуёт,

А сама не глотает.

Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык.
Перед ним дубы и клены,
И березы бьют поклоны.
(Топор)


Без головы, а в шляпе,

Одна нога, да и та в сапоге.

Толстый тонкого побьёт,

Толстый тонкого прибьёт.

Самый храбрый я рабочий в мастерской.

Колочу я, что есть мочи день-деньской.

(Молоток и гвоздь)

У них тяжёлый труд – всё время что-то жмут. (Тиски).

Воспитатель: какое их назначение? Правильно, ими забивают, закручивают, соединяют детали. А может быть ими можно в зубах ковырять? А ушки почистить? А поиграть с ними можно? Конечно нет – это опасно для здоровья!

3.Пальчиковая гимнастика

Стук-стук, стук-стук (стучим кулачками по коленочкам)
Раздается странный звук (стучим кулачками по коленочкам),
Молоточки стучат, (стучим кулачком по кулачку)
Строят домик для котят (стучим кулачком по кулачку)
Вот с такою крышею, (показываем руками над головой)
Вот с такими окнами, (показываем руками перед лицом)
Вот с такою дверью, (вытягиваем руку вперед , показывая ладонь)
И вот с таким замком! (руки в «замок»)

Воспитатель: Ребята, а вы знаешь, из какого материала сделаны наши инструменты? наверно из пластилина, стекла и картона!

Тогда из чего же они сделаны? Правильно из металла! А почему их делают из металла? (ответы детей) Чтобы инструменты были прочными! Что было бы, если бы молоток был стеклянным (он бы разбился), пила из дерева (ею невозможно было бы пилить), отвертка из пластилина (она бы не смогла откручивать), клещи из картона (ими ничего нельзя было бы ухватить)?

Воспитатель:

А я вас сейчас проверю.

4.Игра «Верно неверно»?

1. Пилой режут хлеб. Верно?

2. Плоскогубцами выдергивают зубы. Верно?

3. Топором рубят дрова. Верно?

4. Гаечным ключом открывают замки. Верно?

5. Гвозди забивают в стену. Верно?

6. Молотком стучат в дверь, когда приходят в гости. Верно?

7. Шурупчиками подкручивают мозги. Верно?

5.Физминутка

Мы пилили, (делают пилящие движения руками).

Мы рубили, (делают рубящие движения с наклоном).

Громко молотком стучали, (по коленочкам)

Свежей краской покрывали. (выполняют движения руками вверх и вниз).

Мама очень нас хвалила (хлопают в ладоши).

И печеньем угостила. (поглаживают живот ладошкой) .

6. Игра «Стихи - небылицы»

Предлагается детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

Кистью гвозди забивают,

Подметают молотком,

Землю ножиком копают,

Ну а пилят топором.

7. Игра «Субботник»

Читается детям текст, дети договаривают пропущенные слова.

Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и

мамы вышли работать на участок. Митин папа взял

пилу. Он...ветки. Машина мама принесла кисточку и

краску. Она... забор. Сашиному папе выдали косу. Он... траву. Родители Димы пришли с лопатами. Они...

землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы... гвозди - ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво.

Воспитатель: Ребята! Помните! При работе с инструментами соблюдай правила безопасности:

1. Инструменты можно брать только в присутствии взрослых.

2. Храни инструменты в специальном месте, например в чемоданчике.

3. Будь внимателен во время работы.

4. Не лазай инструментами в электроприборах.

5. Не бери гвозди в рот.

6. Применяй инструменты по назначению.

8. Рефлексия.

– О чем мы беседовали?

– Что вы узнали об инструментах?

– В какие игры мы играли?

МБДОУ Д/С№3 «ИВУШКА»

КОНСПЕКТ

НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

НА ТЕМУ: «БЕСЕДА О ДОМАШНИХ ПТИЦАХ »

Старшая группа

Подготовила:

воспитатель

старшей группы№2

Ноябрь 2015 год

МБДОУ Д/С№3 «ИВУШКА»

КОНСПЕКТ

НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

НА ТЕМУ: «ГРИБЫ»

(с использованием игровых технологий)

Старшая группа

Подготовила:

воспитатель

старшей группы№2

Октябрь 2015 год

Конспект образовательной деятельности для детей 6-7 лет на тему: «Орудия труда и инструменты»

Материал будет интересен учителям-логопедам, педагогам дошкольного образования.
Предлагаемые задания развивают речевые навыки детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Орудия труда и инструменты»

Цель: Придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах.

Задачи :
Коррекционно-образовательные:
уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Орудия труда и инструменты;
формировать умение строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру;
совершенствовать произносительную сторону речи: закрепляя навык правильного и четкого произношения звуков, уметь находить место звука в данном слове, вырабатывать отчетливое произношения слов и фраз;
обогащать речь воспитанников грамматическими формами и конструкциями, уточняя понимание смысла сложных слов;
активизировать мыслительную деятельность детей.

Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- развивать коммуникативную компетенцию;

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;
- формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;
- формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Вид занятия: фронтальное занятие.
Работа над словарем: отвертка, ножовка, плоскогубцы, клещи.

Виды детской деятельности в ОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Музыкально-художественная.

Планируемые е результаты:
Личностные
Интеллектуальные
Физические
Критерии оценки деятельности детей в ОД
1. Активность
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность
6. Проявление волевых усилий
7. Самооценка 1.Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.

2. Основная часть:
Показ, комментирование, дискуссия.
Определение способа выполнения
Планирование.
Выполнение
Обыгрывание
Физкультурная пауза

3.Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов ОД.

Оборудование: Игрушечные инструменты: ножовка, молоток, грабли, отвертка, клещи, наперсток, чемодан для инструментов, предметные картинки, мольберт с буквами, атрибуты к сценке, письмо.
Предварительная работа: Чтение произведений: С. Маршак «Мастер - ломастер», «Как рубанок сделал рубанок»; рассматривание инструментов; составление описательного рассказа; конструирование с деталями конструктора (с отверткой, ключом) ; в ручном труде – работа с иглой; экскурсия в швейную мастерскую; заучивание стихов.

Ход занятия:

Организационный момент.
Звучит музыка дети собираются в круг
-Логопед: Ребята, скажите а как вас мамы называют ласково?
Дети по очереди называют свои имена ласково)
Входит мастер детского сада.
Мастер: Ребята, сегодня рано пришел в детский сад и обнаружил, что вместо моих инструментов лежит вот это письмо. На письме написано «Детям группы «Непоседы». Куда могли подеваться мои инструменты?
Логопед: Давайте прочтем письмо, может быть что-то узнаем. (Текст письма: Я, Мастер Ломастер, спрятал инструменты вашего детского сада, а найти вы сможете только после того, как выполните мои задания, за каждое задание получите букву, сложив все буквы в слово узнаете где ваши инструменты.)
Поможем нашему мастеру?
Мастер: А я пока пойду у меня ещё дела есть. (уходит)
Логопед: Мы постараемся. Инструменты – наши верные помощники, однако не действуют сами по себе. Оживают только в умелых руках.
1 задание : Вспомните основные правила:
Дети: Не брать без разрешения взрослых;
Не играть с острыми инструментами;
Не подходить близко, кто с ними работает.

Пальчиковая гимнастика:
У меня, как в мастерской,
Все, что нужно – под рукой (Поочередно хлопки ладошками, кулачками)
Дрель, отвертка и пила,
И наперсток, и игла,
И топор, и два сверла,
Молоток и клещи.
(Поочередно загибая пальцы)
Мастер, не скучай
На рабочем месте (Поочередно хлопки ладошками, кулачками).

Дыхательная гимнастика:
-Делаем глубокий вдох - медленный выдох.(повторить 3 раз).
Открываем конверт там лежит букв Ч

2 задание: «Подскажи словечко»:
Дровосеки рубят бор- есть у каждого …(топор)
Папе гвоздь забить помог деревянный …(молоток)
Пыль на полу- подавайте ….(метлу)
Возле школы все ребята убирают снег …(лопатой)
Логопед: А какие инструменты вы еще знаете?
(Дети перечисляют).
Логопед: За это задание мы получили букву Е.
3 задание: «Из чего – какой?»
Подберите слово- признак к инструменту.
Из чугуна- чугунный
Из резины- из металла-
Из стали- из пластика-
Из камня- из дуба-
За это задание мы полчаем букву М
4 задание: «Назови действие»
Лопатой- копают
Иголкой-
пилой-
топором-
граблями-
кистями-
ножницами-
За это задание мы получаем букву О.
(Дети садятся за столы)
5 задание: Отгадайте загадки:
Я землю копала - ни чуть не устала. А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди).
Листья падают в саду, я их быстренько смету. (грабли)
Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила).
Выложите из палочек инструмент в названии которого есть звук ПЬ (Пила).
Еще у нас листочки с заданиями. Посмотрите сколько инструментов нарисовано, а нам нужно закрасить только те в названии которых есть звук Р.
За это задание мы получаем букву Д.
Логопед: Ребята, а какие еще инструменты бывают?
Дети: Музыкальные.
Логопед: Я знаю что вы все умеете играть на музыкальных инструментах, покажем нашим гостям? (Дети играют в оркестре на музыкальных инструментах.)
6 задание : Придумать сказку о волшебных инструментах. Дети рассаживаются на палас перед ними схема составления сказки.
Рассказы детей.
За это задание мы получаем букву А.
Логопед: А какую сказку вы знаете где говорится о инструментах.
Дети: «Каша из топора».
Хотите посмотреть? Ребята приготовили вам сказку.
Инсценировка сказки «Каша из топора». За такую интересную сказку мы получаете букву Н.
Вот и собрали все буквы сможем прочитать слово? ЧЕМОДАН.
Вот где лежат инструменты. А вы не заметили, у нас в группе нет чемодана? Дети находят чемодан и инструменты.
Какие молодцы мы такое доброе дело сделали, вам было интересно? Что именно интересно? Теперь отнесем инструменты нашему Мастеру. Дети все вместе относят инструменты.

НОД в подготовительной группе

«Путешествие в мир музыкальных инструментов»

(с использованием слайдовой презентации)

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

Задачи:

1. Образовательные

  1. Углубить представление детей о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;
  2. Создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;
  3. Закрепление названий музыкальных инструментов.

2. Развивающие

  1. Развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
  2. Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  3. Развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма.

3. Воспитательные

  1. Воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса, беседы о музыкальных инструментах,
  2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, детские музыкальные инструменты, магнитофон с аудиозаписями, баян.

Ход занятия:

Под вальс дети забегают в зал и песней приветствуют музыкального руководителя.

Муз.рук. Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского.

"Музыка не только доставляет нам удовольствие.

Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

1 Слайд-тема занятия

Тема нашего занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов».

А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов. (Слушание произведения)

2 Слайд-схема музыкальных инструментов в оркестре.

Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких только инструментов здесь нет!

Инструменты музыкальные,

Я скажу вам – уникальные.

Их огромное количество

Увлекает ученичество.

Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты, скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (Ответы)

Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно. Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр. .

Ребята, а как вы думаете, много ли инструментов в симфоническом оркестре? (Ответы детей )

Да, в этом оркестре очень много инструментов. Все они делятся на несколько групп.
Слайд 3.

Струнные смычковые (Играют при помощи смычка)
Духовая группа (
Играют при помощи воздуха )
Ударная группа (
Звуки извлекают ударами )

И первая группа с которой мы познакомимся – это струнная смычковая группа

Слайд 4

Ребята, а почему она так называется? (Ответы детей)

Самая изящная из струнных это красавица скрипка. Локоны изогнутого грифа украшают точеную головку. Талия у нее такая, что соперничать с ней не может даже балерина. Скрипка сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей музыки». В глубокой древности человек заметил, что натянутая тетива охотничьего лука может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты с одной, двумя или несколькими струнами. Они-то и были предками нашей скрипки. Немало потрудились скрипичные мастера, прежде чем скрипка стала первой певуньей в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные струны. Сейчас скрипка выглядит так: у нее четыре струны, которые натянуты на деревянный корпус. Звуки получаются от соприкосновения струны со смычком. Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом. Давайте послушаем ее голос и найдем слова которые подходят к ее тембру.

Слушание скрипки

Ребята, в семье струнных инструментов живет не только скрипка, у нее много родственников. Перед нами – альт. Он очень похож на скрипку, но побольше. Звук у него более глубокий. Поэтому его называют «двоюродным братом» скрипки.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы, наверное, подумали, что перед вами большие скрипки. Да, вы правы это тоже родственники «царицы музыки», но похожи они на нее только внешне, по форме. Но какие у них разные тембры. Вот виолончель. У нее совершенно особенный тембр звучания и свой характер. Когда нужно выразить музыкой скорбь, печаль, грусть, отчаяние, виолончели нет равных, настолько глубоко передает она эти чувства.

Семейство скрипичных завершает еще один представитель – контрабас. У него у единственного голос очень густой и плотный. Давайте послушаем его красивый тембр.

Слушание контрабаса.

Вот мы и познакомились с четырьмя родственниками из семейства скрипичных. А как они называются?
Дети: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Слайд 4

Ребята, теперь нас ждет встреча с духовой группой. Она делится на деревянные и медные духовые инструменты.

Итак, перед нами деревянные духовые инструменты. Первый инструмент называется флейта. У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого. Что в находящиеся сбоку отверстия вдувают воздух. Поэтому и называют деревянным духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом. Сейчас мы с вами послушаем, как звучит флейта.

Слушание

В семье духовых инструментов тоже много родственников. Гобой, фагот, кларнет. Принцип игры на них одинаковый: при помощи воздуха, который вдувают. Все они сделаны из дерева. Но у них разные голоса.

Слушание кларнета

Ну, вот ребята, мы познакомились с некоторыми инструментами симфонического оркестра. Я сейчас проверю, узнайте ли вы их.

Физкультминутка.

1.Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит из далёка,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь – скрипка.

2. У какого инструмента есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно, это звонкий наш….(рояль .)

3.Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен, наш веселый ….(барабан.)

4.Приложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется ….(свирель.)

5.Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!
Озорная …..(балалайка.)

Ну, ребята, ответьте, все ли инструменты были из симфонического оркестра? (Ответы детей.)

А теперь продолжим знакомство с медными духовыми инструментами. Почему они называются медными? (Ответы детей)

Волторна – она похожа на улитку и у нее очень красивый звук.

Слушание

Труба – звук яркий, резкий. Труба звучит призывно как героический клич. Раньше трубы использовали на охоте.

Слушание

А теперь мы познакомимся с ударной группой. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это простое приспособление, которое не может еще дать музыки, но уже может дать ритм. Ударные инструменты гораздо старше духовых. Сейчас ударные – это очень большая группа инструментов. Я не смогу познакомить вас с каждым из них, но постараюсь выбрать самые яркие. Итак,литавры,у них металлический корпус, от еле слышного до громоподобного. Давайте послушаем этот уникальный инструмент.

Слушание
Кое - кто считает, что на барабане играть проще – простого. Взял в руки палочки и стучи. Но ведь музыканту надо выдержать ритм в течении всего музыкального произведения. А это очень сложно. Давайте послушаем как звучит барабан.

Слушание.

Вот мы и познакомились с некоторыми инструментами симфонического оркестра. На какие группы делятся все инструменты симфонического оркестра?

Молодцы! С этим заданием вы справились. А теперь я дам вам задание посложнее. Мы будем определять, какой инструмент звучит.

«Угадай какой инструмент звучит?»

Муз.рук. Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (Ответы ) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

До свидания, до новых встреч!

Дети под «Вальс» покидают зал.


Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка»
«В пещере горного короля»
(для детей подготовительной группы)

Познавательные задачи:

— продолжать знакомить с творчеством Э. Грига («В пещере горного короля», «Утро»);

— закрепить у детей знания о симфоническом оркестре, о группах инструментов, их составе;

Закрепить знания о композиторах М.П. Мусоргском и П.И. Чайковском, циклах произведений «Картинки с выставки» и «Детский альбом»;

— закрепить знания детей о балете через просмотр отрывков «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И. Чайковского;

— закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве и живописи;

— закрепить умение рисовать акварельными красками. Развивать чувство композиции, воображение, фантазию;

Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Развивать чувство ритма;

— побуждать детей принимать правильное коллективное решение, воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки. Развивать эмоциональную сферу.

Методическое обеспечение:

— технические средства: проектор, магнитофон;

— оформление зала: декорации пещеры, сундук, 6 замков;

— оборудование для ХТ: бумага, кисти, акварель, баночки для воды, держатели для кистей, салфетки.

— музыкальные инструменты: ксилофон, румбы, колокольчики, палочки для тактильной гимнастики;

— произведения искусства: «Баба Яга» Васнецов, матрешки, «Девочка с куклой» Серебрякова, «Поле пшеницы. Жаворонок» Ван-Гог, дымковские игрушки, «Масленица» Кустодиев, гжель «Избушка на курьих ножках», эскиз Гартмана «Театральные костюмы», «Ворота в Киев», резьба по дереву «Гном»;

музыкальные произведения Чайковского, Мусоргского, Сен-Санса, Рахманинова, Прокофьева.

Ведущий: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку, которую поможет мне провести норвежский композитор Эдвард Григ. Давайте послушаем музыку и поймем, где мы с вами оказались.

Звучит произведение Грига «В пещере горного короля». Дети узнают его.

В: мы с вами действительно оказались в пещере горного короля. И он закрыл выход из пещеры. Мы с вами не сможем выйти наружу. Горный король хочет, чтобы мы выполнили его задания и тогда откроются замки на дверях. Посчитайте, сколько их. Правильно – 6. Горный король хочет дать нам 6 заданий. Мы не должны ошибаться, потому что с каждой ошибкой будет появляться паук – житель пещеры, хранитель ее кладов. И если их будет больше 3-х, мы не сможем заглянуть в волшебный сундук. Вы готовы? Тогда вперед!

Задание №1. Мы должны рассказать про симфонический оркестр.

Дети: симфоническим оркестром руководит дирижер. В нем много музыкантов, которые играют на разных инструментах. Инструменты делятся на группы. Группа струнно-смычковых: скрипка, альт, виолончель, контрабас. К группе деревянных духовых относятся: флейта, кларнет, фагот, гобой. К группе медных духовых – труба, туба, тромбон, валторна.

Вед: А теперь посмотрите на картинку и скажите, какой инструмент лишний (игра на классификацию). Молодцы, мы справились с первым заданием, и открылся первый замок. Посмотрите, у Горного короля тоже есть инструменты. Давайте попробуем его развеселить, может быть он нас отпустит?

Игра на музыкальных инструментах. «Вальс-шутка» Д. Шостаковича.

Задание №2. Вы должны вспомнить услышанное произведение, его автора и инструмент, который играет солирующую партию.

Ответы детей:

  1. Сен-Санс К., «Умирающий лебедь» — виолончель
  2. Чайковский П.И., «тема Одетты из Лебединого озера» — гобой
  3. Прокофьев С., «Танец рыцарей» — альт
  4. Шеридан «Полька – Дедушка» — туба
  5. Прокофьев С. «Петя и волк – дед» — фагот
  6. Прокофьев С. «Петя и волка – Петя» — скрипки
  7. Римский –Корсаков «Полет шмеля» — кларнет
  8. Рахманинов «Итальянская полька» — флейта
  9. Сен-Санс «Слон» — контрабас

Вед: Мы открыли второй замок. Посмотрите на эти портреты. Вы узнали этих композиторов? Правильно. Это Модест Мусоргский и Петр Чайковский. Давайте вспомним о циклах произведений, которые они написали. Модест Мусоргский дружил с одним художником по фамилии Гартман. И однажды он попал на его выставку. Он бродил среди картин, рисунков, эскизов, различных экспонатов, рассматривал их, а потом пришел домой и написал несколько пьес, которые назвал «Картинки с выставки». Его поразили деревянные резные часы, которые были сделаны в виде избушки на курьих ножках, орехоколка в виде злобного гнома. Эскизы костюма цыпленка, ворота в город Киев и многое другое. Все написанные произведения он соединил одной мелодией, которую назвал «Прогулка». Если слушать все эти произведения, то можно представить, что посетитель выставки идет от одного экспоната к другому. В цикл вошли также произведения «Лиможский рынок», «Два еврея» и другие.

А вот Петр Ильич Чайковский написал свой детский альбом для своего племянника. Он был необычным мальчиком. Он плохо видел. Не мог играть с другими детьми. Он не видел, как другие дети скачут на лошадках и играют на столе деревянными солдатиками. И Петр Ильич написал детские пьесы и передал все это через музыку, через ее характер. В «Детский альбом вошли такие произведения как «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Жаворонок», «Марш деревянных солдатиков» и другие.

Задание №3. Горный король предлагает нам отгадать кроссворд. Вы должны правильно назвать слова его заданий.

  1. Название какой птички встречается в произведении Чайковского? (жаворонок)
  2. Что исполняли «невылупившиеся птенцы» Мусоргского? (балет)
  3. Какое шумное место города Лимож описал Мусоргский? (рынок)
  4. Кем был друг Мусоргского? (художник)
  5. Кто болел в произведении Чайковского? (кукла)
  6. Что увидел Мусоргский на выставке в форме домика бабы яги? (часы)
  7. Как называется незаконченный рисунок? (эскиз)

Вед: Мы справились еще с одним замком.

Задание №4. Горный король хочет, чтобы мы отгадали 10 мелодий этих композиторов и подобрали к ним произведения искусства и живописи. Слушайте внимательно.

Вед: Ребята, давайте с вами научим Горного короля играть в ритмическую игру с палочками.

Проводится тактильная игра «Веселые палочки» Т.Э. Тютюнниковой.

Задание №5. А сейчас, ребята, вы услышите произведения разных жанров музыки и должны будете отгадку показать. Если вы слышите марш, то маршируете по залу, если звучит танец, то вы двигаетесь в соответствии с характером музыки, если это песня, то вы присаживаетесь и слушаете спокойно. Если вы сомневаетесь, то не делайте лишних движений, а просто стойте и слушайте (звучит жанровая музыка, дети выполняют движения). Посмотрите, еще один замок открылся.

Задание №6. А сейчас вы увидите отрывки из балетов П.И. Чайковского. Вы должны узнать балет и назвать танцующего героя.

Вед: ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Замки открыты. Но мы так понравились Горному королю, что он просит нас оставить ему на память рисунки. Вы сейчас услышите музыку, вспомните и нарисуете то, о чем говорит музыка.

Дети рисуют под отрывок из балета «Лебединое озеро».

Вед: посмотрите, дверь из пещеры открыта и мы с вами можем выйти наружу, где начинает всходить солнце. Нас снова встречает музыка Эдварда Грига «Утро». Спасибо, что вы были дружны, советовались и давали правильные ответы. (Педагог подводит итог)

Если дети не допустили более трех ошибок, они открывают сундук, где их ждут сюрпризы.

Название: Конспект НОД в подготовительной группе по музыкальному развитию «В пещере горного короля»

Должность: музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Место работы: МКДОУ – д/с №473 комбинированного вида
Месторасположение: г. Новосибирск