Конспект занятия по развитию фонематического слуха «Путешествие к звуковику. Конспект занятия по развитие фонематического слуха Логопедическое занятие по формированию фонематического слуха

Занятие 1

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. У каждого ребенка бабочка из гуммированной бумаги (диаметр - 3см) на нитке длиной в 8см; картинка, в названии которой есть звук «с» или «сь»; фланелеграф; синий и зеленый кружки.

Ход занятия

Упражнение «Подуем на бабочку»

Воспитатель дает каждому ребенку по одной бабочке. Предлагает взять нитку в руки, приблизить бабочку к губам и подуть: «Ф-у-у-у». Упражнение повторить с перерывом 4-5раз.

Игра «Насос» (в кругу)

Воспитатель. Большой насос надувает большой мяч: «С-с-с»; маленький насос надувает маленький мяч: «Сь-сь-сь». Давайте надувать большой мяч (дети имитируют работу насоса, произносят:«С-с-с» и делают большой круг), маленький мяч (произносят: «Сь-сь-сь» и уменьшают круг).

Упражнение «Какой звук в слове?»

Воспитатель. Мы пели песенки большого и маленького насосов. Их песенки похожи на звуки в словах: «с» - большой братец, «сь» - маленький братец.

Детям раздают картинки (примерный их перечень: сумка, лист, снеговик, самолет, синица, капуста, санки, василек, сирень, поросенок, гусь, лисенок, велосипед, месяц…).

Воспитатель. В названии ваших предметов есть звуки «с» или «сь». Послушайте, как я назову предметы: «Ссссоба-ка - звук «с», «сссиничка» - звук «сь».

Теперь вы будете называть свои предметы и говорить, какой звук есть в этом слове.

Дети по очереди выходят к доске, называют предмет, определяют наличие того или иного звука и ставят картинку на фланелеграф после синего (звук «с») или после зеленого (звук «сь») кружка.

Затем один ребенок называет все слова со звуком «с», другой - со звуком «сь».

Занятие 3

Программное содержание. Развивать речевое внимание и фонематический слух детей.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета; фланелеграф исиний и зеленый кружки; картинки, изображающие зайца, корзину, забор, землянику, козу, розу, зебру, зеркало, зонт.

Ход занятия

Игра «Колокольчики»

Дети делятся на две группы - большие и маленькие колокольчики. Онвстают друг против друга.

Воспитатель. Большие колокольчики звенят: «Дзззынь-дзззынь-дзззынь»; маленькие звенят: «Дззззинь-дззззинь-дззззинь» (дети повторяют звукосочетания). Если я покажу большой кружок, запоют большие колокольчики, маленький - запоют маленькие колокольчики.

Воспитатель в произвольном порядке показывает кружки, а дети имитируют игру на колокольчиках и поют соответствующие песенки по 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Какой колокольчик звенит?»

Воспитатель. Когда вы пели песенки больших колокольчиков, то долго произносили звук «з» - «дзззынь», когда пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произносили звук «зь» - «дззззинь». Звуки «з» и «зь» - братцы. «3» - большой братец, а «зь» - маленький братец.

У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, чтобы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка. Какой звук я в слове долго тянула? («3».) Это большой или маленький братец? (Большой.) Я поставлю картинку после синего кружка (дети повторяют слово с выделением звука). Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула? («Зь»; дети повторяют слово, и воспитатель ставит картинку после зеленого кружка.)

Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их - большой или маленький братец, ставят после соответствующих кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком «з», другой - со звуком «зь».

Занятие 5

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат детей.

Материал . Мяч; фланелеграф и картинка (по одной на каждого ребенка), в названии которых есть звуки «л» и «ль»; синий и зеленый кружки.

Ход занятия

Упражнение «Сделай желобок»

Порядок выполнения упражнения указан в конспекте занятия 20 (для средней группы).

Упражнение нужно повторить с перерывами 5-6 раз.

«Скажи, как я» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

Упражнение «Найди братца»

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» - большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет),теперь со звуком «ль» (проверяет).

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой - со звуком «ль».

Занятие 7

Программное содержание . Развивать фонематический слух и речевое дыхание, речевой аппарат детей.

Материал . Фланелеграф и картинки: мышка, самолет, матрешка, ромашка, дом, мячик, змея, помидор зеленый и синий кружки; фишки-игрушки (30-40 шт.).

Ход занятия

Упражнение «Прокати снежный ком»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 6.

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 10.

Упражнение «Найди братия»

Воспитатель (выставляя на фланелеграфе картинки). В названии этих предметов есть звуки-братки «м» и «мь».

По очереди дети называют предмет, произнося слово с выделением одного из заданных звуков, и ставят картинку после синего («м») или зеленого («мь») кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком «м», другой - со звуком «мь». Картинки убираются.

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком «мь», затем со звуком «м» (за каждое слово дается фишка-игрушка). В конце игры определяется победитель.

Занятие 9

Программное содержание . Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Упражнение «Маятник»

Упражнение дано в занятии 18 (младшая группа). Его следует выполнить 4-5 раз, а после короткого отдыха еще 4-5 раз.

Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово в каждое предложение.

Я хотел устроить бал

И гостей к себе… (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый…(пирог),

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не… (идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек… (откусил).

Потом придвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек не… (нашли).

Игра «Назови братца» (в кругу с мячам),

Воспитатель. Вы знаете, что у звуков есть братцы: у большого братца - звука «р» - маленький братец - звук «рь», у большого братца - звука «б» - маленький братец - звук «бь». Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовете маленького братца и перебросите мяч мне.

В случае затруднения воспитатель сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.

В игре должны принять участие вес дети.

Занятие 11

Программное содержание . Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевой аппарат и дикцию детей.

Материал. Мяч; фишки-игрушки (30-40 шт.).

Ход занятия

Упражнение «Оближем губы»

Упражнение выполняется с приоткрытым и достаточно широко раскрытым ртом. Повторить по 5-6 раз.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на одном выдохе.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

Воспитатель говорит, что сегодня скороговорку про Лену будут читать на одном выдохе.

Дети хором вместе с воспитателем читают скороговорку два раза, затем ее индивидуально читают 5-6 детей.

Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет), его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 детей-победителей.

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.

Занятие 13

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, речевой аппарат и дикцию ребенка.

Материал . Фланелеграф и картинки: барабан, белка, волк, вилка, гитара, гриб, дом, девочка, зонт, зеркало, кукла, кит.

Ход занятия

Упражнение «Индюк дразнится»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 10 (для средней группы). Упражнение выполнить 3-6 раз.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха - по две строчки на выдох.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

Упражнение «Назови первый звук слова»

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» - «б»; «Кукла» - «к»; «Гитара» - «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

Занятие 15

Программное содержание.

Материал. По одной картинке на ребенка: картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; столько же картинок, названия которых начинаются с мягкого согласного.

Ход занятия

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок - вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5-6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок - ах!»

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдоха (по две строки на выдох).

Чок, чок, каблучок

Наступил на сучок,

Оторвался, поломался,

Чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Найди братца»

Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного - мягкого согласного.

Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне(показывает на ковер). Найдите их.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает

Занятие 17

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей.

Материал . Мяч.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Дети выучивают скороговорки и затем читают их на два выдоха.

Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.

Мы чаек горячий будем пить на даче.

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет согласный звук (твердый или мягкий), ребенок называет его пару и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

Звуки-товарищи «Г» и «К» (рассказ «Как кукушка голос потеряла»)

Воспитатель читает детям рассказ «Как кукушка голос потеряла»:

«Пошел Ваня в лес послушать, как поет кукушка. Идет по лесу, слушает, а кукушка все не поет.

«На высоком на суку, где ты прячешься?» - спрашивает мальчик. Кукушка отвечает издалека: «Ку-ку, ку-ку».

Ваня спрашивает: «Кукушка, кукушка, ты что так тихо поешь?» Кукушка подлетела поближе и запела громче: «Ку-ку, ку-ку».

А Ваня шутит: «Все равно не слышу». Тогда кукушка как запоет звонко, громко: «Гу-гу, гу-гу».

Услыхал такую песенку мальчик и засмеялся».

Воспитатель. Почему он засмеялся? (Дети отвечают, что кукушка пела не свою песенку.) Кукушка перепутала в песенках звуки «к» и «г». «Г» произносится с голосом, звонко (дети проверяют); «к» произносится без голоса, не звонко (дети проверяют). Звуки «г» и «к» - товарищи. Какие еще звуки-товарищи вы знаете? («Ж» и «ш».)

Занятие 19

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал . Картинки, подобранные так, чтобы можно было составить пару предметов, которые начинаются с одинаковых звуков (сумка - солнце, бегемот - белка, вилка - вишня, воробей - волк, груша - гриб, лебедь - лиса).

Ход занятия

Игра «Найди пару»

Одну из пары картинок воспитатель дает ребенку, другую кладет на стол или ковер.

Воспитатель. Вы должны найти предмет, название которого начинается с того же звука, что и ваше слово.

По сигналу «Найди пару» дети находят пару к своей картинке.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, отмечает победителей - тех, кто быстрее выполнил задание.

«Что случилось с погремушкой?» (звуки-товарищи «3» и «О»)

Воспитатель. Послушайте, что однажды произошло. Играла девочка в погремушку. «З-з-з», - пела погремушка (дети повторяют). Но вдруг она упала и разбилась. Девочка начала в нее играть, а погремушка поет: «С-с-с» - потеряла голос.

Когда погремушка была целой, она пела звонкую песенку. Проверьте.

Когда она разбилась, то как она пела? Звонко? Проверьте.

Звуки «з» и «с» - звуки-товарищи. «3» произносится звонко, с голосом, а «с» - не звонко, без голоса.

Какие еще звуки-товарищи вы знаете? («Ж» - «ш»; «г» - «к»).

Занятие 21

Программное содержание. Развивать фонематический слух детей, работать над темпом речи.

Ход занятия

Игра «Карусель» (в кругу)

Воспитатель произносит текст, дети совершают указанные в нем действия.

«Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели (дети бегут по кругу).

А потом быстрей, быстрей, все быстрей, быстрей, быстрей (темп ускоряется).

Тише. Тише, тише, тише (темп замедляется).

Карусель остановите (дети останавливаются).

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра (дети качают руками вниз-вверх и опускают их)».

Игра повторяется 2 раза.

Звуки-товарищи «В» и «Ф» (рассказ «Валя-Валюша»)

«У Вали рос фикус. Она ухаживала за ним, поливала водой. Но однажды она забыла полить фикус, и ей приснился сон, что фикус завял и говорит ей: «Фалечка, Фалечка, полей меня фодичкой». Проснулась Валюта, подошла к окну и полила фикус. Больше она не забывала его поливать».

Воспитатель. Почему фикус называл девочку Фалечкой и попросил полить его фодичкой? (Если дети не смогут ответить, что фикус потерял силу, перепутал звуки, это объясняет воспитатель).

У него не было сил, голоса, поэтому он вместо звонкого звука «в» говорил не звонкое «ф» (дети проверяют). Звуки «в» и «ф» - товарищи, «в» - звонкий звук, произносится с голосом, а «ф» - не звонкий звук, произносится без голоса.

варищи. («Ж» - «ш»; «з» - «с»; «г» - «к».)

Занятие 23

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Ход занятия

Упражнение «Болтушка»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 12 (для средней группы). Повторить 5-6 раз.

Чтение считалочки

Смотри предыдущее занятие.

Звуки-товарищи «Б» и «П» (сказка «Ягненок и котенок»)

Воспитатель рассказывает детям историю:

«Пошел ягненок гулять, звонко поет свою песенку: “Бе-бе-бе-бе…”. Встретил он маленького котенка. Очень котенку понравилась песенка ягненка. Захотел он так же спеть, но у него получалось: “Пе-пе-пе”.


Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха
Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.
Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С», магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.
Ход занятия.
Организационный этап
Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»
Логопед произносит ряд слов со звуком «С»: сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.Дети угадывают и отвечают, что это звук «С». На магнитной доске появляется буква «С», открываются предметные картинки на звук«С».
Введение в тему занятия
Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».
Этап повторения пройденного материала
Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С»?
В царстве гласных или согласных звуков?»
Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.
Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»
Дети отвечают, что это свистящий звук.
Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С»?»
Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».
Логопед: «Молодцы!»
На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.
Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):
- в начале слова (санки, сумка);
- в середине слова (носки, лиса);
- в конце слова (ананас, автобус)».
Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.
Логопед: «Молодцы!»
Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия
Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С»».
Развитие слухового внимания.
а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.
Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С», запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):
са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – сасэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су
сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – щасо – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со
б). Запоминание слов на заданный звук.
Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С»:
Солнце село за селом;
Спят синицы, сойки спят,
Спит в воде усатый сом,
Видит сладкий, сладкий сон.
Спит лиса и зайка спит,
Ветер лишь один свистит».
2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц.
Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С» и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С». Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».V. Физкультминутка.
А сегодня у зимы новоселье,
Пригласила она на веселье.
Дом построен из сугроба,
А какой он вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога,
А какой он ширины?
Вот такой ширины.
VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.
1. Развитие слухового внимания.
Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».2. Различение сходных по звучанию звуков.
Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите
на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С»».
Дети отвечают: «Сова, ананас, шесть, штангист».
3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.
Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:
На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.
А кокосы высоко, а кокосы далеко».
VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.
Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»
Дети отвечают: «Согласный звук «С»».
Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!
Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.


Приложенные файлы

Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.

Оборудование: Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С» , магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.

Ход занятия.

Организационный этап

Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

Логопед произносит ряд слов со звуком «С» : сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.

Дети угадывают и отвечают, что это звук «С» . На магнитной доске появляется буква «С» , открываются предметные картинки на звук «С» .

Введение в тему занятия

Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».

Этап повторения пройденного материала

Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С» ?

В царстве гласных или согласных звуков?»

Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.

Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

Дети отвечают, что это свистящий звук.

Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С» ?»

Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».

Логопед: «Молодцы!»

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):

В начале слова (санки, сумка );

В середине слова (носки, лиса );

В конце слова (ананас, автобус )».

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Логопед: «Молодцы!»

Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия

Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С» ».

  1. Развитие слухового внимания.

а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С» , запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – са

сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су

сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – ща

со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со

б). Запоминание слов на заданный звук.

Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С» :

Солнце село за селом;

Спят синицы, сойки спят,

Спит в воде усатый сом,

Видит сладкий, сладкий сон.

Спит лиса и зайка спит,

Ветер лишь один свистит».

2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц .

Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С » и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С» . Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».

V . Физкультминутка.

А сегодня у зимы новоселье,

Пригласила она на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой он вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой он ширины?

Вот такой ширины.

VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С» . У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок ».

2. Различение сходных по звучанию звуков.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С» ».

Дети отвечают: « Сова, ананас, шесть, штангист ».

3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко».

VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.

Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»

Дети отвечают: «Согласный звук «С» ».

Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.


Елена Давыдова
Упражнения по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 4–7 лет

Консультация для воспитателей

Упражнения по развитию фонематического слуха

и навыков звукового анализа

у детей 4-7 лет .

Формирование фонематического восприятия – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы ) . Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи , в том числе и слоговой структуры слова. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают : окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т . п.

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление - звукового анализа , операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы ) различных звукокомплексов : сочетаний звуков , слогов, слов. Без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с речевыми нарушениями не овладевают грамотным чтением и письмом.

Упражнение 1

Перед ребенком выставляется 4-5 предметов (например : металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п., при постукивании о которые можно услышать разные звуки . С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука . Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре : о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

Упражнение 2

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины : манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Упражнение 3

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке :

Мак – бак – так моток – каток – поток

Ток – тук – так батон – бутон – бетон

Бык – бак – бок будка – дудка – утка

Дам – дом – дым нитка – ватка – ветка

Ком – дом – гном клетка – плетка – пленка

тыква – буква – будка

Упражнение 4

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных :

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утенок – утенок – утенок – котенок

Будка – буква – будка – будка

Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета - минута – минута

Буфет – букет – буфет – буфет

Билет – балет – балет – балет

Дудка – будка – будка – будка

Упражнение 5

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму :

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь (двери)

Тише, Танечка не плачь,

Не утонет в речке (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети (книжки)

Не полезет Влад на ель,

У него в руках (портфель)

«Я трудиться не привык!» -

Отвечает (грузовик)

Мы собирали васильки,

На головах у нас (венки)

Пёс козе принёс букет,

Сытный будет ей (обед)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи (туч)

То назад, то вперёд

Может плыть (пароход)

Не дрожи, Серёжка,

Это ж наша (кошка)

Упражнение 6

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками .

Та – то – ту ну – ны – на бо – ба – бы

Ты – та – то но – на – ну бу – бо – ба

Му – мы – ма да – ды – до па – пу – по

Мо – ма – мы ду – ды – да ку – ко – кА

Ва – ву – во

Упражнение 7

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У) .

Аист, улитка, иголка, очередь, овощи, утка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Упражнение 8

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы) .

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

Используемая литература :

1. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа . Т. А. Ткаченко. – Санкт -Петербург, 2009.

Публикации по теме:

Презентация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха» Кто быстрее соберет вещи? Цель. Упражнять в дифференциации звуков «с»-«ш». Оборудование. Картинки с изображением предметов одежды (шуба,.

Занятие по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа «Загадки на автоматизацию звука [Р] в словах» Цель: автоматизировать звук [р] в начале, в середине и в конце слова. Задачи: Развивать логическое мышление и расширять кругозор. Закреплять.

Развитие анализа и синтеза звукового состава слова происходит одновременно с развитием артикуляционных навыков и фонематического восприятия.

Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза «Угадай, чей голосок» Цель: определить товарища по голосу. Ход игры: водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал.

Фонематический слух - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» На занятиях по обучению грамоте.

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Подготовила: учитель-логопед.

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дошкольное детство – период,.

Сборник дидактических пособий по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей «Речевой калейдоскоп» Сборник дидактических пособий для детей старшего дошкольного возраста содержит материалы по развитию фонематического восприятия и фонематического.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте Звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ Цель: Закрепить навыки различения звуков р, р"~ л, л " в слогах, словах и фразах; Задачи: Учить различать и называть.

Библиотека изображений:

Подготовительная группа ОНР-III.

Цель : Дифференциация [ш]-[ж] в словах и предложениях

Задачи:

  • Уточнение произношения [ш]-[ж] в словах и предложениях.
  • Формирование фонематических представлений о звуках [ш]-[ж].
  • Дальнейшее развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Уточнение и активизация словаря.
  • Упражнение детей в практическом употреблении падежных окончаний.
  • Формирование понятия о родовой принадлежности.
  • Формирование чувства взаимопомощи, умения слушать педагога и товарищей.
  • Дальнейшее развитие произвольности речи, слухового и зрительного внимания и памяти.

Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха.

I.​ Организационный момент.

Знакомство с гостями.

В гости пришла и собачка Жучка (мягкая игрушка).

Что Жучка делать будет?

Смотреть и слушать.

II.​ Игра с мячом. «Назовите гласные звуки».

Учитель-логопед называет слова, а дети — гласные звуки.

Что буду делать я?

Говорить слова.

Называть гласные звуки.

Что общего в произношении гласных звуков?

У нас во рту нет преграды.

ЖИРАФ - Ы-А
КОШКА - О-А
РЕЖУТ - Э-У
ЖУЧОК - У-О
ЖАДИНА - А-И-А
ШИПОВНИК - Ы-О-И
ШКОЛНИКИ - О-И-И

III.​ Сравнительная характеристика [ш]-[ж] по артикуляционно-акустическим свойствам.

Какие согласные звуки мы учимся различать?

Чем они отличаются друг от друга?

  • -[ш] – глухой
  • -[ж] – звонкий

Чем они похожи?

Во рту одинаковая преграда. Согласные, твердые.

IV.​ Игра «Чьи ушки лучше слышат?»

Учитель-логопед называет слова со звуками [ш]-[ж], а дети поднимают руку, только когда слышат [ж]. Во время игры глаза детей закрыты.

V.​ Игра «Кто больше вспомнит слов».

Дети разбились на две команды. Одна вспоминает слова со звуком [ж], а другие [ш]

Используются цветные фишки, чтобы побуждать детей подбирать разные части речи, не только существительные.

  • Красная фишка - слова-предметы.
  • Зеленая фишка - слова-признаки.
  • Синяя фишка - слова-действия.
  • Желтая фишка - остальные части речи (наречия,причастия, числительные, местоимения).

Логопед своими вопросами побуждает детей образовывать родственные слова:

Назови ласково.

  • Если предмет сделан из железа, то он какой? Железный.
  • Платье из шелка какое? Шелковое.
  • Пчела жужжит. А если недолго? Пожужжит. А если только начала жужжать? Зажужжала.

Подведение итогов.

Что вы вспоминали? (мы вспоминали слова)

VI.​ Игра «Парочки».

Например:

  • я нашел жука
  • } парочка не получилась
  • я нашел шапку
  • я нашла двух жирафов. Парочка получилась.

VII.​ В конце игры прошу выбрать понравившиеся картинки и придумать предложения.

Чье предложение самое длинное? Самое интересное? Что вы придумывали? (Предложения)

VIII.​ Игра «Лото».

Дети поочередно выступают в роли ведущих.

Чей жук?

Мой жук. В слове жук я слышу звук [ж]. Он стоит на первом месте. Закрываю жука жуком.

Чья пушка?

Моя пушка. В слове пушка я слышу звук [ш]. Он стоит на третьем месте. Закрываю пушку пушкой.

В конце игры прошу рассортировать свои картинки [ш] [ж]. Игра называется «Молчанка». Кто быстрее? Взаимопроверка.

IX.​ — Я буду говорить слова, в которых все звуки поссорились. Помирите их и отгадайте слово.

Например: ж-а-б-а - жаба. Затем дети сами «загадывают» слова друг другу.

X.​ Итоги занятия.

Какие звуки учились различать?

XI.​ Чтобы выйти из кабинета, Жучка прости назвать пароль. (скороговорки на [ш] [ж]) и дает призы.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г. Санкт-Петербург