«Красавец мужчина. Русский модник на театре. Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века

4 апреля 2018 года в 16.00 в Шереметевском дворце (наб. реки Фонтанки, д. 34) откроется выставка «Красавец мужчина. Русский модник на театре» , посвященная феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди на театральной сцене конца XVIII – начала XX века. Для выставки Александринский театр предоставил более 50 подлинных старинных костюмов и деталей мужского гардероба конца XVIII-начала XX вв., использовавшихся во многих спектаклях и ставших ныне частью культурно-исторического наследия. Вышитые шелком атласные камзолы и бархатные кафтаны с отделкой металлическим кружевом, искусно отделанные шнуром венгерки и роскошные домашние халаты-архалуки, сюртуки и фраки тончайшего английского сукна, элегантные жилеты от лучших французских портных, съемные воротнички и манжеты и множество разнообразных мелочей вновь предстанут перед публикой, как и много лет назад, когда на сцену в этих костюмах выходили признанные мастера и рядовые статисты Петербургских императорских театров (не только русской драматической труппы, но и балета, а также петербургской Итальянской оперы, французской драмы).
У каждого костюма своя уникальная творческая биография, о некоторых этапах которой мы можем узнать по надписям, сохранившимся на подкладке. Порой внутри одного костюма можно прочесть фамилии самых разных актеров: середины или конца XIX в., начала ХХ в., военных и послевоенных лет.
Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа. Личные принадлежности В.В. Самойлова, К.А. Варламова, Н.Н. Фигнера, Ф.И. Стравинского, Ф.И. Шаляпина соседствуют с их сценическими костюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы «красавца мужчины». Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из «Модной лавки» И.А. Крылова. Их воплощения на сценах петербургских театров на протяжении целого века внимательно исследованы и отражены в экспозиции.
Прологом к исторической части экспозиции станет театральный «черный кабинет» с галереей портретов знаменитых актеров и режиссеров XX – начала XXI веков, законодателей вкуса и кумиров широкой публики.
В проекте «Красавец мужчина. Русский модник на театре» также принимают участие ГМЗ «Петергоф», Государственный музей А. С. Пушкина (Москва), Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская театральная библиотека, Российская национальная библиотека, музей Большого драматического театра, музей театра им. Ленсовета, музей театра-фестиваля «Балтийский дом», журналы «Собака.ru» и «Караван историй».

Галина Цветаева отзывы: 251 оценок: 253 рейтинг: 322

По понедельникам почти все музеи закрыты. А у меня два часа свободного времени. Я была в центре, вспомнила про выставочный зал Исторического музея, он без всяких объявлений оказался закрытым. Повернувшись, увидела афишу на музее "Война 1812 года" выставки "Красавец-мужчина", решила посетить эту выставку. Жаль, не было экскурсии. Но, и так достаточно интересно было. Экспозиция разбита на три части: петиметры,денди,декаденс. Много поясняющей информации. все экспонаты хорошо освещены, ко всем можно подойти и внимательно рассмотреть. Первый отдел: петиметры. Не только представлены предметы одежды из фонда Александра Васильева (Вильнюс), но наглядно показано на портретах, как выглядели мужчины времени петиметра. Удивительно, что мужчины были не очень крупными, судя по костюмам. А уж разных украшалок у них было-море. Можно только удивляться количеству. Следующий раздел-денди. Сразу вспомнилось Пушкинское: "Как dendy лондонский одет- и, наконец, увидел свет". Сразу представляешь светскую жизнь, балы, клубы, приемы-праздную жизнь молодого повесы. Сколько разных флакончиков, приборов, набалдашников для трости с секретами, в которых хранились ножечки, пилочки, и прочее прочее. Потом декаденс с своей утонченностью, изысканностью. Какой прекрасной сохранности цилиндры, шляпы, нижнее белье. Трудно представить, как это сохранилось. Великолепные вещи для гольфа, заниматься спортом были модно.
Очень понравились вещи Британской школы дизайна. Какие талантливые у нас дизайнеры. Вещи созданные ими бесподобны, сочетают в себе эпатаж и практичность. Их можно и нужно носить, внедрять в массовое производство. Яркие цвета украшают жизнь, улучшают настроение. Как здорово, что хотя бы единицы носят это.
Выставка интересна всем, кому не безразлична мода, ее развитие, кому хочется взглянуть по-новому на старые вещи и найти что-то для себя в новых вещах.
Два часа пролетели незаметно, потому что было интересно. Спасибо организаторам за увлекательную подачу материала и мое восхищение дизайнерам Британской школы дизайна.

Надежда Николаева отзывы: 21 оценок: 21 рейтинг: 4

Посетили выставку в Государственном Историческом Музее- "Красавец-мужчина.Русский модник середины XVIII- начала ХХ века". Это первый крупный проект в России,всецело посвященный истории мужской моды. На выставке представлено более 600 предметов.Среди экспонатов- примеры мужского платья и нижнего белья, есть современные костюмы, украшения и модные аксессуары, средства по уходу внешностью, картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги. Все мужские платья сшиты из натуральных тканей: сукно, шерсть, парча, шелк, атлас.Костюмы шикарные! А пряжки к туфлям- шедевр! А табакерки, а расшитые жилеты, кафтаны-камзолы, кошельки и бумажники- всё это настоящее произведение искусства. Какие были мастерицы и мастера! Вот как одевались наши русские модники! В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич Пушкин пишет про новейших русских: " ... Лихая мода, наш тиран, недуг новейших россиян!" Подумать только двести лет тому назад- были новейшие россияне, с непобедимым пристрастием к моде. Мода распространяется не только на одежду, обувь. Всё внешнее -есть мода,это модные писатели, художники, поэты и т.д Отстать от моды, для многих значит отстать от жизни. Так было во времена Пушкина, так есть и в наши времена.
Интересных вещей,для рассмотрения очень много, рекомендую и лучше с экскурсоводом, другое восприятие, экспонаты оживают.

Maya Sugakova отзывы: 27 оценок: 27 рейтинг: 15

Анализ страстей.
"Фандорин оделся неприметным англичанином: черный котелок, черный пиджак, черные брюки, черный галстук. В Москве его, пожалуй, приняли бы за гробовщика, но в Лондоне он, надо полагать, сойдет за невидимку". Борис Акунин «Азазель»
На Красной площади в Историческом музее проходит выставка «Красавец мужчинаю Русский модник серединв 18 начала 20 века». Выставка НЕ напичкана старинными предметами и оружием, она лаконична и слегка холодна, в трех огромных комнатах выставочного зала скоромная подсветка, ведь сказано известным писателем, что «благородный муж помнит: достоинство не в том, что с тобой происходит, а в том, как ты себя ведёшь!» . На выставке три комнаты где собраны знаки отличия одежды и аксессуаров, когда было модно что-то французское, а потом что-то английское, а затем мода объединилась со всеми заграничными повадками и стала иной. Прекрасно, что на выставке я не нашла надписей «заезженных» фраз о том, что в человеке все должно быть прекрасно, про то, что красота спасет мир и др. стандартные известные фразы. В надписях над старинными предметами можно прочитать другие интересные отрывки и цитаты из первоисточников того времени. Узнала для себя новое, но уже устаревшее для нас слово «пятиметры», что значит молодые светские щеголи, франты, подражающие всему французскому. «Здесь было любимое место московских франтов ― пятиметров, как называла их тогдашняя сатирическая литература». Э. Радзинский, «Княжна Тараканова».Офицерский мундир, ювелирные украшения, умение несколькими способами завязывать галстук,вовремя смотреть в лорнет, правильно пудрить парик, надевать шляпу, в том числе соломенную, которая должна быть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с черной лентой, манерно нюхать табак, доставая изящную табакерку, чихать на карикатуры тех времен, в которых высмеивалась мода и модники,уметь танцевать танго и быть спортсменом – все это признаки времени декаданса, дендизма и куртуазности. Несколько предметов показались мне чрезвычайно громоздкими, а некоторые за стеклом показались слегка утлыми и тщедушными, такие уж габариты были у красавцев того времени. Связь пятиметров и современности - несколько экспонатов Британской школы, и они настолько во всем хорошИ, что диву даешься талантам земли русской на чужбине. После выставки, около выхода,лежит книга отзывов, в которой гости записывают свои впечатления, прошу вас, оставьте время на то, чтобы ее полистать, поверьте, она не менее интересна своими деталями, чем выставка, которая продлится до конца июля.

Шереметевский дворец - Музей музыки

(наб. Фонтанки, 34)

Крупный выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства "Красавец мужчина. Русский модник на театре" посвящен феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца XVIII - начала XX века. Этот проект унаследовал тему, название и значительную часть экспонатов у выставки Государственного исторического музея, которая блестяще прошла в Москве в 2017 году. Однако, новая кураторская концепция диктует существенные отличия в предметном ряде экспозиции: Музей театрального и музыкального искусства исследует не столько мужскую повседневную моду, сколько ее отражение на сцене, ее влияние на театральный язык разных эпох от карикатур на модников-дамских угодников до возникновения и развития амплуа героя-любовника.

Торжественное открытие выставки "Красавец мужчина. Русский модник на театре" состоится в Шереметевском дворце - Музее музыки 4 апреля в 16.00.

Веяния любого времени особенно ярко и отчетливо проявляются на театральной сцене: литературные вкусы и манера выражаться, злободневные события и модные тенденции обретают в театре броскую форму, показаны укрупненно, словно под увеличительным стеклом. Театральные проекции мужской моды разных стилей и эпох позволяют обнаружить со всей наглядностью, как на протяжении конца XVIII - начала XX веков менялись общественные представления об идеальном мужчине - красавце, герое войны или герое-любовнике. На этой задаче и фокусируется выставка Музея театрального и музыкального искусства "Красавец мужчина. Русский модник на театре". Петербургский проект, не повторяя экспозиции Государственного исторического музея, пишет новую главу увлекательной истории, представляет собой своего рода сиквел московской выставки-блокбастера.

В петербургской серии проекта "Красавец мужчина" прослеживаются три сюжетные линии. Одна из них связана с историей вещей, бытовых мелочей в эпохи Фонвизина, Пушкина, Островского или Чехова. Вместе с кафтанами, камзолами, парадными фраками и прочими элементами мужского гардероба специального внимания удостоятся трости и пороховницы, печатки и пряжки, наусники и мужские корсеты, приспособления для чистки ногтей и ушей, пудреницы, мушечницы и бальные записные книжки - столь необходимые каждому моднику вещицы, которые ныне смотрятся диковинной экзотикой. Многообразным курительным принадлежностям, очкам и лорнетам, карманным часам XVIII-XX веков посвящены отдельные эпизоды-камео.

Мемориальный сюжет выставки - естественное продолжение "истории мужских мелочей". Портрет П.Я. Чаадаева, жилет А.С. Пушкина, феска М.И. Глинки, трость А.Н. Островского, пенсне А.К. Глазунова, перстень В.В. Самойлова или табакерка Ф.И. Шаляпина играют ведущие роли в выставке-спектакле, становятся рассказчиками целых историй о своих знаменитых обладателях и их отношении к моде.

Вещи знаменитых актеров - предмет особого кураторского интереса. Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа - возвышенного ли, трагического или комедийно-карикатурного. Личные принадлежности В.В. Самойлова, К. А. Варламова, Н.Н. Фигнера, Ф.И. Стравинского, Ф.И. Шаляпина соседствуют с их сценическими остюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы "красавца мужчины". Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из "Модной лавки" И.А. Крылова. Их воплощения на сценах петербургских театров на протяжении целого века внимательно исследованы и отражены в экспозиции.

С помощью театральных эскизов - реконструкций мужского костюма XVIII-XIX веков - можно видеть, как меняется прошлое под взглядом той или иной современности. Версии "исторических" костюмов XVIII-XIX столетий в исполнении художников "Мира искусства", советского пост-авангарда, соцреализма или "оттепели" дают экспозиции дополнительный объем, интригу, раскрывающую относительность расхожих представлений об истории и утверждающую превосходство художественной правды над правдой жизни - по крайней мере, в театре.

Галерея фотопортретов современных "красавцев мужчин" - от Г.А. Товстоногова до Ф.С. Рузиматова - служит прологом к основной экспозиции, словно бы намекая: "Все течет, но ничего не меняется".

Участники и партнеры проекта "Красавец мужчина. Русский модник на театре": Государственный музей-заповедник "Петергоф", Государственный музей А.С. Пушкина (Москва), Всероссийский музей А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская театральная библиотека, Российская национальная библиотека, Александринский театр, Большой драматический театр, Театр им. Ленсовета, Театр-фестиваль "Балтийский дом", Малый драматический театр - Театр Европы, Журнал "Собака.ru ". Выражаем благодарность фотографам, принявшим участие в проекте: Валерию Плотникову, Валентину Барановскому, Юрию Белинскому и др.

Крупный выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре» посвящен феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца XVIII - начала XX века. Этот проект унаследовал тему, название и часть экспонатов у выставки Государственного исторического музея, которая блестяще прошла в Москве в 2017 году. Однако, новая кураторская концепция диктует существенные отличия в предметном ряде экспозиции: Музей театрального и музыкального искусства исследует не столько мужскую повседневную моду, сколько ее отражение на сцене, ее влияние на театральный язык разных эпох от карикатур на модников-дамских угодников до возникновения и развития амплуа героя-любовника.
Веяния любого времени особенно ярко и отчетливо проявляются на театральной сцене: литературные вкусы и манера выражаться, злободневные события и модные тенденции обретают в театре броскую форму, показаны укрупненно, словно под увеличительным стеклом. Театральные «изводы» мужской моды разных стилей и эпох позволяют обнаружить со всей наглядностью, как на протяжении конца XVIII - начала XX веков менялись общественные представления об идеальном мужчине - красавце, герое войны или герое-любовнике. На этой задаче и фокусируется выставка Музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре». Петербургский проект, не повторяя экспозиции Государственного исторического музея, пишет новую главу увлекательной истории, представляет собой своего рода сиквел московской выставки-блокбастера.
В петербургской серии проекта «Красавец мужчина» прослеживаются три сюжетные линии. Одна из них связана с историей вещей, бытовых мелочей в эпохи Фонвизина, Пушкина, Островского или Чехова. Вместе с кафтанами, камзолами, парадными фраками и прочими элементами мужского гардероба специального внимания удостоятся трости и пороховницы, печатки и пряжки, наусники и мужские корсеты, приспособления для чистки ногтей и ушей, пудреницы, мушечницы и бальные записные книжки - столь необходимые каждому моднику вещицы, которые ныне смотрятся диковинной экзотикой. Многообразным курительным принадлежностям, очкам и лорнетам, карманным часам XVIII-XX веков посвящены отдельные эпизоды-камео.
Мемориальный сюжет выставки - естественное продолжение «истории мужских мелочей». Портрет П. Я. Чаадаева, жилет А. С. Пушкина, феска М. И. Глинки, трость А. Н. Островского, пенсне А. К. Глазунова, перстень В. В. Самойлова или табакерка Ф. И. Шаляпина играют ведущие роли в выставке-спектакле, становятся рассказчиками целых историй о своих знаменитых обладателях и их отношении к моде.
Вещи знаменитых актеров - предмет особого кураторского интереса. Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа - возвышенного ли, трагического или комедийно-карикатурного. Личные принадлежности В. В. Самойлова, К. А. Варламова, Н. Н. Фигнера, Ф. И. Стравинского, Ф. И. Шаляпина соседствуют с их сценическими костюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы «красавца мужчины». Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из «Модной лавки» И. А. Крылова. Их воплощения на сценах петербургских театров на протяжении целого века внимательно исследованы и отражены в экспозиции.
Прологом к исторической части экспозиции станет театральный «черный кабинет» с галереей портретов современных «красавцев мужчин». Фотографии знаменитых актеров и режиссеров XX - начала XXI веков, законодателей вкуса и кумиров широкой публики - от Г. А. Товстоногова, В. И. Стржельчика, И. О. Горбачева до Ф. С. Рузиматова и Д. В. Козловского - будут размещены в ряд, как в фойе настоящего театра. Снимки, сделанные блестящими мастерами Валерием Плотниковым, Валентином Барановским, Юрием Белинским и другими фотографами дадут точку опоры зрителю, отправляющемуся в путь по стилям и эпохам мужской моды, словно бы намекая: «Все течет, но ничего не меняется».
В проекте «Красавец мужчина. Русский модник на театре» принимают участие ГМЗ «Петергоф», Государственный музей А. С. Пушкина (Москва), Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская театральная библиотека, Российская национальная библиотека Александринский театр, музей Большого драматического театра, музей театра им. Ленсовета, музей театра-фестиваля «Балтийский дом», журналы «Собака.ru» и «Караван историй». Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства представит на выставке хранящиеся в фондах редкие костюмы из гардероба императорских театров, эскизы декораций и костюмов, афиш, театральных программок и фотографий разного времени, предметы ювелирного искусства. Многие экспонаты выставки будут продемонстрированы публике впервые.