Литературный брейн-ринг «Веселые стихи» по произведениям Елены Благининой. Мир детства елены благининой Литературные игры по произведениям е благининой

Литературный час к 110-летию со дня рождения Е.А. Благининой.

Елена Александровна Благинина (27.05.1903-24.04.1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии в семье железнодорожного кассира. С детства мечтала стать учителем, поэтому после окончания гимназии поступила в Курский педагогический институт. Первые стихи Благининой были опубликованы в 1921 году в альманахе курских поэтов. Вскоре она перебиралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт, который окончила в 1925 году. Так как философская лирика Елены Александровны категорически не вписывалась в концепцию пролетарского искусства, и ее стихи долгое время не печатали по идеологическим соображениям, Благинина в начале 30-х годов прошлого века стала писать стихи для детей. Сотрудничала с журналами «Затейник» и «Мурзилка», много внимания уделяла переводам произведений украинских, молдавских и татарских поэтов. В 1938 году Елена Благинина была принята в Союз писателей СССР. Ее отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.

Никашкина, И.

«Вечно ваша Елена Благинина…» / И. Никашкина // Библиотечное дело. - 2013. - № 13. - С. 40-42

Старченко, Н. Н.

«Муравейник» на родине Е. Благининой /Н. Н. Старченко // Муравейник. - 2013. - № 10. - С. 4-5

О литературном празднике, посвященном 110-летию Е. А. Благининой на родине поэтессы в д. Яковлево, Свердловского района, Орловской области

Савченко, А.

О литературном празднике, посвященном 110-летию Е. А. Благининой на родине поэтессы в д. Яковлево, Свердловского района, Орловской области

Вечная память героям [Текст] / А. Малык // Сельская новь (Свердловский р-н). -2013. - N 10 (8февр.). -С. 1.

О мероприятиях посвященных Сталинградской битве в Центральной районной библиотеке им. Н. С. Лескова на базе клуба "Диалог" и в Центральной детской библиотеке им. Е. А. Благининой

Чекмарева, В.

Книг заветные страницы [Текст] / В. Чекмарева // Сельская новь (Свердловский р-н). - 2013. - N 23 (26 марта). - С.З.

О неделе детской и юношеской книги в Центральной детской библиотеке им. Е. А. Благининой

Чекмарева, В.

Лучик света - библиотекарь [Текст] / В. Чекмарева // Сельская новь (Свердловский р-н). - N 40/41 (24 мая). - С- 5. : фото

О библиотекаре Центральной детской библиотеки им. Е. А. Благининой В. И. Гришаевой

Трубина, Л.

Золото русской поэзии [Текст] / Л. Трубина // Сельская новь (Свердловский р-н). - N 43 (31 мая). - С.1. : фото

О литературном празднике, посвященном 110-летию Е. А. Благининой в д. Яковлево

Чемодурова, И.

Все возрасты покорны [Текст] / И. Чемодурова // Сельская новь (Свердловский р-н). - N 47 (11 июня). - С.2.

О мероприятиях в Центральной детской библиотеке им. Е. А. Благининой и Центральной районной библиотеке им. Н. С. Лескова, посвященных дню рождения А. С. Пушкина

Чемодурова, И.

Благинина для самых маленьких [Текст] / И. Чемодурова // Сельская новь (Свердловский р-н). - N 53/54 (28 июня). - С.З

О мероприятии в Центральной районной библиотеке им. Е. А. Благининой для воспитанников детского сада № 2, посвященном 110 -летию со дня рождения Е. А. Благининой

Кудрявцева, Е.

Орел - город первого салюта [Текст] / Е. Кудрявцева // Сельская новь (Свердловский р-н). - 2013. - N 88 (15 окт.). - С.2.

Об итогах областного патриотического конкурса "Орел - город первого салюта", в конкурсе приняли участие читатели центральной районной библиотеки им. Е. А. Благининой и сельских библиотек-филиалов

"Муравейник" на родине Благининой

Третьеклассница Катя Голубева

Трудно найти детскую библиотеку, где не было бы книг Елены Александровны Благи-ниной,

Она родилась в 1903 году на Орловщине, любовь к которой пронесла через всю свою долгую творческую жизнь. «Орловские края во мне живы настолько, что достаточно еле-еле тронуть память, как всё связанное с этими местами возникает явственнее яви».

Над рожью, дождиком примятой,

Стоит денёк почти сквозной,

Орловский ветер пахнет мятой,

Полынью, мёдом, тишиной...

Именно в такой денёк (даже тёплый до-ждик пробежал!) повезло редакции журнала «Муравейник» приехать в село Яковлево, где 110 лет назад родилась Елена Благинина. Этой памятной дате и был посвящен большой литературный праздник, в котором приняли участие взрослые и дети. На огромной поляне старинного парка особенно выделялись уче-ники Яковлевской школы имени Е.А. Благи-ниной. Они вдохновенно читали стихи своей знаменитой землячки, пели песни.

Выступают учащиеся Яковлевской школы имени Е.А. Благининой

Педагогам интересен журнал "Муравейник"

Хочется от всей души поблагодарить иници-аторов и устроителей этого светлого литератур-ного праздника! Это, прежде всего — глава администрации Свердловского района Орловской области Анна Харитоновна Воронина и её за-меститель Юрий Георгиевич Ефремов, дирек-тор Орловской областной детской библиотеки имени М.М. Пришвина Ирина Александров-на Никашкина, директор центральной район-ной библиотеки Елена Викторовна Савоськина и заведующая детской библиотекой имени Е.А. Благининой Елена Анатольевна Кудрявцева, и, конечно же, деятельная подвижница и пе-дагог Татьяна Иосифовна Можина — дирек-тор Яковлевской основной школы имени Е.А. Благининой, которой в 1970-е годы довелось встречаться с самой Еленой Александровной.

Здешний пруд - одно из любимых мест поэтессы в детстве...

Фото Ирины Никашкиной, Александра Савченко.

О Благининском празднике

Мир детства Елены Благининой

04.06.2013 12:41

27 мая исполнилось 110 лет со дня рождения Елены Александровны Благининой, замечательного детского поэта. Юбилейную дату широко отмечали на Орловщине, её малой родине.

Наследие Благининой высоко ценится её земляками. Литературные праздники состоялись во всех детских библиотеках города Орла и области.

В областной детской библиотеке этой дате была посвящена ежегодная Неделя «Орловская книга собирает друзей». Объединённый государственный литературный музей И. С. Тургенева, в фондах которого собран большой материал о жизни и творчестве Благининой, хранятся её личные вещи и мебель (среди которой письменный стол поэта), подготовил выставку “В ожидании волшебства”.

Но самые большие торжества проходили в селе Яковлево Свердловского района. Здесь 27 мая 1903 года родилась Елена Благинина. Здесь же появилось её первое стихотворение. «Стихи я начала писать в восьмилетнем возрасте, и первое стихотворение написала в яковлевском парке». Мемориальная доска с этими словами установлена на здании центральной детской библиотеки Свердловского района, которая с 2005 года носит имя Е. А. Благининой. В 2011 году библиотекой был учрежден районный поэтический конкурс им. Е. А. Благининой «Детская лира». Конкурс вошёл в программу читательского развития «Читаем Благинину» и проводится ежегодно среди читателей библиотек района. По его итогам был издан сборник детских стихов. Детская библиотека Свердловского района и стала одним из организаторов и участников праздника в селе Яковлево.

На огромной поляне старинного яковлевского парка, где традиционно проходят благининские праздники, собралось большое количество гостей. Главные участники праздника - дети - учащиеся яковлевской средней школы и девчонки и мальчишки из посёлка Змиёвка. Они читали стихи Благининой, пели песни, танцевали, рассматривали красочные выставки и активно фотографировались у портрета знаменитой землячки. Молодое поколение приветствовали гости из Орла: писатели, поэты, работники музеев и библиотек.

Специально для участия в благанинском празднике приехал писатель, главный редактор журнала «Муравейник» Н. Н. Старченко (Москва). Его трудно назвать гостем: Николай Николаевич долгие годы работал жил и работал в Орле, полюбил этот край и считает его родным. «В стихах Елены Александровны Благининой есть самое главное - чувство восхищения миром, - подчеркнул Николай Николаевич. Другой наш великий земляк Иван Бунин как-то сказал: Да посмотрите же, как прекрасен мир Божий, и как мало мы об этом знаем и видим. Пожалуй, только в детстве, а потом забываем». Елена Благинина в своих стихах сохраняет детское восприятие красоты мира.

Хочется верить, что стихи Елены Благининой будут любимы ещё многими поколениями юных читателей, и в поэзии для детей не перестанет звучать её чистый, ни на кого не похожий голос.

Гость праздника Н. Н. Старченко (Москва)

Орловская областная детская библиотека им. М. М. Пришвина

Авторы: Карева Ольга Петровна, учитель начальных классов ГБСКОУ ( VIII Ступкина Татьяна Валентиновна, учитель начальных классов ГБСКОУ ( VIII вида) №613 Московского района Санкт-Петербурга Тема: Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Е.А.Благининой для учащихся начальной школы.

    Сценарий внеклассного занятия по чтению «В гостях у Е.А.Благининой»
    Ведущий.
Сегодня у нас необычный праздник. Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране, в которой живут стихи, сказки, считалки, загадки и песни. Кто же нас будет сопровождать в этом путешествии? Давайте узнаем, отгадав загадку. (Приложение 1, слайд 2)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)

Книги – это маяки в океане времени. Маяки указывают кораблям путь к родному берегу. А что дают человеку книги? Они вводят нас в мир литературы, в мир поэзии, сказок, приключений. Кому мы обязаны сказать слова благодарности? Конечно, авторам этих книг.
    Ведущий.
Сегодня мы говорим «спасибо» замечательному писателю, поэтессе Елене Александровне Благининой. (Приложение 1, слайд 3). Е.А.Благинина родилась в Орловской губернии в 1903 году. Выросла среди просторных лугов, лесов. И, когда в детстве слушала сказки, то верила, что сказочное случилось рядом. Первое стихотворение написала в восьмилетнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в Курске, и в институте в Москве.
    Ведущий.
Первую книжку для детей Благинина выпустила в 1936 году. Она называлась «Осень». (Приложение 1, слайд 4). В неё вошли стихи про все времена года. Какие вы знаете времена года? Какое сейчас время года? Давайте послушаем стихотворение Е.Благининой «Весна». (Приложение 1, слайд 5) (Подготовленное чтение детьми 4 класса в музыкальном сопровождении – П.И.Чайковский «Времена года»).

Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт,
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд;

Ещё к сараю за дровами
Не проберёшься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлёт снеговик;

Ещё мы все тепло одеты -
В фуфайки, в ватные штаны...
А всё-таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны

И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.

И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны...
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.

А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все весёлые веснушки
Уселись на одном носу.

    Ведущий.

Перед вами обложка сборника «Посидим в тишине». (Приложение 1, слайд 6).

Так называется одно из стихотворений в этом сборнике. У Елены Александровны написано много стихов о маме, бабушке. Каждому читателю эти стихи становятся близкими, потому что они написаны о самых родных и дорогих нам людях. Давайте вместе прочитаем это стихотворение.

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

    Ведущий.
Елена Благинина писала стихи для детей и о детях. Дети, игры, игрушки занимают центральное место в её творчестве. (Приложение 1, слайд 7). Давайте и мы почитаем эти добрые стихи. (Чтение детьми 4 класса).

Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.

На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!

    Ведущий.
В творчестве Благининой нашлось место и азбуке. (Приложение 1, слайд 8). На каждую букву алфавита она сочинила весёлое стихотворение. Наши первоклассники в этом году тоже познакомились с буквами. Сейчас они нам об этом расскажут. («Научусь-ка я читать»).
    Ведущий.
Елена Благинина являлась не только автором стихов, но и переводчиком. Благодаря Елене Александровне дети познакомились с поэзией Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. (Приложение 1 , слайд 9).
    Ведущий.
Благинина выросла в рабочей семье, где детей с раннего возраста приучали к труду, самообслуживанию. Эта тема тоже отражена в поэзии Елены Александровны. (Приложение 1, слайд 10).

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

Почему,

Почему

На чулках по дырке?

Потому что неохота

Штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Почему,

Почему

Штопка на пятке?

Потому что неохота

Быть неряхой Натке.

Ведущий.

Учащиеся 2 класса прочитают «Не мешайте мне трудиться», «Новая одёжка», «Приходите, поглядите».

    Ведущий.
Елена Благинина сочиняла не только стихи. Из-под её пера вышло большое количество загадок, считалок, песен. (Приложение 1, слайд 11).

На пригорке, на горе,

У сороки на дворе

Собралися гости:

Пташки-канарейки.

Кто лежал на травке,

Кто сидел на лавке,

А лягушка-попрыгушка

Грелась у канавки!

Ведущий. Учащиеся 3 класса прочитают песенку «Сорока-белобока»
    Ведущий.
Давайте прочитаем и отгадаем загадки, которые загадала нам Елена Благинина. (Приложение 1, слайд 12).
    Ведущий.
Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Шифровка». Вам нужно прочитать и отгадать названия произведений Елены Благининой. (Приложение 1, слайд 13) «Весна», «Кукушка», «Тюлюлюй».
    Ведущий.
Для чего нужны считалки? Вот и мы с вами сейчас посчитаемся. (Выходят все учителя начальных классов и на личном примере показывают, как нужно считаться. После этого предлагается посчитаться самим детям). (Приложение 1, слайд 14).

Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
- Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!

    Ведущий.
Последнее задание – оформление собственной книжки-малышки. Сейчас вы почувствуете себя художниками-оформителями детских книг. Ваша задача: при помощи карандашей, фломастеров или красок оформить иллюстрацию к прочитанным вами стихотворениям. (Детям выдаются раскраски в соответствии с прочитанными стихотворениями). (Приложение 2).
    Ведущий.
Подведем итоги нашего путешествия по творчеству Е.А.Благининой. давайте соберем все странички нашей книжки-малышки. (Дети один за другим приносят свои готовые раскраски, ведущий вкладывает каждую раскраску-страничку в общий альбом.) Посмотрите, какая замечательная книжка у нас получилась! (Приложение 3)
    Пришла весна. Наступают весенние каникулы. Мы желаем вам хорошего отдыха и приятного времяпрепровождения. (Приложение 1, слайд 15).

С крыши – кап,

С крыши – кап…

Стал морозец

Очень слаб,

А снега осели.

Солнце

В горенке живёт,

Солнце

Горенкой плывёт,

Педагог:

Ты зачем, плакун-трава,

Колыбельку оплела,

Колыбельку оплела,

Всю слезами залила?..

Негромко повторяясь, ласковые слова колыбельной будто бы оплетают дремотный полог и уносят в неведомую чудесную страну снов. Мама поёт, и ребёнок, засыпая, слышит тихую, куда-то ускользающую песенку.

Именно на песни, которые поёт мать любимой дочке или сыночку, похожи стихи Елены Александровны Благининой (1903 – 1989). В них жаркие запахи малинника, спокойная красота рябиновой ветки, запечатлённый миг прощания с осенью.

Ребёнок (1):

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

(«Улетают, улетели».)

Педагог: Самое главное, что дорого нам в стихах Е. Благининой, — это искренний голос друга, который не спутаешь ни с каким другим, как мамин голос.

Ребёнок (2):

Хрустит за окошком

Морозный денёк.

Стоит на окошке

Цветок-огонёк.

Малиновым цветом

Цветут лепестки,

Как будто и вправду

Зажглись огоньки.

Его поливаю,

Его берегу,

Его подарить

Никому не могу.

Уж больно он ярок,

Уж больно хорош,

Уж больно на мамину

Сказку похож!

(«Огонёк».)

Педагог: Глазами маленькой девочки, которая очень любит свою маму, смотрит поэтесса на мир.

Ребёнок (3):

Мама спит, она устала…

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул по мне.

— Ничего, — шепнул он будто, —

Посидим и в тишине!..

(«Посидим в тишине».)

Педагог: Её героиня необычайно приветлива, добра, трудолюбива.

Ребёнок (4):

Я, как мама, не люблю

В доме беспорядка.

Одеяло расстелю

Ровненько да гладко.

На пуховые подушки

Я накину кисею.

Полюбуйтесь-ка, игрушки,

На работу на мою!

(«Полюбуйтесь-ка, игрушки!»)

Педагог: С мягким юмором иногда пишет Е. Благинина о проделанной работе.

Ребёнок (5):

Метлу взяла

И двор подмела.

Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала –

От сарая до крыльца

Танцевала без конца.

Приходите, поглядите,

Хоть сориночку найдите!

(«Приходите, поглядите».)

Ребёнок (6):

Мы варили суп, суп

Из перловых круп, круп.

Получилась каша –

То-то горе наше!

Замесили тесто –

А оно ни с места!

Замесили на дрожжах –

Не удержишь на вожжах!

(«То-то горе наше!»)

Педагог: А ещё её героиня любит природу, зверей и птиц, тревожится за них в особенно холодные, морозные зимние дни.

Ребёнок (7):

Морозы жестокие

В этом году!

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

Тревожно за Жучку.

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц –

За наших воробышков,

Галок, синиц.

Педагог: И в тоже же время она говорит о помощи всем тем, кто в этом нуждается.

Ребёнок (8):

У нас приготовлено

Всё для зимы:

Рогожей укутаем

Яблоньки мы.

Побольше сенца

В конуру принесём,

Беднягу дворнягу

От стужи спасём.

Но птицы! Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

(«Мороз».)

Педагог: Стихи Елены Благининой рисуют праздничный, разноцветный и счастливый мир.

Ребёнок (9):

Солнце жёлтым косяком

Улеглось на лавке.

Я сегодня босиком

Бегала по травке.

Я видала, как растут

Острые травинки,

Я видала, как цветут

Синие барвинки.

Я слыхала, как в пруду

Квакала лягушка.

Я слыхала, как в саду

Плакала кукушка…

(«Уморилась».)

Педагог: Детская жизнь в её стихах – как солнечный день, когда всё кажется невероятно красивым, всё вызывает восхищение.

Ребёнок (10):

— Черёмуха, черёмуха,

Что ты стоишь бела?

— Для праздника весеннего,

Для Мая расцвела.

— А ты, трава-муравушка,

Что стелешься мягка?

— Для праздника весеннего,

Для майского денька.

— А вы, берёзы тонкие,

Что нынче зелены?

— Для праздника! Для праздника!

Для Мая! Для весны!

(«Черёмуха».)

Педагог: Удивительно, что Благининой удалось сохранить светлое восприятие жизни – настолько трудная выпала ей судьба.

Видимо, многое было заложено ещё в детстве: в семье любили устраивать праздники, на которых звучали стихи и песни. А сочинять Лена стала в 8 лет.

Училась она в Курском педагогическом институте, была членом курского Союза поэтов. Переехав в Москву, продолжила образование в Высшем литературно-художественном институте им. В. Я. Брюсова. Здесь же познакомилась со своим будущим мужем, который был впоследствии репрессирован, много лет провёл в тюрьмах, лагерях и ссылке, воевал, был ранен. Творчество для Е. Благининой стало спасительным кругом.

С 1933 года началась, по словам писательницы, её «настоящая литературная жизнь». Появились публикации в «Мурзилке», «Затейнике». В 1936 году вышли первые книги: сборник стихов «Осень» и поэма «Садко».

После появления книжки «Вот какая мама!» (1939) Е. А. Благинина вошла в число самых известных советских поэтов.

Стихи Елены Александровны о природе, о детских играх, заботах и забавах, о первых самостоятельных поэтических открытиях, о дружбе – все вместе создают огромное полотно, название которого – любовь к Родине. При этом поэт не кричит о своём высоком чувстве, не выставляет его на показ, но читатели разделяют эту любовь, впитывая с каждым словом.

Ребёнок (11):

На травинке греют спинки

Золотые паучки.

По извилистой тропинке

Всё песчинки да сучки.

Ветер носит крошку мошку,

Тонконожку-комара.

Выбегает на дорожку

За сторожку детвора.

(«Весёлая прогулка».)

Педагог: А слова она каждый раз находит свежие, не поблёкшие от частого употребления: как новенькие сияют они, бережной рукой вынутые из кладовых родного языка.

Ребёнок (12):

Над рожью дождиком примятой,

Стоит денёк почти сквозной.

Орловский ветер пахнет мятой,

Полынью, мёдом, тишиной…

(«Колея».)

Педагог: Творчество Елены Благининой сродни фольклору. Есть у неё считалки и скороговорки, тараторки и бесконечные песенки.

Ребёнок (13):

Синий день тенями двигал,

Шёл по стёжкам, по тропам.

Жёлтый луч на ёлке прыгал

Между игол и… пропал.

Никуда он не пропал ,

Просто на траву упал,

Тронул розовые кашки,

Покачнулся на ромашке,

Одуванчик растрепал,

Поскользнулся и… пропал.

Никуда он не пропал,

Просто в ельничек попал.

Синий день тенями двигал,

Шёл по стёжкам, по тропам.

Жёлтый луч на ёлке прыгал

Между игол и… пропал.

Никуда он не пропал,

Просто на траву упал…

(Из цикла «Бесконечные песенки».)

Конкурс скороговорщиков

Возле грядки

Возле грядки –

Две лопатки,

Возле кадки –

Два ведра.

После утренней зарядки

Мы работали на грядке,

И посадки

Все в порядке,

Их теперь

Полить пора!

Простокваша

Простокваши дали Клаше –

Недовольна Клаша:

— Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши

Нашей Клаше каши.

— Не хочу я просто каши,

Так – без простокваши.

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей…

Педагог: Всем известны игры, которые подарила детям, Елена Александровна Благинина, — «Осень спросим», «Ёлка», «Метелица» и другие.

Игра «И вот этак, и вот так»

При помощи считалки выбирается Гостьюшка.

Как у нас на нашей грядке

Сколько цветиков цветёт!

Маргаритки, ноготки,

Астры – пёстрые цветки,

Георгины и левкой,

Выбираешь ты какой?

Тот, кого спрашивают, выбирает цветок, и считалку считают сначала. Кому достался выбранный цветок, тот и Гостьюшка, которая

выходит на середину круга, кланяется, задаёт детям вопросы, а они отвечают.)

— Вот и я пришла к вам в гости!

— Очень рады, что пришла!

— Расскажите мне, ребята,

Как денёк вы провели?

— Всё расскажем по порядку:

Утром делали зарядку!

— Как?

— Вот этак и вот так,

Ещё этак и вот так! (Показывают.)

— А потом?

— За завтрак сели,

Без остатка всё поели!

— Как?

— Вот этак и вот так,

Ещё этак и вот так! (Показывают.)

А потом?

— Гулять ходили,

Пёстрых бабочек ловили.

— Как?

— Вот этак и вот так,

Ещё этак и вот так! (Показывают.)

— А потом?

— Потом купались,

В речке плавали, плескались.

— Как?

— Вот этак и вот так,

Ещё этак и вот так!.. (Показывают.)

— А потом?

— Пололи грядки,

Поливали их из кадки.

— Как?

— Вот этак и вот так,

Ещё этак и вот так! (Показывают.)

— А потом?

— Обедать сели,

С аппетитом всё поели!..

— Ну, я вижу, ребятишки,

День вы славно провели.

До свиданья!

— До свиданья!

Очень рады, что пришла!

Приходи к нам завтра днём,

Тебе песенку споём!

— Как?

( Дети поют песню.)

— Я не очень-то спешу,

Коль попросите, спляшу!

— Как?

— Вот этак и вот так,

Ещё этак и вот так!

( Пляшет Гостьюшка, а вокруг неё пляшут ребята.)

Викторина по произведениям Е. А. Благининой

На моём окошке

Настоящий сад!

Крупные серёжки

Фуксии висят.

Лезет финик узкий –

Листики свежи.

А у пальмы русской

Листья, как ножи.

(«На моём окошке».)

На тропинке – тень,

Солнечная сетка.

Через тын, через плетень

Свесилась ветка.

Прибегу, прискачу,

На носках привстану,

Ветку за косу схвачу,

Ягоды достану.

(«Рябина».)

Разгуляется денёк,

В полдень сядешь на пенёк,

Смотришь – на припёке

Прыгают сороки.

А в обед совсем теплынь –

Пахнет горькая полынь,

Тянет мёдом, мятой

И травой примятой.

(«Осень».)

Ручейки звенят-поют,

То и знай встречаются.

Наши лодочки плывут,

На волнах качаются.

(«Лодочки».)

Мама песню напевала,

Одевала дочку,

Одевала-надевала

Белую сорочку.

Белая сорочка –

Тоненькая строчка.

(«Вот какая мама!».)

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

(«Подарок».)

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца

Обуваться научу.

(«Научу обуваться и братца».)

Мне букварик подарили

В день рожденья моего.

А даривши, говорили:

«Нет чудесней ничего!»

(«Букварик».)

Педагог: Стихи Е. Благининой учат к праздникам в детском саду и в школе. С большим увлечением играют дети в перечисленные выше игры, произносят считалки, скороговорки, тараторки. Многие считают, что это не сочинение одного автора, а народное творчество. И действительно, выше награды быть не может.

Хорошая книга – товарищ и друг,

Прожить без неё нам нельзя.

Она о многом поведает нам…

Любите книгу, друзья.

110-летию со дня рождения поэтессы Елены Александровны Благининой были посвящены литературные часы «Мир чистых красок Елены Благининой» , которые провела 20 и 21 мая заведующая детской библиотекой–филиалом № 1 им. А.П.Гайдара (ул. Аршинцева, 50) Кузьменко Наталья Геннадьевна для 56 юных читателей старшей и подготовительной групп детского сада № 16 «Солнышко».
Е.А.Благинина пришла в детскую литературу в начале 30-х годов XX века. Стихи её сначала печатались в журнале «Мурзилка», а затем регулярно выходили сборники.

Стиль Благининой отличается особым женским звучанием и мягкой интонацией. Женственность сквозит в образах маленьких девочек и расцветает в образе матери. Деловитость и сердечность, любовь ко всему красивому, нарядному объединяет маму и дочку – двух постоянных героинь Благининой. Одно из лучших стихотворений поэтессы – «Вот какая мама! – Золотая прямо!». Чистым, звонким голосом говорит её лирическая героиня о любви – к маме, к деревьям и цветам, к солнцу и ветру. Дети с малых лет знают стихотворение Благининой «Посидим в тишине»:
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Темы стихов Благининой определяются привычным кругом интересов малышей: родной дом, близкие люди, любимые игрушки, сад и лес. Поэтесса в своём творчестве опиралась на традиции народных колыбельных детских песенок. Богатое наследие народной поэзии помогло ей создать свой мир чистых красок, ясных представлений и добрых чувств.
В конце мероприятия Наталья Геннадьевна предложила детям почитать книги Е.А.Благининой.