Музыкальный инструмент якутов во рту как называется. Музыкальные инструменты чукчей Экзаменационная работа по культуре Чукотки учащейся У класса Билибинской детской школы искусств Курмановой Натальи с. Кепервеем

Якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры народа Саха. Местные умельцы через века пронесли секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.

Хомус — музыкальный инструмент

Существует несколько разновидностей хомуса — якутского музыкального инструмента. В древние времена якутский варган изготавливали из древесины или кости, а прототипом являлось дерево, разбитое молнией. При порывах ветра оно издавало загадочные звуки. В старину такое дерево считалось священным и его щепки бережно хранились.

Сегодня, традиционный якутский хомус делают из железа. Он имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающихся «щек». С середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой вибрирующей пластинкой и создается необычный трещащий звук. Музыкальный инструмент хомус может иметь от одного до четырех язычков. Одноязычковый варган играет на одной ноте. Вибрация язычка создается за счет дыхания и артикуляции. Не менее важен ритм – он зависит от техники и мастерства играющего.

Мистичность якутского хомуса заключается в том, что для игры на нем требуется полное сосредоточение. Только в этом случае достигается гармония звучания, и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом. Варган также используется для самосозерцания: когда частота вибраций воздуха совпадает с вибрациями тела человека, достигается полное единение с ним.

Якутский хомус является шаманским инструментом. В своих ритуалах шаманы использовали в основном инструменты с низким, раскатистым звучанием. Считалось, что звук якутского музыкального инструмента хомуса соткан из космических вибраций и является инструментом, связывающим человека с верхним миром. Варган нередко украшался национальным орнаментом. Некоторые сакральные значения узоров на якутском хомусе до сих пор не разгаданы.

Не секрет, что многие из вас хотели бы узнать, как играть на хомусе. Игра на хомусе – это всегда импровизация, отражающая внутреннее состояние играющего. Тем не менее, необходимо освоить базовые навыки, чтобы издаваемые звуки варгана сливались в стройную мелодию.

Держать правильно якутский хомус не так уж и сложно, как покажется на первый взгляд. Одной рукой его нужно взять за кольцо, плотно прижать наружные щечки к зубам. Язычок должен свободно проходить между зубами, не касаясь их. Звуки извлекаются колебаниями язычка: для этого по его загнутому кончику бьют указательным пальцем.

Базовые приемы ударов о язычок

Для этого нужно вращать расслабленной кистью, задевая согнутым указательным пальцем язычок спереди. Необходимо контролировать силу и темп удара в зависимости от ритма. Можно ударять пальцем о язычок и при обратном движении кисти – получится обратный удар.

Дыхательная техника при игре на хомусе

Дыхание играет важную роль в формировании мелодии. Если медленно и осторожно вдыхать воздух в себя, звучание варгана удлинится. Выдох не влияет на звук, но, в сочетании с правильным вдохом, увеличивает силу колебания язычка. Дополнительные возможности дает использование диафрагмы. Если с ее помощью «качать» воздух, можно получить более сильный и глубокий звук.

Управление музыкой

Звук можно изменять с помощью органов речи: вибрацией языка, движениями губ. Так, если обхватить губами корпус, звук усилится.

Игра на якутском хомусе доступна всем. Главное — это понять, как играть на хомусе, систематически тренироваться, проявлять упорство и иметь огромное желание овладеть варганом.

Звук якутского хомуса по тембру и звучанию во многом созвучна с национальной манерой пения. Ведь горловое пение, часто встречаемое среди народов Сибири, имеет много общего с игрой на якутском хомусе. Особого внимания заслуживает вплетение в музыку речи, когда хомусист как бы поет сквозь варган. Слившийся с варганом хомусист сам становится на время музыкальным инструментом.

Для якутов игра на хомусе – глубоко личное, камерное действо. Якутские шаманы использовали его для лечения людей и изгнания злых духов. Также этот инструмент нередко сопровождал любовные признания, когда через него выказывались самые сокровенные чувства. Особенно популярен был якутский хомус у женщин – существовал даже особый жанр хомусных песен. После революции интерес к инструменту ослаб, его даже запрещали из-за ассоциаций с шаманизмом, но в последнее время эта народная традиция возрождается. Нередко мастера проводят обучение, где всем желающим рассказывают, как играть на якутском хомусе.

Музей хомуса

Находится единственный в мире музей хомуса. В нем собрано более 2 тысяч экспонатов, рассказывающем об этом удивительном инструменте.

Среди них индийские, монгольские, тувинские хомусы и многие другие национальные инструменты. бережно хранит духовное наследие различных народов. В нем проходят конференции, лекции, встречи, экскурсии, направленные на сохранение и развитие инструмента.

Видео о хомусе

Посмотрите видео и убедитесь, как красиво звучит якутский хомус в современном исполнении мастера хомуса — Ольги Подлужной. Ритмичная игра на якутском хомусе просто завораживает человека:

Фотографии якутских хомусов

Когда-то инструмент встречался среди русского народа и на Поволжье во 2 - 10 веках. Но обычай был практически утерян. Сегодня существуют мастера, которые возрождают традиционный русский варган.

Варган – является самым древним язычковым музыкальным инструментом. Он встречается в культурах большинства народов мира. Играют на нем прижимая к зубам или к губам и изменяя артикуляцию рта и дыхания. Ротовая полос служит в таком случае резонатором, и даёт возможность менять тембр инструмента. Новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, глоточные, гортанные, языковые, губные способы извлечения звука. Обычно варган делается из металла, дерева или кости. В России варганы широко распространены в Якутии, Туве и на Алтае.

Варганы бывают двух типов:

  1. Пластинчатый. Представляет собой тонкую, узкую пластину. Язычок вырезывается в её середине.
  2. Дугообразный. Обычно выковывается из железа. Представляет собой прут, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. На территории России наиболее распространены именно дугообразные варганы.

Когда-то инструмент встречался среди русского народа и на Поволжье во 2 — 10 веках. Но обычай был практически утерян. Сегодня существуют мастера, которые возрождают традиционный русский варган. Тем не менее, несмотря на эти попытки, нет ни одной реконструкции найденных при раскопках образцов древнего русского инструмента. В летописях конечно упоминается о варгане как о военном музыкальном инструменте. Но быть может это несколько иной по конструкции варган, более пригодный для военной музыки, нежели тот, о котором говорится выше.

Стоит отметить, что практически во всех странах варган изобретался независимо, благодаря чему в каждой стране инструмент обладает набором неповторимых характеристик. Неизменным же остаётся только принцип извлечения звука. Варган имеет необычное, металлическое звучание, приятное уху. Оно успокаивает и настраивает на размышления. Конечно, Важно тембр и оттенки звука зависят не только от самого инструмента, но и от исполнителя. В руках разных людей варган всегда звучит по-разному. В России на Алтае под звуки варгана сочетают с горловое пение. Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Именно это его свойство используют в шаманских трансовых практиках.

Потенциал инструмента до сих пор не перестает удивлять своим многообразием и красочностью. Чтобы играть на варгане не требуется специального музыкального образования. Научиться извлекать из него звук просто, а совершенствоваться в навыке можно всю жизнь. В России игру на варгане возрождают как в кругу профессионалов, так и в кругу любителей.


ЯРАР -ЧУКОТСКИЙ БУБЕН, СТАРИННЫЙ И САМЫЙ РАСПРОСТРАНЁННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЖИТЕЛЕЙ ЧУКОТКИ. НА ДЕРЕВЯННЫЙ ОБОД НАТЯГИВАЮТ КОЖУ ОЛЕНЯ, ДЛЯ ОБОДА ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОЛЬХУ, ЛИСТВЕННИЦУ, БЕРЁЗУ. КОЛОТУШКУ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ИЗ КИТОВОГО УСА ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКИ. ярар - бубен


ВАННЫЯРАР – «ЗУБНОЙ БУБЕН». ВАННЫЯРАР ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ БЕРЕЗОВОЙ, БАМБУКОВОЙ (ПЛАВУН), КИТОВОГО УСА, КОСТЯНОЙ ИЛИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЛАСТИНКИ. ПОЗДНЕЕ ПОЯВИЛСЯ ДВУЯЗЫЧКОВЫЙ ВАРГАН. ВНУТРИ ПЛАСТИНЫ ВЫРЕЗАЕТСЯ ЯЗЫЧОК, ПОСТЕПЕННО СУЖИВАЮЩИЙСЯ К КОНЦУ. У ОСНОВАНИЯ ЯЗЫЧКА ИМЕЕТСЯ ДЫРОЧКА С ПРОДЁРНУТОЙ В НЕЙ НИТКОЙ. ИЗМЕНЯЯ ОБЪЁМ ПОЛОСТИ РТА, ПОЛУЧАЮТ НУЖНУЮ ВЫСОТУ И ИСПОЛНЯЮТ ТРАДИЦИОННЫЕ НАИГРЫШИ. ванныярар – ротовой бубен


ВАРГАН – ДУХОВОЙ ВАРГАН. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ ВИЛКУ С КРУГЛОЙ ПЕТЛЁЙ И ВЫТЯНУТЫМИ КОНЦАМИ. В СЕРЕДИНЕ ПЕТЛИ УКРЕПЛЁН СТАЛЬНОЙ ЯЗЫЧОК С КРЮЧКООБРАЗНО ЗАГНУТЫМ СВОБОДНЫМ КОНЦОМ. ВСТРЕЧАЮТСЯ ВАРГАНЫ С ДВУМЯ ИЛИ ТРЕМЯ ЯЗЫЧКАМИ. ВАРГАНЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРИ ГОРЛОВОМ ПЕНИИ, ПОДРАЖАНИИ ГОЛОСАМ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ. варган


ТЭЛИТЭЛ – ЭТО ДВУХЛОПАСТНАЯ ВЕРТУШКА – ВИХРЕВОЙ СВОБОДНЫЙ АЭРОФОН. ВРАЩЕНИЕМ ОБЕИХ РУК ШНУРКИ ЗАКРУЧИВАЮТСЯ. ПОПЕРЕМЕННЫМ УСИЛИВАНИЕМ И ОСЛАБЛЕНИЕМ НАТЯЖЕНИЯ ШНУРКОВ ТЭЛИТЭЛ БЫСТРО ВРАЩАЕТСЯ ТО В ОДНУ, ТО В ДРУГУЮ СТОРОНУ, ИЗДАВАЯ ЖУЖЖАЩИЙ ЗВУК. В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧУКЧЕЙ ТЭЛИТЭЛ ИМЕЛ ОБРЯДОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТОГДА КАК СЕЙЧАС ОН ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ. тэлитэл




ВЫЁПЧАНАН ИМЕЕТ ВОСЕМЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ. ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ КОРЫ ДЕРЕВА, БОРЩЕВИКА ИЛИ КОСТИ, МОРЖОВОГО ПУЗЫРЯ, ИЗ КОСТИ ЛЕБЕДЯ, МОРЖОВОГО КЛЫКА ИЛИ МЕДВЕЖЬЕГО ЗУБА, ИЗ КУСОЧКОВ БЕРЕСТЫ, КУСТАРНИКА. ПРИ СВИСТКЕ ИЗДАЁТ ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК. ИЗДАВНА ЕГО ПРИМЕНЯЛИ ПРИ СГОНЕ ОЛЕНЕЙ И ВО ВРЕМЯ ОХОТЫ НА ПТИЦ В КАЧЕСТВЕ МАНКА. выёпчанан




МЕМБРАМОФОН – ПОГРЕМУШКА ИЗГОТАВЛИВАЛАСЬ ИЗ ВЫСУШЕННОГО ЖЕЛУДКА КУРОПАТКИ. ВЫЧИЩЕННЫЙ ЖЕЛУДОК НАДУВАЮТ И СУШАТ, ЗАТЕМ НАСЫПАЮТ В НЕГО МЕЛКИЕ РЕЧНЫЕ ИЛИ МОРСКИЕ КАМЕШКИ (ОКАТЫШИ). СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ. БЕРЕТСЯ ПОРОЖНЯЯ ЖЕСТЯНАЯ БАНКА. В НЕЕ НАСЫПАЮТ РЕЧНЫЕ КАМЫШКИ И ПЛОТНО ЗАКРЫВАЮТ КРЫШКОЙ. НА БАНКУ НАДЕВАЮТ ЧЕХОЛ ИЗ МАТЕРИИ ИЛИ КОЖИ, УКРАШЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ И ЦВЕТНЫМИ ПОДВЕСКАМИ. мембранофон




РЕЗОНАТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕСТЯНАЯ БАНКА. ЧЕРЕЗ ВСЮ ДЛИНУ ПРОХОДИТ ДЕРЕВЯННАЯ ШЕЙКА. НАТЯГИВАЮТ ДВЕ ТУГО НАТЯНУТЫЕ НИТИ. СМЫЧОК ИЗГОТАВЛИВАЛСЯ ИЗ КИТОВОГО УСА ИЛИ БАМБУКА. ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА ПАЛОЧКУ СЛЕГКА СМАЧИВАЮТ В ВОДЕ И ВОДЯТ ЕЮ ПО СТРУНЕ. Эйн эн – смычковая пиколютня

Варган (Хомус, Кубыз)

Мир шаманов…. Он очень таинственен и привлекателен для современного человека. В век технического прогресса и бешеных скоростей почти совсем утрачивается связь людей и Природы. Своим подсознанием мы понимаем, что взаимодействие с ней очень важно, так как придает силу, а жизнь наполняет смыслом. Вот почему нас привлекают шаманы - загадочные люди, которые берегут эту связь, обожествляют и почитают Природу, и умеют общаться с ней, поскольку обладают даром погружения в особое состояние для общения с духами. У шаманов устройство мира весьма образно и поэтично. В их обрядах, которые называются камланиями, важную роль играют облачение и атрибуты. Так, непременными участниками шаманских ритуалов являются бубен и варган. Бубен открывает колдуну проход в другие миры, а варган служит оберегом от злых духов. Варган – это действительно магический инструмент не только в руках шамана, но и обычного человека. Если вы утомились от какой-либо работы, то поиграв на варгане, почувствуете, что такое музицирование помогает расслабиться и даже войти в состояние легкого управляемого транса. Это прекрасный инструмент для импровизации и выражения различных чувств.

Историю варгана и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Варган относится к разновидности самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Он обладает приятным для слуха необычайно бархатным, но в то же время «металлическим звучанием», который успокаивает и настраивает на размышление. Неимоверно красивые звуки и обертоны, да иногда ещё в сочетании с горловым пением – это просто невообразимое волшебство, которое действует завораживающе и уводит от жизненных реалий.

Извлекать звуки на варгане не сложно, для этого нужно основу инструмента плотно прижать к зубам или губам, оставив между ними не большую щель, чтобы туда свободно входил язычок варгана, который при игре нужно оттягивать. Функцию резонатора выполняет ротовая полость, при изменении контура которой исполнитель добивается разнообразного тембрального окраса звучания инструмента. Настоящей технике исполнения на варгане научить невозможно, она приходит сама во время регулярных тренировок. Подлинные профессионалы в своем исполнении для извлечения звука применяют губные, языковые, глоточные и гортанные способы, задействуя при этом дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Фото :





Интересные факты

  • Варган – инструмент, получивший широкое распространение по всему миру, в каждом регионе имеет свое название. Наименования инструмента исчисляются сотнями, вот некоторые их них: Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, Бамбаро, Беримбау, Бинайо, Бивба, Биримбао, Брумле, Ванни яяй, Варгас, Вархан, Вурган, Кубыз, Кункон, Мыны, Панга, Рбиба, Хамыс, Хомус, Хуур, Чанг-кобус, Пангар и многие другие.
  • Варган – русское название инструмента, которое произошло от старославянского слово варга, что означает рот, уста.
  • Женщины Алтая любят музицировать на варгане, использую при этом особый прием игры, при котором звукоизвлечение происходит только языком - без помощи рук. Такой специфический способ они применяют при дойке коров, которые слушая звуки варгана, дают больше молока.

  • В свое время варган активно использовался членами сицилийской мафии для передачи шифрованных сигналов.
  • Мастера варганной музыки утверждают, что прежде чем начать играть на новом инструменте, необходимо с ним «слиться» - отдать свою энергию. Для этого нужно некоторое время носить его как кулон на шее или положить в карман и ни в коем случае не передавать варган другому человеку. Только соблюдая эти условия, инструмент зазвучит без особых усилий, принося удовольствие исполнителю.
  • Международный центр, а также самый большой музей хомуса (варгана), который признан уникальным, располагается в столице Республике Соха г. Якутске. В основных фондах музея около 9 тысяч экспонатов, собранных в разных странах мира.


  • Ранее на Алтае и Сибири варганы изготавливали только те кузнецы, которые являлись родственниками шаманов.
  • Якутский хомус в декабре в 2011 года был отправлен на космическую орбиту, где вместе с экипажем космического корабля «Союз » пробыл более 190 суток.
  • Первый Международный фестиваль варганной музыки был организован в американском городе Айова-Сити в 1984 году.
  • Седьмой Международный фестиваль варгана (хомуса), проходивший в Якутске в 2011 году, был отмечен в книге рекордов Гиннеса, так как в нем приняло участие рекордное количество участников – 1344 исполнителя на варгане.
  • В СССР, во время правления И.Сталина, варган (хомус) попал под запрет как инструмент шаманов - колдунов, которые в этот период подвергались суровым репрессиям.
  • В США варган получил название «еврейская арфа», но почему инструмент имеет такое странное наименование, американцы толком объяснить не могут.
  • Электронный варган был создан всемирно известным исполнителем на варгане Р. Загретдиновым в 1991 году.

Конструкция

Конструкция варгана очень проста. Принцип устройства инструмента – это неподвижная основа, а в ней свободно колеблющийся язычок. Конструкция варгана может быть как цельной, то есть язычок просто вырезается в центральной части инструмента, так и составной – язычок прикрепляется к основе. Форма инструмента бывает как дугообразной, так и в виде тонкой узкой пластины.

  • Дугообразные варганы изготавливают путем ковки из металлического прута, по центру инструмента прикрепляют язычок из стали с крючком на конце.
  • Пластинчатые варганы – это цельная пластина с прорезью посередине и с прикрепленным или вырезанным язычком. Пластинчатые инструменты делают из дерева, бамбука, кости, реже из металла.

Разновидности

Варган, получивший очень широкое распространение по всему миру, имеет очень большое количество разновидностей. Некоторые историки – искусствоведы считают, что во многих регионах инструмент появился самостоятельно, независимо друг от друга, поэтому у каждого народа он имеет не только свое название, но и особенности, присущие варгану только данной местности. Вариантов инструментов, отличающихся по формам, материалам, которые используются при изготовлении, приёмам звукоизвлечения очень много и вот некоторые из них:

  • якутский хомус – изготавливается из кованой стали. Главное отличие – звук громкий и продолжительный с «трещащим» тембральным окрасом, что является результатом увеличенного размера язычка.
  • Алтайский комуз – инструмент небольших размеров. Петля рамки имеет гладко – овальную форму. Инструмент обладает легким язычком.
  • Немецкий маультроммель – инструмент достаточно больших размеров с низким и мощным звучанием.
  • Вьетнамский Дан Мои – пластинчатый инструмент с мягким, долгим и высоким звукам. При звукоизвлечении прижимается не к зубам, а к губам.
  • Непальская мурчунга – небольшой инструмент, отличающийся необычной формой: язычок удлинен в обратную сторону. Звучание удивительное и неповторимое.

Стоит также отметить, что музыканты постоянно стараются усовершенствовать свой любимый инструмент. В результате таких модернизаций появились трехязычковые, кулисные, электронные, многоканальные и другие виды варгана.

Применение

Варган является универсальным музыкальным инструментом, спектр применения которого весьма разнообразен. Кроме использования в этнической музыке он широко употребляется как в классической музыке, так и в различных современных музыкальных направлениях, таких как рок, фолк, поп. Варган очень популярен в молодежной среде, а также является ритуальным инструментом алтайских и якутских шаманов – колдунов. Кроме этого варган используется в исцеляющих практиках, которыми в нынешнее время очень заинтересовались ученые: инструмент обладает лечебными свойствами и положительно воздействует на работу всех человеческих органов. Он хорошо очищает легкие, оказывает антистрессовое воздействие, а также обладает косметическим действием - разглаживает морщины.

Исполнители


Научиться извлекать звуки на варгане можно за несколько минут, а вот виртуозное исполнение на инструменте доступно далеко не каждому, чтобы приобрести определенное мастерство необходимо много тренироваться. Особого почитания заслуживают выдающиеся варганисты - новаторы, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие исполнительского мастерства - это Иван Алексеев, Антон Брюэн, Роберт Загретдинов, Тран Кван Хай, Римма Мадварова, Лука Турнин. Талантливых музыкантов, которые в нынешнее время поражают слушателей своей виртуозной игрой на инструменте довольно много, каждый варганист имеет свой неповторимый стиль исполнения. Одни исполнители не только виртуозно импровизируют, но и очень интересно экспериментируют в авангардных стилях современной музыки, другие очаровывают слушателей ансамблевым исполнением или «электронным» звучанием инструмента. Среди варганистов нынешнего времени необходимо отметить таких виртуозов, как А. Силади, А. Бескровного, Н. Шумарова, О. Подлужную (Уутай), Б.Дарышева, Б. Байрышева, А.Данилова, Н. Ооржака, М. Зайнетдинова, Н. Соболева.Н. Дучеву, О. Прасс.

Варган – весьма интересный музыкальный инструмент, который своим обворожительным голосом создает волшебную атмосферу, связывающую прошлое с будущем. Простота конструкции, но в то же время сложность исполнения на нем вызывает сегодня большой интерес у музыкантов и порождает открытие новых приемов и способов звукоизвлечения, что говорит о нераскрытых до конца возможностях этого древнего инструмента.

Видео: слушать Варган

Анна Саввинова
Презентация «Якутские музыкальные инструменты»

У древних якутов было развито музыкальное искусство , доказательством этого являются научные исследования многих ученых. По их гипотезе, у якутов с древних времен имеются 14 разных видов музыкальных инструментов : шумовые, струнные, варганные и. т. д. Кырыымпа (кырыыппа) Кыллаах кырыымпа (или кылыах) – самый распространенный струнный музыкальный инструмент . Изготавливают ее из лиственницы, ели и осины. По своей сути Кырыымпа отличается от других инструментов особенной музыкальностью . Дьа5а

Дьа5а – самый звонкий шумовой инструмент . Ее изготавливают из осины, вокруг вставляют маленькие бубенчики внутри которых вкладывают разные бусинки, для создания шумового эффекта. КУПСУУР

Купсуур (Кюпсюр) – ударный музыкальный инструмент ,

подобный барабану. Изготавливают из хорошей лиственницы, выковыривают внутренний слой. Верхнюю ударную часть закрывают специально выделанной коровьей шкурой. БЫЛААЙАХ

Былаайах (Былаях) – палочка для кюпсюря. Изготавливают из осины, ударяющую часть закрывают из коровьей шкуры не удаляя мех. АЙААН

Айаан – музыкальный инструмент подобный трубе и горну. Изготавливают из осины. Вдыхая воздух издают звуки, например голоса животных.

Публикации по теме:

Всем известно, что дети любят все новое и яркое. Яркие и звонкие инструменты необходимы в работе музыкального руководителя. Руководствуясь.

Компьютерная игра «Музыкальные инструменты» Игра апробирована на детях старшего возраста и средней группы. Удобно заниматься как индивидуально, так и группой (просто отвечать хором).

Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Мастер-класс по созданию лэпбука "Музыкальные инструменты". Итак, начинаем наш мастер-класс по созданию лепбука "Музыкальные инструменты".

Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.

Мини - музей "Русские народные музыкальные инструменты" (проектная деятельность, как основной метод развития музейной педагогики в ДОУ).