Народные художники ссср ныне живущие. Архив рубрики: Советские художники. Наши мастер-классы по истории искусства

В числе поклонников живописи немало ценителей картин, созданных в советский период. Несмотря на то, что в то время идеология выдвигалась на первый план, другие жанры изобразительного искусства активно развивались, иногда даже вопреки общим тенденциям. Культура этой эпохи особенная. XX век ознаменовался в России многими историческими потрясениями – двумя революциями, коллективизацией, Великой Отечественной войной, войной в Афганистане, перестройкой… И несмотря на это, сам дух времени был пронизан оптимизмом, народностью, верой в лучшее будущее. Все это не могло отразиться на живописи.

Революция 1917 года открыла новую эпоху в истории нашей страны. Биполярность, созданная в первые послереволюционные годы, переход от одной культурной и историко-политической формации к другой, столкновение ценностей – всё это оказало влияние на советскую живопись. Именно к этому времени относится русский авангард, яркими представителями которого стали футуристы, имажинисты, кубисты, символисты и представители других художественных школ.

Авангард оказал огромное влияние и на художников-реалистов, которых активно поддерживала советская власть. Яркие представители того времени, соединявшие авангардизм, символизм и реализм – Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, П.Н. Филонов.

1920-е годы вошли в историю изобразительного искусства как время художественных группировок. Наиболее известные и влиятельные:

  • Ассоциация художников революции, которые выполняли спецзаказ от государства, основной принцип – героический реализм (И.И. Бродский, Е.М. Чепцов, М.Б. Греков и др.);
  • Четыре искусства, которые предпочитали образность и лаконичность в своих работах (К.С. Петров-Водкин и др.);
  • Общество московских художников, заимствовавших много от футуризма и импрессионизма (П.П. Кончаловский и др.)

В 1932 году художественные группировки были распущены и специальным постановлением создан Союз художников СССР. С этого времени начинается расцвет социального реализма.

Живопись военного и послевоенного периода

С приходом Великой Отечественной войны большинство художников, как и другие советские граждане, были отправлены на фронт. Главным жанром того времени стали живописные и фронтовые зарисовки. Другое важное направление того периода – парадные портреты, писали, главным образом, полководцев, прославившихся героев, партизан.

В послевоенный период последовало переосмысление предшествующих событий. Основные направления:

  • тема войны, из которой советский человек вышел победителем, восхищение героизмом простых солдат;
  • исторические жанры, обращение к прошлому и мифологии;
  • живопись и натюрморт.

Живописцы не только восхищаются ратными подвигами воинов, но и воспевают мирный созидательный труд, о котором мечтали во время войны. Картины советских художников того времени становится более жизнерадостными, правдоподобными, авторы ищут новые формы и жанры выражения своего настроения. Развивается реалистический портретный жанр. Картины именно этого периода особенно ценятся коллекционерами.

«Суровый стиль» и период застоя

Начиная с 60-х годов XX века в советской живописи начинает превалировать так называемый «суровый стиль» – особая разновидность соцреализма. Задача, которую ставили перед собой художники того периода – отображение действительности без налета романтизма и украшательств. Живописцы воспевали трудовые будни, писали портреты тружеников и фронтовиков, особое развитие получили групповой портрет и автопортрет. В пейзажных жанрах особый интерес появился к северной «суровой» природе. Яркие представители этой эпохи – художники В.Е. Попков, В.И. Иванов, Г.М. Коржев, А.А. и П.А. Смолины, П.Ф. Никонов.

В 70-80-х годах на смену «суровому стилю» приходит новое направление, которому характерны символизм, артистичность, театральность. Художники пытались бороться с серостью повседневной жизни, абсурдизмом, бюрократизмом. Особое значение приобретает пластичность, метафоричность работ, живописцы создают картины с неоднозначным содержанием. Известные творцы того периода – Н.Н. Смирнов, А.Г. Ситников, Н.И. Нестерова, И.Л. Лубенников.

С одной стороны, после распада СССР с художников были сняты все формальные запреты, с другой – исчезла консолидирующая и направляющая сила, изменились экономические условия, художники перестали выполнять государственный заказ и вынуждены были или стать коммерчески успешными, или уйти из профессии.

Постсоветских период характеризуется полифонией стилей. Кто-то старается придерживаться принципов соцреализма, кто-то разрабатывает новые темы и направления, кто-то вдохновляется историческими образцами и становится неоклассицистом или неоавангардистом.

Живопись выходит из условных рамок жанра. Появляется концептуальное искусство, развивается уличная графика (граффити). Особым направлением стоит выделить компьютерную графику и анимацию. Некоторые художники соединяют разные жанры искусства и устраивают перфомансы или монтируют инсталляции.

Но советское искусство как явление эпохи сохраняет свою ценность. Переходит переосмысление прошлого, и интерес к картинам советских художников возрождается.

Несмотря на изменчивую и противоречивую обстановку в России, которая коснулась художников 20 века, они внесли свой неповторимый отпечаток в историю русского и в последствии советского изобразительного искусства. В первые 3 десятка лет начала столетия многие живописцы с азартом пытались создать что-то необычное и новое, каждый творец стремился внести свою уникальную лепту в развитие своего творчества. В это время набирает популярность беспредметная живопись, иногда в скушных и не совсем понятных простому обывателю красках Малевича и Кандинского.

В начале 1920-х годов на смену различным экспериментам и смелым композиционным и дизайнерским решениям приходит конструктивизм. Приветствуется практичность в дизайне и революционный реализм в живописи во благо нового веяния - социализма. Не смотря на бурную пропаганду поиск новизны продолжался, как и раньше, многие экспериментируют, но есть чувство тревоги, это на долго. Некоторые (в их рядах Серебрякова) все еще выезжают за рубеж. Еще 10 лет они смогут воплощать (или хотя бы пытаться) в своих полотнах собственные идеи и начинания.

Но, уже на исходе 1920-х г. любое проявление самовыражения запретят. Авангардистов начинают вытеснять из творческой жизни, а несогласных поддают репрессиям. Теперь каждое полотно должно пропагандировать коммунизм и советскую идеологию, зарождается новоиспеченный жанр – социалистический реализм. Многим мастерам от искусства приходилось забывать прошлую свободную жизнь и существовать в нелицеприятных условиях такого непростого времени, то есть, трудиться во славу социализма, создавая полотна о обычной жизни трудового пролетариата и колхозников.

В 1932 году создается Союз художников, а искусство разделяется на официальное и неофициальное . Каждый деятель этого направления, если он хочет иметь возможность выставить свои работы, обязательно должен писать именно в жанре соцреализма. Остальные жанры просто запрещены, их представители не принимаются в «Союз», а работы не допускаются ни к одной выставке. Фамилии «неугодных» нигде не числятся, власть делает все, чтобы вычеркнуть их из мира искусства. Фактически, у живописцев остается три пути: примкнуть к власти и начать рисовать и писать про необходимую социдеологию, продолжить творить, и перебиваться неофициальными выставками; или, попытаться найти компромисс.

Некоторые пытаются продолжить эксперименты, но просто не выдерживают давления. «Официальные» художники вытесняют представителей других жанров, они пользуются привилегиями «Союза», и неплохо зарабатывают на жизнь. Представителям же неофициальных жанров приходится подрабатывать росписью, рисовать иллюстрации, или тратить свой талант, как оформитель, на оформление залов, писать революционные плакаты . Худшего для творческой личности не придумаешь. Имена большинства «борцов» даже не сохранились до нашего времени.

Появляются и яркие представители соцреализма, которые работают в жанре не по принуждению, а по идейным соображениям. Такие как, Сергей Герасимов и Татьяна Яблонская посвящают себя работе, которая позволяет им заработать и прославиться. А Федор Решетников не только поддерживает социальный реализм, а жестко критикует и даже высмеивает представителей других жанров (в особенности, картиной «Тайны абстракционизма»).Очень примечательны работы Врубеля, который в своих сюжетах часто обращался к мифическим историям («Демон поверженный», «Шестикрылый серафим»). Этот период искусствоведы называют «серебряным веком» русской культуры.

Большинство живописцев находит компромисс: они входят в Союз художников, время от времени пишут портреты известных личностей, рисуют тематические полотна или заказные сценарии, но свободное время посвящают нейтральным темам. Среди таких личностей Василий Бакшеев, Борис Кустодиев, Константин Юон. Ярким примером можно считать Аркадия Пластова. Даже после смерти его считают официальным художником, но темой большинства его работ остаются сельские пейзажи, жизнь колхозников и простых людей.

Мнение искусствоведов касательно «советского» периода довольно неоднозначно. Одни критикуют живописцев за слепое прославление коммунизма и его вождей, ну потому что, сегодня это можно, да и не опасно. Другие с пониманием пытаются оправдать творцов, у которых просто не было выбора, а третьи называют истинными шедеврами редкие уцелевшие работы подпольных деятелей, из которых сохранились только единицы. Но, как бы там ни было, неоспоримым остается одно: истинный талант пробивался всегда. Несмотря на все перепетии того времени много художников XX века, отдавали себя социальному реализму, создавали полотна, ставшие шедеврами мирового уровня.

Пластов Аркадий Александрович (1893–1972) За многолетнее творчество им написано множество произведений из них выделяются полотна Сенокос , и Жатва . Ужин трактористов, Первый снег , Летом , Саня Маликов и другие.

Его биографическое творчество было тесно связано с описанием жизни простого народа в истории советского искусства. По советским временам это была очень популярная тематика, восхвалявшие пролетарский дух простого народа. Работы Пластова пронизаны любовью к природе, он с глубоким уважением относился к простому быту крестьян и уважаем ими.

(1906–1988) Известный русский живописец времен СССР. В его творчестве очень популярные работы: Прибыл на каникулы, Опять двойка , За мир, Мальчишки , Достали языка и много других работ.

Работал в жанре социалистического реализма, и является одним из самых известных его представителей. Решетников по своему убеждению всегда был ярким приверженцом социалистического реализма, в этом направлении ему по нраву была сатира, поэтому к другим стилям работы он был прохладен. Будучи сам в некотором роде критиком он в 1960 году создает полотно «Тайны абстракционизма» , воодушевленный этим произведением он дополнительно еще написал и книгу.

, (1884-1967) В ее творческой биографии заметны такие работы Как: автопортрет «За туалетом», Дети За обедом , она любит писать деревенских женщин одна из работ «Беление холста», Крестьяне на обеде, Балерины в уборной и др.

Без сомнения, Серебрякова относится к плеяде ярчайших реалистов XX века. Сюжеты для своих произведений и творческое вдохновение приходили к ней из самой жизни. Она словно одинокий остров в океане, была омыта разными течениями: символизма, «Мира искусства», импрессионизма, кубизма. Но неизменно и упорно верна себе и собственным принципам.

(1878-1927) Один из самых ярких мастеров и широко прославился своим творчеством. Самые известные работы Масленица 1916, 1919 и 1920 г., Купец, считающий деньги . Сирень 1906, с пролетарским духом произведение Большевик . писал портреты, собственно с них он и начал свое творчество. Портрет Шаляпина Ф. И. 1921,

Портрет супруги Ю.Кустодиевой, 1903. г. ., Нотгафт Р.И. 1909 г. Очень любил отображать на своих полотнах русские праздники. Его полотна, прямо таки, с разящим цветом и колоритом. Здесь вам и русская цветастая ярмарка с русскими бабами укрытых разномастными женскими платками и разодетыми крестьянами мужиками продающие глиняные и деревянную утварь. Частенько Кустодиев писал пышных женщин и полнофигурные композиции не богатых купцов, или людей близких к подобному роду занятий

(1875-1958) Его самые заметные работы: Волшебница Зима , Мартовское солнце , Русская зима, Лигачево , Весенний солнечный день , Конец зимы. Полдень и др. В модной теме на то время, в творчестве Юона есть и необычные полотна одно из них это Новая планета

Жанры творчества Юона распространялись в различных областях искусства. Создавал тематические работы, писал множество портретов известных личностей и современников. Но призвание Юона всегда был на первом месте пейзажная тема, склонный к импрессионизму Юон придерживался к традиционному реалистическому стилю письма.

(1917-2005) Она является ярким представителем изобразительного искусства XX столетия. Самые заметные ее произведения: Перед стартом. 1947 , Хлеб. 1959 г., Утро . 1954 г. и много других.

Как и большинство ее коллег, она соответственно много работает в жанре социалистического реализма, но также пишет портреты, пейзажи, и натюрморты. Яблонская – одна из немногих представителей соцреализма, эти шедевры были признаны не только отечественными, но и мировыми критиками. Не смотря на состояние здоровья к концу жизни Татьяна Ниловна продолжала заниматься творчеством.

(1884-1958) Из заметных полотен Крымова: Летний день, Зимний вечер , Раннее утро, Ветреный день. Бык . Новый трактир и другие. Помимо масляных пейзажей Николай Крымов увлекался графикой, оформлял театральные декорации.

Творчество этого замечательного мастера связано с развивающимся в непростое советское время пейзажной живописью. «Ученик превзошел своего учителя» - именно так можно сказать про Николая Петровича Крымова, который первые в жизни уроки живописи получил от своего отца, так и не заслуживший известности у широкой публики. Его же сын, напротив, прославился как один из самых знаменитых пейзажистов двадцатого века.

(1871-1960) В живописной сфере засветился такими работами, как: "Грачиные гнезда", «Белая зима», "Мартовский снег " и "Февральская лазурь ", "Зимнее утро ", "Ясный осенний вечер .

Создавал композиции с Лениным «Крестьяне-ходоки у Ленина», и много других работ.- видный русский живописец, в своей творческой биографии всегда был верен стилям импрессионизма. Вклад Грабаря в искусстве очень разносторонен и плодотворен, наверное трудно найти такого человека его времени, который бы отдавал себя во благо русского и советского искусства. Работал педагогом, архитектором, писателем, возглавлял музеи и реставрации картин. Награжден орденами Ленина, трудового Красного знамени и другими наградами.

(1910-1988) Из самых заметных его работ выделяются произведения 1947 г. На собрании, 1949 Прием в комсомол , 1949 г. Вратарь , 1950 г. Обсуждение двойки и картина написанная в 1954 г. Вернулся.

Заслуженный академик академии художеств Советского союза и Украины. За свои заслуги награжден двумя Сталинскими премиями второй степени, член коммунистической партии с 1941 года. Он оставил для всеобщего наследия множество работ хранящиеся во многих музеях Россиии, Украины а также в болгарии и в Японии.

Тутунов Сергей Андреевич (1925-1998) C реди его работ выделяется произведение Зима пришла. Детство , созданная 1960 которой заинтересовалось руководство Третьяковской галереи, и картина была куплена и размещена в залах Третьяковки.

Советский живописец родился в Москве 1925 году в семье обрусевших армян, окончил художественное образование в Московской художественной школе (1939-1945 г.) , позднее в Москве (1945-1951 г.) обучался живописной грамоте в Суриковском институте, его учителем был Покаржевский П. Д. Начиная с 1953 года активно участвует в различных художественных выставках.

Попов Игорь Александрович (1927-1999) Очень любил тематику городской жизни с ее жителями и отражал эти композиции в своих полотнах: "Рыбаки Галича", "Базарный день", "Первый снег ", "Наш двор", "У Киевского вокзала" и другие.

Окончил Суриковский институт в 1951 году, ученик Герасимова С. Народный художник РСФСР, Являлся руководителем союза художников РСФСР. Творчество Попова связано в основном с пейзхажной живиписью, также он обращался к жанровым композициям и писал портреты. Его работы отражают глубокое восприятие жизненного пути и проникнуты поэтичным замыслом и характерным почерком восприятия русской природы северных окраин.

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) Герасимов написал много работ на тему народного бытия,одной из самых заметных является (Церковь Покрова на Нерли 1953), (У телеги, 1906), (Свадебные в трактире", 1909), (Можайские ряды", 1908),

драматические сюжеты (Клятва сибирских партизан 1933), (Мать партизана 1947), часто писал портреты и пейзажи (Зима 1939), (Весеннее утро 1953), графические рисунки (Фронтовик 1926), (Колхозный сторож 1933) и много других работ. Талантливый советский живописец и педагог, ученик Коровина К. А. и Иванова С. В. Начинал свое творчество с акварельных работ основанной на особой колористической гамме, способствующей дальнейшему его развитию.


Культура советского и постсоветского периода является ярким крупномасштабным витком русского наследия. События 1917 года стали отчётной точкой в развитии нового уклада жизни, формировании нового мышления. Настроения общества к.XIX- н.XX вв. вылились в Октябрьскую революцию, переломный момент в истории страны. Теперь её ждало новое будущее со своими идеалами и целями. Искусство, которое в некотором смысле является зеркалом эпохи, стало и орудием для воплощения в жизнь догматов нового режима. В отличие от других видов художественного творчества, живопись, формирующаяся и формирующая мысль человека, самым аккуратным и непосредственным образом проникала в сознание людей. С другой стороны живописное искусство меньше всего подчинялось пропагандистской функции и отражало переживания народа, его мечты и прежде всего дух времени.

Русский авангард

Новое искусство не избегало в абсолютной мере старых традиций. Живопись, в первые послереволюционные годы, впитала влияния футуристов и авангарда в целом. Авангард со своим презрением к традициям прошлого, что так близко было к разрушительным идеям революции, нашёл себе приверженцев в лице молодых художников. Параллельно с этими течениями в изобразительном искусстве развивались реалистические тенденции, жизнь которым дал критический реализм XIX в. Эта биполярность, назревшая в момент смены эпох, сделала жизнь художника того времени особо напряжённой. Два пути, которые наметились в послереволюционной живописи хоть и являлись противоположностями, тем не менее, мы можем наблюдать влияние авангарда на творчество художников реалистического направления. Сам реализм в те годы был разнохарактерным. Работы этого стиля имеют символический, агитационный и даже романтический облик. Совершенно точно передаёт в символической форме грандиозную перемену в жизни страны произведение Б.М. Кустодиева - “Большевик” и, наполненная патетическим трагизмом и неудержимым ликованием “Новая планета” К.Ф. Юона.

Живопись П.Н. Филонова с его особым творческим методом - “аналитическим реализмом ” - являет собой сплав двух контрастных художественных течений, который мы можем увидеть на примере цикла c агитационным наименованием и значением “Ввод в мировой расцвет”.

П.Н. Филонов Корабли из цикла Ввод в мировой расцвет. 1919 ГТГ

Беспрекословность общечеловеческих ценностей, непоколебимых даже в такое смутное время выражает образ прекрасной “Петроградской мадонны” (офиц. название “1918 год в Петрограде”) К.С. Петрова-Водкина.

Позитивным отношением к революционным событиям заражает светлое и наполненное солнечной, воздушной атмосферой творчество пейзажиста А.А. Рылова. Пейзаж “Закат”, в котором художник выразил предчувствие пожара революции, который разгорится от возрастающего пламени судного костра над минувшей эпохой, представляет один из воодушевляющих символов этого времени.

Вместе с символическими образами, организующими подъём народного духа и увлекающими за собой, подобно одержимости, существовало и направление в реалистической живописи, с тягой к конкретной передаче действительности.
По сей день произведения этого периода хранят искру мятежа, способную заявить о себе внутри каждого из нас. Многие работы, не наделённые такими качествами или противоречащие им, уничтожались или были забыты, и никогда не представятся нашему взору.
Авангард навсегда оставляет свой отпечаток в реалистической живописи, но наступает период интенсивного развития направления реализма.

Время художественных объединений

1920-е годы - время создания нового мира на развалинах, которые оставила Гражданская война. Для искусства - это период, в который в полную силу развернули свою деятельность различные творческие объединения. Их принципы отчасти сформированы ранними художественными группировками. Ассоциация художников революции (1922 - АХРР, 1928 -АХР), лично выполняла заказы государства. Под лозунгом "героического реализма" художники, входившие в её состав, документально запечатлевали в своих произведениях жизнь и быт человека - детища революции, в различных жанрах живописи. Главными представителями АХРР были И.И. Бродский, впитавший реалистические влияния И.Е. Репина, работавший в историко-революционном жанре и создавший целую серию работ с изображением В.И. Ленина, Е.М. Чепцов - мастер бытового жанра, М.Б. Греков, писавший батальные сцены в довольно импрессионистической марене. Все эти мастера были основателями жанров, в которых выполняли большинство своих работ. Среди них выделяется полотно "Ленин в Смольном", в котором И.И. Бродский в наиболее непосредственной и искренней форме передал образ вождя.

В картине "Заседание членской ячейки" Е.И. Чепцов очень достоверно, без надуманности изображает события происходившие в жизни народа.

Великолепный радостный, шумный образ, наполненный бурным движением и праздником победы создаёт М.Б. Греков в композиции "Трубачи Первой конной армии".

Идею нового человека, нового образа человека выражают тенденции наметившиеся в жанре портрета, яркими мастерами которого были C.В. Малютин и Г.Г. Ряжский. В портрете писателя-бойца Дмитрия Фурманова С.В. Малютин показывает человека старого мира, сумевшего вписаться в новый мир. Заявляет о себе новая тенденция, зародившаяся в творчестве Н.А. Касаткина и получившая развитие в высшей мере в женских образах Г.Г. Ряжского - "Делегатка", "Председательница", в которых стирается личностное начало и устанавливается тип человека, сотворённого новым миром.
Совершенно точное впечатление складывается о развитии пейзажного жанра при виде работы передового пейзажиста Б.Н. Яковлева - "Транспорт налаживается".

Б.Н. Яковлев Транспорт налаживается. 1923

В этом жанре изображается обновляющаяся страна, нормализация всех сфер жизни. В эти годы на передний план выходит индустриальный пейзаж, образы которого становятся символами созидания.
Общество художников станковистов (1925) - следующее художественное объединение в этот период. Здесь художник стремился передать дух современности, тип нового человека прибегая к более отстранённой передаче образов за счёт минимального числа выразительных средств. В работах "Остовцев" часто демонстрируется тема спорта. Их живопись наполнена динамикой и экспрессией, что видно в работах А.А. Дейнеки "Оборона Петрограда", Ю.П. Пименова "Футбол" и др.

За основу своего художественного творчества члены ещё одного известного объединения - "Четыре искусства" - избрали выразительность образа, за счёт лаконичной и конструктивной формы, а также особое отношение к его колористической насыщенности. Самым запоминающимся представителем объединения является К.С. Петров-Водкин и одна из самых выдающихся его работ этого периода - "Смерть комиссара", которая посредством особого живописного языка раскрывает глубокий символический образ, символ борьбы за лучшую жизнь.

Из состава "Четырёх искусств" выделяется и П.В. Кузнецов, работами, посвящёнными Востоку.
Последним крупным художественным объединением этого периода представляется Общество московских художников (1928), отличающееся от остальных манерой энергичной лепки объёмов, вниманием к светотени и пластической выразительности формы. Почти все представители являлись членами "Бубнового вольта" - приверженцами футуризма - что сильно сказалось на их творчестве. Показательными стали работы П.П. Кончаловского, который работал в разных жанрах. Например, портреты его жены О.В. Кончаловской передают специфику не только авторской руки, но и живописи всего объединения.

Постановлением "О перестройке литературно-художественных организаций" 23 апреля 1932 года были распущены все художественные объединения и создан Союз художников СССР. Творчество попалось в зловещие путы жёсткой идеологизации. Нарушилась свобода самовыражения художника - основа творческого процесса. Несмотря на такой надлом, продолжали свою деятельность художники ранее объединённые в сообщества, но ведущее значение в живописной среде заняли новые фигуры.
Б. В. Иогансон испытал влияние И.Е. Репина и В.И. Сурикова, в его полотнах виден композиционный поиск и интересные возможности в колористическом решении, но картины автора отмечены излишним сатирическим отношением, неподходящим в столь натуралистической манере, что мы можем наблюдать на примере картины "На старом уральском заводе".

А.А. Дейнека не остаётся в стороне от "официальной" линии искусства. Он всё так же верен своим художественным принципам. Теперь он продолжает работать в жанровой тематике, к тому же пишет портреты и пейзажи. Картина "Будущие лётчики" хорошо показывает его живопись в этот период: романтичная, лёгкая.

Большое количество работ художник создаёт на спортивную тему. От этого периода остались его акварели, написанные после 1935 года.

Живопись 1930-х годов представляет выдуманный мир, иллюзию светлой и праздничной жизни. Легче всего художнику было оставаться искренним в жанре пейзажа. Развивается жанр натюрморта.
Интенсивному развитию подвержен и портрет. П.П. Кончаловский пишет серию деятелей культуры («В. Софроницкий за роялем»). Работы М.В. Нестерова, впитавшие в себя влияние живописи В.А. Серова, показывают человека, как создателя, суть жизни которого - творческий поиск. Такими мы видим портреты скульптора И.Д. Шадра и хирурга С.С. Юдина.

П.Д. Корин продолжает портретную традицию предыдущего художника, но его живописная манера состоит в передаче жёсткости формы, более остром, экспрессивном силуэте и суровом колорите. В целом, большое значение в портрете играет тема творческой интеллигенции.

Художник на войне

С приходом Великой Отечественной войны, художники начинают принимать активное участие в военных действиях. Из-за непосредственного единения с событиями, в ранние годы появляются произведения, суть которых - фиксация происходящего, "живописная зарисовка". Часто таким картинам не доставало глубины, но в их передаче выражалось совсем искреннее отношение художника, высота нравственной патетики. К относительному расцвету приходит жанр портрета. Художники, видя и испытывая на себе разрушительное влияние войны, восхищаются её героями - людьми из народа, стойкими и благородными духом, проявлявшими наивысшие гуманистические качества. Такие тенденции вылились в парадные портреты: «Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П.Д. Корина, жизнерадостные лица с полотен П.П. Кончаловского. Важное значение имеют портреты интеллигенции М.С. Сарьяна, созданные в годы войны - это образ академика «И.А. Орбели», писательницы «М.С. Шагинян» и др.

С 1940 по 1945 годы также развивается пейзаж и бытовой жанр, которые объединил в своём творчестве А.А. Пластов. "Фашист пролетел" передаёт трагичность жизни этого периода.

Психологизм пейзажа здесь ещё больше наполняет произведение грустью и молчанием человеческой души, только вой преданного друга прорезает ветер смятения. В конечном итоге значение пейзажа переосмысляется и и начинает олицетворять суровый образ военного времени.
Отдельно выделяются сюжетные картины, например, "Мать партизана" С.В. Герасимова, которой характерен отказ от героизации образа.

Историческая живопись своевременно создаёт образы национальных героев прошлого. Одним из таких непоколебимых и, внушающих уверенность, образов является "Александр Невский" П.Д. Корина, олицетворяющий непокорённый гордый дух народа. В этом жанре к концу войны намечается тенденция наигранной драматургии.

Тема войны в живописи

В живописи послевоенного времени сер. 1940 - кон. 1950-х в живописи ведущие позиции занимает тема войны, как нравственного и физического испытания, из которого советский человек вышел победителем. Развивается историко-революционный, исторический жанры. Основной темой бытового жанра становится мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы. Полотна этого жанра пронизаны жизнерадостностью и счастьем. Художественный язык бытового жанра становится повествовательным и тяготеет к жизнеподобию. В последние годы этого периода пейзаж тоже претерпевает изменения. В нём возрождается жизнь края, вновь укрепляется связь между человеком и природой, появляется атмосфера умиротворённости. Любовь к природе воспевается и в натюрморте. Интересное развитие получает портрет в творчестве разных художников, для которого характерна передача индивидуального. Одними из выдающихся произведений этого периода стали: "Письмо с фронта" А.И. Лактионова, произведение, подобное окну в лучезарный мир;

композиция "Отдых после боя", в которой Ю.М. Непринцев добивается такой же жизненности образа, как и А.И. Лактионов;

работа А.А. Мыльникова "На мирных полях", радостно ликующая о прекращении войны и о воссоединении человека и труда;

самобытный пейзажный образ Г.Г. Нисского - "Над снегами" и др.

Суровый стиль на смену соцреализму

Искусство 1960-1980-х гг. является новым этапом. Идёт разработка нового "сурового стиля", задача которого состояла в воссоздании действительности без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности и губительно влияет на творческие проявления. Ему были присущи лаконичность и обобщение художественного образа. Художниками этого стиля воспевалось героическое начало суровых трудовых будней, которое создавалось особым эмоциональным строем картины. "Суровый стиль" был определённым шагом к демократизации общества. Главным жанром, к котором работали приверженцы стиля стал портрет, также развивается групповой портрет, бытовой жанр, исторический и историко-революционный жанр. Яркими представителями этого периода в контексте развития "сурового стиля" стал В.Е. Попков, писавший множество автопортретов-картин, В.И. Иванов сторонник группового портрета, Г.М. Коржев, создававший исторические полотна. Раскрытие сути "сурового стиля" можно увидеть в картине "Геологи" П.Ф. Никонова, "Полярники" А.А. и П.А. Смолиных, "Шинели отца" В.Е. Попкова. В жанре пейзажа появляется интерес к северной природе.

Символизм эпохи застоя

В 1970-1980-х гг. формируется новое поколение художников, искусство которых повлияло в какой-то степени на искусство сегодняшнего дня. Им характерен символический язык, театральная зрелищность. Их живопись достаточно артистична и виртуозна. Главными представителями этого поколения являются Т.Г. Назаренко ("Пугачёв"),

излюбленной темой которой стал праздник и маскарад, А.Г. Ситников, который использует метафору и притчу, как форму пластического языка, Н.И. Нестерова, создательница неоднозначных полотен ("Тайная вечеря"), И.Л. Лубенников, Н.Н. Смирнов.

Тайная вечеря. Н.И. Нестерова. 1989

Таким образом, это время предстаёт в своём разностилье и разноплановости завершающим, формирующим звеном сегодняшнего изобразительного искусства.

Нашей эпохе открыто огромное богатство живописного наследия предыдущих поколений. Современного художника не ограничивают практически никакие рамки, которые были определяющими, а подчас и враждебными для развития изобразительного искусства. Некоторая часть современных художников старается придерживаться принципов советской реалистической школы, кто-то находит себя в других стилях и направлениях. Очень популярны тенденции концептуального искусства, неоднозначно воспринимаемого обществом. Широта художественно-выразительных средств и идеалов, которые предоставило нам прошлое, должна быть переосмыслена и послужить основой для новых творческих путей и создания нового образа.

Наши мастер-классы по истории искусства

Наша Галерея современного искусства не только предлагает большой выбор советского искусства, и постсоветской живописи, но и проводит регулярные лекции и мастер-классы по истории современного искусства.

Вы можете записаться на мастер класс, оставить пожелания по мастер классу, на который Вы бы хотели попасть, заполнив предложенную ниже форму. Мы обязательно прочитаем для Вас интересную лекцию на выбранную Вами тему.

Ждем Вас в нашем ЛЕКТОРИУМЕ!

Для живописи начала XIX в. классицизм не был столь плодотворен, сколь для архитектуры и скульптуры. Оплотом классицизма в живописи была в то время императорская Санкт-Петербургская Академия художеств, центр художественной жизни страны. Но, общественный подъем начала нового века отразился и здесь. Ещё в 1790-х годах в Академии возникло одно из первых в стране обществ, занимавшихся вопросами «устройства внутреннего бытия России». Многие его члены вступили затем в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», созданное при непосредственном участии радищевцев. В 1802 году в среде художников родился проект и самостоятельного, чисто художественного содружества, которое занималось бы специально вопросами искусства. Влияние «вольного общества» благотворно сказывалось на художественной жизни страны. Им поддерживался интерес к национальной истории, к гражданственным мотивам в искусстве. Академические преподаватели и сам президент её А. С. Строганов были в числе наиболее уважаемых членов Общества.

Постепенный отход Александра I от либерализма первых лет царствования сказался и на жизни Академии. По мере усиления реакционных элементов над академией устанавливается строгий бюрократический контроль. Шаг за шагом теряет она связь с передовыми направлениями в искусстве и лишается роли идейного центра национальной художественной жизни. В известной мере черты догматизма приобрела со временем и её педагогическая система

При Николае I регламентация академической жизни ещё более усилилась. Академия из ведения Министерства народного просвещения переводится в ведение Министерства двора. Личным вмешательством в её дела Николай I утверждал официозное направление в искусстве.

Черты искусства, культивируемого Академией в начале XIX века, можно наблюдать в работах трех её воспитанников и профессоров: Андрея Ивановича Иванова, Алексея Егоровича Егорова и Василия Козьмича Шебуева.

Творчество этих мастеров раскрывает своеобразие проявления в живописи высокого классицизма. В отличие от классицизма XVIII века, оно освобождается от влияния барочного искусства, стремится к предельной простоте и ясности изобразительного языка, к подчеркнутой пластике форм, к строгости рисунка. Безупречная логика в развитии сюжета, строгое соответствие сюжета избранной теме и рационализм построения композиции – становятся альфой и омегой этого направления. Вместе с тем проблемы колорита отступают на второй план, цвет часто тяготеет к локальности.

Иванов, Егоров и Шебуев окончили Академию художеств одновременно в 1797 году как ученики И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова и сразу же начали свою педагогическую деятельность. В 1803 году Егоров и Шебуев уехали в пенсионерскую поездку в Рим, где пробыли до 1807 года, Иванов же остался в России.

Характерные работы А. Иванова – «Подвиг молодого киевлянина» и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею». В них много того гражданственного пафоса, которым проникнуто было сознание передового русского человека начала века и времени Отечественной войны. А. Иванову, как члену «Вольного общества», гражданственно-патриотические идеалы были особенно близки. В обеих картинах образ мужественного, одухотворенного, юного атлета противопоставлен мощному, но грузному и нескладному воину, олицетворяющему грубую физическую сиу.

Обе картины утверждают превосходство возвышенного, героического начала над началом стихийным, не освещенным светом разума. Эпизод из отечественной истории превращен в апофеоз национального духа. Именно в этих произведениях передовые устремления Академии в живописи, выразились языком любимого ею жанра – жанра исторической картины.

Работы А. Иванова ещё во многом близки барочным традициям в русской исторической живописи конца XVIII века. Об этом свидетельствуют аллегорическая фигура Славы, парящая над юношей, особая патетика движения, динамика сцен, черты декоративности в его решении.

Более установившимися принципы высокого классицизма предстают перед нами в творчестве «Русского Рафаэля» Егорова, известного своими превосходными рисунками.

Программное полотно Егорова – картина «Истязание Спасителя». По мнению многих современников, она была лучшим произведением художника. Все здесь характерно для классицизма начала XIX в. Простота и строгая логичность композиции, небольшое число действующих лиц, спокойствие их движений и уравновешенность эмоций, простота поз, нейтральный фон – все это резко отличается от изобразительных средств и приемов русской исторической картины конца XVIII в. Выразительный и правильный рисунок, совершенное знание пластики человеческого тела определяют достоинство картины Егорова. Несомненна некоторая отвлеченность решения её этической проблематики – торжества силы духа над силой физической. Сдержанность цветовой гаммы полотна, построенной на оливково-коричневых и охристых оттенках, граничит с сухостью. Не случайно современникам, отстаивавшим наиболее передовые взгляды на задачи искусства, в этой картине недоставало непосредственности видения мира.

Егоров и Шебуев по возвращении в Петербург из Италии работали главным образом над церковными заказами. Именно им были поручены живописные работы для нового Казанского собора, этого своеобразного символа русского национального достоинства, здания, задуманного, исполненного и украшенного «природными Российскими художниками»

Но церковная живопись была наименее интересной частью искусства обоих художников. Больше индивидуальных черт несут полотна, не связанные с официальными заказчиками: портреты княгини Гоицыной и Суханова работы Егорова.

В работах Егорова наблюдается становление новых тенденций в русской исторической живописи. На первый план выходит религиозная тематика: французские образцы уступают место итальянскому искусству XVI века, более всего Рафаэлю и мастерам болонской школы.

Характерна небольшая картина Егорова «Отдых на пути в Египет». Мотивы, приемы компоновки восходят к высокому Ренессансу. Эта картина не лишена известного изящества. Весь строй её образов несет печать своеобразного гармонического спокойствия, что свидетельствует о большом даровании художника. О том, что чувство гармонии форм и линий могло соединяться у Егорова с живым ощущением натуры, свидетельствует и небольшая «Купальщица»

Для полотен Шебуева характерны романтические искания. Таков его автопортрет с гадалкой, где он представил себя в костюме щеголя XVII века. Интересно и тондо «Иоанн Креститель», где изображен полуобнаженный мальчик, пьющий воду из горного источника. Навеянная творениями французского классицизма XVII века, почитаемого Академией Пуссена, картина привлекает искренностью. Призыв к непосредственности и простоте, одушевляющей передовое искусство начала века звучит и здесь. Более поздняя работа Шебуева, его большое историческое полотно «Подвиг купца Иголкина», принадлежит уже иному периоду развития русской академической живописи. Здесь некоторые традиции классицизма начала века с его твердым рисунком и отчетливой пластичностью выступают в соединении с холодным искусственным пафосом позднего романтизма. Не случайно Андрею Иванову, до конца своей жизни исповедующему классицистические идеалы строгой логической обусловленности всех элементов изображения кажется, что шведские солдаты в этой картине бегут к Иголкину столь стремительною, что непременно должны пробежать мимо него.

Текст: Natalya-51

Детский и женский портрет в России начала XIX века

Детский портрет XVIII века при всем его очаровании ещё очень условен. В сущности, его тема – ребёнок, почти похожий на взрослого или играющий во взрослого. Примеры тому можно найти среди работ А. Вишнякова, Ф. Рокотова и др.

Портрет мальчика работы И. Дрождина несколько более специфичен в понимании художественной задачи. Однако здесь сама «детскость» образа носит ещё несколько умозрительный декларативный характер: это воплощенная «чистая доска» просветительской философии. В портрете очень мало индивидуальных черт, а эмоции отсутствуют.

Детскому портрету работы Кипренского близок тропининский портрет сына Арсения. Образ последнего навеян, скорее сентименталистскими идеалами и сходство здесь не в принадлежности романтизму, от которого Тропинин более далек, чем Кипренский. Однако характерно, что задача создания детского портрета понята и здесь как отражение человеческой ценности юного возраста.

Типично для детского портрета начала XIX в. и более позднее, чем эти портреты, изображение мальчика Томилова работы Александра Григорьевича Варнека. Несмотря на некоторую сухость исполнения, присущую многим произведениям Варнека, здесь подкупает простота замысла художника, непосредственность передачи натуры и серьёзность выражения детского лица, в котором отчетливо выражены особенности возраста: блестящие, будто только что вымытые вишни на блюдце – удачно найденная деталь – сообщает образу своеобразную свежесть.

Художникам этой эпохи не чужда романтичность и в изображении женщин. Чтобы оценить по достоинству всю степень одухотворенности и лирической наполненности женских образов Кипренского, достаточно сравнить их с современными им женскими портретами работы А. Г. Варнека. Например, два превосходных портрета этого живописца: дочерей скульптора И. П. Мартоса и поэтессы Анны Петровны Буниной. Помимо мастерского исполнения мы находим в этих работах верность натуре, простоту композиционного замысла, симпатичность и изящество общего облика девушек, но в них совершенно отсутствует та внутренняя трепетность, которой наделены женщины Кипренского.

Романтическую героизацию мы наблюдаем не только в женских портретах Кипренского, но и в творчестве Варнека. В его ранних автопортретах, при всем эгоцентризме и самолюбовании изображенного в них человека, сквозила радость и полнота жизни: поздний автопортрет изображает художника усталым, небрежно одетым. Холодноватые «дневные» тона не скрывают поблекших красок его слегка обрюзгшего лица. Романтизированный образ уступает место прозаической правде жизни.

Романтическое утверждение поэтической цельности заменяется реалистическим взглядом на личность и её общественные связи, взглядом, порой свидетельствующим об опустошенности внутреннего мира самого художника. Характерен для этого времени интересный групповой портрет Кипренского – «Читатели газеты в Неаполе». Портрет типичен для романтизма своим замыслом. В отличие от группового портрета сентиментализма, который изображал обычно членов одной семьи, романтический групповой портрет объединяет единомышленников, связанных, прежде всего духовными узами. Портрет изображает русских или, по другой версии, поляков, читающих в Неаполе статью о революционных событиях в Польше 1830-1831 годов. Контраст между неподвижной сосредоточенностью слушателей и тем внутренним волнением, которое, несомненно, испытывает каждый из них, придает романтическую напряженность «атмосфере» портрета. Несмотря на то, что изображенные сгруппированы очень тесно и буквально «дышат друг другу в лицо», в каждом из них чувствуется какая-то замкнутость, сосредоточенность на своих собственных мыслях. Они не обмениваются ни словом, ни взглядом. Ощущение разъединенности усиливается ещё и подчеркнутой, почти осязаемой пластикой объемной формы, её замкнутостью. В «читателях газеты» хочется видеть не только людей, оторванных от родины в один из самых трагических периодов её истории, но людей последекабристского времени, выросших на гуманистических и просветительских идеалах начала XIX в. и ощутивших своё бессилие и одиночество в новых для них социальных и политических обстоятельствах.

Новая фаза в творчестве Кипренского как портретиста – и не только Кипренского – отразила черты нового, последекабристского периода русской культуры.

Одной из интереснейших, в большей мере самостоятельных областей портрета в это время был портрет карандашом. Как и пастельный, он сменил начинающие выходить из моды: миниатюру на кости и эмали, силуэт и гравюру. Рисунок был самым ярким явлением расцвета камерного, интимного портретного изображения, чрезвычайно распространенного в первой половине столетия. Именно в камерном портрете, где мысль художника развивается свободнее, наиболее непосредственно отразился и типичный для эпохи интерес к миру человеческих чувств, к духовной жизни человека.

Интересны портретные рисунки Орловского, Кипренского, Венецианова, раннего П. Соколова. Среди них бесспорное первенство принадлежит работам Кипренского. Они очень разнообразные по замыслу и выполнению. Здесь есть тщательно разработанные рисунки, приближающиеся, несмотря на отсутствие цвета, по своей законченности, по характеру трактовки образа к портретам, написанным маслом. Таковы например, «Мать с ребёнком» (портрет Прейс) или портрет П. А. Оленина.