Переход от тезиса к аргументам. Речевые клише по русскому языку к сочинению. Речевые клише для формулировки проблемы

Вступление

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, это волновало людей в древности и не оставляет равнодушным (беспокоит, тревожит) в наше время. Эта тема интересует как молодых, так и опытных людей, и текст … тоже посвящён …
2) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
3) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье… .
4) (Прием «Ниточка») Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
5) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … .
6) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

Формулировка проблемы

1) Данный текст посвящён теме (проблеме) ... .
2) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему... (касается следующих вопросов … , останавливается на следующих проблемах...)
3) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
4) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.
5) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).
6) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему…. Комментарий по проблеме (актуальность).

Комментарий проблемы

1) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

1) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
2) Автор считает (убеждает нас в том), что...
3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
4) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Выражение своего мнения

1) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
2) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что...
3) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

Аргументация своего мнения

Из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...

Пишется по следующему плану:

    Вступление

    Постановка проблемы

    Комментарий к проблеме

    Ваша позиция

    Аргументы (2 аргумента: из личного опыта и из литературы, истории и т.д.)

    Заключение

Речевые клише для вступления.

Для вступления можно использовать следующие речевые клише :

    Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

    Риторические вопросы.

    Цитата из текста, - в этих словах звучит (раскрывается, затрагивается)...

Речевые клише для формулировки проблемы.

Для описания проблемы, раскрываемой в тексте можно использовать следующие фразы:

В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему…Волнующую многих проблему … в вышеописанном тексте раскрывает автор…

Речевые клише для отражения позиции автора.

В этом пункте можно использовать следующие речевые обороты :

Речевые клише для выражения собственного мнения.

Для того, чтобы дипломатично выразить свое мнение по поводу раскрываемой проблемы , можно использовать следующие фразы:

Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схжего с автором мнения по поводу …

Речевые клише для аргументирования.

Для того, чтобы органично вписать аргументы в текст , можно использовать следующие клише (в зависимости от типа аргумента):

Нам часто приходиться сталкиваться с… Зачастую, в наше время… Кто из нас не встречал… В наши дни стало обыденностью, что… Особенно остро данная проблема была раскрыта в таком произведении, как… Проблема, раскрытая в данном тексте, волновала многих русских классиков, например,...Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. великий русский писатель (поэт, философ).... Теме …. посвящено множество телепередач и статей…

Речевые клише для заключения.

Подытожить сочинение ЕГЭ можно, начав со следующих фраз:

Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)... Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:... Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы...

(переходов от одной части к другой)

От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.

Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

1. Риторический

вопрос

Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора

«Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?»

«Как поступает наш герой?»

«Может писатель не прав?»

связь

«Рассмотрим теперь…»

«Проанализируем этот рассказ…»

«Ещё хочу сказать, что…»

3. Переход-

соединение

Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

«Это качество проявляется также в том…»

«Следующая черта, которую необходимо отметить…»

«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»

4. Переход- противопоставление

Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…

«Совсем иные взгляды свойственны…»

«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»

«Другие методы использует Толстой»

5. Внутренняя связь

Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла

«Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть.

Герою романа Н.Островского

пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ.

1. Вступление (2-3 предложения). Во вступлении должен прозвучать К1(1 б.) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

2. Основная часть. а) В основной части должен прозвучать К2 (2 б.)– комментарий проблемы. Для этого еще раз прочти текст и четко изложи мнение автора по данной проблеме. Найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая над данной проблемой, автор – это ты раскроешь уже К3 (1 б.)– позицию автора.

3. Продолжение основной части: б) далее надо отработать К4 (3 б)– изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты.

1 аргумент – из художественной, научной или публицистической литературы,

2 аргумент - из жизненного опыта – то, что видел, слышал по телевизору, в фильмах, в Интернете, по радио, от солидных или уважаемых тобой людей. Это могут быть реальные факты из жизни окружающих, достойные подражания или крайнего осуждения. Свои собственные наблюдения и выводы. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях). Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, его мудрость (этом случае не просто приводите пословицу, ведь это еще не аргумент, а раскрываете, комментируете её, объясняете её связь с тезисом). Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, например, истории, права, обществознания.

4. Заключение. Сделай вывод в 1-2 предложениях.

Обрати внимание: если неправильно сформулируешь проблему, то по критериям К1-К4 получишь 0 баллов, т.е потеряешь 7 баллов из возможных 23.

При этом будут еще учитываться К5 (2 б.) – смысловая цельность и последовательность,

К6 (2 б.) – точность и выразительность речи,

К7 (3 б.) – при одной негрубой орфографической ошибке,

К8 (3 б.) – при одной негрубой пунктуационной ошибке,

К9 (2 б.) – при отсутствии грамматических ошибок,

К10 (2б.) – при 1 речевой ошибке

К11 (1б.) – при отсутствии этических ошибок,

К12 (1 б.) – при отсутствии фактических ошибок в фоновом материале.

Всего можно набрать за сочинение 23 балла.

Шаблон.

1. Вступление + проблема

(ФИО автора) ставит в своем тексте очень важную проблему – проблему…
или Основная проблема, поставленная (ФИО автора в Т. падеже), связана с…. …
или Что такое … ? …….? Именно об этом размышляет (Ф.И. автора) в своем тексте.

или В тексте, предложенном для анализа, автор (или Ф.И.автора) рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание он уделяет проблеме….
или Пишете ключевое слово проблемы (именительный темы). Ставите многоточие. Пишите ассоциации, связанные с этим словом. «Именно этой проблеме …»

или Пишете 2-3 назывных распространенных предложения, которые бы рисовали картину по проблеме. Заявляю проблему.

или Текст, лежащий передо мною, я назвал бы «…», потому что проблема, поднятая (ФИО автора в Т. падеже), посвящена……..

Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?

Разделяет мнение …

Отстаивает что?

Доказывает что?

Убеждает кого в чем?

Призывает к….

Открыто заявляет о своей гражданской позиции…

3. Собственное мнение

Я согласен с … (в том, что…). Во-первых, потому что … Во-вторых,…
или Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

или В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.

или В жизни эта проблема коснулась и меня лично. …

Для ввода примеров можно использовать:

Приведем пример…

Сошлемся, например, на…

Возьмем в качестве примера…

Сравним…

Сопоставим…

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

Никто не будет отрицать, что…

Никто из нас не будет возражать против того…

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

4. Краткий вывод.

Эта история заставила меня задуматься о таких (вечных) вопросах, как…

Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что….

По литературе? Этим вопросом задается, пожалуй, каждый школьник. Для начала разберемся, что вообще представляет собой такая форма письменной работы.

Изложение мыслей или мнения по какому-либо вопросу с приведением тезисов, а также аргументов в пользу того или иного утверждения — это залог получения отличной оценки. Написание итогового сочинения по литературе 11 класс является одним из обязательных испытаний, в частности, для допуска к ЕГЭ. В статье мы подробно объясним, как успешно составить план итогового сочинения.

Вконтакте

Как писать сочинение по литературе?

На уроках русского языка и литературы письменное изложение мыслей является одной из форм проверки умений и навыков учащихся. Для того, чтобы оно получилось грамотным и интересным, необходимо придерживаться нескольких пунктов.

Тема

Как начать сочинение по литературе? Сперва нужно задуматься и выбрать подходящую тему. Если учащемуся предоставляется несколько вариантов на выбор, внимательно просмотрите каждый и подумайте, какой из них наиболее привлекателен для вас.

Важно! Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.

Если же вам не предоставили выбора, то и в этом случае можно написать качественный и интересный текст.

Вступление

Возможные виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе:

  1. Академическое: «Вершиной творчества автора стало произведение …, о котором и пойдет речь.»
  2. От первого лица: «Тема … была выбрана мной не случайно.»
  3. Цитатное: «Что вы, что вы над собой сделали!» — вопрошает . Стоит задуматься над этими словами, ведь эта крылатая фраза может быть применена ко всем героям романа Достоевского».

Очень выгодно смотрится работа, вступление которой начинается с риторического вопроса. Этот ход можно использовать не только во вступительной части, но и в других структурных элементах текста.

Тезис

После выбора темы приступайте к составлению тезисов. ? Это краткая формулировка вашей главной мысли или идеи. Например, если тема сочинения звучит как: «Что такое дружба», то тезисом к ней может быть следующее утверждение: «Дружба – это союз нескольких людей, основанный на полном доверии и взаимовыручке».

Аргументы

Любой тезис требует аргументов. Утверждение можно как подтвердить, так и опровергнуть. Аргументы к итоговому сочинению следует формулировать объективно.

То есть, если вы являетесь радикальным сторонником определенной идеи, а тема звучит как «Спорт: аргументы за и против», нельзя придерживаться только одной точки зрения и полностью опровергать другую.

Необходимо привести минимум по 2-3 аргумента, как в пользу данного тезиса, так и против.

Оценка

В некоторых изложениях требуется не просто аргументировать высказывание, но и выразить собственное мнение по этому поводу. В таком случае необходимо четко сформулировать свое отношение к какой-либо идее, при этом не принимая строгой позиции «за» или «против». Например: «Я согласен с автором в данном вопросе, однако нельзя отрицать существование противоположной точки зрения».

Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.

Как закончить сочинение?

В завершении изложения необходимо подвести итог всего сказанного. Здесь нужно обобщить основные выводы и перефразировать вступление, подводя тем самым логический итог.

Оформление

К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста.

Структура итогового сочинения

После выделения основных тезисов и аргументов, необходимо структурировать свои мысли в соответствии с типовым планом работы. Оформлять текст следует в соответствии со следующим планом:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение / вывод.

Основная часть состоит из:

  • тезис;
  • аргументы за;
  • аргументы против;
  • личное мнение.

Каждую новую структурную часть необходимо начинать с нового абзаца, а каждый абзац – с красной строки.

Цитаты

Каждый тезис в сочинении по литературе необходимо подкреплять примерами. Это могут быть выдержки из художественных текстов, строки из стихотворений, а также цитаты поэтов, писателей или литературных критиков.

Цитаты для итогового сочинения необходимо оформлять в соответствии с правилами оформления прямой речи в . Если фраза приводится не полностью, пропущенные слова в высказывании замещаются многоточием.

Речевые клише и слова-связки

Для оформления логической связи высказываний, каждое предложение нового абзаца должно содержать слова-связки. Они помогают создать логический переход от одного предложения к другому, не теряя нити повествования.

Еще один обязательный пункт – речевые клише для итогового сочинения:

Как выразить актуальность проблемы, раскрываемой автором:

  • В своем произведении писатель поднимает важную на сегодняшний день проблему…
  • Писатель затрагивает актуальную проблему…
  • Одна из проблем, рассматриваемых автором, касается…
  • Поднимаемая автором проблема остается актуальной и в наши дни
  • Среди всех проблем, предложенных в тексте, для меня наиболее актуальной является …
  • Проблема … всегда была актуальна для человечества…
  • Публицист отмечает важность…
  • Тема … прослеживается во всем творчестве писателя…

Как установить тему и идею текста:

  • Автор статьи раскрывает тему…
  • В произведении рассказывается о…
  • Тема …, которую развивает автор, близка каждому…
  • Тема текста близка и понятна всем…
  • Следующее утверждение точно выражает авторскую точку зрения: …
  • Позиция автора такова: …
  • Автор занимает … позицию …
  • Эта мысль выражает точку зрения писателя: …

Как выразить собственное мнение :

  • Трудно не согласиться с публицистом …
  • Невозможно отрицать правоту автора …
  • Нельзя не согласиться с точкой зрения автора…
  • Автор задает множество сложных вопросов, ответить на которые однозначно невозможно.

Объем сочинения

Строгие требования к объему написанного текста предъявляются, как правило, только на государственном экзамене в 11 классе. Итоговая экзаменационная работа должна содержать не менее 350 слов.

Внимание! Если количество слов не превышает 250, вся работа оценивается в ноль баллов. Максимальное количество слов не устанавливается.

Примеры

Проанализируем образец сочинения по литературе , написанного учеником 11 класса:

Как видим, первый абзац является введением и, вместе с тем, тезисом. Второй абзац также приводит еще один тезис, кратко формулирующий определение понятия истории. В следующих частях текста учащийся дает аргументы, подкрепляющие ранее приведенный тезис.

Фраза «как я думаю», употребленная в предпоследнем абзаце работы, вводит личную точку зрения учащегося. Последний абзац с использованным клише «подводя итог», вводит заключающее предложение.

При этом автор использует риторические вопросы («Ведь кем мы будем без знания своей истории?», цитирование, эпитеты (стойкий, мужественный, непоколебимый) и другие художественные приемы. Использование таких средств создания экспрессивности позволяет выстроить полную композицию текста. Объем работы также соответствует заявленному минимуму.

Подведем итоги. Подготовку к сочинению по литературе следует начинать с изучения деятельности автора, произведение или биография которого будет описываться в тексте.

Для успешного написания итоговой работы, необходимо четко определиться с темой . Она должна вызывать интерес и быть знакомой учащемуся.

Для того, чтобы работа содержала все необходимые структурные элементы, составьте план, которого будете придерживаться в процессе работы. Он должен состоять как минимум из трех пунктов: введение, заключение, основная часть.

Не забудьте об использовании слов-связок, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.

В начале работы обязательно сформулируйте один или несколько тезисов. Тезис является своеобразным индикатором того, что учащийся понимает то, о чем пишет; и может сформулировать проблему по предложенной теме. Каждый тезис подкрепляется аргументами, либо опровергается при помощи использования все тех же аргументов «против».

Цитаты для итогового сочинения также могут быть использованы в качестве аргументов, однако следите за правильным оформлением цитирования в тексте.

Если о проведении итоговой работы вас предупредили за несколько дней, следует подготовиться заранее. Для этого можно воспользоваться учебной литературой о данном авторе или аналогичной практикой. Аналогичная практика представляет собой уже готовые работы учащихся, оцененные высоким баллов в ходе проверки. Их можно проработать и взять за основу.

Списывать отрывки из чужого текста крайне не рекомендуется. Экзаменатор точно выявит плагиат в вашей работе. Если же подобное случится на ЕГЭ, весь экзамен будет оценен в ноль баллов. Примеры сочинений по литературе в декабре можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений, а также на любом тематическом портале сети Интернет.

Готовимся к итоговому сочинению 2017/2018. План сочинения, критерии оценивания.

Вывод

Текст пишите вдумчиво. После написания, тщательно проверьте его на наличие грамматических, синтаксических и орфографических ошибок. Особое внимание уделите проверке написания имен собственных, названий произведений и прочего. Отличное написание сочинения по литературе в 11 классе станет залогом поступления ученика в выбранный ВУЗ.