Персонаж комедии островского доходное место. Анализ пьесы А.Н. Островского "Доходное место". «Доходное место»: анализ комедии

Боркивец Любовь Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СШ"Земля родная"
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: А.Н.Островский. "Доходное место"
Дата публикации: 15.02.2018
Раздел: полное образование

Дисциплина – литература.

Преподаватель- Любовь Сергеевна Боркивец.

Тема программы- «А.Н.Островский сегодня».

Тема занятия – «Почему нелегко быть честным? В чём актуальность этой темы

сегодня? » (По пьесе Островского «Доходное место».)

Цели занятия.

Образовательные: осмыслить основную нравственную проблему, поставленную

Островским в этой пьесе; вывести на диалог об актуальности проблемы сегодня и путей

её решения; закрепить навыки литературоведческого анализа драматического

произведения.

Развивающие: развивать потребность в познании себя и окружающих на примере

художественных произведений; нравственно-важные качества личности;

Воспитательные: прививать навыки коллективного труда, осуществлять нравственное

воспитание на примере художественных произведений; демонстрировать актуальность

Тип занятия: практикум (исследовательский, по С Г Манвелову)

Вид занятия : проблемный

Методы обучения: проблемный (диалогический, поисковый).

В жизни каждого человека есть любопытное

…явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния бывают чрезвычайно

сильными…Человек с волей не поддаётся дурному влиянию, он сам выбирает себе

путь. Человек же безвольный поддаётся дурным влияниям. Бойтесь безотчётных

влияний: особенно если вы не можете чётко отличать хорошего от плохого, если вам

нравятся похвалы и одобрения, какими бы они ни были: лишь бы хвалили.

Д.С. Лихачёв «Письма о добром»

Информация для педагога . Группа делится на подгруппы (4-6человек), студенты

получают предварительное домашнее задание для всех. Выписать из текста пьесы реплики

персонажей, которые наиболее ярко и точно отражают их жизненную позицию.

Задания группам:

№1 Каковы особенности конфликта в пьесе? Сделайте выводы. Перед каким выбором

поставлен герой пьесы?

№2 Пользуясь выписками реплик персонажей, выберите для каждого героя пьесы одну

ключевую реплику, которая могла бы быть начертана на его условном щите в качестве

жизненного девиза. Почему реплики героев актуальны сегодня?

№3 Найдите лексическое значение слов «конформист», «конформизм»,

«нонконформист», подумайте, кого в пьесе можно назвать нонконформистом и почему?

№4 В высказываниях каких героев отразились их представления о семейной жизни?

Подумайте, есть ли выход из ситуации, в которой оказался Жданов? Как бы поступил

Жданов, будь он нашим современником? Был бы он счастлив?

Преподаватель. Чем «Доходное место» отличалось от ранее написанных

произведений?

В конце 1856 года, лёжа дома со сломанной ногой, Островский работал над «Доходным

местом». Работа была непростой. После 1855 года обличительные пьесы так сказать

вошли в моду, и написать очередную уже не было делом чести. После выхода в свет пьесы

В.А.Сологуба «Чиновник»(одобренной императором) литератор и критик Дружинин едко

подметил: «Теперь вот как нужно писать пьесы. Благородный отец, дочь, кисейная

барышня её жених и губернская сплетница. Мы влюблены, мы счастливы, скоро свадьба.

Вдруг узнаётся, что жених взял взятку. Отец в гневе, дочь в отчаянии, свадьбе не бывать.

Драматическое положение: жених в недоумении, он взяток не берёт, он честен и.. о

радость! Всё напутала сплетница: он взял лишнюю взятку в преферанс! Всё кончается

благополучно ».

Так писать Островский не хотел. Но не хотел он и мириться с расхожим мнением: мол,

стоит ли пылать против взяточников благородным негодованием, если таков весь строй

жизни? Не лучше ли « влезть в кожу » этих людей, показать их внутренний мир,

продемонстрировать логику самооправдания…поговорить о взятке с «человеческой

стороны» … ведь те, кто «берут» не злодеи, не идолы порока, а просто люди, какими

кишат все суды, департаменты, канцелярии, каких легко встретить в любом трактире или

кофейне.. в любом «приличном доме» наконец.

В это время Островский уже снискал славу «Колумба Замоскворечья» - тем, что вывел

на сцену купечество, живущее в своём замкнутом мирке, по особым законам и правилам и

даже говорящие на своём особом языке. Но Островский чувствовал, что пора переходить в

другие сферы – за пределы купеческого Замоскворечья. Об этом ему уже говорили друзья,

коллеги по литературному цеху. Так, А.Ф.Писемский советовал: «На одной

среде(купеческой) ни один европейский и русский писатель не останавливался, потому что

это сверх творческих средств. Если мы и мастера первого разряда, то всё-таки в нас есть

столько душевных сил, чтобы переходить из одной среды в другую. Если ты этого не

можешь сделать, то знакомься всё больше и больше с купеческим бытом; или, наконец,

отчего ты не займёшься мужиком, которого ты, я знаю – знаешь. Говорят твоя новая

комедия из чиновничьего быта. Я радуюсь заранее».

Время показало, что Писемский радовался не зря. Впоследствии Л.Н.Толстой(который

был скуп на комплименты литераторам) сказал о «Доходном месте»: «Это огромная вещь

по глубине, силе, верности современного значения и по безукоризненному миру Юсова».

Да и сегодня «доходное место» - одна из самых актуальных пьес Островского, ибо

актуален положенный в её основу вопрос: легко ли быть честным? И можно ли быть

честным и счастливым?

Ответы на эти вопросы мы попытаемся сегодня найти.

Итак, по какому принципу и на какие группы можно разделить всех персонажей

пьесы? (ответы студентов)

Вышневский, Юсов, Белогубов, Кукушкина,

Взяточники и те, кто рассматривают

взяточничество как единственный источник

благосостояния чиновника и его семьи

Вышневская, полина, Мыкин, Досужев

Взяточничествокак образ жизни противен,

но они не могут противостоять

сложившемуся порядку вещей(Вышневская,

презирая мужа, пользуется его средствами;

Полина заставляет Жадова идти к дяде и

просить «доходного места»; Досужев

презирает купцов –клиентов и пьёт;

Мыкин отказывается от любимой девушки,

считая, что честный человек не может иметь

семьи и счастья).

Стоит особняком в пьесе. Ещё не

определился. Книжным взглядам и идеалам,

усвоенным в пору студенческой юности ещё

предстоит пройти проверку жизнью

Педагог. Каковы особенности конфликта в пьесе? Перед каким выбором поставлен

герой Жадов? (ответы 1-ой группы).

Вариант ответа. В пьесе представлены следующие типы конфликта.

Внутренний

Идеалы Жадова сталкиваются с прозой

жизни, теория – с практикой, стремление

жить честно- с любовью к молоденькой

жене и вполне понятным желанием угодить

ей, доставить приятные минуты.

А) социальный, общественный:

Жадов- взяточники, карьеристы;

Б) семейно-бытовой:

Жадов – Кукшина, Юленька, Полина.

Точка зрения Жадова: «Жена – помощница,

а не игрушка» - сталкивается с убеждением

Кукшиной и её дочерей в том, что жена

существо декоративное, пользы не

приносящее,

служащее только для «украшения дома» и

для всяческого ублажения.

В) любовный:

Жадов – Полина;

Г) нравственный:

идеалы Жадова не совпадают с идеалами

окружающих.

Островский поставил героя перед выбором: честная бедность и, возможно,

одиночество, разбитая любовь – и богатство, нажитое бесчестно.

Вариант ответа группы №2.

А.В.Вышневский

«Благородная бедность хороша только в

театре»; «спокойствие совести …не спасёт

тебя от голода»; «В обществе заметно

распространяется роскошь. А ваши

спартанские добродетели не живут вместе с

роскошью»; «Вот тебе общественное

мнение: не пойман - не вор»

Анна Павловна Вышневская

«Страдают не от одной бедности, страдают

и от богатства»

Аким Акимович Юсов

«Мальчишки стали нос поднимать»;

«Гордость ослепляет»; «Мне можно

плясать. Я всё в жизни сделал, что

предписано человеку »; «Посмеялся ты

нынче над пьяницей, а завтра сам, может

быть, будешь пьяница; осудишь нынче

вора, а может быть, завтра сам будешь

Онисим Панфилыч Белогубов

«Чисто одетый чиновник всегда на виду-с у

начальства».

Фелисата Герасимовна Кукушкина

«Умел жениться, умей и жену содержать

прилично»; «Для женщины нужно, чтобы

она всегда была одета хорошо, чтобы

прислуга была, а главное – нужно

спокойствие, чтобы она могла быть

отдалена от всего по своему благородству,

ни в какие хозяйственные дрязги не

входила».

«выйти замуж нехитро – эта наука нам

известна; надобно подумать и о том, как

будешь жить замужем»; «Нынче совсем не

такой тон. Нынче у всех принято жить в

роскоши»; «Деньги и хорошая жизнь

облагораживают человека»; «Человек

создан для общества»; « За что их даром

любить мужьёв- то»

Полинька

«Ещё Юлия кой-что знает, я так вовсе

дурочка»

«Нет, нашему брату жениться нельзя. Мы

работники»

Питии вмерти, и не питии вмерти, так вже

лучше питии вмерти

Василий Николаевич Жданов

«Спокойствие совести может заменить для

меня земные блага»; « От равнодушия

недалеко до порока»; «для чего же нас

Ключевые реплики, которые могут быть начертаны на условном щите в качестве

жизненного девиза. (запись на доске и обсуждение)

«Вот тебе и общественное мнение: не пойман – не вор»;

«Страдают не от одной бедности, страдают и от богатства»;

«Посмеялся ты нынче над пьяницей, а завтра сам, может быть, будешь пьяница; осудишь

нынче вора, а завтра сам, может быть, станешь вором »;

«Умел жениться, умей и жену содержать прилично»;

«За что их даром любить мужьёв- то»;

«.. я так вовсе дурочка»;

«Нет нашему бату жениться нельзя. Мы работники»;

«Спокойствие совести может заменить для меня земные блага»

Вариант ответа группы №3. (Работа со словарями по терминологии проводится всеми

студентами заранее)

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка,

отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому

образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Конформист - букв. Согласный.

Нонконформизм – в первичном значении отказ от общепризнанного религиозного

учения, требования реформы государственной церкви. Политический смысл термины

конформизм и нонконформизм приобрели в 60-80-е годы 20 века, когда на Западе

появились настроения, связанные с неприятием устоявшихся форм социальной жизни. В

основном это вылилось в движения молодёжного протеста, хиппи, сексуальной

революции.

Делая вывод из вышесказанного, Жадова можно назвать нонконформистом.

Преподаватель. Прослушаем фрагмент из статьи Н.Добролюбова: «… С

половины пьесы он начинает спускать своего героя с того пьедестала, на котором он

является в первых сценах, а в последнем акте показывает его решительно

неспособным к той борьбе, какую он принял было на себя…»

Выскажите свою точку зрения: являются ли колебания Жадова и его приход к

дяде свидетельством его морального падения?

Вариант ответа. Добролюбов не прав. Жадов поколебался, но не упал. Он живой

человек, а не рыцарь без страха и упрёка. Пройдя через унижения, лишения,

разочарования в семейной жизни и своих педагогических способностях, осознав

бессилие и испытав острое чувство стыда, Жадов решает вернуть к былым убеждениям,

пусть даже ценой отказа от любимой. И это выстраданное решение, которое дороже, чем

книжный опыт. Жадов уже никогда не забудет нравственного урока, преподанного ему

В чём компромиссный способ разрешения конфликтной ситуации, в которую попал

Жадов? Можно ли найти выход из неё?(вариант ответа групп№4)

На первый взгляд разрешение конфликтной ситуации просто не может быть.

Однако, в речи сквозит возможность компромисса, который не почувствовал Жадов. Он

женился на простенькой, неразвитой барышне, воспитанной в семье, исповедующей

принципиально другие взгляды на жизнь. С другой женщиной он мог бы быть

действительно счастлив, она вела бы скромное хозяйство, он работал бы, они вместе бы

читали воспитывали детей, общались с единомышленниками.

Высказывания героев.

«Я буду жить трудом»; «Я надеюсь, что

спокойствие совести может заменить мне

земные блага»; «Не верю тому, чтобы

честным трудом образованный человек не

мог обеспечить себя»; «Не хочу верить и

тому, что общество так развратно»; « Нет,

Полина, вы ещё не знаете высокого

блаженства жить своим трудом. Вы во всём

обеспечены. Бог даст, узнаете»; «Жена не

игрушка, а помощница мужу».

Жадов (со слезами)

«А ведь знаешь, что,Полина? Когда

хорошенькая жена да хорошо одета? И

хорошо с ней выехать в хорошем экипаже?

Ведь молодую, хорошенькую жену надо

любить, надо её лелеять..(кричит)Да, да, да,

надо её наряжать…Это легко сделать! (С

отчаянием) Прощайте юношеские мечты

мои! Прощайте великие уроки! Прощай моя

честная будущность! Пойдём к дядюшке

просить доходного места »

Жадов дяде

«Не все женщины таковы, как выговорите»

Вышневский

«Почти все. Есть, конечно, исключения, но

мудрено. Чтоб на твою долю выпало это

исключение. Для этого надобно пожить,

поискать, а не влюбляться, как ты, в первую

встречную »

«…Вот хоть сейчас голову на отсечение,

ничего не понимаю, что он говорит»; «Что-

то очень мудрено. Погоди. Может быть

вспомню только как бы не засмеяться, слова

такие смешные »; «Какое назначение

женщины в обществе? Про какие-то ещё

гражданские добродетели говорил. Я уж

инее знаю что такое. Нас ведь этому не

учили.»; «он должно быть в тех книгах

читал, которые нам не давали. Помнишь.. в

пансионе? Да мы, правда, никаких не

Кукушкина

«Другой полоумный вдруг берёт

воспитанную барышню…и вдруг запирает

её в конуру какую-то! Что же, по- ихнему,

Из воспитанных барышень им хочется

прачек переделать? Уж коли хотят жениться,

так и женились бы на каких –нибудь

заблуждённых, которым всё равно, что

барыней быть, что кухаркой, которые из

любви к ним, рады будут себе и юбки

стирать, и по грязи на рынок трепаться. А

ведь есть такие, без понятия женщины».

Преподаватель. Итак, конфликт в пьесе «Доходное место» драматургом утрирован,

заострён. Островский пишет не трагедию, а комедию.

Настоящей безысходности нет. Честным быть нелегко, но можно! (развязка пьесы –

известие об отставке Юсова, и о том, что Вышневского отдают под суд, наглядно

показывает, как

преходяще

неправедно приобретённое благополучие).

Островский, на протяжении всего творческого пути, задавался вопросом: «Легко ли

быть честным? Что поддерживает человека и не даёт опуститься до уровня

безнравственности большинства?» И мы с вами попытаемся в своём сочинении-

рассуждении ответить на эти вопросы. (Домашнее задание)

Литература:

А.Н.Островский пьеса «Доходное место».

Д.С.Лихачёв «Письма о добром »/ Санкт-Петербург.- Изд. «Логос»,2007.

Л.Г.Максидонова. Конспекты уроков «Русская литература 19века».-М.-2002

Большой энциклопедический словарь.- М., Санкт-Петербург, 1997г.

Словарь политических терминов.

Одним из наиболее выдающихся российских драматургов является Александр Островский. «Доходное место» (краткое содержание произведения будет предметом настоящего обзора) - это пьеса, которая занимает видное место в его творчестве. Она вышла в свет в 1856 году, однако до постановки в театре была допущена лишь через семь лет. Существует несколько известных сценических постановок произведения. Одна из самых популярных - работа с А. Мироновым в одной из главных ролей.

Время и место

Старую Москву действием некоторых своих известных сочинений выбрал драматург Островский. «Доходное место» (краткое содержание пьесы должно начинаться с описания утра главных героев, так как именно в этой сцене читатель знакомится с ними и узнает об их характерах и социальном положении) - произведение, которое не стало исключением.

Также следует обратить внимание на время событий - первые годы царствования императора Александра II. Это было время, когда в обществе назревали серьезные перемены в экономической, политической и культурной сферах. Данное обстоятельство всегда следует помнить при анализе данной работы, так как автор отразил этот дух перемен в повествовании.

Вступление

Настоящим мастером описания и изображения быта и жизни среднего сословия является Островский. «Доходное место» (краткое содержание этой новой работы писателя необходимо разбить на несколько смысловых частей для удобства понимании композиции) - пьеса, в которой нашли отражение основные творческие принципы драматурга.

В начале читатель знакомится с главными действующими лицами этой истории: Вышневским, старым болезненным человеком, и его молодой привлекательной женой Анной Павловной, которая несколько кокетлива. Из их разговора становится ясно, что отношения супругов оставляют желать лучшего: Анна Павловна холодна и равнодушна по отношению к своему мужу, который очень этим недоволен. Он убеждает ее в своей любви и преданности, однако жена по-прежнему не обращает на него никакого внимания.

Завязка интриги

Остроумную социальную критику с тонким юмором мастерски сочетал в своих пьесах Островский. «Доходное место», краткое содержание которого нужно дополнить указанием на то, что послужило толчком к развитию сюжета, - это произведение, которое считается одним из лучших в творчестве автора. Началом развития действия можно считать получение Анной Павловной любовного письма от немолодого мужчины, который, впрочем, был уже женат. Хитрая женщина решает проучить незадачливого поклонника.

Появление других персонажей

Пьесы Островского отличаются динамичностью развития сюжета с акцентом на высмеивание социальных пороков людей среднего сословия. В рассматриваемом произведении читатель знакомится с типичными представителями городской бюрократии, которые представлены подчиненными Вышневского, Юсовым и Белогубовым.

Первый уже стар годами, поэтому он опытен в ведении делопроизводства, хотя занятия его, очевидно, не являются чем-то выдающимся. Однако он пользуется доверием начальника, чем очень гордится. Второй находится в непосредственном его подчинении. Он молод и несколько неопытен: так, Белогубов сам признается, что не очень хорошо разбирается в грамоте. Тем не менее молодой человек намерен неплохо устроить свою жизнь: он метит в столоначальники и хочет жениться.

В рассматриваемой сцене чиновник просит Юсова похлопотать о его повышении в должности, и тот обещает ему свое покровительство.

Характеристика Жадова

Пьесы Островского известны в русской литературе тем, что в них представлена целая галерея портретов современной драматургу эпохи. Образ племянника Вышневского получился у автора особенно колоритным.

Этот молодой человек живет в доме дяди, служит у него, однако намерен добиться самостоятельности, так как презирает образ жизни его семьи и окружения. Кроме того, с самого первого своего появления поднимает на смех Белогубова за его плохое знание грамоты. Также читатель узнает, что молодой человек не желает выполнять черную писарскую работу под начальством Юсова.

За такую независимую позицию дядюшка хочет прогнать племянника из дома, чтобы он сам попробовал жить за маленькую зарплату. Вскоре становится ясной и причина такого поведения: Жадов сообщает своей тетушке, что намерен жениться и жить своим трудом.

Ссора дяди с племянником

«Доходное место» - пьеса, которая основана на идее противостояния молодого и старшего поколений. Эту мысль автор обозначил уже в первой части произведения, когда наметил принципиальную разницу в жизненных позициях Жадова и служащих его дяди.

Так, Юсов высказывает недовольство его работой и выражает надежду, что Вышневкий уволит его за пренебрежительное отношение к службе. Это наметившееся противостояние доходит до финальной точки в сцене открытого конфликта дяди с племянником. Первый не хочет, чтобы Жадов женился на бедной девушке, однако молодой человек, разумеется, не желает уступать. Между ними происходит бурная ссора, после которой Вышневский грозит племяннику порвать с ним родственные отношения. Он узнает от Юсова, что невеста Жадова - дочь небогатой вдовы, и убеждает последнюю не выдавать дочь за него.

Новые герои

Столкновение старых порядков и новых веяний мастерски изображал в своих произведениях Островский. «Доходное место» (анализ пьесы может быть предложен школьникам в качестве дополнительного задания по творчеству драматурга, так как она является знаковой в его творческой карьере) - произведение, в котором эта мысль проходит красной нитью через повествование. Перед вторым актом ее прямо озвучивает Юсов, который выражает опасение из-за смелости и дерзости современной молодежи и восхваляет образ жизни и действия Вышневского.

Во втором действии автор знакомит читателя с новыми персонажами - вдовой Кукушкиной и ее дочерями: Юленькой, помолвленной с Белогубовым, и Полиной, возлюбленной Жадова. Обе девушки несмышленны, слишком наивны, а их мать думает только о материальном положении будущих супругов.

В этой сцене автор впервые сводит героев вместе, и из их разговора мы узнаем, что Полина искренне любит Жадова, однако это не мешает ей думать о деньгах. Жадов же мечтает о независимой жизни и готовится к материальным трудностям, к чему пытается приучить и невесту.

Описание Кукушкиных

Кукушкину автор изобразил как практическую женщину: ее не пугает вольнодумство главного героя. Она хочет пристроить своих бесприданниц и уверяет Юсова, который предостерегал ее от свадьбы, что Жадов ведет себя дерзко из-за того, что он холост, но женитьба, дескать, его исправит.

Почтенная вдова в этом отношении мыслит очень по-житейски, очевидно, исходя из собственного опыта. Здесь же следует сразу отметить принципиальную разницу между двумя сестрами: если Юля не любит Белогубова и обманывает его, то Полина искренне привязана к своему жениху.

Судьбы героев через год

Главный персонаж комедии Островского «Доходное место» Жадов женился по любви на женщине, которую обожал, однако которая по своему развитию уступала ему. Полина хотела жить в сытости и довольстве, однако в супружестве познала нищету и бедность. Она оказалась неготовой к такой жизни, что, в свою очередь, разочаровало Жадова.

Об этом мы узнаем из сцены в трактире, где год спустя сходятся основные персонажи пьесы. Сюда же приходит Белогубов с Юсовым, и из их разговора читатель узнает, что у первого дела идут превосходно, так как он не брезгует брать взятки за свои услуги. Юсов хвалит своего подопечного, а Жадова поднимают на смех за то, что он не выбился в люди.

Белогубов предлагает ему деньги и покровительство, однако Жадов желает жить честным трудом, и поэтому с презрением и негодованием отвергает это предложение. Однако ему самому очень плохо от неустроенной жизни, он выпивает, после чего половой выгоняет его из трактира.

Семейная жизнь

Правдивое описание мещанского быта присутствует в пьесе «Доходное место». Островский, сюжет произведений которого отличается достоверностью изображения характерных явлений социальной действительности середины девятнадцатого века, очень выразительно передавал дух своей эпохи.

Четвертое действие пьесы посвящено, в основном, семейной жизни Жадовых. Полина чувствует себя несчастной в убогой обстановке. Она тем острее ощущает свою бедность из-за того, что ее сестра живет в полном достатке, а муж ее всячески балует. Кукушкина советует дочери требовать от мужа денег. Между ней и возвратившимся Жадовым происходит ссора. Тогда Полина, следуя примеру матери, начинает требовать у мужа денег. Тот призывает ее терпеть бедность, но жить честно, после чего Полина убегает, но Жадов возвращает ее обратно и решается идти к дяде просить себе место.

Финал

Неожиданно счастливой развязкой завершается пьеса «Доходное место». Островский, жанр которого - преимущественно комедия, умел даже в юмористических зарисовках показать общественные пороки современности. В последнем, пятом, действии Жадов униженно просит себе работу у дяди, однако в ответ последний вместе с Юсовым начинают высмеивать его за то, что он предал свои принципы жить самостоятельно и честным трудом, не воруя и не беря взяток. Выведенный из себя, молодой человек заявляет, что среди его поколения есть честные люди, отказывается от своего намерения и объявляет, что больше не проявит слабости.

Полина мирится с ним, и супруги уходят из дома Вышевского. Последний между тем переживает семейную драму: интрижка Анны Павловны обнаруживается, и оскорбленный супруг устраивает ей сцену. Кроме того, он разоряется, а Юсову грозит увольнение. Произведение заканчивается тем, что с Вышневским случается удар от постигших его несчастий.

Итак, Александр Островский («Доходное место» тому яркий пример) в своих произведениях умело соединял исторические реалии и острую сатиру. Пересказанная нами пьеса может быть предложена школьникам для более углубленного изучения творчества писателя.

Нам остается дать отчет о последнем из больших произведений Островского, о комедии его "Доходное место" . <...> Что сказать об этом загадочном, замечательном, неконченном и нестройном произведении — единственном нестройном произведении между всеми трудами Островского. <...> Если б комедия "Доходное место" казалась нам произведением, исполненным одних резких и легко подмечаемых недостатков, мы бы указали эти грехи без всякого затруднения, — но беда в том, что сказанная комедия с ее недостатками и достоинствами нелегко поддается критическому анализу.

Это хаос из странных красок, блистательных начинаний, драматических идей, самых безукоризненных, и дидактических тирад, самых необъяснимых. Все лица новы и замечательны по замыслу, но из них только одно (Юсов) обработано сообразно замыслу. Остальные, за исключением одного или двух самых второстепенных, будто испорчены нарочно. В незначительных подробностях действия видим мы обычный, удивительный язык Островского, в большей части главного действия комедии — небывалое дело! — язык выходит книжным. Жадов, увлекающий нас драматизмом своей постановки, местами говорит тирады, будто взятые из журнала сороковых годов; Вышневский — московский сановник и взяточник, лицо, замыслом авторским почти равное Фамусову, то высказывает сам свои пороки, подобно классическому злодею, то говорит как аллегорическое олицетворение целого порочного класса людей. Другие лица наполовину отделаны, наполовину испорчены непонятным произволом. Так, вдова Кукушкина, прямо взятая с натуры, однообразным тоном речей только и делает, что силится выдать скверную сторону своей личности, как будто бы она и без того не была ясна как нельзя более. В довершение всего, самый конец пьесы, резко прихотливый, все-таки оставляет интригу незаконченною и фокус света, ярко брошенного автором в этой части произведения, словно усиливает тьму, разлитую повсюду.

Где же именно, для довершения начатого нами сравнения, заключается тот уголок картины, который разителен по своему исполнению, где та удивительная подробность, из-за которой сильнейшие художники должны с почтением останавливаться пред комедиею "Доходное место"? <...> нас поражает не мелкая частность картины, выполненная художественно, но целая большая сцена, закончено выдающаяся вперед из всего, что есть в комедии неудавшегося исключением первого и последнего явлений. Жадов, герой комедии, женился по любви и уже до дна испил чашу лишений, бедствий и бесплодной борьбы, которой не миновать ни одному честному юноше в его положении. Он работает не покладая рук и едва-едва зарабатывает хлеб насущный, он страстно любит жену, а жена по глупости сетует на его служебную бескорыстность; он проникнут благородными убеждениями, и убеждения эти только вредят ему в глазах родных и товарищей. В горькую минуту раздумья заходит он в трактир, где перед тем весело пообедал его родственник Белогубов с начальником своим Юсовым и другими чиновниками своего разбора. Эти люди глядят на Жадова без злобы. Белогубов даже просит стесняясь сумрачным гостем; чиновники веселятся и по душе говорят между собою. Жадов молча слушает их беседу. В их речах нет ничего ярко безнравственного. Они даже добры и любезны по-своему, они совершенно безмятежны духом, у них нет ни малейшего сомнения в чистоте их морального кодекса, они даже правы по-своему, чисты перед обществом по-своему. Какой контраст с мрачным раздумьем честного труженика! Перед ним Белогубов умильно вспоминает о своем семейном счастии, с искренними слезами благодарит Юсова за его наставления и покровительство. Чиновники развеселились и упрашивают Юсова поплясать под музыку трактирного органа, старик соглашается, не ломаясь и не делая ничего неприличного; он танцует от всей души, и друзья его в полном восхищении. Может быть, Жадов улыбнулся при этом, но даже и тут Юсов не рассердился очень. "Мне можно плясать, — говорит старый чиновник, во всей ясности своего духа, — мне можно плясать. Я все в жизни сделал, что предписано человеку. У меня душа спокойна, сзади ноша не тянет, семейство обеспечил; мне теперь можно плясать. Я теперь только радуюсь на Божий мир. Птичку увижу, и на ту радуюсь, цветок увижу, и на него радуюсь: премудрость во всем вижу. Помня свою бедность, нищую братию не забываю. Других не осуждаю, как некоторые молокососы из ученых. Кого мы можем осуждать? Мы не знаем, что еще сами-то будем... Вот ты нынче посмеялся, что я плясал, а завтра, может быть, хуже меня запляшешь. Может быть, и за подаянием пойдешь и руку протянешь. Вот гордость-то до чего доводит! Гордость, гордость! Я никого не боюсь! Я хоть на площади перед всем народом буду плясать. Мимоходящие скажут: "Сей человек пляшет, должно быть, душу имеет чисту!" — и пойдет всякий по своем делу!"

Речь эта вызывает громкое, неподготовленное "ура!" у Белогубова и других чиновников.

Нужно ли разъяснять силу и глубокое значение переданной нами сцены, нужно ли указывать ее важность в ряду всех положений комедии, нужно ли истолковывать значение этой непоколебимой самоуверенной веселости безнравственных членов общества перед единственным честным зрителем ее, зрителем, бедным по кар- ману, заподозренным по службе, горьким по семейной жизни и уже глубоко потрясенным в глубине своего со-знания? Изобразить подобный контраст невозможно из одной головы своей, как бы она умна ни была, тут действует сила истинного, непосредственного художника, хотя, по-видимому, пляска под машину и тирада старого взяточника — предметы далеко не говорящие вдохновенно. Таков результат истинно драматического призвания в писателе. Сцена Юсова, очевидно, вылилась сама, без подготовки, без остроумных соображений, и, вылившись, подавила собою всю комедию с ее достоинствами и грехами, со всем, что даже не должно бы быть в ней подавленным. Сцена, переданная сейчас, обозначает собой одну из высших точек, до которых когда-либо поднималось дарование Островского. Она менее поэтична, чем, например, пятый акт "Бедной невесты", менее потрясет вас, чем катастрофа комедии "Свои люди — сочтемся", но в ней есть своя особая перед ними сила, особая глубина житейской мудрости, способная удивить всякого, сколько-нибудь развитого ценителя.

Статья наша давно уже вышла из пределов обыкновенной журнальной рецензии, а мы еще не успели слова сказать о драматических сценах и отдельных драматических очерках г. Островского, которые и по достоинству, и по разнообразию своему одни могут служить поводом к статье весьма серьезного содержания. Только теперь, перечитавши эти небольшие произведения, одно за другим в общей связи и в общем сборе, достойно их оцениваешь и радуешься тому, что разбросанные сочинения нашего автора наконец собраны и изданы достойным образом. О том, что между разбираемыми нами вещами нет ни одной не заслуживающей внимания в каком бы то ни было отношении, что почти все из них отличаются первоклассными красотами, конечно, знает всякий любитель литературы, но еще не все читатели и даже далеко не все ценители отдали полную справедливость бесконечной многосторонности очерков, набросанных рукою г. Островского. Каким удивительным языком они написаны! <...> Сколько лиц, живых, истинных, очень часто типических, в высшем смысле этого выражения, восстает перед нами, чуть только мы захотим припомнить один за другим эти драматические очерки. Иные из лиц, нам представляющихся, годны для самой обширной и правильной комедии — к ним уже не добавишь ни одной дополнительной черты, ни одного лишнего штриха. Таковы Пузатов и Ширялов в "Семейной картине", старик Брусков в сценах "В чужом пиру похмелье", несравненная Серафима Карповна в пьесе "Не сошлись характерами", Надя и Василиса Перегриновна в "Воспитаннице".

Сколько других лиц, намеченных и обрисованных так, что их можно развивать по авторскому произволу, возводить в типы, делать действующими лицами новых, стройных произведений! Вспомним Поля Прежнева и Мишу Бальзаминова, которых жизнь, конечно, не исчерпана вся неудачным браком или изгнанием из дома богатой невесты, назовем Андрея Титыча Брускова, едва мелькнувшего перед нами, но имеющего все залоги замечательных положений в будущем. Но как перечислить все собрание побочных, второстепенных лиц, лиц, едва произносящих по нескольку фраз, лиц, не имеющих важного влияния на ход действия и, при всем том, новых, правдивых, верных действительности, умных и глупых, серьезных и забавных. Практическая и бойкая на язык Матрена, набитая дура Ничкина, так страдающая от жаркой погоды ("Праздничный сон до обеда"), купеческий сын Капитоша, декламирующий по-театральному, курящий махорку и обладающий басом, таким, что "словно кто из пушки выпалил" ("В чужом пиру похмелье"), глубокомысленные кучера, беседующие о военных предметах, сентиментальная m-me Прежнева и болтливая Улита Савишна ("Не сошлись характерами"), политик Потапыч и подьячий Неглинтов ("Воспитанница") — все эти лица едва составляют половину того, что следует быть замеченным. В разбираемых нами сценах, во всех без исключения, сама жизнь кипит и поминутно высказывается нам разнохарактерными сторонами, очень часто важными и печальными, еще чаще смешными и веселыми.

/Александр Васильевич Дружинин (1824-1864).
Сочинения А. Островского. Два тома (СПб., 1859)/

Произведение относится по жанровой направленности к комедии и основной темой имеет авторское исследование общественной жизни в качестве социального новообразования.

Композиционная структура пьесы представляется пятью действиями

Основу пьесы составляет противостояние старшего и молодого поколений, выражающееся в принципиально разных жизненных позициях героев произведения по отношению к старым порядкам и новым веяниям.

Основным персонажем пьесы писателем представляется Жадов, изображенный в качестве амбициозного молодого человека, имеющего университетское образование, живущего в московском доме дядюшки, но стремящегося к независимости от презираемого им образа жизни родственника и окружающих его людей.

Главному герою противопоставляется чиновничье общество, в которой самой яркой фигурой становится образ старого чиновника Юсова, убежденного взяточника, являющегося типичным представителем чиновничьего мира, где главенствует принцип торговли законами в виде жизненного правила. Каста чиновников представляется помимо Юсова генералом Вышневским, молодым служащим Белогубовым, вдовой Кукушкиной, являющимися типичными образцами царской бюрократии. С точки зрения чиновников, служащий, отказывающийся от взяток и выражающий честную позицию, является врагом и вольнодумцем, тем самым писатель утверждает собственное отношение к российской бюрократии, считая взяточничество широко распространенным негативным явлением.

Чиновничьему обществу в пьесе противопоставляется главный персонаж Жадов, выражающий искреннее негодование образом жизни бюрократического слоя населения, проповедующий демократические жизненные взгляды, но осознающего собственное бессилие перед самодурством. При этом писатель демонстрирует слабые черты Жадова, подчеркивая необходимость претворения благородных целей в жизнь путем преодоления трудностей, выстрадав их подлинную ценность.

Среди многочисленных проблемных вопросов, затрагивающихся в пьесе, присутствуют семейная тема, коррупционная составляющая власти, тема бедности и неравного брака, а также выбора жизненного пути и становления отдельной личности.

Динамичная сюжетная линия пьесы повествует о сопротивлении Жадова существовать по правилам чиновничьего мира в виде угождения, взяток, дести и лжи, принимая материальное благополучие в форме истинного жизненного смысла.

Повествование произведения иллюстрируется яркими и острыми диалогами, мастерски представленными писателем, в которых автор использует художественные приемы в виде тонкой иронии, юмора и сатиры.

Отличительной особенностью пьесы является изображение быта мещанства, описанного в правдивой и достоверной реальной действительности.

Смысловая нагрузка произведения состоит в убеждении зрительской аудитории о правильности жизненного выбора каждого человека, стремлении к его реализации и нравственной самореализации.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Ивана Васильевича из рассказа После бала

    Центральным персонажем в рассказе Л. Н. Толстого является Иван Васильевич. В произведении «После бала» он рассказывает историю, которая оставила неизгладимый след в его жизни.

  • Образ и характеристика Дон Кихота сочинение

    Для испанской культуры образ Дон Кихота является одним из центральных и основополагающих, также, наверное, и для всей европейской культуры Дон Кихот обладает огромным значением. Мне кажется, для российской культуры он не так понятен

  • Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения

    После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события прошлого, обратился к эпохе правления Петра I

  • Образ и характеристика Герасима в рассказе Муму Тургенева 5 класс сочинение

    Главный герой рассказа Герасим – дворник, высокий и богатырского телосложения, которого барыня забрала из деревни с собой в Москву.

  • Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается произведение сообщением Радищева к приятелю А.М. Кутузову. Автор показывает почему он, решил написать эту повесть. Глава «Выезд» повествует, как он, сидя за столом с приятелями, начинает поездку в кибитке

Урок по творчеству А.Н. Островского. А.Н. Островский. «Доходное место». Анализ конфликтных ситуаций в пьесе.

Цель урока:

    научить учащихся воспринимать и анализировать драматические произведения, выявлять противоречия и приемы их преодоления в сюжете литературного произведения;

    научить применять алгоритм решения противоречий в структурировании анализа драматического произведения;

    прививать любовь к изучению художественной литературы.

Задачи урока:

    Используя анализ внесистемных ресурсов, рассмотреть историю создания пьесы, смысл названия, значимые имена и фамилии героев пьесы.

    Научить учащихся рассматривать конфликт в драматическом произведение, используя методику ТРИЗ.

Оборудование: текст пьесы, таблица «Алгоритм решений противоречий».

Учащиеся побывали в «Чехов – центре» на премьере комедии в пяти действиях «Доходное место» А.Н. Островского.

Ход урока.

    Беседа. Вопросы к учащимся:

Ответы учащихся:

    Служба в московском Совестном (1843 -1845), а потом в Коммерческом (1845 – 1851) суде. «Не будь я в такой передряге, не написал бы «Доходного места». (А.Н. Островский).

    Кто стал прототипом Акима Акимыча Юсова? (Чиновник Замухрышкин).

    Кем служил Островский в суде? (Писарем. Поэтому хорошо знал дела, рассматриваемые в суде).

    Какое получил образование? (Два курса Московского университета).

Учащиеся говорят о христианском мировоззрении драматурга, о

событиях, связанных с его женитьбой. Эти все данные о писателе сыграли особую роль в создании пьесы «Доходное место».

    Сообщение учащихся об истории написания пьесы.

писал в дневнике: «Тут будут наши гражданские слезы». Л.Н. Толстой оценил появление пьесы так: «Комедия Островского, по-моему, есть лучшее его произведение, та же мрачная глубина, которая слышится в «Банкруте», после него в первый раз, после него в первый раз слышится тут о мире взяточников – чиновников».

19 сентября 1857 года пьеса была разрешена драматической цензурой. Однако, накануне премьеры, которая должна была состояться в Малом театре 20 декабря 1857 года, стало известно о запрещении пьесы. Только через шесть лет, в 1863 году 27 сентября, в присутствии автора пьеса была сыграна в Александринском театре. Пьеса была восторженна принята публикой. В Малом театре впервые была поставлена 14 октября 1863 года.

    Ученикам предлагается высказать мнение по поводу смысла названия пьесы «Доходное место».

    Словарная работа.

Учащиеся в словаре находят объяснение слов «столоначальник» -

чиновник, заведующий «столом», небольшим отделом канцелярии; «Коллежский асессор» - гражданский чин VIII класса, дававший право на потомственное дворянство.

    Знакомство с действующими лицами пьесы и объяснение их значимых имен и фамилий:

    Аристарх Владимирович Вышневский – Аристарх – от греческого «лучший начальник». Фамилия от слова «В вышних» - усиливает значимый смысл фамилии чиновника высокого ранга.

    Василий Николаевич Жадов (племянник) - фамилия образована от глагола «жадать» - страстно стремиться, жадно желать.

    Аким Акимыч Юсов (старый чиновник, служащий под начальством Вышневского. От буквы ЮС – исчезнувшей буквы церковно-славянской азбуки. «Юсами» называли старых подьячих, бумажных крючкотворов, знатоков судейских ловушек.

    Онисим Панфилыч Белогубов (молодой чиновник, подчиненный Юсову). Онисим (греческое) – «полезный», Панфил (греческое) – «общий друг». Белогубый – безбородый и безусый, у кого молоко на губах не обсохло.

    Фелисата Герасимовна Кукушкина (вдова коллежского асессора). Фелиста (латинское) – «счастливая», Герасим (греческое) – «почтенный», Кукушкина – фигурально: беззаботная мать, покидающая детей.

    Досужев – Досужий – умелый, хороший знаток своего дела. Досужливый – свободный от дел, обязательных занятий. Оба этих оттенка в фамилии.

    Мыкин (приятель, учитель Жадова) – «мыкать горе», «мыкаться по свету».

    Рассмотрим тематику произведения.

Учащиеся составляют системный оператор тематики и зачитывают

экран «подсистема»:

    показан мир чиновников-взяточников II половины XIX века, их отношение к нравственным ценностям;

    моральные ценности построения семьи;

    отношения в семье между мужем и женой, матерью и дочерьми;

    жить честно? или «практично»?

О каких «гражданских слезах» говорил А.Н. Островский, о

«мрачной глубине мира взяточников – чиновников» говорил Л.Н. Толстой, давая характеристику пьесе?

«Смеются над чиновником, который жил на одну зарплату и уважают взяточника» (Жадов). Итак, какой аспект темы преобладает? Показан мир чиновников – взяточников II половины XIX века. (Жить честно? или «практично»?). Учащиеся отмечают, что тема актуальна сегодня, в XXI веке, только называется «мир коррупции».

    Конфликт в драматическом произведении – это двигатель сюжета.

Для того, чтобы проанализировать конфликт пьесы, необходимо

использовать алгоритм решения противоречий – элемент системы ТРИЗ.

Первый шаг называется: фиксация проблемной ситуации.

Задание: Определите минимальное количество действующих лиц, образующих систему, в которой возникла проблема. Сколько таких систем в пьесе? Составьте композицию конфликтующих образов. Составьте композицию проблематики.

    Композиция образов

(система, в которой возникла проблема)

Аристарх Вышневский – Анна Павловна, его жена.

Досужев

Жадов - Вышневский

Полина - Юсов

Кукушкин

Белогубов - Жадов

Юсов – Мыкин

Вышневский –

Юлинька - Досужев

Кукушкина – Юлинька

Полина

семьи: Вышневский – жена

Жадов - Полина

антиподы: Белогубов - Юлинька

Кукушкина - коллекционный асессор Кукушкин

(жена)

Учащиеся по группам составляют, объясняя причины конфликтной ситуации в каждой группе (системе). Каждую систему можно рассматривать отдельно.

    Композиция проблематики (можно использовать цитаты).

Определяется центральная. Нравоописательная:

1. Жить с чистой совестью и испытывать презрение общества или «жить практически взяточником и иметь уважение в обществе.

2. Любовь, супружеская верность, гармония отношений или расчет, «любовь за дары…». «Сердце жаждет другой любви – деньги».

3. Отношение «матери и дочери»:

а) «Они у меня не так воспитаны, к работе не приучены». «Я их готовила замуж за благородных людей».

б) образованность или безграмотность, мещанство, вещизм (критерии Кукушкиной). «Что нужно для образованной женщины?»: «чтобы хорошо была одета»; «чтобы прислуга была»; «спокойствие, отдалена от всего по своему благородству». «В нас благородство врожденное».

4. Бессовестная лесть, чинопочитание, прислуживание или честное служение. «Приятное искательство к начальству». «Я вас боялся, а теперь презираю». «Вы завидуете людям с чистой совестью. Это не купите не за какие деньги».

Второй шаг:

Задача: составьте системный оператор для элементов одной из проблем и запишите выявленное противоречие. (Проблемы по одной распределены между учениками).

Пример СО по проблеме: любовь, супружеская верность, гармония.

НС

1. Благословение.

2. Душа.

3. Семья Жадова.

«Благословение потомства».

«Слава для избранных» (Жадов)

С

Любовь (в семье)

Функция: духовное единство

«Детей будем в строгих правилах воспитывать».

«Правила, которые они знают, лучше, честнее тех правил, которыми руководствуется общество» (Жадов)

ПС

    Потребность в общении.

    Альтруизм(жертвенность)

    Понимание друг друга.

    Сочувствие и сострадание.

    «Одна душа».

    «Потребность в защите».

В какой части подсистемы возникла проблема между Жадовым и Полиной? Учащиеся по парам составляют системный оператор проблем и находят задачу, основной конфликт, причину возникновения конфликта. Составляют противоречие по формуле:

«Если (внести изменения), то (что будет хорошо), но (что будет плохо).

Пример. Если не жить с чистой совестью , как живут все, то будет доход, уважение в обществе. («Взяточником быть выгоднее» (Юсов)), но жизнь будет безнравственна, грешна, будет мучить совесть, и, соответственно, ответишь перед Богом за все, что делаешь. («Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда» Жадов).

Третий шаг.

Идеальный конечный результат, по которому сверяется решение конфликта. Система сама хочет изменений.

«Слава для избранных» (Жадов).

«Взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного» (Жадов).

«Я вас боялся, а теперь презираю» (Жадов).

Четвертый шаг.

Анализ ресурсов. Учащиеся определяют, что для решения проблемной ситуации: жить честно? или «практично»? автор использует внутрисистемные, надсистемные ресурсы и ресурсы времени. Жадов говорит: «Если вся жизнь моя будет состоять из трудов и лишений, я не буду роптать… Одного утешения буду просить я у Бога : я буду ждать того времени , когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». « Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда ».

Пятый шаг.

Составление противоречия. Душа человека (изменяемый элемент должна стремиться к святости, праведности (требование 1) для того, чтобы не распространялись и не росли ложь, зло, насилие, и должна признавать себя греховной (антитребование 1) для того, чтобы знать, от чего избавляться, с чем бороться всю жизнь.

Шестой шаг.

Решение противоречия. А. Н. Островский имел христианское мировоззрение, поэтому решение в пьесе выглядит так: нравственное совершенствование возможно только в союзе с Творцом, который является источником любви, гармонии, света, святости. Жадов говорит: «Однако утешения буду просить я у Бога…» «Борьба трудна и часть пагубна; но тем больше славы для избранных; на них благословение потомства; без них ложь, зло, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный…».

Учащиеся подводят итог: к сожалению, пока растут ложь и зло, и не выросло еще то поколение, которое будет бояться суда общественного… Нам остается только, кА Жадову, просит утешения у Бога и трудиться над своею душой, чтобы в ней не побеждало зло, ведь по словам Достоевского, в душе ежедневно идет борьба между Богом и сатаною, между добром и злом. А человек всегда стоит перед выбором: с кем быть?... Так стоял и Жадов в пьесе А.Н. Островского «Доходное место».

Домашнее задание.

Используя алгоритм решения противоречий, сделать анализ проблемной ситуации в семье (на примере семей, показанных Н.А. Островским в пьесах «Гроза» и «Доходное место». Сравнительный анализ).

Цитатный материал (по пьесе «Доходное место»).

    «В его лета любовь еще не покупают» (Анна Павловна).

    «Любить даром?» (Кукушкина).

    «Пилите мужа» (Кукушкина).

    «У всех принято жить в роскоши» (Юлинька).

    «Все решительно холодны к мужьям» (Кукушкина).

    «У вас есть знакомые купцы, чтобы дарили материал на платья?» (Полина).

    «За глупость Бог счастье дал» (Полина).