Первый памятник михаилу глинке. Памятник М. И. Глинке на Театральной площади. Художественная ограда памятника


Рубрика: Санкт-Петербург

Имя М.И. Глинки близко сердцу каждого россиянина, благодаря операм «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» и другим известным произведениям. Современники сравнивали его с Пушкиным, подчеркивая, что оба они создали новый русский язык: один – в поэзии, второй – в музыке. Вся сознательная жизнь музыкального маэстро связана с Санкт-Петербургом, где он поступил в пансион, будучи юношей, брал частные уроки музыки, был капельмейстером придворной певческой капеллы, сочинил свои лучшие произведения.

В преддверии столетнего юбилея композитора музыкальная общественность Северной столицы выступила с инициативой установки ему монумента. На тот момент в городе уже существовал памятник композитору, воздвигнутый в 1899 г. по решению Думы. Идею власти одобрили и объявили сбор средств на изготовление и установку памятника; представители всех сословий вносили свою посильную лепту. Видные музыкальные деятели в поисках финансирования дали немало спектаклей, средства от которых пошли в фонд памятника. Акция по сбору денег принесла инициативной группе свыше 106 тыс. рублей.

Конкурс проектов

Эскиз будущего монумента выбирали на конкурсной основе. В комиссию вошли представители Императорского музыкального общества, Академии художеств, а также родственники композитора. Из более чем двадцати работ авторитетное жюри выбрало эскиз скульптора Роберта Баха; архитектором был назначен его брат Александр.

В 1903 г. выбрали место на углу Театральной площади и улицы, которую впоследствии назвали именем Глинки. Весной того же года состоялась торжественная закладка и был запущен производственный цикл. Фигуру маэстро и элементы декора отлили из бронзы на литейном заводе, постамент изготовили из гранита. Памятник получился более семи метров в высоту, из которых почти половина приходится на фигуру композитора.

Михаил Иванович изображен в полный рост. Лицо его задумчиво, взгляд серьезен; он явно погружен в прослушивание музыкального произведения и сосредоточено думает над тем, что в нем изменить. Его облик, добродушный и одновременно требовательный, соответствует портрету российского интеллигента того времени. Вокруг монумента небольшая площадка, вымощенная гранитом под цвет постамента. Полированные грани пьедестала украшают золотые буквы: имя композитора, годы жизни, названия опер и симфонических произведений, обеспечивших автору всемирную известность.

Перенос памятника на новое место

Памятника торжественно открыли в конце зимы 1906 г. После этого оказалось, что место для него выбрали неудачно: монумент препятствовал свободному передвижению экипажей. Спустя два десятилетия началась реконструкция Театральной площади. Памятник, расположенный практически в ее центре, демонтировали, а на его месте проложили трамвайные пути. Комиссии из именитых архитекторов предстояло решить, куда именно перенести монумент, чтобы это было удобно, надежно и не мешало дорожному движению. Такое место нашлось в парке недалеко от Мариинского театра. Фактически, памятник так и остался на площади, просто «переехал» на южную ее сторону.

Восстановительные работы велись под руководством Н. Вальдмана. Скульптор, совместно с членами комиссии по реконструкции памятника, приняли решение убрать канделябры и расширить территорию площадки, на которой будет установлен постамент.

В середине ХХ в. памятник отреставрировали силами работников завода «Монументскульптура». Обновили бронзовую фигуру и декоративную ветвь; выгравировали надпись о датах заложения и открытия памятника, который является объектом культурного наследия и находится под охраной государства. Маэстро стоит на высоком постаменте в окружении пышной зелени. В хорошую погоду неподалеку от памятника на скамьях парка любят отдыхать студенты консерватории.

Адрес: Театральный сквер, Театральная площадь, Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр...


На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин...


В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн...


К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал - в сквере на Александрийской площади. Изготовлени...


Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ...

Имя Михаила Ивановича Глинки знакомо и дорого многим россиянам. Когда приближался 100-летний юбилей великого композитора, музыкальная общественность Санкт-Петербурга подняла вопрос об установке ему памятника. Власти города дали согласие. Императорское русское музыкальное сообщество организовало комиссию по созданию памятника и объявило всероссийский сбор средств. За небольшой период времени удалось собрать сумму, составившую около 107 тысяч рублей.

В объявленном конкурсе принимали участие 22 известных скульптора. Строгая авторитетная комиссия в составе родственников композитора, художников и архитекторов рассмотрела представленные проекты и выбрала работу скульптора Роберта Баха. Архитектором монумента выступил его брат Александр.

Уже в начале 1903 года выбирается место размещения памятника создателю бессмертных «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» – пересечение Театральной площади и улицы, названной именем Глинки.

Закладка монумента состоялась 20 мая 1903 года, и практически сразу компания Кол и Дюрер приступила к производству памятника. Автором лавровой ветви стал Роберт Бах. Модели канделябров выполнили в скульптурно-лепных мастерских Африкана Лапина. Фигуру самого Михаила Ивановича, канделябры и лавровую ветвь отлили на литейном заводе Морана.

Композитор изображен в полный рост: легкое пальто развевается, одна рука заложена в карман брюк, лицо задумчивое, взгляд сосредоточен. Он явно внимательно прослушивает новое музыкально произведение. Бронзовая статуя высотой 3,5 метра размещена на красном гранитном пьедестале. На полированных гранях постамента расположены надписи, выполненные позолоченными буквами: даты жизни и смерти композитора, названия его самых известных музыкальных произведений и дата постройки памятника. Вокруг монумента расположена небольшая площадка, выполненная из такого же красного полированного гранита. Общая высота сооружения составляет 7,5 метров.

Монумент торжественно открыли 3 февраля 1906 года. И практически сразу выяснилось, что он мешает движению. Когда спустя почти 20 лет Театральную площадь реконструировали и проложили трамвайные пути, памятник разобрали.

Однако, в 1926 году была создана специальная комиссия по восстановлению памятника Глинке и выбору оптимального места для его установки. Решили переместить монумент южнее Консерватории, убрав при этом бронзовые канделябры. Руководил восстановительными работами скульптор Николай Вальдман.

Следующую реставрацию памятника провели в 1944 году. Бронзовый Маэстро на Театральной площади включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия России.

Памятник известному русскому композитору М. И. Глинке в Санкт-Петербурге. Монумент был установлен на Театральной площади в 1906 году, первоначально — перед консерваторией, а в 1925 году его перенесли в сквер справа от здания. Автор скульптуры — Р. Р. Бах, архитектурное руководство — А. Р. Бах.

Идея установки памятника великому композитору, основоположнику русской классической музыки М. И. Глинке появилась у Императорского русского музыкального общества в 1901 году, как раз к 100-летию со дня рождения мастера. Инициатива была поддержана на самом высоком уровне, и начались организационные приготовления: сбор пожертвований, подбор исполнителей и выбор места. А уже в 1906 году монумент был торжественно установлен на Театральной площади перед входом в Государственную консерваторию.

Однако, первоначальное место в створе проезжей части оказалось довольно неудачным, памятник мешал экипажам и повозкам. Когда через 20 лет движение стало еще более напряженным, а через площадь прокладывали трамвайные пути, памятник М. И. Глинке решено было переместить. Поэтому в 1925 году его перенесли в сквер рядом с консерваторией, при этом слегка изменили внешний вид монумента — убрали лишние канделябры.

Памятник изображает композитора стоящим в расслабленной позе, слегка подбоченясь, в расстегнутом пальто. На лицевой стороне гранитного постамента золотыми буквами выбиты имя, даты жизни композитора и нанесена лавровая ветвь. По бокам монумента перечислены самые известные произведения М. И. Глинки: «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя», «Камаринская» и многие другие.

Высота памятника — около 3,5 метров, общая высота монумента вместе с основанием — более 7 метров.

Памятник М. И. Глинке включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение памятника М. И. Глинке будет интересно всем туристам, интересующимся монументальной архитектурой начала XX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — Мариинским театром (

Замысел увековечить память Михаила Ивановича Глинки, известного российского композитора, основателя национальной школы композиторов возник в 1901 г., накануне 100-летнего юбилея. К этому моменту в Петербурге, в Александровском саду перед зданием Адмиралтейства уже был установлен монумент композитору. Его установку инициировала Городская Дума в 1899 г., почти через 40 лет после перезахоронения его праха на Тихвинском кладбище, где ему поставлен памятник-надгробие. Для сбора средств на создание и установление нового памятника в Петербурге трудились «всем миром» - было дано немало благотворительных концертов и спектаклей, в сборе приняли активное участие представители почти всех слоев российского общества. В итоге этой масштабной акции было собрано более 16 тыс. рублей.

Для определения лучшего эскиза памятника Академией художеств была созвана конкурсная комиссия, на суд которой были представлены работы 22 авторов. В итоге непростого конкурса было выбрано 8 наиболее удачных эскизов, и с минимальными замечаниями был утверждён эскиз архитектора Р.Р.Баха, однофамильца знаменитого композитора.

Следует отметить, что в период жизни в Берлине М.И.Глинка основательно занимался изучением хорового творчества старых мастеров – в частности, сочинений И.С. Баха. Михаил Иванович был первым из светских композиторов, сочинявших и обрабатывающих церковную музыку в русском стиле.

В 1903 г. памятник Глинке был изготовлен на бронзолитейном заводе Морана и установлен на пересечении Театральной площади и улицы, носящей имя знаменитого композитора. Скульптуру, декоративную ветвь, канделябры памятника отлили из бронзы, постамент и балюстраду изготовили из полированного гранита красного цвета. Полная высота монумента составила более 7,5 м., а сама фигура композитора – 3,5 м.

Практически сразу же после установки памятник, расположенный в центре площади, стал препятствовать движению экипажей, а затем и конки. Поэтому в 1925 г. памятник было решено демонтировать по причине реконструкции площади, в результате которой на месте памятника были смонтированы трамвайные пути. Задачей Комиссии архитекторов, созванной в 1926 г. было найти удобное и надёжное место для восстановления памятника великому композитору. Этим местом и стала Театральная площадь, недалеко от Мариинского театра, а более точно – парк, ближе к южной стороне Консерватории.

Архитекторы, входящие в состав Комиссии по восстановлению памятника, решили несколько изменить внешний вид монумента, сняв канделябры как не соответствующие общему художественно-стилистическому решению памятника. Сам постамент установлен на достаточно широкой площадке, огражденной гранитными портиками, что придает всему ансамблю торжественно-величественный вид. Работы по сборке памятника на новом месте велись под контролем скульптора Вальдмана.

В 1944 г. была проведена реставрация бронзовой фигуры композитора, а также декоративной ветви на монументе. Реставрация проводилась сотрудниками завода «Монументскульптура». После восстановления памятника высота скульптуры составила 3,55 м., а высота постамента – 4 м. На памятнике золочеными буквами нанесены несколько гравировок: "Заложен 20 мая 1903 г. - открыт 3 февраля 1906 г.", также отмечены и названия самых известных его произведений – оперы "Руслан и Людмила", "Ночь в Мадриде", "Жизнь за царя", музыки к трагедии "Князь Холмский", "Арагонская хота", симфонической фантазии "Камаринская". Самая главная надпись, конечно же - "Михаилу Ивановичу Глинке". Под бронзовой накладной ветвью выбиты золочеными буквами годы его жизни "1804 - 1857".

Памятники Глинке, великому композитору, оказавшему своим творчеством влияние на появление русской классической музыки, установлены в нескольких городах страны. Они возводились в разное время в знак благодарности людей за произведения, созданные гением композитора и музыканта.

Такие памятники есть в Дубне, Челябинске, Санкт-Петербурге и, конечно, в Смоленске. В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие Руси» среди 129 самых выдающихся личностей России, оставивших свой след в истории русского государства, есть фигура Михаила Ивановича Глинки.

Годы, проведенные в Смоленске

Неудивительно, что памятник Глинке в Смоленске был первым на территории России. Ведь именно в Смоленской губернии в 1804 году родился будущий композитор и музыкант. Здесь он получил первичное образование. До 13 лет мальчик жил с бабушкой, а потом с матерью в имении, недалеко от Смоленска.

С 10 лет Михаил стал обучаться игре на музыкальных инструментах: скрипке и фортепиано. Его первой учительницей музыки была гувернантка В. Ф. Кламмер. В 1817 году семья переехала в Санкт-Петербург, где он продолжил обучение как по основным предметам, так и по музыке.

Памятник великому земляку

Великолепный памятник работы скульптора А. Р. фон Бока и архитектора И. С. Богомолова был установлен в 1885 году в Смоленске. Средства на его создание и установку собирались в течение двух лет за счет добровольных пожертвований, для чего была организована подписка. С инициативой выступили такие деятели искусства, как А. Г. Рубинштейн, В. В. Стасов, Г. А. Ларош. На открытие приехали многие русские композиторы, которые глубоко почитали Глинку за его творения и называли себя его учениками.

20 мая 1885 года, в день рождения Михаила Ивановича, при большом скоплении людей памятник был торжественно открыт. С тех пор в течение нескольких веков он не покидал своего места. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Смоленска. Находится он в парке имени Глинки, хотя местные жители предпочитают другое название: «Парк Блонье». Напротив памятника - здание филармонии.

Описание памятника Глинке

Фигура композитора размещена на высоком постаменте из серого гранита. На боковых гранях камня сделаны две надписи. Одна - год открытия памятника композитору от имени всей России, а другая - даты рождения, смерти и погребения.

Фигура М. И. Глинки выполнена из темной бронзы, ее высота - 2,5 метра. Лицом композитор повернулся к аудитории и к зданию филармонии, за его спиной - дирижерский пульт. Он спокоен и сосредоточен. Немного наклонив голову набок, маэстро прислушивается к музыке, звучащей пока только для него.

Художественная ограда памятника

Удивительно красивая и оригинальная ограда была установлена через два года. Проект этого произведения искусства создал архитектор И. С. Богомолов, а художественное литье выполнил мастер К. Винклер.

Ограда представляет собой замкнутый нотный стан, на котором расположились бронзовые ноты, складывающиеся в хорошо известные музыкальные фрагменты произведений композитора. Специалисты утверждают, что здесь можно прочитать 24 музыкальные фразы из произведений Глинки: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Холмский», «Прощальная песня».

Дважды в день из динамиков в парке «Блонье» звучит музыка Глинки, горожане останавливаются на несколько минут, чтобы еще раз послушать красивую музыку их земляка.

Уже несколько десятилетий, с 1958 года на родине композитора проводится фестиваль «Глинковские декады». Открывается он по традиции у памятника великому композитору.

Памятник Глинке в Петербурге

К 100-летнему юбилею композитора был поднят вопрос об установке памятника в городе, в котором Михаил Иванович прожил много лет. Он никогда не расставался с Санкт-Петербургом по-настоящему, всегда возвращаясь в город на Неве. Здесь были его друзья и ученики.

По инициативе Императорского русского музыкального общества была организована комиссия по строительству памятника и открыта подписка на добровольные пожертвования. Средства собирали во всех городах, все слои населения. Для этой цели прошли благотворительные концерты и спектакли, деньги от которых отправлялись в созданный фонд. Было собрано 106 788 рублей 14 копеек, а после этого объявлен конкурс на лучший проект памятника Глинке.

Одобрение комиссии получила работа скульптора Р. Р. Баха, архитектором выступил его брат, А. Р. Бах. В 1903 году памятник был изготовлен и установлен на Театральной площади.

Описание памятника в Санкт-Петербурге

Фигура композитора высотой 3,5 метра установлена на красном гранитном постаменте. Полная высота монумента - 7,5 метров. Композитор, выполненный из бронзы, стоит в свободной, расслабленной позе в расстегнутом пальто. Фасад постамента с датами жизни и смерти Глинки украшает большая лавровая ветвь, выполненная Р. Р. Бахом. На боковых гранях постамента написаны названия произведений композитора. Украшали памятник литые канделябры.

Перенос памятника

Памятник Глинке, установленный в центре площади, сразу же вызвал проблемы. Он стал помехой для проезда экипажей, а позже - конки. Когда в 1925 году приступили к реконструкции площади, ее перепланировкой и прокладкой новых трамвайных путей, памятник был демонтирован.

В 1926 году была создана комиссия по выбору места установки монумента, организации работ и контролю за ходом монтажа. Этим местом стала та же Театральная площадь, территория сквера, ближе к зданию консерватории.

Решено было также внести некоторые изменения во внешний облик памятника. Были удалены из композиции канделябры, как детали, не соответствующие стилю памятника. Площадка, на которой установили постамент, была ограждена гранитными портиками.

В 1944 году проводилась реставрационная работа бронзовой фигуры композитора и лавровой ветви. Памятник Глинке - это знак любви русского народа к произведениям маэстро, ставшими классикой.

Михаил Иванович написал много романсов, вокальных произведений, симфонических концертов. Его оперы и сегодня идут на сценах театров. Великий творец национальной музыки, он адресовал произведения народу своей страны, создавая небывалые до него сочинения. Многие музыканты, шедшие по его стопам, называли себя его учениками.

Критик В. В. Стасов считал, что Глинка так же велик и значителен в русской музыке, как А. С. Пушкин - в русском слове.