Популяционно видовой экосистемный биосферный уровни тест. Популяционно-видовой уровень. Вопросы к зачету по медицинской биологии. Кто из натуралистов впервые определил критерии вида

Процесс «трансляции» на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции про­ис­хо­дит на уров­не ор­га­ни­за­ции жизни

1) клеточном

2) организменном

3) биогеоценотическом

4) молекулярном

Пояснение.

События на клеточном уровне обеспечивают биоинформационное и вещественно-энергетическое сопровождение феномена жизни на всех уровнях ее организации. Сегодня наукой достоверно установлено, что наименьшей самостоятельной единицей строения, функционирования и развития живого организма является клетка, которая представляет собой элементарную биологическую систему, способную к самообновлению, самовоспроизведению и развитию. В клетке сохраняется и воплощается в процессы жизнедеятельности биологическая (генетическая, наследственная) информация - ДНК, матричный механизм репликации ДНК и синтеза белков .

Про­цесс транс­ля­ции - про­цесс син­те­за белка из ами­но­кис­лот на мат­ри­це иРНК (мРНК), осу­ществ­ля­е­мый ри­бо­со­мой. Участ­ву­ют не­сколь­ко ком­по­нен­тов клет­ки, по­это­му ответ - на кле­точ­ном уров­не ор­га­ни­за­ции.

Ответ: 1

Раздел: Основы цитологии

Гость 26.05.2014 18:14

Здравствуйте. Разве про­цесс трансляции на­след­ствен­ной информации про­ис­хо­дит на кле­точ­ном уровне? Мне ка­жет­ся на молекулярном. Не­сколь­ко выше был по­доб­ный вопрос и там ука­зан молекулярный уро­вень организации.

Наталья Евгеньевна Баштанник

На молекулярно-генетическом уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности - кодирование, передача и реализация наследственной информации. На этом же уровне организации жизни осуществляется процесс изменения наследственной информации.

На органоидно-клеточном уровне протекают важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ (в том числе и и биосинтез белка - ТРАНСЛЯЦИЯ) и превращение энергии в клетке, ее рост, развитие и деление.

Гость 23.03.2015 19:21

На молекулярном уровне происходят такие процессы как: передача генетической информации - репликация, транскрипция, трансляция.

На клеточном уровне происходит процессы такие как: клеточный метаболизм, жизненные циклы и деление, которые регулируются белками-ферментам.

(Информация на основе "Сборника разноуровневых заданий для подготовки к ЕГЭ". Автор сборника - А.А.Кириленко)

Наталья Евгеньевна Баштанник

Молекулярный уровень. Основу организации на этом уровне представляют 4 азотистых основания, 20 аминокислот, несколько сотен тысяч биохимических реакций, почти все из которых сопряжены с синтезом или разложением АТФ -- универсального энергетического компонента живого.

Клеточный уровень. Клетка является минимальной единицей жизни. Все живое состоит из клеток. Основные механизмы воспроизводства жизни работают именно на клеточном уровне.

На клеточном уровне происходит два основных процесса, необходимых для самовоспроизведения жизни - митоз - деление клетки с сохранением числа хромосом и генов, и мейоз - редукционное деление, необходимое для производства половых клеток - гамет.

Зачет по теме

Вариант 1

    Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется

А) вид; В) сорт;

Б) популяция; Г) колония.

2. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения

полевой мыши?

А) генетическому; В) физиологическому;

Б) морфологическому; Г) экологическому.

3. Общность предков доказывает критерий:

А) исторический; В) генетический;

Б) морфологический; Г) географический.

4. Совокупность факторов внешней среды – основа:

А) генетического критерия; В) географического критерия;

Б) экологического критерия; Г) исторического критерия.

5. К какому критерию вида относят область распространения африканского слона?

А) морфологическому; В) генетическому;

Б) экологическому; Г) географическому.

6. Чем определяется сокращение численности популяции?

А) популяционными волнами;

Б) низкой частотой мутаций;

В) преобладанием смертности над рождаемостью;

Г) преобладанием рождаемости над смертностью.

7. Какие систематические категории НЕ образуются в результате макроэволюции?

А) виды; Б) типы; В) классы; Г) отделы.

8. Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения

А) черных и рыжих тараканов; В) черных тараканов с ядохимикатами;

Б) черных тараканов между собой; Г) черных тараканов и черных крыс.

9. Какая форма естественного отбора действует при относительно постоянных

условиях окружающей среды?

10. Какой фактор эволюции способствует возникновению преград к свободному

скрещиванию особей?

А) волны жизни; В) естественный отбор;

Б) модификации; Г) изоляция.

11. Чем НЕ характеризуется приспособленность растений к опылению ветром?

А) невзрачные цветки, собранные в соцветия;

Б) много сухой пыльцы;

В) наличие нектара;

Г) раннее цветение до появления листьев.

12. Какие приспособления у животных можно отнести к идиоадаптации?

А) мимикрия; В) четырехкамерное сердце;

Б) возникновение скелета; Г) теплокровность.

13. Что такое биологический прогресс?

А) возникновение новых приспособлений и более сложных форм жизни;

Б) усложнение организации, появление новых систем органов и процессов;

В) успешное эволюционное развитие систематической группы: высокая численность,

большое видовое разнообразие, расширение ареала;

Г) переход в более простую среду обитания.

14. К какой группе экологических факторов относится свет?

А) антропогенные; В) биотические;

Б) абиотические; Г) техногенные.

15. К каким факторам среды относятся турниры между самцами, забота о потомстве,

хищничество?

А) абиотическим; В) антропогенным;

Б) экологическим; Г) биотическим.

    Какие примеры иллюстрируют внутривидовую борьбу за существование?

    Синица затаптывает в гнезде своих птенцов при нехватке корма;

    В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких;

    Черная крыса вытесняется серой;

    Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов;

    Дельфин питается хищной рыбой;

    Птицы и млекопитающие распространяют семена.

    В состоянии биологического прогресса находятся

    Заяц-русак;

    Уссурийский тигр;

    Древовидные папоротники;

    Круглые черви;

    Карась обыкновенный;

    Ландыш майский.

Задание 3. Установите правильную последовательность этапов географического видообразования.

А) возникновение преград между популяциями вида

Б) сохранение естественным образом особей с признаками, полезными в данных условиях

В) утрата особями разных популяций способности к скрещиванию

Г) появление наследственных изменений в изолированных популяциях.

Ответ: _______________

Задание 4. Установите соответствие между признаком, характеризующим прыткую ящерицу, и критерием вида.

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело имеет бурую окраску 1) морфологический

Б) питается насекомыми 2) экологический

В) при низкой температуре неактивна

Г) размеры тела не более 28 см

Д) размножается на суше

Е) преимущественно населяет освещенные

Зачет по теме

«Популяционно-видовой уровень организации живой природы»

Вариант 2

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1 . Влияние биотических факторов среды на организмы рассматривает критерий:

А) географический; В) физиологический;

Б) экологический; Г) исторический.

2. Какой критерий является решающим при определении видов-двойников?

А) биохимический; В) морфологический;

Б) генетический; Г) физиологический.

3 . Сходство процессов питания и дыхания изучает критерий:

А) экологический; В) физиологический;

Б) биохимический; Г) генетический.

4 . Для определения вида недостаточно использовать только генетический критерий, т. к.

А) существуют виды-двойники;

Б) разные виды могут иметь одинаковый набор хромосом;

В) близкие виды могут занимать один ареал;

Г) близкие виды могут быть приспособлены к схожим условиям среды.

5. На основе какого критерия особи объединяются в одну популяцию?

А) выполняют одинаковые роли в биогеоценозе;

Б) имеют одинаковую кормовую базу;

В) свободно скрещиваются и занимают один ареал;

Г) соотношение полов составляет 1:1.

6. Чем завершается процесс микроэволюции?

А) образованием нового вида; В) образованием нового семейства;

Б) образованием нового отряда; Г) образованием нового класса.

7. Какая форма естественного отбора действует при изменяющихся условиях

окружающей среды?

А) стабилизирующий отбор; В) движущий отбор;

Б) разрывающий отбор; Г) дизруптивный отбор.

8. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и

утверждал наследование благоприобретенных признаков?

А) Карл Линней; В) А.Н.Северцов;

Б) Чарльз Дарвин; Г) Жан-Батист Ламарк.

9. Какой формой борьбы за существование является поедание речным окунем своих

мальков?

А) межвидовой; В) с неблагоприятными условиями среды;

Б) внутривидовой; Г) внутривидовой взаимопомощи.

10. Что такое естественный отбор?

А) сложные отношения между живой и неживой природой;

Б) процесс образования новых популяций и видов;

В) процесс роста численности популяции;

Г) процесс сохранения особей с полезными наследственными изменениями.

11. Какое явление служит примером покровительственной окраски?

А) окраска пчелы; В) окраска пятнистого оленя;

Б) окраска кузнечика; Г) окраска хвостового оперения у самца павлина.

12. Какое из перечисленных приспособлений относят к ароморфозам?

Б) образование ластов у морских котиков;

В) трехкамерное сердце у амфибий;

Г) опыление цветков покрытосеменных насекомыми.

13. К каким факторам среды относятся свет, температура, химический состав почвы?

А) биотическим; В) антропогенным;

Б) экологическим; Г) абиотическим.

14. К антропогенным экологическим факторам относится (-ятся)

А) извержение вулкана; В) вращение Земли;

Б) вырубка лесов; Г) турниры между самцами.

15. Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?

А) биологический прогресс характеризуется расширением ареала;

Б) биологический прогресс характеризуется уменьшением численности вида;

В) биологический регресс приводит к вымиранию вида;

Г) главная причина биологического регресса многих видов в настоящее время –

хозяйственная деятельность человека.

Задание 2. Выберите три верных ответа из шести.

    К главным путям эволюции относятся

    Биологический прогресс; 4) Идиоадаптация;

    Биологический регресс; 5) Дегенерация;

    Ароморфоз; 6) Естественный отбор

    Каковы результаты действия естественного отбора?

    Образование новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

    Повышение организации и усложнение живых существ;

    Образование абсолютной приспособленности;

    Все виды достигают наивысшей ступени организации;

    Образование только относительной приспособленности;

    Многообразие видов.

Задание 3. Установите последовательность процессов, происходящих при образовании новых видов в природе.

А) в результате борьбы за существование и естественного отбора сохраняются особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Б) возникает новый вид

В) в популяции накапливаются наследственные изменения

Г) популяции оказываются географически или экологически изолированными

Д) через множество поколений популяции изменяются так, что их особи не могут скрещиваться с особями других популяций

Е) ареал вида расширяется или разрывается на части.

Ответ: ________________________

Задание 4. Установите соответствие между признаком крота и критерием вида, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело покрыто короткой шерстью 1) морфологический

Б) глаза затянуты пленкой 2) экологический

В) роет ходы в почве

Г) передние лапы широкие - копательные

Д) питается насекомыми

Е) размножается в гнездовой камере

Тестовая контрольная работа по теме

«Популяционно-видовой и экосистемный уровни»

А1 .Сети питания –это

1.связи между родителями и потомством

2.генетические связи

3.обмен веществ клетке организма.

4.пути передачи веществ и энергии в экосистеме

А2 . Все виды, образующие пищевую сеть, существуют за счет органического ве-ва созданного

1.только растениями

2.только растениями и животными

3.животными,бактериями грибами

4.растениями, циано -и хемосинтезирующими бактериями.

А3. основную часть биомассы суши составляют

1.растения

2.животные

3.бактерии

4.грибы

А4. Устойчивость наземных экосистем в основном определяется

1.большим разнообразием видов живых организмов

2. преобладанием числа видов животных

3.небольшим числа видов живых организмов

4.равенством числа видов животных и растений

А5. Стабильность экосистемы повышается,если в ней

2.уменьшается число видов редуцентов

3.увеличивается число видов всех живых организмов

4.исчезают все растения

А6. Наиболее устойчивая система – это

1.поле пшеницы

2. Фруктовый сад

3. Степь

4. Культурное пастбище

А7. Целенаправленно созданное человеком сообщество называют

1.биоценоз

2. Биогеоценоз

3. Агроценоз

4. Биосфера

А8. Основоположник учения о биосфере

  1. С.С. Четвериков
  2. 2. Н.И. Вавилов
  3. 3. В.И. Вернадский
  4. 4. Б.Л.Астауров

А9. Живое ве-во биосферы –это

1. Совокупность всех растений планеты

2.Совокупность всех животных планеты

3. Совокупность всех микробов планеты

4. Совокупность всех живых организмов планеты

А10. Биосфера –открытая система,т.к. она

1. получает и отдает энергию

2. только отдает энергию

3. только получает энергию

4. не получает и не отдает энергию

А11. главная особенность биосферы

  1. Наличие в ней живых организмов
  2. . Наличие в ней неживых компонентов переработанных живыми организмами
  3. . Круговорот в-в, управляемых живыми организмами
  4. . Связывание солнечной энергии

А12.Усилению парникового эффекта способствует

1.углекислый газ

2. Пропан

3. Двуокись азота

4. Озон

А13. наибольшее количество видов находится в экосистемах

  1. Вечнозеленых лесов умеренного пояса
  2. 2. Влажных тропиков
  3. 3. Листопадных лесов умеренного пояса
  4. 4. Тайги

А14.одна из главных причин сокращения разнообразия видов животных

1.все большее употребление в пищу

2. Чрезмерное размножение хищников

3. Разрушение мест обитания

4. Накопление ядохимикатов в окр. среде.

А15.основной эволюционирующей единицей в царстве животных является

  1. Семейство
  2. 2. Популяция
  3. 3. Класс
  4. 4. Особь

А16.Кому из членов пищевой цепи достанется меньше всего энергии на ед.массы тела

Растение - грызун-хищник- блоха

1.растению

2. Грызуну

3. Хищнику

4. Бактерии

А17.Пищевая цепь отражает:

  1. Потоки энергии и элементов питания от одних организмов к другим
  2. Зависимость организмов друг от друга
  3. Характер питания
  4. .растительноядность и плотоядность организмов

А18. Основным критерием вида является

  1. Мофологический
  2. . Физиологический
  3. . Генетический
  4. . Географический

А19.Органические в-ва при фотосинтезе образуются из

  1. Белков и углеводородов
  2. . Кислорода и углекислого газа
  3. . Углекислого газа и воды
  4. Кислорода и водорода.

А20. Отличием живого от неживого является:

  1. Использование живыми системами энергии на поддержание своего роста и развития
  2. Различия в химических элементах из которых состоят системы
  3. Способность к движению
  4. Способность к увеличению массы.

Вопросы к зачету по медицинской биологии.

I. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОГО

1. Качественные особенности живой материи. Принципы организации во времени и пространстве. Уровни организации живого.

Что такое жизнь?

Жизнь - макромолекулярная открытая система, которой свойственны:

иерархическая организация,

способность к самовоспроизведению,

обмен веществ,

тонко регулируемый поток энергии.

Жизнь - ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной.

Свойства жизни

Обмен веществ или метаболизм

Живая система по отношению к окружающей среде - открытая система

Структурированность

Способность противостоять нарастанию энтропии

Самообновление

Хранение и использование генетической информации

Способность к росту и дифференцировке в онтогенезе

Раздражимость и возбудимость

Размножение

Дискретность

Эволюция

Способность живых организмов к взаимодействии с другими в составе биологических сообществ - биоценозов, составляющих биосферу

Обмен веществили метаболизм

Способ взаимодействия живых существ с окружающей средой, сущностью которого являются взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции или анаболизм и диссимиляции или катаболизм

ассимиляция - образование новых и обновление существующих элементов организма

диссимиляция - расщепление органических соединений для обеспечения организма необходимыми веществами и энергией

Обязательным условием обмена веществ является постоянный приток веществ в организм из окружающей среды и выделении продуктов диссимиляции (веществ и энергии) во внешнюю среду.

Организм (живая система ) - по отношению к окружающей среде открытая система , с которой он постоянно обменивается веществом и энергией.

Структурированность -

Выделение однородных частей системы с определенными физическими свойствами и отделенными от других частей границей раздела (в клетке водная и липидная фазы, органеллы)

Непременное условие эффективной реализации в весьма малых объемах (клетка) большого количества метаболических реакций.

Живой организм отличается высокой степенью структурированности и низкой энтропией, благодаряпостоянному притоку извне энергии, используемой на поддержание внутренних структур, и способности противостоять нарастанию энтропии

Живой организм – это энергетическая система, подчиняющаяся законам термодинамики

Энтропия - это термодинамическая функция, характеризующая энергетическое состояние, связи между структурированностью, обменом веществ и открытостью живых систем

Самообновление –

воссоздание структур, взамен утрачиваемых, благодаря использованию живыми системами для построения своих структур и обеспечения всех сторон жизнедеятельности биологической (генетической) информации

Хранение и использование биологической (генетической) информации на основе уникальных информационных макромолекул биополимеров - белков и нуклеиновых кислот составляет важное свойство жизни.

рост - увеличение массы и линейных размеров особи за счёт увеличения числа и размеров клеток и неклеточных образований

дифференцировка - превращение в процессе индивидуального развития организма (онтогенеза) первоначально одинаковых, неспециализированных клеток зародыша в специализированные клетки тканей и органов

онтогенез (индивидуальное развитие организма) - совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни

Раздражимость - свойство организмов отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности

Возбудимость - способность живых клеток воспринимать изменения внешней среды и отвечать на эти изменения реакцией возбуждения

Иерархические уровни организации жизни

Молекулярно-генетический

Клеточный

Организменный или онтогенетический

Популяционно-видовой

Биогеоценотический

Уровни иерархической системы жизни определяются на основе выделения

элементарной единицы и элементарного явления

элементарная единица - структура или объект, закономерные изменения которого, обозначаемые как элементарное явление , составляют специфический для этого уровня вклад в процесс сохранения и развития жизни

Молекулярно-генетический уровень

Элементарная единица ген (фрагмент молекулы нуклеиновой кислоты), в котором записан определенный объем биологической (генетической) информации.

Элементарное явление - редупликация или самовоспроизведения биологической информации, что обеспечивает преемственность и сохранность свойств организмов в ряду поколений. Редупликация является основой наследственности. Биологическая информация, заключенная в ДНК переходит в действующую форму, будучи перенесена в молекулы белков благодаря механизму матричного синтеза иРНК, контролирующей биосинтез белков. Матричный синтез информационных макромолекул это также элементарное явление .

Клеточный уровень

Элементарная единица – клетка

Элементарное явление - реакции клеточного метаболизма . В клетке поступающие вещества превращаются в субстраты и энергию и используются в соответствие с генетической информацией в процессе белков и других веществ, необходимых организму.

На клеточном уровне сопрягаются механизмы передачи биологической информации и превращения веществ и энергии. Элементарное явление на этом уровне служит энергетической и вещественной основой жизни на всех других уровнях ее организации.

Организменный уровень

Элементарной единицей - особь от зарождения до прекращения существования в качестве живой системы, что позволяет также назвать этот уровень онтогенетическим .

Элементарное явление - закономерные изменения организма в индивидуальном развитии.

Эти изменения обеспечивают рост организма, дифференциацию его частей и одновременно интеграцию развития в единое целое. В онтогенеза в условиях внешней среды происходит воплощение наследственной информации в биологические структуры и процессы, на основе генотипа формируется фенотип организмов данного вида.

Популяционно-видовой уровень

элементарная единица - популяция (совокупность особей одного вида), представляющая открытую генетическую систему

элементарные явления - эволюционно значимые изменения генофонда популяции под действиемэлементарных эволюционных факторов (мутационный процесс, колебания численности особей, естественный отбор

А 1 Вид – это: 1. совокупность особей, обладающих сходными признаками, скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих определённый ареал 2. совокупность особей, обитающих в сходных биологических условиях, не имеющих определённого ареала 3. совокупность особей, сходных по внешнему строению, но населяющих разные ареалы 4. совокупность популяций, занимающих разные звенья в цепи питания X X






























В 1 Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен. П Р И З Н А К И К Р И Т Е Р И Й В И Д А А) органы чувств – одна 1) морфологический Пара щупалец 2) экологический Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоёмы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная АБВГД Большой прудовик


В 2 Установите правильную последовательность расположения систематических категорий, начиная с наименьшей. А) вид Б) отряд В) класс Г) род Д) царство Е) семейство Ж) тип АГЕБВЖД



С 4 Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы. С 4 Между изолированными популяциями возникли различия. Необходимо выяснить, образовались ли в результате этих различий новые виды, или ещё нет. Предложите способ решения этой проблемы.