Прикладного искусства и другие изделия. Декоративно-прикладное искусство: виды, образы, развитие. Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Прикладное искусство в детской комнате

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Вязание крючком

Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé , от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам ) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должно быть уникальным - то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» - ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.- это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков - страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV-XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках - Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Виды декоративно-прикладного искусства

Рассмотрим подробнее некоторые виды декоративно-прикладного искусства.

Бамтик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Технология: существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Горячий батик. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами - стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Гобелен (фр. gobelin) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых и / или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом). Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания.Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.

Керамика (др.-греч. кЭсбмпт - глина) - изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла. Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал, широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

Виды керамики. В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики - фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики - гончарная керамика.

Фарфор имеет плотный спекшийся черепок белого цвета (иногда с голубоватым оттенком) с низким водопоглощением (до 0,2%), при постукивании издает высокий мелодичный звук, в тонких слоях может просвечивать. Глазурь не покрывает край борта или основание изделия из фарфора. Сырье для фарфора - каолин, песок, полевой шпат и другие добавки.

Фаянс имеет пористый белый черепок с желтоватым оттенком, пористость черепка 9 - 12%. Из-за высокой пористости изделия из фаянса полностью покрываются бесцветной глазурью невысокой термостойкости. Фаянс применяется для производства столовой посуды повседневного использования. Сырье для производства фаянса - беложгущиеся глины с добавлением мела и кварцевого песка.

Полуфарфор по свойствам занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, черепок белый, водопоглощение 3 - 5%, используется в производстве посуды.

Майолика имеет пористый черепок, водопоглощение около 15%, изделия имеют гладкую поверхность, блеск, малую толщину стенок, покрываются цветными глазурями и могут иметь декоративные рельефные украшения. Для изготовления майолики применяется литьё. Сырье - беложгущиеся глины (фаянсовая майолика) или красножгущиеся глины (гончарная майолика), плавни, мел, кварцевый песок.

Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета (используются красножгущиеся глины), большой пористости, водопоглощение до 18%. Изделия могут покрываться бесцветными глазурями, расписываются цветными глиняными красками - ангобами (см. ангоб). Кухонная и хозяйственная посуда, декоративные изделия.

Вышивание - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, древесная кора, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр.

Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т.п.

Главные выразительные средства вышивки как вида искусства: выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т.д.); использование свойства линий и цветовых пятен узора вышивки дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов; эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным вышивке по фактуре и цвету….

Вязание - процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы) или на специальной машине (механическое вязание). В египетской гробнице найдена вязаная детская обувь, возраст которой более четырех тысяч лет.

Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.

Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло - макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме - двойной плоский - в древности называли Геркулесовым узлом.

Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная верёвки, бумажная бечёвка, кордовая или шёлковая леска, льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити, плоская тесьма, сизаль. Главное - правильно подобрать узлы. Приспособления-струбцины небольших размеров, для крепления к столу - поролоновая подушка или кусок пенопласта (для плетения изделий неправильной формы), прикрепляемые к столу или спинке стула - металлические кольца для изготовления кашпо и абажуров.

Ювелирика - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирке, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно быть уникальным-то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.Ювелирные изделия иногда используются не только как средство украшения, но и как средство для хранения или инвестирования своего капитала, а также применяются функционально, например, в виде заколок для удержания причёски или складок одежды.

Мозамика (фр. mosaпque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Декупаж. Еще одна декоративная техника создания узора на ткани - декупаж. Метод заключается в тщательном вырезании изображения, которое потом может наклеиваться на любые поверхности. Стоит отметить, что перед началом работ ткань обязательно нужно постирать: так узор будет держаться прочно. Перед тем, как произвести декупаж, поверхность нужно обработать специальным клеем. Этим же клеем покрывается наложенный на поверхность тканевый узор. На заключительной стадии работы изделие необходимо прогладить утюгом с изнаночной стороны.

«Флорийская мозаика - это техника создание картин, в которой используются только клей и кусочки листьев различных деревьев и травинок. Здесь нет ни единого мазка краски, ни тончайшего штриха карандаша. Эти картины написаны листьями, а не просто умело составлены из природного подручного материала, как это принято в прикладной флористике.

Эту технику придумал и дал ей название - художник Юрков Александр Николаевич. Тончайшей гаммой оттенков могут быть переданы в его картинах и прохлада переливчатой лесной речушки, и новизна первого выпавшего снега, и узнаваемые черты лица любимого, родного человека.

Хохлома - в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Из просушенного дерева - тонкомерных «стульчиков», распиленных на толстые плахи «кряжей», вытесывают болванки и «чураки». В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, «чурак». Выточенное изделие еще раз сушат и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника.

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента - «верховой» и «фоновый». «Верховая» роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является «травка», или «травная роспись» с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.

ольга макеенко
«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

Введение

Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался веками. Народная культура отражает быт и навыки наших предков, которые нашли отражение в том или ином роде искусств .

Изучение народной культуры должно входить в обязательную программу обучения детей . Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает. Дети – это наше продолжение, от того, как мы их воспитаем, зависит будущее, как семьи, так и города, страны и мира в целом.

«Путеводителями» в данном случае будут выступать родители, а также педагоги. Будущим преподавателям педагогических училищ, заведующим детскими садами и методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная.

Народная культура это традиционная культура , которая включает культурные пласты разных эпох , от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Такая культура бесписьменная , именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

Существует несколько способов, с помощью которых возможно обучение детей народной культуре . В их число входит и литература, и кино, и сказки. Можно отнести и картины, и игры и многое, многое другое.

В данной работе рассмотрим декоративно- прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре . Для реализации заданной цели потребуется, в первую очередь, рассмотреть основные понятия данной темы. Это понятие , его основные направления и виды; понятие народной культуры ; и средства приобщения детей к народной культуре .

Представляет собой раздел декоративного искусства , который охватывает несколько отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий и предназначенных, главным образом, для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть : различная утварь, мебель, оружие, ткани, орудия труда, а также другие изделия, которые не являются по изначальному предназначению произведениями искусства , но приобретают художественное качество вследствие приложения к ним труда художника; одежда и всякого рода украшения.

Со второй половины девятнадцатого века в научной литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства :

1. В зависимости от используемого материала (керамика, металл, текстиль, дерево) ;

2. В зависимости от техники выполнения (резьба, набойка, литьё, чеканка, вышивка, роспись, интарсия) .

Предложенная классификация связана с важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют органическую часть предметной среды , с которой повседневно соприкасается человек, и своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически насыщают и преображают среду , окружающую человека, и, в то же время, как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурным и пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (гарнитур мебели илисервиз, костюм или набор ювелирных изделий) . В связи с этим, идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при реальном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком .

Декоративно - прикладное искусство возникло на самых ранних этапах развития человеческого общества, и на протяжении многих веков является важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.

Согласно другому источнику, декоративно- прикладное искусство – это создание художественных изделий, которые имеют практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др., а также художественная обработка старых предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.) . Также, как и в предыдущем обозначении, мастерами декоративно-прикладного искусства используются самые разнообразные материалы – металл (серебро, золото, платину, бронзу, а также различные сплавы, дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани ) и др.

Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных камней и металлов - ювелирным искусством . В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды именуют вазописью.

Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.) . Уже первобытные мастера украшали узорами и резьбой посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём.

Традиции древнего искусства продолжают проявляться в фольклоре и в изделиях народных промыслов .

Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим основные моменты. Итак, термин декоративно- прикладное искусство условно объединяет два обширных рода искусств : декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно -прикладного творчества в основном имеют практическое употребление в повседневной жизни. Это отличительная особенность данного вида искусства .

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают определенными характеристикам : эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект и служат для оформления быта и интерьера.

Виды декоративного прикладного искусства : шитье, вязание, выжигание, ковроткачество, ткачество, вышивание, художественная обработка кожи, патчворк (шитье из лоскутков, художественная резьба, рисование и прочее. В свою очередь, нужно отметить, что некоторые виды декоративно-прикладного искусства подлежат собственной классификации. К примеру, выжигание представляет собой нанесение рисунка поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы, и бывает : выжигание по дереву, выжигание по ткани (гильоширование, изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата, горячее тиснение.

2. Народная культура

Ранее, уже было предоставлено определение понятия народная культура . Повторюсь, народная культура- это традиционная культура , в которую включаются культурные пласты разных эпох - от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная , и поэтому в ней большое значение принадлежит традиции, как способу передачи жизненно важной для общества информации. Данное определение достаточно емкое, но не единственное. Обратимся к другим источникам.

Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать. Культура - это набор кодов , которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность.

Понятие "народ " в русском и европейских языках -это население, совокупность индивидов. Также, народ понимается как общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом, социальным сословием, группой, иногда представляющим все общество, к примеру, в какой-то решающий исторический момент (национально-освободительные войны, революции, восстановление страны и так далее, обладающим сходными (общими) верованиями, представлениями или идеалами.

Данная общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры , отличной своим видением мира, способами воплощения в различных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики , которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя, позднее этнос (народ ) .

В прошлом, народная культура определяла и закрепляла все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей , характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зернои убирать урожай, выгонять скот, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и прочее. В настоящее время, в период усложнения общественных отношений, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики , народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры .

В народной культуре творчество анонимно , так как не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы "владеет" все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник, даже очень искусный , воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса , этноса, субэтноса.

Проявления народной культуры – это идентификация себя со своим народом , его традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики.

Важным качеством народной культуры во все периоды является традиционность. Традиционность определяет е ценностно-нормативное и смысловое содержание народной культуры , социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению.

Таким образом, народная культура – это культура , создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа , не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют : религиозная (христианская,нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы . Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах , существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика ) .Народная культура есть базис национальной культуры , педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа , преемственность поколений, возрастание его духа.

3. Средства приобщения детей к народной культуре .

В связи с особенностями возраста, для приобщения ребенка к любому из навыков необходимо применение особого подхода. В основном, для этого используется игра, поскольку наиболее интересна для малышей. В процессе игры дети заинтересовываются предметом, что позволяет раскрыть наиболее значимые элементы не навязывая ребенку их, а легко и не принужденно. Игры выбирают с учетом несения ими полезной информации о культуре народа , на территории которого он проживает, либо того, о котором нужно рассказать. В процессе игры рассказывают особенности народности , также они могут быть заложены в правилах. К примеру, можно организовать игру-соревнование : кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра стимулирует их познавательную активность, развивает у детишек наблюдательность, учит формулировать и высказывать свои мысли.

Помимо игры, возможно, использовать рисование, живопись. Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства , это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Данный жанр способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей , воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, чувство любви к своему краю, своей истории. Пейзажная живопись развивает воображение и ассоциативное мышление ребенка,чувственную,эмоциональную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства , способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие является одной из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей , психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, а изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Детям нравится пробовать что-то новое. Важно не испортить отношение ребенка к творчеству, поскольку это может повлиять на его дальнейшую жизнь. Нужно позволить раскрыть его возможности и не ругать, если что-то не получается. Ведь, у людей с детства заложены предпочтения : кому нравится рисовать, кто-то находит себя в музыке, третьи станут гуманитариями. С учетом этого и нужно использовать разные методы в обучении детей , чтобы они сами определили для себя, что им нравится, иначе в последующем, в выборе профессии, решающими станут факторы, навязанные из вне, а не то, что действительно интересно и чему стоит посвятить свою жизнь. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить , какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему.

Таким образом, основной целью развития дошкольного образования является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

Заключение

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству это знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, как и для чего применялась та или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Помимо этого, детям предлагается рассматривать декоративные узоры , объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Важно обратить внимание ребенка на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, и рассказать, какие традиционные способы украшения вещей присущи разным районам России.

На занятиях, которые посвящают традиционным народным промыслам , дети обучаются основным принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.

В целях приобщения детей к искусству используются познавательные и творческие занятия, что подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры , народного искусства и так далее . Можно проводить экскурсии, но они предназначены детей , старше пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию.

Декоративно- прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с народной культурой . Данный вид искусства воплощает в себе народную культуру . С помощью декоративно-прикладного искусства можно изучать народную культуру .

Декоративно- прикладное искусство содержит большой объем информации, которая полезна для детей в процессе изучения истории своей или другой страны, нации или общности. Как средство приобщения к народной культуре декоративно- прикладное искусство является одним из самых эффективных и интересных.

Что такое декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры . Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель , ткани , орудия труда,средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом , уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Произведения декоративно-прикладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. - с художественным конструированием и дизайном .

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками , будет доставлять окружающим людям


Рассмотрите предметы декоративно-прикладного искусства на страницах учебника. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Вышивка

Вышивка с древних времен являлась украшением домашнего очага, она придавала изюминку в одежде, ее использовали на скатертях, салфетках, занавесках и рушниках, и она была основой декоративно-прикладного искусства в Украине и на Руси.

Любая хозяйка могла с помощью вышивания придать уют своему дому, украсить одежду своих близких, воплотить свои художественные задумки, так как этот вид декоративно-прикладного искусства был доступный каждому.

Вышивки разных народов пестрят разнообразием и оригинальностью узоров и цветовой гаммы, так как создавались веками и зависели от истории и культуры народов. Так как в те времена не было модных журналов, где можно найти узор на любой вкус, люди в вышивку закладывали определенный смысл.


Вышивка была не только красивой элементом в одежде, она также выполняла важную роль оберега. Если вы обратили внимание на вышивки, то, наверное, заметили, что самыми распространенными среди орнаментов являются геометрические узоры. Так, например древний символ солнца, плодородия и женского начала, приносящего удачу и процветание, изображали в вышивках в форме ромба. Символ воды олицетворял жизненную силу и его наносили в виде волнистых линий. Горизонтальные орнаменты несли в себе символ Земли и обозначали процветание семейного очага.

Если вы заметили, то в некоторых вышивках в орнаменте изображен круг, в нутрии которого вышит крест, такой элемент вышивки символизирует Солнце и служит оберегом, который отводит от человека зло. А вот вышитый крест в узоре обозначает духовное очищение, так как является символом огня.

Украинцы отдавали предпочтение рушниковым орнаментам, которые носили растительный характер, а также было распространено изображение птиц и зверей. В цветовой гамме в основном предпочитали использовать красный, черный и синие цвета.

Растительные мотивы в вышивке были придуманы не просто и также имели свой определенный смысл. Изображение в орнаменте листьев дуба символизировало силу, а калина считалась символом красоты. Вышитые на одежде маки означали плодородие и память рода, а кисти винограда привносили в семейную жизнь счастье и радость. Вышитый барвинок являлся символом верности, ну а розы были символом молодости и любви.



Также в украинских орнаментах часто можно встретить изображения голубей, ласточек, петухов, лошадей и других животных и птиц. Такие вышивки выступали в роли оберегов, защищая человека от разных злых сил и духов.

Украинская вышиванка



Неотъемлемой частью мужского и женского гардероба в украинцев всегда была вышитая сорочка. Орнамент на сорочке характеризовал определенную местность. По этим узорам можно было легко отличить жителей Полтавы от населения подольского края, а гуцульские орнаменты отличались от полесских. Отличительной чертой этих вышиванок были не только узоры, но и техника исполнения и цветовая гамма.



В Украине вышивкой занимались преимущественно женщины. Этому ремеслу они посвящали каждую свободную минуту. Они вышивали и во время совместных посиделок, и коротая длинные зимние вечера, да и после полевых работ во время небольшого отдыха часто можно заметить украинскую женщину, занимающуюся вышиванием.

В создание орнаментов на своей одежде украинские девушки вкладывали любовь и душу, а одетая на них вышитая сорочка являлась характеристикой ее умения и трудолюбия.

С приобретением своей независимости в Украине начала возрождаться и любовь народа к своим традициям. В последнее время, украинские вышиванки начали снова приобретать популярность. Она стала модным трендом не только среди соотечественников, но и далеко за ее пределами. Людей в вышитых сорочках можно встретить повсеместно. Она уместно смотрится, как на торжественных мероприятиях, так и на школьных выпускных, на свадебных торжествах или митингах.



Художественная вышивка воплотила в себя лучшие традиции нашего народа и нашла тысячу почитателей этого прекрасного вида декоративно-прикладного искусства.

Художественно-творческие задания

Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию , познакомьте с ней одноклассников.

> Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка»,
«Золотая рожь» и др.

> Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства разных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок , преданий, пословицы , поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

ДПИ – самое древнее искусство. Оно возникло еще в первобытные времена. К нему относятся: мебель, утварь, одежда – мир вещей, которыми пользуется человек в быту. ДПИ создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Но самое главное – это искусство организует общение людей, строит их отношения.

ДПИ – огромно и разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы и мотивы, цветовые сочетания. При создании предметов использовались разнообразные материалы: глина, камень, ткань, металл, позже стекло.

Декоративное искусство имеет свой совершенно особый образный язык. Освоение его дает возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает.

Образному языку ДПИ свойственны обобщенность и плоскостность изображений, художественная условность, орнаментальность. Здесь по-иному используются художественные средства: форма, объем, линия, ритм, цвет, фактура. Все природные мотивы – птицы, цветы, растения, животные, человек и т.д. – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности. Они всегда преобразованы фантазией художника в выразительный обобщенный образ без мелких деталей и подробностей.

Чтобы разобраться в понятии ДПИ, нужно, прежде всего, найти основное отличие между ДПИ и другими областями творческой деятельности человека. Композиторы, писатели, живописцы, создавая свои произведения, основное содержание передают в конкретно-чувственных художественных образах, рождающихся на основе жизненных наблюдений. Композитор свое представление о мире, чувства и мысли, взволновавшие его, передает при помощи звуков; писатель – словами, живописец – красками на холсте.

Художник может выразить в своем произведении то, что ему показалось значительным и интересным. Поэтому живопись, графика, скульптура отнесены к области изобразительного искусства. Художественный образ в нем строится на основе изображения действительности. Создатель произведений ДПИ этой возможности лишен. Он не изображает увиденное в жизни, а создает предметы, которых еще никто не видел. В этом существенное отличие прикладного искусства от других областей художественного творчества.

Природа ДПИ не изобразительна. Прикладное искусство развивается по определенным правилам и имеет свои принципы построения художественного образа. Эти принципы вырабатывались тысячелетиями, т.к. ДПИ – одно из самых древних (возникновение его относится к эпохе Верхнего палеолита к 40-20-м тысячелетиям до н.э.)

Принципы ДПИ:

  1. целесообразности, или утилитарности. Перед художником-прикладником стоит задача создавать предметы, которыми было бы удобно пользоваться.
  2. художественности, красоты вещи. Только художественно выполненная мебель, утварь, одежда может быть отнесена к области искусства. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты. Этот союз в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале.

Художники прикладного искусства всегда ценили материал, старались показать его декоративные возможности. Никогда не подделывали его под драгоценный камень или золото. ДПИ является и средством эстетического выражения социальных отношений, идеалами того или иного класса. Богатая история этого вида искусства дает возможность проследить его классовый характер.

Раскопки английского ученого Картера в долине царей в Египте в 1922 г. Дали много интересных материалов о быте, идеологии, искусстве Египта 14 в. до н.э. Ученый обнаружил гробницу фараона Тутанхамона, не расхищенную грабителями и сохранившуюся в первоначальном виде.

Экспедиция обнаружила изделия из золота, кости, стекла, украшенные драгоценными камнями и отличавшиеся высокими художественными достоинствами. В большинстве предметов изображен Тутанхамон. Интересен характер изображений. Почти всю плоскость занимает фигура фараона, а по сторонам в несколько ярусов помещены фигурки воинов и рабов. Этим подчеркивали превосходство фараона над окружающими.

Не менее ярким примером классовой направленности может служить ДПИ периода феодализма и образования абсолютистских государств. Дворянству и церкви было необходимо искусство, которое могло бы убедить подданных в богатстве и могуществе короля.

В России особой роскошью отличался быт русского двора в период царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II . Загородные резиденции, Царское Село и Петергоф поражают пышностью и великолепием убранства и являются подлинными сокровищницами ДПИ.

Создателями всего этого великолепия были замечательные русские мастера Петербурга, Москвы и других городов России. Содружество художников разных профессий и мастеров-исполнителей было плодотворным для русского ДПИ 18 и второй половины 19 веков. Это было время наивысшего расцвета всех видов прикладного искусства.

В период развития капитализма новый господствующий класс буржуазия, позаимствовав чисто внешние формы воздействия на массы, пышность, забыл об ансамбле, его внутренней логике и красоте. В особняки попадали самые дорогие и уникальные вещи, но они не представляют ансамбля, т.к. нарушен принцип красоты и целесообразности. Безвкусица, проникшая в богатые особняки буржуа, распространялась повсеместно. Стремление к созданию внешнего великолепия приводит к подделке. В период капитализма перестают ценить материал.

В конце 19 в. подделывают фарфор под малахит, обыкновенный металл – под золото, стекло – под драгоценные камни. Вытеснив ручное производство промышленность не смогла дать взамен подлинно красивых вещей, и в конце 19 века ДПИ Западной Европы и России находится в состоянии глубокого кризиса. Рынок был наводнен предметами, рассчитанными на самый низкий вкус, характер промышленного производства предметов быта, мебели, одежды требовал творческой мысли художников, способных создавать подлинные произведения ДПИ при большом тиражировании вещи. Эту задачу предстояло решить художникам 20 века.

Предметы ДПИ можно разделить на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними:

  1. Такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.
  2. Предметы преимущественно декоративного назначения, допускающие гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств.

К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые живут в архитектурной среде, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения.

Особенности композиции ДПИ во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала.

Дерево с древнейших времен используется в ДПИ, но вошло оно в жизнь человека прежде всего как строительный материал.

Древесина обладает удивительными свойствами. Дерево можно резать, пилить, рубить, строгать, сверлить, обрабатывать на станке, склеивать, прессовать, распаривать. Упругость и вязкость дерева хорошо удерживают гвозди, шурупы. Покрытие олифами и лаками делает его водонепроницаемым.

В конструкции северной крестьянской избы механические свойства дерева сочетаются с декоративным ее оформлением. В конструкции нет ни одной детали, которая не была бы осмыслена и с точки зрения художественной. Для предохранения от влаги торцы слег, несущих кровлю, закрыты причелиной, которая выполняет двойную функцию – утилитарную и эстетическую (резьба). Бревенчатые кронштейны, поддерживающие свес крыши над фронтоном, имеют конструктивно-логичную форму упругого силуэта, раскрывающую тяжесть несомой нагрузки.

Особенность композиционно-художественного оформления предмета через его конструкцию и материал наглядно проявляется и в мебели.

В конструктивно-декоративном решении изделий из дерева используются различные композиционные приемы. Например, композиция росписи или резьбы на дверце шкафа, как правило, симметрична с ясно выраженным центром и периферией. На предметах, сделанных из одного куска дерева, композиция росписи или неглубокой резьбы может подчеркивать целостность формы, связь конструкции и декора.

Текстура, цвет, фактура – эти свойства дерева можно назвать в полной мере художественными, значит – влияющими на композиционное решение. Вместе с тем художественные качества дерева, связанные с природным происхождением, во многом зависят от характера распила. Так, распил к центру кряжа по радиусу или диаметру дает спокойный рисунок годичных слоев. Распил по хорде выявляет более сложную конфигурацию текстуры. Совершенно неожиданные рисунки образуют полуторцовые и торцовые срезы.

Рисунок текстуры и цвет древесины можно усилить или ослабить с помощью различных протрав, красителей, лаков и других способов отделки.

Композиция декоративной скульптуры должна вписываться в натуральный кусок дерева целиком, без приклейки деталей, нарушающих ритмический узор годовых колец. В декоративной скульптуре действует закон цельности.

Керамика позволяет свободнее распоряжаться лепкой, детальнее прорабатывать форму, активнее выражать движения. Закономерности же композиции в керамической пластике те же, что и в декоративной скульптуре, выполненной в других материалах.

Художественная обработка кости требует лаконичности композиции, в которой контрастируют пластически обобщенные крупные массы и ювелирно отработанные характерные детали. Это сочетание придает произведениям из кости очень красивый декоративный силуэт.

В художественной обработке кости считается нецелесообразным сильное уменьшение элементов композиции. Это связано с нарушением ясности восприятия изображаемого. Рельеф в изделиях из кости строится от первого плана, лежащего на поверхности, к более глубоким.

В ажурной резьбе по кости не рекомендуется делать большие отверстия, так как они нарушают общий композиционный строй, расчленяют композицию, противоречат закону цельности. В меру лаконичное изображение из кости или на кости должно усиливать выразительность образа.

Металл, богатейший по своим техническим свойствам и художественным качествам материал, издавна используется в ювелирном деле, в изготовлении всевозможных предметов быта, оружия, архитектурно-декоративных деталей, в декоративно-прикладном творчестве. Металл можно ковать, чеканить, вытягивать в нити, выгибать из него ажурную конструкцию. Ценным художественным качеством металла, как и дерева, является его цвет. При создании произведений ДПИ металл часто выступает в сочетании с эмалью, цветными драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклом, деревом м др.

В художественной обработке металла действует главная закономерность ДПИ – согласованность эстетического с утилитарным.

Искусство стекла , будучи одним из видов ДПИ, исходит из функционального характера изделия и свойств этого хрупкого материала. Радикальное обновление композиционных форм – не частое явление в искусстве стекла. И это связано со сложностью технологии производства стекла.

Миниатюрная живопись на папье-маше и роспись по металлу представляют художнику гораздо больше свободы в области композиционного творчества. Этим видам искусства доступно любое содержание: исторические и бытовые сюжеты, сказка, былина, пейзаж, портрет. Естественно, миниатюрная живопись строится на законах композиции, общих для изобразительного искусства.

Художник-миниатюрист всегда должен считаться с формой предмета, его назначением и в связи с эти компоновать миниатюру и орнаментику в пределах данной поверхности. Исходя из особенностей формы расписываемого предмета, применяются специфические приемы композиции, которые заключаются в допущении некоторых отступлений от строгих правил линейной и воздушной перспективы: пространственные планы сближаются, фигуры и предметы располагаются преимущественно вдоль поверхности, подчиняясь орнаментальным ритмам; контрастные сопоставления локальных цветов усиливают звучание красок; все элементы миниатюры, как правило, обобщаются по силуэту при соблюдении меры этого обобщения, что придает цельность композиции.

В федоскинской миниатюре главную роль играет сюжет и предметность его выражения. В композициях преобладает объемное, пластическое понимание формы, близкое реалистической станковой живописи. Федоскинские мастера вписывают миниатюру в бархатно-черную глубину и одновременно вводят черный цвет лаковой поверхности самой шкатулки в рамки изобразительного поля.

Палехская миниатюра строится как бы расплескиванием отдельных частей композиции по черной поверхности изделия из папье-маше. Однако закон цельности при этом сохраняется: существует смысловая, логическая связь, объединяющая различные моменты какого-либо события или ряд разновременных действий в одной композиции. Таким образом имитируется движение жизни во времени. Палехские мастера умеют показывать движение и через динамичные жесты и позы персонажей. При этом контрастное сочетание ярких красок акцентируют золотые и серебряные блика, «пробелы» и «движки», подчеркивающие отрывистыми штрихами самые светлые, выступающие части изображаемого предмета.

Мстерская миниатюра напротив представляет собой композиционно цельное панно, изображающее многоплановый пейзаж, на фоне которого развиваются события. Панно, словно вмонтированное в крышку изделия, обрамляется полоской золотого орнамента.

В композиционный строй миниатюрной живописи Холуя вводится черный цвет шкатулки, как и в Палехе. Но мастера Холуя на пользуются широко известной палешанской золотой шраффировкой в предметном изображении. В холуйской миниатюре большое место занимает пейзаж, трактованный более декоративно, с контрастами света и тени.

Жостовская кистевая роспись по металлическим лакированным подносам с изображением цветочных букетов, венков, гирлянд обладает устойчивыми формами композиции, по-своему оригинальным художественным языком. Композиция жостовской росписи представляет собой мотив, вписываемый в определенный формат подноса (прямоугольный, овальный, круглый). Когда изобразительный мотив разработан, художник мелом наносит на черную поверхность подноса общие контуры, стремясь избегать повторения линий, форм, размеров. Продумывая композицию, мастер росписи решает целый ряд вопросов, касающихся цветовых контрастов, силуэта букета цветов с листьями, ритма элементов, соотношения изображения и фона, больших и малых форм.

Цельность композиции жостовских подносов достигается определением центральной оси изображения, а также приемом вращения подноса в процессе росписи.

Особенностью композиции жостовской росписи является также наличие ажурного орнамента в елочку, который идет по борту подноса. Этот элемент замыкает художественное оформление подноса и приводит композицию к цельности.

Композиционные особенности вышивки и кружева как видов ДПИ связаны прежде всего с материально-техническими средствами воплощения замысла художника. Нитки, как и ткани, могут быть льняными, х/б, шерстяными и шелковыми, с добавлением синтетических материалов; в вышивке также используются золотые и серебряный нити, драгоценные камни, бисер, стеклярус и пр. все эти материалы имеют свою структуру.

Характер рисунка и всей композиции зависит от структуры тканей в вышивке, в кружевах – от качества нитей, а если кружева накладываются на ткань, то и от структуры и качества ткани. Широко распространены вышивка крестом, гладью, петельным, стебельчатым, ажурным швом, их комбинациями.

Ковры и декоративные печатные ткани (набойка) имеют также богатые традиции.

Композиция узора на коврах зависит от структуры основы и нитей, а также от формата (как и вышивка). Компоновка набойки менее зависима от структуры ткани и ее размеров, поэтому здесь композиция может включать свободное расположение многоцветных элементов и даже допускает плавные переливы одного цвета или тона в другой, тем самым композиция набойки расширяет свои возможности средствами светотени.

Композиция рисунка для печатания на ткани может быть с ярко выраженным центром, с узором, построенным по кругу, в квадрате, с раппортным, то есть многократным, повторением по всей ширине и длине ткани элемента орнамента. Но во всех случаях композиция должна привести к единству все декоративные элементы, избегая крикливо цветастых, нестройно звучащих красок.

Темы рефератов:

  1. Урало-сибирская роспись
  2. Городецкая роспись
  3. Хохломская роспись
  4. Гжель
  5. Дымковская игрушка
  6. Керамика
  7. Резьба. Богородская игрушка
  8. Ковка. Чеканка. Литье
  9. Лозоплетение
  10. Мозаика
  11. История костюма.