Сценарий "фестиваль внеурочной деятельности". Сценарий внеурочного занятия Сценарий занятия по внеурочной деятельности фгос

Каким должен быть человек? Какие качества характера он должен воспитывать в себе? Ответы на эти вопросы дети находят на занятиях по внеурочной деятельности. Конспект одного из таких занятий предлагается вашему вниманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей во внеурочной деятельности. «Сотвори себя сам» (конспект занятия по внеурочной деятельности)

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.

Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Только все вместе - образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

ФГОС дает возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно – нравственного воспитания школьников и определяет следующие задачи:

  • гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем,
    укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;
  • усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической
    преемственности поколений; воспитание патриотов России;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.

Необходимым условием для реализации данных задач является создание предметно – развивающей среды, которая в нашей школе представлена несколькими направлениями:

  1. система классных часов и внеклассные мероприятия;
  2. реализация программ по внеурочной деятельности.

Нами разработана система классных часов, направленных на духовно-нравственное воспитание. С учащимися регулярно выезжаем на экскурсии по родному краю, совместно посещаем музеи, библиотеки города.

Являясь классными руководителями пятиклассников, проводим занятия по внеурочной деятельности. Мы взяли программу, основанную на курсе Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности». Согласно этой программе с пятого класса начинается систематизированное изложение понятий и проблем самосовершенствования личности. Психолого-педагогический курс представляет для ребят как бы «психологию и педагогику для себя» и на уровне своего возрастного развития. Естественно, что первая его часть посвящена изучению своей собственной психики, так как процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, приводящего в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогающего детям понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».

Каким должен быть человек? Какие качества характера он должен воспитывать в себе? Ответы на эти вопросы дети находят на занятиях данного курса. Конспект одного из таких занятий мы предлагаем вашему вниманию.

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Сотвори себя сам», 5 класс

Цели:

  1. формирование духовно – нравственных качеств как основополагающих в личности человека;
  2. формирование и развитие навыков самопознания личностных качеств;
  3. развитие социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);
  4. расширение кругозора учащихся, обогащение их речи; раскрытие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  • Цветок – ромашка со словами, обозначающими положительные и отрицательные черты характера человека.
  • Проектор, компьютерная презентация.
  • Детские рисунки.
  • Высказывания Чарли Чаплина.

Ход мероприятия.

Всем добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, каким должен быть человек. От чего зависит отношение окружающих к нему? А начать наш разговор я хочу с притчи. Послушайте.

Жил один мудрец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.

Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал мудрецу и думает:

Дай-ка я над ним посмеюсь!

Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к мудрецу направился. Идет и про себя веселится:

Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих - мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек и говорит:

Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него мудрец и говорит: - Все в руках твоих!

Как вы поняли эту притчу? Как она связана с темой нашего занятия?

Вот мы и попробуем разобраться с качествами личности человека, правильно и объективно оценить положительные и отрицательные качества своего характера. В каждом из нас есть что-то ценное, неповторимое, интересное. Но одни качества нам помогают общаться с людьми, в работе и учёбе – это положительные качества. Другие, наоборот, мешают нам. Это отрицательные качества. Мы должны уметь их отличать.

Игра «Скажи наоборот»

На слайде представлены отрицательные качества человека. Ваша задача: назвать антоним к каждому слову.

  1. небрежность - аккуратность
  2. невежество - воспитанность
  3. безответственность - ответственность
  4. лживость - искренность
  5. безразличие - чуткость
  6. трусость - смелость
  7. уныние - жизнерадостность
  8. несобранность - организованность
  9. неразговорчивость - общительность

(СЛАЙД 2,3, с оставление ромашки на доске: в центре ромашки - «Я», лепестки – положительные качества человека).

У каждого из нас есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться развивать в себе положительные качества. Этому нас учит народная мудрость. Проверим, как вы знаете пословицы. Вам нужно будет продолжить пословицы, представленные на слайде. (СЛАЙД 4-6)

Игра «Аукцион пословиц»

  1. Поспешишь – людей насмешишь.
  2. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  3. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
  4. До слова - крепись, дал слово - держись.
  5. Красна птица пеньем, а человек уменьем.
  6. Не мил и свет, когда друга нет.
  7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  8. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  9. Человек человеку друг, товарищ и брат.
  10. Мир не без добрых людей.

Молодцы! На самом деле положительных и отрицательных качеств у человека намного больше.

Посмотрите отрывок из мультфильма («Кошкин дом», СЛАЙД 7 - 8) и подумайте, какие качества проявляют герои данного отрывка по отношению друг к другу.

(Безразличие, жестокость).

Это отрицательные качества человека.

Давайте посмотрим следующий отрывок из мультфильма («Кошкин дом», СЛАЙД 9) и подумаем над тем, правильно ли поступили маленькие герои данного мультфильма, приняв к себе в дом тех, кто когда – то отказал им в помощи. (Обсуждение этого отрывка. Дополнение ромашки такими качествами, как доброта и отзывчивость).

В нашей жизни часто складываются такие ситуации, когда мы должны сделать выбор: как поступить? И каждая такая ситуация формирует наш характер, нас самих. (Зачитываются и обсуждаются ситуации, представленные на СЛАЙДАХ 10 – 13).

Игра «Как поступлю?»

  1. Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?

А. Пойдешь домой.

Б. Сделаешь вид, что не услышал маму.

В. Начнешь просить маму погулять еще.

Г. Договоришься с друзьями встретиться завтра.

2. Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается.

А. Ты будешь ему подсказывать.

Б. Поможешь разобраться после уроков.

В. Будешь смеяться, подшучивать.

Г. Ничего не предпримешь.

  1. Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака.

А. Ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой.

Б. Постараешься найти хозяина.

В. Пройдешь мимо.

  1. В автобусе бабушке не хватило места, ты:

А. Уступишь бабушке место.

Б. Сделаешь вид, что не заметил.

В. Притворишься, что спишь.

Самовоспитание – это изменение себя, своего характера. Характер складывается из достоинств и недостатков. Процесс самовоспитания начинается с критического взгляда на самого себя. Многие известные люди добились больших успехов в жизни. Благодаря тому, что постоянно работали над собой. Например, известный американский актёр и режиссёр Чарли Чаплин следовал таким правилам. (СЛАЙД 14. Обсуждение).

Советы Чарли Чаплина

  1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
  2. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
  3. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
  4. Не упускайте мгновения удачи.
  5. Чётко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.
  6. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
  7. Любите людей, и они ответят вам тем же.

И среди нас есть люди, которые уже следуют некоторым из перечисленных советов. (Творческий номер заранее подготовленных учеников: исполнение музыки на флейте, гитаре).

Как вы думаете, какие советы они взяли себе на вооружение? (Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них).

Такому же совету следуют и участники нашей художественной выставки, которые предоставили свои работы. (Показываются рисунки детей).

Посмотрите на наш цветок. Он символизирует модель, которая показывает, что уважение к человеку во многом зависит от того, какой он.

Но самое важное это то, что лепестки цветка держатся вместе потому, что их что-то объединяет. Это «что-то» - вы сами, ваша личность. Вы – творцы своей личности, и от вас зависит, какими вы станете людьми.

Список литературы.

  1. Галицкая И.А., метлик И.В. Понятие «Духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической практике// Педагогика, 2009, №10, с. 36-46.
  2. Маленкова Л.И. Я – человек! – М.: ТОО «Интел Тех», 1996
  3. http://www.selevko.net/

Технологическая карта
сценария внеурочной деятельности с учащимися 8 класса

Тема мероприятия/занятия «Химический анализ родниковых вод»
Форма проведения экскурсия, практическое занятие
Цель Определить расположение родников на территории с.Измайловка. Провести анализ родниковой воды.
Задачи:
Обучающие: Систематизация полученных знаний учащихся о химических веществах в природе на примере родников.
Развивающие: Развитие памяти, логического мышления, умения применять полученные ранее знания.
Воспитательные: Умения работать в паре, в группе. Воспитание сознательной дисциплинированности, четкости и организованности в работе.
Планируемые результаты обучения:
Личностные - представлять результаты своей работы, используя информационные технологии
Предметные - знать состав родниковых вод
- знать правила охраны родников;
- рассказать о последствиях загрязнения родников для всего живого;
Метапредметные - провести наблюдение за состоянием родников села, сформулировать выводы по итогам наблюдения

Формируемые УУД
Личностные - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Регулятивные - оценка своей деятельности, постановка и сохранение учебной задачи в сотрудничестве с учителем; проявление познавательной инициативы в сотрудничестве
Коммуникативные - развивать сотрудничество с педагогом, сверстниками, формулировать собственное мнение.
Познавательные - проводить классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; развивать познавательный интерес и воображение.
Технологии и техники технология дифференцированного обучения
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.) __________________________________________________________

Этапы
мероприятия
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу, организует внимание.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Фронтальный опрос.
Организует фронтальную беседу по вопросам:
Что такое родник?
Каков состав воды родниковых вод? 2. Какие вещества загрязняют родники?
Как сохранить родники, которыми мы пользуемся?
Как сохранить исчезающие родники?
Какую роль играют родники в экосистеме?

Отвечают на вопросы.

Название темы
«Химический анализ родниковых вод »

Целеполагание, мотивация
1. Объявляет тему занятия
2. Выясняет, какие вопросы хотели бы обсудить учащиеся.
3. Предлагает сформулировать цель.
4. Помогает определить практическую деятельность во время экскурсии и практического занятия по анализу воды.
1. Участвуют в беседе.
2. Формулируют цели данного занятия.
3. Определяют свою деятельность в группе.

Экскурсия, практическая работа

Инструктирует по правилам поведения и структуре практической работы.
Организует и направляет учащихся, делит учащихся на 3 группы, раздаёт задания и приборы.
После возвращения в класс предлагает практическую работу.
Выполняют практическую работу:
Выполняют практическую работу.

Рефлексия.
Подведение итогов
Даёт характеристику деятельности учащихся на уроке.
Определяют результат своей работы и эмоциональное настроение.

Домашнее задание
Даёт задание на дом:
отчеты о проделанной работе.

Записывают в дневник

Отчет первой группы
Из истории родников
Родники по славянским поверьям – «глаза земли», впитывающие особым образом её силу. ... Русские люди всегда умели называть обычные явления и понятия просто и живописно, выражая суть и эмоциональное отношение. Что же такое родник? Это небольшая струя воды, выбивающаяся из - под земли. Сама родная земля - матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающе холодная и полезная. На Руси родниковую воду берегли, строили для родников колодцы, часто очищали. А прохожий всегда мог попить ледяной водицы из ковша, оставленного у родника. Вода в родниках очень холодная, но, говорят в народе, даже окатившись ею зимой в мороз, не заболеешь, наоборот - силы и здоровья прибавится.
О родниках в старину слагали легенды, с ними связывают особые предания, приметы. Студеной воде из этих ключей приписывали волшебную силу. В прошлом почитали, чистили, заботились о родниках, с любовью из них брали воду, умывались и пили на здоровья. Обычно весной 22 апреля, люди обходили родники и при этом говорили: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути внешние». На рождество пресвятой Богородицы женщины встречали осень у воды родниковой: «Богородица пречистая, - просили они, - избавь от маеты, беды от души отведи». А вода, набранная в источнике, в ночь на 19 января обладает чудодейственной силой: исцеляет от болезней, придает силу, заряжает энергией. Православный народ использует ее в течение всего года. Воду дают больным, с ее помощью отваживают любое бедствие от дома. Освященная вода из родника кристально чистая остается долгое время, не мутнеет и не дает осадка. Родники – наша надежда, так как они поставляют природную «живую» воду.

Откуда же берутся родники?
Проведём опыт. Возьмём три стакана и поместим в них воронки. В одну воронку насыпаем почву, в другую – столько же песка, в третью – столько же размельчённой глины. Нальём одновременно во все воронки одинаковое количество воды. Мы увидели, что почва и песок пропускают воду, а глина задерживает
Так происходит и в природе. Выпадает дождь на поверхность земли или растает снег, часть воды испарится, часть просочится в почву. Капельки воды будут просачиваться вниз до тех пор, пока не встретят слой глины или других пород, плохо пропускающих воду. Здесь они будут скапливаться и по наклонной поверхности стекать вниз. Как только подземная вода дойдёт до обнажения обрыва, она выйдет на поверхность.
Место выхода подземных вод на поверхность земли называют родниками или ключами. Чаще всего подземные воды выходят на поверхность земли вдоль рек и оврагов. Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки. Дождевая вода на поверхности земли бывает мутной. Но, просочившись сквозь почву, камни песок, она очищается.
Отчет второй группы
Исследование родниковой воды.
Качество воды характеризуют ее прозрачность, мутность, цвет, а также запах, вкус, реакция среды, содержание солей, степень загрязнения. В источнике мы взяли пробу воды для анализа на качество.
Органолептические характеристики родниковой воды показали, что вода прозрачная, чистая, вкус и привкус не ощущается, бесцветная, запах не обнаруживается. Таким образом, интенсивность вкуса, привкуса и запаха равна нулю.
Вода долго может храниться, и ее свойства не теряются.
Свойства родниковой воды.
Кислотно-щелочная среда
Мутность
Прозрач-ность
Цвет-ность
Запах
Вкусовые качества

Нейтральная
-
Прозрачная
Бесцветная
качество
Балл
Без вкуса

Температура воды в источнике в разные месяцы.
Месяц
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март

Температура
+7
+7
+7
+7
+7

Удивляет то, что температура источника в течение 5 месяцев фактически не изменялась, и составляла +7 градусов по Цельсию. Вода в источнике не замерзает.
Жесткость.
Мыло в воде пенится относительно хорошо. Гидрокарбонатной жесткостью вода практически не обладает.

Качественный состав воды.
Состав осадка.
Мы осуществили процесс выпаривания воды. После выпаривания воды сухого остатка было очень мало, и он не обладал желтым цветом, но мы все же проделали опыт на наличие железа и сделали окончательный вывод, что вода ионов железа не содержит.

Отчет третьей группы
Органический мир.
Растительность вблизи родника.
В связи с переувлаженением местности древесно-кустарниковая растительность представлена вербой, ольхой черной, осиной, ясенем, ивой серой. Для русла ручья характерны влаголюбивые растения: осоки, стрелолист обыкновенный. В ручье находится много ряски и нитчатых водорослей. Ручей не замерзает даже в зимнее время. Здесь температура воздуха выше, чем температура вне родника.
Животный мир вблизи родника.
Животный мир не очень разнообразен: насекомые, лягушки, ужи, птицы: сороки, соловьи, кукушки, воробьи, домашние утки и гуси. Для одних это место купания, для других - пища, некоторых привлекают удобные места для гнезд. Нами было обнаружено несколько гнезд сорок.
Около родника обитает много лягушек - травяная и остромордая. В ручье встречается жук - плавунец.
Мы определяли млекопитающих, подходящих к роднику, по следам, оставленным на почве. В основном это домашние животные: лошади, коровы, козы.

Оценка экологического состояния родника.

В русловой части ручья есть опавшие ветки, лесной хворост. Там много ила. На некоторых участках пойма сильно заросла, поэтому путь воды из родника оказывается сложным и запутанным. В некоторых местах наблюдается заболачивание.
Это удивительное место, потому что сюда идут три тропы со всех сторон села.
Но, к сожалению, среди нас есть и недобрые люди. Рядом с родником мы обнаружили большое количество пластиковых бутылок, пакеты и другой упаковочный материал.
Родник, который мы пытались описать – это не памятник природы, это безымянное место, которое несмотря на это, дорого нам, это уголок нашей родины.
Экологическое состояние родника в целом удовлетворительное.

Перспектива
Мы планируем продолжить исследования и эколого-образовательную деятельность на территории родника. Включить в работу и учеников нашей школы, организовав для них цикл бесед и проведение экскурсий, а также проведение экологических акции по очистке и уборке мусора на территории родника.
Предложения по охране и благоустройству источника.
Необходимо делать рейды на родник с целью очистки его от бытового мусора, оставленного человеком. Весьма желательно бы очистить русло и берега от опавших веток, валежника, лесного хвороста - это гарантия роста растительности. Необходимо почистить русло ручья от ила и несколько его углубить. Тогда легче будет выявлять и преобладающую вблизи родника и ручья растительность. Итак, подводя итог, у нас получились

Предложения по охране родникового источника.
(практические рекомендации).

1. Регулярно проводить акции по чистке родника и окружающей территории.
2. Обратиться к жителям села Измайловка с предложением о разумном и экономном использовании воды, особенно в летнее время и бережном отношении прилегающей территории. Для этого составить листовки для жителей села с просьбой не мусорить около родника и беречь все, созданное природой и руками человека.
3. В школе провести беседы о том, что дает нам вода.
4. Весной провести школьные экологические акции по уборке мусора на территории родника.
5. Организовать и провести экскурсию на родник для учащихся начальных классов школы.

Паспорт родника

· Номер источника - 1

· Название источника -

· Республика - Россия

· Область - Тамбовская

· Район – Знаменский

· Населенный пункт – с. Измайловка

· Элемент рельефа - балка, речной родник.
1. Геологические условия выхода воды
Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода – песок, 0,7м.
Породы водоупорного пласта – глина, ил.
Выход воды на поверхность - из промежутков между частицами пород.
Характер вытекания воды - вытекает спокойно.
2. Растительность вблизи родника – травянисто - древесная.
3. Физические особенности воды источника

· Прозрачность воды – прозрачная.

· Запах – нет запаха, интенсивность запаха - 0 баллов.

· Вкус – нет вкуса, интенсивность привкуса – 0 баллов.

· Температура воды – +7 °С.

· Замерзание источника. Сроки замерзания - не замерзает.
4. Участие источника в питании ручья, реки, озера - питает реку Кариан.
5. Хозяйственное использование источника – используется для питья.

Конспект внеурочного психологического занятия для уч-ся 3-4 класса

Подготовила Костенко Лариса Алексеевна

Тема: “Давайте подумаем…о счастье?”

Цель: создание для ребёнка возможностей расширить представления о ситуации, которая поможет детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.

Задачи:

    Создать ситуацию для размышления по поводу счастья.

    Формирование у детей чувства единения, сплочения с группой.

    Повышение самооценки учащихся.

Материалы: магнитофон с записью спокойной музыки, ручки по количеству детей, цветы для оформления “волшебной поляны”, 2 ватмана, цветные карандаши, либо фломастеры, ромашки-визитки, по количеству участников группы, лепестки из цветной бумаги по 3 шт. на каждого, колокольчик, свеча, ширма.

Упражнение №1

Цель: приветствие, включение в работу, создание положительного, эмоционального фона.

Ведущий:

Мне очень приятно Вас поприветствовать! Добрый день!

Ребята, вы любите сказки?

Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие, в одну волшебную, сказочную страну – Зазеркалье.

Для того чтобы оказаться в этой стране, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.

Упражнение № 2

Цель: упражнение даёт возможность расслабиться, снять мышечное и эмоциональное напряжение, развить воображение.

Ведущий:

И так… реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы в волшебную страну с вами отправляемся…(звучит спокойная музыка, в центре кабинета на полу раскладываются большие “Волшебные цветы”).

Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот поляна перед нами
С необычными цветами…
Здесь и бабочки кружатся,
На цветы они садятся.
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)

Ребята, вот мы с вами и оказались в стране Зазеркалье на волшебной цветочной поляне. Здесь цветы умеют разговаривать между собой. А вы хотели бы, услышать, о чём разговаривают цветы, как живётся им на этой поляне?

Для того чтобы немного побеседовать с ними – нужно представить себя такими же красивыми цветами.

Упражнение № 3

Цель: повышение уверенности в себе, снятие мышечного напряжения.

Ведущий:

Давайте ребята, все выйдем из-за парт и зайдём на волшебную поляну. Сейчас нам нужно будет присесть и представить что…

Мы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, а из семечек проклюнулись росточки, они росли, росли (дети медленно встают) и выросли, и стали прекрасными белыми ромашками. А сейчас ромашки, давайте познакомимся.

(Дети прикрепляют ромашки со своими именами у себя на груди).

Какие чудесные ромашки! Присаживайтесь ромашки.

Упражнение №4

Цель: создать условия для размышления – что такое счастье?

Ведущий:

Теперь, когда мы все превратились в цветы, можно услышать разговор волшебных цветов. А давайте попробуем спросить у них что-нибудь?

Например: не скучно ли им, не грустно ли вот так всё время расти на полянке? Давайте ребята, все вместе спросим - не скучно ли вам, не грустно ли вот так всё время расти на полянке?

(Ответ цветов: аудиозапись)

О нет, дорогие ромашки. Нам никогда не бывает скучно. Мы умеем разговаривать и поэтому, часто рассказываем друг другу, лесные новости, обожаем играть в мячик капельками росы, вместе радуемся солнышку и тёплому дождику. А если вдруг кому-то из цветочков становится грустно, это у нас бывает очень, очень редко, мы все вместе утешаем и успокаиваем цветочек, окружаем его своей заботой, любовью, нежностью, лаской и у цветочка сразу становится замечательное настроение, он становится рад от того, что его любят. Мы очень дружны между собой, и очень любим дарить радость всем, кто оказывается рядом с нами… удачи вам, будьте счастливы!

Ведущий:

Спасибо цветочки за ваш рассказ.

Ребята, а как вы думаете, счастливы ли цветы на этой полянке?

Давайте с вами попробуем разобраться, что же такое счастье?

(Ведущий зачитывает отрывок стихотворения “Что такое счастье?)

Что такое счастье?
Где его искать?
Может, оно спряталось
Под мою кровать?

Там я вижу мячики,
Танк и пистолет.
Только счастья, кажется,
Под кроватью нет.

Я хожу по комнате,
Я кричу: Ау!
Может, счастье спряталось
В мамином шкафу?

Там висят на вешалках
Брюки и жилет,
Платья, юбки, кофточки...
А вот счастья нет!

Нет за телевизором,
В папином столе,
Нет его за шторами,
В кухне на плите.

Где же счастье спряталось?
Почему молчит?
Если не найду его,
Буду так сердит!

Так что же такое счастье, кто, что думает ребята по этому поводу?

(Заслушиваются высказывания детей).

А сейчас на лепестках, которые у вас лежат на столе, запишите те моменты, когда вы, бываете, счастливы (дети выполняют задание по типу “Закончи предложение”).

“Я счастлив (а) когда…”

На доску вывешивается ватман.

Ведущий:

Ребята, цветочкам интересно узнать, когда же вы бываете счастливы? Кто хочет зачитать то, что он записал на лепестке? Хорошо, молодцы!

Ребята, фея мне по секрету сказала, что каждый, кто попадёт на волшебную поляну, может построить дом, “Дом счастья”? А давайте и мы с вами, попробуем это сделать?

Упражнение №5

Цель: продолжать создавать условия для размышления по теме счастья.

Сейчас, я вас попрошу на розовых лепестках записать те моменты, когда каждый из вас будет счастлив, например: я, был бы счастлив, если бы…, когда был здоров. Продолжите предложения(пока дети пишут, наклеиваются на ватман лепестки, в виде цветка) .

(Дети, по желанию, зачитывают написанные фразы).

Ведущий:

А вот скажите, пожалуйста, можем ли мы быть счастливы в одиночку?

Запишите на лепестках, с кем бы вы были особенно счастливы?

Метод незаконченных предложений “Я особенно счастлив, когда рядом со мной…”

Перечислите тех, без кого вы не можете быть совершенно счастливыми.

Упражнение № 6

Цель: Формировать у учащихся умение понимать дуг друга, дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя в центре внимания, тем самым, тем самым повысить свою самооценку, почувствовать себя уверенно.

А сейчас ребята, хотелось бы обратить ваше внимание на ватман.

Давайте представим себе, что мы можем построить “Дом счастья”. Как он может выглядеть?

(Дети по очереди выходят и рисуют контур дома, цвета для рисования выбирают сами.)

Упражнение №7

Цель: формировать чувство единения с группой, способствовать сплочению группы.

Ведущий:

Ребята, давайте на мордашках, которые лежат на партах, нарисуем свой автопортрет и обязательно отразим в нём своё настроение.

(На готовых шаблонах “мордашках” дети рисуют глаза, нос, губы (улыбку)).

А сейчас, пришло время заселиться в наш “Дом счастья”(дети по очереди наклеивают мордашки на “Дом счастья”).

Посмотрите ребята, какой замечательный у нас получился дом “Дом нашего счастья”.

Ещё на этой волшебной полянке, мы с вами можем загадать только одно желание, такое, которое окажется важным и нужным для каждого из нас. Давайте посоветуемся.

(Дети высказывают свои предположения по поводу желания).

Ребята, а кто из вас хочет быть по-настоящему, счастливым человеком? (Все дети поднимают руки).

Давайте все вместе дружно пожелаем:

Мы хотим быть счастливы!

Вы обязательно будете счастливы! Ваше желание обязательно сбудется!

Упражнение №8

Цель: способствовать сплочению группы, создать положительный эмоциональный фон в конце занятия.

Ведущий:

А сейчас, давайте все встанем в круг, и как только образуется круг, путешествие наше закончится. Сейчас, мы будем передавать вот эту свечу по кругу, пока она не вернётся снова ко мне. Передавая свечу, пусть каждый из вас поделится частичкой своего тепла и пожелает добра, радости и счастья.

Ребята, вот этот дом счастья, остаётся с вами, и в память о нашем путешествии на волшебную цветочную поляну, сейчас каждый из вас, выходя из класса, посадит свою ромашку на клумбу перед домом.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

города Донецка Ростовской области

Сценарий по внеурочной деятельности

«Этика-азбука Добра»

Жить – добро творить


Составила:

Левинская Ирина Ивановна

учитель начальных классов


г.Донецк 2013

Цель урока: формирование нравственных качеств и развитиетворческого мышления.
Задачи: 1.Развивать способность видеть и создавать красоту, наглядно – образное мышление 2. Учить подбирать родственные слова; 3. Воспитывать у учащихся стремление творить добро с помощью слова.
Оборудование: кукла Добринка, берестяная шкатулка, карточки с буквами: Д, О, Б, Р, О; карточки с буквами: Д, О, (А), Л, О, Н, Ь, цветы сделанные ребятами на уроке технологии.
Музыкальное сопровождение: - песня «Мир всему, что живёт по законам Доброты».- песня « Если добрый ты…» из мультфильма « Кот Леопольд»
Ход урока: I. Организационный момент

Здравствуйте девочки и мальчики! Улыбнитесь, а теперь подарите свою улыбку окружающим. Наш мир – это большое зеркало и, улыбаясь кому – то, ваша улыбка будет возвращаться к вам радостью. (Слайд 1)

II. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. О каком же качестве пойдёт речь? (добре)

Да, тема урока «Жить – добро творить». (Слайд 2) В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Какого человека мы называем добрым? (который помогает, любит природу, людей). Человек может быть очень маленьким. А СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ в нём может быть очень большое. Послушаем отрывок из песни «Если добрый ты…» (Слайд 3)

Хоровая речевая разминка. (Слайд 4)

Чистоговорка: Дед Данила делил дыню:

Дольку – Дине, дольку – Диме.


III. Основная часть 1. -Сегодня к нам на занятие пришла Добринка. От какого слова произошло её имя? (Слайд 5) - Правильно, это – Добро! Добро, как свет, с ним в человеке, как в цветке, расцветает всё лучшее. А знаете ли вы, ребята, что буква «Д» в русской азбуке означала: «добро, хорошая пора».

2. Имена.

А в русском языке есть ещё имена, имеющие в себе два слова, где первым является «добро». Знаете ли вы такие имена?

Добролюба, Доброслав, Доброслава, Добромир, Добрыня. (Слайд № 6,7)

3. Добрые слова.

Какие слова мы называем добрыми? Назовите добрые слова. Эти слова мы говорим для себя или для других людей?


4. Разучивание стихотворения. (Слайд №8)

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром!»,

«Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» говорим.


5. Размышляем над мудростью. (Слайд №9)


- Соедините начало с окончанием пословицы

Худо тому,… …добром платят

За добро… …украшает человека

Добро… …кто добра не делает никому

6. Беседа о добрых делах.

Какие дела можно назвать добрыми?


7. Из истории слова ЛАДОНЬ (Слайд № 10)

- «ДОЛОНЬ»,

Знакомо ли вам это слово? Знаете ли вы его значение?

Это очень древнее слово, которое сейчас мы забыли. Обозначает оно часть руки. Какую?

Ладонь! «ЛАДОНЬ». О поменялась на А. (Слайд № 11)

Слово ладонь начинается с трёх букв ЛАД. Что означает слово ЛАД? (ответы детей).

Конечно, лад – согласие, когда все живут хорошо, дружно.

Покажите ваши ладошки. Наши пальчики тоже дружат друг с другом. Они помогают нам выполнять различную работу.

Вернёмся к старинному русскому названию ладони – ДОЛОНЬ. Оно начинается со слова ДОЛ. Что такое ДОЛ? – Долина. Почему человеческая рука сравнивается с долиной? (предположения детей). (Слайд № 12)

А сейчас мы с вами попадём на волшебную долину – полянку. Мы прочитаем интересную заметку «Полянка – ладошка», которая была напечатана в газете «Добрята» (№8, 2006г.)

Однажды мы попали на полянку дружбы. На этой полянке все помогали друг другу, никто не ругался, не обижал друг друга. Там всегда светило солнышко. Полянка была похожа на ладошку, протянутую друг другу. На маленьком пальчике росли грибочки, на среднем пальчике цветочки, на указательном – ягодки, а на большом - ёлочка. Вот такая замечательная полянка дружбы! (Слайд № 13)

IV. Практическая работа (Слайд № 14)

- Обведите свою ладошку на листе альбома. Украсьте её рисунками цветов, грибочков, ёлочек (можно нарисовать солнышко, бабочку, радугу, птичек)

V. Завершение занятия - Давайте на доске сделаем выставку ваших работ. (Дети прикрепляют рисунки, звучит музыка).- Добринке очень захотелось погулять по такой радостной долине с такими добрыми ладошками. И когда она гуляла, увидела на тропинке написанную мудрость: «Награда за доброе дело в самом его свершении». (Слайд № 15). -Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)- Спасибо вам за добрые мысли и умные ответы! До свидания.Дети отвечают: «Спасибо Вам!» (Слайд №16, 17)
VI. Домашнее задание - Расскажите дома своей семье, что интересного вы узнали сегодня на уроке. Найдите поговорки и загадки о добре, чтобы прочитать их в классе для ребят.

Список используемых источников:

    Книга «Мысли о добре и зле» Святитель Николай Сербский
Издание 2012г. Д.В. Харченко
    Астрид Линдгрен «Сказочные повести о доброте и зле» Астрель, Полиграфиздат 2011г.
    Методическое пособие к рабочей тетради «Дорогою добра» по основам детской журналистики. Издательство «Твердыня», г.Томск 2011г.
    Образовательная программа «Служу Отечеству пером». Издательство «Твердыня», г.Томск 2008г.

Источники иллюстраций:
1. images.yandex.ru › доброта
2. images.yandex.ru › Добринка
3. images.yandex.ru › цветы