Сценарий мероприятия «В гостях у дедушки Корнея. Логопедический праздник в начальной школе по сказкам Чуковского. Сценарий Вступительное слово учителя

ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО.

ОБОРУДОВАНИЕ : портрет, книжная выставка, маски животных, телефон, стол, сервированный к чаю, стулья, самовар, настольная лампа, сито, корыто, лопата, метла, посуда.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

У. Наше мероприятие посвящено творчеству известного детского писателя К. И. Чуковского.

В небольшом посёлке Переделкино, что под Москвой, есть весёлый, обозначенный громадными разноцветными буквами терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея». Целый день звенят в нем детские голоса. Здесь проходят интересные встречи с писателями, артистами, учеными. И почти все выходят оттуда с радостными лицами. Вы наверное догадались, Что это детская библиотека. А построил ее на свои деньги, укомплектовал ее книгами и был в нем главным работником известный детский писатель Корней Иванович Чуковский.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность К. И. Чуковского.

Детским поэтом и сказочником он стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

А вот второй случай. Об этом вспоминает сам Корней Иванович:

«Однажды работая в своём кабинете, я услышал громкий плач.Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр».

Корней Иванович очень любил детей и записывал их смешные высказывания:

Однажды гулял по взморью с дочерью, и она впервые в жизни увидела в дали пароход.

Папа, папа, паровоз купается! пылко закричала она.

Приятно узнавать от детей, что у лысого нога босиком, что от мягких лепешек во рту свознячок, что муж стрекозы - стрекозёл. Очень забавляют такие детские речения и возгласы:

Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.

Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.

Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

Ну, Нюра, довольно, не плачь!

Я плачу не тебе, а тете Симе.

На столике звенит телефон. Ведущий снимает трубку.

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

А потом позвонил крокодил.

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных калош?

Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели.

И такая дребедень

Целый день.

Динь - ди лень,

Динь -ди лень,

Динь -ди лень.

(Ведущий подходит к выставке, берет книгу, садится за столик и зажигает настольную лампу.)

Муха, Муха Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла

Пошла муха на базар

И купила самовар.

Во время чтения, на середину выносят стол, сервированный к чаю и стулья. Появляется Муха. В руке у нее самовар. Она ставит его на стол.

МУХА: Приходите ко мне, гости,

Я вас чаем угощу.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы узнали эту сказку?

(На сцене появляются дети в масках котят, утят, поросят.)

КОТЯТА: Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим как поросята,

Хрюкать!»

УТЯТА: А за ними и утята

«Не желаем больше крякать!

Мы, хотим, как лягушата,

Квакать!»

ПОРОСЯТА: Свиньи, замяукали:

«Мяу! Мяу!»

КОТЯТА: Кошки захрюкали:

«Хрю, хрю, хрю!»

УТЯТА: Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!»

УЧИТЕЛЬ : Думаю, что этих героев вы тоже узнали.

Муха приглашает персонажей к столу. Раздаются шум, гам, звон посуд. Под веселую музыку по сцене побегают дети. В руках у них сито, корыто, лопата, метла, посуда.

УЧИТЕЛЬ : Скачет сито по полям,

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топоры-то топоры

Так и сыплются с горы,

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора

ФЕДОРА: Ой, вы, бедные сиротки мои

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой,

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно, солнышко, сиять,

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважат

МУХА: Проходите Федора Егоровна!

(Входит Доктор Айболит)

УЧИТЕЛЬ: Ну, а этого героя представлять вам не надо. Его зовут…

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

УЧИТЕЛЬ: Героем многих сказок К. И. Чуковского является Крокодил. Вспомните, какие это сказки?

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами

И сушеными грибами. («Путаница»)

Бедный крокодил

Жабу проглотил. («Тараканище»)

Вдруг на встречу мой хороший,

Мой любимый крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил. («Мойдодыр»)

…И со слезами прсил:

Мой милый хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон»)

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся

Крокодил.

И злодея

Бармалея,

Словно муху

Проглотил. («Бармалей»)

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

А в зубах его

Не огонь горит-

Солнце красное…(«Краденое солнце»)

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил…

А за ним – то народ

И поет и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?» («Крокодил»).

А теперь поиграем. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Вы, ребята, должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, В котором о ней говорится:

А) телефон

Б) блюдце - Федорино горе

В) мыло – Мойдодыр

Г) калоша

Д) зайчик - Телефон

Е) Воздушный шарик - Тараканище

А в какой сказке прославляют воробья? «Тараканище»

А комара? «Муха-Цокотуха»

А Айболита?

А Крокодила?

А медведя?

УЧИТЕЛЬ. К. И. Чуковский заслужил звания лауреата Ленинской премии, степень доктора филологических наук и почетного доктора литературы старейшего университета Англии.

Прослушайте, что говорят дети.

Мама, крапива кусается?

Да.

А как она лает?

Индюк- это утка с бантиком?

Ой, луна, вместе с нами летит и в трамвае, и в поезде! Тоже на Кавказ захотела.

Кем ты хочешь быть, когда вырастишь?

Если вырасту тетей – врачом, а вырасту дядей- инженером.

Машенька о радио:

А как же туда дяди и тети с музыкой влезли?

И о телефоне: - Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в трубку, забрался?

Правда, мама, троллейбус- это помесь трамвая с автобусом?

УЧИТЕЛЬ. Книга « От двух до пяти» выдержали более 20 изданий.

« Книжка эта примечательна тем, писал автор, - что я пишу ее ровно 50 лет. Одну книжку! Первые мои заметки о детском языке вышли в 1912 году».

Последнее издание он посвятил семи правнукам, людям будущего.

Загадки:

Вот иголки и булавки

Выползают из–под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Еж)

Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автомобиль)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят мен,

А вода

Тверда,

Словно каменная! (Коньки)

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня,

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо-

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы)

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран - барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого! (Зеркало)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня. (Крапива)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутинку я тяну. (Иголка)

На малину налетели,

Поклевать ее хотели.

Но увидели урода-

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке,

С бородою из мочалки. (Птицы и огородное чучело)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет-

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Чему учат нас сказки К. И. Чуковского?

УЧИТЕЛЬ: Сказки К. И. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, порадоваться. Без этой способности человек – не человек.


Литературный праздник по сказкам К.И. Чуковского для 1-4 кл.

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

5. Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление:

    Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).

    Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.

    Выставка книг “Чудо-дерево”.

    Плакат "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.

Вед. Сегодняшний наш праздник посвящен детскому писателю, основоположнику советской детской литературы, сказочнику, критику, переводчику Корнею Ивановичу Чуковскому. Он родился в 1882 г. в г. Санкт-Петербурге. Корней Иванович был веселым и жизнерадостным человеком, даже родился он 1 апреля в день шуток, веселья и смеха. Если бы он был жив, в этом году 1 апреля ему исполнилось бы 130 лет.

Много лет он жил недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме и знали его все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита. И хотя, этого замечательного человека уже много лет нет с нами, книги его живут, и будут жить еще очень долго.

Кстати, Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.

У Корнея Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

Очень забавляли Чуковского детские высказывания. Одно время он жил у моря и под его окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором взрослых. Как писал сам Корней Иванович: «Вокруг меня ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться». Детям он посвятил свою книгу «От двух до пяти», в которую всю жизнь собирал детские «речения», как он их называл. Вот некоторые отрывки из этой книги.

Ляле было 2,5 года. Незнакомец ее спросил: «Ты хотела бы быть моей дочкой?» Она величаво ответила: «Я мамина и больше никовойная». Однажды она впервые в жизни увидела пароход и пылко закричала: «Мама, мама, паровоз купается!» Приятно узнавать от детей, писал Чуковский, что у лысого голова – босиком, что от мятных лепешек во рту – сквознячок, что муж стрекозы – стрекозел. И очень забавляли его такие детские речения и возгласы:

Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.

Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.

Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.

Зачем ты это сделал?

Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.

Жил был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

1 кокурс «Узнай сказку по иллюстрации». (показ слайдов или книг)

2 конкурс «Вспомни сказку по отрывку».

Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку .

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара )
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней.
Позовите-ка лучше… (ворону )
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей )
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит )
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей )
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу ).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище ).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно ).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )
«Путаница»

Вед. С ранних лет сказки К. И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”, «Тараканища», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи» и др. Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Дети читают стихи.

ОГОРОД (1 кл.)

Сел баран на пароход И поехал в огород. В огороде-то на грядке Вырастают шоколадки, - Приходи, угощайся, облизывайся!

И лапша, И лапша Уродилась хороша! Крупная да сочная, Сладкая, молочная, Только знай - поливай Да воробушков гоняй: Любят-любят ее воры воробушки!

ЗАКАЛЯКА (2 кл.)

Дали Мурочке тетрадь, Стала Мура рисовать. "Это - елочка мохнатая. Это - козочка рогатая. Это - дядя с бородой. Это - дом с трубой".

"Ну, а это что такое, Непонятное, чудное, С десятью ногами, С десятью рогами?"

"Это Бяка-Закаляка Кусачая, Я сама из головы ее выдумала".

"Что ж ты бросила тетрадь, Перестала рисовать?"

"Я ее боюсь!"

ЧЕРЕПАХА (3 кл.)

До болота идти далеко. До болота идти нелегко.

"Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги".

И на камень лягушки кладут узелок. "Хорошо бы на камне прилечь на часок!"

Вдруг на ноги камень вскочил И за ноги их ухватил. И они закричали от страха:

"Это - ЧЕ! Это - РЕ! Это - ПАХА!

Это - ЧЕЧЕРЕ! ПАПА! ПАПАХА! "

РАДОСТЬ (4 кл.)

Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости Вырастают розы.

Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины.

То не дождь пошел из облака И не град, То посыпался из облака Виноград.

И вороны над полями Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли Сладким медом потекли.

Куры стали павами, Лысые - кудрявыми.

Даже мельница - и та Заплясала у моста.

Так бегите же за мною На зеленые луга, Где над синею рекою Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вска-ра-б-каемся, Поиграем в облаках И оттуда вниз по радуге На салазках, на коньках!

Вед. Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Дедушка Корней очень любил загадывать детям загадки, придумывать каверзные задания, вопросы.

3 конкурс «Загадки». (на слайдах в презентации)

    Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что-то застучало в нем.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо, –
    Такое теплое, такое
    Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок. )

    Ах, не трогайте меня,
    Обожгу и без огня! (Крапива. )

    Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода
    Тверда,
    Словно каменная! (Коньки и лед. )

    Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет –
    Заплачет она и умрет. (Сосулька. )

    Хожу-брожу не по лесам,
    А по усам, по волосам.
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и медведей. (Расческа. )

    Вдруг из черной темноты
    В небе выросли кусты,
    А на них-то голубые,
    Пунцовые, золотые
    Распускаются цветы
    Небывалой красоты.
    И все улицы под ними
    Тоже стали голубыми,
    Пунцовыми, золотыми,
    Разноцветными. (Салют. )

    Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят. (Ёж. )

    Маленькие домики по улице бегут,
    Мальчиков и девочек домики везут. (Автомобили. )

    Красные двери
    В пещере моей,
    Белые звери
    Сидят
    У дверей.
    И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
    Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы. )

    Мудрец в нем видел мудреца,
    Глупец – глупца,
    Баран – барана,
    Овцу в нем видела овца,
    И обезьяну – обезьяна,
    Но вот подвели к нему Федю Баратова,
    И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало. )

    Если бы сосны да ели
    Бегать и прыгать умели,
    Они от меня без оглядки умчались бы,
    И больше со мной никогда не встречались бы,
    Потому что – скажу вам, не хвастая, –
    Я стальная, и злая, и очень зубастая. (Пила. )

    Лежу я у вас под ногами,
    Топчите меня сапогами,
    А завтра во двор унесите меня
    И бейте меня, колотите меня,
    Чтоб дети могли поваляться на мне,
    Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер. )

4 конкурс «Конкурс знатоков».

Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

    Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

    Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

    Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха- Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

    Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

    Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

    Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"

Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
" Лимпопо , Лимпопо, Лимпопо!"

    Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (Телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

Вед. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно в 35 лет. По профессии он был литературный критик (писал критические статьи о литературных произведениях). Он очень любил свою профессию и даже не думал, что совсем скоро его прославят детские стихи и сказки.

А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде из г. Хельсинки домой. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-нибудь развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему сказки. Начав, он не знал, что будет дальше. Важно было не запнуться, не остановиться ни на секунду, а быстро говорить под стук колёс:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, -

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

И мальчик стал слушать отца, затих и успокоился. Для отца было важно отвлечь внимание сына от болезни, и он продолжал, тараторил:

И дать ему в награду

Сто фунтов шоколаду,

Сто фунтов мармеладу,

Сто фунтов винограду

И тысячу порций мороженого.

Мальчик перестал капризничать и заснул. А утром, проснувшись, попросил отца рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. Так была написана первая сказка «Крокодил».

А вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял ее на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился на свет «Мойдодыр».

Дети 1 кл. инсценируют отрывок из сказки «Мойдодыр».

5 конкурс «Кто есть кто».

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - ( доктор )
Бармалей - (
разбойник )
Федора - (
бабушка )
Каракула - (
акула )
Мойдодыр - (
умывальник )
Тотошка, Кокошка - (
крокодильчики )
Цокотуха - (
муха )
Барабек - (
обжора )
Рыжий, усатый великан - (
таракан )

Вед. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора: “У меня зазвонил телефон” или “я живу в Переделкине.

Послушайте, как Чуковский рассказывает о замысле создания произведения «Мухи-Цокотухи». Первоначально эта сказка называлась «Мухина свадьба».

У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923 г.

Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом.

В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всею душой отпраздновал оба».

Дети 2 кл. инсценируют отрывок из сказки «Муха-Цокотуха».

Физминутка: общий танец под русскую народную мелодию, как будто на свадьбе у Мухи.

6 конкурс «Героический поступок» (на слайдах в презентации)

Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит

Вылечил зверей.

Воробей

Съел таракана.

Крокодил

Проглотил солнце.

Комар

Спас Муху – Цокотуху.

Федора

Помыла свою посуду.

Медведь

Вернул солнце в небо.

Бабочка

Потушила море.

Лисички

Зажгли море.

7 конкурс « Расшифруйте имена сказочных героев». (дополн. конкурс)

Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил)

Вед. Послушайте, как Чуковский вспоминал о том, что натолкнуло его на создание сказки «Айболит».

«А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну и т.д.

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было».

Дети 3 кл. инсценируют отрывок из сказки «Айболит».

Вед. Ребята, к нам пришел почтальон. (Входит мальчик). Он принес телеграммы, но они без подписей. Почтальон просит, чтобы мы помогли ему определить, кто же прислал эти телеграммы.

О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станет с ними, с больными,

С моими зверями лесными? Айболит

Я кровожадный,

Я беспощадный,

Я злой разбойник… Бармалей

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей. Гиппопотам

Где убийца?

Где злодей?

Не боюсь его когтей? Комар

Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу,

Не помилую! Таракан

Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите! Муха-цокотуха

8 конкурс «Корзинка с потерянными вещами».

В корзинке находятся разные вещи. Они потерялись из какой-то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Вед. Вот еще один факт из жизни Чуковского. Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.

Дети 4 кл. инсценируют отрывок из сказки «Федорино горе».

Вед. Наш праздник подходит к концу. Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Научитесь хорошо читать, прочтете более сложные его произведения, а также книги переведенные с английского языка.

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».

Итог. Награждение. Самых активных наградить медалями «Лучший знаток сказок К.И.Чуковского»

Дополнительные вопросы для пауз.

1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )

2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )

3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище» )

4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе» )

5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).

6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы )

8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку )

9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков )

11. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
12. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
(Они объелись лягушками)
13. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
(Гоголем-моголем)
14. Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
15. Кто напал на муху-цокотуху?
(Паук)

Путешествие в Чукландию
Литературный праздник, посвященный творчеству К. И. Чуковского

(31 марта - день рождения К.И.Чуковского (1882-1969), русского писателя, критика, литературоведа.)

Цели:

    Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.

    Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.

    Пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

    Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление:

    Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).

    Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.

    Выставка книг “Чудо-дерево”.

    На центральной стене "Чудо-дерево" украшенное разнообразными сапожками, башмачками; по бокам от дерева герои сказок Чуковского. Столик для библиотекаря.

1. Сегодня мы отметим юбилей,
Того, чья лира,
Воспела звучно "Мойдодыра"
И с нами справят этот юбилей
И Айболит, и Бармалей,
И очень бойкая старуха
И наша "Муха- цокотуха"
Ведущий. Я думаю, что вы все поняли, чей праздник мы сегодня отмечаем. И сейчас дружно все вместе мы произнесем имя автора книг, перечисленных в стихах:

Корней Иванович Чуковский!

1. Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку,
Уже предчувствует душа.

2. И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца,
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца. (В.Берестов )

Ведущий. Вы ведь, ребята, тоже любите сказки?

Дети: Да!

Ведущий. И сказки дедушки Корнея хорошо знаете?

Дети: Да!

Вед. : У нас есть замечательная возможность это проверить. Ведь для этого вы сюда и пришли?

Дети: Да!

Ведущий: Сегодня мы вспомним сказки дедушки Корнея. Правда, дедушка Корней не сразу стал дедушкой.

Презентация «Корней Иванович Чуковский» 1 слайд.

2 слайд. Корней Чуковский (он же Николай Корнейчуков) родился 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Детство писателя прошло в Одессе. Он жил с мамой Екатериной Осиповной Корнейчук и сестрой Марусей.

3 слайд. Николай был очень способным мальчиком, и Екатерина Осиповна делала всё, чтобы он могучиться в гимназии. Она очень много работала: стирала чужим людям с утра до вечера. Однажды ей заплатили так мало, что бедная женщина не смогла заплатить за обучение сына. И Колю исключили из пятого класса гимназии.

4 слайд. С тех пор Николаю Корнейчукову пришлось работать. А учился он дальше сам, по книгам. И выучился так хорошо, что даже по-английски говорил замечательно, и люди потом не раз поражались его учёности. Он написал много книг для взрослых и детей. И стал известным во всём мире Корнеем Чуковским.

5 слайд . В 1903 году Чуковский женился на одесситке, Марии Борисовне. В семье Чуковских было четверо детей - Николай, Лидия, Борис и Мария.

6 слайд . Однажды случилось так, что писателю пришлось ехать со своим маленьким сыном, который заболел, и у которого была высокая температура, в вагоне поезда. Чтобы мальчик не хныкал, стал он рассказывать ему сказку, которую давно хотел записать… Жил да был Крокодил, он по улицам ходил. Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть эту сказку.

7 слайд . А однажды Корней Иванович сидел за письменным столом, и услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам…

8 слайд . Так появлялись на свет знакомые всем с детства ДОБРЫЕ СКАЗКИ ЧУКОВСКОГО.

9 слайд . На даче в Переделкино, в сорока минутах езды от Москвы, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует музей.

10 слайд . Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»,

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

В.Берестов

11 слайд. 31 марта исполнилось 130 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского.

1. Давайте любимые книжки откроем,
И снова пройдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем,
Опять повстречаться, сильней подружиться:
2. Мы к сказке в гости постучимся,
Чудес немало встретим в ней,
Гуляют в сказке небылицы,
И волшебства немало в ней.

Песня «В мире много сказок» Музыка В. Шаинский Слова Ю. Энтин

В мире много сказок,
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них,
Нам нельзя без них

Муха-цокотуха - В сказку нас веди!
Добрый Мойдодыр - Помоги в пути!

Музыка. За столом "в библиотеке" сидит "Мудрая сова"

Вед.: Ребята, вы с вами сегодня попали в необычную библиотеку, а сказочную. Здесь собраны все книги К.И. Чуковского. А вот и библиотекарь. Да это же старая мудрая Сова! Она знает всё о Корнее Чуковском, знает все его сказки и может ответить на любой ваш вопрос.

Сова: обращается к портрету К.И.Чуковского.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Его знали все маленькие жители не только нашей страны, но и за её рубежами.
Каким он казался великаном, этим его маленьким друзьям “ от двух до пяти”, настоящим добрым волшебником из сказки. Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.

Раздается телефонный звонок.

Сова: Кто говорит? Слон? Откуда? От верблюда? Что вам надо? Шоколада? Ошиблись опять? Звоните по номеру 125! А это библиотека!
Снова раздается звонок.

Сова: Кто говорит? Детский сад? Кто пропал? Айболит? Из всех книг? Не может этого быть! У меня ничего не пропадает! Перезвоните, пожалуйста.
Сова к ребятам: Не думаете ли вы, что это были какие-то странные звонки? Мне сказали, что из всех книжек пропал доктор Айболит! Но у меня же волшебная библиотека. Отсюда он не мог пропасть. Давайте вместе с вами посмотрим!
(Сова листает книги и находит, что Айболит вырезан из страниц книги. Показывает эти страницы ребятам)

Сова: Ох! Ох! Ох! Исчез! Это опять проделки Бармалея! Нужно срочно отправляться на поиски Айболита в страну Чукландию! Я боюсь, что одна я не справляюсь с трудностями.

Вед.: А мы все поможем вам в этом. Правда, ребята?

Ребята: ДА!

Вед.: Только вы нам скажите, что это за страна Чукландия?

Сова(загадочно): В этой стране живут сказки Корнея Чуковского.
Вы готовы отправиться в это опасное путешествие, чтобы спасти доктора Айболита?

Дети: ДА!
Сова: Тогда в путь Музыка

4. Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет,
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное.
5. Ни листочка на нем!
Ни цветочка на нем!
А чулки да башмачки,
Словно яблоки!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево.
6. Эй, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные галошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги.

Только сначала
Загадки Корнея Чуковского отгадайте

(С дерева снимаются сапожки. На них с обратной стороны написаны загадки.)

Сова: Ребятки!
Большое спасибо за отгадки! Мне так понравились это чудо-дерево, что я совершенно забыла, что мы идем искать доктора Айболита! Но вы мне напомнили о главной цели нашего путешествия - спасении Айболита!
Итак, в путь!
Раздается шум, звон.
Сова: А что это за шум? За тарарам?
Не спрятаться ли поскорее нам? Выбегает Грязнуля

Грязнуля: Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, свечка в печку!
Я за книжку - та бежать,
И в припрыжку под кровать!

Сова: Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом,
Завертелось, закружилось,
И помчалось кувырком.

Музыка________________________________________ Выходит Мойдодыр

Мойдродыр: Ах ты гадкий, ах, ты грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя!

Сова: Какой стыд и срам! Разве хорошо быть грязным?

Мойдодыр: Я - великий умывальник,
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник,
И мочалок командир.
Только топну я ногою,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку
Неумытому дадут:
Я ударю в медный таз
И вскричу: "КАРАБАРАС!

Грязнуля убегает и слышно: Ой, ой, ой!
За сценой:
1 мочалка: Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто! Чисто, чисто!
2 мочалка: Будет, будет трубочист
Чист! Чист! Чист! Чист!

Грязнуля выходит с мочалками чистым и опрятным.

Грязнуля: Мылом, мылом, мылом, мылом,
Умывался без конца,
Смыл и ваксу, и чернила,
С неумытого лица!
Мойдодыр: Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, Грязнуля,
Мойдодыру угодил

Грязнуля: Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Мойдодыр и Грязнуля уходят.
Сова: В этой сказке мы Айболита не встретили…

1 мочалка: А в большой реке
Крокодил лежит,
И в зубах его не огонь горит
Солнце красное
Солнце краденное.

Крокодил: Я на реченьке лежу,
В зубах солнышко держу.
Все лежу и лежу,
И на солнышко гляжу.

2 мочалка: Говорим тебе,
Крокодил-злодей,
Отдай нам солнышко скорей,
Оно поможет нам в пути
Айболита быстрее найти.

Крокодил: Забирайте его,
Надоело мне оно!
Но только при одном условии. Скажите, кому принадлежат вещи, которые лежат в этой коробке?
Сова: Ребята! Подсказывайте!
Вещи Мочалки достают по очереди и показывают ребятам.

· Кастрюля, сковородка (Федорино горе)
· Мыло (Мойдодыр)
· Денежка (Муха-цокотуха)
· Микстура (Доктор Айболит)

    телефон – (“Телефон”).

    воздушный шарик – (“Тараканище”)

    блюдце – (“Федорино горе”)

    термометр– (“Айболит”)

Сова: Ну, что, Крокодил, мы все твои просьбы выполнили. Отдай наше солнышко!
Крокодил : Да оно уже светит!
Сова: А ты в своей сказке доктора Айболита не встречал?
Крокодил: Нет
Сова: Тогда мы пойдем дальше.

Мочалки уходят. Появляется Паук и Муха-цокотуха.
Инсценировка сказки Муха-цокотуха.
Паук набрасывает сеть на Муху:

Сова: Отпусти, злодей! Освободи, злодей!
Паук: Ха-ха-ха! Я отпущу муху в том случае, если вы мне поможете!
Сова: Говори, в чем дело?
Паук: Я люблю стихи Чуковского, но от одного стихотворения у меня в голове путаница. В нем почему-то
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают:
Сова: Все понятно! Чуковский был веселым и озорным человеком. Поэтому и написал стихотворение, которое так и называется "Путаница". А разобраться в этой путанице нам помогут ребята. Правда?
Паук : Свинки замяукали: Мяу, мяу.
Дети: Кошки!
Паук: Кошечки захрюкали: хрю, хрю, хрю
Дети: Свинки
Паук : Уточки заквакали: ква ква, ква?
Дети: Лягушки!
Паук : Курочки закрякали: кря, кря, кря?
Дети: Уточки!
Паук : Прибежал медведь и давай реветь: Кукареку?
Дети: Петух!
Паук : Вот спасибо, ребята! Помогли мне разобраться. Муха свободна. Я пойду в библиотеку. Мне еще много сказок Чуковского хочется прочитать.

Сова: Уважаемая Муха-цокотуха! Не было ли у тебя на именинах доктора Айболита?

Муха-цокотуха: Нет, не было!
Было много гостей, но доктор Айболит не приходил!

Паук уходит.
Музыка ____________________________________ Выход Федоры

Федора: Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
Ой, Ой, Ой! Воротитесь вы домой
(поднимает сито, кастрюлю)

Муха-цокотуха: Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушел,
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди поищи!
И чашки ушли и стаканы
Остались одни тараканы!

Федора: Ой, горе мне, горе!
Что же мне делать?
Муха-цокотуха: Поганых тараканов повывести,
Прусаков да пауков повымести!

Федора: Спасибо вам за совет,
Я приглашу вас на обед!

Сова: Спасибо тебе за приглашение!
Но скажи-ка ты нам, не встречала ли ты доктора Айболита?
Федора: Нет! У самой забот полон рот!
Муха и Федора уходят.
Музыка_______________________________ Выход Бармалея

Бармалей: Маленькие дети,
Ни за что на свете,
Не ходите в Африку
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать, -
Не ходите, дети, в Африку гулять!

Я - Кровожадный. Я - беспощадный, Я злой разбойник Бармалей! И мне не надо ни мармелада, ни шоколада, а только маленьких, да, очень маленьких детей!

Сова: Ребята! Вы испугались Бармалея?

Ребята: НЕТ!

Сова: Тебя не боятся наши ребята! Да и пришли они к тебе не сами, а со сказочными героями.

Бармалей: Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!

Сова: Гражданин! Ведите себя потише. Вас все равно не боятся. Скажите лучше, где Айболит?

Бармалей: Кто такой Айболит? Я о нем и не слышал!

Сова: Друзья! Давайте ему напомним: (Выходят 3 учащихся)

1. Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться,
И корова, и волчица,

2. И жучок, и паучок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

3. Добрый доктор Айболит,
Не ест, не пьет и не спит,
Десять дней подряд
Он лечит несчастных зверят,
И ставит, и ставит им градусники

1. Вот какой добрый доктор Айболит!
Признавайся, куда ты его спрятал?
А то будет тебе плохо! Все берутся за руки и наступают на Бармалея.


Бармалей: Ой, испугали! А я вас не боюсь!
И на помощь Таракана позову!
Таракан! Таракан! Тараканище! Появляется Таракан

Таракан: Я рычу, я кричу, Я усами шевелю,
Подождите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!

Все дразнят Таракана:
2. - Разве это великан? Ха-ха-ха!
- Это просто таракан! Ха-ха-ха!
3. - Таракан, таракан, такарашечка,
- Жидконогая козявочка букашечка!

Появляется Федора
Федора: Я поганых тараканов повыведу. Пруссаков и пауков я повымету!
А метла-то, а метла - весела -
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у меня, у Федоры, не оставила
Таракана за ворота отправила!
Таракан убегает, Федора за ним.
Бармалей: Ой, ой, я слабею. Некому мне помогать! Я слабею! Радикулит! Кто мне поможет? Караул!( Сгибается в пояснице)

Сова: Быстро говори, где Айболит? Только он беде поможет!
Бармалей: Нет, не поможет! Я злой! Я ужасный! Кому я нужен?! (Плачет)
Вот ключи! Там Айболит, в пещере. Ай, болит! Ай, болит!
Герои выводят Айболита, развязывают.

Айболит: Где болит? У кого болит? А, Бармалей?! Потерпи немножко!
Выпей-ка эту микстурку.
(Наливает из бутылки лекарство)
Бармалей начинает приплясывать.

Айболит: Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей.

Бармалей: Буду, буду я добрей, да, добрей,
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
Буду даром, буду даром
Пироги я раздавать
Кренделями, калачами
Ребятишек угощать!

Айболит: Спасибо, ребята, что вы меня нашли и освободили. Пришла и наша пора повеселиться!

Сова: Вот, ребята, и подошло наше с вами путешествие к концу. Мы с вами вспомнили почти все сказки, написанные Корнеем Ивановичем Чуковским.

ВСЕ . Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.

Айболит: Хорошие книжки писал дед Корней -
Воспитывал взрослых он и детей,
Будут и внуки наши, и дети

Сова: Наш праздник мы посвятили юбилейному дню рождения Корнея Ивановича Чуковского. Он закончился, но с книгой нужно дружить всегда.

Девчонки и мальчишки,
Всегда читайте книжки,
Всегда любите книжки,
Девчонки и мальчишки!

  1. Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.
  2. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
  3. Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
  4. Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи.
  5. Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ.
  6. Развивать навыки импровизации.
  7. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Давайте вспомним нашу любимую чистоговорку.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил - Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.

А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорки?

Дети: К. Чуковский.

Да, ребята, это самый любимый детский писатель.

А вы помните, как К. И. Чуковский начал писать сказки?

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей.

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят.

Кто умеет слушать сказки

Ответы детей

Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны?

Вот, мы и пришли в гости. Здесь нас уже ждут книжки, которые написал К.И.Чуковский.

Проходите и располагайтесь поудобнее.

(Дети садятся полукругом на стульчики.)

Сегодня, мы поговорим о писателе К. И. Чуковском, вспомним его сказки.

Чуковский – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Родился 31марта 1882 году в Петербурге. В этом году ему бы исполнилось 130 лет. В возрасте 87 лет К.Чуковский умер 28 октября 1969 в Кунцево. Похоронен в Переделкино, где он жил долгие годы. И после его смерти в доме, организовали Музей.

Музей на музей совсем не похож. Здесь нет веревочек, нет табличек, нет предметов, живущих пыльной и одинокой жизнью музейных экспонатов. Экспонаты можно трогать руками.

В этом доме все сохранилось, как при Чуковском. В его кабинете по-прежнему серьезные книги соседствуют с детскими игрушками и подарками от юных читателей из самых разных стран.

Дом напичкан чудесами. Некоторые попали сюда прямо из стихов Корнея Чуковского.

В саду, например, растет самое настоящее Чудо-дерево с туфельками, на котором проницательные посетители обнаруживают новые плоды, поспевшие за время экскурсии. А на столе стоит в миниатюре - подарок учеников московской школы к 80-летию писателя.

Ой, ребята посмотрите и у нас Чудо-дерево выросло:

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное.

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём.

А весёлые книжечки,

Да со сказками.

Что выросло на нашем дереве?

Весёлые книжечки Корнея Ивановича и герои этих книг

1. В каком произведении Чуковского прославляют воробья?

«Тараканище»

Прославляют,

поздравляют удалого воробья!

2. А комара?

«Муха – Цокотуха»

Слава, слава Комару - Победителю!.

3. А медведя?

"Краденое солнце».

Рады зайчики и белочки,

рады мальчики и девочки,

обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

4. А Айболита?

« Айболит»

Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!

Давайте поиграем в игру: «Вспомни сказку».

Игра «Вспомни сказку»

Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.

1. А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!»

Дети: сказка «Айболит»

2. А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по … (дорожке).

Дети: сказка «Федорино горе»

3. Подошел Медведь тихонько,

Толканул его легонько:

«Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко … (скорей)!»

Дети: сказка «Краденое солнце»

4. Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький … (фонарик).

Дети: сказка «Муха-Цокотуха»

5. А потом позвонили зайчатки:

– Нельзя ли прислать … (перчатки)?

А потом позвонили мартышки:

– Пришлите, пожалуйста, … (книжки)!

Дети: сказка «Телефон»

6.Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает … (головой).

Дети: сказка «Мойдодыр»

7. Но однажды поутру

Прискакала кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

«Разве это великан?

(Ха-ха-ха)

Это просто … (таракан)!

(Ха-ха-ха)

Дети: сказка «Тараканище»

В гостиной, на столе живет Мойдодыр, прямо из первого издания сказки. Тот самый, который с самого раннего детства приучает малышей к чистоте и порядку.

А кто помнит, как появился знаменитый "Мойдодыр"?

Однажды работая в своем кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его

младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам

Стыд и срам!

Да, действительно. А уж потом было множество других сказок и стихов. Любовь к поэзии и любовь к детям сделали Чуковского автором детских стихов и сказок.

Посмотрите на нашу выставку книг Чуковского. Это лишь малая часть его произведений.

Какие сказки К.И. Чуковского вы знаете?

«Муха-цокотуха»; «Тараканище»; «Мойдодыр»; «Айболит»; «Путаница»; «Телефон»; «Краденое солнце»; «Федорино горе";"Крокодил" "Павлиный хвост"; "Бармалей"

А еще в этом музее есть волшебная шкатулка восточной работы, принадлежавшая Чуковскому. Если посмотреться в зеркало на внутренней стороне ее крышки и загадать желание - оно обязательно сбудется.

Ой, ребята, посмотрите, какой-то ящик, а ящике конверт. Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Письмо.

От героев сказок К.И. Чуковского:

"Дорогие, ребята, Вы все хорошо знаете сказки замечательного детского автора поэтому вы с лёгкостью отгадаете загадки, которые мы для вас приготовили и узнаете. что лежит в Черном ящике"

из конверта достаю билетики на троллейбус

Интересно, почему загадки на троллейбусных билетиках. Ребята, а вы знаете почему загадки на троллейбусных билетиках?

Корней Иванович был таким человеком, который не мог сидеть без дела и даже когда ехал в троллейбусе обязательно, что-нибудь записывал и вот эти загадки одни из записей К.И. на трамвайных билетах

Игра: «Черный ящик».

1 Что сыпалось с горы в сказке "Федорино горе"?

2. В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

Что это?

(Мочалка.)

3. В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

Что это?

(Варенье.)

4. В ящике то, на чем летели комарики в сказке «Тараканище».

Что это?

(Воздушный шар.)

5. Что девочка Мура закопала в огороде в сказке "Чудо-дерево"?

(Туфельку.)

6. Чем лисички зажгли море в сказке "Путаница"

(Спичками.)

7. Что принес шакал, Айболиту?

(Телеграмму.)

8. . В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

Что это?

В соседней комнате, стоит черный дисковый телефон, по которому Чуковский разговаривал с героями в сказке "Телефон"

Кто ему звонил по телефону?

Слон, крокодил, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, тюлень, олень, газели, Кенгуру, Носорог.

Посмотрите на портрет, какой ласковый и веселый у него взгляд. Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком.

Он дарил всем радость. «Радость!» какое звучное и волшебное слово! Слушая его, хочется смеяться, петь, прыгать и веселиться. А кто из вас скажет, в каких стихах Чуковского говорится о радости?

  • «Тараканище» -

«То-то рада, то-то рада

Вся звериная семья…»

  • «Путаница» -

«Вот обрадовались звери,

Засмеялись и запели…»

  • «Краденое солнце»

«Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки…»

  • «Федорино горе»

«Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,

Рады мы тебя простить!»

  • «Бармалей» -

«Рада, рада, рада, рада детвора,

Заплясала, заиграла у костра!...»

Молодцы.

Ребята, а какие по характеру все сказки у Корнея Ивановича

весёлые, озорные, смешные, поучительные.

1.чему учит сказка «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности.

2. «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.

3. «Тараканище» - быть смелыми.

4. «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.

5. «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.

А вот какое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу писатель Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве "Бармалея"

И "Крокодила" не читал,

Не восхищался "Телефоном"

И в "Тараканище" не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Действительно, трудно представить, что когда-то "самых главных книг" не было.

Корней Чуковский никогда не гулял один - переделкинские дети регулярно составляли ему компанию. Именно для них он и построил рядом со своим домом детскую библиотеку. Дети с фотографий, висящих на стенах библиотеки, теперь приводят сюда своих внуков

«Мы проводили здесь все свободное время, - вспоминает Валентина Сергеевна, - прибегали из школы - и сразу в библиотеку. Делали уроки, играли в шашки, в шахматы. Корней Иванович заходил в библиотеку каждый день, рассказывал что-нибудь интересное».

Давай и мы с вами поиграем в игру Игра-соревнование.

Игра-соревнование.

На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке. Первая команда собирает атрибуты к сказке "Мойдодыр» . вторая к сказке "Федорино горе"

Молодцы.

Корней Иванович проводил на своей территории знаменитые "костры".

Два раза в год на эти костры - один назывался «Здравствуй, лето!», а другой, соответственно, «Прощай, лето!» - приглашались

все жители Переделкина и окрестных поселков. Входная плата - десять шишек. Дети относились к этому серьезно - незадолго до начала костра можно было по всему Переделкину увидеть ребят, ползающих и собирающих в траве «входную плату». А изначально идея костров возникла во время ежедневных прогулок дедушки Корнея и детей.

Прошло много лет. Но до сих пор стихи и сказки его пользуются огромной любовью и у детей, и у взрослых.

Давайте поиграем в игру

"Игра с буквами"

Давайте прочитаем эти слова.

(Лифт, ели, дом, Мура, тут.)

Нужно вычеркнуть одинаковые буквы и из оставшихся останется слова

дети выполняют задание

Что за слово получилось?

Входит Федорушка, плачет:

Ой, бедная я, бедная!!! (Плачет.)

Ведущая: Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

Федора: - А вот послушай:

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне,

Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка?

(«Федорино горе».)

Давайте поможем Федоре. У нас есть волшебная книга, если мы через неё пройдём то в сказку Федорину попадем

Раз, два, три

дети берутся за руки

В сказку попади.

Сценка "Федорино горе"

Итог занятия:

  • Понравилось вам в гостях у Корнея Иваныча Чуковского?
  • что вам больше всего понравилось?
  • На кого из героев стихотворений вы хотели бы быть похожи?

Входит Федорушка с подносом, на нем баранки:

Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас баранками!