Сочинение: Почему комедию Фонвизина Недоросль, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания. Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Тема крепостное право в комедии фонвизина недоросль

Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа. Помещик был для крепостного и хозяином, и судьей, и палачом, если нужно. Торговля и обмен людьми в XVIII веке шли бойко...

Именно такую - "крепостническую" Россию изобразил в комедии "Недоросль", написанной в 1782 году, Денис Иванович Фонвизин. В ней драматург показал подлинное лицо крепостничества и главных его носителей - помещиков. Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинины смотрят на крепостных как на рабочий скот. У Простаковой "беда" - она ничего не может содрать с крестьян сверх того, что уже отняла. Ее сын - недоросль Митрофанушка - под стать своей упрямой и глупой матушке. Три учителя вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову "робенка" хоть какие-то зачатки знаний. Пожалуй, Митрофан даже более страшен, чем его родители и дядя. У тех были хоть какие-то привязанности (хотя бы к свиньям, как у Скотинина). Митрофан же никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Тяжела жизнь и у сироты Софьи, живущей в доме этих господ, - она обещана в жены Скотинину. Крепостная Еремеевна старается угождать своей хозяйке, а взамен получает "по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день". Простакова не жалеет никого из своих крестьян. Когда ей сообщают, что дворовая девка Палашка лежит в бреду, крепостница кричит: "Бредит, бестия! Как будто благородная!" И сколько же таких помещиц было на Руси! Вспомним хотя бы печально известную помещицу Дарью Салтыкову, запоровшую до смерти около сотни своих крестьян. Неизвестно, порола ли собственноручно Простакова, но ее бесчеловечность в отношениях даже с близкими людьми говорит о том, что она вполне могла это делать. Простакова так привыкла к безнаказанности, что даже с Софьей хочет поступить как с крепостной, принудить ее к браку с Митрофаном, узнав, что девушка унаследует десять тысяч рублей. Простакову останавливает только сила, да она и понимает-то лишь язык силы. В последний момент, когда Софью пытаются тайно увезти, чтобы обвенчать с Митрофаном, Стародум спасает свою племянницу и лишает помещицу ее власти, говоря: "Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно".

В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. Фонвизин словно показывает правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками. Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России и высказал свое резко отрицательное отношение к крепостникам, живущим за счет крестьян. А. С. Пушкин высоко ценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его "сатиры смелым властелином" и "другом свободы".

Во всех драматических произведениях Фонвизина четко отслеживаются три темы, на которых автор пытался заострить внимание читателя. Среди них крепостное право, государственное устройство России, тема воспитания подрастающего поколения. Проблематика в комедии «Недоросль» на первый взгляд касается только социальных проблем, но это далеко не так. Она значительно глубже. Только дочитав произведение до конца, станет понятно, насколько важным для автора было подчеркнуть злободневную тему именно нравственного и интеллектуального уровня дворянства.

Проблема воспитания молодых дворян

Название произведения говорит само за себя. Недорослем в 18 веке считался молодой дворянин, не достигший шестнадцатилетия и не получивший документ об образовании. Тема воспитания в комедии ведущая.

Митрофан сын помещиков Простаковых. Дворянин. В его возрасте все дороги на пути к светлому будущему открыты, но маловероятно, что он к этому стремится. Парень совершенно ни чем не интересуется. Безграмотный. Грубый и эгоистичный. Маменькин сынок.

Учительский состав для него был подобран соответствующий. Из каких критериев исходила его мать, когда нанимала этих горе преподавателей на работу, непонятно. Кутейкин дьячок, обучающий Митрофана грамоте. Цыфиркин бывший военный, преподает арифметику. Вральман работал раньше кучером у Стародума. Сейчас учитель французского и прочих наук. За четыре года, что они работают у Простаковых, им не удалось научить Митрофана элементарным вещам. То ли он не поддается обучению, то ли учителя абсолютные бездари. Удивляться нечему. Окружение Митрофана мать, отец, дядя. Все они безграмотные люди и ему внушили, что учиться необязательно. Были бы деньги и власть, остальное приложится.

Не было перед ним положительного примера, на который можно равняться. Мать хамка и грубиянка. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. От ее выходок страдает собственный муж. Ей удалось превратить его в безвольную тряпку, о которую можно при случае вытереть ноги и переступить. Властная и требовательная. Не прочь распустить руки.

Отец Митрофана из нормального мужика стал пресмыкающимся, которое боится слова лишнего сказать, из страха прогневать супругу. Не имеет собственного мнения. Во всем подчиняется Простаковой. Ему так удобно жить за бабьей спиной. Он с радостью передал ей бразды правления и возможность заправлять всем и всеми в их хозяйстве.

Дядя Митрофана такой же безграмотный и недалекий человек. Питает любовь к свиньям и деньгам. Во всем ищет выгоду. Мечтает жениться на невесте с богатым приданым.

Что могли дать эти люди Митрофану? Ничего. Среди такого окружения нет ни одного достойного человека. Митрофану не с кого было брать пример. Он вырос моральным уродом, для которого нет ничего святого. Парень точная копия матери, перенявший от нее все дурное.

Среди положительных персонажей хочется отметить Стародума, Милона, Правдина, Софью. Умные, образованные люди. Стародум мудрый наставник для Софьи. Из их разговоров видно, что человек борется за правду, справедливость. Ценит честность и порядочность. Много повидал и пережил за жизнь. Он делится с племянницей опытом, взглядом на жизнь. Софье повезло с дядей. Такой наставник может научить только хорошему и она в отличие от Митрофана пойдет по жизни правильным путем.

Фонвизин глубоко переживал за будущее России. Нынешнее положение дел его не устраивало. Он категорически против, чтобы дворянство разлагалось за счет таких людей, как Простаковы и Скотинины. По его мнению, только правильное воспитание способно спасти дворянство от духовной деградации.

Проблема крепостного права

Буквально с первого эпизода комедии видно, как помещица злоупотребляет положением и властью, срывая зло на крепостных. Под ее горячую руку попал Тришка, неудачно сшив кафтан. Расправа ждала горе портного. Никакие оправдания на Простакову не действовали. Прекрасно понимая, что он не профессионал своего дела и можно было бы простить парня за неудачно снятые мерки, но помещица была непреклонна. Не мешкая, барыня отдала приказ наказать виновника.

Помещичьим произволом пропитано все произведение от начала до конца. Драматический конфликт разворачивается между прогрессивно настроенными дворянами в лице Стародума и Правдина с крепостниками во главе которых Скотинин и Простаковы.

Интегрированный урок (литература, история)
Осуждение крепостничества в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"»

Цели:

    углубить понятия учащихся о крепостном праве;

    сформировать представление о положении крепостного крестьянина;

    проанализировать образы помещиков-крепостников.

    воспитывать чувство неприязни к угнетению человека человеком, к невежеству.

Методические приемы:

рассказ учителя, словарная работа, доклады-сообщения учеников, комментированное чтение
Оформление:

1. Запись на доске эпиграфов:

1. “Волшебный край, там в стары годы
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы”
(А.С.Пушкин, “Евгений Онегин”).
2. “... сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии
Народной...”

(А.С.Пушкин. Послание к цензору).

2. Портрет Д.Фонвизина работы Фогеля 1875 г.

3. Словарная работа: запись на доске или раздаточный материал (на выбор учителя )

Сатира -

1. Обличающая, бичующая ирония.

2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности!

Крепостное право – форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли

Крепостное право - форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли.

Главные элементы крепостного права.

    Прикрепление крестьянина к обрабатываемому им участку земли; без согласия помещика крестьянин не мог переменить своего местожительства;

    Обложение крестьянина в пользу помещика натуральными и денежными
    повинностями;

    Право помещика подвергать крестьянина телесному наказанию и штрафам.

4. Репродукции картин:

А.Г.Венецианов “Утро помещицы”, В.В.Пукирев “Неравный брак”, П.А.Федотов “Сватовство майора”, Н.В.Неврев “Торг”, “Помещичья усадьба”.

1. Ход урока

Ребята! У нас сегодня интегрированный урок. Одну тему мы рассмотрим со стороны двух наук: литературы, истории. Тема нашего урока “Осуждение крепостничества в комедии “Недоросль”. Обратимся к эпиграфам. Выберите один и запишите в тетрадь (учащиеся записывают в тетрадь тему урока, эпиграф). О XVIII веке говорят: “Столетие безумно и мудро” и до конца оно не разгадано. Почему? С одной стороны, в России господствует крепостное право, с другой – происходит культурный переворот.

Послушаем, что нам расскажет об этом учитель истории.

Учитель истории.

(Раздаточный материал - по ходу объяснения ученики следят и заполняют пробелы в таблице, ученикам раздаются таблицы по усмотрению учителя можно не заполнять разные столбцы таблицы)

Этапы закрепощения крестьян

Год

Указ

Содержание указа

1497

Судебник Ивана III”

    Ограничен срок Перехода крестьян - “Юрьев день”

1550

Судебник”

    Подтверждение положения о Юрьевом дне

1581

Указ “О заповедных летах”

    Временный запрет перехода в Юрьев день

1597

Указ об “урочных летах”

    Пятилетний сыск беглых крестьян

1607

Об увеличении срока сыска беглых крестьян”

    Срок сыска увеличили до 15 лет

    Штраф 10 руб. за принятие беглого

    Изменился смысл понятия “пожилое” -штраф за держание у себя беглого

    Обязательный сыск беглых крестьян

1649

Соборное уложение”

    Наследственное прикрепление крестьянина к земле и феодалу

    Окончательное закрепощение крестьянства

Учитель сам выбирает, из каких столбцов следует удалить информацию

Крепостное право в 18 в.

Год

Император

Мероприятие, указы

1708

1721

Петр I

    Введена подушная подать

    Разрешена покупка крестьян заводами, с 1744 г. не только поштучно, но и целыми семьями

1747

Елизавета Петровна

    Разрешено продавать крестьян в рекруты и ссылать на поселение в Сибирь

1785 г.

Екатерина II

    Жалованная грамота дворянству”

Вторая половина 18 в.

Екатерина II

    Раздача крестьян дворянам

    Крестьянам запрещено жаловаться на помещика

Делается аспект на определении крепостного права и этапах закрепощения крестьян (1497г. … 1649г.)

Окончательное укрепление крепостного права происходит при приемниках Петра 1.

18 век - это время окончательного закрепления крестьян за своими помещиками. Этому во многом способствовало законодательство Елизаветы Петровны, Петра III и, особо, Екатерины II. Каково же было положение крестьян?

В 1742 и 1762 годах по 2 и 3 ревизии постепенно попали в крепостную зависимость разные мелкие разряды лиц, прежде свободных, - незаконнорожденные, вольноотпущенники, не помнящие родства и другие бродяги, дети солдат, заштатные церковнослужители, приемыши, плененные инородцы и т.п.

Таким образом, в 18 веке происходит расширение круга зависимых людей.

Существенной чертой крепостного права, как его понимали люди 18 века, был взгляд на крепостного крестьянина как на личную полную собственность владельца. По закону власть владельца над крепостной душой слагалась из двух элементов: землевладелец - ближайший управитель крепостного, во-вторых, кредитор и собственник труда крепостного крестьянина, (помещик надзирал, судил, наказывал, облагал работой крестьянина). С 18 века помещики присвоили себе уголовную юрисдикцию над крестьянами с правом подвергать их соответствующему вине наказанию. (Указ 1760 года разрешил ссылать крестьян в Сибирь). В “Жалованной грамоте дворянству” 1785 года Екатерина II не выделила крестьян из общего состава недвижимого дворянского имущества, т.е. признала крестьян частью сельскохозяйственного помещичьего инвентаря.

В 18 веке помещики четко уяснили, что крестьянин является их полной собственностью. Это выражалось в следующем: помещик был полным распорядителем крестьянского мира, он творил здесь суд и расправу, смотрел за благочинием и порядком, устраивал все хозяйственные и общественные отношения крестьян, мог продавать своих крестьян как товар. Обращение к картине Н.В.Неврева “Торг”

Одним из примеров подобного обращения с крестьянами был граф Петр Александрович Румянцев.

Румянцев установил строгие наказания за проступки и преступления крестьян. Такими наказаниями служили денежные штрафы от 2 коп. до 5 руб., цепь, палки и плеть.

Румянцев не любил розг, предпочитая им палки, которые производят более сильное впечатление на наказуемого.

Строгие наказания, назначенные Румянцевым, являются решительным баловством в сравнении с взысканиями, какие устанавливали другие землевладельцы. Вот как описывает неизвестный помещик в "Журнале домового управления" расправы над крестьянами. “За нехождение в церковь без уважительной причины виновный платил 10 коп. в пользу храма; за самую малую кражу крепостной крестьянин наказывался отнятием всего движимого имущества, телесным наказанием, отдачей в солдаты без доклада барину. За оскорбление, нанесенное дворянину, крепостной наказывался батогами по желанию последнего, "пока тот доволен будет"; в пользу своего землевладельца он платил еще 2 руб. штрафу”. На крепостных за каждую мелочь сыпались плети сотнями, розги - тысячами ударов; было строго дифференцировано отношение удара плетью к удару розгой: удар плетью равняется 170 розгам. Всякий праздник дворовые должны были являться в дом господина на поклон; за неявку назначена тысяча розог. Если крепостной говел, но не приобщался, он наказывался за то 5 тыс. розог. Наказанный тяжко мог ложиться в господский госпиталь; впрочем, было определено точно, сколько дней каждый наказанный мог лежать: срок зависел от количества ударов. Наказанный 100 плетьми или 17 тыс. розог мог лежать неделю; получивший не более чем 10 тыс. розог - полнедели. Кто лежал более, того лишали хлеба и вычитали соответствующую долю его месячного жалования.

Ярким примером ужаснейшего обращения с крестьянами была Дарья Николаевна Салтыкова, (Салтычиха - как ее прозвали в народе)

Послушаем сообщение о ней.

Сообщение ученика.

Учитель истории.

Итак, мы выяснили, что на протяжении нескольких столетий шел процесс закрепощения крестьян. 18 век стал особой вехой в этом событии, помещики имели неограниченную власть над своими крестьянами, тяжелые истязания нередко оканчивались смертью крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, сходили с рук мучителям.

Все это вызывало недовольство среди простого населения, повсеместно вспыхивали крестьянские волнения, и даже либерально настроенная интеллигенция стала высказывать слова протеста.

Учитель литературы

Столетие безумно, так как господствовало крепостное право, но вместе с тем, оно отмечено небывалым подъемом развития науки, искусства.

Среди искусств, поучивших развитие в XVIII в., особое внимание стоит уделить литературе. Новая русская литература началась с сатир Антиоха Кантемира, реформатора Русского стихосложения Василия Тредиаковского, Михаила Ломоносова, Радищева, Фонвизина. Самым большим событием в литературе накануне XIX века стало появление комедии “Недоросль”. Заслуга Фонвизина в том, что он один из первых, вслед за Радищевым, осудил крепостное право в своей комедии, которая надолго пережила свое время.

Скажите, через какие образы автор показывает свое отношение к крепостничеству? (Через образы помещиков-крепостников: Простаковых, Скотинина). Мы можем себе представить, как выглядела усадьба помещиков. Обращение к репродукции картины “Помещичья усадьба”.

Опишите, какая обстановка царит в доме Простаковых. Покажите на примерах, обращаясь к тексту, как она ведет себя со своими близкими: с мужем, с Софьей, братом, как ведет себя с учителями Митрофанушки;

(Муж у нее под каблуком, она им помыкает. К Софье относится бесцеремонно, не доверяет ей (д.1, яв.6) Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо).

Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. И даже к Стародуму, пока не узнает, кто он такой.

Каково положение слуг (дворовых) в ее доме?

(Ужасно. Она особенно отвратительна с ними. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.)

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. (д.1, яв.2, 4)

К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...

Ты еще, старая ведьма, разревелась...

...А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет! Палашка где? Лежит! Ах, она бестия! Лежит, как будто благородная.(д.З, яв.4)

Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день (д. 3,яв. 6);

К Стародуму: Я, братец, с тобой лаяться не стану. От роду, батюшка ни с кем не бранилась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. (д.З, явл.5)

Простакова о себе: Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи (д. 1, яв.З).

Как теленок, мой батюшка. Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. (д.2, яв.5)

Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...(д.З, яв.З - дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). ...Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! (д.5, яв.2)

Ах, я собачья дочь! Что я наделала! (д.5, яв.З)

Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники, нет воры! Век не прощу, не прошу этой насмешки. (д.5.яв.4)

Кутейкин Цыфиркину: Слыхал ли ты, братец, каково житье-то здешних челядинцам, даром, что ты служивый. (д.З, яв.6).

Мы можем только догадываться, что ждет бедных слуг. Фонвизин щадит зрителей и не показывает сцен расправы над людьми. Но в “Журналах домового управления” об этом сказано подробно и достоверно.

Простакова как-нибудь оправдывает свою жестокость?

(Да. Она говорит Стародуму: Разве я не властна в своих людях?)

Скотинин: Дворянин когда захочет, волен поколотить слугу (д.5,яв.4)

Она обосновывает деспотизм существующими законами, правами дворянского класса. Простакова убеждена, что это дворянское звание дает ей право не считать крепостных за людей.

Скажите, она кого-нибудь любит?

(Да, Митрофанушку, своего сына. Заботится о нем, ласкова с ним, заступается за него, нанимает учителей).

Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?

(“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица).

Сама она крайне невежественная, безграмотная женщина. Однако она живет в тo время, которому предшествовали петровские реформы, когда уже и до таких дворян, как она, доходят новые веяния. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью и смотрит на обучение как на тяжелую повинность.

Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит...”- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: “...Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу пустота. Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем без Пафнутьича хорошенько.(д.З, яв.7)

Простакова о географии: “...Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. (д.4, яв.8)

П. Стародуму: “ Батюшка мой, да что за радость и выучиться?

Вывод: Простакова невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница. Она еще скупа, лицемерна, и вместе с тем труслива.

Каким растет Митрофанушка? (похожий на мать)

Как он относится к окружающим?

К Еремеевне: Ну, еще слово молви, стара хрычовка! (д.2, яв.4)

К Скотинину: Что ты так ощетиниться изволил? ….. Что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай.

К Учителям: Пострел их побери. (д.2., яв.5)

С Еремеевной плохо разговаривает. (д.2., яв.5)

К Цыфиркину: Ну, давай доску, гарнизонная крыса!

Цыфиркин о Митрофане: Ваше благородие! Завсегда без дела лаяться изволите.

Вывод: Вслед за матерью ведет себя грубо и жестоко. Учителя для него - враги, а слуги - это не люди. Эти черты характера добавляются крайним невежеством. Он бессердечен, эгоистичен и груб. В некотором отношении он пошел дальше матери. Он отлично понимает, кому и как надо угодить (сон). Мать любит его (пусть по-своему), а Митрофан только прикидывается любящим.

В чем мать видит счастье для сына? (В богатстве и праздности).

Можем ли мы сказать, что яркие и индивидуальные качества этой помещицы приобретают характер широкого обобщения? (Да, конечно.)

- Кто еще из героев представляет крепостников- помещиков? (Скотинин, Простаков).

Похож ли Скотинин на свою сестру?

Простаковой: “Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата.

У меня в этом, сестрица, один обычай с тобой” (д.1, яв.4)

...Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду”.

Простаков: “То правда, братец, весь околоток говорит, что ты мастерски собираешь оброк”.

Простакова: “Хоть бы ты, братец, нас поучил, а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! (д. 1, яв.5)

Митрофану: “Ах, ты, чушка проклятая!” (д.2,яв.4)

Простаковой: “Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь”

На слова Милона: “Разве она вам не сестра?”, Скотинин отвечает: “ Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась”. (д.3, яв.3)

Сообщение ученика о Скотинине (обобщение)

Сообщение ученика о Простакове (обобщение)

В чем секрет комедии, секрет ее бессмертия?

Поднимает тему образования и воспитания;

Высмеивает невежественных и жестоких крепостников-помещиков.

Итак, автор создал сатирические образы помещиков – крепостников, он обличил крепостное право, показал какое губительное воздействие, оно оказывает на помещика и крепостного (Еремеевна). Он показал, что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

2. Домашнее задание.

Написать творческую работу. “Портрет помещика – крепостника “ Вот злонравия достойные пло

Какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль» Вы узнаете в этой статье.

«Недоросль»: проблематика

Проблемы поднятые в комедии «Недоросль»:

1. Каким должен быть истинный дворянин — и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования — отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото «злонравия», глупости, уподобляя их животным.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

Проблема воспитания приобретала в представлении Фонвизина государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственный надёжный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла – духовной деградации дворянства.

Воспитание должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеко­любивые чувства, способствовать общему улуч­шению нравов.

«Недоросль» проблема крепостного права

Тема бесправие крестьян и произвол помещиков обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой: “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола.
Так начинается “Недоросль”. Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии. Драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с крепостниками — Простаковыми и Скотининым.
Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя “благородным сословием”, — Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в “тяглый скот”, но и сами стали гнусными и презренными холопами.
Главным намерением Фонвизина в “Недоросле” и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. . Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.

...Угнетать рабством себе подобных беззаконие.
Д. И. Фонвизин

«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова. В них не осмеиванье одного лица, а раны и болезни всего общества, выставленные напоказ".

Эти слова сказал о Фонвизине великий русский писатель Н.В. Гоголь. Чем же вызвана была язвительная насмешливость Фонвизина, чем питались его злые шутки?..

Указ Екатерины II 1762 года «О вольности дворянства» дал практически неограниченные права дворянскому сословию. И век Екатерины стал временем внешнего расцвета и внутреннего упадка страны, во всех отношениях, начиная от просвещения и заканчивая развитием крепостничества. В екатерининскую эпоху особенно тяжелым было положение крестьян, ведь власть помещиков над крепостными не была ограничена. Прогрессивные люди своего времени ставили вопрос о каких-либо ограничениях произвола помещиков. К ним принадлежал и один из первых русских комедиографов Денис Иванович Фонвизин, который в своей комедии «Недоросль» ярко показал, что рабство «в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

Фонвизин в своей комедии изобразил в образах Простаковой, Скотинина не недостатки отдельных лиц, а ярко, красочно и, что особенно важно, очень точно охарактеризовал всех крепостников-помещиков с их грубостью, жестокостью, безжалостным отношением к подвластным им крестьянам. Этих помещиков преследует жажда накопительства, алчность, страсть наживы: они все общественное приносят в жертву своему, личному. Характерно при этом и отношение их - в частности, госпожи Простаковой и ее сына - к образованию. Не считая его необходимым, они тем самым еще больше подчеркивают свою нравственную несостоятельность. Их произвол делает жизнь крепостных тяжелой, полной страданий, лишений и боли. Никому нет житья от таких помещиков: ни дворовым, ни оброчным. И те, и другие чувствуют властную и безжалостную руку господина. Фонвизин в своей комедии, раскрывая образ Митрофана, дает понять, что и при новом, молодом поколении положение крестьян не улучшится, а, скорее всего, станет еще тяжелее, так как «что может выйти из такого Митрофана, за которого невежды - родители платят еше и деньги невеждам - учителям".

На образах крепостников-помещиков и их крестьян Фонвизин показал, как проходит растление человеческой личности под влиянием крепостного права. Идеология этих людей целиком совпадает с их социальным положением. Если Ере- меевна - раба в душе, то Простакова - истинная рабовладелица. Вся комедия «Недоросль» полностью отражает реальную действительность. Белинский говорил, что «вместе с Державиным Фонвизин есть полное выражение екатерининского века». Сам Фонвизин - дворянин-крепостник. Говорить о полном уничтожении крепостничества он не может, он говорит лишь о его смягчении. Но главный идейный герой «Недоросля» Стародум - против угнетения человеческой личности. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», - утверждает он.