Советская живопись: основные жанры и направления. Советская живопись - история современного искусства Суровый стиль на смену соцреализму

Для живописи начала XIX в. классицизм не был столь плодотворен, сколь для архитектуры и скульптуры. Оплотом классицизма в живописи была в то время императорская Санкт-Петербургская Академия художеств, центр художественной жизни страны. Но, общественный подъем начала нового века отразился и здесь. Ещё в 1790-х годах в Академии возникло одно из первых в стране обществ, занимавшихся вопросами «устройства внутреннего бытия России». Многие его члены вступили затем в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», созданное при непосредственном участии радищевцев. В 1802 году в среде художников родился проект и самостоятельного, чисто художественного содружества, которое занималось бы специально вопросами искусства. Влияние «вольного общества» благотворно сказывалось на художественной жизни страны. Им поддерживался интерес к национальной истории, к гражданственным мотивам в искусстве. Академические преподаватели и сам президент её А. С. Строганов были в числе наиболее уважаемых членов Общества.

Постепенный отход Александра I от либерализма первых лет царствования сказался и на жизни Академии. По мере усиления реакционных элементов над академией устанавливается строгий бюрократический контроль. Шаг за шагом теряет она связь с передовыми направлениями в искусстве и лишается роли идейного центра национальной художественной жизни. В известной мере черты догматизма приобрела со временем и её педагогическая система

При Николае I регламентация академической жизни ещё более усилилась. Академия из ведения Министерства народного просвещения переводится в ведение Министерства двора. Личным вмешательством в её дела Николай I утверждал официозное направление в искусстве.

Черты искусства, культивируемого Академией в начале XIX века, можно наблюдать в работах трех её воспитанников и профессоров: Андрея Ивановича Иванова, Алексея Егоровича Егорова и Василия Козьмича Шебуева.

Творчество этих мастеров раскрывает своеобразие проявления в живописи высокого классицизма. В отличие от классицизма XVIII века, оно освобождается от влияния барочного искусства, стремится к предельной простоте и ясности изобразительного языка, к подчеркнутой пластике форм, к строгости рисунка. Безупречная логика в развитии сюжета, строгое соответствие сюжета избранной теме и рационализм построения композиции – становятся альфой и омегой этого направления. Вместе с тем проблемы колорита отступают на второй план, цвет часто тяготеет к локальности.

Иванов, Егоров и Шебуев окончили Академию художеств одновременно в 1797 году как ученики И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова и сразу же начали свою педагогическую деятельность. В 1803 году Егоров и Шебуев уехали в пенсионерскую поездку в Рим, где пробыли до 1807 года, Иванов же остался в России.

Характерные работы А. Иванова – «Подвиг молодого киевлянина» и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею». В них много того гражданственного пафоса, которым проникнуто было сознание передового русского человека начала века и времени Отечественной войны. А. Иванову, как члену «Вольного общества», гражданственно-патриотические идеалы были особенно близки. В обеих картинах образ мужественного, одухотворенного, юного атлета противопоставлен мощному, но грузному и нескладному воину, олицетворяющему грубую физическую сиу.

Обе картины утверждают превосходство возвышенного, героического начала над началом стихийным, не освещенным светом разума. Эпизод из отечественной истории превращен в апофеоз национального духа. Именно в этих произведениях передовые устремления Академии в живописи, выразились языком любимого ею жанра – жанра исторической картины.

Работы А. Иванова ещё во многом близки барочным традициям в русской исторической живописи конца XVIII века. Об этом свидетельствуют аллегорическая фигура Славы, парящая над юношей, особая патетика движения, динамика сцен, черты декоративности в его решении.

Более установившимися принципы высокого классицизма предстают перед нами в творчестве «Русского Рафаэля» Егорова, известного своими превосходными рисунками.

Программное полотно Егорова – картина «Истязание Спасителя». По мнению многих современников, она была лучшим произведением художника. Все здесь характерно для классицизма начала XIX в. Простота и строгая логичность композиции, небольшое число действующих лиц, спокойствие их движений и уравновешенность эмоций, простота поз, нейтральный фон – все это резко отличается от изобразительных средств и приемов русской исторической картины конца XVIII в. Выразительный и правильный рисунок, совершенное знание пластики человеческого тела определяют достоинство картины Егорова. Несомненна некоторая отвлеченность решения её этической проблематики – торжества силы духа над силой физической. Сдержанность цветовой гаммы полотна, построенной на оливково-коричневых и охристых оттенках, граничит с сухостью. Не случайно современникам, отстаивавшим наиболее передовые взгляды на задачи искусства, в этой картине недоставало непосредственности видения мира.

Егоров и Шебуев по возвращении в Петербург из Италии работали главным образом над церковными заказами. Именно им были поручены живописные работы для нового Казанского собора, этого своеобразного символа русского национального достоинства, здания, задуманного, исполненного и украшенного «природными Российскими художниками»

Но церковная живопись была наименее интересной частью искусства обоих художников. Больше индивидуальных черт несут полотна, не связанные с официальными заказчиками: портреты княгини Гоицыной и Суханова работы Егорова.

В работах Егорова наблюдается становление новых тенденций в русской исторической живописи. На первый план выходит религиозная тематика: французские образцы уступают место итальянскому искусству XVI века, более всего Рафаэлю и мастерам болонской школы.

Характерна небольшая картина Егорова «Отдых на пути в Египет». Мотивы, приемы компоновки восходят к высокому Ренессансу. Эта картина не лишена известного изящества. Весь строй её образов несет печать своеобразного гармонического спокойствия, что свидетельствует о большом даровании художника. О том, что чувство гармонии форм и линий могло соединяться у Егорова с живым ощущением натуры, свидетельствует и небольшая «Купальщица»

Для полотен Шебуева характерны романтические искания. Таков его автопортрет с гадалкой, где он представил себя в костюме щеголя XVII века. Интересно и тондо «Иоанн Креститель», где изображен полуобнаженный мальчик, пьющий воду из горного источника. Навеянная творениями французского классицизма XVII века, почитаемого Академией Пуссена, картина привлекает искренностью. Призыв к непосредственности и простоте, одушевляющей передовое искусство начала века звучит и здесь. Более поздняя работа Шебуева, его большое историческое полотно «Подвиг купца Иголкина», принадлежит уже иному периоду развития русской академической живописи. Здесь некоторые традиции классицизма начала века с его твердым рисунком и отчетливой пластичностью выступают в соединении с холодным искусственным пафосом позднего романтизма. Не случайно Андрею Иванову, до конца своей жизни исповедующему классицистические идеалы строгой логической обусловленности всех элементов изображения кажется, что шведские солдаты в этой картине бегут к Иголкину столь стремительною, что непременно должны пробежать мимо него.

Текст: Natalya-51

Детский и женский портрет в России начала XIX века

Детский портрет XVIII века при всем его очаровании ещё очень условен. В сущности, его тема – ребёнок, почти похожий на взрослого или играющий во взрослого. Примеры тому можно найти среди работ А. Вишнякова, Ф. Рокотова и др.

Портрет мальчика работы И. Дрождина несколько более специфичен в понимании художественной задачи. Однако здесь сама «детскость» образа носит ещё несколько умозрительный декларативный характер: это воплощенная «чистая доска» просветительской философии. В портрете очень мало индивидуальных черт, а эмоции отсутствуют.

Детскому портрету работы Кипренского близок тропининский портрет сына Арсения. Образ последнего навеян, скорее сентименталистскими идеалами и сходство здесь не в принадлежности романтизму, от которого Тропинин более далек, чем Кипренский. Однако характерно, что задача создания детского портрета понята и здесь как отражение человеческой ценности юного возраста.

Типично для детского портрета начала XIX в. и более позднее, чем эти портреты, изображение мальчика Томилова работы Александра Григорьевича Варнека. Несмотря на некоторую сухость исполнения, присущую многим произведениям Варнека, здесь подкупает простота замысла художника, непосредственность передачи натуры и серьёзность выражения детского лица, в котором отчетливо выражены особенности возраста: блестящие, будто только что вымытые вишни на блюдце – удачно найденная деталь – сообщает образу своеобразную свежесть.

Художникам этой эпохи не чужда романтичность и в изображении женщин. Чтобы оценить по достоинству всю степень одухотворенности и лирической наполненности женских образов Кипренского, достаточно сравнить их с современными им женскими портретами работы А. Г. Варнека. Например, два превосходных портрета этого живописца: дочерей скульптора И. П. Мартоса и поэтессы Анны Петровны Буниной. Помимо мастерского исполнения мы находим в этих работах верность натуре, простоту композиционного замысла, симпатичность и изящество общего облика девушек, но в них совершенно отсутствует та внутренняя трепетность, которой наделены женщины Кипренского.

Романтическую героизацию мы наблюдаем не только в женских портретах Кипренского, но и в творчестве Варнека. В его ранних автопортретах, при всем эгоцентризме и самолюбовании изображенного в них человека, сквозила радость и полнота жизни: поздний автопортрет изображает художника усталым, небрежно одетым. Холодноватые «дневные» тона не скрывают поблекших красок его слегка обрюзгшего лица. Романтизированный образ уступает место прозаической правде жизни.

Романтическое утверждение поэтической цельности заменяется реалистическим взглядом на личность и её общественные связи, взглядом, порой свидетельствующим об опустошенности внутреннего мира самого художника. Характерен для этого времени интересный групповой портрет Кипренского – «Читатели газеты в Неаполе». Портрет типичен для романтизма своим замыслом. В отличие от группового портрета сентиментализма, который изображал обычно членов одной семьи, романтический групповой портрет объединяет единомышленников, связанных, прежде всего духовными узами. Портрет изображает русских или, по другой версии, поляков, читающих в Неаполе статью о революционных событиях в Польше 1830-1831 годов. Контраст между неподвижной сосредоточенностью слушателей и тем внутренним волнением, которое, несомненно, испытывает каждый из них, придает романтическую напряженность «атмосфере» портрета. Несмотря на то, что изображенные сгруппированы очень тесно и буквально «дышат друг другу в лицо», в каждом из них чувствуется какая-то замкнутость, сосредоточенность на своих собственных мыслях. Они не обмениваются ни словом, ни взглядом. Ощущение разъединенности усиливается ещё и подчеркнутой, почти осязаемой пластикой объемной формы, её замкнутостью. В «читателях газеты» хочется видеть не только людей, оторванных от родины в один из самых трагических периодов её истории, но людей последекабристского времени, выросших на гуманистических и просветительских идеалах начала XIX в. и ощутивших своё бессилие и одиночество в новых для них социальных и политических обстоятельствах.

Новая фаза в творчестве Кипренского как портретиста – и не только Кипренского – отразила черты нового, последекабристского периода русской культуры.

Одной из интереснейших, в большей мере самостоятельных областей портрета в это время был портрет карандашом. Как и пастельный, он сменил начинающие выходить из моды: миниатюру на кости и эмали, силуэт и гравюру. Рисунок был самым ярким явлением расцвета камерного, интимного портретного изображения, чрезвычайно распространенного в первой половине столетия. Именно в камерном портрете, где мысль художника развивается свободнее, наиболее непосредственно отразился и типичный для эпохи интерес к миру человеческих чувств, к духовной жизни человека.

Интересны портретные рисунки Орловского, Кипренского, Венецианова, раннего П. Соколова. Среди них бесспорное первенство принадлежит работам Кипренского. Они очень разнообразные по замыслу и выполнению. Здесь есть тщательно разработанные рисунки, приближающиеся, несмотря на отсутствие цвета, по своей законченности, по характеру трактовки образа к портретам, написанным маслом. Таковы например, «Мать с ребёнком» (портрет Прейс) или портрет П. А. Оленина.

Несмотря на изменчивую и противоречивую обстановку в России, которая коснулась художников 20 века, они внесли свой неповторимый отпечаток в историю русского и в последствии советского изобразительного искусства. В первые 3 десятка лет начала столетия многие живописцы с азартом пытались создать что-то необычное и новое, каждый творец стремился внести свою уникальную лепту в развитие своего творчества. В это время набирает популярность беспредметная живопись, иногда в скушных и не совсем понятных простому обывателю красках Малевича и Кандинского.

В начале 1920-х годов на смену различным экспериментам и смелым композиционным и дизайнерским решениям приходит конструктивизм. Приветствуется практичность в дизайне и революционный реализм в живописи во благо нового веяния - социализма. Не смотря на бурную пропаганду поиск новизны продолжался, как и раньше, многие экспериментируют, но есть чувство тревоги, это на долго. Некоторые (в их рядах Серебрякова) все еще выезжают за рубеж. Еще 10 лет они смогут воплощать (или хотя бы пытаться) в своих полотнах собственные идеи и начинания.

Но, уже на исходе 1920-х г. любое проявление самовыражения запретят. Авангардистов начинают вытеснять из творческой жизни, а несогласных поддают репрессиям. Теперь каждое полотно должно пропагандировать коммунизм и советскую идеологию, зарождается новоиспеченный жанр – социалистический реализм. Многим мастерам от искусства приходилось забывать прошлую свободную жизнь и существовать в нелицеприятных условиях такого непростого времени, то есть, трудиться во славу социализма, создавая полотна о обычной жизни трудового пролетариата и колхозников.

В 1932 году создается Союз художников, а искусство разделяется на официальное и неофициальное . Каждый деятель этого направления, если он хочет иметь возможность выставить свои работы, обязательно должен писать именно в жанре соцреализма. Остальные жанры просто запрещены, их представители не принимаются в «Союз», а работы не допускаются ни к одной выставке. Фамилии «неугодных» нигде не числятся, власть делает все, чтобы вычеркнуть их из мира искусства. Фактически, у живописцев остается три пути: примкнуть к власти и начать рисовать и писать про необходимую социдеологию, продолжить творить, и перебиваться неофициальными выставками; или, попытаться найти компромисс.

Некоторые пытаются продолжить эксперименты, но просто не выдерживают давления. «Официальные» художники вытесняют представителей других жанров, они пользуются привилегиями «Союза», и неплохо зарабатывают на жизнь. Представителям же неофициальных жанров приходится подрабатывать росписью, рисовать иллюстрации, или тратить свой талант, как оформитель, на оформление залов, писать революционные плакаты . Худшего для творческой личности не придумаешь. Имена большинства «борцов» даже не сохранились до нашего времени.

Появляются и яркие представители соцреализма, которые работают в жанре не по принуждению, а по идейным соображениям. Такие как, Сергей Герасимов и Татьяна Яблонская посвящают себя работе, которая позволяет им заработать и прославиться. А Федор Решетников не только поддерживает социальный реализм, а жестко критикует и даже высмеивает представителей других жанров (в особенности, картиной «Тайны абстракционизма»).Очень примечательны работы Врубеля, который в своих сюжетах часто обращался к мифическим историям («Демон поверженный», «Шестикрылый серафим»). Этот период искусствоведы называют «серебряным веком» русской культуры.

Большинство живописцев находит компромисс: они входят в Союз художников, время от времени пишут портреты известных личностей, рисуют тематические полотна или заказные сценарии, но свободное время посвящают нейтральным темам. Среди таких личностей Василий Бакшеев, Борис Кустодиев, Константин Юон. Ярким примером можно считать Аркадия Пластова. Даже после смерти его считают официальным художником, но темой большинства его работ остаются сельские пейзажи, жизнь колхозников и простых людей.

Мнение искусствоведов касательно «советского» периода довольно неоднозначно. Одни критикуют живописцев за слепое прославление коммунизма и его вождей, ну потому что, сегодня это можно, да и не опасно. Другие с пониманием пытаются оправдать творцов, у которых просто не было выбора, а третьи называют истинными шедеврами редкие уцелевшие работы подпольных деятелей, из которых сохранились только единицы. Но, как бы там ни было, неоспоримым остается одно: истинный талант пробивался всегда. Несмотря на все перепетии того времени много художников XX века, отдавали себя социальному реализму, создавали полотна, ставшие шедеврами мирового уровня.

Пластов Аркадий Александрович (1893–1972) За многолетнее творчество им написано множество произведений из них выделяются полотна Сенокос , и Жатва . Ужин трактористов, Первый снег , Летом , Саня Маликов и другие.

Его биографическое творчество было тесно связано с описанием жизни простого народа в истории советского искусства. По советским временам это была очень популярная тематика, восхвалявшие пролетарский дух простого народа. Работы Пластова пронизаны любовью к природе, он с глубоким уважением относился к простому быту крестьян и уважаем ими.

(1906–1988) Известный русский живописец времен СССР. В его творчестве очень популярные работы: Прибыл на каникулы, Опять двойка , За мир, Мальчишки , Достали языка и много других работ.

Работал в жанре социалистического реализма, и является одним из самых известных его представителей. Решетников по своему убеждению всегда был ярким приверженцом социалистического реализма, в этом направлении ему по нраву была сатира, поэтому к другим стилям работы он был прохладен. Будучи сам в некотором роде критиком он в 1960 году создает полотно «Тайны абстракционизма» , воодушевленный этим произведением он дополнительно еще написал и книгу.

, (1884-1967) В ее творческой биографии заметны такие работы Как: автопортрет «За туалетом», Дети За обедом , она любит писать деревенских женщин одна из работ «Беление холста», Крестьяне на обеде, Балерины в уборной и др.

Без сомнения, Серебрякова относится к плеяде ярчайших реалистов XX века. Сюжеты для своих произведений и творческое вдохновение приходили к ней из самой жизни. Она словно одинокий остров в океане, была омыта разными течениями: символизма, «Мира искусства», импрессионизма, кубизма. Но неизменно и упорно верна себе и собственным принципам.

(1878-1927) Один из самых ярких мастеров и широко прославился своим творчеством. Самые известные работы Масленица 1916, 1919 и 1920 г., Купец, считающий деньги . Сирень 1906, с пролетарским духом произведение Большевик . писал портреты, собственно с них он и начал свое творчество. Портрет Шаляпина Ф. И. 1921,

Портрет супруги Ю.Кустодиевой, 1903. г. ., Нотгафт Р.И. 1909 г. Очень любил отображать на своих полотнах русские праздники. Его полотна, прямо таки, с разящим цветом и колоритом. Здесь вам и русская цветастая ярмарка с русскими бабами укрытых разномастными женскими платками и разодетыми крестьянами мужиками продающие глиняные и деревянную утварь. Частенько Кустодиев писал пышных женщин и полнофигурные композиции не богатых купцов, или людей близких к подобному роду занятий

(1875-1958) Его самые заметные работы: Волшебница Зима , Мартовское солнце , Русская зима, Лигачево , Весенний солнечный день , Конец зимы. Полдень и др. В модной теме на то время, в творчестве Юона есть и необычные полотна одно из них это Новая планета

Жанры творчества Юона распространялись в различных областях искусства. Создавал тематические работы, писал множество портретов известных личностей и современников. Но призвание Юона всегда был на первом месте пейзажная тема, склонный к импрессионизму Юон придерживался к традиционному реалистическому стилю письма.

(1917-2005) Она является ярким представителем изобразительного искусства XX столетия. Самые заметные ее произведения: Перед стартом. 1947 , Хлеб. 1959 г., Утро . 1954 г. и много других.

Как и большинство ее коллег, она соответственно много работает в жанре социалистического реализма, но также пишет портреты, пейзажи, и натюрморты. Яблонская – одна из немногих представителей соцреализма, эти шедевры были признаны не только отечественными, но и мировыми критиками. Не смотря на состояние здоровья к концу жизни Татьяна Ниловна продолжала заниматься творчеством.

(1884-1958) Из заметных полотен Крымова: Летний день, Зимний вечер , Раннее утро, Ветреный день. Бык . Новый трактир и другие. Помимо масляных пейзажей Николай Крымов увлекался графикой, оформлял театральные декорации.

Творчество этого замечательного мастера связано с развивающимся в непростое советское время пейзажной живописью. «Ученик превзошел своего учителя» - именно так можно сказать про Николая Петровича Крымова, который первые в жизни уроки живописи получил от своего отца, так и не заслуживший известности у широкой публики. Его же сын, напротив, прославился как один из самых знаменитых пейзажистов двадцатого века.

(1871-1960) В живописной сфере засветился такими работами, как: "Грачиные гнезда", «Белая зима», "Мартовский снег " и "Февральская лазурь ", "Зимнее утро ", "Ясный осенний вечер .

Создавал композиции с Лениным «Крестьяне-ходоки у Ленина», и много других работ.- видный русский живописец, в своей творческой биографии всегда был верен стилям импрессионизма. Вклад Грабаря в искусстве очень разносторонен и плодотворен, наверное трудно найти такого человека его времени, который бы отдавал себя во благо русского и советского искусства. Работал педагогом, архитектором, писателем, возглавлял музеи и реставрации картин. Награжден орденами Ленина, трудового Красного знамени и другими наградами.

(1910-1988) Из самых заметных его работ выделяются произведения 1947 г. На собрании, 1949 Прием в комсомол , 1949 г. Вратарь , 1950 г. Обсуждение двойки и картина написанная в 1954 г. Вернулся.

Заслуженный академик академии художеств Советского союза и Украины. За свои заслуги награжден двумя Сталинскими премиями второй степени, член коммунистической партии с 1941 года. Он оставил для всеобщего наследия множество работ хранящиеся во многих музеях Россиии, Украины а также в болгарии и в Японии.

Тутунов Сергей Андреевич (1925-1998) C реди его работ выделяется произведение Зима пришла. Детство , созданная 1960 которой заинтересовалось руководство Третьяковской галереи, и картина была куплена и размещена в залах Третьяковки.

Советский живописец родился в Москве 1925 году в семье обрусевших армян, окончил художественное образование в Московской художественной школе (1939-1945 г.) , позднее в Москве (1945-1951 г.) обучался живописной грамоте в Суриковском институте, его учителем был Покаржевский П. Д. Начиная с 1953 года активно участвует в различных художественных выставках.

Попов Игорь Александрович (1927-1999) Очень любил тематику городской жизни с ее жителями и отражал эти композиции в своих полотнах: "Рыбаки Галича", "Базарный день", "Первый снег ", "Наш двор", "У Киевского вокзала" и другие.

Окончил Суриковский институт в 1951 году, ученик Герасимова С. Народный художник РСФСР, Являлся руководителем союза художников РСФСР. Творчество Попова связано в основном с пейзхажной живиписью, также он обращался к жанровым композициям и писал портреты. Его работы отражают глубокое восприятие жизненного пути и проникнуты поэтичным замыслом и характерным почерком восприятия русской природы северных окраин.

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964) Герасимов написал много работ на тему народного бытия,одной из самых заметных является (Церковь Покрова на Нерли 1953), (У телеги, 1906), (Свадебные в трактире", 1909), (Можайские ряды", 1908),

драматические сюжеты (Клятва сибирских партизан 1933), (Мать партизана 1947), часто писал портреты и пейзажи (Зима 1939), (Весеннее утро 1953), графические рисунки (Фронтовик 1926), (Колхозный сторож 1933) и много других работ. Талантливый советский живописец и педагог, ученик Коровина К. А. и Иванова С. В. Начинал свое творчество с акварельных работ основанной на особой колористической гамме, способствующей дальнейшему его развитию.


Советские художники в нашем понимании — это обязательно художники революционные или имперские живописцы. Наследников течений, сформировавшихся до Октябрьского переворота, в эту категорию вряд ли включим, равно как и нонконформистов, авангардистов и прочих, существовавших не благодаря СССР, но вопреки ему.

Дейнека обладал изумительной способностью проникновения в душу человека, умел показать его во взаимоотношении с миром — а в мире всегда разлито настроение, тревожное или радостное, кричаще трагическое или бездумно летнее.

Сейчас мы не рады льющимся с неба водопадам дождя, а более полувека назад люди умели радоваться всему — если и не все обитатели СССР, то уж художник Пименов точно. Что ему еще в 1937 было делать?


сочинения по картинам известных художников на сайт

Дезн заключается в принятии всем существом происходящего вокруг тебя в данный момент. Иррациональный аспект любования природой — без осознания себя в ней — это дзен ребенка. Очень странно видеть, как «Первый снег» Пластова задают детям в школе. Или не странно, а верно?


сочинения по картинам известных художников на сайт

Безыскусное изображение березовой рощи весной, когда уже снег стаял, но небо все еще холодное, ветреное, отсвет зимы на нем, а воздух холодный тоже, звенит от птичьего посвиста, под ногами хлюпает размокшей прошлогодней травой. Бакшеев написал это, задача сложная, а сам пейзаж — простой и понятный.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Известная картина советской художницы Татьяны Яблонской изображает радостное утро и в нем — дочь художницы. Полотно пронизано солнечным светом.


сочинения по картинам известных художников на сайт

Известная картина Виктора Григорьевича Цыплакова «Мороз и солнце» изображает не собственно солнце, а эффекты освещения. На картине противопоставлены крепкие дома и сани с лошадьми, двигающиеся по заснеженной дороге к нам — зрителям.


сочинения по картинам известных художников на сайт


М. Бри-Бейн. Женщины-радистки. 1933 ~ О. Верейский. Три сестры

Е. Самсонов. На новые земли. 1954

С. Каманин. Строительство буксирных судов. 1953

Е. Данилевский. Проба стали. 1952

И. Симонов. Литейщики. 1959 ~ Е. Харитоненко. Электросварщица. 1959

А. Дейнека. Кто кого. 1932

В. Купцов. АНТ-20 ("Максим Горький"). 1934

Б. Яковлев. Транспорт налаживается. 1923

Г. Ряжский. Рудник. Урал. 1925

В. Малагис. Сталевары. 1950

И. Бевзенко. Молодые сталевары. 1961

Н. Базылев. Экскурсия на завод. 1956

Г. Бжозовский. В сталеплавильном цехе. 1964

Я. Ромас. На плотах. 1949

М. Мальцев. На вахте. 1953

В. Цветков. Птицеферма. 1971

М. Мальцев. Крановщик. 1953 ~ З. Попова. Хороший улов. 1970
С. Бальзамов. Передовая работница. 1951

Н. Базылев. Завод им. Орджоникидзе. 1972

А. Петров. "Мосфильм". 1978

А. Петров. Москва. Казанский вокзал. 1981

В. Фирсов. Колонна. 1984

Ф. Решетников. Прибыл на каникулы. 1948 ~ Ф. Решетников. Опять двойка. 1951

Т. Яблонская. Утро ~ Ю. Ракша. Маленькие купальщики. 1979

Н. Жуков. Растем и хорошеем. 1953 ~ А. Лактионов. В гостях у внуков

И. Владимиров. В женской школе ~ В. Корнеев. Школьники на концерте. 1952

Ф. Решетников. За мир! 1950 ~ Н. Соломин. Молодые мамы

Е. Гордиец. Освещенные солнцем. 1982 ~ Б. Угаров. Мать

К. Петров-Водкин. Спящий ребенок. 1924

Ю. Кугач. У колыбели

Н. Терпсихоров. Окно в мир. 1928

П. Кривоногов. Девочка с лыжами. 1963 ~ В. Жолток. Зима пришла. 1953

А. Ратников. Нагулялись. 1955

Т. Яблонская. В парке. 1950

Т. Яблонская. Простудилась. 1953

Н. Ульянов. Снегири

Д. Колупаев. Праздник в школе. На елке. 1949

А. Костенко. И. Мичурин с детьми. 1964 ~ П. Драченко. Пионерская песня. 1959

В. Жолток. Девочка с красной шляпкой. 1955
А. Мыльников. Верочка на веранде. 1957

С. Григорьев. Вратарь. 1949

К. Успенская-Кологривова. Не взяли на рыбалку

С. Григорьев. Рыбачок. 1958

И. Шульга. Пионеры в гостях у черноморцев. 1940

П. Крылов. Две Наташи

Р. Галицкий. У финиша

И. Шевандронова. В сельской библиотеке

И. Шевандронова. Идет репетиция. 1959

А. Дейнека. Будущие летчики. 1937

В. Прибыловский. Будущие капитаны. 1963

С. Григорьев. Пионер. 1951 ~ П. Крохоняткин. Дети на балконе. 1954 ~ О. Богаевская. Детский праздник. 1980

Е. Чернышова. Вышневолоцкие невесты. 1984 ~ А. Левитин. Мир внукам. 1985

К. Петров-Водкин. Девочка с куклой. 1937 ~ М. Богатырев. Будущие чемпионы. 1950

Я. Титов. У мавзолея В.И.Ленина. 1953

П. Кривоногов. Похороны И.В. Сталина. 1953

И. Давидович, Е. Тиханович. Первомайская демонстрация

И. Давидович, Е. Тиханович. Первомайская демонстрация (фрагмент)

А. Казанцев. И.В. Сталин с матерью

Б. Владимирский. Розы для И.В.Сталина

И. Пензов. Счастливое детство. 1978

Л. Котляров. Хлеб-соль (Л. И. Брежнев с тружениками села)
И. Радоман. Л. И. Брежнев на ЗИЛе

А. Герасимов. И.В. Сталин и А.М. Горький на даче. 1930

А. Герасимов. Семейный портрет. 1934
Народный художник СССР А.М.Герасимов
Несмотря на нежелание родителей, он едет в Москву, блестяще сдает экзамен по рисунку и становится студентом Училища. Его учителем в пейзажном классе был М.К.Клодт, в головном - К.Н.Горский и А.М.Корин, в фигурном классе - С.Д.Милорадович и Н.А.Касаткин, в натурном - А.Е.Архипов и Л.О.Пастернак. Многое в живописи ему дали учителя В.Серов, К.Коровин, А.Васнецов. Блестяще закончив живописное отделение Училища, А.М.Герасимов решил посещать мастерскую К.Коровина. Для этого нужно было, по совету Коровина, поступить еще на какое-либо отделение Училища. Герасимов твердо решил - на архитектурное. Многое дал ему Константин Коровин, по праву считающийся основоположником русского импрессионизма. Часто бывая в Париже, К.Коровин рассказывал студентам о французском импрессионизме и, разумеется, влиял на творчество молодого Герасимова. Особенно это влияние прослеживается в его ранних ученических работах, созданных в 1912-13-х гг.: "Портрет В.А.Гиляровского", "Портрет Н.Гиляровской", "Портрет В.Лобанова". Все эти работы писались на даче В.Гиляровского, в Гиляевке. "Портрет В.А.Гиляровского" ныне находится в квартире писателя в Москве, а два других портрета - в собрании музея-усадьбы А.М.Герасимова.
В.А.Гиляровский в эти годы часто посещал ученические выставки в Училище живописи, ваяния и зодчества. По работам он легко мог определить не только талант художника, но и откуда тот или иной художник. Он приобретал картины совсем молодого Герасимова, поддерживал его морально и материально и это благоприятно сказывалось на творчестве художника.

В саду. Портрет Нины Гиляровской, 1912

Портрет искусствоведа В.М.Лобанова. 1913
В конце 30-х годов А.М.Герасимов увлекается портретом: "Портретный жанр является основным видом моего творчества, выражающим мою сущность как художника", - писал Герасимов. Художника привлекали личности творческие, интеллектуально богатые и значительные. "Я любил и люблю сильное и яркое в природе, ищу то же в человеке и когда нахожу, мне неудержимо хочется запечатлеть его в красочном образе", - вспоминал А.М.Герасимов. Потребность в увековечивании сильного, прекрасного человека, увиденного в его широких связях со временем, эпохой, средой вылилась в создание поистине грандиозной серии портретов. Среди них особенно выделялся "Портрет балерины О.В.Лепешинской " (1939). Балерина изображена в репетиционном зале, на фоне огромного зеркала, стоя на пуантах. Этот прием позволяет показать фигуру танцовщицы в двух ракурсах. В зеркале отражается столик с гримировальными принадлежностями и часть балетного станка, виден и мольберт, за которым работал художник.
Замечательны портреты А.К.Тарасовой (ГРМ), актера МХАТа И.М.Москвина (1940) (Львовская картинная галерея), "Портрет артистки Тамары Ханум" (1939). Позже он пишет "Групповой портрет старейших артисток Государственного академического Малого театра СССР А.А.Яблочкиной, В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой " (1956), "Портрет Рины Зеленой" (1954) и др.

Портрет артистки А.К.Тарасовой. 1939 ~ Портрет дочери. 1951

А.М. Герасимов. Портрет К.Е. Ворошилова. 1927
Портрет Клима Петровича Ворошилова, внука К.Е.Ворошилова. 1949
Герасимов Александр Михайлович

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают преобладать изображения людей высокопоставленных. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных изображений В. И. Ленина, И. В. Сталина и крупных партийных бонз. Свою кисть он сознательно отдал на службу торжествующей коммунистической власти в обмен на личное преуспевание.

Незаурядный талант, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице обретало парадный лоск (Портрет К. Е. Ворошилова. 1927. Музей современной истории России). Его наиболее признанными полотнами стали «В. И. Ленин на трибуне» (1930. ГИМ; повторение 1947 в ГТГ) и «Выступление В. И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года» (1930. ГИМ).

Успех и признание не заставили себя ждать. В начале 1936 года в Москве открылась персональная выставка Герасимова, на которой были показаны 133 произведения, начиная с самых ранних. Центральное место, конечно, занимали портреты партийных вождей, главное место на экспозиции было отдано «Выступлению И. В. Сталина на XVI съезде партии» (1933. Архив художественных произведений).

В отличие от многих других, Герасимову разрешалось выезжать за рубеж. В 30-е годы он побывал в Берлине, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Стамбуле и Париже. За границей художник писал много этюдов («Айя-София». 1934. ГРМ) и постоянно посещал художественные выставки. Но «правильному» борцу за соцреализм не понравилось безыдейное, как он считал, искусство Европы. Французские художники, по уверению Герасимова, с интересом слушали его рассказы о «художественной деятельности в СССР». «Им казалась сказкой прекрасная жизнь и условия работы художников в Советском Союзе, где все виды искусства окружены заботой со стороны партии и правительства» (Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954. С.134.).

Во второй половине тридцатых и в сороковых годах появляются такие официально помпезные произведения Герасимова, как «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938. ГТГ), «И. В. Сталин делает отчетный доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б)» (1939. ГТГ), «Гимн Октябрю» (1942. ГРМ), «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948. ГТГ, Сталинская премия 1949 г.). Подобные «эпохальные» картины обычно создавались бригадным методом, то есть подмастерьями, – сам маэстро прописывал лишь ответственные детали. Его огромные по размерам холсты, полные плакатного пафоса, становились эталонами официального стиля советского искусства.

Его картины создавали образ «мудрого вождя» и играли важную роль в пропагандистских кампаниях. Художник безудержно льстил Сталину и в своих помпезных изображениях генсека, и в высказываниях о нем. Быть может, лишь чтобы поднять свой авторитет, он уверял, что Сталин в разговорах с ним «высказывал ценнейшие, для нас – художников, замечания, касающиеся самой темы нашего ремесла». Однако сам Сталин не считал себя знатоком живописи, скорее он был к ней равнодушен, если дело не касалось его собственных портретов (Громов Е. Сталин: власть и искусство. – М., 1998. С. 288, 305.).

Художник не покладая рук также писал портреты высокопоставленных лиц коммунистической партии и правительства (Портрет В.М.Молотова. [В.М. Молотов выступает на заседании в Большом театре 6 ноября 1947 года.]. 1948. ГТГ), военачальников и героев социалистического труда. Иногда Герасимов писал и представителей творческой интеллигенции: «Балерина О. В. Лепешинская» (1939), «Групповой портрет старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова» (1944, Сталинская премия 1946 года). Портретировал он также свою семью – «Семейный портрет» (1934. Музей Республики Беларусь).

Для себя Герасимов занимался грубоватой и упрощенной эротикой, сохранились многочисленные этюды к незаконченным картинам «Деревенская баня» (1938, Дом-музей А.М. Герасимова, Мичуринск) и «Половецкие пляски» (1955, собственность семьи художника, Москва). На тему «Деревенской бани» Герасимов писал множество этюдов «для себя» на протяжении многих лет (Деревенская баня. Этюд. 1950. Собрание семьи художника). «Отводил душу» он и в работе над иллюстрациями к «Тарасу Бульбе» (1947-1952), в которых, возможно, искал потерянные пути к национальному романтизму начала века.

К концу 1930-х годов, в период массовых репрессий и становления тоталитарной сталинской системы, Герасимов добивается полного официального успеха и благополучия. Теперь он не только придворный, высоко оплачиваемый живописец, любимец Сталина, но и наделенный властью руководитель художественной жизни страны. Ему было доверено возглавлять и, главное, контролировать творчество других художников. Его назначили председателем правления Московского отделения Союза художников (1938-1940 гг.) и председателем оргкомитета Союза советских художников (1939-1954 гг.). Когда в 1947 году была создана Академия художеств СССР, то первым ее президентом по настоянию Ворошилова был назначен Герасимов – в этом кресле он продержался до 1957 года.

На всех постах Герасимов выказывал себя энергичным помощником партии в подавлении творческой интеллигенции. Он неукоснительно боролся с любыми отклонениями от соцреализма под ложным лозунгом «верности великим традициям русского реализма». Он твердо и последовательно боролся с «формализмом», против «преклонения перед выродившимся искусством буржуазии».

Как преданный сподручный Ворошилова, он активно способствовал закрытию в 1946 году Музея нового западного искусства, в здании которого разместился Музей подарков И. В. Сталину. В 1948 году в ходе дискуссии о формализме он неустанно выступал «за высокое идейное искусство», то есть за искусство выхолощенное и идеологическое. Герасимов риторически спрашивал и без обиняков отвечал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше».

С особой яростью и с удовольствием он топтал импрессионистов. Верные люди Герасимова выискивали непокорных художников и доносили о них строгому блюстителю соцреалистического порядка. Разбирательство всегда было коротким и безапелляционным. Если художник писал мазками, то следовало обвинение в «импрессионизме». С этого момента любые произведения такого опального живописца уже никуда не принимались и он обрекался на голодное существование.

В то же время Александр Герасимов прекрасно понимал, что такое настоящее искусство и подлинное творчество. Когда его мысли были далеки от ответственных постов и высоких трибун, он создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах сказалась, волей-неволей, живописная система его учителя Константина Коровина. Многие из них несут отчетливые следы импрессионистического письма: «Песня скворца» (1938. ГТГ), «Яблони в цвету» (1946. Собрание семьи художника). На мой взгляд, лучшее его произведение – «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). В нем художник явил подлинное живописное мастерство.

В быту Александр Михайлович был известен как мягкий и доброжелательный человек. В разговорах с близкими людьми он позволял себе весьма неортодоксальные высказывания. Молодым художникам он советовал: «Самое важное – это ухватить жизнь за хвост. Ее неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете».

К старости маститый художник словно уменьшился в росте и выглядел карликом, морщинистая желтая кожа свисала на лице складками, черные монголоидные глаза под дряблыми веками казались грустными. Ничего злодейского в его облике не было. О себе он говорил: «Я ведь чистейший русский! Но татары в моем роду, видимо, побывали основательно. Мне бы на коне сидеть, под седлом вяленую бастурму отбивать, пить, если захотел, конскую жилу подрезать, крови напиться. Впрочем, я и так крови всяких формалистов, и имажинистов, бубновалетчиков насосался вот так... больше не хочу, тошнит...».

Со смертью Сталина влияние Герасимова стало сходить на нет, а после XX съезда КПСС и разоблачения культа личности прежний властитель художников был отстранен от дел. В 1957 году он лишился поста президента Академии, картины с прежними вождями убрали в музейные запасники.

Опала Герасимова была воспринята интеллигенцией как один из симптомов хрущевской «оттепели». Однако сам художник, высоко ценивший свой талант, считал себя незаслуженно отторгнутым. Когда одна из его знакомых, художественный критик, встретила на улице бывшего главу соцреализма и спросила, как у него дела, тот ответил поразительной фразой: «В забвении, как Рембрандт». Однако он преувеличивал меру и своей отверженности, и своего таланта. Соцреалисты будут востребованы вплоть до падения партократии в 1991 году.

Феномен Герасимова и многих ему подобных художников советского периода неоднозначен. Герасимов – живописец, наделенный от Бога большим талантом. Любой мастер в своем творчестве, хочет он этого или нет, зависит от власти, от социокультуры, от сложившегося сообщества, от денег. До какой степени он может позволить себе пойти на компромисс, которого не избежать? Герасимов явно перешел невидимую демаркационную линию. Он стал служить не своему Таланту, а Вождям.

После дождя. Мокрая терраса, 1935
На экспозиции в Третьяковской галерее выставлены две герасимовские картины: «Мокрая терраса» и «И.В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Пример творческой альтернативы для будущих историков искусства. Но, быть может, потомки, когда покроются патиной времени преступления и несправедливости сталинской эпохи, увидят в них лишь большой живописный дар вне связи с политической конъюнктурой прошлого. И в еще ненаписанной истории русского искусства останется и «Мокрая терраса», и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов». Как выдающиеся памятники своей эпохи. Ведь никому сейчас не придет в голову упрекать за царские портреты Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, И. Е. Репина, В. А. Серова.

Умер Александр Михайлович Герасимов в Москве 23 июля 1963 года; в том же году вышли и мемуары «воинствующего соцреалиста» («Жизнь художника»).

В марте 1977 года в Мичуринске был открыт мемориальный дом-музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые постройки, каретный сарай и амбар. Судя по всему, родители художника были зажиточными купцами, умевшими торговать с выгодой для себя. Сын пошел по их стопам.