Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения. Правда ли, что Микеланджело оставил секретные сообщения на потолке Сикстинской капеллы? Почему не взяли профессионального актера

Потолок Сикстинской капеллы поражает воображение посетителей уже больше пятисот лет. Ежегодно великое произведение искусства привлекает миллионы туристов и занимает особое место не только в мировом искусстве, но и в христианстве.

История фресок

Микеланджело Буонарроти начал этот грандиозный проект в 33 года, в 1508 году. Капелла была открыта публике в 1512 году. Потолок дался ему с трудом и, по словам самого Микеланджело, никаких денег не хватило бы, чтобы оплатить его адские муки и жертвы, на которые он вынужден был пойти.

Он писал все фрески стоя, а не лежа на спине, как полагают многие. Поднятые вверх в течение многих часов подряд руки и голова приводили к ужасным головным болям и мышечным спазмам.

Распространение грибка по потолку привело к тому, что первый слой фресок пришлось полностью снимать. После того как потолок снова высох, Микеланджело самостоятельно готовил и наносил грунт, чтобы избежать повторного распространения грибка.

Главный архитектор Ватикана Донато Браманте не очень любил Микеланджело (вероятно потому, что покровительствовал Рафаэлю) и не старался обеспечить его комфортом, поэтому Микеланджело пришлось самому проектировать себе леса, на которых удобно было работать над росписью высоких потолков капеллы.

Кроме того, Микеланджело не считал себя художником, поскольку он уже был известным на тот момент скульптором, работы которого (Давид и Пиета) поражали красотой и реализмом. По требованию Папы Юлия II ему пришлось взяться за роспись капеллы, однако художник настоял на том, чтобы оставить за собой право выбора сюжетов.

Результат работы

В итоге Микеланджело — начинающему художнику — удалось создать одно из величайших произведений мирового искусства, которое по сей день интригует и восхищает всех ценителей прекрасного.

Несмотря на адские условия и невероятный объем работы (больше тысячи квадратных метров), Микеланджело изобразил девять сцен из Ветхого Завета, включающие больше трехсот человеческих фигур, изображенных в реальном размере. Эти изображения и невероятно точная анатомия вдохновляли целые поколения художников и ученых. Фреска «Создание Адама», на которой пальцы Бога и Адама почти соприкасаются, является одним из самых узнаваемых и копируемых произведений искусства в истории человечества.

Скрытые символы

Хоть в 1508 году на дворе и был расцвет высокого Ренессанса, церковь все же отличалась крайней строгостью, не любила и всячески пресекала попытки великих умов распространить слишком прогрессивные идеи.

Именно поэтому предположения о том, что одному из величайших художников истории удалось скрыть тайные символы в своей самой известной работе, являются сами по себе захватывающими и интригующими.

Не все символы, однако, были такими уж тайными. Например, в благодарность за то, что папа Юлий II позволил Микеланджело изменить сюжеты фресок, художник изобразил на многих из них желуди.

В чем смысл? Дело в том, что фамилия папы была Ровере, в переводе с итальянского — дуб.

Символика иудаизма

Желуди были не единственной частью скрытой символики, которую Микеланджело включил в свою работу.

В изображении грехопадения и изгнания из Рая, в райском саду нет печально известной яблони. На ее месте стоит фиговое дерево — традиционный элемент иудейской религии, а не христианства.

На самом деле во многих сценах из Ветхого Завета Микеланджело активно использует иудейскую символику. По мнению историков и искусствоведов, художник таким образом пытался послать церкви своего рода сообщение о том, что христианство слишком далеко ушло от своих иудейских корней.

Изображение Бога

Однако Микеланджело сам сильно отошел от иудаизма в тот момент, когда решился изобразить Бога.

Христианство является единственной авраамической религией, которая позволяет людям создавать образ Бога. До Микеланджело в западном искусстве Бог изображался либо как рука, либо как источник света, но не принимал четкой физической формы.

Микеланджело пошел против принятых устоев и изобразил Бога в человеческом обличии. Именно этот взрослый бородатый мужчина и стал типичным образом Бога для всего христианского мира.

Бог есть разум

Внимательно присмотритесь к фреске «Создание Адама», а именно к изображению Бога и окружающих его ангелов. В 1990 году врач Фрэнк Линн Мешбергер обнаружил, что в образе Бога и его свиты скрыто изображение человеческого мозга. По мнению искусствоведов, это говорит о том, что Бог подарил Адаму не только жизнь, но и разум.

Изображение Бога и свиты настолько сложное, что не только его очертания по форме напоминают мозг, но и отдельные элементы фрески (например, нога ангела) почти точно повторяют очертания отделов мозга (гипофиз).

Еще один мозг

Исследование фресок, проведенное в 2010 году, обнаружило еще одно изображение мозга, на этот раз скрытое во фреске «Отделение Света от Тьмы». Под высоко поднятым подбородком Бога, на его шее, четко прослеживается часть человеческого мозга, а именно ствол, часть височной доли и продолговатый мозг.

По их словам, Микеланджело, который с 15 лет активно изучал анатомию на трупах, не мог случайно изобразить такую сложную конструкцию на шее Бога - части тела, которая обычно является гладкой.

Женское начало

Бразильское исследование, изданное в журнале Clinical Anatomy в 2016 году, обнаружило, что в дополнение к мозгу художник изобразил и другие внутренние органы.

Не обошлось и без женского начала. По словам исследователей, череп барана, который восемь раз изображен на потолке Сикстинской капеллы, очень похож на женские репродуктивные органы.

Кроме того, на фресках несколько раз встречаются треугольные формы, изображенные острием вниз, что издавна символизирует «священное женское начало». Это было популярным мотивом в классическом греко-римском искусстве. Однако подобное отношение угрожало патриархату католической церкви.

Нетипично для всего западного искусства того времени то, что во многих сценах, изображенных на потолке капеллы, женщинам отведена центральная роль. Учитывая то, что потолок изображает исключительно сцены из Ветхого Завета, где не было девы Марии с младенцем, такое внимание к женщинам действительно неожиданно.

Сегодня можно только гадать, являлись ли скрытые символы попыткой обвести церковь вокруг пальца, напомнить ей о корнях или отдать поклон науке, разуму и женскому началу. А может, у этих символов совсем иные значения, или никаких символов и вовсе нет? А может, есть еще немало скрытых посланий, которые никто еще не разглядел?

МОСКВА, 4 фев - РИА Новости . Итальянские ученые проанализировали портреты Микеланджело Буонарроти, и пришли к выводу, что он страдал от дегенеративного артроза кистей рук, который, однако, не мешал ему творить благодаря тому, что его склонность постоянно работать замедляла разрушение костей, говорится в статье, опубликованной в Journal of the Royal Society of Medicine.

Микеланджело по праву считается одним из величайших художников и скульпторов Ренессанса и всего человечества в целом - за 89 лет своей жизни он создал множество величайших шедевров, многие из которых, такие как фреска "Страшный суд", статуи "Давид" и "Умирающий раб", определили развитие культуры Европы на десятилетия и века вперед.

Одной из главных тайн Микеланджело оставалось то, по словам Давида Лаззери (Davide Lazari) из университета Флоренции (Италия), как великий художник работал в свои преклонные годы, если он, по воспоминаниям своего племянника Лионардо Симони, страдал от серьезнейших проблем с подвижностью суставов, что большинство биографов Буонарроти считают следствием развития подагры.

Лаззери и его коллеги усомнились в этом и обстоятельно изучили то, как выглядели руки мастера в последние годы перед его смертью, а также повторно проанализировали все известные источники о его жизни, в том числе портреты художника, автобиографии других современников и воспоминания родственников и друзей.

Ученые выяснили, как возник жест "апостольского благословения" Знаменитый католический жест благословения – осенение верующих крестным знамением, исполняемым полуоткрытой рукой со сложенным мизинцем и безымянным пальцем, возник благодаря тому, что апостол Петр страдал от повреждения локтевого нерва.

Благодаря портретам, выполненным в разные периоды жизни Микеланджело - в 60, 65 и 70 лет, - авторы статьи смогли раскрыть то, чем на самом деле страдал художник, сопоставив то, как на них выглядела левая рука маэстро. По их словам, Буонарроти действительно испытывал серьезные боли в суставах, однако причиной их появления была не подагра, накопление кристаллов мочевины, а дегенеративный артроз.

В пользу этого говорят особые деформации в суставах большого пальца, пястных костей и ряда других элементов кисти, а также отсутствие в окрестностях этих костей видимых следов воспаления, которые обычно ассоциируются с развитием подагры. Разрушение этих суставов в результате дегенеративных процессов лишило Микеланджело возможности писать, так как его большой палец фактически перестал сгибаться.

Учитывая, что великий художник прожил еще как минимум 15 лет после написания этих портретов, возникает вопрос, как ему удавалось бороться с болезнью? Как считают Лаззери и его коллеги, Микеланджело одновременно помогало и мешало его стремление постоянно работать - все время работая через боль, художник замедлял разрушение суставов и приспосабливался к постоянному ограничению в их подвижности.

Почти 500 лет после того, как Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы, молодой студент-медик Франц Мешбергер готовился к экзаменам в анатомическом театре медицинского института в Индианаполисе, и до поры до времени не осознавал, насколько близко находится от расшифровки послания от одного из величайших художников мира.

Обычно он препарировал один и тот же труп, отдающий приторным и неприятным запахом формалина, ароматом очень хорошо ему знакомым, но в тот день у него был новый предмет для анализа - свежий головной мозг.

На столе перед ним лежали рисунки известного иллюстратора медицинских пособий Франка Неттера. Мешбергер очень ответственно подошёл к заданию, сделав несколько рисунков до того, как рассёк мозг, сравнил их с иллюстрациями Неттера, потом сделал сам ещё серию рисунков. Проведя три часа напряжённого труда, как это было всегда, когда он работал в анатомическом театре, он понял, что надо сделать перерыв и сменить занятие.

Почти сразу же студент погрузился в чтение книги про Микеланджело и, переворачивая страницы, наткнулся на трёхстраничный разворот «Создания Адама», сцену, украшающую часть потолка Сикстинской капеллы. На фреске был изображён бог (окружённый ангелами и с ещё нерождённой Евой под мышкой), протягивающий руку Адаму. Адам же откидывается назад, тоже тянет руку к богу небрежным жестом.

Голова Мешбергера, переполненная образами человеческого мозга, была настроена на то, чтобы узреть то, что никто до этого не смог разглядеть.

«Меня сразу же поразила форма контура, окружавшего бога и ангелов»-вспоминает он. «Она была точно такой же, как у предмета, над которым я трудился весть день!»
Вне всякого сомнения, эта форма напоминала поперечное сечение мозга человека. «Меня охватило ощущение déjà-vu» - говорит Мешбергер и признаётся, что в момент открытия по его телу пробежали мурашки.

Первое, что привлекло его внимание, была пола зелёной туники, представляющей собой позвоночную артерию, поднимающуюся по спирали в направление варолиева моста. "Потом я обратил внимание на вытянутую ногу в основании картины. Я увидел в ней переднюю и заднюю часть гипофиза. Нога ангела была не пяти, а двупалой. Потом я различил форму, напоминающую артериальную борозду и латеральную трещину большого мозга, разделяющую лобную и теменную доли.
Символизм этого изображения очевиден: Адам получает дар от господа бога. Но это не есть дар жизни, потому что он уже живёт. Х. В. Янсон в книге «Основы истории искусств» отмечает, что «(Создание) не является моделированием тела Адама, а скорее передачей ему божественного дыхания - души.
Поскольку вместилищем души является разум, то внутри контуров мозга скрыт посыл: бог дарит Адаму разум. «А разум - это и есть бог» - добавляет доктор Мешбергер.

О своей находке доктор Мешбергер почти забыл. Он стал акушером-гинекологом, открыл свою практику и помог родам более 3000 младенцев прежде чем вернулся к открытию и собрал все элементы в приемлемую теорию.
Но время от времени он между делом спрашивал иногда своих друзей и знакомых: «А вы знаете, что во фреске Микельанджело заключено секретное послание?» Три года назад, когда он убедился, что никто не слышал о его теории, интерес к ней в нём ожил. «Мне захотелось узнать, является ли моя наблюдение общеизвестным толкованием изображения или чем-либо новым».
Он продолжил, в свободное от работы время, исследование жизни Микельанжело и результат заставил его задуматься. Родившемуся в 1475 году художнику, которого называли «божественным Микельанжело» в то время когда он изваял Пьету собора Святого Петра в Риме, было 24 года. Эта работа сделала его мгновенно известным, а скульптура Давида, законченная пять лет спустя, закрепила за ним славу гения. В 1508 году папа Юлий II поручил ему, скульптору по основному призванию, роспись всего свода Сикстинской капеллы общей площадью в 1768 квадратных метров. Тот факт, что мастер, почти не имевший опыта фресковой живописи, всего за четыре года создал шедевр, говорит о масштабе его гениальности. На фреске изображено более трёхсот персонажей и множество сцен, лишь одна из которых - «Создание Адама».
Энтузиазм доктора Мешбергера рос по мере продолжения исследований. Он нигде не встретил упоминания о том, что на фреске изображён контур человеческого мозга. Он принялся ещё пристальнее изучать изображение и в его голову пришла мысль наложить слайд фрески на прозрачный рисунок человеческого мозга, выполненный Франком Неттером. Результат был поразительным. «Рисунки совпадали практически полностью» - говорит он, добавляя низким, размеренным, почти кладбищенским тоном: «Мне стало просто жутко».
Было очевидно, что фреска скрывала куда больше, чем, чем думал доктор Мешбергер. «Наложение слайдов привело к тому, что я понял: спина одного из ангелов соответствует варолиевому мосту, а голень ноги и ляжка - позвоночнику». Но это ещё не всё. Согнутая в колене правая двупалая нога ангела (при этом ноги Бога и прочих персонажей были с пятью пальцами) являла собой сечение зрительного перекреста, ляжка - зрительный нерв, а сама нога - зрительный тракт.
Эти неоспоримые факты совершенно ясно не были простым совпадением. Да и всё творчество Микеланджело проникнуто щемящим душу символизмом. Специалисты знают, что его произведения таят в себе бессчётное количество загадок, не прояснённых и до сегодняшнего дня. Такими они, возможно, останутся навсегда. Но совместимо ли предположение о том, что в очертаниях мозга Адам получает от Бога дар разума с жизненной философией самого Микеланджело?
Очевидно, да.

Родившийся в эпоху расцвета Ренессанса, художник придерживался философии неоплатонизма и, как отмечает доктор Мешбергер, последователи этого течения мысли верили, среди прочего, что «божественная часть, получаемая человеком от Создателя и есть разум». Микеланджело не раз заявлял об этом как в своих стихах, так и в разговорах с друзьями.
Если же его философия совпадает со смыслом послания фрески, то, как обстоит дело с познаниями в анатомии? Оспаривающие теорию доктора Мешбергера сомневаются в том, что мастер обладал столь продвинутыми анатомическими знаниями. Вне всякого сомнения, его картины и скульптуры говорят о том, что он хорошо знал устройство человеческого тела, но не нужно забывать и то, что творец посвятил много времени и рассечению человеческих трупов. Настоятель флорентийской церкви Санто Спирито предоставил в его распоряжение несколько помещений для этой цели. В то время такая деятельность была незаконной и каралась смертной казнью, если не была санкционирована гражданской властью. Вдали от людских глаз Микеланджело мог, таким образом, спокойно препарировать головной мозг и изучать его.
«Макроскопическая анатомия, - уточняет доктор Мешбергер, - состоит в извлечении всего мозга из черепной коробки с целью наблюдения за ним. И, коль скоро вы считаете, что этот орган является вместилищем ума, то для изображения этой функции вы и нарисуете мозг.
Фрески рисуются на свежем гипсе, впитывающем воду, в которой пигменты находятся во взвешенном состоянии. Изображение, таким образом, становится неотъемлемой частью стены. Сам гипс сохнет быстро, поэтому рисуется за один раз небольшая поверхность. Для того, чтобы избежать дорогостоящих ошибок, художники готовят подробные эскизы на картоне или бумаге и перерисовывают их на подготовленной к рисованию красками поверхности.
«Я считаю, что Микеланджело именно так и поступил, - говорит доктор Мешбергер. - Его эскиз представлял собой контур мозга, внутри которого он расположил изображения людей, Бога и ангелов».
Нет никакого сомнения в том, что художник был наделён вдохновением, и многие его современники считали его самого божественным созданием. Он мог творить с глубоким проникновением в сферы не только художественные и философские, но и научные. Он обладал искусством вкладывать в свои произведения более или менее явным образом богатый символизм и делал это всегда с безукоризненной техникой исполнения.
В Сикстинской капелле он создал сцены огромной сложности, работая в технике, про которую открыто говорил, что недолюбливает её.
Спустя 450 лет после его смерти специалисты всё ещё ломают головы над расшифровкой всех символов, которые он ввёл в эту фреску.
На этот раз завеса приоткрылась над тайным посланием, заключённым в самой знаменитой сцене росписи потолка Сикстинской капеллы.