В этой стране находится собор святого петра. Собор Святого Петра — величайшая христианская церковь в Риме

Храм Святого Петра в Риме считается крупнейшей в мире церковью, обладающей сакральным значением для христианства. Роскошное оформление убранства собора олицетворяют дань уважения к апостолу Петру, прах которого покоится в храме. Собор состоит из многочисленных капелл, украшенных скульптурными композициями и религиозными реликвиями.

В I веке нашей эры императором Римского государства являлся Нерон. Его правление ознаменовалось высоким ростом экономики и благосостояния граждан, а также проявлением жестокого нрава. В Риме были воздвигнуты новые жилые районы плебеев, роскошные дворцы для аристократов, бани и цирки. Оставался лишь нетронутым участок земли на высоком холме по другую сторону Тибра. Место использовалось для проведения казней людей, осуждённых по законам античного Рима.

В 64 году Рим охватил разрушительный пожар. Нерон обвинил в этом христиан, которых подверг ужасным гонениям. В это время столицу великой империи посещает некий странник из Иудейской провинции, носивший имя Симон. Он являлся учеником Иисуса, от которого получил прозвище «камень» (по-гречески - петрос). Его стали называть Петром. Последователя Христа обвинили в проповеди новой веры, за что римские власти приговорили апостола к распятию вниз головой. Казнили осужденного на вершине холма, где и предали тело земле. Впоследствии, на месте захоронения христиане установили мемориальную стену.

В IV веке император Константин легализует христиантво. Над могилой Петра была заложена небольшая базилика. В 1500 году храм Константина снесли из-за ветхости стен. Папа Юлий II предпринял возведение новой базилики. Архитектором был назначен Донато Браманте. По его проекту предполагалось воздвигнуть грандиозное здание, увенчанное массивным куполом. Преждевременная кончина архитектора остановила строительство. Последующие зодчие, не смогли окончательно определить внешний вид собора.

В 1546 году строительство базилики возглавил Микеланджело, который хотел воплотить идею Браманте. Храм должен быть представлен в виде греческого равностороннего креста. Вся конструкция собора от подножия до вершины купола должна покоиться на высоком барабане, который окружён стройными колоннами. Пришедшая эпоха барокко оставила свой след в архитектуре храма. Требовалось широкое пространство, способное вместить большое скопление верующих. Было принято решение удлинить неф базилики и пристроить несколько капелл. В 1626 году папа Римский Урбан VIII торжественно освятил собор Святого Петра.

Описание и архитектура

Эллипсовидная площадь, окаймлённая изящными шестнадцатиметровыми колоннами, ведёт к собору Святого Петра. В центральной её части возвышается обелиск, высота которого 240 метров. Грандиозные размеры храма также впечатляют. Его длина составляет 211 метров, а высота купола - 136 метров. Собор может вместить 60 тысяч человек. Центральным элементом конструкции церкви является купол с крестом на вершине. Это массивное произведение архитектурного искусства считается символом Ватикана. Купол с шестнадцатью рёбрами опирается на массивный барабан, украшенный коринфскими колоннами. В полусфере расположены шестнадцать окон.

Фасад собора, построенный в XVII веке архитектором Карлом Модерна, декорирован пилястрами и состоит из двух ярусов с аттиком. В нижней части расположены пять бронзовых ворот, панели которых украшены изображениями ветхозаветных сюжетов. Каждый портал имеет своё название: Врата Добра и Зла, Смерти, Таинств, Филарета и Святые врата. Над ними видны девять окон, три из которых с балконами. Аттик окаймлён балюстрадой и увенчан громадными пятиметровыми статуями Христа и апостолов. По сторонам фасада возвышаются скульптуры Святых Петра и Павла. Пётр держит в руках ключи от Царства на Небесах, вручённые ему Господом. Апостол Павел держит в руках обнажённый меч.

Интерьер

Залы собора поражают своим богатым убранством и огромными размерами. Стены и потолки украшены барельефами и скульптурами. Двадцатитрёхметровые арочные своды ведут к многочисленным капеллам и драгоценным церковным реликвиям. Собор - место погребения Пап, гробницы которых расположены вдоль нефов. Одним из шедевров, находящийся в соборе святого Петра, является скульптурное произведение Микеланджело - Пьета. Мастер изобразил Деву Марию, плачущую над телом Христа. Женщина держит на коленях Иисуса. Художник подчеркнул неразрывное единение матери с сыном. Ваятель высек фигуры из одной мраморной глыбы. Скульптура защищена пуленепробиваемым стеклом.

В нишах громадных пилястр под куполом установлены статуи, напоминающие о мучениях Христа. Там можно увидеть Святого Лонгина, держащего копьё, которым он пронзил грудь Иисуса. Неподалёку Святая Вероника показывает платок с изображением лика Христа. Рядом высится Святая Елена с массивным крестом. Внутренняя поверхность купола украшена изображениями апостолов с их символами: Марка со львом, Иоанна с орлом, Матвея с ангелом, Луки с волом.

На фризе позолоченная фраза на латыни гласит о напутствии Христа своему ученику Петру. Бронзовое изваяние Святого Петра, сидящего на троне, является высокопочитаемой скульптурой для прихожан. Апостол держит в левой руке ключ, а правая рука поднята в жесте благословения. Стопа Петра немного выдвинута вперёд за основание пьедестала, чтобы проходящие мимо верующие могли её поцеловать.

В соборе находится великолепные мавзолеи ваятеля Бернини, которые обрамлены колоннами и рельефными орнаментами. Одно из надгробий посвящено папе Римскому Урбану VIII, скульптура которого представлена с поднятой правой рукой вверх. Вторую гробницу мастер создал для папы Александра VII. Его скульптурный образ молится в окружении аллегорических статуй молодых дев, символизирующих истину, справедливость, милосердие и благоразумие. Красочный алтарь Преображения Христова производит неизгладимое впечатление. Он состоит из великолепного панно, выполненного по мотивам знаменитого произведения Рафаэля Санти. Картина изображает Иисуса, поднимающегося ввысь, в окружении своих учеников.

В глубине апсиды храма расположено гигантское хранилище, сооружённое для ценных реликвий. Здесь можно увидеть сложную скульптурную композицию. Она представляет собой деревянную кафедру, над которой буквально парит старинный стул. Согласно преданию, на нём сидел апостол Пётр во время своей проповеди. Трон окружён статуями богословов - учителей латинской и греческой церкви. Над кафедрой виден голубь Святого Духа, окружённый ангелами на фоне облаков и солнечных лучей.

В одной из капелл собора покоятся мощи папы Римского Льва I Великого. Над ракой возвышается рельефное изображение из белого мрамора. Панно описывает легендарную сцену, как папа Лев, выйдя навстречу к войску гуннов, с одним только крестом в руках обратил варваров в паническое бегство. Заслуживает особого внимания капелла Святого Себастьяна. Здесь находится картина в обрамлении мраморных пилястр. Панно выполнено по эскизам знаменитого живописца Доминикино. Произведение описывает мученичество римского легионера Себастьяна, которого обвинили в вероисповедании христианства.

Исповедальня (гробница) святого Петра

Главной ценностью собора является гробница великого мученика Петра. В центре храма возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Под ним находится могила апостола, к которой ведут две полукруглые мраморные лестницы. Они спускаются до уровня античной Константиновской базилики, ранее стоявшей на этом месте. В 1939 году здесь начались археологические раскопки, инициированные папой римским Пием XII. В процессе исследования был обнаружен некрополь, в котором найдены останки тела апостола Петра. Сейчас они хранятся в гробнице, именуемой «Исповедальня святого Петра». Алтарь украшает балдахин, выполненный скульптором Бернини в 1624 году. Он установлен на четырёх бронзовых витых колоннах, высота которых составляет 29 метров. На вершине сооружения высятся скульптуры ангелов.

Где находится и как добраться

Собор святого Петра расположен на одноимённой площади в Ватикане. До него можно добраться на метро (станция Ottaviano). В нескольких метрах от площади находится автобусная и трамвайная остановка.

Собор Святого Петра в Риме на карте

Две тысячи лет назад, когда Италией правил Нерон, здесь был расположен амфитеатр, в котором погибло немало христиан. В 67 г. схватили, судили, вынесли смертельный приговор и привели сюда апостола Петра. Тот, не желая умереть именно так, как погиб Христос, попросил казнить его иным методом. Распяли его вниз головой и похоронили недалеко от места смерти. А через три столетия в месте его захоронения возвели сооружение – там сейчас находится собор Святого Петра.

Расположен собор Святого Петра в Ватикане, в северо-западной части Рима, столицы Италии (на карте храм можно отыскать по следующим координатам: 41° 54′ 7″ с. ш., 12° 27′ 11″ в. д.).

Собор этот является самым крупным храмом Ватикана и до недавних пор был крупнейшей христианской церковью в мире: площадь превышает 22 тыс. м. кв., высота – 133 м, длина вместе с портиком – почти 212 м. Базилика рассчитана на 60 тыс. верующих, ещё четыреста тысяч христиан способна вместить, расположенная перед собором площадь.

Размеры этого храма превышает лишь возведённый в 1990 году в Ямусукро, столице Кот’д Ивуар, собор Пресвятой Девы Марии Мира, площадь которой составляет около 30 тыс. кв. м. Правда, несмотря на свои громадные размеры, вместить она способна лишь 18 тыс. прихожан.

История, воплощённая в камне

Возведённая по приказу Константина, базилика имела довольно-таки скромный вид, долгое время ничем особенным не отличалась и простояла одиннадцать столетий. До тех пор, пока в 1506 году папа Римский не велел на месте старой церкви, возраст которой превышал одиннадцать веков и пребывавшей к тому времени в аварийном состоянии, построить собор Святого Петра.

Сооружение затмило бы не только все языческие храмы, но и уже существующие христианские церкви, став при этом центром католичества и символом власти понтифика. Тот факт, что именно на этом месте нашёл свою мученическую кончину апостол Пётр, сыграл в выборе первосвященника немаловажную роль.

Для строительства храма были приглашены лучшие скульпторы, архитекторы и художники со всей Италии. Учитывая, что время возведения собора относится как раз к эпохе Возрождения, во время которой жили и творили такие деятели искусств, как Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини и другие известные личности, не удивляет то, что план удался на все сто процентов.


На протяжении всего строительства (а в общей сложности длилось оно не одно столетие) за работы отвечали разные люди, которые постоянно вносили кардинальные изменения в планировку храма, что оказало серьёзное влияние на архитектуру этого храма:

  • Первым архитектором собора был Донато Браманте – он предложил построить храм, форма которого была бы похожа на греческий крест с одинаковыми сторонами (строительные работы начались в 1506 г.)
  • Когда он умер, архитектором назначили Рафаэля Санти, который видоизменил план, придав храму форму римского креста (с более длинной четвёртой стороной).
  • Следующий архитектор, Бальдассаре Перуцци предпочтение отдал первоначальному плану.
  • А вот Антонио да Сангалло поддержал идею второго архитектора.
  • Микеланджело над собором в Италии начал работать с 1546 году. Он вернулся к первоначальному плану Браманте, но проект все же видоизменил: предусмотрел наличие на востоке от здания портика с огромным количеством колонн, несущие конструкции сделал массивнее и определил центральное пространство (как выглядела базилика во времена Микеланджело можно увидеть с западной стороны храма).Также Микеланджело успел построить барабан основного купола, строительство над которым пришлось заканчивать следующему архитектору, Джакомо делла Порта (он придал куполу более продолговатую форму). Микеланджело планировал окружить основной купол четырьмя меньшими, но архитектор Виньола решил возвести лишь два, расположив их по бокам от центрального.


  • Карло Мадерна в начале XVII ст. по приказу папы Павла V, вернувшись к римскому варианту, увеличил длину креста с восточной стороны. Также он возвёл фасад высотой в 48 м (без скульптур) и шириной около 120 м, полностью скрыв купол, который потерял своё доминирующее положение. Наверху фасада были установлены шестиметровые скульптуры Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и почти всех апостолов, кроме Петра.
  • Довольно скоро из-за огромного наплыва верующих стало очевидно, что перед собором необходимо построить площадь. Строительные работы доверили Джованни Лоренцо Бернини.

Двери храма

Перед центральными дверями установлены скульптуры апостолов Павла и Петра, в руках которых находятся ключи от Царства Небесного. В храм ведёт пять бронзовых дверей.

При этом самая крайняя, расположенная справа, замурована и открывают её лишь раз в 25 лет, в Святой год, в канун католического Рождества (в это время существует возможность отпущения наиболее тяжких грехов). Когда этот год заканчивается, святые двери снова закладывают бетоном.

В центральной части главных дверей изображены Павел и Пётр, над ними – сидящие на троне Иисус и Мария.

Снизу запечатлены фрагменты, изображающие суд и казнь подвижников Христа (Петра распяли вверх ногами, Павлу отрубили голову). Над дверями – изготовленный из мрамора барельеф Бернини с надписью: «Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного».

Как выглядит храм изнутри

Внутри собор Святого Петра в Риме удивляет своими невероятными размерами и чрезвычайно богатым дизайном – тут находится огромное количество статуй, колонн, алтарей, усыпальниц, которые были выполнены самыми именитыми мастерами своего времени.

Одним из таких шедевров является «Оплакивание Христа» («Пьета»), мраморная скульптурная композиция Микеланджело, единственная скульптура мастера, которая была им подписана.

Композиция Микеланджело являет собой статую Марии, которую скульптор изобразил молодой женщиной, на коленях которой лежит погибший Спаситель. На все вопросы современников, почему мать Иисуса так молода, Микеланджело отвечал, что матерь Бога не стареет.

Внутри храма находится алтарь с никогда не гаснущими лампадами, мессу служить с которого имеет право только Святой Отец. Поставили этот алтарь в том же месте, что и предыдущий, который установили когда-то над могилой Петра (интересный факт: несмотря на принятые каноны, обращён он не на восток, а на запад). В полу возле него было прорублено небольшое «оконце», через которое можно увидеть могилу св. Петра (о том, что она там действительно есть, доказали раскопки, проведённые в сороковых годах прошлого столетия).

Под куполом храма над центральным алтарём размещён ещё один шедевр Бернини (в середине собора существует немало его скульптурных работ): бронзовый балдахин (киворий) высотой в 29 м – расположен он на четырёх колоннах, где установлены фигуры ангелов.

Сквозь киворий просматривается кафедра св. Петра – кресло апостола, которое поддерживают скульптуры четырёх Святых Отцов, и над их головами парит Святой Дух.

Возле алтаря находится изготовленная из бронзы скульптура сидящего на папском престоле святого Петра, в руках которого – ключи от рая. Каждый католик считает своим долгом дотронуться до его ступни – многие верят, что если искренне попросить об исполнении своего желания, оно обязательно сбудется.

Купол храма

Купол собора Святого Петра является самым высоким в мире: его высота снаружи составляет почти 137 м, изнутри – 119 м, а диаметр – 42 м. На своде купола можно увидеть изображения евангелистов с животными, которые в «Откровениях» Иоанна Богослова находились возле Божьего престола: возле Марка – лев, Луки – вол, Иоанна – орёл. А вот Матвей изображён с ангелом, который водил его рукой во время написания Евангелия.

На вершину купола можно подняться двумя способами: сначала до его нижней части подъехать на лифте, а потом преодолеть 320 ступенек. Или обойтись без подъёмника и дополнительно подняться ещё по 231 ступени. Сначала подъём довольно лёгкий: ступеньки низкие и подниматься легко и единственное, что вызывает дискомфорт, так это постоянное движение по кругу, отчего кружится голова.

Затем подъём усложняется: ступени постепенно становятся меньше, круче и уже, а на самом верху ширина между противоположными стенами не составляет и метра. Тот, кто найдёт в себе силы и сможет дойти до цели не пожалеет – открывшаяся перед ним панорама Рима и Ватикана никого не оставит равнодушным.

Собор Святого Петра в Ватикане — это важная культурная достопримечательность со множеством произведений искусств, и в то же время — главный центр христианских святынь. Вход в собор бесплатный.

Собор Святого Петра (Basilica Sancti Petri) в символ маленького, но могущественного государства, мировой центр католицизма. При свете дня этот храм выглядит торжественно и грандиозно. Ночью, в лучах прожекторов, его мощный овальный купол напоминает парус огромного корабля, устремлённого в небо.

Пространство храма сосредоточено вокруг центрального нефа. В самом конце нефа находится бронзовое изваяние Святого Петра. Многолетнее поклонение верующих оставило след на скульптуре – паломники целуют правую стопу святого. От бесконечного множества истовых поцелуев металл ступни сгладился и блестит, словно отполированный.

Огромный купол собора – подлинный архитектурный шедевр. Гигантское сооружение, которое строили более тридцати лет, покоится на четырёх мощных столбах. Столбы эти – непростые, в них устроены ниши для хранения святых реликвий.

Внутренняя поверхность купольного пространства украшена потрясающей ажурной мозаикой в золотых, белых и голубых тонах, изображающей ангелов и серафимов. Мозаикой отделаны все своды и стены собора. Голова идёт кругом, когда представляешь, сколько времени и усилий потратили мастера прошлого на это великолепие!

Под куполом, над папским алтарём, нависает тёмный бронзовый балдахин на четырёх спиралевидных колоннах. Сооружение выглядит небольшим в масштабах собора, однако высота его составляет почти тридцать метров! Этот причудливый киворий – первая работа Бернини в храме. Искусствоведы считают его эталоном барокко. За балдахином находится впечатляющая кафедра Святого Петра – тоже работа Бернини.

Статуй, капелл и алтарей, полихромных и золотых мозаик, искусных надгробий в соборе множество. Описать здесь их все неблагодарное занятие – это нужно увидеть.

Колоннада святого Петра
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму "ключа св. Петра".
3.

Ватиканский обелиск
Принято считать, что идея использования обелисков в качестве элементов городской архитектуры принадлежит папе Сиксту V . Именно он, обустраивая наиболее знаменитые площади центра города, часто распоряжался установить обелиски, увенчанные крестами, что являлось свидетельством преемственности Древнего, языческого Рима и Нового - христианского. Интересно, что для поднятия обелиска , установленного в центре площади Святого Петра (генеральный проект архитектора Доменико Фонтана , летом 1586 года понадобилось предварительно построить башню из дуба. Этот безымянный обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой (37-41 гг. н.э.), изначально был установлен в центре цирка Нерона , расположенного на территории императорских садов - ныне Ватикана, именно там, где был подвергнут истязаниям, а затем и казнён апостол Пётр . Процесс возведения обелиска отображен как на старинной гравюре, так и на фреске в Зале папских архивов Ватиканской библиотеки.
6.

Обелиск изготовлен из красного гранита, он взлетает на высоту 25,5 м. На постаменте установлены четыре бронзовых льва работы Просперо Античи . Надпись гласит: "Ecce Crucem Domini! Fugite partes adversae! Vicit Leo de tribu Iuda, Radix David! Alleluia!", что в переводе гласит: "Вот Крест Господень. Ушли все злые силы. Лев из племени Иуды, Корень Давида победил! Аллилуя!". Эта маленькая молитва была дана св. Антонием бедной женщине, которая обратилась за помощью против искушений дьявола. Молитва, названная "Девиз св. Антония", стала популярной среди францисканцев на протяжении веков. Папа Сикст V, сам францисканец, произнес молитву у основания обелиска, которую он воздвиг на площади Святого Петра в Риме в 1585 году.
8.

Примечательные факты. Это единственный древний обелиск в Риме, который никогда не падал. Первоначально острие обелиска венчал медный шар, в котором, по преданию, хранился прах Юлия Цезаря. Затем его место занял крест. В основание креста в 1740 году были вмонтированы деревянные остатки того, что считалось подлинным крестом Христа. Фрагменты реликвии вставлены и в крест, возвышающийся над куполом собор.
10.

Два фонтана и
В северном и южном фокусах площади соответственно расположены два одинаковых фонтана.
11.

Статуя апостола Петра
Статуя апостола Петра создана скульптором Джузеппе де Фабрисом в 1838-1840 гг. и поставлена при папе Пие IX. Апостол Пётр держит в правой руке два ключа, а в левой развернутый свиток, на котором написано: "Et tibi dabo claves regni Caelorum" ("И дам тебе ключи Царства Небесного"). Высота монумента 5,55 м, а пьедестала 4,91 м.
12.

Статуя апостола Павла
Статуя апостола Павла была вылеплена в 1838 году скульптором Адамо Тадолини и поставлена при папе Пие IX. Апостол держит в правой руке меч, а в левой - развернутый свиток. Оба памятника были восстановлены в 1985-1986 годах благодаря великодушию Ордена Рыцарей Колумба .
13.

Собор Святого Петра
Собор Святого Петра - католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима . Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие. Вместимость собора около 60 тысяч человек + еще до 400 тысяч человек собирается на площади в праздники.
14.

Примечательные факты. Ни один кусок мрамора собора св. Петра не был добыт из каменоломен нового времени; весь материал на постройку его извлечен из античных зданий, некоторые из которых, ради нескольких кусков, были снесены с лица земли. Папские зодчие словно "метеоры-разрушители" избороздили окрестности Римского Форума в поисках строительного материала.
15.

Фасад
Высота фасада, построенного архитектором Карлом Мадерна , 48 м, исключая высоту статуй, ширина - 118,6 м. Из портика пять порталов ведут в собор.
16.

Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Иоанн Креститель находится по правую руку Христа.
17.

На краях фасада аттик завершается часами и слева колокольней с 6 колоколами.
18.

Средний из девяти балконов на фасаде называется Лоджией Благословения . Именно отсюда Римский папа обращается к многочисленным верующим, собирающимся на площади св. Петра, с благословением "Urbi et Orbi" - "Городу и Миру".
20.

Перед тем, как зайти внутрь собора, предлагаю ознакомиться со схемой. Рисунок кликабелен, по клику откроется схема с легендой. В дальнейшем в тексте в квадратных скобках будут указаны номера позиций, соответствующих этой схеме.
23.

Портик собора
Из портика в собор ведут пять порталов.
Левые ворота - Врата смерти . Рельефы Врат смерти созданы в 1949-1964 гг. известным скульптором Джакомо Манцу . Врата смерти названы так, потому что именно через эти двери обычно выходили похоронные процессии. 10 сцен на дверях выражают христианский смысл смерти.
Врата добра и зла созданы в 1975-1977 гг. скульптором Лучано Мингуцци по случаю восьмидесятилетия папы Павла VI. Зло представлено картиной мучеников во время резни партизан в 1943 году.
24.

Двери центрального портала (ворота Филарета ) выполнены флорентийским мастером Антонио Аверулином, известного под именем Филарет в 1445 г., и происходят из старой базилики. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Павел. В нижней части изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы св. Павла и распятие св. Петра.
Врата таинств . Созданы в 1965 г. Венанцием Крочетти по заказы папы Павла VI по случаю повторного открытия Второго Ватиканского Собора.
25.

Святые ворота (Святая дверь) созданы Вико Консорти в 1949 году. Изнутри собора Святая дверь замурована бетоном, на бетоне закреплен бронзовый крест и небольшой ящичек, в котором хранится ключ от двери. Каждые 25 лет накануне Рождества перед юбилейным годом бетон разбивается. После специального ритуала Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. Над воротами изнутри смонтирована мозаика с изображением св. Петра.
26.

Напротив ворот Филарета, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. "Навичелла" . Тема мозаичной композиции - Диво нa Гeниcapeтcкoм озере - символически иллюстрирует милость Христа к народу. Иисус спасает лодку с апостолами, попавшими в шторм, и тонущего Петра. Сюжет также символизирует само спасение Церкви от всех возможных несчастий. В портике современной церкви сохранена и выставляется только копия мозаики эпохи барокко.
28.

Конная статуя Карла Великого работы скульптора Агустино Корначчини (1725). Карла Великого первым короновали в соборе в 800 г. в левом крыле портика.
29.

В конце правого крыла портика установлена конная статуя Константина Великого работы Бернини. Ее заказал папа Иннокентий X в 1654 г., но работа была завершена только в 1670 г. уже при папе Клементе X, который и распорядился поставить статую у лестницы, ведущей в Ватиканский дворец. Скульптура отображает один из эпизодов войны Константина с Максенцием.
30.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
Центральный неф
Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра.
31.

Напольная решетка из бронзы с гербом Пия XII, вставленная в пол нефа базилики Святого Петра.
36.

Пройдемся по центральному нефу от входных ворот по часовой стрелке.
Статуя св. Петра Алькантрийского - одного из инициаторов аскетической реформы в францисканском ордене (Франциско Вергара, 1753 ).
Под потолком установлена статуя св. Люси Филиппини , основательницы 52 школ для молодых женщин, где учили домашнему хозяйству, ткачеству, вышиванию, чтению и христианскому учению (Сильвио Сильва, 1949 ).
37.

Под статуей установлен Фонтан Херувимов . Аналогичный фонтан имеется с противоположной стороны нефа.
38.

Статуя св. Камилла де Леллис , основателя ордена камиллианцев .
Под потолком - статуя св. Людовика Мария Гриньон де Монфор , автора многочисленных книг и 164 гимнов, основателя Монфортанского общества Девы Марии .
39.

Статуя св. Игнатия де Лойола , основателя ордена иезуитов (Камилло Рускони, 1733 ).
Под потолком - статуя св. Антонио Мария Дзаккария , основателя трех религиозных орденов (Цезарь Аурели, 1909 ).
40.

Статуя св. Франциска из Паолы , основателя ордена минимов .
Под потолком - статуя св. Пьера Фурье , основателя конгрегации канонисс (Луи Ноэль Николи, 1899 ).
41.

Статуя апостола Андрея Первозванного . Художественно-символически изображается в зелёном одеянии, длинноволосым, с бородой и держащим крест, символ его мученической казни.
42.

Статуя св. Вероники Иерусалимской (Франческо Мочи, 1629 ). Церковная традиция называет Вероникой благочестивую еврейскую женщину, которая не побоялась подойти к несшему свой крест Иисусу и подать Ему свой плат (кусок ткани), чтобы обтереть Его лицо. На ткани осталось "истинное изображение" лица Иисуса.
43.

Главный купол
Главный купол , шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метра, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр купола -Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса - 44 метра, однако он превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. Именно Пантеон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции. Строительство купола начали Браманте и Сангалло , продолжали Микеланджело и Джакомо Делла Порта , а завершали в 1590 году в последний год правления папы Сикста V Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана .
44.

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех евангелистов: Матфея - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия (Цезаре Неббиа ), Марка - со львом (Цезаре Неббиа ), Иоанна - с орлом (Джованни де Веччи ) и Луки - с волом (Джованни де Веччи ). Лев, орел и вол - так называемые "апокалиптические звери", о которых св. Иоанн Богослов в "Апокалипсисе" пишет как о животных, которые окружали престол Бога.
45.

Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM. TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM (Ты - Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою... и дам тебе ключи Царства Небесного). При папе Клименте VIII был установлен на место крест. Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. На концах крестовой поперечины установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых помещена частица Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую медальон Агнца Божия.
46.

В подкупольном пространстве перед главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м, балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов работы Франсуа Дюкенуа . Одна пара ангелов держат символы папы - ключи и тиару, другая пара держит символы св. Павла - книгу и меч. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория в том числе взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII конструкции, которые поддерживали крышу портика. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, по высоте он равен 4-этажному зданию. Посреди балдахина стоит папский алтарь, названный так, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Алтарь изготовлен из большого куска мрамора, привезенного с форума императора Нервы.
47.

Перед алтарем находится лестница, ведущая вниз к гробнице св. Петра . Называется этот спуск Confessio (исповедальня) , потому что его можно рассматривать как прорубленное окошечко в исповедальне, через которое верующие могли обратиться взором к раке, сокрытой глубоко под землей, где хранится часть мощей св. Петра.
50.

Статуя св. Бенедикта , основателя ордена бенедиктинцев .
52.

Статуя св. Франциска Ассизского (Карло Мональди, 1727 ), учредителя названного его именем нищенствующего ордена - ордена францисканцев .
Под потолком - статуя св. Альфонсо де Лигуори (Пьетро Тенерани, 1839 ), основателя Конгрегации Святого Спасителя .
53.

Монумент (надгробие) папы Павла III (Гульельмо делла Порта, XVI в.). Говорят, что аллегории Правосудия и Благоразумия похожи на сестру и маму папы. При создании надгробия делла Порта возможно использовал набросок Микеланджело, да и сама работа по созданию надгробия скорее всего велась под надзором Микеланджело.
54.

Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра . Бернини украсил престол великолепным бронзовым троном, который несли фигуры в два человеческих роста, изображающие четырех отцов Церкви: Амвросия и Августина как представителей римской церкви, Афанасия и Иоанна Златоуста - соответственно греческой. Сверху престол был погружен в сверкающий золотой свет, льющийся из овального стеклянного окна с изображением голубя - символа Святого Духа - божественного источника папской непогрешимости. От изображения голубя во все стороны отходят золотые лучи и пронизывают набухающие облака, населенные ангелочками.
55.

Монумент (надгробие) папы

Собор Святого Петра – это главная церковь для более миллиарда католиков. Только представьте, больше чем 1 000 000 000 человек по всему миру считают это место святым и хотят попасть сюда. Для сравнения, православие насчитывает около 225 миллионов человек.

Поэтому, если вы собираетесь в Рим, то посетить Ватикан с этим собором почти необходимость, даже если вы не католик – эта достопримечательность мирового масштаба. А чтобы посещение было более интересным, ниже я расскажу интересные факты о храме и его историю создания.

История строительства церкви

До того как был построен собор, на этом месте расположились сады. Неподалеку был цирк императора Нерона. Цирк был одним из любимых мест горожан, там часто отдыхали и веселились. Однако параллельно правительством совершались гонения на первых христиан: истязали, ссекли кнутами и даже бросали львам на арене Колизея .

И вот однажды в 67 году нашей эры власти схватили одного из учеников Христа – Апостола Петра. Необходимо уточнить, что святой Петр прибыл в Рим в 43 году для того, чтобы объединить и поддержать римских христиан, Апостол Петр 24 года руководил Римской церковью.

И вот, в злосчастный 67 год святой был схвачен и приведён на судилище. Конечно судьи, поклонявшимся множеству божеств, вынесли смертный приговор апостолу, посчитав его веру неверной и чужой. После приговора святого Петра привели в цирк Нерона.

За какой-то год увеселительное место успели превратить в место казни, на этом месте уже замучали до смерти несколько сот христиан, теперь был черед Петра.

Но апостол не смутился перед смертью, и вместо обычной казни он пожелал мученическую смерть, как у Христа, на кресте. Похоронен святой был неподалеку, а близкие друзья Петра позже установили памятник на его могиле. Захоронение Петра стало первым культовым местом христиан – сюда приходили на исповедь или просто за советом.

Фото: Крупный план главного фасада

Строительство собора

После признания христианства, в 322 году император Константин велел построить базилику на месте распятия святого Петра, фактически она служила мавзолеем святого Петра.

В 1506 году папа Юлий II решил перестроить небольшую базилику в более престижный собор, который в действительности бы исполнял роль главной святыни христиан.

Разработку проекта поручили Донато Браманте, который и стал первым архитектором собора святого Петра в Ватикане. Позже к созданию церкви приложили усилие не один именитый мастер: Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонаротти и Джакомо делла Порта – непосредственно участвовали в возведении этого белоснежного чуда.

Чертёж от Антонио да Сангалло

Кстати говоря, Микеланджело долго отказывался от работы над собором, подкрепляя свои слова тем, что он не архитектор, хотя также Буонаротти не брался за роспись всем известной Сикстинской капеллы . Уже в последствие именно при Микеланджело Буонаротти работа продвинулась больше, чем за время всех предыдущих мастеров вместе взятых: практически с нуля были возведены стены, крыша и начата работа над огромным куполом.

Но каждый из предшествующих великих мастеров вносил свои идеи, которые отразились на конечном варианте чертежей Буаноротти, наиболее сильные изменения происходили в форме собора : изначальная идея была построить собор в виде греческого креста (с равными сторонами), затем латинского (с вытянутой нижней частью), затем опять греческого, но остановились всё-таки на латинском варианте.

Интерьер собора святого Петра создавал величайший зодчий Италии – Лоренцо Бернини.

Окончание строительства было ознаменовано освящением собора Урбаном VIII 18 ноября 1626 года. Тогда же был официально открыт собор и начались службы.

Архитектура собора

Размеры храма

Собор святого Петра поражает своим масштабом: высота – 136 метров, а ширина – 211. Долгое время имела статус самого огромного христианского собора в мире , однако статус был «отобран» 1990 году базиликой в городе Ямусукро, Кот-д’Ивуар, но по вместимости он все равно находится на первом месте среди всех церквей.

Вид на собор и мост Святого Ангела

Гордость собора – алтарь к гробнице Апостола Петра (у алтаря есть отверстие, так что каждый может взглянуть внутрь), но Петр не единственный кто тут погребен: на территории собора похоронены многие люди, причисленные к лику святых.

Алтарь с отверстием к гробнице апостола Петра

Перед входом в храм стоят статуи Святых Павла и Петра. В руке у Петра ключи от “царства небесного”, которые вручил ему сам Господь.


Фото: Статуя апостола Петра с ключом от небес. Статуя Павла находится правее.

Купол базилики

Шедевром архитектурного искусства является купол. Высота – 119 метров, а диаметр имеет 42 метра. Опирается купол на четыре огромных столба.

Внутри собора под куполом расположился шедевр Бернини – балдахин, высотой в 29 метров, на четырех витых колонах. Балдахин – это декоративный навес на столбах. Над каждой из четырех колон возвышаются статуи ангелов. Бронзу для балдахина взяли из Пантеона , демонтировав бронзовые конструкции, поддерживающие портик.


Балдахин – шедевр Бернини

Входы в собор

Храм имеет 5 дверей. Одна из дверей имеет очень интересное назначение. Эти врата – последние с правого бока, и называются они – Святые. Открывается эти врата только в особый “Святой” год. Все остальное время дверь замурована. Разбивается замурованная дверь перед Рождеством через каждые 25 лет. После тройного коленопреклонения и 3 ударов молоточка, врата открываются, и папа с крестом заходит в храм. После окончания Святого года врата бетонируются на 25 лет.

Полезная информация

Дресс-код

При входе в храм существует некий дресс-код: ноги и руки необходимо прикрыть, у женщин должна быть покрыта голова, а мужчина обязан снять головной убор.

Подняться на купол

  1. Во-первых, подъем делиться на 2 этапа: сначала по удобным и широким лестницам, и потом по узким и неудобным (для людей с широкими плечами или имеющие избыточный вес) лесенкам.
  2. Во-вторых, услуга платная – 7€ на лифте и 5€ пешком по ступенькам, причем лифт работает только на 1 этапе (остальные 320 ступенек необходимо подыматься пешком). Чтобы не простаивать в огромных очередях, лучше прийти к самому открытию (кассы начинают работать в 8:00), а ещё лучше за 5-10 минут.
  3. В-третьих, если вы всё таки решитесь, вы будете награждены незабываемыми видами с самой высокой точки Рима.

Часы работы

Время и часы работы собора Петра: открыт с 9.00 до 19.00 с апреля по сентябрь и до 18.00 с октября по март. В среду утром закрыт на папские приемы.