Вариации на выдержанную мелодию. Музыкальные жанры: Вариации Строение вариаций

Циклы фигурационных вариаций было принято писать на какую-либо заимствованную мелодию, легко узнаваемую слушателями и пос­тоянно звучащую для них сквозь вариационные раскрашивания. «Пьесы с вариациями всегда должны основываться на таких ариэттах, которые известны слушателям. При исполнении таких пьес не надо лишать публи­ку удовольствия деликатно подпевать исполнителю» (И.П. Мильхмайер, 1797). Но в сонатах л симфониях композиторы применяли для вариаций собственные темы.

Отличительные признаки данной формы: тема - в простой двух­частной, реже простой трехчастной форме; основной прием развития - фактурный, состоящий в орнаментировании (раскрашивании) темы, ди­минуировании (дроблении длительностей), применении различных фи­гураций; форма темы выдерживается во всех вариациях, с допущением эпизодических расширений и коды; тональность - единая, но с типич­ной заменой на одноименную в серединных вариациях. Благодаря выдерживанию формы темы в дальнейших вариациях, данная разновид­ность вариационной формы относится к числу строгих вариаций . В ком­позиции вариаций используются субтемы (в «32 вариациях» c-moll Бетховена - вариант темы в C-dur с последующими вариациями), субвариации (вариации на вариацию), наряду с диминуцией - также и редукция (укрупнение длительностей после их дробления).

Форма классических фигурационных вариаций стабилизовалась в творчестве Моцарта: число вариаций - чаще 6, а максимум - 12, предфинальная вариация - в темпе Adagio, последняя вариация - в ха­рактере финала инструментального цикла, со сменой темпа, метра, жанра. У Бетховена число вариаций изменилось в обе стороны - и сократилось до 4-х (вторые части 1, 9 скрипичных сонат, 23 фортепианной), и уве­личилось до 32-х (32 вариации с moll для ф.-п.)

Пример формы фигурационных вариаций у Моцарта - II ч. d-moll из 9 сонаты для скрипки F-dur K.377. Тема написана в простой двух­частной форме, количество вариаций - 6: 1-4-я и 6-я вар. в d-moll, 5-я в D-dur. Фактурно-ритмическая логика формы такова: от темы к 4-й вар. идет последовательное диминуирование (длительности восьмые, шест­надцатые, триоли шестнадцатых, тридцатьвторые). Примеры: мелодия начального периода темы (а), фигурация 1-й вариации шестнадцатыми (б), фигурация 2-й вариации триолями шестнадцатых (в), фигурация 3-й ва­риации тридцатьвторыми (г), тираты в 4-й вариации (д):

Далее наступает контраст в виде мажорной вариации, за которой следует финальная Сицилиана (по существу характерная вариация), со сменой темпа, метра, жанра; певучая мажорная вариация (dolce) рет­роспективно занимает место предфинального Adagio. Примеры: мелодия мажорной 5-й вариации (а), мелодия Сицилианы (б):


Пример моцартовской темы с 12 вариациями - в финале 6 сонаты для ф.-п. D-dur (K.284).

Примеры тем у Моцарта в простой 3-частной форме - в 10 вариа­циях на тему «Наш простак», в 8 вариациях на песню «Женщина - чу­десное создание».

Как правило, темы для классических вариаций имеют квадратную структуру, усиленную буквальным повторением частей. Оригинальней­ший образец неквадратности составляет тема бетховенских «12 вариаций на русский танец из балета «Лесная девушка» по Враницкому» (русский танец - «Камаринская»). Структура ее двухчастной репризной формы - 5 + 5 ||: 4 + 5:|| (см. Пример 39).

Заключения фигурационных вариаций, помимо финальной «пере­мены в последний раз» (как в приведенном примере из сонаты Моцарта для скрипки, К.377), могут быть сделаны в виде самой виртуозной ва­риации (Н ч. «Крейцеровой сонаты» для скрипки Бетховена), или как репризное возвращение к теме (II ч. «Аппассионаты»), или путем воз­вращения к мелодии темы на фоне самого интенсивного диминуирова­ния (Ариэтта из 32 сонаты Бетховена).

Среди бетховенских вариаций Ариэтта C-dur, II ч. 32 сонаты для ф.-п, выделяется уникальным сохранением всей внешней формы орнамен­тальных вариаций и полной внутренней трансформацией ее семантики. Типовые внешние черты - тема в простой двухчастной форме, квадрат­ная по структуре (8 + 8), с повторением частей, вариации - строгие с последованием диминуций от восьмых к шестнадцатым, тридцать вто­рым, трелям; последняя, 5-я вар., окруженная разработкой и кодой, со­держит репризное возвращение темы, в вариациях - единая тональ­ность C-dur, за исключением модуляций в разработке. Переосмысление вариаций начинается с темы - Adagio molto semplice e cantabile: вместо «знакомой ариэтты» - тема на хоральной основе, со свободным регист­ровым пространством между глубокими «низинами» баса и поющей в вышине мелодией, в конце заполняющимся полнозвучными гимни­ческими аккордами. Диминуций, быстро захватывающие необычайно мелкие и все уменьшающиеся длительности, развертывают ритмику вариаций за пределами человечески-земного, пульсового ощущения времени и приходят к порогу восприятия длительностей и ритма - тре­пещущему биению трели в разработке и коде. Акустический разрыв ре­гистров, заданный первым же аккордом, сравнимый с акустикой гор, в ходе вариаций расширяется неуклонно расходящимися «лучами» - до контраста «звезд» и «пропастей»: антитеза хроматически перегармо­низованного «хорала» в гулких басах и в звонких «верхах» в 4 вар., «нечеловеческий», в 5 1 / 2 октав, разрыв мелодии и баса в разработке (Es-dur), имитационные переклички «подземного» и «заоблачного» в ко­де. Сверхчеловеческая семантика вариаций из последней сонаты Бетхо­вена для ф.-п. у философа П. Флоренского вызвала образ встречи Отца и Сына: «О Сын Мой, я ждал Тебя 300 лет...».

Технологическая карта урока

Предмет

Музыка

Класс

3в класс

Тип урока

Усвоения новых знаний

Технология построения урока

Изучение и первичное закрепление нового материала

Тема

«Вариации»

Цель

Сформировать представление о вариации, как о музыкальной форме, уметь отличать на слух особенности построения вариаций

Основные термины и понятия

Музыкальная форма, вариации, простые вариации, свободные вариации

Планируемый(ожидаемый) результат

Знать значение понятия вариации, простые и свободные вариации, уметь определять в музыкальных произведениях вариационную форму, отличать на слух простые и свободные вариации, создать модель вариаций

Предметные умения

Личностные УУД: развивать музыкально – эстетический вкус, музыкальный слух, умение реализовывать свой творческий потенциал в процессе индивидуального и коллективного действия, формировать умение отличать форму вариаций па слух, взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач

Регулятивные УУД: формировать умение контролировать и корректировать собственные учебные действия, понимать усепхи и неудачи в вокально – хоровой деятельности, творческих заданиях на слух

Познавательные УУД: уметь распознавать виды вариаций, опираясь на средства музыкальной выразительности, знать музыкальные области применения вариационной формы

Организация пространства

Инструмент, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Восприятие и анализ музыкального произведения

Вокально – хоровая работа

Создание модели свободных вариаций

Запись определений в рабочих тетрадях

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

Актуализация опорных знаний и умений

Стимулирование познавательной деятельности учащихся посредством демонстрации презентации, знакомство с терминами музыкальная форма, вариации

Постановка учебной проблемы

Выдвижение проблемно – поискового задания, организация путей решения с помощью наводящих вопросов

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Теоретическое разграничение видов вариаций, раскрытие их особенностей

Открытие нового знания

Открытие нового знания через теорию

Первичная проверка понимания

Создание проблемной ситуации через слушание, организация путей решения

Применение новых знаний

Организация коллективно – исполнительской деятельности, связь ее с проблемой урока, логическое построение драматургии урока, выполнение творческого задания

Проверка эмоциональной, деятельностной сферы, уровня овладения учебным материалом

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД): познавательная деятельность учащихся

Регулятивные:корректировать собственное исполнение

Коммукативные:эмоционально – образный настрой

Музыкальное приветствие: - Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передавая частичку хорошего настроения.

Какая песня звучала, когда вы заходили в класс? Эта песня звучала не случайно, сегодня, опираясь на нее, мы будем говорить о музыкальной форме вариации. (1 слайд)

Учащиеся под музыку р.н.п. «Во поле береза стояла…» входят в класс, приветствие: - Здравствуйте, учитель!

Актуализация знаний

Предметные: знакомство с новой музыкальной формой

Метапредметные (УУД): выделение главной цели урока

Познавательные: выбор критериев для сравнения

Коммукативные:сотрудничество с учителем

Исполним прозвучавшую песню. (2 слайд)

Вариации – старейшая музыкальная форма,зародилась она в народном творчестве. Народные исполнители обычно повторяли свои напевы по несколько раз, при этом, каждое новое исполнение звучало в измененном варианте. В современном искусстве вариации широко применяются композиторами в популярной музыке, так как она в основном состоит из песен, где повторяются куплеты.

Что же обозначают термины – музыкальная форма и вариации? (3 слайд)

Учащиеся принимают участие в коллективном пении, воспринимают рассказ учителя

Работают с презентацией,

записывают термины в тетрадь

Постановка учебной проблемы

Предметные: определить на слух отличительные особенности вариационной формы

Метапредметные (УУД):готовность к логическим действиям

Познавательные: мысленное расчленение произведения на части

Регулятивные: умение действовать по плану

Коммукативные: умение участвовать в совместной деятельности

Послушайте песню, звучавшую в начале урока, посмотрите видеоклип. (4 слайд)

Дайте ответы на вопросы.

(5 слайд)

Учащиеся слушают, анализируют, отвечают на вопросы.

Формулирование проблемы планирование

Личностные: слушать, находить нужную информацию в презентации

Метапрдметные (УУД): разделение общих и частных понятий

Регулятивные: оценка собственных умозаключений

Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной. Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского смысла.

Такие вариации делятся на простые и свободные.

Слушают, отмечают различие видов вариаций

Открытие нового знания

Предметные: более полное знакомство со средствами музыкальной выразительности

Метапредметные (УУД): знакомить с терминами «свободные и простые» на примере вариаций

Познавательные: искать пути решения в ответе на вопрос о сложности вариаций

Регулятивные: формировать наводящие и проблемные вопросы

Коммукативные: участие в совместной деятельности, поиск компромиссов

Создавая вариации, композиторы применяют средства музыкальной выразительности. Повторим некоторые из них.

(6 слайд)

Сейчас мы еще раз услышим песню «Во поле береза стояла» в новом исполнении. П. И. Чайковский включил её в финал Симфонии №4. В этом произведении русская песня рисует картину праздничного народного веселья. Как только вы услышите звучание знакомой темы - поднимите руку иопределите, какие это вариации: простые или свободные.

(7 слайд)

Работают с презентацией, зачитывают термины, дают характеристику.

Активно слушают музыку, делают выводы.

Физкультминутка

Соблюдение здоровье сберегающих технологий

Физкультминутка «Елочка» (8 слайд)

Встают, выполняют упражнения

Применение нового знания

Предметные: применение полученных знаний в создании модели вариаций

Метапредметные (УУД): умение анализировать проблемы войны и мира

Познавательные: формированиемотивации к культуре другой страны

Регулятивные: контролировать свои эмоции

Коммукативные: участие в вокально-хоровой работе, воспринимать окружающий мир

А сейчас вы познакомитесь с японской народной песней «Сакура». (9 слайд)

Что такое сакура?

Япония – это страна земледельцев. Поэтому японцы уделяют много внимания растениям, причем воспеваемые растения часто не имеют практической значимости. Сакура – это несъедобная разновидность вишни, тем не менее, перед храмами высаживаются аллеи из деревьев сакуры, за ее цветением в конце марта – начале апреля следят все средства массовой информации, поклонение носит религиозный и эстетический характер (наслаждаются красотой).

Исполним эту песню на русском и японском языке. (10, 11 слайды)

Какой язык более благозвучен с нежным характером песни?

А нет ли у вас ощущения, что эту песню хочется продолжить?

Незаконченность – это особенность японской музыки.

Сейчас прозвучат вариации на тему «Сакура», но прежде послушайте о страшной трагедии, произошедшей в Японии в 1945 году.

6 августа 1945 года в 8 часов утра, когда японцы спешили на работу, над городом Хиросима показались три самолета. У ведущего самолета открылись люки, и от него отделилась и начала падать бомба. Когда она взорвалась, то превратилась в гигантский огненный шар, который вобрал в себя весь город, а затем поднялся над ним невиданным грибообразным облаком. В аду оказались ни в чем неповинные жители Хиросимы. А 9 августа та же участь постигла другой японский город - Нагасаки. Погибли сотни и сотни тысяч людей, а те, кто выжил, были обречены. Как вы понимаете, последствия взрывов потрясли и ужаснули всех, в том числе и российского композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Все свои переживания, сочувствие японскому народу композитор выразил в вариациях на тему японской народной песни "Вишня". Чуть позже в Японии вышла книга, которая называлась "Девочка Садако хочет жить". Семья девочки попала в эту трагедию. Девочка заболела неизлечимой болезнью. Садако очень хотела поправиться и однажды, она спросила у доктора: "Буду ли я жить?". Доктор ответил: "Да. Ты поправишься, когда сделаешь тысячу бумажных журавликов." Девочка так любила жизнь, тех, кто был рядом с ней, но, несмотря на это Садако не успела сделать тысячу журавликов. В память о ней дети Японии сделали тысячу журавликов и запустили их в небо.

Слушание музыки.

(12-32 слайды)

Какой философский смысл заложен в произведение?

Люди должны помнить о страшных уроках истории. А музыка предостережет их от необратимых действий.

На партах перед вами «Модель вариаций Д. Б. Кабалевского».(Пр. 1)

Посоветуйтесь друг с другом и решите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.

Сделайте вывод – эти вариации простые или свободные? Почему?

После это задание проверяется на экране.

(33 слайд)

Вспоминают, отвечают

Участвуют в вокально–хоровой работе.

Аргументируют ответ

Аргументируют свой ответ

Учащиеся слушают,

Участвуют в рассказе о историческом событии, эмоционально сопереживают

Слушание с просмотром презентации

Дают

аргументиро - ванный ответ

Работа в парах с «Моделью вариаций»

Свободные, потому, что использованы почти все средства музыкальной выразительности, первоначальная тема узнается с трудом.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные: осознание развитости музыкально – эстетического чувства

Метапредметные (УУД): умение самоопределиться в оценивании усваемого содержания, обеспечивающего личный моральный выбор

Регулятивные: понимание успешности и причин неудач

Коммукативные:уменииеучаствовать в совместной деятельности

В конце урока мне хочется узнать, как вы оцениваете свою деятельность на уроке. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны хлопните в ладоши один раз, если нет, стукните один раз ногой.

Фигурационные вариации — это самый распространенный тип вариаций в инструментальной музыке классико-романтического периода. В целом это сложившийся цикл строгих вариаций с преобладающим методом варьирования в виде гармонической или мелодической фигурации. Фигурационные вариации чисто технически могут быть и свободными, но логичнее и целесообразнее именно строгие фигурационные вариации.

Тема

Тема может быть как оригинальной (авторской), так и заимствованной. В любом случае темой становится многоголосное целое (а не просто мелодия); в большинстве случаев тема изложена намеренно просто, чтобы оставить простор для изменений. Чаще всего тема написана в простой двухчастной форме.

Метод фигурационного варьирования

Варьируется тема следующим образом: от мелодии остаются главнейшие опорные точки (они могут немного сдвигаться, не нарушая гармонический план, а также менять октаву), и они соединяются новой гармонической (арпеджирование) и мелодической (неаккордовые звуки) фигурацией. Возможны и просто фактурные изменения (например, альбертиевы басы вместо сухих аккордов в сопровождении). Как правило, на протяжении одной вариации выдерживается какой-то один приём.

Особенности цикла

В классических вариациях часто встречаются в качестве оттеняющего средства к массе строгих фигурационных вариаций одна-две более свободные или жанрово-характерные. Дело в том, что фигурационный способ варьирования по сути своей однообразен и почти не влияет на художественную образность темы. В частности, распространены медленная вариация незадолго до конца, вариация в одноименном мажоре или миноре, увеличенная в размерах финальная вариация. Вообще последняя вариация может быть весьма своеобразной, даже фугой.

На сегодняшний день существует множество определений понятия вариационной формы. Различные авторы предлагают свои варианты:

Вариациомнная фомрма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, _ музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века) .

Вариационной называется форма, основанная на видоизмененных повторениях темы (также двух и более тем) .

Вариационной формой или вариационным циклом называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений (называемых вариациями) .

Вариационная форма, кроме того, носит названия «вариации», «вариационный цикл», «тема с вариациями», «ария с вариациями», партита (другое значение партиты _ сюита танцев) и др. Сами вариации имели множество исторических наименований: Variatio, Veranderungen («изменения»), дубль, versus («стих»), глоса, floretti (буквально «цветочки»), lesargements («украшения»), evolutio, parte («часть») и др. Вариации сочиняли и величайшие композиторы, и концертирующие исполнители-виртуозы, их музыкальное содержание простирается от непритязательного варьирования простейшей темы (типа вариаций D-dur для мандолины Бетховена) до вершин интеллектуальной сложности в музыке (ариетта из 32 сонаты Бетховена) .

Следует различать вариационную форму и вариационность как принцип. Последний имеет неограниченный спектр применения (варьироваться могут мотив, фраза, предложение в периоде и т. д., вплоть до варьированной репризы в сонатной форме). Однако однократное применение принципа варьирования не создаёт на его основе форму. Вариационная форма возникает только при систематическом применении этого принципа, поэтому для её создания необходимо не менее двух вариаций.

Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной. Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского. В отношении жанров темами вариаций выступали хоралы, традиционные басы пассакалии и чаконы, сарабанда, менуэт, гавот, сицилиана, ария в двух значениях этого слова (певучая мелодия, как бы для духовых, от фр. «air» _ «воздух», и ария из оперы), народные песни разных стран, темы для вариаций других авторов и мн. др. .

Вариации принято классифицировать по четырём параметрам:

по тому, затрагивает ли процесс варьирования тему или только сопровождающие голоса выделяют: прямые вариации, косвенные вариации;

по степени изменения: строгие (в вариациях сохраняются тональность, гармонический план и форма темы), свободные (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика и т. д.; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности как пьеса с индивидуальным содержанием);

по тому, какой метод варьирования преобладает: полифонические, гармонические, фактурные, тембровые, фигурационные, жанрово-характерные;

по количеству тем в вариациях: однотемные, двойные (двухтемные), тройные (трехтемные) .

В.Н. Холопова в своей книге «Формы музыкальных произведений» представила следующий вариант классификации:

Вариации на basso ostinato (или на выдержанный бас, «полифонические вариации»).

Вариации фигурационные (орнаментальные, «классические»).

Вариации на выдержанную мелодию (или на soprano ostinato, так называемые «глинкинские вариации»).

Вариации характерные и свободные.

Вариантная форма.

Кроме того, обособляются вариации двойные и многотемные, в которых встречаются все названные виды варьирования, и вариации с темой в конце. При этом не упускается из виду, что могут быть смешанные виды вариаций .

Тем не менее, в процессе исторического развития закрепились преобладающие типы вариаций с боле или менее стабильными комбинациями названных признаков. В качестве основных типов вариаций укрепились: вариации на выдержанную мелодию, вариации на basso ostinato, фигурационные вариации и жанрово-характерные вариации .

Эти типы существовали параллельно (по крайней мере, с XVII века), но в разные эпохи какие-то из них были более востребованы. Так, композиторы эпохи барокко чаще обращались к вариациям на basso ostinato , венские классики _ к фигурационным, композиторы-романтики _ к жанрово-характерным. В музыке XX века все эти типы сочетаются, появляются новые, когда в качестве темы может выступать отдельный аккорд, интервал и даже отдельный звук.

Кроме того, существуют несколько специфических типов вариаций, которые встречаются реже: это вариационная кантата эпохи барокко и вариации с темой в конце (появившиеся на исходе XIX века). Определенным родством с вариационной формой обладают куплетно-вариационная и куплетно-вариантная формы. Близка вариациям также хоральная обработка XVIII века.

Важно отметить, что во многих произведениях применяются разные типы варьирования. Например, начальная группа вариаций может быть вариациями на выдержанную мелодию, далее _ цепь фигурационных вариаций.

Любой вариационный цикл _ разомкнутая форма (то есть новые вариации можно в принципе прибавлять бесконечно) . Поэтому перед композитором встает задача создать форму второго порядка. Это может быть «волна» с нарастанием и кульминацией, либо любая типовая форма: наиболее часто это трёхчастная форма или рондо. Трёхчастность возникает в результате введения контрастной вариации (или группы вариаций) в середине формы. Рондообразность возникает вследствие неоднократного возвращения контрастного материала.

Часто вариации объединяются в группы, создавая локальные нарастания и локальные кульминации. Это достигается за счёт единой фактуры или за счёт ритмического нарастания (диминуирование). Ради придания форме рельефности и чтобы как-то разбить непрерывный поток сходных вариаций, уже в классическую эпоху в развёрнутых циклах одна или несколько вариаций проводились в другом ладу. В вариациях XIX века это явление усилилось. Теперь уже отдельные вариации могут проводиться в других тональностях (например, «Симфонические этюды» Р. Шумана _ при исходном cis-moll, есть вариации в E-dur и gis-moll, финальная вариация _ Des-dur) .

Возможны различные окончания вариационного цикла. Завершение может быть сходным с началом либо, наоборот, максимально контрастным. В первом случае в конце произведения проводится тема в близком к первоначальному варианте (например, С. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3, 2-я часть). Во втором _ окончание представляет собой максимум продвижения в данном направлении (например, самые мелкие во всем цикле длительности). Ради контраста финальной вариации может меняться метр и жанр (частое явление у Моцарта). Как наибольший контраст гомофонной теме в конце цикла может звучать фуга (в классическую и послеклассическую эпоху) .

Вариационный способ развития находит широкое и высокохудожественное применение у русских классиков и связан у них с вариационностью, как одной из характерных черт русского народного творчества. В композиционной структуре тема с вариациями _ это способ развития, обогащения и всё более глубокого раскрытия первоначального образа .

По своему смыслу и выразительным возможностям, форма вариаций призвана разносторонне и разнообразно показать основную тему. Тема эта обычно проста и вместе с тем содержит в себе возможности для обогащения и раскрытия её полного содержания. Также трансформация основной темы от вариации к вариации должна идти по линии постепенного нарастания, приводящего к конечному результату.

В XIX столетии наряду со многими образцами вариационной формы, в которых отчетливо отражена преемственность основных методов варьирования, проявляется новый тип этой формы, так называемые свободные вариации.

Свободными называются вариации, отступающие от темы в отношении формы (структуры), обычно _ и от тональности. Название «свободные» применяется главным образом к вариациям XIX, затем XX вв., когда структурные изменения становятся принципом организации вариационных форм. Отдельные свободные вариации обнаруживаются у венских классиков в ряду строгих вариаций .

В дальнейшем направление, намеченное в этих вариациях, получило значительное развитие. Его основные черты:

  • 1) Тема или ее элементы изменяются таким образом, что каждой вариации придается индивидуальный, очень самостоятельный характер. Такой подход к обработке темы можно определить, как более субъективный, по сравнению с тем, который проявлялся у классиков. Вариациям начинает придаваться программный смысл.
  • 2) Благодаря самостоятельности характера вариаций весь цикл превращается в нечто подобное сюите. Иногда появляются связки между вариациями.
  • 3) Возможность смены тональностей внутри цикла, намеченная Бетховеном, оказалась очень уместной для подчеркивания самостоятельности вариаций посредством разницы в тональном колорите.
  • 4) Вариации цикла, в ряде отношений, строятся довольно независимо от структуры темы:
    • а) меняются тональные отношения внутри вариации;
    • б) вводятся новые гармонии, часто совершенно изменяющие колорит темы;
    • в) теме придается иная форма;
    • г) вариации настолько удаляются от мелодико-ритмического рисунка темы, что представляют собой пьесы, лишь построенные на отдельных ее мотивах, развитых совсем иначе.

Все перечисленные черты, разумеется, в различных произведениях XIX-XX столетий проявляются в неодинаковой мере .

Свободные вариации _ это тип вариаций, связанный методом варьирования. Такие вариации характерны для послеклассической эпохи. Облик темы тогда был предельно изменчив, и если заглянуть из середины произведения в его начало, то можно было и не узнать основную тему. Такие вариации представляют целую серию контрастных по жанру и смыслу вариаций близких основной теме. Здесь различие преобладает над сходством.

Формула вариации хоть и остаётся A, Al, A2, A3 и т.д., но основная тема уже не несёт первоначальный образ. Может варьироваться и тональность и форма темы, может доходить до приёмов полифонического изложения. Композитор может даже вычленить какой-то фрагмент темы и варьировать только его.

Принципы варьирования могут быть: ритмические, гармонические, динамические, тембральные, фактурные, штриховые, мелодические и т.д. Исходя из этого многие вариации могут находиться обособленно и напоминать больше сюиту, чем вариации. Количество вариаций в этой форме не ограниченно (как, например, в классических вариациях, где 3-4 вариации _ это как бы экспозиция, две средние _ разработка, последние 3-4 _ это мощное утверждение основной темы, т.е. тематическое обрамление) .

Варьирование народных мелодий _ это обычно свободные вариации. Примером свободных вариаций, из которых часть сохраняет значительную близость к теме, а часть, наоборот, от нее удаляется, может служить и произведение «Вещий сон», обработку которого написал Вячеслав Анатольевич Семёнов.

Таким образом, многовековая музыкальная практика народов разной национальности послужила источником возникновения вариационной формы. Здесь мы находим образцы как гармонических, так и полифонических стилей перечислить исторические типы вариаций и типы варьирования. Вариационный принцип развития берет свое начало в народном музыкальном творчестве, в первую очередь песенном. Вариационные формы получили в музыке очень широкое и разнообразное применение. Они встречаются и как форма отдельного произведения, и как часть цикла (сюиты, сонаты, симфонии), и как форма раздела какой-либо сложной формы (например, средняя часть сложной трехчастной формы). В вокальной музыке - как форма песен, арий, хоров. Очень распространена форма вариаций в инструментальных жанрах - сольных и оркестровых (разновидность - оркестровые вариации).

ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА (вариации, тема с вариациями, вариационный цикл), музыкальная форма, основанная на многократном повторении темы с различными изменениями. Одна из старейших форм, отдельные виды которой известны с 13 века (смотри Полифонические вариации). Фольклорный прообраз вариационной формы - инструментальные наигрыши, где варьируются краткие мелодико-гармонические обороты. Развитие вариационной формы связано с прогрессом инструментализма: музыка многих танцев эпохи Возрождения (пассамеццо, фолия, романеска, бергамаска и др.) базировалась на стабильной гармонической формуле и её фактурном варьировании; с 16 века распространились, особенно в Испании, вариации для лютни, виуэлы (диференсиас, глосы) на популярную песню или танец; множество вариаций на духовные или светские темы создавалось для органа. В эпоху барокко переживали расцвет вариации на бассо остинато, где тема, неизменно повторяемая в басу (смотри Остинато), косвенно варьируется посредством обновления свободных голосов (например, органная Пассакалия И. С. Баха).

В 18 веке сложился классической тип вариационной формы, включающий изложение гомофонной темы и не менее двух её повторений - вариаций. Тема оригинальная или заимствованная (например, 33 вариации для фортепиано на тему Диабелли ор. 120 Л. ван Бетховена), для неё типичны: песенно-танцевальный характер; форма периода, большого предложения, простая двух- или трёхчастная; экономность в гармонии и фактуре (которые обогащаются по мере варьирования). Вариации делятся: по глубине изменений - на строгие (сохраняются форма, гармонический план, тональность, при возможной смене ладового наклонения) и свободные (изменения не регламентированы); по методам варьирования - на орнаментальные (фигурационные), жанрово-характерные и др. Для фигурационного варьирования типично единство мелодико-фактурного рисунка внутри вариации; среди приёмов: арпеджирование звуков аккорда (смотри Арпеджио), гаммообразное движение, смена регистров, диминуция (дробление долгих тонов темы фигурациями из мелких длительностей), смещение мелодических опор на иные метрические доли. Цельность классической вариационной формы достигается интонационным и тонально-гармоническим единством темы с вариациями, единой линией развития, группировкой вариаций по сходству (в 32 фортепианных вариациях с-moll Бетховена выделяются группы: 1-3, 6-7, 10-11 и так далее) или контрасту, благодаря чему образуется «форма второго плана» (по В. В. Протопопову), например, 3-частная (II часть фортепианной сонаты а-moll ор. 42 Ф. Шуберта). Заключительный характер последней вариации достигается различными способами: возвращением к первоначальному изложению (12 вариаций В-dur для фортепиано KV 500 В. А. Моцарта) или, наоборот, сменой метра («Je suis Lindor» для фортепиано KV 354 Моцарта), ускорением темпа (IV часть 10-й сонаты G-dur для скрипки с фортепиано Бетховена), увеличением масштаба и радикальным изменением формы - вплоть до фуги; возможна и собственно кода. Помимо преобладающих однотемных вариаций бывают двухтемные (двойные: II часть 103-й симфонии Es-dur Й. Гайдна) и, редко, трёхтемные (тройные: «Увертюра на русские темы» Н. А. Римского-Корсакова).

У венских классиков преобладают строгие фигурационные вариации (1 часть 12-й сонаты As-dur Бетховена), у романтиков - свободные жанрово-характерные (12 «симфонических этюдов» для фортепиано Р. Шумана); в русской музыке распространён тип «глинкинских» вариаций с удержанной мелодией (так называемое сопрано остинато), как в «Персидском хоре» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». В вариационной форме пишут самостоятельные произведения (Рапсодия на тему Паганини С. В. Рахманинова), части циклов (II часть 3-го концерта для фортепиано с оркестром С. С. Прокофьева), арии, хоры, песни, а также разделы крупной формы (например, в I части 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича).

В музыке 20-21 века вариационная форма получает особенно широкую трактовку, в том числе благодаря нетрадиционным темам (отдельный аккорд, интервал, звук) и новым техникам композиции (додекафонные Вариации для фортепиано ор. 27 А. Веберна).

Лит.: Мüller-Blattau J. Gestaltung-Umgestaltung: Studien zur Geschichte der musikalischen Variation. Stuttg., 1950; Протопопов Вл. Вариации в русской классической опере. М., 1957; он же. Вариационные процессы в музыкальной форме. М., 1967; он же. Очерки по истории инструментальных форм XVI - начала XIX в. М., 1979; Nelson R. U. The technique of variation... from А. de Cabezôn to М. Reger. 2nd ed. Berk.; Los Ang., 1962; Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. 2-е изд. М., 1987. Смотри также литературу при статье Музыкальная форма.