Вопросы на тему биология. Интересные вопросы.docx - Интересные вопросы по биологии. Ботаника. Задания на применение знаний

1..Живое отличается от неживого:
А) составом неорганических веществ
С) обменом веществ
В) наличием катализаторов
Д) взаимодействием молекул друг с другом

2. Основными веществами в живых организмах являются:
A) Углеводы.
B) Витамины.
C) Жиры.
D) Белки.

3. Биологической системой называют:
А) объединение однородных клеток
С) несколько рядом расположенных органов
В) органы живого организма
Д) любые биологические объекты

4. Межвидовые отношения начинают проявляться:
A) На биогеоценотическом уровне.
B) На популяционно-видовом уровне.
C) На организменном уровне.
D) На биосферном уровне.

5. Предметом изучения биологии является:
A) Строение и функции организма.
B) Природные явления.
C) Закономерности развития и функционирования живых систем.
D) Строение и функции растений и животных.

6. В 1988 году вышел 4-томный труд А.А.Слудского и А.Бекенова:
A) «Флора Казахстана».
B) «Заповедники Казахстана».
C) «Биологические открытия Казахстана».
D) «Млекопитающие Казахстана»

7. К прокариотам относятся:
А) растения
В) животные
С) грибы
Д) бактерии и цианобактерии

8. Только у прокариот встречаются органоиды:
А) пластиды
С) клеточный центр
В) митохондрии
Д) рибосомы

9. Рибосомы участвуют в синтезе:
А) АТФ
В) белков
С) липидов
Д) углеводов

10. Размножение - это процесс: А) увеличения числа клеток;
В) воспроизведения себе подобных;
С) развития организмов в процессе эволюции;
Д) усложнения строения и функций органов

11. Набор половых хромосом у мужчин:
А) XX;
В) XY;
С) ХО;
Д) YY.

12. Клетка - структурная и функциональная единица живого, так как:
А) в состав клетки входит около 70 химических элементов;
В) все белки клеток построены из 20 аминокислот;
С) в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада;
Д) все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.

13. Тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки:
А) Амитоз;
В) мейоз;
С) амитоз;
Д) биоценоз.

14. При каком клеточном делении количество хромосом не уменьшается?
А) митоз;
В) митоз и мейоз;
С) мейоз и амитоз;
Д) мейоз.

15. Белки - биологические полимеры, мономерами которых являются:
А) нуклеотиды;
В) аминокислоты;
С) пептиды;
Д) моносахариды.

16. Какое число хромосом у человека?
А) 46;
В) 25;
С) 47;
Д) 48

17. Уровень, являющийся высшим уровнем организации жизни:
А) биосферный;
В) биогеоценотический;
С) популяционно-видовой;
Д) организменный.

18. Ядро – это:
А) двумембранная структура;
В) одномембранная структура;
С) немембранная структура;
Д) трехмембранная структура.

19. Ассимиляция – это процесс:
А) катализа;
В) распада;
С) биосинтеза;
Д) гидролиза.

20. В реакциях распада веществ:
А) энергия накапливается;
В) энергия не изменяется;
С) энергия выделяется;
Д) энергия сохраняется.

21. Один триплет ДНК содержит информацию:
А) о последовательности аминокислот в белке;
В) об одном признаке организма;
С) об одной аминокислоте, включаемой в белковую цепь;
Д) о начале синтеза и-РНК,

22. Количество этапов в энергетическом обмене:
А) один;
В) два;
С) три;
Д) четыре.

23. Автотрофные организмы получают энергию:
А) за счет органических веществ, синтезированных из неорганических;
В) из готовых органических веществ;
С) за счет распада неорганических веществ;
Д) за счет распада воды.

24. К гормонам не относится:
А) инсулин;
В) окситоцин;
С) меланин;
Д) прогестерон.

25. Индивидуальное развитие организма называется:
А) филогенез;
В) овогенез;
С) метаморфоз;
Д) онтогенез.

26. У всех цветковых растений происходит:
А) двойное оплодотворение;
В) двойное опыление;
С) простое оплодотворение;
Д) тройное оплодотворение.

27. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
А) гамета;
В) гаструла;
С) бластула;
Д) зигота.

28. Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, зубная эмаль образуются во время органогенеза:
А) из эктодермы;
В) из мезодермы;
С) из энтодермы;
Д) из гаструлы.

29. Способность организма на должном уровне поддерживать постоянство своего строения и функциональных возможностей называется:
А) гомеостаз;
В) раздражимость;
С) онтогенез;
Д) обмен веществ.

30. Заключительной фазой в митозе является:
А) анафаза;
В) профаза;
С) телофаза;
Д) метафаза.

1С 16А
2С 17А
3А 18В
4С 19В
5В 20В
6Д 21А
7Д 22В
8Д 23В
9С 24А
10А 25В
11Д 26А
12С 27А
13С 28А
14В 29Д
15Д 30Д

Цикл состоит из 10 занятий, который затрагивает вопросы и темы, вызывающие наибольшие сложности на экзаменах, включая ОГЭ и ЕГЭ.
Продолжительность занятия – 1,5 часа. После каждого занятия учащиеся получают обязательное к исполнению домашнее задание.

Занятия № 1 – 3. Цикл «Генетика - решаем все задачи». За первые три занятия курса учащиеся научатся решать все типы задач, которые встречаются в курсе биологии 9-11 классов, включая задачи из последнего, наиболее сложного блока ЕГЭ.

Занятие №1. Входное тестовое задание. Введение в генетику. I и II Законы Менделя. Неполное доминирование. Алгоритм решения задач по генетике. Решение задач.

Занятие №2. III Закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом. Решение задач.

Занятие №3. Сцепленное наследование. Комбинирование (аутосомное и сцепленное с полом наследование). Наследование группы крови. Решение задач. Итоговое тестовое задание.


Занятия №4-8. Цикл «Биохимия – разбираемся в деталях».

Занятие №4. Входное тестовое задание. Классы органических веществ. Краткая характеристика веществ: белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ.

Занятие №5. Связь между углеводами и АТФ – цикл Кребса. Анаэробный и аэробный этапы окисления. Этапы расщепления глюкозы в цикле Кребса.

Занятие №6. Белки как полипептиды. Строение и общая формула аминокислоты. Практические задания по присоединению аминокислот и созданию белковых цепей в развернутых формулах. Уровни организации белка. Строение нуклеиновыех кислот. Отличия ДНК от РНК.

Занятие №7. Связь между нуклеиновыми кислотами и белками – механизмы транскрипции и трансляции. Законы генетического кода. Принципы кодирования белков на ДНК и РНК. Практические упражнения по кодированию аминокислот азотистыми основаниями.

Занятие №8. Разбор примеров заданий из различных КИМ 9-11 класса. Итоговое тестовое задание.


Занятия №9-10. Цикл «Вся ботаника. Вспоминаем давно забытое».

Занятие №9. Входное тестовое задание. Современные представления об эволюции растений. Основные этапы эволюции. Сравнительный анализ этапов с точки зрения жизненного цикла и морфологии (одноклеточные водоросли – многоклеточные водоросли – мохообразные – папоротникообразные – голосеменные – покрытосеменные). Лишайники, как пример эффективного симбиоза.

Занятие №10. Ткани растения. Строение корня. Строение листа и типы жилкования. Строение цветка. Формула цветка. Типы просты и сложных соцветий. Типы плодов. Итоговое тестовое задание.

Викторина по биологии:

1. В Англии этот цветок воспет поэтами в сказках: он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина - Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX в. в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме за три луковицы были куплены два каменных дома. Ответ: Тюльпан.

2. У каких народов есть национальные праздники, посвященные цветкам? Ответ: Болгария - розабир, Германия - фиалка, Югославия - мимоза, Англия - незабудка, Россия - папоротник в ночь на Ивана Купалу.

3. Где родилось искусство составления букета? - Япония. Какие страны славятся умением составлять букет? - Франция, Япония.

4. Что означает понятие "икебана"? Ответ: живые цветы.

5. Какой цветок считают последней улыбкой осени? Ответ: астра.

6. Что такое бутоньерка? Ответ: Миниатюрный букет цветов, которым украшают прическу, одежду, ставят на праздничный стол с каждым прибором.

7. Какой цветок является символом солнца и символом Японии? Ответ: хризантема.

8. Какой цветок всю жизнь любуется собой? Ответ: нарцисс.

9. Какие существа имеют три сердца? Ответ: осьминоги, каракатицы, кальмары.

10.Какого цвета у моллюсков кровь? Ответ: голубая.

11.Какое растение дает лучший мед? Ответ: липа.

12.Название какого растения связано со звоном? Ответ: колокольчик

13.Соком каких растений выводят бородавки? Ответ: чистотелом.

14.Никто не пугает, а вся дрожит? Ответ: осина.

15.Какая самая крупная летающая птица? Ответ: дрофа, кори.

16.Какая самая мелкая птица? Ответ: колибри.

17.Самое быстрое животное суши? Ответ: гепард, 110 км в ч.

18.Какая птица иногда кричит как кошка? Ответ: Иволга.

19.Какое самое маленькое плотоядное животное суши? Ответ: горностай.

20.Какая нить в природе самая тонкая? Ответ: паутина.

21.Косой ли заяц? Ответ: нет.

22.Какая змея плюется? Ответ: кобра.

23.У кого самый большой язык? Ответ: муравьед.

24.Где у кузнечика ухо? Ответ: на ноге.

25.Какие ноги жирафа длиннее? Ответ: передние.

26.Чем блеет бекас? Ответ: хвостом.

27.Какое растение носит название глаза птицы? Ответ: вороний глаз.

28.Какой зверь после еды чистит зубы? Полощет рот. Ответ: Тигр.

29.У каких птиц крылья покрыты чешуей? Ответы: пингвины.

30.У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или у свиньи? Ответ: одинаково.

31.Всегда ли рак движется? Ответ: нет, к еде он движется вперед.

32.Из какого дерева делают спички? Ответ: осина.

33.Растет ли дерево зимой? Ответ: нет.

34.Какая самая маленькая птица в России?? Ответ: королек.

35.Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? Ответ: морской конек.

36.Птенцы, какой птицы в гнезде шипят, как змеи? Ответ: вертишейки.

37.Какая рыба может превратиться в шахматную доску? Ответ: камбала.

38.Какая птица сама себя называет? Ответ: утка-кряква.

39.Чем стрекочет кузнечик? Ответ: трением ноги о крыло.

40.Название какого цветка состоит из частицы и сторожевой будки? Ответ: незабудка.

41.Какая птица совсем не имеет крыльев? Ответ: киви-киви.

42.У какого животного цвет жира зеленый? Ответ: крокодил.

43.Какой цветок раскрывается только ночью и ароматно пахнет? Ответ: табак.

44.Какая лесная птица резко меняет свое оперение весной? Ответ: белая куропатка.

45.Какие цветы носят человеческие имена? Ответ: Роза, Лилия, Иван-да-Марья, Василек и тд.

46.Назовите растения ловушки. ответ: росянка, кувшиночник, пузырчатка.

47.Листья каких растений способны указать на стороны света? Ответ: латука дикого, сильфиума, эвкалипта.

48.Какое растение называют гигантской сковородкой? Ответ: викторию - родственницу нашей кувшинки.

49.Самый большой паук на свете? Ответ: Паук-птицеед.

50.У какой птицы клюв длиннее самой птицы? Ответ: у некоторых видов тукана.

52.У какой акулы глаза расположены в 2 метрах друг от друга? Ответ: рыба - молот.

53.Какая бабочка любит путешествовать? Осенью она улетает, как птица на юг, в Африку, а весной возвращается в наши края. Ответ: бабочка-репейница.

54.Какая лягушка для своих головастиков строит дом, но без окон, крыши и дверей. Ответ: квакша-кузнец.

55.Какая змея "видит" тепло, даже слепая, без слуха и обоняния. Ответ: шестимордник.

56.Самые высокие деревья в мире. Ответ: эвкалипты до 187 м.

57.Самое массивное дерево. Ответ: секвойя.

59.Самое крупное плавающее растение. Ответ: "Виктория-регия", ее листья достигают диаметра до 2 м. И могут выдерживать рассредоточенный груз до 50 кг.

60. Кто имеет самые большие цветы?? Ответ: рафлезия Арнольда, ее метровый цветок весит до 10 кг.

61. Какая птица носит фамилию знаменитого русского писателя? Ответ: Гоголь.

62. Какая птица выводит птенцов в лютые морозы? Ответ: клест.

63. Какое дерево используют для изготовления лыж. Ответ: береза.

64. Вьют ли перелетные птицы гнезда? Ответ: нет.

65. Что делает еж зимой? Ответ: спит.

66. Назовите средний возраст сосны. Ответ: 120-140 лет.

67. С какого дня по календарю начинается лето, и чем этот день примечателен? Ответ: 1 июня - день защиты детей.

68. Сколько на каштане в среднем листьев? Ответ: 19 тысяч.

69. Сколько в среднем листьев на тополе? Ответ Примерно от 70 тыс. до 119 тыс. имеют различные виды тополя.

70. Какого уровня достигает естественный шумовой фон, без которого невозможна жизнь человека? Ответ: 20-30 децибелов. Например, шелест травы - 10 децибелов, громкая речь - 60-70 децибелов, шум уличного транспорта 80-100 децибелов. Допустимая граница громкости - 80-85 децибелов, 130 д. вызывает у человека болевые ощущения, в 150 д. звук становится непереносимым.

71. Какая самая крупная в мире ящерица? Ответ: варан с острова Комодо.

72. Самый крупный в мире хищник? Ответ: белый медведь.

73. Самое крупное в мире лесное копытное млекопитающее? Ответ: лось.

74. Самое крупное в мире ластоногое млекопитающее? Ответ: морж.

77. Самый крепкий сильный из сумчатых и к тоже самый редкий вид на Земле? Ответ: сумчатый волк.

78. Самые примитивные звери на Земле? Ответ: утконос и ехидна.

81. Самое крупное в мире наземное млекопитающее. Ответ: африканский слон.

83. Самые крупные животные нашей планеты. Ответ: синие киты.

84. Где хранит свои запасы воды верблюд? Ответ: в крови.

85. Какие земноводные животные переодеваются - меняют кожу четыре раза в год и всякий раз съедают предыдущую. Ответ: лягушки.

86. Есть ли у улитки зубы? Ответ: да, улитка имеет 135 рядов зубов, расположенных на языке. Каждый ряд содержит по 105 зубов, в сумме 14175!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 10 КЛАССА

Цель работы: оценить уровень освоения знаний учащихся по биологии.

Условия применения: работа рассчитана на обучающихся 10-х классов общеобразовательной школы.

Этапы проведения работы:

инструктаж обучающихся (текст приводится) - 3 мин;

выполнение заданий - 40 мин.

Структура и содержание

Работа состоит из трех частей и включает 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть А содержит 7 заданий (1 - 7). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждый правильный ответ учащийся получает один балл.

Часть В включает 2 задания с выбором нескольких правильных ответов из шести (8-9). Максимальное количество баллов за каждое верно выполненное задание - 2.

Часть С включает 1 задание (10) на установления соответствия правой и левой части таблицы. Ответ оценивается в три балла.

Максимальное количество баллов за выполненную без ошибок работу - 14 баллов.

Шкала оценивания:

13 - 14 баллов - «5»

10 - 12 баллов - «4»

7 - 9 баллов - «3»

6 баллов и менее - «2»

нет ответа - «1»

Таблица 1

Расп р е деление за да ний по частям

Части

работы

Число

зад а ний

Максимальный балл

Тип заданий

Часть 1 )

С выбором одного правильного ответа

Часть 2 )

С выбором нескольких правильных ответов;

Часть 3 )

Установление соответствий

Итого

Инструкция по выполнению работы.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа.

С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям или еще раз проверить данные ответы.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать необходимое количество баллов.

Работа выполняется на бланках, подготовленных и розданных учителем перед началом работы.

Часть А

(задания с одним правильным ответом)

Определите наивысший уровень организации живой материи:

А) популяционно-видовой

Б) биосферный

В) организменный

Г) экосистемный

2. Укажите соединения, при расщеплении которых выделяется больше всего энергии:

А) липиды

Б) углеводы

В) белки

Г) нуклеиновые кислоты

3. Укажите элемент, который входит в состав молекулы хлорофилла:

А) медь

Б) бор

В) йод

Г) магний

4. Укажите соединения, из которых в основном состоит плазматическая мембрана:

А) белки и углеводы

Б) углеводы и липиды

В) белки и липиды

Г) липиды и минеральные соли

5. Назовите соединения, входящие в состав простых вирусов:

А) белок и нуклеиновая кислота

Б) только нуклеиновая кислота

В) белок, нуклеиновая кислота, липиды

Г) белок, нуклеиновая кислота, углеводы

6. Укажите двумембранные органеллы:

А) рибосомы

Б) митохондрии

В) лизосомы

Г) эндоплазматическая сеть

7. Укажите, как называют растворимые в воде соединения:

А) гидрофобные

Б) гидрофильные
В) органические

Г) молекулярные

Часть В

(задание с выбором нескольких правильных ответов)

8. Укажите химические элементы, которые относятся к органогенным:

А) фтор

Б) железо

В) азот

Г) водород

Д) калий

Е) бром

9. Назовите организмы, клетки которых имеют ядро:

А) тромбоциты

Б) пеницилл
В) мукор
Г) кишечная палочка

Д) эритроциты

Е) цианобактерии

Часть С

(задание на установление соответствия)

10. Определите, от каких органелл происходят указанные органеллы эукариотической клетки

Органеллы-предшественники

Органеллы, которые от них происходят

А лизосомы

1 хлоропласты

Б эндоплазматическая сеть

2 вакуоль с клеточным соком

В комплекс Гольджи

3 митохондрии

Г лейкопласты

4 пищеварительные вакуоли