Аккорды гаммы пентатоника для гитаристов. Импровизация. Пять боксов пентатоники. Гитаристы, использующие пентатонику

Краткое предисловие: читательница моей (и весьма талантливая) все же не совсем поняла несколько моментов из видео №2 . Вывод. Эти моменты, возможно, важны и для д ругих начинающих музыкантов…
——————-
Алина!
То есть у тебя самой ощущений, что некоторые ноты звучат неустойчиво, не возникло — так?
Вот послушай.
В любом звукоряде есть сильные (как они правильно называются — "устойчивые") ноты. И ноты неустойчивые.
Неустойчивые ноты вызывают тяготение к устойчивым.

Ну, это как в жизни — люди со "слабым стержнем" тянутся к сильным. Так тебе понятнее?

И переход от слабой, неустойчивой ноты к сильной, устойчивой называется разрешением.
Вся суть импровизации — и сочинения мелодии вообще — это вызывать тяготения и разрешать их.

А сейчас — сжато ответы на твои вопросы.

Что значит "сменился аккорд аккомпанемента" ?
- Как ты, н аверное, все же знаешь, аккорды в аккомпанементе меняются. В моем примере аккорд Ля-минор сменился на аккорд Ре-минор.

Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"?
- Каждый аккорд имеет свой основной тон (тоника в звукоряде, от которого аккорд построен). То есть Ля сменилось на Ре.

Аккорд состоит из трех звуков. Минорный из минорного трезвучия. Мажорный из мажорного трезвучия.
Вот эти три звука. Тоника, третья ступень и пятая ступень.
С тониками — разобрались. Что такое третья и пятая ступени?

Помнишь звукоряд До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — ? Это мажорная гамма. Точнее До-мажорная гамма.
Аккорд До-мажор будет состоять из До (тоника), Ми (третья нота в звукоряде), и Соль (пятая нота в звукоряде)

Сколько бы ты пальцев на струны не ставила — в аккорде До-мажор должно звучать это трезвучие — До-Ми-Соль
(я не беру сейчас четырехнотные аккорды — септаккорды, только обычные)

Аккорд Ля минор строится из минорной гаммы Ля. Вот она:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Из каких звуков?

Правильно — из первого, третьего и пятого.

Это Ля, До, Ми.

Аккорд Ре-минор (на который сменился Ля-минор в аккомпанементе) строится по гамме Ре-минор
Вот она:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль-До

Аккорд Ре минор — 1,3 и 5 ноты -
Ре — Фа - Ля Кстати, по другому они еще называются
Тоника — Терция — Квинта (по названию ИНТЕРВАЛОВ от тоники)

Смотри.
В аккомпанементе мы играем вначале Ля-минор
Ля — До — Ми,
а потом Ре-минор
Ре- Фа — Ля

"Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"???"
- В первом случае (когда аккорд Ля) — нота Ля идет первой. Она - тоника.
Во втором случае (во второй строке, где аккорд Ре-минор) — нота Ля идет пятой.
Она — квинта.

Тоника и квинта — не равноценные ступени. Пусть они обе устойчивые, но Тоника всегда важнее.
Поэтому, хотя мы и не меняли ноту импровизации, но во время смены аккорда сопровождения, она поменяла свою роль. Из тоники — самой главной — превратилась в квинту (по отношению к ноте Ре) — ноту важную, устойчивую, но все же второстепенную.

"Что значит аккорд ре обыгрывать пентатоникой ля?"
- Вот смотри.
Кстати, почему вообще пентатоника? Там звукоряд коротенький, его просто запомнить, легко сыграть, и устойчивые ноты — там три из пяти. Всяк легче для понимания.
Так вот…
Аккорд у нас Ре-минор. А пентатонику мы играем, построенную на звукоряде Ля-минор. То есть мы не начинаем играть другую пентатонику, построенную от ноты Ре. Нет! Мы используем все ту же!! Нам не нужна новая (пока)

И вот почему.
Звукоряд Ля-минора:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Пентатоника Ля (минор)
Ля-До-Ре-Ми-Соль (нет Си и Фа)

Звукоряд Ре-минора:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль - До

Пентатоника Ре (минор)
Ре-Фа-Соль-Ля-До (нет Си и Ми)

Давай их, пенатоники, сопоставим:
Ля-До-Ре-Ми-Соль — в Ля
Ре-Фа-Соль-Ля-До — в Ре

Совпадают ноты Ля, Ре, Соль, До - 4 ноты из пяти!!!
Поэтому Ре-минор можно обыгрывать Ля-минорной пентатоникой.
Но при этом (как мы уже говорили) те же ноты будут иметь другое значение.

Они будут другими СТУПЕНЯМИ и будут звучать по-другому!

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы . Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника» , которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пе нтатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной , а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую , которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная тонов и полутонов :

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники . Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов :

В тональности Ля -мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля -минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы:

Пентатоника - звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах одной октавы, расположенных по большим секундам и малым терциям. Так же пентатонику можно понимать, как неполный диатонический ряд.

Мажорная пентатоника - это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней.

Минорная пентатоника - это натуральный минорный лад без 2-ой и 6-ой ступеней.

Для наглядности, изобразим получение мажорной и минорной пентатоник на схеме:

Кроме того, если из любого мажорного диатонического лада исключить 4-ую и 7-ую ступени, а из минорного 2-ую и 6-ую, то мы также получим соответственно мажорную и минорную пентатоники:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор:
4,7 #4, 7 4, 7
Мажорная пентатоника

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор:
2, 6 2, 6 2, 6
Минорная пентатоника

Таким образом, мы имеем следующие формулы мажорной и минорной пентатоник:

мажорная :

IIIIIIVVI

минорная:

IIIIIVVVII

Ниже приведены по 2-е аппликатуры мажорной и минорной пентатоник на грифе гитары (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой) для игры в одной позиции:

Для наглядности изобразим эти аппликатуры с обозначением ступеней пентатоники:

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим аппликатуры для игры в одной позиции на всех шести струнах:

Обратите внимание на положение тоники параллельной мажорной пентатоники в минорной - здесь учень удобно, пользуясь системой октав, проецировать на гриф совмещенную аппликатуру параллельных пентатоник. Не смотря на то, что пентатоника - достаточно простая гамма, в которой в пределах октавы всего пять нот, данная совмещенная схема помогает лучше ориентироваться на грифе:

Ну, а теперь выйдем за рамки одной позиции и "нанесем" пентатонику на весь гриф. Для начала стоит отметить, что в силу определенных причин у гитаристов наибольшее распространение получила минорная пентатоника, поэтому и мы, изображая пентатонику на всем грифе, выберем минорную и покажем ее от первого лада шестой струны, т.е. наша пентатоника будет в тональности Fm. Также изобразим параллельную мажорную - А:

А начинать изучение пентатоники на практике лучше все-таки в тональности C-мажор и параллельной ей Am-минор. Для этого вышеприведенные схемы необходимо просто перенести в нужную позицию:

Ну и, наконец, посмотрим, какие именно ноты "попали" в пентатонику C/Am:

Для игры пентатоники вдоль всего грифа, удобно рассматривать ее в виде боксов .

Как диатонические лады существуют парами (минорные и мажорные), так и мажорной пентатонике соответствует параллельная минорная, которая строится от пятой ступени мажорной, а минорной соответствует параллельная мажорная, которая строится от второй ступени минорной. Т. е. структурная схема мажорной и минорной пентатоник одинакова, меняется опорный (тонический) звук. Более наглядно на схеме:

Т.к. в пределах натурального мажора существуют 3 пары ладов - мажорные и параллельные им минорные (диатонические лады), то на ступенях натурального мажорного лада можно построить 3 пары пентатоники - мажорные и параллельные им минорные. Причем все пентатоники, построенные на ступенях натурального мажорного лада, имеют одинаковое аппликатурное строение. Т.е. каждому мажорному ладу соответствует мажорная пентатоника со структурой IIIIIIVVI , а каждому минорному ладу соответствует минорная пентатоника IIIIIVVVII . Рассмотрим это на примере аппликатур для игры на трех струнах:

Пентатоника - это наиболее часто используемый звукоряд в блюзе. Здесь он часто встречается с "блюзовыми" или "голубыми" нотами (blue notes). Блюзовые ноты - это хроматические III, V, VII ступени в мажорном звукоряде. Вот как будут выглядеть мажорная и минорная пентатоника с добавленной III ступенью в мажоре (она же V ступень в миноре):

На схеме хорошо видно, что в мажоре III и в миноре V - это одна и таже нота. Теперь отметим блюзовую ноту в аппликатурах мажорной и минорной пентатоники, для игры в одной позиции:

Также дополним ступеневую аппликатуру:

Блюзовая нота - это вводный тон ко второй или третей ступени в мажорной пентатонике (или к четвертой или пятой в минорной).

В аппликатурах для игры в одной позиции на всех шести струнах, в том числе и в боксах, наибольший интерес представляют те участки аппликатуры, в которых блюзовая нота оказывается на одной струне с соседними ступенями. Тогда эти три ноты играются пальцовкой 1-2-3:

Это обусловлено возможностью применить различные приемы игры - вибрато, слайды, бенд, хамер-оны и срывы и т.п. - в удобной позиции. Особенно это отражено во внебоксовых аппликатурах пентатоники (см. ниже). Также обратите внимание на характерное расположение этих трех нот на грифе относительно тоник мажора и минора:

Дополним стандартные аппликатуры пентатоники блюзовыми нотами:

Давайте, распишем наш пример с пентатоникой на всем грифе для тональности Fm и параллельной А, но уже с блюзовой нотой:

Также отметим блюзовую ноту в примере с пентатоникой в тональности C/Am:

Все ноты пентатоники C/Am с блюзовой нотой:

В блюзе на мажорную гармонию часто играется минорная пентатоника, отсюда в мажорном звукоряде и появляются эти "голубые" ноты. Пентатонику с блюзовой нотой также можно представить в виде боксов .

Ниже приведены довольно часто используемые внебоксовые аппликатуры пентатоники в чистом виде и с блюзовой III нотой (она же V в миноре):

Совместим эти аппликатуры в одну:

Играя упражнения построенные на пентатонике, не забывайте добавлять "блюзовые" ноты. В принципе, изучая аппликатурные схемы пентатоники, можно срузу заучивать их с блюзовой нотой.

Следующие схемы - это игра пентатоники в системе октавных позиций, которые образованы заполнением ступенями пентатоники одной из пяти октавных позиций. Это тот же самый прием, который был рассмотрен для трезвучий и септаккордов.

Пентатоника - это самая главная гамма в популярной музыке. Зная пентатонику, вы без проблем сможете обыгрывать любые гармонии, аккомпанировать другому инструменту и придумывать собственные соло.

Пентатоника – это гамма из 5 нот. Она наиболее благозвучна для человеческого уха и поэтому лежит в основе мелодий большей части современной музыки. Благозвучие объясняется тем, что интервалы в этом звукоряде составляют чистую кварту или квинту.

Зная пентатонические гаммы, вы сможете легко подбирать мелодии, сочинять красивые гитарные соло и импровизировать.

Что такое пентатоника? Необходимая теория

Как строится пентатоника

Каждая гамма состоит из нот. Ноты гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.

Например, До-мажор (C) включает в себя следующие ноты:

до (I), ре (II), ми (III), фа (IV), соль (V), ля (VI), си (VII).

В Ля-минор входят те же ноты

ля (I), си (II), до (III), ре (IV), ми (V), фа (VI), соль (VII).

Чтобы построить пентатонический звукоряд, нужно убрать из гаммы две ноты. Для мажорной — IV и VII ступени. Для минорной – II и VI ступени.

Таким образом, в обеих гаммах остается по 5 нот: до, ре, ми, соль, ля . Это и есть пентатоника.

Для чего нужна пентатоника

  1. Сочинять музыку.
  2. Аккомпанировать любому музыканту.
  3. Импровизировать во время выступления.

Как играть пентатонику

Пентатоника играется боксами.

Бокс – это несколько ладов на грифе гитары, где гамма может быть сыграна в одной позиции. Для эстрадной гитары применяются 5 боксов, которые соответствуют форме аккордов C, A, G, E, D (Система CAGED).

Переходим к практике

Боксы пентатоники

Как уже говорилось выше, есть 5 боксов (аппликатур). Они подходят и для минора, и для мажора. Разница только в расположении ступеней. Например, 1 бокс минора является 5 для мажора. Аппликатуры боксов и их нумерация представлены ниже.

Минорные пентатоники

Для минорных тональностей боксы нумеруются следующим образом:


Боксы минорной пентатоники

Мажорные пентатоники

Для мажорных тональностей нумерация производится следующим образом:


Боксы мажорной пентатоники

Нумерация боксов в мажоре и миноре соответствует ступеням, от которых строятся аппликатуры. Далее вы убедитесь в этом сами.

Теперь от теории перейдем к практике.

Возьмите гитару.

Сначала вы должны запомнить позицию для каждого бокса и расположение тоник. Так вы сможете построить любую гамму.

В качестве примера разберем тональности Ля-минор (Am) и До-мажор (C) .

V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)


Аппликатура пентатоники ля-минор в 5 позиции

Первая аппликатура строится от тоники (нота Ля).

На примере этой аппликатуры объясним принцип обыгрывания фрагмента в пентатонике. Поставьте руку в V позицию. Сыграйте Ля на 6 струне. Затем сыграйте До на этой же струне. Саму струну прижмите мизинцем.

Ноты на следующих 3 струнах зажимаются поочередно указательным и безымянным пальцами. Последние 4 ноты снова зажимаются указательным пальцем и мизинцем.

Обратите внимание!

Если сыграв бокс, вы планируете сменить позицию, то последнюю ноту лучше зажимать указательным пальцем.

VII позиция (от bIII ступени)

В этой позиции гамма начинается с III ступени (До).


Аппликатура пентатоники ля-минор в 7 позиции

IX позиция (от IV ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда Dm. Она строится от IV ступени (Ре).


Аппликатура пентатоники ля-минор в 9 позиции

XII позиция (от V ступени)

Аппликатура в этой позиции построена от V ступени (Ми). Обратите внимание этот же фрагмент можно сыграть в открытой позиции на первых 3 ладах. Самостоятельно найдите I ступень для аппликатуры с открытыми струнами.


Аппликатура пентатоники ля-минор в 12 позиции

II позиция (от VII ступени)

Гамма строится от последней ступени (Соль).


Аппликатура пентатоники ля-минор во 2 позиции

Теперь вам нужно таким же образом поработать с мажорным звукорядом.

VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)

Аппликатура выглядит следующим образом.


Аппликатура пентатоники до-мажор в 8 позиции

Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.

Гамма в этой позиции строится от тоники (нота До).

X позиция (от II ступени)

В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда D.


Аппликатура пентатоники до-мажор в 10 позиции

XII позиция (от III ступени)

Эту же аппликатуру можно сыграть с открытыми струнами в форме аккорда До-мажор. Ноты I ступени для открытой позиции найдите самостоятельно.


Аппликатура пентатоники до-мажор в 12 позиции

III позиция (от V ступени)

4 бокс строится от ноты Соль.


Аппликатура пентатоники до-мажор в 3 позиции

V позиция (от VI ступени)

Аппликатура в пятой позиции строится от ноты VI ступени (Ля).


Аппликатура пентатоники до-мажор в 5 позиции

Как объединять боксы пентатоники

ВАЖНО!

В классическом боксе пентатоники каждая струна играется дважды. При объединении боксов эта закономерность не сохраняется.

На практике гитаристы редко играют весь бокс целиком. Для художественных целей музыканты соединяют вместе части нескольких разных фрагментов. Сделать это легко, потому что один бокс плавно переходит в другой. Посмотрите на рисунок ниже. На нем изображены 2 аппликатуры Ля-минора. Синими кружками обведены боксы, а красными – общие ноты.


Два бокса в одной аппликатуре

На табулатуре показан простейший пример объединения 3 боксов одной минорной гаммы. Переходы между боксами осуществляются с помощью легато и глиссандо.


Переходы между боксами пентатоники

Как играть пентатонику. Упражнения

Базис

Первое упражнение – сыграть боксы пентатоники для каждой тональности. Это упражнение надо выполнять регулярно, пока вы не выучите все аппликатуры наизусть. Работайте всегда одновременно с мажором и минором.

На табулатурах изображены все боксы тональностей Ре-минор и Ре-мажор.


Боксы тональности Ре-мажор
Боксы тональности Ре-минор

Растяжка пальцев

Второе и третье упражнения направлены на тренировку ваших пальцев и растяжку. Так сложилось, что в «реальной жизни» бокс пентатоники почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного бокса, объединяет ее с фразой из другого и т.д.

Для этого нужно тренировать растяжку пальцев и уметь плавно перемещать руку по грифу.

Сыграйте следующую фразу, не меняя позицию руки. Используйте легато.

Тональность - Ля-минор (Am).


Растяжка пальцев

Смещение рук при игре

Сыграйте фразу, плавно двигаясь вверх и вниз по грифу. Играйте под метроном. Используйте приемы легато и глиссандо.

Тональность - Ми-минор (Em).


Смещение рук при игре

Позиционирование на грифе

Четвертое упражнение направлено на отработку смены позиции левой руки. Перед вами звукоряд из 5 нот. Первые 3 вы играете в 7 позиции с помощью легато. Используйте прием hammer on. Затем перемещаете руку в 12 позицию и играете оставшуюся часть лика. Добавьте вибрато в конце. Так фраза будет звучать сочнее.

Тональность — Ми-минор (Em).


Позиционирование на грифе

Обыгрывание нот

Следующие 2 упражнения направлены на обыгрывание боксов пентатоники. Тональность фраз - Си-минор (Bm).

В 5 упражнении вы играете в одной позиции.


Обыгрывание нот

Обыгрывание со смещением

В 6 упражнении вы соединяете 2 бокса.

Попробуйте составить собственную вариацию этого упражнения.


Обыгрывание нот со смещением

Три бокса, три октавы

Упражнение 7 является усложненной версией предыдущих двух. Во-первых, здесь используется 3 бокса пентатоники. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вы должны будете играть через струну.

Тональность - Ля-минор (Am).


Три бокса, три октавы

Пентатоника и технические приемы

В этом упражнении при игре музыкальных фраз вы должны использовать технические приемы:

  • легато;
  • глиссандо;
  • бэнды;
  • вибрато.

Технические приемы и пентатоника

Пентатоника по всему грифу

В этом упражнении вы должны сыграть гамму Ля-минор (Am) по всему грифу. Сначала просто сыграйте восьмыми. Затем самостоятельно добавьте технические приемы и измените длительности.

Как играть пентатонику в разных стилях музыки

Пентатоническая гамма одинакова для всех музыкальных стилей. Но обыгрывает ее каждый музыкант по-разному. Ниже вы найдете примеры применения этого звукоряда в 4 популярных жанрах гитарной музыки:

  • блюзе;
  • джазе;
  • роке;
  • металле.

В блюзе

Весь блюз построен на гаммах из 5 нот. Ниже табулатура блюзового лика в тональности ре-минор (Dm). Обратите внимание на использованные технические приемы.


Блюзовая пентатоника

В джазе

Джаз считается сложным музыкальным жанром с ломаными размерами и нестандартными ладами. Но джазмены тоже используют пентатонику. Неотъемлемой частью любого джазового концерта является импровизация. В этот момент музыканты по очереди обыгрывают гармонию. Джазовые гитаристы часто в своих соло применяют пентатонику для создания красивых фраз.

Фраза, приведенная на табулатуре ниже, называется ломаной. Попробуйте сыграть ее только 1 и 3 пальцами.


Джазовая пентатоника

В классическом роке

Рок – это изначально утяжеленная версия блюза. Поэтому неудивительно, что классические роковые произведения сыграны в пентатонической гамме. Помимо сольных партий этот звукоряд использовался в риффах.

На табулатуре изображен рифф в Ми-миноре (Em). Сыграйте его в других тональностях и аппликатурах.


Пентатоника в классическом роке

В металле

В хэви-метале и других родственных стилях пентатоника обычно играется триолями или секстолями. Этот прием позволяет достичь музыкантам характерного для жанра «галопирующего» звука.

Известным любителем пентатонической гаммы в гитарных партиях является Кирк Хэммет из группы Metallica.

Ниже табулатура в стиле этого музыканта в тональности Ми-минор (Em).


Пентатоника в метале
  1. Выучите аппликатуры боксов наизусть.
  2. Запомните, где расположены тоники. Это поможет вам строить гамму от любой точки на грифе.
  3. Занимайтесь под метроном. Всегда начинайте с темпа 50-60 bpm. Темп увеличивайте, только добившись идеального исполнения на предыдущей скорости.
  4. Записывайте свои занятия. Так вы сможете оценивать качество исполнения и анализировать свои ошибки.
  5. Играйте упражнения переменным штрихом. Переменный штрих - основа звукоизвлечения для электрогитары. Также игра переменным штрихом полезна для развития подвижности кисти правой руки.
  6. Выучите расположение всех нот на грифе.
  7. Даже простые упражнения отрабатывайте под бэкинг-трек. Так вы научитесь аккомпанировать другому инструменту, самостоятельно составлять фразы и обыгрывать их.
  8. Выучите интервалы. Так вы научитесь лучше понимать строение музыкального произведения и предугадывать его развитие.
  9. Следите за звукоизвлечением.

Что послушать

  • Metallica – Nothing Else Matters
  • Eric Clapton – Layla
  • ZZ Top – I Gotsta Get Paid
  • B. King – The Thrill is Gone
  • Joe Bonamassa — Drive

Многие начинающие гитаристы недооценивают важность игры гамм, это занятие кажется им скучным и даже нудным, однако давайте поищем плюсы в этом деле, а их надо сказать не мало:

  • Изучая и играя гаммы, вы сможете гораздо быстрее выучить расположение нот на грифе, о которых мы писали в предыдущей статье: , да и в целом гриф будет ощущаться лучше, увеличится точность смены позиций и понимание гитарной аппликатуры;
  • Ежедневная игра гамм увеличит беглость пальцев левой руки, усилит точность работы с медиатором правой, но самое главное, вместе с этим будет развиваться и их синхронизация между собой, что напрямую влияет на скорость, чистоту и точность вашего исполнения;
  • Гаммы хорошо развивают слух, чувство ритма и являются прекрасной основой для будущих импровизаций.


Теперь когда нам стало очевидно, что играть гаммы крайне полезно, можно переходить к их изучению. А с чего лучше начать, как ни с хлеба и соли любого гитариста — минорной пентатоники? Правильно ни с чего, ведь — это краеугольный камень не только блюзовой гитары, но и всей современной гитарной музыки, так или иначе пентатоника используется практически всеми именитыми гитаристами, а не только блюзменами с дельты Миссисипи.

Минорная пентатоника

Пентатоника — гамма звукоряд которой состоит из пяти ступеней, все ноты которой могут располагаться по чистым интервалам (квартам или квинтам). Ниже на рисунке представлена аппликатура ля минорной пентатоники, черными точками на которой обозначены тонические ноты (то есть первые наиболее устойчивые ноты в гамме определяющие ее тональность, в ля миноре — это нота ля).

Играть эту аппликатуру можно от любого лада, при этом нужно помнить, что перемещая ее по грифу, будет меняться и тоника, а следовательно и тональность гаммы, однако подробнее о транспонировании мы поговорим в одной из следующих статей, а пока целиком и полностью сосредоточимся на ля минорно пентатонике.

Упражнения на основе пентатоники

Для начала сыграйте восходящий пассаж, представленный на табулатуре ниже:

Играть его следует переменным штрихом (поочередными ударами медиатором вниз и вверх, если вы вдруг забыли или не читали нашу статью ). Не забывайте держать ритм, в идеале играйте этот пассаж под метроном. После того как вы освоитесь и у вас начнет получатся достаточно быстро и без ошибок, к этому пассажу можно добавить и нисходящий

Блюзовая пентатоника

Блюзовая гамма или блюзовая пентатоника — это та же самая пентатоника, но с дополнительной нотой, отстающей от тоники на уменьшенную квинту, соответственно в гамме вместо пяти нот, шесть — это ля, до, ре, ре диез, ми и соль, на рисунке ниже представлена аппликатура ля минорной блюзовой пентатоники

Данная гамма благодаря так называемой блюзовой ноте, в случае с ля минорной пентатоникой — это ре диез, звучит очень по блюзовому, однако не менее любима и рок музыкантами.

Упражнения на основе блюзовой гаммы

В качестве упражнений на основе блюзовой гаммы, можно использовать пассаж очень похожий на тот. что использовался с ля минорной пентатоникой: с начала восходящий, а затем нисходящий

Заключение

Помимо того, что пентатоника является неплохой гаммой для тренировки техники, она так же является и отличной основой для импровизации, но об этом мы поговорим немного позже. А пока учите пентатонику и блюзовую гамму, особое внимание уделяя чистоте исполнения и ритму.