Чем отличается Дед Мороз от Санта Клауса: сравнение, различия и сходства. Кто старше, лучше, круче, сильнее: Дед Мороз или Санта Клаус? Где могут встретиться Дед Мороз и Санта Клаус? Кто лучше, Дед Мороз или Санта Клаус? Календарная путаница. Кто тому вин

От серости и однообразия нашей жизни так хочется праздников… Любых! Ну хоть каких-нибудь! Был бы только повод потусоваться и оттопыриться, говоря на современном молодежном жаргоне. А потому мы всеядны – мы празднуем всё и вся: и день всех влюбленных (мыслимо ли день смерти святого мученика Валентина превращать в шутки-прибаутки, поцелуйчики, танцы-обжиманцы и т.п.?), и откровенно сатанинский Хэллоуин (с принесением жертв, даже и человеческих!), и день святого Патрика (ирландца, о котором вообще ничего не знаем) с неизменным парадом в центре столицы нашей необъятной Родины… Слава Богу, хоть гей-параду дали «отлуп» (пока?!) В этом смысле мы практически шагаем в ногу с Европой (голубая мечта многих и многих наших бывших и нынешних соотечественников), не задумываясь о том, а куда нас, таких оболваненных, собственно, ведут и могут завести тамошние «дяди и тети»?

В последние годы лидерами по бесшабашно-разгульному веселью стали месяцы декабрь и январь: страна погружается в праздничное похмелье аж на целых три недели – с католического Рождества до нашего «старого Нового года». Это уже стало практически нормой. Как стал обыденным, непременным и почти своим полугном-полудед, который если еще не вытеснил нашего Деда Мороза окончательно, то уже вовсю хозяйничает с ним наравне: хитровато улыбается с витрин магазинов и кафе, приглашает посетить новогодние и рождественские представления и молодежные вечеринки, обещает дешевые покупки на всевозможных распродажах…

Так кто же он такой, этот вездесущий и порядком поднадоевший старикашка, которого непонятно с чьей легкой руки стали называть «Санта Клаусом»? Почему мы празднуем Новый год в последнюю неделю Рождественского поста? Кто придумал нашего Деда Мороза? Когда и кто начал первым праздновать Новый год? Отчего мы отстаем еще и по времени от «Америк и Европ»? Кто привез первую ёлку в Россию? Кто…

Стоп! Давайте обо всем по порядку.

Календарная путаница. Кто тому виной?

По мнению ученых, новый год человечество стало отмечать еще на заре цивилизации – пять тысяч лет назад. Этот обычай зародился в древней Месопотамии: каждую весну улицы городов наполнялись шумными шествиями, карнавалами и маскарадами в честь верховного бога Мардука. У вавилонян эту праздничную традицию переняли греки, затем она перешла к римлянам. В 46 году до Рождества Христова Гай Юлий Цезарь преобразовал календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским. Кстати, календарь (латинское calendarium) – в буквальном смысле долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца – календы, когда в Древнем Риме должники платили проценты. Год по юлианскому календарю состоит из 365,25 суток. Счет по новому календарю начался с 1 января (в этот день римские консулы вступали в свою должность) 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году). Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» - 747 год до Р. Х.

В 325 году на I Вселенском (Никейском) соборе юлианский календарь был принят и Христианской Церковью. В VI веке римским монахом Дионисием Малым впервые было предложено так называемое «Христово летоисчисление» (точкой отсчета новой эры стали считать Рождество Христово), которое до сего времени применяется в большинстве стран мира.

Так человечество жило не тужило свыше тысячи шестисот лет (!), пока в 1582 году папа Римский Григорий XIII не решил реформировать старый календарь (пытаясь справиться с неизбежными календарными погрешностями) и ввел в обиход новый, «григорианский», по которому сейчас ведет временной отсчет весь западный мир. Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. Разница между старым и новым стилями тогда составляла 10 суток.

Вспомним, что год – это промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Почему приблизительно? Оказывается ученые определяют этот период по-разному. Самыми точными являются «звездный» и «тропический» годы. Звездный год определяют по видимому годичному обороту Солнца по небесной сфере относительно звезд, его продолжительность составляет 365,2564 суток. Тропический – по времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, его продолжительность – 365,2422 суток. Изменения в годовой продолжительности за 100 лет в сутках по обоим календарям составляют +0,11x10 -6 и –6,16x10 -6 . Невооруженным глазом видно, что звездный год существенно точнее тропического.

Если сравнить юлианский и григорианский календари со звездным, окажется, что от последнего они отличаются на 0,00175 и 0,0038 процента соответственно. Таким образом, по строгим математическим расчетам получается, что как ни крути, а юлианский календарь все же более точный! Кстати сказать, до сего времени для ряда расчетов астрономы применяют старый стиль, а в любом астрономическом ежегоднике мира счет дней приводится по «юлианским» дням – JD. Также юлианским календарем пользуется и историки, когда имеют дело с большими промежутками времени.

В России-матушке с принятием христианства в X веке был введен в обиход юлианский календарь, однако летоисчисление велось от сотворения мира. До тех пор, пока на ее исторической арене не появился царь-реформатор Петр I. Одним росчерком его пера 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом по Рождеству Христову. И если в X–XV веках началом года на Руси считалось 1 марта, а с 1492 года, при великом князе Иоанне III, – 1 сентября, то теперь, насмотревшись в Европах на тамошние новогодние забавы, 15 декабря 1699 года Петр I издал указ.

«Поелику в России считают Новый год по разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря по примеру всех христианских народов. По большим проезжим улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а людям скудным (бедным) хотя по ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к первому числу генваря сего года, а стоять тому украшению по седьмое число. А в знак того доброго починания поздравлять друг друга с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет. В честь Нового года детей забавлять, на санях катать с гор, а взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает». Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре 1-го числа января месяца.

Шло время, и в веке XIX все чаще народ русский, а вернее, наиболее «прогрессивная» часть интеллигенции (так называемые западники) стала примериваться к западному образу жизни. Рано или поздно, дошло дело и до нового стиля, что встретило в 90-х годах позапрошлого века сопротивление большинства членов Русского астрономического общества. «Какая в этом необходимость?» – вопрошало ученое сообщество. «Чтобы от Европы не отставать!» – таков был «железный» аргумент меньшинства, остававшегося таковым до 1918 года.

Ну а когда в революционные годы «весь мир до основанья» был разрушен, большевики не замедлили быстро направить нашу жизнь в западное русло, добавив декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года в календарь уже 13 дней. «Всего-то!» – скажите вы. Но эти «лишние» деньки привели к такой путанице…

Если раньше, по старому стилю (кстати, Русская Православная Церковь придерживается его и по сей день), все шло своим чередом, логично и завершенно, – Рождественский пост предшествовал великому празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней встречали очередной Новый год, – то теперь главным и первым в нашей до недавнего времени атеистической стране стал в общем-то обычный день календаря (весьма условный, заметьте!), а праздник Рождества – как бы второстепенным (не прошли даром 80 лет советского «плена»). Хотя эти праздники просто несопоставимы: день, когда родился Спаситель, и день начала очередного календарного года.

Как считает настоятель храма равноапостольных Владимира и Ольги подмосковного города Обнинска отец Олег, «большевики выискали отличный способ поглумиться над Православной Церковью, запутать ее и опозорить – привели нашу мирскую жизнь к западному стандарту. В результате посреди Рождественского поста появился нелепый пьяный праздник, в который люди недостойно веселятся и наедаются скоромного.

Часто спрашивают: “Почему наша Церковь не хочет переходить на новый календарь? Ведь для большинства верующих празднование светского Нового года – огромное искушение, с которым мало кто может справиться”. Но если мы сдвинем даты, произойдет слом всей церковной жизни! Так уже случилось у католиков – негативные последствия налицо. Задача Церкви – не идти за людьми, а вести их за собой!

Да и потом есть такие знаки свыше, не придавать значения которым может разве что безумец. Я говорю о схождении Благодатного огня. Это удивительнейшее явление случается только в Великую субботу – по нашему старому, юлианскому, календарю!

Это чудо, свидетельствующее о том, что Бог рядом с нами, происходит в Иерусалиме, в храме Гроба Господня. Этот храм выстроен вокруг той пещеры, в которой лежало тело Иисуса Христа после распятия. Каждый год в этот день патриарх Иерусалимский заходит в эту пещеру с пучком незажженных свечей, а выходит с горящими. Священный огонь сходит с неба и возжигает их! Огонь этот имеет какую-то особую, неизвестную нам природу – в первые минуты не жжет, а потому присутствующие в храме люди стараются как бы “омыться” им. Повторюсь, это чудо случается только раз в году – в православную Великую субботу! И это признают и католики, и мусульмане, и все-все-все другие конфессии.

Так что можно со всей определенностью сказать, что мы, православные люди, живем по единому календарю с небесами. И если мы оторвемся от наших дат – разорвется сакральная связь земного и небесного.

Вот и подумайте после всего этого, надо ли нам “догонять” западный мир? Нужно всегда иметь терпение оставаться самими собой и не стесняться этого».

К сказанному остается добавить лишь одно: действительно, 25 декабря в городе Вифлееме родился долгожданный Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос. И этот величайший и знаменательнейший день в судьбе всего человечества христиане отмечают вот уже две с небольшим тысячи лет. По разным календарям : Православная Церковь – 25 декабря по юлианскому, католический мир по григорианскому – 25 декабря.

И наконец, многие православные люди до сих пор считают, что настоящий Новый год приходит, как ему и положено, в ночь с 31 декабря на 1 января, но по юлианскому календарю , то есть с 13 на 14 января по новому стилю. Это наш добрый знакомец – «старый Новый год».

«В лесу родилась ёлочка…»

Без чего новогодний праздник – не праздник? Конечно же, без разукрашенной ёлки. Интересно, что этот обычай придумали вовсе не наши далекие пращуры, как думают многие, хотя ёлок у нас – пруд пруди. Те же ученые говорят о том, что обычаю украшать вечнозеленое деревце уже более двух тысяч лет. Своими корнями, так сказать, он уходит в языческую мифологию и культуру кельтов, японцев, тибетцев… К примеру, кельты считали, что ель – священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов; она олицетворяла бессмертие и вечную молодость, смелость и верность из-за своей вечнозелености. Аналогичные по смыслу верования были и у восточных народов.

Первые наряженные ёлки появились в XVI веке на территории современной Франции. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот приятный обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

У нас первая ёлка появилась благодаря Петру I, любителю голландских и немецких нововведений. Однако, после его смерти этот указ, впрочем, как и многие другие, был позабыт. Теперь в канун Нового года украшали крыши лишь… питейных заведений. И скоро в народе кабаки стали называть «ёлками», а пьяниц – «ёлкиными». «Ёлочная тема» нашла отражение и в жаргоне пьянчуг: так, словосочетание «ёлку поднять» означало пьянствовать, «идти под ёлку» – идти в кабак и т.п.

Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в России только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной – в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным традициям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, урожденной Шарлотты Прусской, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей – сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице с "Вифлеемской звездой" на верхушке зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно. Уточню: на Рождество Христово , ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников. Собственно, как оно и должно быть.

В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года, когда вследствие борьбы с «опиумом для народа» стали уничтожаться любые традиции, сохранявшие хоть какую-то связь с царским режимом. Как символ Рождества, ёлку даже запретили на целых 17 (!) лет. Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник – естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года… С 1949 года этот день сделали нерабочим.

Дед Мороз – Святой Николай – Санта Клаус

Во многих странах мира символом Нового года до недавнего времени был Дед Мороз. Каждый народ называл его по-своему, иногда очень смешно: Йолупукки (финны), Дэда Мраз (хорваты), Ноэль Баба (турки), Пер Ноэль (французы).

Кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой существовал всегда, однако символом новогодних праздников он стал лишь около 200 лет назад. Образ Деда Мороза складывался постепенно, и каждый народ вносил в него что-то свое исконное, но обязательными его атрибутами были белые усы и борода, рукавицы и мешок с подарками.

Вот, собственно, из-за этого самого мешка с подарками и произошла очередная путаница, приведшая к тому, что в Англии и Америке традиционного Деда Мороза стали называть… Санта Клаус. А потом и во многих других странах так же: Санта Николас (в Бельгии), Святы Микалаус (в Чехии), Сайте-Каас или Синтер Клаас (в Голландии). Все эти имена переводятся на русский язык одинаково – Святой Николай.

Кто же был этот самый святой Николай, которого почитают во всем мире, хотя и в абсолютно придуманном образе? Ответ на этот вопрос дает его жизнеописание или, говоря церковным языком, его житие.

Будущий святой родился около 270 года в городе Патаре, в Ликии, на южном берегу Малой Азии (сейчас это территория Турции). Его родители были знатны и богаты, но до глубокой старости не имели детей. По их горячим молитвам Господь даровал-таки им сына, которого они назвали Николай, что значит «побеждающий народ».

С юных лет почти все свое время мальчик проводил в церкви, в более зрелом возрасте принял сан священника. Когда его родители умерли, оставив Николаю богатое наследство, для него не было никакого сомнения в том, что оно должно быть употреблено для помощи нуждающимся. Такой случай вскоре представился.

Неподалеку проживал некогда знатный и богатый человек, впавший теперь в крайнюю нужду. Исчерпав все возможности для выхода из тяжелого положения, он решился на крайнюю меру: поступиться честью своих трех красавиц-дочерей. Узнав об этом, святой Николай решил им помочь. Трижды по ночам он подкрадывался к их убогому жилищу и бросал в окно по мешочку с золотом. Вскоре все сестры удачно вышли замуж, торговые дела купца пошли на лад, и он в свою очередь стал тоже помогать людям.

Когда Николая возвели в сан епископа города Миры, он остался таким же добрым, отзывчивым и заботливым. Двери его дома не закрывались – он одинаково помогал и сильным мира сего, и беднякам; был отцом сиротам, кормильцем нищих, утешителем плачущих, заступником обижаемых…

Святой Николай скончался в 342 году, но его кончина не прекратила благодеяний: бесчисленные чудеса, одно удивительнее другого, не переставали и не перестают совершаться для всех, кто призывает его святое имя.

Особое почитание святого Николауса в Германии началось уже c VI века, в Риме – с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру.

Но вот незадача: когда через две с небольшим недели затем наступало Рождество Христово со своими «подарочными» традициями – волхвы, нашедшие с помощью путеводной звезды Младенца Христа, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну, – без подарков опять обойтись было невозможно.

А потому со временем обе эти «подарочные» традиции соединились воедино, став в конечном итоге непременным атрибутом рождественского праздника. А святой Николай превратился в… доброго волшебника, дарящего детям подарки (вспомните эпизод из его жизни с мешочками золота) и исполняющего их заветные желания. И уже с Х века немецких детей поздравлял именно Санта Клаус, в Польше с XIII века уже от его имени в школах раздавали стипендии.

Дальше – больше: со временем этот Санта Клаус просто «подмял» под себя и Деда Мороза (Новый год ведь второстепенный праздник), хотя и сохранил некоторые детали его внешнего вида. Сегодняшний Санта Клаус – совместное детище голландцев (так сказать, законодателей «моды»), американцев и англичан. Над ним мучились долго: то закутывали в плащ, то придавали ему облик стройного курильщика-трубочиста, подбрасывающего свои подарки через дымоходы, то изображали с пышными бакенбардами, одетым в меха с головы до ног… Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

А потом как-то незаметно этот вездесущий Санта Клаус стал (ни много ни мало) символом Рождества! Первое его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке (по примеру англичан) уже был нарисован он – в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков.

Еще через 50 лет, в 1931 году, по заказу кампании «Кока-кола» (нужна была неизбитая торговая марка нового газированного напитка) художник Хеддон Сандблом в рамках рекламной акции «Санта Клаус тоже пьет кока-колу!» немного «модернизировал» знакомый всем образ. Он придумал некий гибрид гнома с Дедом Морозом – в красном колпаке с белой опушкой и красных же коротком кафтане и штанах с бутылкой кока-колы, естественно. Придумка оказалась весьма удачной – с того времени этот полугном-полудед является еще и «лицом» этой кампании, обороты которой от этого только «набирают ход».

Бог с ними – с «Кока-колой» и ее капиталами… Удивляет другое: почему «ее лицо» все еще носит имя святого Николая и является рождественским символом? Не кощунственно ли это?

Правда, в последних числах уходящего 2006 года СМИ (в частности, газета «Труд» от 26 декабря) преподнесли читателям своеобразный предрождественский подарок, сообщив о том, что отныне в Германии и Австрии запрещено использовать Санта-Клаусский бренд в рождественской символике - «по христианской традиции подарки под Рождество раздаёт Святой Николай, а вовсе не англоговорящий дед в красных одеждах». Хорошо бы, чтобы только этими двумя странами это запоздалое начинание не ограничилось!

В настоящее время, а также на протяжении многих тысячелетий, символами Нового года является Дед Мороз, и конечно же Санта Клаус. Эти два старичка, на первый взгляд, ничем не отличаются друг от друга, но некоторые отличия все-таки есть.

Дед Мороз характеризуется еще и такими именами как Мороз – трескун, Мороз – Красный или Студенец. С давних времен его все знали как сурового бога зимы, который правил миром с ноября по конец марта. Кроме того, этот персонаж являлся богатырем недюжинной силы, в результате чего его все очень боялись и только поклонялись этому существу. Если говорить о Санта – Клаусе, судьба такого персонажа намного сложнее.

В настоящее время организации, в которых можно сделать , предоставляют полностью всю информацию об истории этих героев. Но можно узнать ее и самостоятельно.
Так, вот, Санта Клауса сначала называли Святым Николаем, который жил совсем недалеко от Финикии. Этот персонаж являлся покровителем детей, которые потерялись или их похитили. Если ребенок был послушным, он всегда дарил ему подарки, а вот непослушных представителей младенческого возраста он наказывал. Спустя некоторое время церковь Святого Николая перевели на английский манер «Санта Клаус».
Но главные отличия данных персонажей заключаются не только в этом.

Дед Мороз: характеристики внешнего вида.

Дед Мороз, а также его коллега Санта Клаус носили шубу красного цвета. Но, Дед Мороз частенько одевал и зеленое одеяние. Санту Клауса мы видели в короткой куртке, которая всегда перехвачена широким поясом. А Дед Мороз всегда изображен в длинной шуба, края которой касались земли. Кроме того, никто не видел Деда Мороза в очках, а также в колпаке, которые можно увидеть у Санты Клауса. Еще одно отличие – борода. У американского персонала ее или нет, или есть, но совсем маленькая, а вот у нашего Деда Мороза борода всегда длинная и густая.

В наше время заказ Деда Мороза в школу можно сделать очень легко. Кроме того, можно выбрать одеяние такого персонажа, ведь он может изобразить как Дедушку Мороза, так и Санта Клауса.
Еще одним большим отличием следует отметить валенки, которые всегда одеты на нем. В большинстве мультфильмов можно заметить, что Дед Мороз передвигается на тройке с бубенцами, а Санта Клаус на оленях по широкому небу. Более того, у Деда Мороза есть прекрасная спутница – Снегурочка, чего нельзя сказать о Санте, ведь он всегда один. Снегурочка родилась из снега, и она всегда со своим дедушкой. Дед Мороз подарки кладет под елочку, а Санта спускается только по дымоходу и кладет их в специальные носочки.

Но, и первый, а также второй персонаж приносят в наши дома только радость, веселье и положительные эмоции. Они наполняют сердца людей счастьем и праздничной атмосферой. Эти персонажи живут уже на протяжении огромного количества лет, в результате чего они не перестают нас радовать, а мы всегда их ждем к себе в гости. А дети с нетерпением ждут Нового года, чтобы получить подарки от доброго, веселого, а также милого Дедушки Мороза.

Откуда появился Дед Мороз

Дед Мороз появился у нас очень давно. Когда-то, еще до
появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших
охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы
наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника
деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам,
колядовала . (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности
колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в
том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду
за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один
«человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось
говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли
просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда
Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а
приносит их сам.

Согласно другой версии, «прапрадедом»
современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или
Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом
Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как
русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином
на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе — Зиме. Деда
Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года — серединой зимы
— январем. Холоден и студен первый месяц года — царь морозов, корень зимы, ее
государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь
говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей. Позже у
Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских
сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям
подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как
существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного
полюса, другие говорят — из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то
на крайнем Севере, где круглый год зима. Сейчас же многие дети с уверенностью
назовут родиной Деда Мороза Великий Устюг.
Но это всего лишь туристический проект, выросший из фантастической идеи во всероссийский бренд. В старинном русском
городе Великий Устюг с декабря 1998 года по инициативе Правительства г. Москвы
и администрации Вологодской области задуман и реализуется проект «Великий
Устюг — родина Деда Мороза».

А ещё, с недавнего времени, 18 ноября в России официально
отмечают день рождения Деда Мороза. Дату рождения Деда Мороза, говорят, придумали сами дети, поскольку именно 18
ноября на его вотчине (как теперь считается) — в Великом Устюге — в свои права
вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

Происхождение
Санта Клауса

Иногда можно услышать о том, что прообразом
Деда Мороза является Святой Николай. Но это ошибочное мнение. Происхождение
русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если
Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели
в ранг святых, то русский Дед Мороз — скорей языческий дух, персонаж народных
поверий и сказок.

Прообразом Санта Клауса считается Святой Николай, который
жил в 4
веке. С раннего детства он отличался любовью к ближнему. Слава о его делах была
велика, поэтому ещё молодым человеком его назначили епископом. Он поселился в
городе Измир в Греции (теперь это территория Турции). Святой Николай был богат,
и всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно — подкладывая подарки в
окна.

И вот как-то
раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери, и отец которых из-за
бедности решил продать их в рабство, Святой Николай подбросил им под Рождество
три мешочка с золотыми монетами. (Так продолжалось до тех пор, пока те не
накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.) Но как-то раз
все окна в доме оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул
мешочки с золотом в трубу. Золотые монетки подкинутые им в трубу попали в
висящие у печки сохнущие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в
носки, которые вешают у камина.

Однако
Святой Николай прославился не только своими тайными дарами, но и чудесами,
который творил и при жизни и после смерти.

Святого
Николая считали своим заступником моряки и рыбаки. Он оказывал покровительство
похищенным и погубленным детям: находил их и возвращал к жизни. Существовало
предание, что в праздник Святого Николая епископ раздавал подарки, но только
послушным детям, а шалунов наказывал.

Поэтому на
праздник Святого Николая, который православная церковь отмечает 19 декабря (по
новому стилю), а католическая 6 декабря, дети всегда получают подарки от
Святого Николая.

Разумеется,
климат в Греции отличается от нашего, потому никаких шуб и шапок Святой Николай
не носил.

Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в VII и
XVIII веках, привезли c собой туда и предания о Святом Николае. Одной из первых
церквей, построенных в тогдашнем Нью-Йорке, была Синтер Клаас или Синт Николас,
позднее получившая название «Санта Клаус».

Современный образ добродушного толстячка Санта Клауса
появился в США сравнительно недавно, в Рождество 1822 года. Именно тогда
Клемент Кларк Мур написал поэму «Приход святого Николая», в которой
Святой предстал жизнерадостным и веселым эльфом с круглым тугим брюшком,
свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде, и с курительной трубкой. В результате
перевоплощения святой Николай слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в
руках у него появился мешок с подарками.

Первый образ Санта-Клауса нарисовал в 1862 году карикатурист Томас Наст. В
течение 24 лет он рисовал его для обложки популярного журнала «Harper"s
Weekly». Художник поселил Клауса на Северном полюсе (а не в Лапландию).
Обложки пользовались невероятной популярностью. У Санты Томаса Наста оказался
один недостаток — он был черно-белым.

Красную шубу сказочному дедушке подарил в 1885 г издатель Луис Пранг. Он
перенес в Америку викторианскую традицию рождественских поздравительных
открыток, выполненных в технике цветной литографии. Так Санта-Клаус сменил
меха, в которые его нарядил Наст, на добротный ярко-красный наряд.

Наконец, в 1930 г. компания «Кока-Кола» придумала хитрый рекламный трюк, чтобы
об их продукции не забывали ни летом, ни зимой — художник из Чикаго изобразил
Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы. Так родился современный образ
Санта-Клауса.

Как видите,
Санта-Клаус (изначально возникший как добрый эльф) и Дед Мороз (изначально
бывший просто Морозом — покровителем зимы) имеют мало общего со Святым
Николаем. Объединяют их только любовь к детям, и обычай дарить подарки.

Однако, современный образ Санта Клауса так широко представлен в рекламе и сувенирной
продукции, что наши дети совершенно запутались и ошибочно называют его Дедом
Морозом. Давайте же научимся их различать.

Отличия Деда Мороза от Санта Клауса

Дед Мороз Санта Клаус
Головной убор Теплая шапка с меховой опушкой. Внимание: никаких
бомбошек и кисточек! Шапка может быть расшита серебром и жемчугом. Оторочка, или
залом, должна быть отделана белым мехом с треугольным вырезом, выполненным на
лицевой части — стилизованные рога. Форма шапки — полуовал, такая
форма шапки традиционна для русских царей.
Красный колпак с белым помпоном.
Борода Борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег. Короткая борода лопатой.
Верхняя одежда Длинная толстая шуба на меху. Изначально, цвет шубы был
синим, холодным, но под влиянием красных шубок «европейских
собратьев» изменился на красный. На данный момент допускаются оба
варианта.
Шуба должна быть длинной до земли, расшитой серебром — в
виде восьмиконечных звезд, гуськов, крестов и других элементов традиционного
русского орнамента, отороченная лебединым пухом (или любым белым мехом). Из под шубы не должны быть видны штаны!
Короткая куртка красного цвета. Красные штаны.
Рукавицы Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. Классический образ
требует, что бы варежки были трехпалые белые, расшитые серебром — символ
чистоты и святости всего, что он дает из своих рук. Трехпалость — символ
принадлежности к высшему божественному началу еще с неолита.

Лёгкие перчатки.

Ремень Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком. В крайнем случае застегивается на пуговицы. Ремень с
пряжкой.
Обувь Дед Мороз, обычно, предпочитает валенки. И не удивительно, ведь при −50 градусов
(обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги
отмерзнут. Классический образ допускает серебряные или красные, шитые
серебром сапоги с приподнятым носком (но только не чёрные). А в морозный день
Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки.
Чёрные сапоги.
Аксессуары С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по
сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи «диким
Морозко», этим самым посохом народ-то и «морозил». Посох должен иметь прямую форму без закруглений. На конце может быть набалдашник в форме шара или звезды.
Посох
католического епископа с изогнутым концом. Носит очки. Иногда изображается с курительной трубкой. Также сопутствуют: носки на камине, веночки, колокольчики и проч.
Способ передвижения Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных
тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжным ходом. Случаев с
использованием оленей не зарегистрировано.
Санта-Клаус ездит в повозке запряжённой оленями, т.к. Санта-Клаус живёт в Лапландии, где нет лошадей, но есть олени.


Самое главное отличие русского Деда Мороза — его неизменная спутница внучка
Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, где одни тюлени
да пингвины, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. Образ
Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка, одетая в белые одежды (либо
цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза — восьмилучевой
венец, шитый серебром и жемчугом.

Улицы постепенно начинают наряжаться в разноцветные гирлянды; витрины, усыпанные пушистым бутафорским снегом, призывают прохожих закупиться подарками; а в социальных сетях все чаще появляется хэштег #нг. Если только это напоминает вам о приближении главного праздника всех времен и народов, то определенно пора встрепенуться и начать планировать поездку в самое новогоднее место на планете.

На деле же их два – Великий Устюг и Лапландия. И там, и там волшебство просто витает в морозном воздухе, создавая «праздничное настроение», которое большинство людей перестает ощущать годам этак к 30 или раньше. А к кому отправиться погостить – к русскому Деду Морозу или заграничному Санта Клаусу – решать вам. Мы лишь поможем не заблудиться в дебрях их сказочных лесов.

Найти 10 отличий

Для многих до сих пор не совсем понятно, кто настоящий символ Нового года и Рождества и куда ехать, чтобы не ошибиться. Но разочароваться вряд ли получится, потому что Дед Мороз и Санта Клаус – это две интерпретации одного и того же явления, возникшие на почве разных культур. Они очень похожи и лишь в некоторых моментах проявляют существенные отличия. Перечислим основные, чтобы вы могли выбрать того, кто больше по душе.

1. Где родился, там и пригодился.

Терем Деда Мороза в Великом Устюге

На вопрос «Где живет Дедушка Мороз?» большинство детей ответит – в сказке. Так оно и есть, только у нее имеется конкретный адрес: Вологодская область, город Великий Устюг. 20 лет назад власти нашего государства постановили, что там главный новогодний волшебник родился и будет постоянно жить.

Санта же прописан в заполярной Лапландии, на арктическом севере Финляндии, где и расположилась его резиденция. В ней он целый год корпит над изготовлением подарков для послушных деток вместе с армией своих гномиков.

2. Кто есть кто.

Этот дедушка курит трубку

Кроме того, что у Деда Мороза от холода краснеют нос и щеки, еще можно заметить, что это очень симпатичный, статный, в возрасте, но не совсем старый мужчина. Настоящий русский богатырь на пенсии, крепкий и высокорослый. Волосы у него седые и прямые, борода вьющаяся, белая и длинная – до пояса или даже до пола. Голос басистый, раскатистый, приятный.

А вот Санта выглядит постарше и поприземистее: рост у него небольшой, имеется увесистый животик. Волосы и борода белые, кудрявятся, длина последней – не ниже пояса. На носу у него можно заметить очки – старость не радость. А еще этот дедушка курит трубку. Щеки – красные, как яблоки, а в общем производит впечатление доброго и приятного, смешливого старичка, который любит говорить «Хо-хо-хо» низким и громким голосом.

3. Встречают по одежке.

Утепляемся вместе с Дедом Морозом

На Русском Севере не забалуешь, поэтому у Деда Мороза длинная (до пят) шуба, вывернутая мехом к телу, а снаружи – покрытая парчей, красной, синей или белой. На поясе – широкий и длинный кушак, на руках – меховые рукавицы, а на ногах – предположительно есть штаны (из-за длинного подола не видно). По идее, они, как и рубашка, должны быть белоснежными. Голову согревает дорогая меховая шапка, по форме напоминающая старинную боярскую, украшенная вышивкой и драгоценными каменьями.

А вот его коллега ни на что не променяет свой костюм, состоящий из красной легкой курточки с белой меховой оторочкой и штанов, сшитых из той же ткани. Подпоясывается Санта Клаус кожаным ремнем черного цвета с увесистой пряжкой из металла. В качестве головного убора использует красный колпачок с меховым помпоном на конце, а руки греет – в черных или белых перчатках.

4. Чтобы ноги не оставить.

В стиле Санты

Изначально на ногах Деда Мороза изображали красные кожаные сапоги, с загнутыми носами и узорами на голенищах – настоящие царские черевички. А теперь все чаще он выбирает старые, добрые, народные валенки, белые и расшитые драгоценными нитями.

Санта Клаус не изменяет своему стилю и носит высокие теплые сапоги из черной кожи.

5. Дайте мне точку опоры.

Посох - волшебная палочка Деда Мороза

В руках Деда Мороза всегда можно увидеть длинный посох с резными узорами. На верхнем конце – набалдашник или звездочка. Это не просто средство для поддержания устойчивости на скользком льду или в глубоких сугробах, а еще и своеобразная волшебная палочка. Ей наш герой орудует, когда приходит время погружать природу в зимнюю спячку. Согласно поверьям, Мороз не раз помогал русским победить врага с помощью своего чудо-посоха: чего стоит только бегство Наполеона из выстуженной Москвы.

А вот Санта Клаусу инструменты для колдовства не нужны. Свою загнутую с одного края клюку он использует по прямому ее назначению – опирается при ходьбе. Обычно она украшена красными или зелеными полосками.

6. Эх, прокачу!

Санталет: подарки с доставкой на дом

Три белых коня – декабрь, январь и февраль – как раз и служат средством передвижения для нашего Дедушки. Он их запрягает в сани и едет по стране зажигать… новогодние елки. Иногда ходит пешком или даже встает на лыжи – видимо, по молодости был спортивным малым.

Санта Клаусу по земле ездить не пристало – слишком долго, наверное, пробки и прочее, поэтому он путешествует по воздуху на санях, в которые запрягает целое стадо северных оленей. У всех девяти животных есть имена, но вожаком всегда являлся Рудольф, который скачет во главе упряжки и задает темп движению.

7. Правила взлома.

Кто ходит в гости по домам, тот Дед Мороз

Деда Мороза ждут всей семьей, и заходит он через парадную дверь: скрываться – не в его стиле. Подарки дарит лично в руки или кладет под елку.

Клаус предпочитает тайные визиты к своим поклонникам и под покровом ночи спускается в дома по дымоходам. Презенты раскладывает в специально развешенные над камином носки.

8. Свита.

Гномы всегда под рукой

Русского волшебника поддерживает его внучка Снегурочка. Обычно она появляется на празднике не вместе с дедушкой, что не удивительно, ведь живут они в разных городах. Родина Снегурочки, как оказалось, – Кострома.

А Санта Клаусу в пути помогают его неизменные спутники – гномы, но в дома он обычно «проваливается» в одиночку.

9. О корнях.

Карачун - повелитель мороза, холода и мрака

Появлению образа Деда Мороза в русском фольклоре послужили языческие верования наших предков. Так они поклонялись сразу нескольким зимним божествам: Карачуну, Трескуну, Студенцу и Богатырю-кузнецу. Изначально они были злыми и жестокими: только и норовили навредить людям. Но потом результат их объединения в одном лице был переосмыслен и стал видеться в положительном свете.

А происхождение Санта Клауса тесно связано с христианством: его прообразом стал святой Николай Чудотворец (Санта – святой, Клаус – Николай). Он, в свою очередь, прославился тем, что тайно и абсолютно бескорыстно оказывал помощь бедным семьям с детьми.

10. Должностные обязанности.

Никаких отличий. И Дедушка Мороз, и Санта Клаус придуманы для того, чтобы привносить в жизнь детей и взрослых радостные моменты.

А теперь поговорим о том, что ждет вас на родине каждого из них. Это особенно пригодится в случае, если отправитесь в поездку самостоятельно.

В Великий Устюг: туда, где загораются глаза

Почта Деда Мороза

Место для постоянной прописки Деда Мороза было выбрано не случайно и не только потому, что Устюг Великий. Это один из старейших городов Русского Севера, с богатейшей историей, древней архитектурой, массой достопримечательностей и потрясающей природой, особенно в зимнюю пору. Излюбленный сказочный персонаж идеально вписался в его антураж.

Резиденцию Деда Мороза можно посетить в самом Великом Устюге. В ней вы найдете почту, куда приходят письма от всех восторженных карапузов нашей страны. Из этого пункта высылают поздравительные открытки своим близким: на них стоит подпись и печать главного символа Нового года.

Там же вам удастся побывать в тронном зале и лавке Дедушки Мороза. Если будет время, стоит заглянуть в музей новогодней игрушки на территории церкви Жён-Мироносиц, а также посмотреть на рождественский вертеп, собор Прокопия Праведного и прогуляться по набережной реки Сухоны.

А до Вотчины Мороза еще нужно доехать: она расположилась несколько поодаль от городской суеты (чуть больше десятка километров). Путешествие туда можно организовать через одну из местных турфирм или добраться своим ходом: на такси либо автобусе под номером 122.

Санки - любимая забава гостей Деда Мороза

Самое оптимальное время для поездки – утро, так как людей еще не слишком много – они обычно наводняют усадьбу ближе к обеду. Вечером же в ней собирается столько народу, что сложно передвигаться и не наступать другим на пятки. Опять же посещение Вотчины в темное время суток оставит намного больше впечатлений, чем днем: словно по взмаху волшебного посоха все вдруг начнет искриться, двигаться, танцевать. В такие моменты глаза загораются не только у детей, но и у взрослых.

Зимние аттракционы, катание с ледяных и снежных горок, поездки на лошадях, снегоходах и плюшках, увлекательнейшая экскурсия по Тропе Сказок – вот лишь минимальная программа, которую сложно осилить за один день. Вам обязательно захочется вернуться туда вновь, чтобы погреться возле костерка 12 братьев-месяцев, заглянуть на огонек к бабушке Аушке и к Житному деду в шалаш. Бьемся об заклад, что некоторых из названых персонажей вы даже не знаете – тем полезнее будет путешествие в Великий Устюг.

Если вам предложат присоединиться к группе туристов, советуем не отказываться. В разных точках усадьбы для гостей предусмотрены народные забавы, а это всегда шумно и весело, когда играешь толпой. Одним из ярчайших моментов поездки станет посещение сказочного терема, во время которого его хозяин феерично появляется под падающим прямо с потолка снегом. В эту минуту начинаешь верить, что Дед Мороз настоящий, а чудеса существуют!

Он настоящий!

Как добраться

Планируя автомобильное путешествие, учтите, что навигатор в сказки может не верить, поэтому вместо Усадьбы Деда Мороза устанавливайте маршрут на село Мединское Вологодской области. На поездах и самолетах из большинства городов России придется добираться до Великого Устюга с пересадками.

Где поселиться

Раннее бронирование – залог удачного и недорогого размещения. Сейчас уже все лакомые кусочки расхватали (некоторые очень предусмотрительные люди начинают это делать летом). С середины декабря и практически до конца января на родине Мороза цены взлетают до небес, а гостиницы забиты до отказа (а где в это время не так?). Поищите вариант заселения в частные дома и коттеджи в пределах самой Вотчины и в окрестных селах.

В Лапландию за детством

Добро пожаловать в Деревню Санта Клауса

Заграничный брат нашего Деда Мороза поселился неподалеку от столицы Лапландии Рованиеми – в деревушке со смешным названием Йоулупукки. Эта территория слывет сказочной провинцией, где невероятная природа и уникальнейшая культура сливаются воедино и создают атмосферу праздника, веселья и домашнего уюта. Детям особенно интересно посетить места, которые так красочно описали их любимые писатели. А возможные морозы в –50 не пугают тысячи туристов, которые ежегодно едут на финский север, чтобы посмотреть на дом и быт Санты.

Согласно легенде, Клаусу пришлось создать свою нынешнюю Деревню, потому что люди стали постепенно узнавать о его секретной лаборатории по производству подарков на горе Корватунтури. А Йоулупукки он выбрал не случайно – потому что там тонкая земная кора, которая позволяет замедлять вращение планеты, чтобы волшебник успел облететь весь свет за одну ночь.

На самом же деле резиденция появилась в середине прошлого века после посещения этих мест женой американского президента Рузвельта. С тех пор поселение только разрастается. В нем хозяин принимает посетителей, читает письма и готовится к очередному «новогоднему чесу».

В деревне Санты вы обнаружите его «штаб-квартиру», домики для проживания гостей, Санта-Парк, множество сувенирных лавок, магазинчиков и кафе, а также настоящую оленью ферму – куда же без нее. На главной площади можно покататься с горок и полюбоваться на елку с украшениями в виде миниатюрных копий флагов разных стран. А неподалеку от сказочной резиденции раскинулся целый развлекательный центр.

На коленях у волшебника

Чтобы исполнить мечту всей своей жизни – посидеть на коленках у Санты, нужно пробраться в его офис (вход свободный) и отстоять немаленькую очередь. Самым послушным деткам Клаус дарит подарки, а за фотографию с ним нужно заплатить в гномичью кассу.

Так же, как и у нас, здесь есть свое отделение почтамта, где можно заказать письмо в любой уголок мира. Вам даже помогут его составить, написать, упаковать и тут же вышлют в нужном направлении, не забыв проштамповать волшебной печатью.

А еще всех забавляет ритуал пересечения границы Полярного круга. Осмелившимся перепрыгнуть символическую черту даже выдают сертификаты, подтверждающие их героический поступок.

Кроме всего вышеперечисленного в деревне Санта Клауса найдется еще много интересного, начиная от катаний на всех возможных зимних видах транспорта, продолжая мастер-классами по кулинарии от самой миссис Клаус и заканчивая ночевками в ледяных домишках. Дети учатся эльфийской грамоте, общаются с животными и просто дурачатся в снегу – в Лапландии им не обязательно должно быть меньше 30.

А вы пробовали откопать свое детство в сугробе?

Как добраться

Хороша Финляндия тем, что у нее с Россией есть общая граница. Поэтому добраться до дома Санты из Питера, например, не составит труда и не займет много времени. Сделать это можно как на машине, так и на поезде. В Рованиеми есть железнодорожная станция, а также аэропорт, принимающий международные рейсы.

Где поселиться

С жильем проблем обычно не возникает. Можно жить по соседству с семейством Клаусов, снять номер в одной из гостиниц Рованиеми или коттедж в близлежащих населенных пунктах. Бронировать нужно заранее: чем ближе к Новому году, тем дороже вам обойдется путешествие.

Эй, ямщик, поворачивай к северу!

Скоро-скоро весь мир начнет говорить о новых надеждах, планах, чистых листах и прочих банальностях. И вот что мы вам посоветуем: бросайте это дело и вперед – отрываться на русском или европейском севере. В конечном счете не важно гражданство главного новогоднего волшебника. Просто для поездки за границу понадобится больше документов и, возможно, денег. Но вне зависимости от выбранного направления не забудьте взять с собой теплую одежду!

Кто старше Дед Мороз или Санта Клаус?

Имя: Дед Мороз, в сказках упоминается как Морозко или Мороз Красный Нос.

Внешность: Высокий представительный старик с белоснежной бородой до пят. Носит красную или синюю шубу, валенки и теплую шапку. В руке всегда держит посох, которым, собственно, и «морозит».

Характер: Раньше нрав у Деда был довольно суров и крут. Он не только одаривал тех, кто ему угодил, но и карал строптивцев – ударом посоха замораживал до смерти. С возрастом Дед Мороз стал помягче, а сейчас вообще воспринимается большинством наших соотечественников как добрый волшебник с полным мешком подарочного добра.

Возраст: Деду Морозу очень много лет. Его прообразом был так называемый Дед, которого древние славяне считали общим предком всех семей и защитником потомков. Зимой и весной Деду воздавались почести и предлагалось угощение, при этом его просили не «бить овес» (или другие актуальные сельскохозяйственный культуры).

Прописка: Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните). Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.

Основное занятие: В старину, когда Дед Мороз был помоложе и поэнергичнее, он не только раздавал подарки детям и взрослым, но и пошаливал: портил посевы и жилища тех, кто его разгневал (или не угостил как надо). Сейчас он значительно подобрел и обычно ограничивается хождением по гостям под Новый Год и распределением даров. Правда, иногда требует, чтобы получатель предварительно спел ему песенку или рассказал стишок.

Транспортное средство: Передвигается, как правило, пешком (в крайнем случае – на лыжах). Большие расстояния преодолевает по воздуху - в санях, запряженных тройкой белых лошадей.

Основные отличия от Санта Клауса: У деда Мороза шуба и борода значительно длиннее, чем у Санты (еще бы! В России-то зимы студеные, это вам не Европа, и не Америка!). Дед Мороз, в отличие от своего англоязычного аналога, не носит ремня (только кушак) и никаких кисточек и помпонов на шапке не имеет. Его шуба может быть как красного, так и синего цвета, в то время как Санта традиционно одет в любимые оттенки компании Coca - Cola . Санта Клаус предпочитает сапоги, а Морозко – валенки, как более теплую и подходящую для российских условий обувь. Кроме того, наш Дедушка, в отличие от западного, имеет хорошее зрение (очков не носит) и ведет более здоровый образ жизни (трубку не курит). При себе всегда держит посох, о назначении которого мы уже говорили. И, наконец, у него неизменно есть спутница – внучка Снегурочка.
Еще одно важное отличие – Дед Мороз значительно старше Санты, чей современный образ, к тому же, был создан не народом вообще, а конкретным человеком – американским литератором Клементом Кларком Муром, который подробно описал его внешний вид и привычки в своей поэме «Ночь перед Рождеством» в начале 19 века.