Что говорят цветы. Спор героев о прекрасном в рассказе Ж.Санд "О чём говорят цветы"

Урок 68 ЖОРЖ САНД. «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ». СПОР ГЕРОЕВ О ПРЕКРАСНОМ*

13.05.2015 7999 0

Цель : ввести детей в художественный мир произведений Ж.Санд; расширить представление учащихся о зарубежной детской литературе; развивать умения анализа художественного произведения, формировать стремление к прекрасному.

Ход урока

I. Организационный этап занятия. Создание эмоционального настроя, постановка целей занятия.

II. Жорж Санд: страницы биографии.

Выразительное чтение вступительной статьи к главе учебника.

III. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Комментарий : сказка прочитана учениками дома.

Беседа по вопросам учебника (ученики подтверждают свои ответы цитатами из текста).

– Какой можно назвать сказку «О чем говорят цветы»: авторской или народной? Почему?

– Что утверждает главная героиня сказки? Как вы думаете, кто прав в споре: она или учитель ботаники? (Главная героиня сказки «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы совсем не разговаривают. Фактически прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди. В то же время права и девочка, потому что ее внимание ко всему живому, сочувствие помогают ей как будто слышать голоса растений.)

– О чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз? (Цветы спорили о том, кто из них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.)

– Что возмутило девочку? (Девочку возмутило соперничество цветов, их тщеславие и зависть, и она назвала разговоры цветов вздором.)

– Страницы какой сказки, созданной русским писателем, напоминает этот эпизод? (Сказку В. М. Гаршина «Attalea princeps».)

– Как представлено в сказке созидание и уничтожение? Можем ли мы назвать эти образы аллегорическими? Почему? (Уничтожение представлено в сказке в образе отца бурь и его сыновей, которые хотели разрушить все живое на Земле. Созидание представлено в виде «духа жизни», могучего божественного духа, который вырвался изнутри Земли и противостоял разрушению. Чем больше бури разрушали, тем больше новых форм жизни появлялось на Земле. В образах царя бурь и «духа жизни» автор представляет нам закон развития всего живого на Земле.)

– Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд? (Роза обладала драгоценными дарами «кротости, красоты и грации». Именно она была призвана «очаровывать и примирять». Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.)

– Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка? (Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов и даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам. В детстве она, как и внучка, понимала, о чем говорят цветы.)

– Как вы понимаете слова бабушки: «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!»? (Свойство понимать речь цветов, растений и камней связано с любовью и вниманием к природе, с желанием понять ее жизнь. Свойство – это то, что естественно присуще человеку. Недуг – это болезнь. Бабушка считает, что нельзя смешивать свойства с недугами, то есть особенности восприятия с проявлением болезни.)

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)».

Урок 68
ЖОРЖ САНД. «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ».
СПОР ГЕРОЕВ О ПРЕКРАСНОМ
*

Цель : ввести детей в художественный мир произведений Ж.Санд; расширить представление учащихся о зарубежной детской литературе; развивать умения анализа художественного произведения, формировать стремление к прекрасному.

Ход урока

I. Организационный этап занятия. Создание эмоционального настроя, постановка целей занятия.

II. Жорж Санд: страницы биографии.

Выразительное чтение вступительной статьи к главе учебника.

III. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Комментарий : сказка прочитана учениками дома.

Беседа по вопросам учебника (ученики подтверждают свои ответы цитатами из текста).

Какой можно назвать сказку «О чем говорят цветы»: авторской или народной? Почему?

Что утверждает главная героиня сказки? Как вы думаете, кто прав в споре: она или учитель ботаники? (Главная героиня сказки «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы совсем не разговаривают. Фактически прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди. В то же время права и девочка, потому что ее внимание ко всему живому, сочувствие помогают ей как будто слышать голоса растений.)

О чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз? (Цветы спорили о том, кто из них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.)

Что возмутило девочку? (Девочку возмутило соперничество цветов, их тщеславие и зависть, и она назвала разговоры цветов вздором.)

Страницы какой сказки, созданной русским писателем, напоминает этот эпизод? (Сказку В. М. Гаршина «Attalea princeps».)

Как представлено в сказке созидание и уничтожение? Можем ли мы назвать эти образы аллегорическими? Почему? (Уничтожение представлено в сказке в образе отца бурь и его сыновей, которые хотели разрушить все живое на Земле. Созидание представлено в виде «духа жизни», могучего божественного духа, который вырвался изнутри Земли и противостоял разрушению. Чем больше бури разрушали, тем больше новых форм жизни появлялось на Земле. В образах царя бурь и «духа жизни» автор представляет нам закон развития всего живого на Земле.)

Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд? (Роза обладала драгоценными дарами «кротости, красоты и грации». Именно она была призвана «очаровывать и примирять». Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.)

Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка? (Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов и даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам. В детстве она, как и внучка, понимала, о чем говорят цветы.)

Как вы понимаете слова бабушки: «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!»? (Свойство понимать речь цветов, растений и камней связано с любовью и вниманием к природе, с желанием понять ее жизнь. Свойство – это то, что естественно присуще человеку. Недуг – это болезнь. Бабушка считает, что нельзя смешивать свойства с недугами, то есть особенности восприятия с проявлением болезни.)

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)».

Когда я была ребенком, моя милая Аврора, меня очень беспокоило то, что я не могла уловить разговора цветов. Мой профессор ботаники уверял меня, что они ничего не говорят, был ли он глух или не хотел сказать мне правды, но он настаивал на том, что цветы ничего не говорят. Я же была уверена совершенно в ином. Я слышала, как они застенчиво перешептывались, особенно когда на них падала вечерняя роса, но, к несчастью, они говорили слишком тихо для того, чтобы я могла разобрать их слова, и потом они были недоверчивы. Когда я проходила по саду подле цветников или по тропинке мимо сенокоса, то в воздухе слышалось по всему пространству какое-то ш-ш-и, этот звук перебегал от одного цветка к другому и как будто хотел сказать: “Побережемся, замолчим! Подле нас находится дитя, которое нас слушает”. Но я настаивала на своем: я старалась идти так тихо, что под моими шагами ни одна травка не шевелилась. Они успокаивались, а я подвигалась все ближе и ближе. Тогда для того, чтобы они меня не заметили, я нагнулась и пошла под тенью деревьев. Наконец мне удалось подслушать оживленный разговор. Нужно было сосредоточить все свое внимание, потому что это были такие нежные голоски, до такой степени приятные и тонкие, что малейший свежий ветерок, жужжание больших бабочек или полет мотыльков - совершенно скрывали их.

Я не знаю, на каком языке они говорили. Это не был ни французский, ни латинский, которому меня тогда учили, но я как-то хорошо понимала его. Мне даже казалось, что я понимаю этот язык гораздо лучше, чем какой-нибудь другой, который мне до сих пор приходилось слышать. Раз вечером в одном прикрытом уголке я легла на песок, и мне удалось прослушать очень отчетливо весь происходивший вокруг меня разговор. По всему саду слышался какой-то гул, все цветы говорили разом, и не нужно было особенного любопытства, чтобы за один раз узнать не одну тайну. Я оставалась неподвижна - и вот какой разговор шел среди полевых красных маков.

Милостивые государыни и государи! Пришло время покончить с этой глупостью. Все растения одинаково благородны, наша семья не уступает какой-нибудь другой - и потому пусть, кто хочет, признает первенство розы, что касается меня, то я повторяю вам, что мне все это страшно наскучило, и я не признаю более ни за кем права считаться лучше меня по своему происхождению и титулу.

На это маргаритки ответили все разом, что оратор, полевой красный мак, совершенно прав. Одна из маргариток, которая была больше и красивее других, попросила слова.

Я никогда не понимала, - сказала она, - почему общество роз принимает на себя такой важный вид. Почему именно, спрашиваю я вас, роза лучше и красивее меня? Природа и искусство одинаково заботились, чтобы умножить наши лепестки и усилить яркость наших красок. Напротив, мы гораздо богаче, потому что у самой лучшей розы будет не более двухсот лепестков, у нас же их до пятисот. Что касается цвета, то у нас есть фиолетовый и чисто голубой - именно такие, каких у розы нет.

А я, - сказала с жаром большая Кавалерская шпора, - я принцесса Дельфиния, у меня на венчике лазурь небес, и мои многочисленные родственники имеют все розоватые оттенки. Мнимая царица цветов многому у нас может позавидовать, а что касается ее хваленого запаха…

Прошу вас, не говорите мне об этом, - перебил ее полевой красный мак. - Хвастовство с запахом действует мне на нервы. Что такое запах? Объясните мне, пожалуйста. Вам может, например, кажется, что роза пахнет скверно, а я благоухаю…

Мы ничем не пахнем, - сказала маргаритка, - и этим, надеюсь, подаем пример хорошего тона и вкуса. Духи есть признак нескромности и тщеславия. Растение, которое себя уважает, не дает о себе знать запахом: для него достаточно его красоты.

Я не разделяю вашего мнения! - воскликнул мак, от которого сильно пахло, - духи есть признак здоровья и ума.

Слова толстого мака были покрыты хохотом. Гвоздика держалась за бока, а резеда даже упала в обморок. Но он вместо того, чтобы сердиться, начал критиковать форму и цвета розы, которая не могла защищаться, потому что все кусты ее были подрезаны, а на новых побегах были одни только маленькие бутончики, крепко затянутые в свои зеленые пеленки. Роскошно одетые Анютины глазки страшно нападали на махровые цветы, но так как они в цветнике составляли большинство, то начали сердиться. Ревность, которую возбуждала во всех роза, была так велика, что все решили осмеять ее и унизить. Анютины глазки имели наибольший успех - они сравнивали розу с большим кочаном капусты и предпочитали последнюю за ее величину и полезность. Глупости, которые мне пришлось выслушать, привели меня в отчаяние, и я, ворча, заговорила их языком:

Замолчите! - закричала я, толкая ногой эти глупые цветы. - За все время вы не сказали ничего умного. Я думала среди вас услышать чудеса поэзии, о, как я жестоко обманута! Вы разочаровали меня вашим соперничеством, тщеславием и мелкой завистью.

Водворилось глубокое молчание, и я удалилась из цветника. “Посмотрим, - сказала я себе, - может быть дикие растения имеют более возвышенные чувства, нежели эти воспитанные болтуны, которые, получив от нас красоту, заимствовали также и наши предрассудки, и нашу лживость”. Я проскользнула в тенистую изгородь и направилась к лугу, мне хотелось узнать, была ли так же завистлива и горда таволга, которую называли царицей лугов. Но я остановилась подле большого шиповника, на котором все цветы говорили вместе.

“Постараюсь узнать, - подумала я, - чернит ли дикая роза розу столиственницу и презирает ли розу махровую”.

Жорж Санд «О чем говорят цветы», впервые включенной в учебник литературы для 5 класса, провела В. А. Болдина (учительница московской школы № 1666) в классе, изучающем французский язык. Сказка несколько сложнее ранее изученных школьниками, поэтому отнесена к самому концу учебного года, для того чтобы проверить возможности учащихся, в течение целого года стремящихся с помощью учителя, учебника и уроков литературы приобрести навыки и умения грамотного, «талантливого» читателя, понять задуманное автором.

На доске привычные и знакомые учащимся слова А. С. Пушкина:

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».

Около доски - портреты Жорж Санд (в возрасте семи лет и уже взрослой, знаменитой, известной писательницы), небольшая выставка книг писательницы и книг о ней (например, книги Жорж Санд «Собака и священный цветок», «Сказки бабушки», Н. Трапезниковой «Романтизм Жорж Санд» и др.). На партах - учебники с рассказом об авторе, текстом сказки «О чем говорят цветы», вопросами к ней.

Начав разговор с повторения народных и литературных сказок, В. А. Болдина сообщила, что им предстоит познакомиться еще с одной, совсем необычной литературной, или писательской, сказкой Жорж Санд. Показывает портреты, рассказывает о том, что Жорж Санд - псевдоним Авроры Дюдеван, литературное имя, прославившее писательницу. Ее книги составили славу французской литературы, ее жизнь была полна любви и труда. Далеко не все знают, что она писала сказки для своих детей и внуков.

Далее учительница рассказывает о жизни Жорж Санд, о том, что в детстве писательницы самыми дорогими людьми для нее были мать и бабушка, что с самого раннего детства Аврора слушала сказки, романтические истории, которые рассказывала ее мама. С ней девочка разучивала стихи, басни , читала молитвы. В парке бабушкиного имения девочка слушала рассказы, легенды. Бабушка обучила ее латыни, естественным наукам, музыке , познакомила с литературой. Аврора прекрасно играла на арфе. Как и мать, девочка верила в Бога и вечную жизнь.

Далее школьники, заранее прочитавшие сказку (возможен и другой вариант - прочитать сказку в классе), говорят, о чем сказка, кратко рассказывают ее содержание (девочка услышала в цветнике разговор цветов. Они дружно нападали на розу, не желая считать ее своей царицей. И шиповник, дальний родственник розы, обратился к ветерку, чтобы тот поведал всем, что роза заслуженно является царицей цветов). Далее учительница предлагает послушать, как звучит начало сказки на родном для писательницы языке -- французском (дети выразительно читают первый абзац сказки на французском языке). Далее беседа продолжается:

А теперь вместе отправимся вслед за героиней в цветник и познакомимся поближе с теми, чьи голоса услышала девочка. (Дети надевают шапочки с цветами - мака, астры, вьюнка, гвоздики, представляются на русском и французском языках.)

О чем говорят цветы в углу цветника? Послушаем их речи: мак не хочет признавать розу царицей. Не считает никого вправе называть себя более знатным, чем он. Астра утверждает, что она красивее розы, так как у нее больше лепестков. Вьюнок горд тем, что в его венчике отражается небесная лазурь, что роза может лишь завидовать ему. Полевой вьюнок считает, что у розы неприятный запах...

Все цветы высмеивают розу, сравнивают ее даже с кочаном капусты.

Почему цветы так ополчились против розы? (Они ей завидуют.)

Как отреагировали цветы, услышав историю розы? (Всеобщая радость, воспевание, восхваление розы.)

Звучит музыка Чайковского. («Вальс цветов» из «Щелкунчика».) Учащиеся читают стихотворения на французском языке о розе и цветах.

А теперь вернемся к словам Пушкина - какой урок преподает нам сказка Жорж Санд? (Добро побеждает зло.)

Знаете ли вы случаи из жизни и сказок, когда добротой, кротостью, лаской добивались большего, чем злом, грубостью? (Дети приводят примеры из сказок, из собственной жизни.)

Домашнее задание:

придумать небольшую сказку, которую могли бы рассказать цветы.

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Планирование уроков по литературе онлайн , задачи и ответы по классам, домашнее задание по литературе 5 класса скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Главная героиня сказки «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы не могут разговаривать. Фактически прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди. В то же время права и девочка, потому что ее внимание ко всему живому, сочувствие помогают ей как будто слышать голоса растений.

Цветы спорили о том, кто из них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.

Цветы спорят о том, кто из них самый лучший и красивый. Их возмущает то что люди обращают на розу внимания больше, чем на остальные цветы. Они очень завидовали розе и чувствовали себя обиженными и хотели доказать свои преимущества.
Вьюнок называл себя «принц Дельфиниум» и говорил, что в его венчике отражается небесная глазурь.
Полевой мак считал запах розы неприятным, а свой приятным.
Астры называли себя благовоспитанными, потому что они вообще ничем не пахнут. Запах, по их мнению, признак хвастовства и нескромности. Ещё они хвастались своими оттенками лилового и синего цветов и говорили, что у ник бывает до 500 лепестков, а у розы только двести.
Девочку очень возмутило соперничество цветов, их зависть, гордость и тщеславие и назвала разговоры цветов вздором.
Ветерок рассказал цветкам шиповника о том, что он когда-то был старшим сыном царя бурь, и его целью было разрушение всего живого.
Вот однажды отправил его отец на Землю и приказал, чтобы на ней не осталось ни одного живого существа. Разрушительную силу ветра остановила роза, которая попросила ветер пощадить её. Ветер вдохнул аромат розы, его гнев исчез. Отец оторвал у него крылья и прогнал на Землю, и «дух жизни» пожалел изгнанника и превратил его в маленький ветерок.