Формирование фонематического слуха у дошкольников с онр. Фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи. «Что просит мышка»

Толкачева Наталья Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида"г.Орла
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР"
Дата публикации: 04.12.2016
Раздел: дошкольное образование

Обобщенный опыт работы по теме:

«Формирование фонематических процессов у детей дошкольного

возраста с ОНР»
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция речевых наруше- ний может быть возможна только при опережающем формировании фонемати- ческого восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематических процессов не только с фоне- тической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха и восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделя- ют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. Недоразвитие фонематических процессов приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу. А возникающая связь между звуком и буквой - недостаточно четкая и однозначная. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв, снижается темп чтения, искажается письмо. Изучением общего недоразвития речи занимались Н.А. Никашина, Г.А. Каше, С.Н. Сазонова, Л.Ф. Спирова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи
.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие– специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. У детей с общим недоразвитием речи нарушены как процесс формирования произносительной системы языка, так и процесс восприятия звуков речи. Фонематический слух может быть нарушен первично или вторично, в одном случае он нарушается из-за недостатков развития артикуляционного аппарата (ребенок не
дифференцирует неправильно произносимые звуки), в другом случае ребенок неправильно произносит сходные по артикуляции или акустически звуки из-за нарушения фонематического восприятия. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно в игре формируются личностные качества, развиваются все психические процессы, в том числе речь. Специально подобранные дидактические игры являются эффективным средством развития речи и, в частности, средством коррекции фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Развитие у ребёнка фонематического слуха связано со сложнейшей операцией обобщения произносительно-слуховых признаков звуков речи, обобщение, которое отражает звуковые отношения родного языка. Как указывал А.Н.Гвоздев, «формирование фонем, завершающее усвоение звуковой системы языка, происходит тогда, когда у ребёнка осуществляется распознавание прежде смешиваемых звуков и их устойчивое использование для различения слов в соответствии с имеющейся в языке традицией». У детей с общим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством неправильно произносимых звуков, то есть чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом, однако, если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. Необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ОНР указывает на низкий уровень развития фонематического слуха. Они испытывают трудности тогда, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при
повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического слуха выражается в: нечётком различении на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднениях при анализе звукового состава речи. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребёнок начинает значительно отставать от возрастной формы. Дидактическая игра является формой совместной деятельности ребенка не только со взрослым, но и со сверстником. При этом дети учатся согласовывать свои действия с действиями других, лучше осознают и усваивают правила игры. Наблюдая и оценивая действия других детей и предвидя собственное выполнение тех же действий, ребенок лучше осознает правила, а потом и свои собственные действия. Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапах логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только ещё ставятся и вводятся в самостоятельную речь). Параллельно с самых первых занятий, проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В процессе логопедических занятий ребёнок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать своё произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. Для детей с нарушением фонематического слуха большое значение имеют игры, требующие слухового внимания. Это игра «Кто спел?»; «Угадай кто сказал?» и т.д. В такие игры играют обычно 3-5 человек. Очень важно на первых занятиях создать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой. Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина условно разделили на шесть этапов: I этап – узнавание неречевых звуков. II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. III этап – различение слов, близких по звуковому составу. IV этап – дифференциация слогов. V этап – дифференциация фонем. VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Остановимся подробнее на том, как осуществляется ра з в и ти е фонематического слуха у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия. Н а
первом

этапе
в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы). На первых занятиях детям предлагалось послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто кричит? (мальчик). Кто разговаривает? (люди). Кто смеётся? (девочка) и т.д. На протяжении
второго этапа
детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Например, дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух
определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его позвал. Значение данного этапа велико, поскольку ребёнок научится различать высоту, силу и тембр голоса, что играет немаловажную роль для достижения боле эффективных результатов. Н а
третьем

этапе
дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Например, логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет три-четыре слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в одну линию: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В заключение этого этапа ребёнок научится различать слова, близкие по звуковому составу, что позволит с наибольшей целесообразностью достичь педагогического эффекта. На
четвёртом этапе
детей учат различать слоги. Логопед произносит несколько слогов, например, на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например, на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.п. На этом этапе коррекционного процесса дети научатся различать слоги, ранее возникавшие трудности при повторении за логопедом слогов с парными звуками: па-ба-па, ба-ба-па, исчезнут, это позволит добиться наиболее ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Н а
пятом этапе
дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например, с такой игры. Учитель-логопед раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: « Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поёт и-и- и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки. Затем игра усложняется:
1) Логопед произносит звуки кратко; Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку [а], жёлтый – [и], зелёный – [у]; В ряд гласных [а], [у], [и], включают другие звуки, например, [о], [ы], [э], на который дети не должны реагировать. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации фонем. Работу по дифференциации фонем Р.И.Лалаева предлагает проводить с опорой на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению положения различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи. Чем более точно ребёнок представляет звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, тем более чётко определяет он характер звука, тем правильнее дифференцирует звук речи. Развитие функции фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию звукопроизносительной дифференциации. Таким образом, на этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. В логопедической работе необходимо учитывать, что совершенствование слухового различия звуков будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Задачей
шестого

этапа
является выработка у детей навыков звукового анализа, необходимым условием которого является: умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ, как подчёркивает Д.Б.Эльконин, есть не что иное, как овладение определённой учебной операции, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове». Формирование этого учебного действия происходит постепенно и требует от ребёнка активности и сознательности. Таким образом, умение свободно и сознательно ориентироваться в звуковом составе слова предполагает достаточный уровень развития фонематического представления у ребёнка и овладения определённым учебным действием.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, отхлопывая звук – и трёхсложные слова, выделять ударный слог. После этого проводится анализ сочетания гласных звуков. Затем приступают к выделению согласных звуков. При этом должна соблюдаться определённая последовательность: сначала ребёнка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные). Для этой цели проводится такое упражнение. Дети по одному выходят к столу и вынимают из конверта картинки, громко, чётко называют их, выделяя последний звук. Затем ребёнок повторяет этот звук отдельно. Таким образом, в процессе обучения дети последовательно овладевают анализом всё более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звуковым моделям, находить сходство и различие и т.д. В результате, дети приобретают широкую ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимую для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка. С целью развития фонематических процессов в системе обучения предусматриваются специальные упражнения. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи – дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь детей ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, предусматривает не только восприятие лексического материала, но и его воспроизведения. Это повторение слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения. Предусматривается также определённое соответствие между изучаемыми звуками и определёнными формами анализа: от выделения первого ударного гласного звука (а, о, у, и) в начале слова до овладения звуковым анализом и синтезом прямых слов типа СА, а также односложных слов типа СУП, СОК, СУК. По мере овладения детьми этими навыками в занятия включают всё большее количество игр и упражнений, сочетающих в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Эта работа
помогает быстрейшему введению в речь поставленных звуков. В результате проведения многочисленных дидактических игр на правильное произношение звуков, фонематический слух и восприятие, анализ и синтез звукового состава речи, дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением, а, следовательно, и к школьному обучению в целом.

Разделы: Логопедия

Провожая ребенка в школу, мы надеемся, что он будет учиться успешно. От детей, поступающих в первый класс, требуется не только сформированость знаний, умений и навыков, но и способность к действию в умственном плане, к анализу, синтезу и обобщению. Главное условие успешного усвоения русского языка в школе – сформированность фонематического слуха.

Стержнем большинства затруднений учащихся при письме является недостаточная сформированность ФС. Это проявляется в специфических ошибках на письме.

По мнению исследователей речевого слуха детей Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, H.X. Швач, Л.В. Нейман при нормальном речевом развитии к началу третьего года жизни, ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным. А исследователи детской речи А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюхов, Н.X. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что уже к двум годам дети различают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Первичного фонематического слуха, достаточно для повседневного общения. Но для овладения навыком чтения и письма, необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е, производить анализ звуковой стороны слова. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка. Итак, фонематический слух (Фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребенок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка, благодаря этому неправильное произношение доводится до нормы. Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха.

Основную массу логопедических групп, составляют дети с общим недоразвитием речи. У детей данной категории полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, отклонения в состоянии лексической и грамматической языковых подсистем.

В основе этих расстройств лежит нарушение различения смыслоразличительных признаков звуков – фонем, что затрудняет формирование фонематического анализа, синтеза, а также фонематических и морфологических обобщений. Это приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений, грамматических категорий.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от их нормально говорящих сверстников не только показателями речевого развития, но и специфическими отклонениями других высших психических функций (наблюдается неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль чужой и собственной речи). Кроме того, дети данной категории нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание. К таковым, относятся: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, замкнутость, робость, пассивность, обидчивость и пр.

Поэтому традиционные дидактические игры, упражнения с предметными картинками по развитию фонематического слуха, оказались сложны и малоинтересны для детей данной категории. Зная, что самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребёнка-дошкольника является игра, я решила попробовать использовать другие виды игр, а в частности театрализованные, для развития фонематического слуха.

Кроме того, было замечено, что театрализованная игра: с одной стороны помогает корригировать различные аспекты речевой деятельности, а с другой – оказывает ненавязчивое воспитательное воздействие. Она может помочь малышу в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости, негативизма, пассивности, упрямства, замкнутости и пр.

По выражению известного психолога С.Л. Рубинштейна «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни ребёнка».

Наблюдая за играющим ребёнком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым, уровень развития мышления и речи.

Многими психологами и педагогами подмечено, что дети, умеющие играть, могут перевоплощаться, импровизировать, легче переносят стрессы, им проще вставать на точку зрения другого человека, понимать окружающих, сопереживать им. В свою очередь названные качества, если их развивать, позволяют устанавливать бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.

Поэтому, учитывая все выше сказанное, использую на логопедических занятиях элементы театрализованных игр для развития фонематического восприятия.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха, в которые я внесла элементы театрализованной деятельности.

«Домашний оркестр»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Дифференцировать звуки, производимые предметами. Узнавать и называть звучащие предметы.

Оборудование: ширма, предметы: ложки, металлическая и деревянная (оформленные в виде куколок, солнышко (бумажная тарелка), пузырек (стеклянная баночка с ротиком, глазками и волосиками), шуршик (мешочек набитый шуршащим материалом), колобок (круглая, железная баночка из-под леденцов).

Ход: Ребята, к нам в гости пришли разные предметы. Посмотрите, узнаете ли вы их?
Они очень любят играть друг с другом, а когда они играют, то издают разные звуки. Говорит ложка тарелке: «Привет, тарелка, давай с тобой играть?» «Давай» – ответила тарелка. Взрослый показывает, какие звуки издают предметы. Затем предметы «играют» за ширмой, а дети угадывают, кто с кем играет.

«Шумящие куклы»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Дифференцировать неречевые шумы, выделять одинаковые по звучанию.

Оборудование: куклы, с туловищем от бутылок из-под детского йогурта «Растишка». Внутрь насыпать разные виды круп: манку, гречку, горох и т.д.

Ход: Я приглашаю вас, ребята, в гости к куклам. Посмотрите на них, потрогайте. Найди такую – же, по звуку, который издает каждый из них. Или найди куклу, которая танцевала, пока ты сидел с закрытыми глазами. В конце вместе с детьми придумать сказку. Либо организовать пересказ уже знакомой.

«Мамы и детки»

Цель: Дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

Оборудование: Большие и маленькие музыкальные инструменты, колокольчики, ширма.

Ход: Это семья колокольчиков. Но, несмотря на то, что это все колокольчики они звучат по-разному. Послушайте как поет папа (большой колокольчик)… мама (средний колокольчик)…ребенок (маленький колокольчик), а теперь они будут петь в домике, а ты угадай кто из них поет свою песенку. Аналогично с другими музыкальными инструментами.

«Путаница»

Цель: научить различать и запоминать последовательность звучания разных музыкальных игрушек.

Оборудование: картинки смешариков с музыкальными инструментами, такие же инструменты за ширмой. У детей маски или игрушки смешариков, ширма.

Ход: Посмотри на картину, у каждого смешарика свой инструмент. Послушайте, кто за кем играет, и встаньте в той же последовательности.

Игра-драматизация сказки «Три медведя»

Цель: дифференцировать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру.

Оборудование: герои сказки, декорации.

Ход: Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

– Кто спал в моей постели?
– Кто сидел на моем стуле?
– Кто ел из моей чашки?
– Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей.
Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. Для различения слов близких по звуковому составу можно использовать теневой театр.

Теневой театр

Цель:

Оборудование: экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними.

Ход: Называть и показывать объекты, затем выделить лишний.

Ком – ком – кот – ком; будка – будка – буква – будка; Утенок – утенок – котенок; дудка – дудка – будка – дудка.

Теневой театр можно использовать при проведении игр по дифференциации фонем. На экране появляются несколько силуэтов. Ребенка просят определить первый звук в словах. Угадай, чья это тень и назови звуки по порядку. Какой звук ты слышишь в середине слов.

Пальчиковый театр

Цель: различать слова, близкие по звуковому составу.

Оборудование: предметные картинки с липучками, перчатка.

Ход: Перчатка надета на руку ребенка. Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов – картинок, близких по звучанию, нужное. Взрослый приклеивает картинку на один из пальчиков. Затем из получившихся слов, при-думывается и разыгрывается сказка. (Слова для подстановки: ком, гном, дом, сом)
Я тебе задачу дам, все расставить по местам: Что скатали мы зимой?... Что построим мы с тобой?...На крючок в реке попал?...Может все, хоть ростом мал? …

Вариант сказки. Однажды жил веселый гном. Он построил дом. Летом он любил ходить на рыбалку и однажды ему попался сом. А зимой из снега он слепил ком.

Повторение слоговых рядов для детей всегда скучное и неинтересное занятие. Что бы вызвать интерес к данному виду работы хотелось бы порекомендовать смастерить костюм инопланетянина.

«Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

«Звуковик и его стихи»

Цель: дифференциация фонем. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: Звуковик или любая другая игрушка.

Ход: Звуковик написал стихи, но, кажется, пропустил некоторые звуки, помогите ему, ребята, исправьте ошибки.

В зоопарке живет с…он, словно дом огромен он (слон).
Маша кукле шар… вязала, ей Наташа помогала (шарф).
Нам темно, мы просим папу нам включить поярче ла…пу (лампу).
Решил незнайка попробовать написать новые стихи, но опять что-то не так.
Скажите, какое слово он написал неверно, назовите лишний звук.
В нашем доме у окошка сидят серенькие крошки (кошки)
Вова спит и видит слон, что летит в ракете он(сон)

«Что просит мышка»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком. Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его: «Я очень голодена, но боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты, в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

Надеюсь, предложенная форма работы с детьми, позволит максимально разнообразить учебную деятельность, заинтересует детей и позволит решить поставленные задачи по формированию фонематического слуха.

Наталья Колмакова
Развитие фонематического слуха у детей с ОНР

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Согласно исследованиям Р. Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.

Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.

Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.

Общее недоразвитие речи - запутанный клубок причин и следствий, в центре которого неразличение фонем при восприятии и продуцировании речи, - имеет еще одно проявление, лишь с трудом поддающееся коррекции обычными методами.

Когда дефекты произношения усилиями логопеда устранены или сделались практически незаметными, в определенном проценте случаев все еще сохраняется устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская громадное количество труднообъяснимых ошибок.

Влияние фонематических затруднений различным образом сказывается на усвоении начертания букв. В одних случаях наблюдается прямое влияние недостаточной дифференциации фонем на формирование графемы и на употребление соответствующих букв. В других случаях зависимость проявляется в более сложных формах. Затруднения в протекании фонематического анализа при письме ослабляют внимание к начертанию буквы, вследствие чего возникает так называемая графическая ошибка.

Данную проблему можно решить лишь путем интенсивной тренировки в различении и идентификации фонем и чем раньше, тем лучше.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

1. Игра «Телеграф»

Игра на развитие фонематического слуха.

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

2. Игра «Звуки по кругу»

Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета.

Возраст: дошкольный.

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 – зеленых, 3 – синих.

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые – для мягких звуков, синие – для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: н – начало слова, с – середина слова, к – конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

3. Игра «Веселый попугайчик»

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Возраст: дошкольный.

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога.

Ребенку говорят: «Ты – веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

одинаковые – ра-ра-ра;

со сменой темпа (медленно – быстро) – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра – ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

с наращиванием ряда – па – па-па – па-па-па – па-па-па-па – папа-па-па-па.

Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

4. Игра «Эхо»

Цель: игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.

Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, «На11о, monkey!» – «Привет, обезьянка!», кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).

5. Игра «Починим испорченный телефон»

Цель: игра для развития фонематического слуха.

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону».

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

6. Упражнение «Цепочка слов»

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Сейчас я назову слово, а следующий назовет второе слово, которое будет начинаться на букву последнюю в моем слове.

Например, стоЛ, ЛисТ, ТетраДь и т. д. Нельзя называть имена, клички, названия городов, деревень, рек, морей и т. д. Можно называть только предметы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно будет называть слова.

7. Игра «Путаница»

Цель: игра для развития звукового различения.

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

8. Игра «Слова»

Цель: развитие фонематического слуха.

Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус.»

9. Упражнение «Назови первый звук в слове»

Возраст: средний дошкольный.

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.

Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги «зе» в слове Зоя, «вэ» – в слове Вадик).

10. Упражнение «Назови последний звук в слове»

Возраст: средний дошкольный.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук «рь», а не «р»). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

11. Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Возраст: старший дошкольный.

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук «ш». Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – «ж»; чайник, ключ, очки – «ч»; щетка, ящик, щавель – «щ»; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – «сь»; коза, замок, зуб – «з»; зима, зеркало, вазелин – «зь»; цветок, яйцо, курица – «ц»; лодка, стул, лампа – «л»; липа, лес, соль – «ль»; рыба, ковер, крыло – «р»; рис, крепость, букварь – «рь».

12. Упражнение «Подумай, не торопись»

Возраст: средний дошкольный.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – «ш». (Карандаш, камыш.)

Какое получится слово, если к «но» – прибавить один звук? (Нож, нос.)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «м». (Мама моет Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у». (Бумага, дудочка, Буратино.)

13. Упражнение «Найди и назови нужное слово»

Возраст: старший дошкольный.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

Домик над рекою, Светлой полосою

В окнах огонек, На воду он лег.

(А. Плещеев. «На берегу»)

На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

14. Упражнение «Кто лучше слушает?»

Возраст: старший дошкольный.

Вариант 1

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук «ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком «ш», 5 – со звуком «ж», 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком «ш», другой – со звуком «ж». Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Вариант 3

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком «ш», другому – со звуком «ж». Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

15. Игра «Цепочка звуков»

Цель: Определение конечного звука в слове.

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

16. Упражнение «Что сказали звери?»

Цель: Определение первого звука в слове.

Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц:

«Что сказала корова?» – мышь, утка (му).

«Что сказала кукушка?» – кот, утка (ку).

«Что сказала курочка?» – корова, ослик (ко).

Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.

17. Упражнение «Отгадай имя»

Цель: Определение первого звука в слове

Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух):

Волк – абрикос – сирень – яблоко.

Торт – облако – лиса – яйцо.

Вилка – игла – тюбик – арбуз.

Астра – ноты – тополь – ослик – новость.

Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах:

Обруч – лимон – ягуар.

Арбуз – незабудка – Ялта.

Танец – артист – нитки – ястреб.

Носки – автобус – самолет – телевизор – яйцо.

Значение формирования фонематического слуха у детей с ОНР.

Вас консультируют:

Логопед выс.кв.кат. - Гордеева Л.В.

«Хороший, ясный выговор слова,
такой, чтобы каждый из звуков,
составляющих слово, был слышен,
и чуткое ухо в различии этих звуков —
вот главное основание правописания…»

Ушинский.

Успешное обучение в школе во многом зависит от сформированностив дошкольном возрасте сенсорного (чувствительного) опыта ребенка.

В раннем возрасте фонематический слух выступает как сенсорная основа развития слуховой и звуковой стороны языка, общеречевого развития в целом. Значение хорошо развитого фонематического слуха для полноценного речевого и умственного развития ребенка неоднократно подчеркивалось исследователями детской психологии и дошкольной педагогики. Это нашло отражение и в «Программе воспитания в Д/с», где эти задачи ставятся в связи с подготовкой детей к обучению грамоте.

Многочисленные наблюдения практиков и специальные исследования ученых: А.И.Воскресенской, Р.Е.Левиной, В.А.Горбачевой, В.И.Пошагайбы и др. указывают на недостаточную подготовку части детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой в школе.

Глубокое изучение состояния речи и процессов овладения навыков чтения и письма учащихся первых классов, проведенное в ряде исследований Р.М.Боскис, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Н.С.Никишиной, Г.А.Каше, показало, что нередко встречаются дети, с большим трудом овладевающие материалом, а именно письмом и чтением. Некоторые из них без специальной помощи не могут овладеть грамотой. Исследования показали. Что такие дети в своем большинстве имеют недостатки произношения и фонематического слуха или недоразвитие фонематического слуха при правильном произношении. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР», по которой мы работаем, предназначена для обучения и воспитания детей со 2-3 уровнем речевого развития с нормативным слухом и интеллектом. Обучение детей направленно на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоение школьных значений обусловленных речевых недоразвитием.

Я остановлюсь на решении одной из проблем, а именно на особенностях формирования фонематического восприятия у дошкольников, как на одном из основных условий формирования правильного звукопроизношения и предупреждения дисграфии в дальнейшем, при обучении в школе.

Восприятие речи окружающих представляет для ребенка очень сложный процесс. Но уже в первые дни жизни малыш выделяет человеческую речь из других раздражителей. Постепенно он становится все более «сосредоточенным» на обращенной к нему речи взрослых, как бы «прислушивается» к ней, что выражается в изменении его поведения.

Такое раннее внимание к речи очень важно для развития сенсорной стороны речи.

Фонематический слух формируется очень рано. Исследователи речевого развития детей объясняют это тем, что именно фонематический слух составляет основу, на которой строится жизненно необходимый процесс речевого общения.

В возрасте от 3 до 7 лет у дошкольников развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. Сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки. Затем твердые и мягкие, и, наконец ‒ соноры шипящие и свистящие звуки.

К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должен быть сформирован фонематический слух.

  1. Фонематическое восприятие ‒ способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
  2. Фонематическое восприятие играет большую роль в становлении речи
  3. В норме к 4-м годам у ребенка должно быть сформировано фонематическое восприятие.
  4. В ряде случаев наблюдается нарушение фонематического восприятия. Чаще всего такое нарушение встречается у детей с нарушением произношения, т.е. у детей, с которыми мы работаем в условиях нашего дошкольного учреждения.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы. По этой же причине с трудом формируется и грамматический строй речи, при письме ребенок совершает большое количество ошибок на пропуски, замены букв.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап ‒ узнавание неречевых звуков.

2 этап ‒ различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетании, слов, фраз.

3 этап ‒ различие слов, близких по звуковому составу.

4 этап ‒ дифференциация слогов.

5 этап ‒ дифференциация фонем.

6 этап ‒ развитие навыков элементарного звукового анализа.

Вот уже несколько лет наш Д/с начинает работать с детьми 4-х и даже З-х летнего возраста. С детьми этого возраста мы развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти. На первых занятиях дети слушают звуки за окном: что шумит? где шумит? кто кричит? кто разговаривает? кто смеется? и т.д. Предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.

Увеличивая расстояние между логопедом и детьми (от 3 до 6) давать короткие команды: Возьми мишку и посади его в машину! Предлагается запомнить и повторить от 2 до 4 слов. Предлагается 4-5 картинок, назвать из них 2-3 и предложить детям (ребенку) найти название картинки.

Проводятся игры: «Как гудит пароход?»; «Где гудит пароход?» (далеко - близко); «Как плачет девочка?)» (громко - тихо). Проводятся игры с пиктограммами, игрушками: «Кот мяукает весело, громко!» «Собака лает обиженно, тихо!» и тому подобное. С данной возрастной группой очень часто я провожу игру: «Поймай звук!»: детям предлагается картинка с плачущей девочкой ‒ Как девочка плачет? Посмотрите на ее ротик ‒ А-А-А. Запомните этот звук (произносим его несколько раз). Затем произносятся разные варианты звуковых дорожек, а дети, опираясь на зрительный анализатор (картинку), должны «поймать» (хлопнуть в ладоши) только этот звук. Для данной работы у меня имеются картинки: «Пароход» - звук (У); «Девочка с больным зубом» - звук (О); Девочка плачет» - (А); «Насос» - (С); «Комар» - (З); «Девочка с пальцем возле губ» (говорит тихо) ‒ (Ц); «Шина» (шипит) ‒ (Ш); «Жук» - (Ж); «Тигр» (рычит) - (Р) и т.д. В этом возрасте дети с удовольствием выделяют все звуки в своих именах, именах своих родителей и близких. Все эти игры, упражнения и также работа над артикуляционным аппаратом, постановка звуков, способствует развитию речевого внимания, памяти, фонематическому восприятию.

С детьми старшей группы мы учимся делить слова на части (слоги) хлопками, повторять 1-ый слог, 2-ой. Работа над звуками (гласными, согласными) проводится с опорой на зрительный анализатор. Произнося изучаемый звук, ребенок, смотрит на артикуляционный аппарат в зеркало и делает вывод: «Гласный или согласный звук» (почему). Знакомится с цветовым обозначением звуков: гласный ‒ красная фишка, согласный ‒ синяя; мягкий согласный ‒ зеленая. К концу учебного года дети составляют схему слов типа: мак, кот, кит.

Для развития речевого слуха, фонематического восприятия я часто пользуюсь играми типа:

а) Показываю детям картинку и громко говорю «Вагон». Затем объясняю, что я буду показывать эту картинку то правильно, то неправильно. Когда я ошибаюсь, надо хлопнуть в ладоши (Вагон, вакон, флакон, вагоп, фагон, вагом и т.д.).

б) Выставляю на наборном полотне картинки, названия которых очень близки по звучанию, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, и т.д. Затем называю 2-3-4 слова в определенной последовательности. А дети должны отобрать соответствующие картинки в названном порядке.

В подготовительной к школе группе работа строится по принципу: «Звук» - буква, от простого к сложному.

  1. Деление слова на слоги и наоборот (+ схема).
  2. Подбор слов к слоговым схемам.
  3. Повторение звуков и букв (и изучение новых).
  4. Ознакомление с понятиями: слог, слово, предложение.
  5. Звуко -слоговой анализ и синтез слов типа: зубы, замок, кошка, танк, стол, журнал, клубок, машинка (звуковая схема на доске и в тетрадях).
  6. Подбор слов с данным звуком, с учетом его позиции в слове. Ударение.
  7. Закрепление понятий: «гласный», «согласный» звуки.
  8. Знакомство с понятиями:
  • звонкий, глухой ‒ звуки;
  • мягкий, твердый ‒ звуки.
  1. Составление из букв слов и простых предложений, типа: Мама мыла раму.
  2. Членение предложения на слова с указанием места каждого слова в предложении. Закрепление понятий:
  • слово ‒ предмет
  • слово ‒ действие
  • слово ‒ признак
  • короткое слово
  1. Составление предложений с заданным количеством слов (с учетом предлога). Работа с дифференцированным предложением. Составление схемы предложений (на столе и в тетради).
  2. Слитное чтение слогов, слов и простых предложений.
  3. Чтение простых текстов.

Для успешной работы над фонематическим восприятием в подготовительной группе я широко использую работу над многократным повторением чисто говорок, выполняю занимательные упражнения типа:

  1. Добавить недостающее слово (букву) в подписи под картинкой.
  2. Преобразование слов путем замены одного звука или перестановки слогов (Маша ‒ каша. Паша ‒ рама ‒ Мара ).
  3. Составление слов из набора букв, стоящих хаотично: (НТКИА нитка, ткани, танки).
  4. Составление слов с разными геометрическими фигурами (игра «Шифровальщик»).
  5. Нахождение начала слова по предметной картинке.
  6. Составление слов из лепестков ромашки, типа
  7. а) рак ‒ суп (из букв);

    б) Рома-луна, ко-зы, лужа (из слогов)

  8. Нахождение начала слова (по картинке и без нее).
  9. Замена букв в сл овах (по таблицам): ЛИСА С-З=?
  10. Отгадывание кроссвордов, ребусов.

Таким образом, последовательно и тщательно работая над фонематическим восприятием детей ‒ логопатов, мы помогаем ребенку преодолеть речевые нарушения. Тем самым обеспечиваем полноценное, всестороннее его развитие, обеспечиваем формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной зависимостью речи и мышления и ограниченных социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Тем самым мы обеспечиваем создание основного фундамента развития ребенка ‒ формирование базовой культуры его личности.

с.п. ГБОУ СОШ п. Масленниково

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет).

Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям усвоения письма, и чтения. Эта же проблема относится к детям с ОНР.

Поэтому очень важно, прежде чем заниматься постановкой звуков, развивать и тренировать фонематический слух. На подготовительном этапе требуется развить у ребенка достаточный уровень слухового внимания, памяти, восприятия, представлений. Летний период - лучшее время для развития фонематического слуха. Занимайтесь с ребенком, чтобы осенью в логогруппу он пришел подготовленным, тогда работа по постановке и автоматизации звуков будет идти намного быстрее и эффективнее.

Предлагаю вам играть с детьми в следующие игры по развитию фонематический процессов:

«Угадай что звучит»

Цель: развитие слухового восприятия, памяти, представлений.

Начинаем с неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов. Делайте это постоянно: во время готовки, уборки, купания ребенка. Это развивает слуховое внимание, формирует представления ребенка о звучании различных предметов.

В такую игру можно играть и с музыкальными инструментами (то, что может оказаться и у вас дома: бубны, погремушки, ложки, трещотки, колокольчики, свистки, гудки, звучащие/пищащие игрушки).
Также показывайте ребенку, как звучат предметы из различных материалов (стекло, пластик, дерево, металл).

«Жмурки»

Цель: развитие слухового внимания, различения направления звука.
Ребенок с закрытыми глазами пытается поймать участников игры. Участники звенят в колокольчик/хлопают в ладоши. Можно упростить задачу, и не позволять участникам передвигаться, а только стоять на месте и издавать звук.

«Постучим»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, воспроизведение ритма.

Попробуйте сыграть в это с ребенком с ФФН и вы поймете, как ему это сложно. У детей с ФФНР неразвит навык восприятия и воспроизведения, различения ритма. А ведь в словах, в речи тоже есть свой ритмический рисунок. Отсюда «проглатывание» окончаний, неправильное произношение слов, замены слогов.

Задание: простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук), попросить ребенка повторить. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем - повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.

«Правильный банан»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, представлений.

От неречевых звуков переходим к речевым.

Развиваем у ребенка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребенку какой-либо предмет/картинку и спрашиваем, правильно ли вы назвали слово. Слово нужно «исковеркать» и назвать неправильно: «Это баран? Это вабан? Это набан? Это ваван? Это банан!».
Можно произносить слово так, как характерно для ребенка. Обычно ребенок знает, что произносит слово неправильно и может различить верный вариант. Здесь главное знать, что малыш не обидится и не расстроится. Правильного варианта произношения от ребенка, у которого не поставлен звук, не требуем!

«Исправь меня»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама... осы.

Аналогично:

«Съедобное - несъедобное»

Даем ребенку ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы. Например:

Картошка. Ложка. Окрошка.

Апельсин. Блин. Мандарин.

Конфета. Котлета. Ракета.

«Саймон говорит»

Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.
Совершаем действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребенок должен за вами повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).

Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»

«Глухой телефон»


Помните эту старую игру еще из детства. Для детей с ФФНР она актуальна всегда. Прошепчите на ушко ребенку любое слово/словосочетание и попросите повторить. Такая форма игры заставляет ребенка максимально сосредотачивать слух. Начинать игру лучше вдвоем с ребенком и добиваться максимально точного повторения, а позже играть можно группой, чтобы повеселиться над необычными ответами. Кроме слов можно просить повторить ряды слогов, например СА-са-сы, ра-ру-ра и т.п. Внимание! Не давайте ребенку слоги и слова, со звуками, которые ребенок еще не произносит!

Игры из серии «запомни слова». Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.

«Попугайчики»

Предлагаем ребенку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово к цепочке. Цель игры: запомнить как можно больше слов подряд. Ошибся - игра окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и делать упор на слуховую память.

Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол, зонт, суп, нос, стул. И т.п.

Слова могут быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки).

Не забываем об игровом сюжете. Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте.

Еще лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется. Начинаем заново.

Также можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно будет найти ошибку.

«Пары слов»

Теперь даем пару слов. Например: «собака - кость», «машина-колесо», «стул-сиденье». Затем называем одно слово из пары, ребенок должен вспомнить второе. Усложняем задание, увеличивая количество пар слов. Так же можно давать пары имеющие смысловую связь (суп-тарелка), либо без нее (карандаш-небо).

Игра «Поймай ошибку»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Взрослый произносит ряды слогов «та-та-да», «ка-ка-га» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

И еще - Учите стихи ! Возьмите в привычку заучивать с ребенком по одному стиху в неделю. Это так же могут быть считалки, песенки. Выбирайте веселые и смешные, так ребенку будет интересно их запомнить.
Только после такой подготовительной работы можно переходить к «продвинутым» заданиям и играм по формирования процессов фонематического анализа, синтеза на материале слов.
Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть можно во время поездки в машине, на прогулке, в очереди в поликлинике и т.п. Главное систематическое повторение, тогда обязательно появятся результаты. И не забывайте что это игры, а не учебные задания, ребенку должно быть интересно и весело. Покажите свою заинтересованность в процессе игры, и тогда вашему ребенку она никогда не надоест.