Где еще живут "дикие" люди. Самые дикие племена, живущие в наше время

На берегах реки Мэйхи обитает дикое племя Пираху, насчитывающее около трёхсот человек. Выживают туземцы за счёт охоты и собирательства. Особенностью этого племени является их уникальный язык: в нём отсутствуют слова, обозначающие оттенки цветов, нет косвенной речи, а ещё интересный факт, в нем нет числительных слов (индейцы считают – один, два и много). У них нет преданий о сотворении мира, нет календаря, но при всём этом у народа Пираху не обнаружено качеств сниженного интеллекта.

Видео: Код Амазонки. В глухих джунглях реки Амазонка живет дикое племя пираха. Христианский миссионер Дэниел Эверетт пришел к ним нести слово божье, но в результате знакомства с их культурой стал атеистом. Но куда интереснее этого открытие относящиеся, к языку племени пираха.

Ещё известно одно дикое племя Бразилии – Синта ларга, численностью около полутора тысяч человек. Раньше это племя обитало в каучуковых джунглях, однако, из-за их вырубки Синта ларга стало кочующим племенем. Индейцы занимаются рыбалкой, охотой и земледелием. В племени существует патриархат, т.е. мужчина может иметь несколько жён. Также за всю жизнь мужчина Синта ларга получает несколько имён, в зависимости от индивидуальных особенностей или определённых событий в его жизни, но существует одно особое имя, которое хранится в секрете и его знают лишь самые близкие.

А в западной части долины реки Амазонки обитает очень агрессивное племя Корубо. Главным занятием индейцев этого племени является охота и набеги на соседние поселения. Причём в набегах участвуют как мужчины, так и женщины, вооружённые отравленными дротиками и дубинками. Существуют данные, что в племени Корубо встречаются случаи каннибализма.

Видео: Леонид Круглов: GEO: Непознанный мир: Земля. Тайны нового мира. «Великая река Амазонок». «Инцидент Корубо».

Все эти племена представляют собой уникальную находку для антропологов и эволюционистов. Изучая их быт и культуру, язык, верования можно лучше понять все этапы развития человечества. И очень важно сохранить это достояние истории в своём первобытном виде. В Бразилии создана специальная правительственная организация (Национальный индейский фонд), занимающаяся делами таких племен. Основная задача этой организации – оградить эти племена от любых вмешательств современной цивилизации.

Магия приключений — Яномами.

Фильм: Амазония / IMAX — Amazon HD.

Несмотря на то, что сегодня почти у каждого человека есть возможность на заработанные деньги приобрести атрибуты современной жизни, как например мобильный телефон, ещё существуют на нашей планете места, где обитают люди по уровню развития близкие к первобытным.

Африка – вот то место на Земле где сегодня в непроходимых джунглях или пустыне можно встретить существ, очень напоминающих нас в далёком прошлом. Учёные сходятся во мнении, что именно с Африканского континента зародился человек разумный.

Африка уникальна сама по себе. Здесь сосредоточенны не только распространённые виды животных, но и вымирающие виды. Благодаря непосредственному нахождению на экваторе материк имеет очень жаркий климат, из – за чего природа там самая разнообразная. Именно поэтому там сложились условия для сохранения жизни в том виде, в котором остались дикие племена

Ярким примером такого племени является дикое племя Химба. Обитают они в Намибии. Всё чего достигла цивилизация, прошло стороной мимо Химба. Здесь нет и намёка на современную жизнь. Племя занимается скотоводством. Все хижины, где живут члены племени, располагаются вокруг пастбища.

Красота женщин племени определяется наличием большого числа украшений и количеством глины нанесённой на кожу. Но наличие глины является не только ритуалом, но и выполняет гигиеническое назначение. Палящее солнце, постоянная нехватка воды – вот лишь немногий список трудностей. Наличие глины позволяет коже не подвергаться термическим ожогам и кожа меньше отдаёт воды.

Женщины в племени заняты во всех хозяйственных делах. Они ухаживают за скотом, строят хижины, растят детей и делают украшения. Это главное развлечение в племени.

Мужчинам в племени отводится роль мужей. В племени принято многожёнство, если муж в состоянии прокормить семью. Женитьба дело дорогое. Стоимость жены достигает 45 коров. Верность жены вещь не обязательная. Ребенок, рожденный от другого отца останется в семье.

Проводники туристов часто обращаются к племени для проведения экскурсий. За это дикари получают сувениры и деньги, которые потом меняют на вещи.

На северо-западе Мексики проживает ещё одно племя, которое цивилизация обошла стороной. Оно носит название Тарахюмара. Их ещё называют «пивные люди». Название пристало к ним благодаря их ритуалу пить маисовое пиво. Стуча в барабаны, они попивают пиво, в которое подмешены наркотические травы. Правда есть и другой вариант перевода: «бегущие подошвы» или «те, кто с легкими ногами». И он тоже вполне заслуженный, но об этом позже.

Свои тела они раскрашивают в яркие цвета. Можно представить, как это выглядит, когда понимаешь что племя насчитывает 60 тысяч человек.

С 17 века дикари научились обрабатывать землю и стали выращивать злаковые. До этого племя питалось кореньями и травами.

Видео: The Tarahumara — A Hidden Tribe of Superathletes Born to Run. Индейцы этого племени считаются лучшими бегунамы, но не по скорости, а по выносливости. Они могут без особых проблем пробегать 170 км. не останавливаясь. Есть зарегистрированный случай, когда индеец пробежал за пять дней расстояние около 600 миль.

На филлипинском архипелаге существует остров Палаван. Там в горах обитает племя Таут бату. Это люди горных пещер. Живут в пещерах и гротах. Племя существует с 11 века и человеческие достижения им не известны. Кстати, здесь же находится и подземная река Пуэрто-Принцесса.

Когда не идут муссонные дожди, а они могут идти полгода, племя занимается выращиванием картофеля и риса. Это единственное время, когда члены племени выбираются из пещер. Когда дожди принимаются идти снова, всё племя забирается в свои гроты и просто спит, просыпаясь только для того, что бы поесть.

Видео: Philippines, Palawan, Тау’т бату или «люди скал».

Список племён можно продолжать и дальше. Но это уже не имеет значения. Просто следует помнить, что где то на Земле есть места, где жизнь замерла в своём развитии, позволив другим развиваться дальше. Глядя на дикие племена, на их обычаи, танцы, обряды понимаешь, что им ничего не хочется менять. Они жили так тысячелетия до их обнаружения и, судя по всему планируют просуществовать еще столько же.

Фильмы, небольшая подборка.

Охота ради выживания (Убивать чтобы выжить) / Kill To Survive. (Из сериала: В поисках племён охотников)

Также есть серии: Хранители традиций; Острозубые кочевники; Охота в Калахари;

Еще более интересный сериал, про жизнь людей в гармонии с природой — Планета людей — Human Planet.

Также, есть такая интересная передача как Магия приключений. Ведущий: Сергей Ястржембский.

Например, одна из серий. Магия приключений: Человек на дереве.

Этим людям неведомо, что такое электричество и как управлять автомобилями, они живут так, как жили их предки на протяжении веков, добывая пищу в охоте и ловя рыбу. Они не умеют читать и писать, а умереть могут от обычной простуды или царапины. Все это о диких племенах, которые еще существуют на нашей планете.

Таких закрытых от цивилизации общин не много, они обитают преимущественно в теплых странах, в Африке, Южной Америке, Азии и Австралии. На сегодняшний день считается, что таких племен сохранилось не более 100 на всей планете. Порой изучить их быт и культуру практически невозможно, так как они живут слишком изолированно и не желают иметь контакты с внешним миром, либо их иммунная система не готова к «встрече» с современными бактериями, и любое заболевание, течение которого современный человек может даже не заметить, для дикаря будет фатальным. К сожалению, цивилизация все же «наступает», практически везде ведется бесконтрольная вырубка деревьев, люди по-прежнему осваивают новые земли, и дикие племена вынуждены покидать свои земли, а иногда даже уходить в «большой» мир.

Папуасы

Этот народ проживает в Новой Гвинее, встречается в Меланезии, на островах Хальмахера, Тимор и Алор.

По антропогенному виду папуасы ближе всего к меланезийцам, однако с совершенно иным языком и культурой. Некоторые племена говорят совершенно на разных языках, которые даже не являются родственными. На сегодняшний день их общенациональным языком является креольский ток-писин.

В целом насчитывается примерно 3,7 миллиона папуасов, при этом некоторые дикие племена насчитывают не больше 100 человек. Среди них существует множество народностей: бонкины, гимбу, экари, чимбу и другие. Считается, что эти люди заселяли Океанию еще 20-25 тысяч лет назад.

В каждой общине есть общественный дом, именуемый буамбрамба. Это своеобразный культурный и духовный центр всего поселка. В некоторых селениях можно увидеть огромный дом, в котором все живут вместе, его длина способна достигать 200 метров.

Папуасы являются земледельцами, основные выращиваемые культуры - таро, банан, ямс и кокос. Урожай обязательно хранится на корню, то есть собирается только для приема пищи. Дикари также разводят свиней, занимаются охотой.

Пигмеи

Это дикие племена Африки. Об их существовании было известно даже древним египтянам. Они упомянуты у Гомера и Геродота. Однако первый раз подтвердить существование пигмеев удалось только в XIX веке, когда их обнаружили в бассейне реки Узле и Итури. На сегодняшний день известно о существовании этих людей в Руанде, Центральноафриканской Республике, в Камеруне, Заире и в лесах Габона. Встретить пигмеев можно даже на территории Южной Азии, на Филиппинах, в Таиланде и Малайзии.

Отличительная особенность пигмеев - невысокий рост, от 144 до 150 сантиметров. Волосы у них кучерявые, кожа светло-коричневая. Тело обычно достаточно крупное, а ноги и руки короткие. Пигмеев выделяют в отдельную расу. Особого языка у этих народов не выявлено, общаются они на тех наречиях, народы которых проживают рядом: асуа, кимбути и другие.

Другая особенность этого народа - короткий жизненный путь. В некоторых поселениях люди доживают только до 16 лет. Девушки рожают, будучи сами еще очень маленькими. В других поселениях обнаружили женщин, у которых наступает период менопаузы уже в 28 лет. Скудный рацион питания ставит под угрозу их здоровье, пигмеи умирают даже от ветряной оспы и кори.

На сегодняшний день не установлено общее количество этого народа, по некоторым подсчетам, их около 40 тысяч, по другим - 200.

Долгое время пигмеи даже не умели добывать огонь, очаг они переносили с собой. Занимаются собирательством и охотой.

Бушмены

Проживают эти дикие племена в Намибии, также встречаются на территории Анголы, ЮАР и Ботсваны, Танзании.

Этих людей относят к капоидной расе, с более светлой кожей, чем у негров. В языке много щелкающих звуков.

Бушмены ведут практически бродяжнический образ жизни, постоянно полуголодные. Система построения общества не предполагает наличие вождей, но есть старейшины, которые выбираются среди самых умных и авторитетных личностей общины. Не существует у этого народа культа предков, однако они очень боятся умерших, поэтому проводят уникальный обряд захоронения. В рационе питания присутствуют личинки муравьев, так называемый «бушменский рис».

На сегодняшний день большинство бушменов работают на фермах и мало придерживаются прежнего образа жизни.

Зулусы

Это дикие племена Африки (южная часть). Считается, что зулусов насчитывается порядка 10 миллионов. Разговаривают они на языке зулу, самом распространенном на территории ЮАР.

Многие представители этой национальности стали приверженцами христианства, но многие соблюдают собственную веру. По канонам зулусской религии, смерть является результатом колдовства, а все живое на планете создал творец. Этот народ сохранил много традиций, в частности верующие могут совершать обряд омовения около 3-х раз в день.

Зулусы достаточно организованы, у них есть даже король, на сегодняшний день это Гудвил Звелантини. Каждое племя состоит из кланов, в которые входят еще меньшие по количеству общины. В каждой из них есть свой вождь, а в семье эту роль играет муж.

Самый дорогостоящий обряд диких племен - женитьба. Чтобы взять жену, мужчине придется отдать ее родителям по 100 килограмм сахара, кукурузы и 11 коров. За такие дары можно снять апартаменты в пригороде Дурбана, с шикарным видом на океан. Поэтому в племенах очень много холостяков.

Короваи

Пожалуй, это самое брутальное племя во всем мире. Обнаружить этот народ удалось только в 90-е годы прошлого столетия.

Жизнь дикого племени очень суровая, они до сих пор используют зубы и бивни животных в качестве оружия и инструментов. Уши и носы эти люди прокалывают зубами хищников и живут в непроходимых лесах Папуа - Новая Гвинея. Спят на деревьях, в шалашах, очень похожих на те, что многие строили в детстве. А леса здесь настолько густые и непроходимые, что соседние деревни даже не знают о другом поселении, расположенном в нескольких километрах.

Святым животным считается свинья, мясо которой короваи едят только после того, как кабан состарится. Животное используется как ездовое пони. Часто поросенка отбирают у матери и выращивают с детства.

Женщины дикого племени являются общими, но половые контакты происходят лишь раз в год, в остальные 364 дня не дозволяется дотрагиваться к ним.

У короваев процветает культ воина. Это очень выносливый народ, несколько дней подряд они могут питаться только личинками и червями. Считается, что они являются каннибалами, а первых путешественников, которым удалось дойти к поселению, просто съели.

Теперь, когда короваи узнали о существовании другого общества, они не стремятся выйти из лесов, а все, кто попадает сюда, рассказывают легенду, что, если они отступят от своих традиций, то будет ужасное землетрясение и вся планета погибнет. Отпугивают короваи непрошеных гостей байками о своей кровожадности, хотя пока никаких подтверждений этому не было.

Масаи

Это настоящие благородные воины Африканского континента. Занимаются скотоводством, но никогда не воруют живность у соседей и низших племен. Эти люди способны защитить себя ото львов и европейских завоевателей, хотя в XXI веке слишком большой напор цивилизации, которая все больше наступает, привел к тому, что племена стремительно уменьшаются в количестве. Теперь дети пасут живность практически с 3-хлетнего возраста, на женщинах лежит все хозяйство, а оставшиеся мужчины преимущественно отдыхают или дают отпор незванным гостям.

Именно у этого народа в традициях оттягивать мочки ушей и вставлять в нижнюю губу округлые предметы размером с хорошее блюдце.

Маори

Самые кровожадные племена Новой Зеландии и островов Кука. В этих местах маори являются коренным населением.

Эти люди - каннибалы, которые наводили ужас не на одного путешественника. Путь развития общества маори пошел в другом направлении - от человека к животному. Племена всегда располагались на защищенных самой природой участках, дополнительно проводя укрепительные работы, создавая многометровые рвы и устанавливая частокол, на котором обязательно красовались высушенные головы врагов. Их готовят тщательно, очищают от мозга, укрепляют носовые и глазные впадины и выпуклости специальными дощечками и коптят на медленном огне около 30 часов.

Дикие племена Австралии

В этой стране сохранилось достаточно большое количество племен, живущих вдали от цивилизации и имеющих интересные обычаи. К примеру, мужчины племени арунта интересным способом показывают уважение друг к другу, отдавая свою жену товарищу на короткий срок. Если одариваемый мужчина отказывается, то между семьями начинается вражда.

А в одном из племен Австралии в детском возрасте мальчикам надрезают крайнюю плоть и вытаскивают мочевой канал, таким образом получается два половых органа.

Индейцы Амазонки

В тропических лесах, по самым скромным подсчетам, проживает около 50 самых разных диких племен индейцев.

Пираху. Это один из самых неразвитых народов планеты. В поселении насчитывается около 200 человек, живут они в бразильских джунглях. Аборигены пользуются самым примитивным языком на планете, у них нет истории и мифов, нет даже системы исчисления.

Пираху не имеют право рассказывать истории, которые с ними не происходили. Нельзя вводить новые слова и услышанные от других людей. В языке нет обозначения животных и растительности, цветов.

Этот народ никогда не был замечен в агрессии, живет на деревьях, в шалашах. Часто выступают в качестве проводников, но не принимают любые предметы цивилизации.

Племя каяпо. Это одно из диких племен мира, которое проживает в восточной части бассейна реки. Их численность - около 3 тысяч человек. Они свято верят, что ими управляет человек, который спустился с небес. Некоторые предметы быта каяпо действительно напоминают скафандры космонавтов. Несмотря на то что весь поселок ходит в обнаженном виде, все же бог представляется в одеянии и даже с головным убором.

Корубо. Этот народ, пожалуй, самый неизученный из всех племен мира, которые живут удаленно от цивилизации. Все жители достаточно агрессивно настроены к любым гостям. Занимаются собирательством и охотой, часто нападают на соседние племена. В боях участвуют даже женщины. Отличительная особенность этого племени, что они не разукрашивают себя и не делают татуировок, в отличие от большинства аборигенов.

Жизнь диких племен достаточно сурова. Если ребенок рождается с волчьей пастью, то его сразу же убивают, а это случается достаточно часто. Ребенка нередко убивают и после того, как он подрос, если вдруг заболеет.

Живет племя в свойственных для индейцев длинных помещениях с несколькими входами. В таких домах проживает сразу несколько семей. Мужчины этого племени могут иметь несколько жен.

Самая основная проблема всех диких племен - неумолимое расширение мест обитания цивилизованного человека. Это огромный риск, что эти практически первобытные люди скоро исчезнут, не выдержав натиска современного мира.

Современному человеку довольно сложно представить, как можно обходиться без всех тех благ цивилизации, к которым мы привыкли. А ведь есть ещё на нашей планете уголки, где живут племена, которые от цивилизации крайне далеки. Они не знакомы с последними достижениями человечества, но при этом прекрасно себя чувствуют и на контакт с современным миром идти не собираются. Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми из них.

Сентинельцы. Это племя живёт на острове в Индийском океане. Они обстреливают из лука всякого, кто осмелится приблизиться к их территории. Это племя совершенно не контактирует с другими племенами, предпочитая заключать внутриплеменные браки и поддерживать свою популяцию в районе 400 человек. Однажды сотрудники National Geographic попытались познакомиться с ними поближе, предварительно выложив на побережье различные подношения. Из всех подарков сентинельцы оставили себе только вёдра красного цвета, всё остальное было выброшено в море. Даже свиней, которые тоже были среди подношений, они расстреляли из лука издалека, а туши закопали в землю. Им даже не пришло в голову, что их можно съесть. Когда же люди, решившие, что теперь можно и познакомиться, решили приблизиться, то были вынуждены укрываться от стрел и спасаться бегством.

Пираха. Это племя является одним из самых примитивных, известных человечеству. Язык этого племени не блещет многообразием. В нём нет, например, названий различных цветовых оттенков, определения природных явлений, — набор слов минимален. Жильё строят из веток в виде шалаша, из предметов быта нет почти ничего. У них нет даже системы исчисления. В этом племени запрещено заимствовать слова и традиции чужих племён, но понятия своей культуры у них также не существует. У них нет никакого представления о сотворении мира, они не верят ничему, что не испытано на себе. При этом ведут они себя совсем не агрессивно.

Караваи. Это племя было открыто совсем недавно, в конце 90-х годов XX века. Маленькие обезьяноподобные человечки живут в шалашах на деревьях, иначе их достанут «колдуны». Ведут себя весьма агрессивно, чужаков впускают неохотно. В качестве домашних животных приручают диких свиней, которых используют в хозяйстве в качестве гужевого транспорта. Только тогда, когда свинья уже будет старой и не сможет перевозить грузы — её могут зажарить и съесть. Женщины в племени считаются общими, но занимаются любовью они только раз в году, в другое время к женщинам дотрагиваться нельзя.

Масаи. Это племя прирождённых воинов и скотоводов. Они не считают зазорным отобрать скот у другого племени, так как уверены, что весь скот в округе принадлежит им. Занимаются скотоводством и охотой. В то время, когда мужчина дремлет в хижине с копьём в руках, его жена занимается всем остальным хозяйством. Многожёнство в племени масаи — это традиция, причём в наше время эта традиция вынужденная, так как мужчин в племени не хватает.

Никобарские и Андаманские племена. Эти племена не гнушаются каннибализмом. Они время от времени совершают набеги друг на друга, чтобы поживиться человечинкой. Но так как они понимают, что такая еда, как человек, растёт и прибавляется не очень быстро, то в последнее время стали устраивать такие набеги только в определённый день — праздник богини Смерти. В свободное время мужчины изготавливают ядовитые стрелы. Для этого они отлавливают змей, а каменные топоры натачивают до такого состояния, что отрубить голову человеку ничего не стоит. В особо голодные времена женщины могут съесть даже своих детей и стариков.

В нашем обществе переход из состояния ребенка в состояние взрослости никак специально не отмечается. Однако у многих народов мира мальчик становится мужчиной, а девочка женщиной, только если выдержат ряд суровых испытаний.

У мальчиков это инициация, важнейшей ее частью у многих народов было обрезание. При этом оно, естественно, проделывалось вовсе не в младенчестве, как у современных иудеев. Чаще всего ему подвергались мальчики 13-15 лет. В африканском племени кипсиги, живущем в Кении, мальчиков по одному подводят к старейшине, который отмечает то место на крайней плоти, где будет проходить надрез.

Затем мальчики садятся на землю. Перед каждым стоит отец или старший брат с палкой в руке и требует, чтобы мальчик смотрел прямо перед собой. Церемонию проводит старейшина, он отсекает крайнюю плоть в отмеченном месте.

В течение всей операции мальчик не имеет права не только вскрикнуть, но и вообще показать, что ему больно. Это очень важно. Ведь перед обрядом он получил специальный амулет от девушки, с которой помолвлен. Если же сейчас он вскрикнет от боли или поморщится, ему придется бросить этот амулет в кусты - за такого человека не пойдет ни одна девушка. До конца жизни он будет посмешищем в своей деревне, поскольку все будут считать его трусом.

У австралийских аборигенов обрезание - это сложная, многоступенчатая операция. Сначала производится классическое обрезание - посвящаемый ложится на спину, после чего один из пожилых людей оттягивает его крайнюю плоть как можно дальше, в то время как другой быстрым взмахом острого кремниевого ножа отсекает лишнюю кожу. Когда мальчик поправится, происходит следующая, основная операция.

Обычно ее проводят на закате. При этом мальчик не посвящается в детали того, что сейчас произойдет. Мальчика кладут на некое подобие стола, составленного из спин двух взрослых мужчин. Далее один из тех, кто проводит операцию, вытягивает пенис мальчика вдоль живота, а другой… распарывает его вдоль по мочеточнику. Только теперь мальчик может считаться настоящим мужчиной. Прежде чем рана заживет, мальчику придется спать на спине.

Такие распоротые пенисы у австралийских аборигенов во время эрекции приобретают совершенно иную форму - они становятся плоскими и широкими. При этом для мочеиспускания они не годятся, и австралийские мужчины справляют малую нужду, сидя на корточках.

Но самый своеобразный метод распространен у некоторых народов Индонезии и Папуа, таких как батаки и киваи. Он состоит в том, что поперек пениса острым куском дерева проделывают отверстие, куда впоследствии можно вставлять различные предметы, например металлические - серебряные или, кто побогаче, золотые палочки с шариками по бокам. Здесь считают, что во время совокупления это создает дополнительное удовольствие для женщины.

Недалеко от побережья Новой Гвинеи, у жителей острова Вайгео, ритуал посвящения в мужчины связан с обильным кровопусканием, смысл которого заключается в «очищении от скверны». Но прежде необходимо научиться… играть на священной флейте, после чего до крови очистить язык наждаком, поскольку в глубоком детстве юноша сосал молоко матери и тем самым «осквернял» язык.

А самое главное, необходимо «очиститься» после первого полового акта, для чего требуется сделать в головке члена глубокий надрез, сопровождаемый обильным кровопусканием, так называемой «мужской менструацией». Но и это не предел мучениям!

У мужчин племени кагаба существует обычай, согласно которому во время полового сношения сперма ни в коем случае не должна упасть на землю, что расценивается как тяжкое оскорбление богов, а значит, может привести к гибели всего мира. По свидетельству очевидцев, «кагабинцы» не находят ничего лучшего для того, чтобы не пролить сперму на землю, «как подкладывать под мужской член камень».

А вот молодые юноши племени кабаба из Северной Колумбии по обычаю вынуждены вступать в свой первый половой акт с самой уродливой, беззубой и древней старухой. Не мудрено, что мужчины этого племени всю оставшуюся жизнь испытывают к сексу стойкое отвращение и плохо живут с законными женами.

У одного из австралийских племен обычай посвящения в мужчины, который проводится с 14-летними мальчиками, еще более экзотичен. Чтобы доказать всем свою зрелость, подросток должен переспать с собственной матерью. Этот ритуал означает возвращение юноши в материнское лоно, которое символизирует смерть, а оргазм - возрождение.

В некоторых племенах инициируемый должен пройти через «зубастое лоно». Мать надевает на голову маску ужасного чудовища, а себе в вагину вставляет челюсть какого-нибудь хищника. Кровь от ранения о зубы считается священной, ею смазывают лицо и половые органы юноши.

Куда больше повезло юношам племени ванду. Стать мужчиной они могут лишь после того, как окончат специальную сексуальную школу, где женщина-инструктор по сексу дает юношам обширную теоретическую, а позже и практическую подготовку. Выпускники такой школы, посвященные в тайны сексуальной жизни, радуют своих жен во всю силу сексуальных возможностей, данных им природой.

СДИРАНИЕ КОЖИ

Во многих бедуинских племенах на западе и юге Аравии, несмотря на официальный запрет, сохранился обычай сдирания кожи с полового члена. Эта процедура заключается в том, что кожу пениса разрезают на всю его длину и сдирают, как сдирают кожу с угря во время его разделки.

Мальчики от десяти до пятнадцати лет считают делом чести не издать при этой операции ни единого крика. Участника действа обнажают, и раб манипулирует его пенисом до тех пор, пока не наступает эрекция, после чего производится операция.

КОГДА НАДЕВАТЬ ШЛЯПУ?

Юноши племени кабири в современной Океании, достигнув зрелости и пройдя суровые испытания, получают право водрузить на свою голову остроконечный колпак, обмазанный известью, украшенный перьями и цветами; его приклеивают к голове и даже ложатся в нем спать.

КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА

Как и у множества других племен, у бушменов инициацию мальчика проводят также после его предварительного обучения охотничьим и житейским навыкам. И чаще всего эту науку жизни молодые люди проходят в лесу.

После завершения «курса молодого бойца» мальчику делают глубокие надрезы над переносицей, куда втирают пепел сожженных сухожилий заранее убитой антилопы. И, естественно, всю эту мучительную процедуру он обязан перенести молча, как и подобает настоящему мужчине.

БИТИЕ ВОСПИТЫВАЕТ МУЖЕСТВО

В африканском племени фулани в ходе церемонии посвящения в мужчины, которая называлась «соро», каждого подростка несколько раз били тяжелой дубиной по спине или груди. Испытуемый должен был эту экзекуцию перенести молча, ничем не выдав боли. Впоследствии чем дольше на его теле оставались следы побоев и чем ужаснее он выглядел, тем большее уважение он приобретал среди соплеменников как мужчина и воин.

ЖЕРТВА ВЕЛИКОМУ ДУХУ

У манданов обряд посвящения юношей в мужчины состоял в том, что посвящаемого обматывали веревками, как кокон, и подвешивали на них, пока он не терял сознания.

В этом бесчувственном (или безжизненном, по их выражению) состоянии его клали на землю, и когда он приходил в себя, то подползал на четвереньках к старому индейцу, сидевшему во врачебном шалаше с топором в руках и буйволовым черепом перед собой. Юноша поднимал мизинец левой руки как жертву великому духу, и он отсекался (иногда вместе с указательным пальцем).

ИЗВЕСТКОВАЯ ИНИЦИАЦИЯ

У малазийцев ритуал вступления в тайный мужской союз ингиет состоял в следующем: во время инициации голый пожилой человек, вымазанный с головы до ног известью, держал конец циновки, а другой конец давал испытуемому. Каждый из них поочередно тянул циновку на себя, пока старик не падал на новичка и не совершал с ним половой акт.

ИНИЦИАЦИЯ У АРАНДА

У аранда инициация делилась на четыре периода, с постепенно нарастающей сложностью обрядов. Первый период - это сравнительно безобидные и простые манипуляции, проделываемые над мальчиком. Главная процедура состояла в подбрасывании его в воздух.

Перед этим его обмазывали жиром, а потом раскрашивали. В это время мальчику давали определенные наставления: например, не играть больше с женщинами и девочками и готовиться к более серьезным испытаниям. В это же время мальчику просверливали перегородку носа.

Второй период - это церемония обрезания. Она проводилась над одним или двумя мальчиками. Участвовали в этом действе все члены рода, без приглашения посторонних. Церемония продолжалась около десяти дней, и на протяжении всего этого времени члены племени плясали, совершали перед посвящаемыми различные обрядовые действия, значение которых им тут же и объяснялось.

Часть обрядов производилась в присутствии женщин, но когда приступали к обрезанию, они убегали. По окончании операции мальчику показывали священный предмет - деревянную дощечку на шнурке, которую непосвященные не могли видеть, и объясняли ее значение, с предупреждением хранить это в тайне от женщин и детей.

Некоторое время после операции посвящаемый проводил вдали от лагеря, в лесных зарослях. Здесь он получал целую серию наставлений от руководителей. Ему внушали правила морали: не совершать дурных поступков, не ходить по «дороге женщин», соблюдать пищевые запреты. Эти запреты были довольно многочисленны и тягостны: запрещалось есть мясо опоссума, мясо кенгуровой крысы, хвост и крестец кенгуру, внутренности эму, змей, всякую водяную птицу, молодую дичь и прочее-прочее.

Он не должен был для извлечения мозга разбивать кости, а мягкого мяса есть чуть-чуть. Словом, посвящаемому была запрещена наиболее вкусная и питательная пища. В это время, живя в зарослях, он учился особому тайному языку, которым и разговаривал с мужчинами. Женщины приближаться к нему не могли.

Через некоторое время, еще до возвращения в лагерь, над мальчиком проделывалась довольно мучительная операция: несколько мужчин поочередно кусали ему голову; считалось, что после этого будут лучше расти волосы.

Третий этап - выход посвящаемого из-под материнской опеки. Осуществлял он это путем бросания бумеранга в сторону нахождения материнского «тотемического центра».

Последний, самый сложный и торжественный этап инициации - это церемония энгвура. Центральное место в ней занимало испытание огнем. В отличие от предыдущих этапов, здесь участвовало все племя и даже гости из соседних племен, но только мужчины: собиралось двести-триста человек. Конечно, подобное мероприятие устраивалось не для одного-двух посвящаемых, а для большой их партии. Празднества длились очень долго, несколько месяцев, обычно между сентябрем и январем.

В течение всего времени непрерывной серией исполнялись религиозные тематические обряды, главным образом в назидание посвящаемым. Помимо этого устраивались различные другие церемонии, отчасти символизировавшие разрыв посвящаемых с женщинами и переход их в группу полноправных мужчин. Одна из церемоний состояла, например, в прохождении посвящаемых мимо женского лагеря; при этом женщины бросали в них горящие головни, а посвящаемые оборонялись ветками. После этого устраивалось притворное нападение на женский лагерь.

Наконец наступало время главного испытания. Оно состояло в том, что разводился большой костер, его накрывали сырыми ветками, и посвящаемые юноши ложились поверх них. Они должны были пролежать так, совершенно обнаженные, в жару и дыму, без движения, без крика и стона, четыре-пять минут.

Ясно, что огненное испытание требовало от юноши огромной выдержки, силы воли, но также и безропотного повиновения. Но ко всему этому они приготовлялись длительными предшествующими тренировками. Это испытание повторялось дважды. Один из описывающих это действие исследователей прибавляет, что когда он попробовал для опыта опуститься на колени на тот же зеленый настил над костром, то вынужден был сразу же вскочить.

Из последующих обрядов интересна устраиваемая в темноте насмешливая перекличка между посвящаемыми и женщинами, причем в этой словесной дуэли не соблюдались даже обычные ограничения и правила приличия. Затем на их спинах рисовали эмблематические изображения. Далее повторялось в сокращенном виде огненное испытание: в женском лагере разводили маленькие костры, и юноши становились на эти костры на колени на полминуты.

Перед окончанием празднества вновь устраивались пляски, обмен женами и, наконец, обрядовое предложение пищи посвящаемыми своим руководителям. После этого участники и гости постепенно расходились по своим стойбищам, и на этом все заканчивалось: с этого дня все запреты и ограничения с посвящаемых снимались.

ПУТЕШЕСТВИЯ… ЗУБА

При проведении обряда инициации у некоторых племен бытует обычай удалять у мальчиков один или несколько передних зубов. Причем с этими зубами впоследствии тоже проводятся определенные магические действия. Так, у некоторых племен района реки Дарлинг выбитый зуб засовывали под кору дерева, растущего около реки или ямы с водой.

Если зуб зарастал корой или падал в воду, причин для беспокойства не было. Но если он выступал наружу, и по нему бегали муравьи, то юноше, по убеждению туземцев, грозила болезнь полости рта.

Мурринг и другие племена Нового Южного Уэльса сначала препоручали хранение выбитого зуба одному из стариков, которые передавал его другому, тот - третьему и так до тех пор, пока, обойдя по кругу всю общину, зуб не возвращался к отцу юноши и, наконец, к самому молодому человеку. При этом ни один из тех, у кого хранился зуб, не должен был класть его в мешок с «магическими» предметами, так как считалось, что в противном случае владелец зуба окажется в большой опасности.

ЮНОШЕСКИЙ ВАМПИРИЗМ

У некоторых австралийских племен с реки Дарлинг существовал обычай, по которому, после церемонии по случаю достижения зрелости, юноша первые два дня ничего не ел, а пил лишь кровь из вен, вскрытых на руках его друзей, добровольно предлагавших ему эту пищу.

Наложив лигатуру на плечо, вскрывали вену с внутренней стороны предплечья и выпускали кровь в деревянный сосуд или в кусок коры, имевший форму блюда. Юноша, став на колени в своей постели из ветвей фуксии, наклонялся вперед, держа сзади руки, и лизал языком, как собака, кровь из поставленного перед ним сосуда. Позднее ему разрешается есть мясо и пить кровь утки.

ВОЗДУШНАЯ ИНИЦИАЦИЯ

У племени мандан, относящегося к группе североамериканских индейцев, обряд посвящения, наверное, самый жестокий. Происходит он следующим образом.

Посвящаемый сначала становится на четвереньки. После этого один из мужчин большим и указательным пальцами левой руки оттягивает около дюйма плоти на его плечах или груди и зажатым в правой руке ножом, на обоюдоострое лезвие которого для усиления причиняемой боли другим ножом нанесены зазубрины и насечки, протыкает оттянутую кожу. Стоящий рядом его помощник вставляет в рану колышек или шпильку, запас которых он держит наготове в левой руке.

Затем несколько мужчин племени, заблаговременно забравшись на крышу помещения, в котором происходит обряд, через отверстия в потолке опускают две тонкие веревки, которые привязывают к этим шпилькам, и начинают подтягивать посвящаемого вверх. Это продолжается до тех пор, пока его тело не приподнимается над землей.

После этого ножом прокалывается кожа на каждой руке ниже плеч и на ногах ниже колен, и в образовавшиеся раны также вставляются шпильки, и к ним привязываются веревки. За них посвящаемых подтягивают еще выше. После этого на шпильках, торчащих из струящихся кровью конечностей, наблюдатели развешивают принадлежащие проходящему обряд юноше лук, щит, колчан и т. д.

Затем жертву снова подтягивают вверх, пока она не повисает в воздухе так, чтобы не только ее собственный вес, но и вес развешенного на конечностях вооружения, приходился на те части тела, к которым прикреплены веревки.

И вот так, превозмогая непомерную боль, покрытые запекшейся кровью, посвящаемые висели в воздухе, кусая язык и губы, чтобы не издать ни малейшего стона и с триумфом пройти это наивысшее испытание на твердость характера и мужество.

Когда руководящие посвящением старейшины племени считали, что юноши достойно выдержали эту часть обряда, они приказывали опустить их тела на землю, где они и лежали без видимых признаков жизни, медленно приходя в себя.

Но муки посвящаемых на этом еще не заканчивались. Им предстояло пройти еще одно испытание: «последний бег», или на языке племени - «эх-ке-нах-ка-нах-пик».

К каждому из юношей приставляли двух старших по возрасту и физически сильных мужчин. Они занимали места по обе стороны посвящаемого и брались за свободные концы широких кожаных ремней, привязанных к его запястьям. А к шпилькам, пронизывающих различные части тела юноши, подвешивали тяжелые грузы.

По команде сопровождающие начинали бегать широкими кругами, увлекая за собой своего подопечного. Процедура продолжалась до тех пор, пока жертва не теряла сознания от потери крови и изнеможения.

МУРАВЬИ ОПРЕДЕЛЯЮТ…

В амазонском племени мандруку также существовала своеобразная изощренная пытка-посвящение. На первый взгляд применяемые при ее проведении инструменты выглядели вполне безобидно. Они представляли собой подобие двух, глухих с одного конца, цилиндров, которые были изготовлены из коры пальмового дерева и имели длину около тридцати сантиметров. Таким образом, они напоминали пару огромных, грубо изготовленных рукавиц.

Посвящаемый засовывал руки в эти футляры и в сопровождении зевак, которые обычно состояли из членов всего племени, начинал долгий обход поселения, останавливаясь перед входом в каждый вигвам и исполняя нечто вроде танца.

Однако, эти рукавицы были на самом деле не столь безобидны, как могло показаться. Ибо внутри каждой из них находилась целая коллекция муравьев и других жалящих насекомых, отобранных по признаку наибольшей причиняемой при их укусах боли.

В других племенах при посвящении также используется тыквенная бутылка с муравьями. Но кандидат в члены общества взрослых мужчин не совершает обход поселения, а стоит на месте до тех пор, пока происходят дикие танцы племени под аккомпанемент диких криков. После того, как юноша выдержал ритуальную «пытку», его плечи украшают перьями.

ТКАНЬ ВЗРОСЛЕНИЯ

В южноамериканском племени оуна также применяется «испытание муравьями» или «осой». Для этого муравьи или осы втыкаются в особую сетчатую ткань, часто изображающую какое-нибудь фантастическое четвероногое, рыбу или птицу.

Все тело юноши закутывается в эту ткань. От этой пытки юноша падает в обморок, и в бессознательном состоянии его относят в гамак, к которому его привязывают веревками; а под гамаком горит слабый огонь.

В этом положении он остается одну-две недели и может питаться только маниоковым хлебом и мелкой разновидностью копченой рыбы. Даже в употреблении воды существуют ограничения.

Эта пытка предшествует пышному танцевальному празднеству, продолжающемуся несколько дней. Гости приходят в масках и огромных головных уборах с красивой перьевой мозаикой, и в разных украшениях. Во время этого карнавала юноша подвергается битью.

ЖИВАЯ СЕТКА

У ряда карибских племен при инициациях мальчиков также использовали муравьев. Но перед этим молодым людям с помощью клыка кабана или клюва тукана до крови расцарапывали грудь и кожу рук.

И только после этого приступали к пытке муравьями. Проводивший эту процедуру жрец имел специальное приспособление, похожее на сетку, в узкие петли которого помещали 60-80 больших муравьев. Их размещали так, чтобы их головы, вооруженные длинными острыми жалами, располагались с одной стороны сетки.

В момент инициации сетку с муравьями прижимали к телу мальчика, и держали в таком положении до тех пор, пока насекомые не присасывались к коже несчастной жертвы.

В процессе этого ритуала жрец прикладывал сетку к груди, рукам, нижней части живота, спине, задней части бедер и икрам беззащитного мальчика, который при этом никоим образом не должен был выразить свое страдание.

Следует отметить, что в этих племенах подобной процедуре подвергаются и девушки. Они также должны спокойно выносить укусы разъяренных муравьев. Малейший стон, болезненное искажение лица лишает несчастную жертву возможности общения со старшими. Более того, ее подвергают такой же операции до тех пор, пока она мужественно вынесет ее, не выказав ни малейших признаков боли.

СТОЛБ МУЖЕСТВА

Не менее жестокое испытание приходилось выдерживать молодым людям из североамериканского племени чейенн. По достижении мальчиком возраста, когда он мог стать воином, отец привязывал его к столбу, стоявшему близ дороги, по которой девушки ходили за водой.

Но привязывали юношу особым образом: в грудных мускулах делались параллельные надрезы, а вдоль их протягивали ремни из невыделанной кожи. Этими-то ремнями юношу и привязывали к столбу. И не просто привязывали, а оставляли одного, и он должен был освободить себя сам.

Большинство юношей откидывалось назад, натягивая ремни тяжестью своего тела, отчего они врезались в плоть. Дня через два натяжение ремней ослабевало, и юноша освобождался.

Более мужественные ухватывались обеими руками за ремни и водили ими взад и вперед, благодаря чему они освобождались уже через несколько часов. Юноша, освободившийся таким образом, всеми восхвалялся, и на него смотрели, как на будущего предводителя на войне. После того, как юноша освобождал себя, его с большим почетом вводили в хижину и ухаживали за ним с большой заботой.

Напротив, пока он оставался привязанным, женщины, проходя мимо него с водой, не заговаривали с ним, не предлагали утолить жажду, и не оказывали никакой помощи.

Впрочем, юноша имел право попросить о помощи. Более того, он знал, что она будет тотчас оказана ему: с ним сразу заговорят, и освободят его. Но он в то же время помнил, что это станет для него пожизненным наказанием, ибо отныне его будут считать «бабой», оденут в женское платье и заставят выполнять женские работы; он не вправе будет охотиться, носить оружие и быть воином. И, конечно же, ни одна женщина не захочет выйти за него замуж. Поэтому подавляющее большинство чейеннских юношей по-спартански выдерживают эту жестокую пытку.

РАНЕНЫЙ ЧЕРЕП

В некоторых африканских племенах во время инициации после ритуала обрезания производится операция по нанесению небольших ранок по всей поверхности черепа вплоть до появления крови. Первоначально цель этой операции явно заключалась в том, чтобы проделать в черепной кости отверстия.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ АСМАТОВ

Если, к примеру, для проведения инициации племена мандруку и оуна используют муравьев, то асматы из Ирианской Джайи при церемонии посвящения мальчиков в мужчины никак не могут обойтись без человеческих черепов.

В начале ритуала особенным образом раскрашенный череп кладется между ног проходящего через посвящение юноши, который сидит, обнаженный, на голом полу в специальной хижине. При этом он должен постоянно прижимать череп к своим половым органам, не спуская с него глаз в течение трех суток. Считается, что в этот период кандидату передается вся сексуальная энергия владельца черепа.

Когда первый ритуал завершается, юношу ведут к морю, где его ожидает каноэ под парусом. В сопровождении и под руководством дяди и одного из близких родственников юноша отправляется в направлении солнца, туда, где по поверьям, живут предки асматов. Череп в это время лежит перед ним на дне каноэ.

Во время морского путешествия юноше полагается сыграть несколько ролей. Он, прежде всего, должен уметь вести себя как старик, причем такой слабый, что даже не в силах держаться на своих ногах и все время падающий на дно лодки. Сопровождающий юношу взрослый каждый раз поднимает его, а потом, в конце ритуала, вместе с черепом бросает в море. Этот акт символизирует смерть старика и рождение нового человека.

Должен испытуемый справиться и с ролью младенца, не умеющего ни ходить, ни говорить. Исполняя эту роль, юноша демонстрирует, насколько он благодарен своему близкому родственнику за то, что тот помог пройти ему испытания. Когда лодка причалит к берегу, то юноша уже будет вести себя как взрослый мужчина и носить два имени: свое собственное и имя владельца черепа.

Вот почему асматам, снискавшим скверную популярность безжалостных «охотников за черепами», было очень важно знать имя убитого ими человека. Череп, имя владельца которого неизвестно, превращался в ненужный предмет, и его нельзя было использовать на церемониях посвящения.

В качестве иллюстрации приведенного выше утверждения может послужить следующий случай, происшедший в 1954 году. Три иностранца были гостями в одной деревне асматов, и местные жители пригласили их на угощение. Хотя асматы были людьми гостеприимными, но, тем не менее, на гостей смотрели прежде всего как на «носителей черепов», намереваясь расправиться с ними в ходе праздника.

Вначале хозяева в честь гостей исполнили торжественную песнь, а затем попросили назвать свои имена, чтобы якобы вставить их в текст традиционного песнопения. Но как только те назвались, как тут же потеряли головы.