Губная гармошка какая тональность лучше. Лучшие губные гармошки, которые наполнят вашу жизнь блюзом. Как лучше всего расположить инструмент

В этой статье речь пойдёт о том, как играть на губной гармошке. Для начинающих музыкантов этот вопрос особенно актуален. Далее мы рассмотрим его во всех подробностях.

Что это за инструмент

Гармоника, как ее ещё называют, - небольшой духовой орган, который создаёт глубокий и своеобразный звук, хорошо сочетающийся с гитарой и вокалом. По статистике, всё больше людей желают научиться играть на этом инструменте. Его используют в разных сферах музыкального сопровождения. Это и детские утренники, и концерты, и домашние вечера.

Как правильно выбрать

Есть несколько видов губных гармошек:

  • Хроматическая.
  • Блюзовая.
  • Тремоло.
  • Басовая.
  • Октавная.

Но есть простой вариант. для начинающих - диатоническая. Имеет 10 отверстий и тональность до-мажор. При покупке в магазине требуйте от продавца специальный мех для гармошки. С помощью него продуйте все отверстия для уверенности в звучании.

Губная гармошка для начинающих сочетает в себе преимущества диатоники:

  • Возможность играть разные композиции, в том числе джаз и поп. Они знакомы многим людям по кино и клипам.
  • Базовый урок, освоенный на диатонике, пригодится для работ с разными моделями.
  • В процессе совершенствования навыков игры на гармошке появляется возможность создавать больше эффектов.

Когда будете выбирать материал, отдайте предпочтение металлическим панелям. Они прочные и гигиеничные. Дерево потребует дополнительную защиту от повреждения, а пластик износится. Поэтому делайте выводы. Самая распространённая губная гармошка для начинающих - Lee Oskar Major Diatonic. Есть и другие, это Hohner Golden Melody, Special 20.

Как лучше всего расположить инструмент

Звук гармошки очень зависит от верной кладки рук. Удерживать нужно левой, а правая должна направить звуковой поток. Воздушная прослойка, которую образует ладонь, помогает звучанию и создаёт резонанс. Когда сжимаете и разжимаете кисть, можете добиваться разного тембра и эффекта.

Как правильно дышать

Далее будет описана непосредственно игра на губной гармошке. Начинающих музыкантов особенно часто интересует принцип действия инструмента. Для обеспечения сильного и ровного потока воздуха держим голову прямо, лицо и язык расслабляем. Главное - это не всасывание или выдувание, а именно дыхание через гармонику. Работа идёт не через губы и рот, а за счёт диафрагмы. Вначале может быть тихо, но по мере накопления опыта создаётся нормальное звучание.

Одиночные ноты, аккорды губной гармошки и принцип игры

Итак, как же играть на губной гармошке начинающим? Нужно разобраться в устройстве инструмента. Губная гармошка для начинающих сделана таким образом, что в ней 3 отверстия последовательно создают гармоничное созвучие, что делает её несложным инструментом для быстрого создания определенной композиции. И ноту сыграть на ней сложнее, чем аккорд. Игра на губной гармошке не является чем-то запредельным. Нужно только правильно выбирать ноты по одной и работать губами, языком. Конечно, сначала нужно будет помочь себе и немного надавливать на угол рта.

Хотите быстро научиться играть простые мелодии для губной гармошки? Для начинающих главное - изучить аккорды и отдельные звуки. Далее идёт импровизация и раскрытие специальной техники и приёмов. Перейдём к мелодии. Не пугайтесь алфавитных пометок мелодических звучаний — их просто осознавать. Если подготовка совершается без помощи других, в занятии могут понадобиться диктофон, метроном и зеркальце - для непрерывного самоконтроля. Приготовиться к активному мелодическому сопровождению поможет подыгрывание отдельным мелодическим записям.

Базовая техника

  • Трель - чередуются две соседних ноты. Является мелизмом.

  • Глиссандо - медленный и «скользкий» перевод 3-х и больше нот в общее созвучие.
  • Тремоло - эффект звука с дрожанием, создающийся от сжатия и расслабления ладоней или губ.
  • Бэнд - перемена тона нот от коррекции силы и направления струи воздуха.

Как заиграть на губной гармошке одиночными нотами? Уроки на губной гармошке для начинающих проходят в три этапа:

  • Верное звучание.
  • Правильная форма губ, то есть округлая.
  • Сформированная и расслабленная воздушная струя (мысленно говорите «О»).

Научитесь играть одиночными нотами, таким образом, чтобы не задевать воздушной струей другие отверстия. Научитесь задействовать три необходимых правила высокого звука в игре только одиночными нотами. Сфокусируйте внимание на музыке и играйте максимально внятно. Не торопитесь. Если что-то идёт не так, посмотрите в зеркало и разглядите гармошку, не опущена ли она по ходу игры, и снова извлеките ноту на выдохе. Далее нужно убрать инструмент от губ, при этом сохранить их положение и убедиться, что они правильно округлены. Вероятно, что тут и была ошибка, и уста имели другую форму. Чтобы не допустить ошибку, сделайте правильную форму, как будто хотите свистнуть.

Попробуйте отыскать нотку на четвёртой части гармоники. Должно выйти. А если всё-таки не выйдет, приподнимите гармонику, направьте ввысь. Это допускается. Только смотрите за губами для правильности звучания. Когда всё выйдет с 4 отверстием — перейти на 5 отверстие гармоники. После проработки одиночных нот на пятой, тут же отработайте с 4 до 5. Для этого используется схема обыкновенной гаммы «до-мажор» (если есть губная гармошка в тональности «до-мажор»). Можно выяснить, как играть на губной гармошке, и не зная грамоты. Но если потратить время и силы на обучение, то можно пробовать все более сложные произведения и записывать собственные наброски.

Речь пойдет о диатонических гармониках системы Рихтера.

Во-первых, для начинающих важно правильно выбрать модель инструмента.

Совершенно не обязательно сразу покупать дорогие модели гармоник, такие, например как Cross Harp и Meisterklasse фирмы Hohner или Susuki Pro Master MR-350. Это, безусловно, очень качественные инструменты, но не стоит сразу облегчать себе жизнь, ведь вы не знаете на каких инструментах вы будете играть в дальнейшем, так как в нашей стране не всегда можно приобрести необходимые вам модели гармоник.

Не стоит, так-же, тратить деньги, потому, что в процессе постановки дыхания, звукоизвлечения, а так же освоения бэндов вы имеете повышенные шансы сломать язычки, то есть, задуть гармошку.

Я бы рекомендовал более дешевые, но вполне профессиональные инструменты фирмы Hohner, желательно серии MS. Например: Big River Harp или идентичную ей Alabama Blues, или чуть дороже Special 20 MS. Эти гармошки имеют пластиковый корпус.

Если вы хотите иметь инструмент с деревянным корпусом, попробуйте Marine Band MS.

Так же удобны для начинающих старые модели Hohner`а (так называемые Hand Made), такие как Special 20 Marine Band или Golden Melody - более дорогая, но очень интересная модель, имеющая отличную от остальных гармоник, форму корпуса.

Я бы не рекомендовал начинающим покупать, ставшую уже классической, модель Hohner`а - Marine Band Hand Made. Это замечательная самая старая модель, но не самая простая для неопытных исполнителей. В частности, вы можете получить массу проблем с её деревянным корпусом, так как необходимо аккуратно обыгрывать эту гармонику.

Не гонитесь за дешевизной. Не покупайте совсем дешевые гармоники китайской сборки. Не берите гармошки немецкой фирмы Seydel.

Я бы не советовал Hohner`овскую модель Silver Star, так как, после покупки её ещё нужно доводить до рабочего состояния.

Так же вы можете попробовать модель Lee Oscar фирмы Tombo, но её довольно сложно приобрести у нас в стране. К тому же, стоит она немного дороже Hohnera, хотя и оправдано.

Следующий этап - это непосредственно приобретение гармоники.

Не спешите покупать гармонику в первом попавшемся магазине. Посоветуйтесь со знающими людьми, если таковые у вас имеются или посетите разные магазины, чтобы ассортимент и цены. Будет лучше, если вы возьмете с собой в магазин знающего человека.

Я бы рекомендовал покупать гармонику тональности C-мажор. Она является наиболее удобной для тех, кто начинает осваивать приёмы игры на этом инструменте, так как находится в середине нотного диапазона губных гармоник (не слишком низкая, не слишком высокая). К тому же, большинство школ для гармоники написаны для гармоники этой тональности. Если не найдете гармонику тональности C-мажор, можете приобрести инструменты близких к ней тональностей.

Если в магазине вам позволят поиграть на гармонике, проверьте все отверстия на вдохе и на выдохе (если умеете), а так же, если вы освоили технику бэндинга, проверьте все бэнды.

Очень важно проверить стройность аккордов. Проверьте аккорд на 1-ом, 2-ом, 3-м и 4-м отверстиях на вдохе, взятых одновременно. Так же, любые 3 или 4 отверстия на выдохе, взятые одновременно, должны составлять стройный аккорд (на гармонике С - до-мажорный аккорд).

Если вы умеете играть октавами, проверьте октаву на 1-м и 4-м отверстиях на вдохе (взятых одновременно), 1-м и 4-м на выдохе, 2-м и 5-м на выдохе, и так далее все октавы на выдохе.

Если в магазине не разрешают поиграть на гармонике, вам должны предоставить специальные меха. Продуйте ими все отвертсия на вдох и на выдох, затем передвиньте кулису на мехах в положение аккорда и проверьте стройность аккордов так же, как вы проверяли бы их непосредственно играя на гармонике (указано выше).

После покупки, продуйте гармонику прямо в магазине. Если у вас есть сомнения, обратитесь к продавцу. Он может сказать, что вы не умеете играть. Возможно это и так, но всё равно внимательно проверьте ещё раз на мехах.

Не стесняйтесь - вы тратите свои деньги и покупаете себе музыкальный инструмент.

Не забудьте сразу взять чек. Не выкидывайте его какое то время.

Если гармоника вас устраивает, но немного не строит - это не страшно. Её можно подстраивать.

Три вещи, которые вам следует знать, прежде чем вы купите вашу следующую гармонику

Выбор подходящей гармоники очень сильно зависит от стиля вашей игры и от музыки, которую вы играете. Достаньте подходящую гармонику - и вы будете получать удовольствие от игры на ней. Достаньте неподходящую - и вы будете "трахаться" с ней и быстро разочаруетесь. Вот несколько вещей, которые вам следует принять во внимание, чтобы сделать правильный выбор:
1. Форма накладок

Некоторые накладки, такие как у гармоник "Lee Oskar" и "Hering Blues" хорошо подходят для блокирования языком. Этот тип накладок естественен для блоков языком и "октав" (когда вы охватываете губами 4 отверстия и блокируете языком два средних - прим. пер.), он легко позволяет дуть обеими сторонами рта, блокируя ненужные отверстия языком.

Накладки, такие как у гармоник "Golden Melody" и "Suzuki" хороши для блокировки губами. Поймите меня правильно - вы можете блокировать и губами, и языком на любой гармонике. Но некоторые формы накладок действительно лучше приспособлены для определенных стилей игры, они помогают точно попасть в нужную ноту.

Форма накладок - определенно то, о чем стоит подумать при выборе гармоники, если вам нужна гармоника, которая удобна для вашего стиля игры.
2. Время отклика

Отклик - очень важный фактор при выборе гармоники. Язычок с быстрым откликом вибрирует главным образом кончиком или верхней третью длины. Язычок со средним откликом вибрирует половиной длины. Язычок с медленным откликом вибрирует (медленнее!) всей своей длиной.

Что все это значит? Высококачественные гармоники обеспечивают быстрый отклик, гармоники по средним ценам - средний, дешевые - медленный.

Если вы просто хотите пошуметь, или вы только начинаете учиться играть, покупайте дешевую гармонику. Если вы хотите сносную гармонику для учебы - покупайте гармонику по средней цене. Но если вы действительно хотите исполнять музыку, я бы посоветовал купить качественную гармонику. Конечно, многое зависит от того, как она была с самого начала настроена. Но в основном здесь изложен мой опыт с только что купленными гармониками без доводки.
3. Громкость

Громкость гармоники определяется комбинацией двух предыдущих характеристик - формы накладок и времени отклика,-- плюс еще одной - воздухонепроницаемостью. Гармоники с пластиковым корпусом пропускают меньше воздуха всю свою жизнь. Гармоники с деревянным корпусом постоянно изменяются на протяжении жизни из-за расширения и сжатия древесины, вызванной влагой, порождаемой вашим дыханием во время игры. Древесина - очень нестабильный материал, поскольку постоянно изменяется с погодными условиями и окружающей средой во время игры, создавая все больше и больше проблем с утечкой воздуха.

На несколько вещей следует обратить внимание даже в случае пластикового корпуса. На некоторых гармониках пластины с язычками утоплены в корпус, обеспечивая меньший зазор между накладкой, корпусом и пластинами. Примеры гармошек такого типа - "Special 20", "Lee Oskar", "Suzuki Bluesmaster" и "Hering Blues".

У других гармоник, таких как "Huang Slivertone", пластины не утоплены в корпус. Такие гармоники могут быть менее воздухонепроницаемыми, так как накладки лежат прямо на пластинах и иногда могут быть источником утечки воздуха. Тем не менее существуют несколько высококачественных гармоник, устроенных подобным образом, такие как "Suzuki Promaster" или "Hohner Meisterklasse", но менее дорогие гармоники с таким устройством могут иметь тенденцию пропускать больше воздуха.

Каков бы ни был ваш уровень игры - опытный профессионал или начинающий,-- эти три вещи помогут вам выбрать подходящую гармонику.

Губная гармошка - инструмент маленький, но с огромными возможностями. Чаще всего губные гармошки используются в блюзе и народной музыке. Существует много разновидностей гармошек: диатонические, хроматические, октавные, тремоло, специальные маленькие для детей. И каждая разновидность больше подходит для игры в том или ином стиле. Например, октавные и тремоло гармошки лучше всего подходят для исполнения народной музыки, а диатонические для блюзовой игры, хотя на них так же можно исполнять и мелодичную музыку.

Основа губной гармошки – это язычки, которые находятся внутри корпуса-гребенки. На них при игре сквозь отверстия в гребенке подаётся воздушная струя, которая заставляет язычки колебаться, и таким образом возникает звук.

Самый известный производитель губных гармошек
– немецкая компания Hohner.
Компания основана Матиасом Хонером в 1857 году в немецком городе Троссинген и до сих пор располагается там же. Помимо губных гармошек компания Hohner выпускает гитары ,
блок-флейты , мелодики , аккордеоны и различные аксессуары . С момента основания и до сегодняшнего дня сотрудники компании Hohner постоянно совершенствуют конструкцию гармошек, создают новые модели, внедряют современные технологии производства. Но несмотря на это некоторые модели до сих пор производятся вручную, как, например, легендарная гармошка Marine Band.

Модельный ряд губных гармошек Hohner огромен и включает в себя все существующие разновидности. Поначалу, когда только появляется желание научиться играть на гармошке, может возникнуть трудность при выборе, особенно если не знать базовых особенностей различных типов этого инструмента. Можно посоветовать делать первые шаги в игре, используя диатоническую гармошку в тональности До-мажор (которая в европейской традиции обозначается как C-dur, или просто заглавное C). В других разновидностях губных гармошек есть особенности, которые на первом этапе могут отвлекать от обучения основам игры. Поэтому остановимся более подробно именно на диатонических губных гармошках, выпускаемых компанией Hohner.

Диатонические гармошки отличаются от остальных тем, что они обладают диатоническим строем с чередованием идущих подряд 2 целых тонов, полутона, 3 целых тонов и еще одного полутона. Такая гармошка имеет один ряд отверстий, и за каждым из них находятся два язычка, которые дают одну ноту на вдох, другую на выдох.

Для сравнения, в октавных гармошках – двойной ряд отверстий, по два язычка в каждом. Совпадающие отверстия в рядах настроены на одну и ту же ноту, но с интервалом в одну октаву. В тремоло-гармошках один из язычков настроен немного выше второго, в результате чего получается эффект «тремоло». Подобную особенность настройки на родственном губной гармонике аккордеоне называют «разлив».

Сегодня модельный ряд диатонических губных гармошек включает в себя четыре серии:

Enthusiast – серия начального уровня, в ней представлены недорогие гармошки, выпускаемые автоматическим способом.

MS-Series – так называемая модульная система – в этой серии представлены гармошки как среднего, так и высокого уровня. Отличие в том, что большинство деталей гармошек взаимозаменяемы от одного инструмента к другому. Основные части производятся автоматически, после чего сборка и настройка совершаются вручную.

Progressive – серия гармошек среднего и высокого уровня для продвинутых харперов. Собираются ручным способом.

Marine Band – легендарная серия, которая представлена как несколькими классическими моделями старой разработки 1896 года, так и модифицированными моделями. Эти губные гармошки производятся вручную и имеют деревянный корпус из различных пород дерева. Гармошки Marine Band заслужили свою популярность тем, что идеально подходят для блюзовой игры, они используются самыми известными музыкантами.

По сферам применения диатонические гармошки можно разделить на две категории. Одни больше подходят для игры блюза, так как на них удобно делать бенды, которые являются отличительной чертой блюзовой игры. Гармошки другой категории меньше подходят для блюза и в большей степени предназначены для других музыкальных стилей. Рассмотрим подробно модельный ряд диатонических губных гармошек Hohner. Для удобства распределим их по сериям.

Серия Marine Band

Cерия Enthusiast

MS-Series

Cерия Progressive

На что же ориентироваться при выборе губной гармошки? Что касается материала корпуса – здесь очень сложно однозначно сказать, какой лучше – дерево, пластик или металл. Каждый инструмент звучит по-своему, и предпочтения в звуке индивидуальны. У деревянного корпуса раньше существовала проблема разбухания, но в последние несколько лет дерево покрывается специальным лаком, который минимизирует эту проблему. Пластиковый корпус более герметичен, сам по себе звучит глуше, но за счёт изменённой формы крышек звук получается более ярким. Металлический корпус даёт самый яркий и громкий звук, что так же должно соответствовать индивидуальным предпочтениям.

Начинать осваивать игру можно практически на любой гармошке из вышеописанных. Конечно, гармошки средней и высокой ценовой категории более удобны в игре и дают больше возможностей по звукоизвлечению и работе над тембром. Например, на недорогих гармошках серии Enthusiast сложно делать блюзовые бенды, особенно при небольшом опыте игры. Но в то же время на начальном этапе это и не столь необходимо.

Те, кто играют на гармошке давно и увлечены этим музыкальным инструментом, чаще всего имеют несколько разных моделей, так как каждая из них даёт разное звучание и возможности. Всё-таки губные гармошки недороги, в отличие от многих других музыкальных инструментов, поэтому можно начинать с самых простых моделей, а после освоения основ уже переходить на более дорогие и располагать выбором, какое звучание больше по душе и какой стиль предпочтителен. Кстати, во многих моделях, особенно серии Enthusiast, с 2015 года вместе с гармошкой предоставляется специальный код, с помощью которого можно получить на 30 дней бесплатный доступ к обучающим урокам Дэвида Барретта. Более 3 тысяч видео и аудио файлов помогут в освоении губной гармошки.

Надеемся, что после этого небольшого обзора губных гармошек компании Hohner Вам будет легче сделать выбор, с какой модели губной гармошки начать осваивать этот замечательный инструмент, или какую приобрести следующей. Ведь выбор и многообразие вариантов дают настоящее богатство для освоения, независимо от уровня Вашей подготовки!

Губная гармошка – язычковый инструмент, который появился в Европе в XIX в. Стремительный рост его популярности случился в США. На гармошке играют блюз, кантри, фолк и музыку других направлений. Производство губных гармоней сосредоточено в Японии, Германии и Китае. Инструмент отличается по таким критериям:

  • материал;
  • тональность;
  • октавные характеристики;
  • качество;
  • профессиональная категория.

Губные гармошки могут предназначаться для любителей и для профессионалов. Вторая категория – редкие, иногда эксклюзивные инструменты. Если говорить о любительских губных гармошках, то они чаще всего делятся на:

  1. Диатонические.
  2. Хроматические.

Первые позволяют играть только основные ноты, вторые – ещё и полутоны (диезы и бемоли).

Визуально отличить два вида можно по специальной клавише сбоку, которая повышает ноту на половину тона. Начинающему, конечно, проще научиться играть на диатонической гармони. Освоив её досконально, можно без труда перейти на хроматическую. Тональность – один из критериев выбора инструмента. Наиболее распространены гармошки со звучанием в тональности «До мажор». Отдельные производители выпускают также гармонь в тональности «Соль мажор» и других.

Губная гармошка может быть изготовлена из дерева, металла и пластика. Каждый из этих материалов имеет свои положительные особенности и недостатки. Например, деревянная чувствительна к влажности и требует большей тщательности в уходе. Однако в хороших руках такой инструмент даёт отличный звук.

Особенности выбора губной гармошки для начинающих

Специфика губной гармони такова, что если вы выберете не ту модель, можете вообще не научиться играть. Новичкам подходят инструменты лишь ограниченного круга брендов. Неправильно выбранная модель в руках начинающего музыканта может не звучать так, как должна – например, не играют некоторые отверстия, что сразу вызывает подозрение о подделке или браке. Специалисты утверждают: губные гармошки не фальсифицируют, а их устройство не позволяет появляться заводским дефектам. Зато на рынке полно вполне легальных моделей, которые непригодны для качественного исполнения музыки. Их количество даже среди качественных немецких и японских гармошек достигает 89%!

Внимание! Если у вас не играет 1-2-3 отверстие на вдохе или 7-8-9-10 на выдохе – это издержки неумелой игры, а не свидетельство брака гармошки.

Хорошая гармонь стоит не менее 2 тыс. р. Качественные модели предлагают:

  1. Компания Hohner: Special 20, Golden Melody, Marine Band Deluxe и родственная ей Marine Band Crossover.
  2. Из линейки Seydel подойдут Classic, Silver, Session Steel и 1847.
  3. Пригодны для обучения Suzuki Olive и Manji, а также китайский Easttop T008K.
    Новички могут заблуждаться, рассчитывая, что для обучения подойдет дешевая китайская гармошка. Такие модели музыканты называют куском металла, но никак не инструментом.

В процессе покупки гармошки в магазине продуйте каждое её отверстие. Вообще для этого есть специальные меха, но если в отделе они отсутствуют, вам не смогут отказать в продувании ртом. Отверстия нужно проверить на вдох и выдох. Нежелательны посторонние звоны при звучании. Они не критичны, однако свидетельствуют о том, что язычок цепляется за крышку или плату. Если вы выбираете гармонь тональности «С», то она должна звучать чисто.

После покупки тщательно ухаживайте за инструментом. Гармонь со временем может расстраиваться, требовать замены гребёнки и выходить из строя. Кроме того, её можно вручную улучшить и тем самым существенно повысить качество звука. Плохая гармонь своим звучанием может отбить всё желание учиться игре на ней, а хорошая станет надёжным другом начинающего музыканта.

Как выбрать губную гармошку: видео

В этой статье мы расскажем вам, как выбрать и купить хорошую губную гармошку, на которой можно научиться играть.

К сожалению, более 89% всех губных гармошек ведущих (в том числе немецких) производителей - не пригодны для профессиональной игры и уж тем более для обучения (причём эта цифра не учитывает ни одной китайской гармошки, которых на нашем рынке пруд пруди).

Раз попытавшись научиться играть на некачественном инструменте, человек навсегда отбивает желание освоить этот инструмент. А основные производители губных гармоник, к сожалению, при молчаливом сговоре, продолжают «штамповать» некачественный товар, так как именно он приносит им наибольшую прибыль. Вот почему губная гармошка остаётся настолько редким инструментом и нуждается в популяризации.

Именно на профессиональных гармонистах, популяризаторах этого инструмента и энтузиастах лежит основная функция информирования всех начинающих гармонистов, как выбрать и купить губную гармошку, на каких губных гармошках стоит обучаться играть, и как не ошибиться в выборе, ведь музыкальные магазины предлагают такое огромное количество губных гармошек.

На самом деле, хорошие губные гармошки можно перечислить на пальцах. И мы сразу же в этой статье перечислим все хорошие модели губных гармошек , на которых играют профессиональные гармонисты и на которых можно научиться играть каждому желающему.

Список хороших губных гармошек:

Кстати, напоминаем, что если вы только собираетесь обучаться, то вам необходимо приобрести одну из этих гармоник именно в тональности «до мажор» (эта тональность обозначается латинской буквой «С»).

  • Easttop T008K
  • Hohner Golden Melody
  • Hohner Special 20
  • Hohner Rocket
  • Seydel 1847
  • Seydel Session Steel
  • Hohner Marine Band Crossover
  • Hohner Marine Band Deluxe
  • Suzuki Olive
  • Suzuki Manji

Многие считают, что для начала можно выбрать и купить дешёвую губную гармошку, эдакую «рабочую лошадку», а потом уже можно будет себе купить губную гармошку хорошего качества. Но до покупки последней, как правило, дело не доходит, так как люди полностью разочаровываются в этом инструменте после игры на некачественной губной гармошке.

Зарегистрируйтесь на бесплатный онлайн курс "БЫСТРЫЙ СТАРТ"!

Во-первых, мы хотим вам помочь разобраться с видами губных гармошек , так как в музыкальных магазинах вы, наверное, могли наблюдать губные гармоники разных размеров и видов. Губные гармошки действительно бывают разные: диатонические (10-ти дырочные), хроматические губные гармошки, тремоло, октавные, басовые, аккордовые губные гармошки, а также гибриды этих гармошек. Как же всё-таки выбрать и купить губную гармошку? Октавные, басовые и аккордовые губные гармошки чаще всего используются в гармошечных оркестрах, и скорее всего вы не найдете их в продаже в вашей стране, поэтому мы на них останавливаться не будем. Поговорим о диатонических, хроматических губных гармониках и гармошках тремоло, и о том как выбрать губную гармошку.

Тремоло губные гармошки.
В таких губных гармошках на каждой ноте немного расстроены два звуковых язычка относительно друг друга, благодаря чему достигается эффект тремоло. На таких губных гармошках присутствуют звуки только «белых клавиш фортепиано» и нет ни одной черной клавиши. Эта губная гармошка достаточно примитивна, на ней очень легко научиться играть любому человеку, который обладает хоть малейшим слухом. И в то же время она очень ограничена по возможностям ввиду большой нехватки недостающих нот. Выбрав губную гармошку тремоло, вы сможете играть только простенькие детские мелодии, хорошо могут «ложиться» русские и украинские народные песни, ну, и, возможно, еще гимны некоторых стран – и, к сожалению, всё.

Хроматические губные гармоники – у них напротив, присутствуют все-все звуки хроматического звукоряда (все белые и черные клавиши фортепиано). На хроматических губных гармошках, как правило, можно играть сложные классические произведения, джазовую музыку, но тут важно иметь хорошее музыкальное образование, уметь читать ноты «с листа» и иметь хорошую подготовку на диатонической губной гармонике. Почти все гармонисты, играющие на хроматической губной гармонике, начинают с диатонической гармоники, так как некоторые приёмы и навыки, такие как красивое вибрато, или бенды(которые теоретически нельзя делать на хроматической губной гармонике, а на практике используются постоянно) можно хорошо отточить именно на диатонической губной гармошке, не повредив при этом язычки инструмента.

Диатоническая губная гармошка и как ее выбрать . Диатоническая губная гармошка - это самая популярная губная гармошка в мире. Инструмент, на котором можно играть любую музыку, в любом стиле, и звук которой очень насыщенный и густой, если сравнивать с вышеописанными губными гармошками. Присутствуют все ноты, но необходимо приобрести определенные навыки для игры на этом инструменте. Эту губную гармошку называют еще блюзовой гармоникой, но это не означает, что на ней можно играть только блюз. Просто она стала очень популярной именно в эпоху активного развития блюзовой музыки, куда она идеально вписывается. Именно диатонические (блюзовые, или десятидырочные) губные гармошки мы популяризируем. Для нас – это самый красивый по звуку музыкальный инструмент в мире!

Во-вторых, вам для себя необходимо определиться, с какими язычками вы хотите выбрать губную гармошку .
Материал язычков губной гармошки напрямую влияет на долговечность инструмента. Компании Hohner и Suzuki традиционно используют в своих гармошках медные язычки, а компания Seydel сделала инновационный прорыв в этой области и стала первой компанией, которая изготавливает стальные язычки для своих губных гармоник. В результате они дольше не расстраиваются и их сложно сломать.

В-третьих важно отметить, что губные гармошки бывают разных тональностей и если вы только начинающий гармонист, то вам стоит выбрать губную гармошку именно в тональности «до мажор».
Говоря попросту, на ней легче всего вам будет овладеть основными приемами и навыками, к тому же почти все существующие самоучители, в том числе и наш самоучитель для для губной гармошки записан для гармошки «до мажор». Начав обучение на гармошке этой тональности, вам потом будет легко играть и на всех остальных: как более высоких, так и низких тональностях.

Четвёртым и последним пунктом при выборе губной гармоники должна быть проверка инструмента . Если вы покупаете губную гармошку в магазине музыкальных инструментов, то потребуйте специальные меха для губных гармошек. На них можно «продуть» каждое отверстие, как на вдох, так и на выдох, убедившись, что все ноты звучат. К сожалению, в музыкальных магазинах редко встречаются меха, поэтому, скорее всего вам придется проверять гармошку самому, и при отсутствии мехов в магазине, вам не могут отказать в этом. Вам важно «продышать» каждое отверстие в отдельности, что может быть очень затруднительным, если вы до этого ни разу не играли на губной гармошке. Проверяя каждое отверстие на вдох и на выдох, обращайте внимание на дополнительные призвуки в виде «звона», которые могут попадаться на губных гармошках, что может означать, что язычок цепляется за плату губной гармошки. В таком случае требуйте другую гармошку. Также на низких тональностях (ля, соль и ниже), язычки могут биться о крышку губной гармошки и тоже с характерным звоном. Такое бывает очень часто на губной гармонике Golden Melody, и в принципе, это нормально, но переберите несколько гармошек выбранной вами модели, и возможно вам попадется такая, которая не звенит. На губных гармошках тональности «до мажор» никакого звона в помине не должно присутствовать, поэтому чистый звук на каждом отверстии – это самый лучший критерий для того, чтобы купить губную гармошку до мажор.

Желаем вам удачно выбрать и купить губную гармошку!