Художественные особенности романа Л. Н. Толстого "Война и мир". Художественные особенности романа «Война и мир Основной прием романа война и мир

По поводу того, каков смысл названия романа Толстого «Война и мир», шли ожесточенные споры. Теперь, кажется, все пришли к более или менее определенным толкованиям.

Антитеза в широком смысле слова

Действительно, если прочесть только лишь заголовок романа, то сразу в глаза бросается самое простое противопоставление: мирная, спокойная жизнь и военные баталии, которые занимают в произведении очень значительное место. Смысл названия «Война и мир» лежит как бы на поверхности. Рассмотрим эту сторону вопроса. Из четырех томов романа только лишь второй освещает исключительно мирную жизнь. В остальных томах война перемежается описанием эпизодов из жизни различных частей общества. Недаром сам граф, называя свою эпопею по-французски, писал только La guerre et la paix, которое переводится без дополнительных толкований: «война и есть война, а мир - только бытовая жизнь». Есть основания думать, что автор рассматривал смысл названия «Война и мир» без дополнительного подтекста. Тем не менее он в нем заложен.

Застарелые споры

До реформы русского языка слово «мир» писалось и толковалось двояко. Это были «миръ» и «мир» через i, которое в кириллице так и называлась «и», и ижицу, которая писалась как «и». Эти слова различались по смыслу. «Миръ» - время без военных событий, а второй вариант означал вселенную, земной шар, общество. Орфография легко могла изменить смысл названия «Война и мир». Сотрудники основного в стране Института русского языка выяснили, что старая орфография, которая мелькнула в одном-единственном раритетном издании, - не более чем опечатка. Была также найдена одна описка в деловом документе, которая привлекла внимание некоторых комментаторов. Но автор в письмах писал только «миръ». Как появилось название романа, пока достоверно не установлено. Опять мы сошлемся на наш ведущий институт, в котором точных аналогий лингвисты не установили.

Проблематика романа

Какие вопросы рассматриваются в романе?

  • Дворянское общество.
  • Частная жизнь.
  • Проблемы народа.

И все они так или иначе связаны с войнами и мирной жизнью, что и отражает смысл названия «Война и мир». Художественный прием автора - противопоставление. В 1-й части первого тома читатель только погрузился в жизнь Петербурга и Москвы, как сразу 2-я часть переносит его в Австрию, где идет подготовка к Шенграбенскому сражению. 3-я часть первого тома перемешивает жизнь Безухова в Петербурге, поездку князя Василия с Анатолем в к Болконским и сражение под Аустерлицем.

Контрасты общества

Русское дворянство - уникальный слой. В России крестьянство его воспринимало как иностранцев: они говорили по-французски, их манеры и быт были отличны от русского. В Европе, напротив, на них смотрели, как на «русских медведей». В любой стране они были чужие.

В родной стране они всегда могли ждать мужицкого бунта. Вот еще один контраст общества, который отразил смысл названия романа «Война и мир». Для примера приведем эпизод из третьего тома, часть 2-я. Когда к Богучарову подступали французы, то мужики не захотели отпустить княжну Марью в Москву. Только вмешательство Н. Ростова, который случайно проходил мимо с эскадроном, спасло княжну и усмирило крестьян. Военное и мирное время у Толстого переплетены, как это происходит и в современной жизни.

Движение с запада на восток

Две войны описывает автор. Одна чужда русскому человеку, который не понимает ее смысла, но ведет борьбу с неприятелем, как приказывает начальство, не жалея себя, даже без необходимого обмундирования. Вторая понятна и естественна: защита Отечества и борьба за свои семьи, за мирную жизнь на родной земле. Об этом также говорит смысл названия романа «Война и мир». На этом фоне выявляются противоположные, антагонистические качества Наполеона и Кутузова, выясняется роль личности в истории.

Об этом многое рассказывает эпилог романа. В нем даются сравнения императоров, полководцев, генералов, а также производится анализ вопросов воли и необходимости, гения и случайности.

Противопоставление сражений и мирной жизни

В целом Л. Толстой делит на две полярные части мир и войну. Война, которой целиком заполнена история человечества, отвратительна и противоестественна. Она вызывает в людях ненависть и враждебность и приносит разрушения и смерти.

Мир - это счастье и радость, свобода и естественность, труд на благо общества и отдельной личности. Каждый эпизод романа - это песнь радостей мирной жизни и осуждение войны как непременного атрибута человеческой жизни. Такое противопоставление и есть смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». Мир не только в романе, но и в жизни отрицает войну. Новаторство Л. Толстого, который сам участвовал в севастопольских сражениях, заключено в том, что он показал не ее героизм, а изнанку - будничную, подлинную, испытывающую все душевные силы человека.

Дворянское общество, его контрасты

Дворяне не составляют единую сплоченную массу. Петербург, высший свет, смотрит сверху вниз на закоснелых добродушных москвичей. Салон Шерер, дом Ростовых и уникальное, интеллектуальное, стоящее вообще особняком Богучарово, - это настолько разные миры, что они всегда будут разделены пропастью.

Смысл названия «Война и мир»: сочинение

Шесть лет жизни (1863 - 1869) отдал Л. Толстой написанию романа-эпопеи, о котором впоследствии высказывался с пренебрежением. Но мы ценим этот шедевр за открытие широчайшей панорамы жизни, в которую включено все, что окружает человека день за днем.

Основной прием, который мы видим во всех эпизодах, - это антитеза. Весь роман, даже описание мирной жизни, построен на контрастах: церемонный салон А. Шерер и холодный семейный уклад Лизы и Андрея Болконских, патриархальная теплая семья Ростовых и насыщенная интеллектуальная жизнь в забытом Богом Богучарове, нищенское тихое существование обожаемой семьи Долохова и его внешняя, пустая, броская жизнь авантюриста, ненужные Пьеру встречи с масонами, которые не задаются глубокими вопросами переустройства жизни, как Безухов.

Война также имеет полярные стороны. Бессмысленная для русских солдат и офицеров заграничная компания 1805 - 1806 годов и страшный 12-й год, когда пришлось, отступая, дать кровопролитное сражение под Бородином и сдать Москву, а потом, освободив родину, через всю Европу гнать врага до Парижа, оставив его в целости.

Коалиция, которая образовалась после войны на когда все страны объединились против России, боясь ее неожиданной мощи.

Бесконечно много вложил в роман-эпопею своих философских рассуждений Л. Н. Толстой («Война и мир»). Смысл названия не поддается однозначному толкованию.

Оно многомерно и многопланово, как сама жизнь, которая нас окружает. Этот роман был и будет актуален во все времена и не только для русских, которые глубже его понимают, но и для иностранцев, которые вновь и вновь обращаются к нему, снимая художественные фильмы.

Грандиозное художественное полотно романа-эпопеи вбирает в себя самые разнообразные художе-ственные приемы и средства. Одним из всеобъемлющих становится при этом принцип контраста: он пронизывает все уровни произведе-ния, начиная с заглавия, расположения глав и заканчивая отдель-ными эпизодами и сценами. Так антинародную жизнь петербургской аристократии с ее лицемерием и фальшью Толстой противопоставля-ет народной России с ее простотой и естественностью. Система образов тоже строится по принципу контраста (Наташа Ростова — Элен Безу-хова, княжна Марья — Жюли Карагина, Андрей Болконский — Ана-толь Курагин и т.д.). Контрастны и образы исторических деятелей, находящихся в центре внимания автора — Кутузова и Наполеона, как контрастны те человеческие качества, которые связываются с каждым из них и определяют характерные особенности целой груп-пы образов («хищный» и «смирный» тип человека). По принципу контраста построены целые сцены и эпизоды: так сцена Аустерлиц-кого сражения противопоставлена Бородинской битве, прием в сало-не Шерер — именинам в доме Ростовых и т.д.

С принципом контраста соотносятся и особенности повествова-ния в романе. Оно основано на представлении об изначальном знании автором истины, высшей правды, что приводит к столкно-вению авторского знания и мучительных поисков его любимых ге-роев. Это позволяет автору с позиции высшего знания планировать и объяснять изображаемые события и характеры героев. С другой стороны, принцип непрерывности сюжетного развития приводит к тому, что часто изложение от лица автора отходит на второй план, уступая место сценическому эпизоду. В художественную ткань ро-мана включены также авторские полемические рассуждения, исто-рические справки, историко-философские отступления и т.д., имеющие отправной точкой мысль героя. Наконец, временами ав-торское «я» рассредоточивается в героях — прежде всего «любимых» писателем Пьере Безухове и Андрее Болконском, например, когда перед Бородинским сражением князь Андрей высказывает свои мысли о войне, в них явно вплетается авторский голос.

Но, безусловно, важнейшим принципом обрисовки героев явля-ется особый метод психологического анализа, названный Н.Г. Чернышевским «диалектикой души». Он состоит в том, что пи-сатель не ограничивается изображением результатов психологиче-ского анализа, его интересует сам процесс зарождения и после-дующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, что и ста-новится объектом подробного, детального воспроизведения. «Диа-лектика души» нужна Толстому для того, чтобы выявить духовные и нравственные возможности личности в их развитии, а также дать возможность воочию увидеть взаимосвязь внутренних, душевных процессов и высшего духовного источника, находящегося вне чело-века и существующего независимо от него. Такая «диалектика души» прослеживается в обрисовке всех «любимых» героев Толстого — Анд-рея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи. Вот почему на страницах романа так часто звучит внутренний моно-лог, в котором чувствуется борьба противоположных начал в душе героя: речь его становится сбивчивой, неправильной, фразы часто бывают отрывисты, эмоциональный тон повышенный, напряжен-ный. Таков, например, внутренний монолог князя Андрея, когда он лежит раненый на поле Аустерлица: раздвоенность его сознания, в котором сталкиваются прежние честолюбивые устремления и новое представление о высшей силе, дающей покой и умиротворение, воз-никает даже на уровне лексико-синтаксическом («мы бежали, кри-чали, дрались» — «высокое, бесконечное небо», «тихо, торжествен-но»). Столь большая роль внутреннего монолога в раскрытии «диа-лектики души» объясняется тем, что здесь в большей мере, чем в по-ступках и диалогах, проявляются скрытые намерения, тайны души.

Но, может быть, не меньшую роль в романе играет психологиче-ский портрет. У Толстого он динамичен, поскольку должен макси-мальное выявить связи внутреннего мира человека и его внешних проявлений. Вот почему так часто писатель фокусирует внимание на глазах — ведь это «зеркало души». Исследователи подсчитали, что в «Войне и мире» Толстой использует 85 различных оттенков выражения глаз. По числу это может сравниться только с многооб-разием оттенков улыбки, которая помогает раскрыть эмоциональ-ное состояние героя. Следует также отметить, что Толстой не дает законченного портрета героя в экспозиции, как это было принято в русском классическом романе. У него портрет рассредоточен по различным временным и пространственным пластам, поскольку он неотделим от развития характера.

Выделяют два основных типа портрета в романе, соответствую-щие двум основным типам героев. Рисуя портреты своих любимых героев, писатель использует повторяющиеся детали: блестящие глаза и большой рот Наташи, тяжелая походка и лучистые глаза княжны Марьи. Повторяясь, такие детали призваны оттенить из-менчивость характера героя, находящегося в постоянном движе-нии, развитии. Другое дело — портреты-маски: они статичны и не-изменны всегда, как неизменны и герои, которых эти портреты изображают (Элен, Анатоль, Берг, Шерер и др.). В них также встречаются повторяющиеся детали, например, роскошные плечи Элен и ее застывшая «однообразно-красивая» улыбка, но такие де-тали призваны продемонстрировать неподвижность маски, скры-вающей за внешней привлекательностью душевную пустоту и нравственное уродство. Недаром Толстой вообще не рисует глаз Элен, хотя, видимо, они тоже красивы, но они не светятся мыслью и чувством, как глаза Наташи, бесконечно разнообразные, в которых выражено все богатство ее духовного мира. Материал с сайта

По мнению Толстого, с духовной красотой человека сочетается и его отношение к природе. Вот почему пейзаж в романе тоже стано-вится психологическим: он обращен к человеку, открывая ему красо-ту мира и оттеняя глубинный смысл происходящих событий. Не слу-чайно ни разу на лоне природы не появляются Элен, Жюли или Анна Павловна Шерер — они чужды естественной жизни и не могут воспринимать ее во всей красоте и разнообразии. Зато Наташа — это органичная часть природы, недаром именно ей может прийти в го-лову мысль о полете — то, что так поразило Андрея в случайно ус-лышанном им ночном разговоре Наташи и Сони в Отрадном.

Но часто у Толстого картины природы становятся символичны-ми, выражая некую высшую истину, открывающуюся человеку именно через природное начало. Такова картина высокого неба над полем Аустерлица, таким же символом является дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное. Природа в романе Тол-стого не только сопереживает героям, но и вносит в общее течение жизни вечное, умиротворяющее начало. Как выражение высшей нравственной истины предстает картина Бородинского поля, омы-того после кровавой битвы очистительным дождем. В картинах рус-ской природы, нарисованных в сцене охоты с бешеной скачкой по осеннему полю или в сцене беседы Андрея и Пьера на пароме под мерный шум струящейся воды, как и во многих других, выражается полнее всего то, что писатель определяет как исконно русское на-чало, «мысль народную», соединяющую в единое художественное целое грандиозное полотно романа-эпопеи «Война и мир». Как точ-но сказал о нем Тургенев, это «великое произведение великого пи-сателя, — и это подлинная Россия».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • историко-философские отступления в романе война и мир
  • Речь повествователя как основное средство его характеристики в романе Т.Н. Толстой Война и мир
  • художественные особенности романа война и мир кратко
  • художественные особенности романа война и мир презентация
  • назовите эпизоды построенные по принципу контраста

Доклад

Жанровые особенности романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

Ива Зюзина

III курс, ф.н. 4636

Русская филология

Роман "Война и мир" – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.Это одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды.

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа. Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа. В романе рассказывается о событиях происходящих на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия вела в союзе с Австрией войну на ее территории с Францией. Во 2- м томе 1806-1807 года, когда русские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году.

Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.

Самая первая и общая тема всякого эпоса – война и мир. Заглавие в высшей степени отвечающее тому «духу эпоса», которого, как признанно всеми, исполнена книга Толстого. То, о чем рассказывает тема и основное событие книги: это война и мир, так и в композиции основное деление осуществляется на главы на «мирные» и «военные», сменяющие друг друга. В тоже время смысл заголовка как будто двоится – а именно значение второго понятия: мир. Здесъ оно уже не так однозначно и просто – появляется вопрос в каком смысле дается слово «мир», ибо текст книги дает основание для этого. Ведь слово это не только стоит в заголовке, но и проникает весь текст романа, охватывает широкий круг содержания и образует целую сетку значений. «Мир» в тексте романа Толстого, по своей сущности, непереводим. Это не толъко тот «мир», который противоположен войне, признак тишины, покоя и согласия, но и «мир», который является в смысле значения космического - «весь свет» или «все люди».

В «миру» у автора дано специфическое значение мирской жизни, вся безграничность связей в человеческой жизни с ее пестротой отношений, мнений, событий, постижимых или нет целей, в которых необходимо ориентироваться и принимать решения. Эта жизнь «в миру», являющаяся образом «безурядицы вольного света», противопоставлена другому значению «мира» в романе Толстого. В контексте романа, другое значение «мира» является антиподом слова «земли», которое доближается уже по смыслу к слову «небо» и ресемблирует с понятиями о Боге, вере и смерти. Мир - не просто общая связь человеческой жизни, которая не раз представлялась персонажам книгам Толстого хаосом, игрой случая, но это и особая целесообразная связь, гармоническое целое, «царство правды». В границах оригинального текста эта разница передана и различным написанием конкретного слова – «миръ» и «мiръ», где понятие «миръ» возникает в местах, где явно противопоставлено войне, а «мiръ» используется в знчение «весь мир / все люди».

Имеют место немало попыток изучения основной композиции романа, принципиально различные по своему подходу. Сначала исследователи видели свою задачу в том, чтобы найти в романе главнейшие этапы развития действия, какими они должны быть по общепринятым понятиям о композиции – завзязка, кульминация, развязка. Из авторских работ на эту тему можно отметить Т.Л Мотылеву, которая уточняет в своих исследованиях, что несмотря на отсутсвие завязки в общепринятом смысле этого слова – исходного события, которое бы определяло в дальнейшем развитие действия, еще с первых страниц произведения имеет место назревающий конфликт, который лежит в основе эпопеи. А именно: противоречие и назревающая война между русским государством и наполеоновской армии. Основной пружиной действия является конкретное углубление и развитие этой сюжетной линии, кульминацией повествования можно считать Бородинское сражение, а развязкой – изгнание Наполеона из России. В таком случае место самой развязки довольно необычное – так как действие романа не прекращается после нее. Этот традиционный взгляд на композицию романа, по мнениям других исследователей, представляет собой слишком общую схему, которая не охватывает полноту и логику сюжетных линий романа, как и не подчиняет себе многих процессов жизни, изображенных в книге.

Другую попытку толкования композиции романа можно отметить в работах Б.Бурсова, который решает отойти от традиционной теоретико-литературной схемы. Он придерживается теории об отдельных композиционных центрах «Войны и мира», какими являются в ней наиболее значителъные моменты исторического события, но взятые по отдельности. В первом томе таким центро, по мнению Бурсова, является Аустерлицкое сражение, а в третьем – Бородинское. При чем здесь значимость Бородинского сражения рассматривается, не только как композиционный центр третьего тома, но и всего произведения в целом.

Совершенно иной принцип рассмотрения особенностей композиции романа выведен в монографии А. Сабурова. Кульминацией произведения признан эпизод Бородинского сражения, но ведущую роль в этой разработке занимает его так называемая «внешняя структура»я. В этой разработке рассматриваются соотношение в романе фактической стороны и вымысла, войны и мира, рассуждений автора и повествовательной части, элемента сценического и описательного. В результате, данный труд рассматривает особенности жанровой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, от особенностей его мировозения. Метод, который не был принят другой частью исследователями, которые делали акцент в своих разработках именно на нравственно-философских идей автора и рива. азработке был принят ния. вает особенности жановой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, конкретного романа (В. Селинов, С. Леушев).

Конечно, без учета философской основы романа нельзя понять и приемов его построения. Здесь все определяется стремлением писателя художестенно обосновыввать свой взгляд на людей, на жизнь, на общество. Авторский вымысел занимает не меньшее место в романе, чем достоверный материал по значимости, и содержит также немало философских посылок в осмыслении не только военных действий, но и в повседневной гражданской и бытовой жизни людей. Особенное внимание уделено роли народных масс в истории, этических представлений лучших и мыслящих людей из передовых семей дворянства, материальным и карьеристким побуждениям правящего сословия, проблем любви, брака и семьи.

Вымысел в романе расширяется и от намерений писателя, помимо исторического события, показать и во всей полноте жизнь людей, прямым образом не всегда связанной с происходившей войной. По словам самого писателя, отраженным в черновом варианте предисловия, свою задачу он отличает от задачи историка: «Историк и художник, опиисывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет не прав, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни и тем невольно упуская и заслоняя главную свою задачу – указать на участие лица в историческом событии, так художник не исполнит своего дела, понимая лицо так, как историк, представляя всегда его в значении историческом» (13,57). Точно эти слова самого автора показывают, что он считает своей обязанностью коснуться всех сторон жизни и, конечно, осветить их с философской точки зрения. Писателем поставлена задача создать эпопею, т.е. как ему кажется, полную картину жизни общества начала века со всеми видами быта и нравов крепостной Росии. Главным образом ютим намерением объясняется исключительная полнота описания бытовых явлений жизни – рождения и смерти человека, переживаний влюбленных, охоты, картежной игры, дуэли, болезни, неповиновения крестьян барыне, переживаний матери солдата, отравления влюбленной, религиозных чувств человека – одним словом, всего, чем жил тогда человек. На протяжении чтения всего романа можно увидеть как писатель старается во всей полноте охватить жизнь эпохи, описать жизнь челеовечества на определенном историческом этапе, показать черед событий и как именно жили тогда люди.

Двум равным половинам автор отводит место в романе как военным действиям, так и событиям гражданской жизни. В этом отношении чередование военных и бытовых сцен дается примерно одинаковыми частями, оно находится в развновесии по отношению целого объема романа. Прерывая описания военных действий, повествование описывает развитие почти всех линий семейной хроники – жизни Курагиных, Болконских, Безуховых, Ростовых. В работе над первой половине романа описание всех семей проходит как правило – например, после Шенграбенского сражения в связи с развитием сюжета показаны Курагины, Пьер Безухов и Болконские. О каких-либо событий семейной жизни Ростовых здесь не говорится, но автор упоминает их, соблюдая принятый ин порядок держать их в поле зрения повествования.

В авторском сознании две половины романа – военно-историческая и гражданская – соответствуют смыслу заглавия - «Война и мир» и служат его уточнением, т.е. мир здесь опять мыслится не только как состояние, противоположное войне, но и как повседневная гражданская, невоенная жизнь людей. В сопоставлении одного и другого однако присутствуют и смысловые оттенки, говорящие о влиянии войны на мир, людей, их взгляды, чувства и поведение.

Соединение семейной хроники с событиями народной войны предтсавляет собой основной стержень развития действия в романе. В искусном переплетении двухстороннего действия автор с жизненной наблюдательностью прослеживает частные судьбы людей, выясняя, как выдерживали великое испытание и вели себя люди разных положений, взглядов и характеров, какое влияние оказывал на них ответственный исторический момент.

В соответствии с этом роман начинается с показа мира, а потом уже переходит к картинам войны. Таким образом читатель знакомится с основными героями до того, как они становятся участниками войны. А это уже влияет и на само восприятие описания войны как явление – это уже не просто война, а война с участием знакомых лиц, у которых есть своя жизнь, помыслы и стремления.

Художественные особенности. Грандиозное художественное полотно романа-эпопеи вбирает в себя самые разнообразные художе­ственные приемы и средства. Одним из всеобъемлющих становится при этом принцип контраста: он пронизывает все уровни произведе­ния, начиная с заглавия, расположения глав и заканчивая отдель­ными эпизодами и сценами. Так антинародную жизнь петербургской аристократии с ее лицемерием и фальшью Толстой противопоставля­ет народной России с ее простотой и естественностью. Система образов тоже строится по принципу контраста (Наташа Ростова — Элен Безу­хова, княжна Марья — Жюли Карагина, Андрей Болконский — Ана­толь Курагин и т.д.). Контрастны и образы исторических деятелей, находящихся в центре внимания автора — Кутузова и Наполеона, как контрастны те человеческие качества, которые связываются с каждым из них и определяют характерные особенности целой груп­пы образов («хищный» и «смирный» тип человека). По принципу контраста построены целые сцены и эпизоды: так сцена Аустерлиц­кого сражения противопоставлена Бородинской битве, прием в сало­не Шерер — именинам в доме Ростовых и т.д.

С принципом контраста соотносятся и особенности повествова­ния в романе. Оно основано на представлении об изначальном знании автором истины, высшей правды, что приводит к столкно­вению авторского знания и мучительных поисков его любимых ге­роев. Это позволяет автору с позиции высшего знания планировать и объяснять изображаемые события и характеры героев. С другой стороны, принцип непрерывности сюжетного развития приводит к тому, что часто изложение от лица автора отходит на второй план, уступая место сценическому эпизоду. В художественную ткань ро­мана включены также авторские полемические рассуждения, исто­рические справки, историко-философские отступления и т.д., имеющие отправной точкой мысль героя. Наконец, временами ав­торское «я» рассредоточивается в героях — прежде всего «любимых» писателем Пьере Безухове и Андрее Болконском, например, когда перед Бородинским сражением князь Андрей высказывает свои мысли о войне, в них явно вплетается авторский голос.

Но, безусловно, важнейшим принципом обрисовки героев явля­ется особый метод психологического анализа, названный Н.Г. Чернышевским «диалектикой души». Он состоит в том, что пи­сатель не ограничивается изображением результатов психологиче­ского анализа, его интересует сам процесс зарождения и после­дующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, что и ста­новится объектом подробного, детального воспроизведения. «Диа­лектика души» нужна Толстому для того, чтобы выявить духовные и нравственные возможности личности в их развитии, а также дать возможность воочию увидеть взаимосвязь внутренних, душевных процессов и высшего духовного источника, находящегося вне чело­века и существующего независимо от него. Такая «диалектика души» прослеживается в обрисовке всех «любимых» героев Толстого — Анд­рея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи. Вот почему на страницах романа так часто звучит внутренний моно­лог, в котором чувствуется борьба противоположных начал в душе героя: речь его становится сбивчивой, неправильной, фразы часто бывают отрывисты, эмоциональный тон повышенный, напряжен­ный. Таков, например, внутренний монолог князя Андрея, когда он лежит раненый на поле Аустерлица: раздвоенность его сознания, в котором сталкиваются прежние честолюбивые устремления и новое представление о высшей силе, дающей покой и умиротворение, воз­никает даже на уровне лексико-синтаксическом («мы бежали, кри­чали, дрались» — «высокое, бесконечное небо», «тихо, торжествен­но»). Столь большая роль внутреннего монолога в раскрытии «диа­лектики души» объясняется тем, что здесь в большей мере, чем в по­ступках и диалогах, проявляются скрытые намерения, тайны души.

Но, может быть, не меньшую роль в романе играет психологиче­ский портрет. У Толстого он динамичен, поскольку должен макси­мальное выявить связи внутреннего мира человека и его внешних проявлений. Вот почему так часто писатель фокусирует внимание на глазах — ведь это «зеркало души». Исследователи подсчитали, что в «Войне и мире» Толстой использует 85 различных оттенков выражения глаз. По числу это может сравниться только с многооб­разием оттенков улыбки, которая помогает раскрыть эмоциональ­ное состояние героя. Следует также отметить, что Толстой не дает законченного портрета героя в экспозиции, как это было принято в русском классическом романе. У него портрет рассредоточен по различным временным и пространственным пластам, поскольку он неотделим от развития характера.

Выделяют два основных типа портрета в романе, соответствую­щие двум основным типам героев. Рисуя портреты своих любимых героев, писатель использует повторяющиеся детали: блестящие глаза и большой рот Наташи, тяжелая походка и лучистые глаза княжны Марьи. Повторяясь, такие детали призваны оттенить из­менчивость характера героя, находящегося в постоянном движе­нии, развитии. Другое дело — портреты-маски: они статичны и не­изменны всегда, как неизменны и герои, которых эти портреты изображают (Элен, Анатоль, Берг, Шерер и др.). В них также встречаются повторяющиеся детали, например, роскошные плечи Элен и ее застывшая «однообразно-красивая» улыбка, но такие де­тали призваны продемонстрировать неподвижность маски, скры­вающей за внешней привлекательностью душевную пустоту и нравственное уродство. Недаром Толстой вообще не рисует глаз Элен, хотя, видимо, они тоже красивы, но они не светятся мыслью и чувством, как глаза Наташи, бесконечно разнообразные, в которых выражено все богатство ее духовного мира.

По мнению Толстого, с духовной красотой человека сочетается и его отношение к природе. Вот почему пейзаж в романе тоже стано­вится психологическим: он обращен к человеку, открывая ему красо­ту мира и оттеняя глубинный смысл происходящих событий. Не слу­чайно ни разу на лоне природы не появляются Элен, Жюли или Анна Павловна Шерер — они чужды естественной жизни и не могут воспринимать ее во всей красоте и разнообразии. Зато Наташа — это органичная часть природы, недаром именно ей может прийти в го­лову мысль о полете — то, что так поразило Андрея в случайно ус­лышанном им ночном разговоре Наташи и Сони в Отрадном.

Но часто у Толстого картины природы становятся символичны­ми, выражая некую высшую истину, открывающуюся человеку именно через природное начало. Такова картина высокого неба над полем Аустерлица, таким же символом является дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное. Природа в романе Тол­стого не только сопереживает героям, но и вносит в общее течение жизни вечное, умиротворяющее начало. Как выражение высшей нравственной истины предстает картина Бородинского поля, омы­того после кровавой битвы очистительным дождем. В картинах рус­ской природы, нарисованных в сцене охоты с бешеной скачкой по осеннему полю или в сцене беседы Андрея и Пьера на пароме под мерный шум струящейся воды, как и во многих других, выражается полнее всего то, что писатель определяет как исконно русское на­чало, «мысль народную», соединяющую в единое художественное целое грандиозное полотно романа-эпопеи «Война и мир». Как точ­но сказал о нем Тургенев, это «великое произведение великого пи­сателя, — и это подлинная Россия».

Художественные особенности «Война и мир»


На этой странице искали:

  • художественные особенности романа война и мир
  • художественные особенности война и мир
  • художественные особенности в романе война и мир
  • художественные особенности войны и мира
  • художественные особенности романа война и мир кратко

Разделы: Литература

Класс: 10

Цели урока:

  • Помочь учащимся определить основной прием построения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Развивать навык анализа эпического произведения.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • силуэт лица Л.Н. Толстого, вырезанный из белой бумаги;
  • в центр доски поместить слово «сцепление», чуть выше его (туда, где обычно пишется тема урока) прикрепить знак вопроса;
  • тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Опережающее задание к уроку:

Найти высказывания литературоведов о композиции романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ход урока

I. Целеполагание.

Кто сможет ответить на вопрос: какой прием (принцип) лежит в основе построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» на всех отдельных уровнях (тематическом уровне, уровне отдельных эпизодов, сцен, детальном уровне, образном и т. д.)?

Молчите? Ни одной руки? Молодцы! И в этом нет ничего страшного, потому что никто не ответит – ни вы, ни я. Давайте думать и размышлять вместе. Запишите тему... Хотя нет. Тему мы запишем в конце урока, сформулировав ее вместе, исходя из анализа литературного материала.

Итак, в течение урока нам предстоит ответить на вопрос: какой прием лежит в основе построения романа «Война и мир»? Чтобы хоть как-то помочь вам, хочу дать небольшую подсказку. Ключевым словом сегодняшнего урока должно стать слово «сцепление » (обратить внимание на доску).

II. Мотивация обучающихся (введение в тему урока, настрой на серьезную работу).

«Печатая произведение, на которое положено мною четыре года непрестанного труда при наилучших условиях жизни и лучший период жизни, я желал бы, чтобы читатели получили хоть малую долю того наслаждения, которое я испытывал при этой работе», - писал автор «Войны и мира».

Пожелание автора может выполнить каждый отзывчивый читатель, не ставя перед собой никаких задач изучения. Но «Война и мир», начиная с названия, ведет читателя в такие необозримые пространства, вовлекает его в такой неостановимый поток жизни, что он неизбежно становится исследователем. Есть у человечества в его великих литературах книги, которые высятся подобно величайшим вершинам Земли. Восхождение на эти высоты, где побывали уже сотни миллионов, для каждого путь непроторенный. Это испытание необходимое и желанное, тревожная и - будем верить - счастливая проверка самого себя.

III. Проверка домашнего задания.

В романе Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения. Писатель постоянно переносит действие из одного места в другое. В романе развивается множество сюжетных линий.

Давайте послушаем, что говорят известные литературоведы о композиции романа-эпопеи. Может быть, эти высказывания помогут нам приблизиться к ответу на вопрос (приводим лишь некоторые высказывания).

Уже первых читателей романа «Война и мир» поражало совершенство его композиции. Вот, например, что говорил Н.Н. Страхов: «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература. Тысячи лиц, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку, всевозможные душевные настроения, от ощущений вора, укравшего червонцы у своего товарища, до высочайших движений героизма и дум внутреннего просветления - все есть в этой книге. А между тем ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешает другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все разделено и все гармонирует между собою и с целым. Подобного чуда в искусстве, притом чуда, достигнутого самыми простыми средствами, еще не бывало на свете». (Н.Н. Страхов. «Война и мир». Сочинение гр. Л.Н. Толстого. 1869).

«Непрерывность сюжетного развития, фабульного потока – основной принцип композиции «Войны и мира». Повествовательная форма скрепляет все эпизоды, цементирует всю композицию. Это – фундамент, на котором строится все произведение». (А.А. Сабуров. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959).

«Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа действие в «Войне и мире» очень несосредоточено и несобрано. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях». (С. Бочаров. Роман Л. Толстого «Война и мир». 1978).

«Конечно, же, это не фреска, и если уж придерживаться сравнений из одного ряда, «Война и мир» – скорее мозаика, в которой каждый камушек сверкает сам по себе и включен в блеск целостной композиции». (П. Вайль, А. Генис. Родная речь. 1995).

Как видим, во всех исследованиях, посвященных «Войне и миру» обращается внимание на сложность и одновременно стройность композиции. А в одном из прочитанных ребятами отрывков из критических работ промелькнуло наше слово - подсказка " сцепление ". Давайте и мы попытаемся хоть немного приоткрыть и войти в тайны толстовской стилистики.

IV. Анализ литературного материала.

Первая учебная ситуация.

В первых главах Толстой, казалось бы, спокойно и неторопливо описывает светский вечер, не имеющий прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь – незаметно для нас – завязываются все «нити», сюжетные линии (СЛ).

Определите эти линии, темы – их тут около десятка. Размышляя о них, мы сможем увидеть одну из уже названных композиционных основ романа – то, что Толстой называл «сцеплением». (Ответы учащиеся схематично оформляют в тетрадях, оставив место для записи темы и оформления схемы «сцеплений»).

Приводим возможные ответы учащихся.

Пьер впервые «почти испуганными, восторженными глазами» смотрит на красавицу Элен, «когда она проходила мимо его».

СЛ: Пьер – Элен

Сюда приезжает Анна Михайловна Друбецкая, чтобы пристроить своего сына на теплое местечко в гвардии. «Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну».

СЛ: Борис Друбецкой, карьеризм в армии, «истинные» и «ложные» воины

Здесь Пьер делает одну неучтивость за другой и, уходя, собирается надеть, вместо своей шляпы, треуголку генерала. «... он (Пьер), как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан...

– Ну, что же, ты, решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

– Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».

СЛ: Пьер и поиски места в жизни

Здесь становится ясно, что князь Андрей не любит свою жену и не знал еще настоящей любви, - она может прийти к нему в свой час, много позже, когда он встретит и оценит Наташу. «Ему видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших же ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее».

СЛ: Князь Андрей и обретение смысла жизни

Здесь решают женить Анатоля на княжне Марье. «Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля,... у меня есть одна petita personne, которая очень несчастлива с отцом, девушка... наша родственница, княжна Болконская. – Князь Василий не отвечая, хотя с свойственной светским людям быстротой соображения и памятью движением головы показал, что он принял к соображенью это сведенье».

СЛ: Болконские и Курагины

«... Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас. Россия одна должна быть спасительницей Европы».

«Основная тема романа - " мысль народная», Россия - освободительница.

«... я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастье жизни». (Анна Павловна Шерер).

Тема счастья в жизни человека.

«Вы знаете, мой муж покидает меня... Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война».

Тема войны как античеловеческого явления, продолжение и развитие темы, заявленной в «Севастопольских рассказах» и т. д.

А теперь прочитайте заключительную фразу IV главы I части I тома. («…когда и где кто увидится…») .

Посмотрите, как это связано с нашим ключевым словом. Темы, идеи, сюжетные линии, заявленные буквально в первых строках романа, будут развиваться, пересекаться, раскрываться в дальнейшем. Значит, мы с вами можем сделать вывод, что сцепление происходит, как показывают приведенные вами примеры, на нескольких уровнях. Каких? (тематическом уровне, уровне героев). Давайте заполним нашу схему (на доске учитель, дети в тетрадях).

Но ведь в произведении есть и другие уровни. Можно ли там обнаружить «сцепления»? Давайте искать ответ вместе.

Вторая учебная ситуация.

Класс делится на три группы и выполняет одно из предложенных ниже заданий.

  1. Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (глава VI) развлечений петербургской «золотой» молодежи. В чем состоит смысл описания молодежи? (Это «салонная чопорность» навыворот. Это описание дополняет характеристику светского общества ).
  2. Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием) с эпизодом «Именины у Ростовых» (гл. XIV-XVII, ч. I, т. I). В чем противоположна атмосфера в доме Ростовых атмосфере салона А.П. Шерер? В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой молодежи»?
  3. Эпизод «Салон А.П. Шерер» и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплен с последними главами первой части, рисующими семейное гнездо Болконских (гл. XXII-XXV). Попробуйте установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне А.П. Шерер, а в чем – в доме Ростовых?

(Для того чтобы сэкономить время на уроке, эти задания можно дать как опережающие. Независимо от того, когда предлагается задание – урок, домашнее задание – полезно рекомендовать ребятам следующий план анализа эпизодов, напомнив при этом, что Л.Н. Толстой писатель-психолог, мастер художественной детали, для которого важны малейший жест, наклон или поворот головы, сияние глаз и т. д.:

а) портретная характеристика, героев эпизода (детали внешности, одежды);
б) взаимоотношения героев друг с другом в анализируемом эпизоде;
в) поведение, жесты, чувства, мимика, настроение героев, изменчивость, статичность.

В целом, ответы учащихся при ответе на 2 и 3 вопросы сводились к следующему: эти эпизоды «сцеплены» по принципу контраста. Семьи Болконских и Ростовых - это настоящие, естественные герои, гости А.П. Шерер и она сама – это маски, марионетки, все у этих «людей» искусственно.

«Настоящая жизнь» семьи Ростовых неразрывно связана с Домом, усадьбой. Неслучайно так подробно описан каждодневный быт Ростовых в московском доме, а Болконских – в имении Лысые Горы. Искусственная же жизнь «сливок общества» протекает в петербургских салонах. У посетителей этих салонов отсутствует семейная жизнь, налицо лишь ее имитация.

Семья Ростовых – идеальное гармоничное целое. Любовь связывает всех членов семьи (диссонансом является холодная Вера). Она проявляется не в сентиментальной экзальтации чувств, а в чуткости, внимании, сердечной близости («Зорко одно лишь сердце». Экзюпери). У Ростовых все искренне, идет от души. Сцена именин в московском доме Ростовых. В этот момент ощущается душевное согласие, царящее в доме героев. Любовь порождает доверие. Родители воспитывают своих детей, отдавая им всю свою любовь. Они могут понять, простить и помочь. И дети отвечают родителям тем же. Ростовы – простые. Жизнь сердца, мудрая интуиция, отсутствие умствования, честность и порядочность определяют их взаимоотношения и поведение.

В отличие от них Болконские – гордые. Это аристократы в лучшем смысле. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Николай Андреевич, считающий, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум», неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет «развить в дочери обе добродетели», давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Княжна Марья боится отца. Однако внутренне эти люди очень близки друг к другу. Отличительная черта Болконских – высокая духовность, «гордость и прямая честь». Жизнь старого князя – непрерывная деятельность (писание мемуаров, работа на станке, управление имением, воспитание детей). У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести (Свои мысли, рассуждения ребята подтверждают примерами из текста).

Мы рассмотрели только некоторые «сцепления» эпизодов, которые можно обнаружить в I части романа. В романе же в целом эти сценические эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений, в котором и состоит сущность искусства», по мнению Л. Н. Толстого. Попробуем убедиться в этом, прочитав две сцены: «Сцену охоты» (гл. III-VII, ч. IV, т. II) и «Сцену атаки эскадрона Николая Ростова» (гл. XV, ч. I, т. III).

Чтение глав. Обсуждение.

Что объединяет, «сцепляет» эти две сцены?

(Казалось бы, сцена охоты не имеет никакого отношения к основной теме «Войны и мира». Однако именно здесь раскрыта психология человека на войне, когда он преследует врага (в эпизоде атаки эскадрона Николая Ростова Толстой не станет рассказывать о переживаниях Николая, заметив как бы мимоходом: «было то же, что на охоте»), и одновременно психология раненого зверя, с которым затем прямо сопоставляется поведение наполеоновского войска после Бородина) .

– Таким образом, на каком уровне происходит еще «сцепление»? В чем смысл таких «сцеплений»?

(«Сцепление» происходит на уровне эпизодов. Такое «сцепление» позволяет дать полную характеристику одного эпизода через сцепление с другим; расширить представление об одних героях в сопоставлении с другими; отсылать читателей к уже произошедшим событиям и проводить аналогию).

Продолжаем заполнение схемы.

Третья учебная ситуация.

Итак, нам осталось рассмотреть последний уровень, на котором осуществляется сцепление, – это уровень детали. Найдите и прочитайте описание внешности Андрея Болконского, Наполеона и Сперанского.

Князь Андрей: «Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет князь Андрей и потирая маленькие белые ручки» (гл. V, т. I).

Наполеон: «Наполеон, отчеканивая каждый слог с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывал ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат... Бонапарте между тем стал снимать перчатку с белой маленькой руки...» (гл. XXI, ч. II, т. II).

Сперанский: «Князь Андрей наблюдал все движения Сперанского, этого человека недавно ничтожного семинариста, а теперь в руках своих - этих белых, пухлых руках – имевшего судьбу России, как думал Болконский» (гл. V, ч. III, т. II). «Все было так, все было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей...» (гл. VI, ч. III, т. II).

Что общего в описаниях этих трех, казалось бы, разных героев? (Их объединяет одна деталь – «маленькая, белая рука» ).

О чем говорит эта, на первый взгляд, незначительная деталь? (С помощью этой детали Толстой внутренне сближает этих трех героев: они честолюбивы, стремятся к власти, испытывают презрение к людям и т. д. )

Таким образом, наша схема «сцеплений» выглядит следующим образом.

V. Подведение итогов.

Никакое исследование не обходится без выводов, подведем и мы некоторые итоги. Итак, как вы поняли, что такое сцепление? (Сцепление – это внутренняя связь отдельных эпизодов, героев, тем, деталей ).

Посмотрите на схему и записи, сделанные в процессе урока, и попытайтесь ответить на вопрос: каковы функции «сцепления»? («Война и мир» – это бесконечные сцепления. «Сцепление» – это основной композиционный прием построения романа-эпопеи. Анализируя форму, мы приближаемся к содержанию. «Сцепления» дополняют характеристики героев, событий... ).

Таким образом, идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера «Войны и мира» становится вполне ясен лишь в их композиционных сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. (Выводы учеников и учителя рекомендуем записать).

Аукцион названий.

У нас с вами осталось невыполненным одно задание. Посмотрите на висящий вопрос. У каждого урока должно быть название, а у нас его нет. Давайте устроим аукцион названий урока. Итак, ваши лоты - названия.

Были предложены следующие варианты:

«Сцепление», «Сцепление как основной прием построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир», «Бесконечный лабиринт сцеплений» и др.

В конце концов, решили назвать урок словами автора романа-эпопеи Л.Н. Толстого: «Бесконечный лабиринт сцеплений».

VI. Домашнее задание.

Привести примеры сцеплений любого уровня:

1 уровень – оценка «4»: привести примеры «сцеплений» образа неба, объяснить их смысл.

2 уровень – оценка «5»: самостоятельно найти примеры «сцеплений» и объяснить их функции.

Этот урок может быть проведен как вступительный перед изучением романа (тогда необходимо дать опережающие задания) или как обобщающий урок после изучения романа, тогда домашнее задание можно засчитать как зачетное.