Игры для начальной школы. Игра "найди себе друга" Игровое задание «Чертежники»

В детском возрасте есть время, которое дети проводят без участия взрослых - это общение со сверстниками. От того сколько времени уделяется для общения, зависит внутреннее и эмоциональное развитие ребенка, отношение с другими людьми, собственная самооценка. Ребёнок до семи лет, не может обойтись без детей своего возраста, но и без взрослых общение не всегда складывается успешно. Дошкольника надо побуждать выражать свои чувства, эмоции, желания, восприятия, помогая находить выход из тяжелой и трудной ситуации, испытывать сочувствие к другому, помогая и уча отличать ребенка хорошее от плохого поведения.

"Назови своё имя"
Для чего: игра помогает познакомить детей, наладить отношение, привыкнуть к обществу и группе.
Условия игры: Игра проходит по кругу, ребенок называет свое имя и рассказывает что-то о себе, затем это повторяет каждый участник. Игра помогает познакомить всех детей в группе.

"Мячик"
Для чего: игра помогает запомнить имена детей, наладить общение в группе.
Условия игры: Участник первый от ведущего произносит свое имя. Второй повторяет имя предыдущего, а так же произносит свое имя. Все повторяется по кругу. Заканчивает игру первый участник, называя имена всей группы.

"Ласковый игрок"
Для чего: развивающая игра, помогает запоминать имена детей, улучшить общение с каждым игроком.
Условия игры: Как приятно или ласково вас зовут близкие? Используя мяч, называй одно или несколько таких названий, кидая мяч любому игроку. Запомнив при этом того кто бросил его. Когда все назовут имена, мяч отправляется в другую сторону. А теперь бросаем мяч тому, кто бросил его первым вам, вспоминая его красивое имя и произнося его.

"Говорим привет"
Для чего: игра развивает кругозор ребенка, помогает улучшить общение.
Условия игры: Ведущий говорит о методах приветствия, при этом используя шутки и необычные приветствия. Потом каждый игрок приветствует другого прикоснувшись рукой, ухом, носом, щекой, при этом выдумав необычное своё приветствие, и поздороваться. Все повторяют по очереди.

"Ванька встань-ка"
Для чего: игра улучшает общение, помогает развить внимание и наблюдательность.
Условия игры:
Ведущий говорит: "Встаньте детки..."
- кто любит бегать по лужам;
-кто любит дарить цветочки;
-кто любит кушать конфетки;
-кто любит своего братика;
-кто любит прыгать и скакать на скакалке и др. Ведущим может быть любой игрок. Затем ведущий спрашивает у детей, кто же самый внимательный: кто у нас любит прыгать и скакать? Все по очереди детки отвечают. Потом вопросы усложняем: Кто в нашей группе любить дарить цветы, и любит конфеты и каждый игрок по очереди отвечает, а если не может вспомнить, ему помогает следующий игрок, и так по очереди.

"Покажи телом свое имя" (для детей с 6 лет)
Для чего: игра улучшает общение детей в группе, объединяя группу, помогая выражать детям свои эмоции.
Условия игры: Все садятся в круг. По очереди дети делают телодвижения, говорящие о их имени. Игра интереснее если просить повторять имя и телодвижение. Игра увлекательная.

"Скажи как тебя зовут любимой игрушкой" (для детей с 5 лет)
Для чего: игра снимает нервное напряжение, помогая расслабится, убирая все преграды в общении.
Что нужно: две игрушки ростом с игрока.
Условия игры: Игрок с помощью игрушки представляет себя, рассказывая о себе, описывает себя. Игроки и ведущий задают вопросы: Что ты любишь? Почему? Во что играешь? Что любишь кушать? Твоя мечта? И так по кругу, все знакомятся друг с другом.

"Переход"
Для чего: развивающая игра, обращает внимание ребенка на внешний вид, какие отличия есть у детей.
Условия игры: 1) Ведущий просит посмотреть на волосы игроков:"У вас волосы все разного цвета. Поменяйтесь местами так чтобы справа сидел светловолосый, следующий потемнее, за ним еще темнее. Если дети не могут справится, помогает взрослый. 2)Все тоже самое, только с цветом глаз, светлее, темнее. Игра продолжается переходом к следующему игроку.

"Опиши игрока"
Для чего: эта игра учит описанию, наблюдательности, увеличивая словарный запас ребенка.
Условия игры: Участники разбиваются на пары, стоя спиной друг к другу, и начинают описывать своего партнера вспоминая какого цвета его волосы, цвет одежды, цвет прически. Затем описание сравнивают и подводят итог о точности и полноте совпадений, так дети лучше узнают друг друга, пополняя словарный запас.

"Что поменялось?"
Для чего: игра учит наблюдательности, развивает внимание, улучшает общение в группе.
Условия игры: Каждый игрок по очереди выходит из комнаты. В это время другие игроки меняют в группе детям прическу или что-то в одежде, например завязав бантик, развязать шнурки или пересаживается на другое место, любые два или три изменения. Задача того кто вышел заметить эти изменения в группе и в точности их описать. Все изменения должны быть яркими, чтобы ребенок мог их заметить. Играют все по кругу.

"Опиши настроение"
Для чего: игра помогает описать настроение, узнавая настроение и эмоции друзей.
Условия игры: Участникам предлагается описать свое настроение: рисуя его определенным цветом, животным, показать движением, чтобы другие смогли описать его настроение словами. И так игра продолжается по кругу, другие пытаются узнать и описать настроение игрока.

"Угадай чувство"
Для чего: игра учит выражать эмоции не-вебральным способом.
Условия игры: Участник передает по цепочке от одного к другому определенное чувство жестами, прикосновениями, мимикой. После прохождения круга, обсудите что за чувство было загадано. Потом следующий игрок начинает заново эту цепочку, повторяя жесты. Взрослые могут помочь выбрать чувство ребенку, подсказывая на ухо.

"Эмоции в цвете"
Для чего: игра улучшает воображение, выражая в движениях свои эмоции.
Условия игры: Участник по сигналу закрывает глаза, все остальные выбирают цвет. Когда участник откроет глаза, все поведением, показывают этот цвет, не произнося его, водящий должен угадать цвет. Разделяясь на две команды: одни изображают цвет, другие угадывают его.

"Шёпот"
Для чего: игра помогает развить невербальное общение, учит понимать друг друга.
Условия игры: Все садятся в круг. Главное - сказать фразу невербально, которую ведущий шепнул на ухо. Каждый выполняет задание без слов. Остальные угадывают фразу. Цель угадать предложение сказанное ведущим.

"Пиктограмма"
Для чего: игра помогает улучшить эмоциональное состояние детей, развивая мимику каждого участника.
Условия игры: Каждому участнику дается пиктограмма или картинка с эмоцией. Рисунок разрезают на несколько частей. Цель участников как можно быстрее собрать картинку. А потом можно изобразить мимику, которая нарисована на пиктограмме.

"Подарочек"
Для чего: игра развивает интеллект и помогает в описании предметов.
Условия игры: выбрать одного участника, который становиться "именинником", все остальные по очереди дарят ему подарки, передовая подарки необычными, своими движениями и выражая это лицом, мимикой. Получается интересная игра, все по очереди, затем меняется именинник. Все участники должны побывать именинником.

"Игра рук"
Для чего: эта игра развивает, помогая в выражении чувств, а также помогает понять и ощутить прикосновение другого.
Условия игры: игра проводится в парах, с закрытыми глазами, игроки садятся друг напротив друга, на расстоянии метра. Ведущий дает детям время, примерно две три минуты, говоря:
- Закрыть глазки, вытянуть ручки, познакомьтесь детки друг с другом только ручками. Попробуйте лучше узнать своего друга. Опустите ручки.
- Опять вытянули ручки вперед, найдите ручки своего друга. Теперь происходит ссора рук. Покажите это. Опустите свои ручки.
- Ручки снова ищут друг друга, но теперь они мирятся и просят прощения, дети все это повторяют. Теперь ручки друзья, они дружат, покажите это. Дети все это показывают.
После спросить детей: какие чувства они испытывали во время игры, что им понравилось, а что нет? Дети смогут выразить свои мысли, высказаться.

"Передать улыбку"
Для чего: игра в группе, развивает общение и дружелюбие, обучает и помогает выражать свои эмоции детям.
Условия игры: все участники игры берутся за руки, затем один пожимает руку и улыбается следующему игроку. Тем самым передавая улыбку следующему игроку. Другой повторяет, но своим способом выражая улыбку, игра идет по кругу. В конце все улыбаются и веселятся.

"Сижу я на камушке"
Для чего: игра учит оказывать помощь другому, учит сочувствию к ближнему, развивает симпатию у детей.
Условия игры: Все участники встают в круг и поют песенку, а один игрок садится в круг на корточки, укрывая свою голову платком. И тоже поет такую песенку:
- Ох бедный, бедненький, сижу я на камушке,
- Ох бедный, бедненький, сижу на горючем,
- А кто ж меня очень любит?
- А кто ж меня сменит?
- Меня сменит, переменит?
- Да еще и приголубит?
После песни, любой из участников подходит и гладит по голове того кто сидит в кругу, говоря ему приятные и нежные слова, утешая и успокаивая его. Потом он сам садится в круг и тоже покрывает свою голову платком, повторяя слова, которые говорил его предыдущий горюющий. Все так же продолжают петь песню. Его утешает следующий участник, выражая сочувствие своими словами, своими объятиями. И так все по кругу.

"Всплеск эмоций"
Для чего: игра помогает оценить ситуацию и поведение игроков.
Условия игры: ведущий читает детям интересный рассказ. Игрокам заранее выдаются маленькие картинки с изображением лиц с эмоциями. При чтении рассказа, ребенок выбирает картинки с подходящими эмоциями, приближенными к герою рассказа. После чтения каждый из детей объясняет какие эмоции были у героя, какие преобладали. Что это означает, был он грустен или проявлял радость. Играть можно по отдельности или группами. Текст рассказа выбрать не большой, но с описанием эмоций, которые понятны детям.

"Помощь в общении"
Для чего: игра помогает научиться общению.
Условия игры: игроки разбиваются по парам, и общаются диалогом, выбирая интересные и подходящие темы: "мой любимый цвет", "любимое животное", "самый прекрасный день недели" и т. д. В начале дети сидят лицом друг к другу, затем один сидит на стуле, а другой стоит около стула (обмен местами), затем они садятся спиной друг к другу спиной и продолжают разговор. В конце у игроков спрашивают: что больше всего понравилось вам в общении и почему?

"Игра звуков"
Для чего: помогает детям понимать, чувствовать, развивая восприятие улавливать на слух.
Условия игры: ведущий объясняет, что такое интонация. Дети по очереди повторяют эти чувства. С разной интонацией (радость, зло, грусть, задумчивость, обида). Можно провести игру в виде рассказа участниками, и обсудить разговор героями сказки.

"Урок рисования"
Для чего: развивает воображение детей.
Условия игры: Игрокам дать задание нарисовать доброе любимое животное, называя его ласковым словом, воплощая необычным средством понимания. Включить тихую, медленную мелодию, использовать краски или мелки, фломастеры. Потом попросить всех выбрать самое доброе животное. Выбирают победителя - дети из другой группы. Победителю выдать приз - медаль с изображением смайлика.

Информация из книги Л. В. Чернецкой "Развитие коммуникативных способностей у дошкольников"

Упражнение «День рождения друга»

Педагог предлагает представить детям, что они приглашены на день рождения к своему товарищу. Он так долго ждал этого радостного дня и с волнением ожидает прихода гостей. Выбирается один ребенок на роль именинника, все остальные гости. Перед началом игры каждому ребенку, исполняющему роль гостя предлагается продумать слова поздравления и пожелания своему товарищу.

Если дети затрудняются в высказывании пожеланий, то данную игру можно превратить в тренинг, в котором можно предусмотреть репетицию поздравления именинника, дав детям образцы:

«Желаю тебе здоровья, радости»

«Пусть в день твоего рождения исполнятся твои мечты»

«Пусть у тебя будет всегда много друзей»

Проблемная ситуация

«Что можно подарить другу в день его рождения?»

Цель: Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику

Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким. Учит замечать их переживания и ожидания

Совместное обсуждение проблемы, после которой педагог подводит детей к выводу: дорог не подарок, а внимание

Игра «Подарки друг другу»

Цель: Развивать потребность в проявлении гуманных чувств к сверстнику

Побуждать детей быть внимательными к сверстникам и близким. Учит замечать их переживания и ожидания

В этой игре ребенок должен выбрать того, кому он хочет сделать подарок, и подумать, что именно он подарит.


Правило игры: подарок можно делать тому, кому еще никто ничего не подарил.

Выбирая привлекательный предмет (косынки, ленты, значки, игрушки) ребенок должен обязательно подумать о том, кому он будет дарить, а значит представить, что этот человек любит и что ему может понравиться.

Выбрав подарок, ребенок со следующими словами подходит к сверстнику:

Я принес тебе подарок

Если нравится, возьми,

Всем ребятам покажи

И со мною попляши.

«Оля девочка добрая, но стеснительная. Дети не замечают просто, как она пытается к ним обратиться с просьбой поиграть, поговорить, но так и не решается. Чаще всего она стоит в сторонке и смотрит, как велело играют ее сверстники»

Что чувствует девочка, когда видит играющих сверстников?

Как можно помочь Оле?

«Дети старшей группы одеваются на прогулку. Наташа торопится успеть одеться вместе с детьми, но у нее никак не застегивается верхняя пуговица пальто. К ней подошел Петя и сказал ….»

Что сказал Петя? Почему?

Ответы детей выслушиваются, выбирается модель желаемого поведения (мальчик предлагает девочке свою помощь) и обыгрывается.

Варианты проблемных ситуаций для обсуждения с детьми

«Дети играют во дворе. Мимо Толи пробежал Денис и нечаянно толкнул его. Толя упал прямо в лужу. Тогда Денис….».

Что сказал или сделал Денис? Почему?

Ответы детей выслушиваются и выбирается модель желаемого поведения (мальчик извинился и оказал Толе помощь)

«Коля построил замок из песка. И все им любовались. Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку

«В нашей группе есть мальчик, у которого очень часто бывает плохое настроение. Глаза у него очень печальные, грустные. Ему одиноко и обидно, что с ним никто не хочет играть».

Что нужно сделать, чтобы всем было весело и все дружили?

Что бы вы посоветовали мальчику?

Варианты проблемных ситуаций для обсуждения с детьми

«Оле на день рождения мама подарила красисую куклу. Оля ее принесла в детский сад. Увидев у Оли новую куклу, к ней подошли ее подружки Света и Таня. Света сказала: «Оля, дай нам поиграть твоей куклой» Тогда Света ответила…»

Что ответила Света? Почему?

Ответы детей выслушиваются воспитателем, выбирается модель желаемого поведения (девочка дает своим подругам поиграть с куклой) и обыгрывается. По окончании упражнения детям предлагается высказаться по поводу того, что они чувствовали, выполняя роли разных по характеру детей.

На занятии по рисованию Дима справился с заданием самый первый и любовался своим рисунком. Это заметил воспитатель и похвалил его. Услышав похвалу в адрес своего товарища, Коля громко произнес: «У него плохо получился дом!» .Дима расстроился, ведь он так старался».

Можно ли Колю назвать настоящим товарищем?

Что чувствовал Дима, когда услышал похвалу в свой адрес?

Изменилось ли его состояние, когда Коля произнес: «У него плохо получился дом!» Почему?

Как бы вы поступил на месте Коли?

«Назови соседа ласково по имени».

Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Славик!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Танюша!» («Добрый день, Ванюша!», «Добрый вечер, Анечка!»).


Игра "Найди друга"

Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.

Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Игра "Мои друзья"

Ведущий предлагает нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей, как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему нарисованы именно в таком виде?

Игра "Круг знакомств"

"Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приговаривая "чух - чух - чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик", в ответ называет свое имя и становится новым "паровозиком", а первый "паровозик" - его "вагоном". Новый "паровозик" вместе с "вагоном" продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя и имя своего "вагона". Игра продолжается до тех пор, пока в "паровозик" не будут включены все дети. Если "паровозик" ломается, т. е. кто-то из детей забывает имя своего "вагончика", то игру лучше начать сначала".

Игра "Пропой свое имя"

Инструкция: "Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас "споет" свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети".

«Проигрывание ситуаций»

Для детей будет интересным и полезным разыграть различные ситуации. Это могут быть ситуации из реальной жизни, например, конфликт, возникший в игре, или предложенные взрослым, но тоже близкие к реальным, например:

«Ты поссорился с другом, теперь хочешь помириться»

«Ты принес в детский сад апельсин, а у твоего друга сегодня нет ничего вкусного»

Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Познакомься с ребятами» т. п.

Эти упражнения способствуют развитию сплоченности группы, организации совместных действий. Развивают чувство общности, способствую установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формируют внимательное и бережное отношение друг к другу.

Упражнение "Поводырь"

Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства т ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями.

Это упражнение Развивает чувство ответственности за другого человека, доврительного отношения друг к другу

Это упражнение предусматривает совместное рисование детей на большом листе бумаги. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. взрослый также может участвовать в общем рисовании.

Это упражнение дает возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности, помогает увидеть, какое место занимает ребенок в группе.

«Порви круг»

Эта подвижна игра способствует большей включенности детей в группу.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.

Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывные цепи» Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Одна команда вызывает участника другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет – сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.

«Приветствие»

Ведущий поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые вверх ладоши с ладошками ребенка, приговаривая 6» Здравствуй,….(имя)». Ребенок отвечает:»Здравствуйте (здравствуй) …(имя ведущего). Так ведущий проходит по всему детскому кругу.

«С кем я дружил летом»

Ведущий просит ребят вспомнить и рассказать о том, с кем и как они подружились летом.

Работа со сказкой «Незабудка не смогла подружиться» ()

Текст сказки см. «Тропинка к своему Я» стр.125

«Волшебник»

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плачи.Затем одному из них завязывают глаза и переводят на другое место в кругу. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плачи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.

«Помоги другу, или самая дружная пара»

Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку из пары необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы не одна игрушка не была сбита.

«Пересядьте все, кто…»

Ведущий говорит, что мы все очень разные и в тоже время чем-то друг на друга похожи. предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «пересядьте все, кто любит мороженое, ….плавать в реке,….ложиться спать вовремя,…убирать игрушки и. т.п. Дети сначала просо играют, а затем делают вывод, что действительно, у них много общего

«Маша –настоящий друг, потому, что..»

В центр круга выходит один ребенок. Ему необходимо пригласить в круг своего настоящего друга из группы и закончить предложение : «(Имя)- настоящий друг, потому, что…» Далее в круг приглашается другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока своих друзей в круг не пригласят все дети.

«Я хочу с тобой подружиться»

Выбирается водящий, который произносит слова «Я хочу подружиться с…..» А дальше описывает внешность одного из детей. Ребенку нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему, пожать руку. далее водит он.

«Сердитый мальчик - веселая девочка»

Ведущий на ушко дает детям по очереди задание изобразить сердитого мальчика, веселую девочку, обиженного мальчика, пугливую. девочку и. т.п. Остальные дети обсуждают, хочется ли им иметь такого друга и почему.

«Коровы, собаки, кошки»

Дети делятся на три группы, каждая из которых становится каким –либо животным. затем дети расходятся по группе на несколько минут (можно с завязанными глазами), разговаривая на языке этого животного ходят по группе. после этого, по команде ведущего они начинают, прислушиваясь к мычанию, лаянью и мяуканью, искать своих «родственников» «говорящих на том же языке.

«Как волк дружить научился»

Ведущий рассказывает сказку, а дети по ходу рассказа ее инсценируют.

«Жил –был злой волк. Он всех кусал, игрушки отнимал. Нравилось ему быть злым. То обругает кого-то, то толкнет и убежит. надоело это зверям. Хотели они его побить, но мудрый орел сказал: «Давайте лучше уйдем от волка» .Ушли звери. Волк сначала обрадовался, а потом загрустил, заскучал. Стал он звать зверей: «Идите ко мне, не буду кусаться, ругаться, драться, а только защищать всех буду». Поверили звери волку и вернулись. Только лиса все равно говорила: «Плохой волк, плохой волк. А туту как раз охотники в лес пришли за лисой охотиться. А волк их отогнал. И тогда лиса, и все звери как закричат: « Какой волк смелый, какой волк хороший!».

«Грустная Маша»

Ведущий говорит о том, что у детей в жизни бываю и веселые и грустные ситуации. предлагает поговорить сегодня о грустных ситуациях и вспомнить некоторые из них. затем ведущий выбирает ребенка, который придумывал самые яркие ситуации, на роль грустной Маши. Грустная Маша садится на стульчик перед группой детей, делает грустное выражение лица. Дети по-очереди подходят к ней и пытаются утешить ее. ведущий помогает детям, предлагая различные способы воздействия: сказать добрые слова, погладить, позвать поиграть, рассмешить. Когда Маша улыбнется, она возвращается в круг. ЕЕ место занимает тот, кому удалось заставить ее улыбнуться.

"Добрые волшебники". Дети садятся в круг, воспитатель рассказывает сказку. "В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. Все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать". Воспитатель просит помочь ему: "Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами". Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

"Волшебные очки". Воспитатель объявляет: "Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. "А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали".

Для преодоления отчужденной позиции в отношении со сверстниками проводятся игры, в которых дети говорят ласковые слова, учатся видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараются сделать друг другу приятное. Это помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив в общении со сверстниками.

"Комплименты". Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за что-нибудь, желают что-нибудь хорошее.

"Подарки". Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки, которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник. "Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет", - предлагает воспитатель. Дети подходят к тем, кому хотят сделать подарок. Звучат слова благодарности.

"Конкурс хвастунов". Дети садятся в круг, воспитатель объявляет: "Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств". Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него хорошие черты.

Придумывать игры – занятие не менее увлекательное, чем играть в них. И если создавалась игра без увлечения, то и играть в нее придется так же. Это относится и к взрослым, и к детям, которые, правда, все реже изобретают новые игры, предпочитая готовый «ассортимент», предоставляемый игровой индустрией взрослых. В итоге из игры выпадает главное – авторская позиция. Что касается взрослых, то их сегодня приходится учить не только создавать игры – просто играть. Исследования показывают, что играть в массе не умеют не только родители, но и воспитатели. Не умеют и не хотят, не видя в этом смысла. Вернуть этот смысл (который был очевиден для большинства наших мам и пап, не говоря уже о бабушках и дедушках!) можно через ворота творчества – творение игры. Для взрослых это – не только увлекательное занятие, но и серьезная педагогическая задача. От этого, впрочем, не менее увлекающая

Создание авторской игры – дело серьезное и в то же время очень увлекательное. Мы разработали своеобразный алгоритм создания игры, благодаря которому в нашем детском саду появились свои собственные игры для детей и их родителей.

Последовательность работы была следующей:

  • анализ возрастных задач;
  • определение проблем, которые испытывают большинство детей при освоении общеобразовательной программы;
  • выявление их интересов;
  • определение темы игры;
  • изучение материалов по проблеме;
  • выбор и конкретизация задач;
  • разработка заданий, правил и описания игры;
  • разработка макета и создание игры, обучение игре родителей и детей;
  • использование и создание новых вариантов.

Определить тему игры можно двумя способами:

  1. Исходя из выявленных проблем у большинства воспитанников группы ДОУ
  2. Исходя из интересов, предпочтений воспитанников

Мы разработали игры «Найди друзей» (помогает освоить общеобразовательную программу) и «Юный конструктор» (дети очень любят конструировать). Игры также помогают развивать речь (в детском саду работают группы для детей с общим недоразвитием речи). Изначально предполагалось, что играть с детьми будут родители, поэтому были организованы семейные консультации. Однако оказалось, что не только родители, но и педагоги детского сада оценили новые игры и включили их в свою работу. Ну а дети старшего возраста играют в них самостоятельно.

Игры в детском саду: НАЙДИ ДРУЗЕЙ

Материалы:

  • игровое двухстороннее поле из картона размером 42×30 см, разделенное на квадраты 5×5 см, в которых изображены различные предметы окружающего мира и объекты природы (посуда, бытовая техника, мебель, растения, насекомые и др.);
  • два комплекта кубиков (зеленые и красные), на гранях которых схематично изображены 18 признаков этих предметов и объектов (форма, цвет, величина и другие), при этом признаки на кубиках зеленого цвета дублируют те, которые изображены на кубиках красного цвета;
  • карточки-запреты в виде перечеркнутых квадратов 5×5 см белого цвета;
  • медали «Знайки» (любые поощрительные флаеры).

Условия игры

Для успешной игры необходимо научить детей «читать» схемы признаков объектов. Признак может быть определен как по отношению к объекту в целом, так и к его частям. Например, в игре выпадает грань с признаком «материал». Игрок находит на игровом поле два объекта, которые могли бы быть «друзьями» по данному признаку, и объясняет: «Куртка и дверь – “друзья”, потому что ручка у двери металлическая (часть) и молния на куртке – тоже».

Вариант № 1 (возраст 3–7 лет)

Материалы:

  • комплект кубиков зеленого цвета,
  • медали «Знайки»,
  • игровое поле.

Ведущий бросает кубик, называет признак, изображенный на верхней грани, и дает задание: «Найди два предмета на игровом поле, которые могут быть “друзьями”, и объясни, почему ты так думаешь». (Игрок находит два предмета со сходными признаками.)

В случае выпадения признака «Форма» ответы могут звучать так: «Шар и мяч – “друзья”, потому что они круглые»; «Стол и картина – “друзья”, так как столешница у стола и рама картины – прямоугольной формы»; «Пирамидка и ель – “друзья”, так они похожи на треугольник».

В случае выпадения признака «Размер» рекомендуется сравнивать объекты (или части их) по высоте, длине, ширине. За каждый правильный ответ игроки получают медали «Знайки». Тот, кто не нашел «друзей» по данному признаку, пропускает ход. Победителем становится тот, кто набрал наибольшее количество «Знаек».

Вариант № 2 (возраст 5–7 лет)

В игру вводятся карточки-запреты. По ходу игры ведущий закрывает знаком изображения выбранных детьми объектов. В этом случае варианты выбора ограничены. Если количество объектов сократилось до 4–6 и игроки не могут выделить их сходные признаки, можно предложить детям объединить объекты по любому признаку.

Вариант № 3 (возраст 4–7 лет)

В игре используются оба комплекта кубиков (красного и зеленого цветов), игровое поле, медали «Знайки».

Ведущий одновременно бросает по одному кубику из каждого комплекта (один зеленый и один красный). Взрослый или ребенок «читает» схемы на верхних гранях кубиков и дает задание: «Найди на игровом поле два предмета, которые могут быть “друзьями” по двум признакам, и объясни свой выбор».

Например, если выпали признаки «Форма» и «Рукотворный», объединить их можно так: «Машина и мяч – “друзья”, потому что у машины колесо круглой формы, и мяч круглой формы. Они рукотворные, их сделали люди». Если выпали признаки «Вес» и «Поверхность», в качестве «друзей» могут быть выбраны книга и камень, так как они тяжелые и гладкие.

Игры в детском саду: ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР

Материалы:

  • 4 цветных карты размером 20×29 см, расчерченных на 8 клеток;
  • в центре каждой карты находится фотография построек из 8 деталей размером 10×15 см;
  • наборы цветных карточек размером 6×6 см (по 12 штук), на которых изображены схемы деталей в масштабе 1:2 (наборы по цвету соответствуют картам);
  • 14 фотографий деталей 10×15 см с подписанными названиями;
  • 14 карточек размером 10×15 см, на которых изображены схемы деталей в масштабе 1:1;
  • 4 трафарета;
  • набор деталей (14 штук);
  • 10 схем построек;
  • 4 ламинированных белых листа А4;
  • 4 маркера на спиртовой основе.

Условия

Для успешной игры необходимо научить детей «считывать» схемы деталей. (Вспомните уроки черчения в школе и 3 проекции деталей – вид спереди, сверху и сбоку слева.) Для этого нужно познакомить детей в игровой форме с трафаретом, например: «Трафарет – это “дом” для деталей. У каждой детали – своя “квартира”. Догадайтесь, в какой квартире может “жить” кирпичик, если он к нам повернут длинной узкой стороной?». Дети рисуют «фотографии» деталей с помощью трафарета.

Вариант № 1 (возраст 4–7 лет)

Игра «Парочки»

Используются «фотографии» деталей, карточки-схемы деталей в масштабе 1:1. Перед игрой нужно перемешать «фотографии» и карточки-схемы, а затем разложить их на столе россыпью, изображением вниз. С помощью жеребьевки установить очередность игроков. Игроки по очереди открывают по две любые карточки и называют изображения. Если открылась деталь и соответствующая ей схема, ребенок забирает пару себе. Если карточки не совпали, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто больше наберет «парочек». Схема деталей соответствует виду детали спереди.

Вариант № 2 (возраст 5–7 лет)

Игра «Лото»

Используются цветные карты и наборы цветных карточек со схемами, фотографии деталей. Перед игрой дети берут карты и соответствующие им по цвету наборы карточек. Ведущий выбирается с помощью считалки. Он перемешивает «фотографии» и складывает их стопкой изображением вниз, затем поднимает верхнюю фотографию и спрашивает: «Кому нужна эта деталь? Почему?» (Игрок отвечает: «Мне, потому что в моей постройке есть брусок».)

Если игрок узнал деталь, он ищет соответствующую схему и закрывает одну из клеточек. Если деталь никому не пригодилась, фотографию кладут в низ колоды. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки. Возможно, что разные детали будут иметь одинаковые схемы. Для этих случаев в наборах схем есть повторяющиеся карточки, которыми можно закрыть клетку.

Вариант № 3 (возраст 4–7 лет)

Игровое задание «Чертежники»

Материалы:

  • набор деталей,
  • трафареты формата А4,
  • листы бумаги формата А4,
  • фломастеры или маркеры.

Выбирается ведущий. Он создает постройку и комментирует: «Я поставил брусок справа от кирпичика, на кирпичик положил кубик и полукуб» и т. д. Затем можно обсудить местоположение деталей: «Где находится конус?» («Между призмой и цилиндром»). После этого дети рисуют схему постройки (вид спереди, сбоку или сверху). Правильность выполнения заданий оценивает взрослый.

Вариант № 4 (возраст 4–7 лет)

Игровое задание «Юный строитель»

Материалы:

  • набор деталей,
  • трафареты,
  • листы бумаги и маркеры,
  • схемы построек.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть чертеж постройки, например: «Из каких деталей может состоять постройка? Где находится сфера?» Затем взрослый предлагает построить по чертежу постройку. Поскольку схемам иногда соответствуют разные детали, взрослый может попросить воспроизвести все варианты построек. К одной схеме, в зависимости от расположения, могут подходить разные детали. Обратите внимание детей на устойчивость постройки.

Материал предоставлен (№ 3 за 2013 год).

Ирина Дюличева
Дидактическая игра «Найди друзей»

Цель :

Развивать логическое мышление, уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений;

Закреплять умения группировать предметы по определенным признакам;

Развивать связную речь;

Активизировать словарь детей;

Учить находить несколько ответов на один вопрос.

Ход игры.

Ребенку дается карточка и предлагается найти друзей , в данном примере, для огурчика. Рассмотрев предложенные картинки на карточке, ребенок должен выбрать свой вариант и обосновать его. В этой игре он застрахован от неправильного выбора. Так как любой вариант будет верным. Необходимо только правильно обосновать свой выбор :

Огурчик + помидор = «овощи» ;

Огурчик + овал = «одинаковая форма» ;

Огурчик + лягушка = «одинаковый цвет» ;

Огурчик + инжир = «много семян внутри» .

Принцип построения игры можно использовать для любой лексической темы, подобрав необходимый материал.

Такую игру можно предложить и для домашнего использования. Это еще раз повторение пройденного, а так же возможность совместного общения детей с родителями, чего так не хватает в наше время. Да и не все родители справляются с заданием, что показывает проведение игры на родительском собрании. Как правило, они останавливаются после первого найденного и обоснованного ответа.

Публикации по теме:

Цель игры: Развивать внимание, понятие один-много. Закреплять умение детей различать геометрические фигуры, называть цвета. Несмотря на.

Перед очередной тематической неделей пришла мысль создать дидактическую игру. Для основы игры взяла спичечные коробки. На просторах интернета.

Дидактическая игра "Найди машинке гараж" Назначение игры: Игра для младшего дошкольного возраста. Цель: Закреплять знание детей о цвете;знакомство.

Данная игра представляет собой комплекс игр, направленных на расширение и закрепление имеющихся у детей представлений о животных, птицах,.

Дидактическая игра «Найди по описанию» Дидактическая задача: Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; развивать наблюдательность находчивость;.

Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую.

Цель игры:формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, формировать представление об основных цветах и о геометрических.

Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения. Задачи: -Развивать познавательную деятельность. -Развивать у детей зрительное.

. Классные часы.

Формирование работоспособного дружного коллектива происходит на любом этапе внеклассной работы. Стремление к самосовершенствованию начинается в неформальной обстановке в ходе деловых игр и импровизаций. А вот как научить детей видеть около себя другую личность, научиться её ценить и уважать? Как не ошибиться в выборе друга, не потерять его, не обидеть? Мы с детьми нашли свои способы взаимодействия. В любом классе с восторгом принимается игра « Найди себе друга». Название игры можно менять, сохраняя смысл (я и приятели по интересам, с кем мне комфортнее общаться и т.п.). Идею этой игры мне подсказала наш психолог, я же воплотила её в жизнь и предлагаю коллегам её версию. Вначале классного часа детям выдаётся таблица.

1. Любимый

2. Любимые

3. Любимая

телепередача

4. Любимая песня

или музыка

5. Любимое

животное

6. Любимое

7. Любимая

8. Любимый

В таблицу в зависимости от возраста детей можно добавлять новые строчки (любимые фильмы, книги, мечты, игры…). Если на начальном этапе основной интерес среди детей, у кого какой бантик или портфель, пенал или дневник, то после этого занятия дети с радостным удивлением открывают много общего друг с другом, начинают с большим интересом относиться друг к другу, обнаруживают новые точки соприкосновения, пытаются внимательнее заглянуть внутрь себя. Подробное изложение этого занятия в приложении№3. Чтобы закрепить среди детей уважительное, доверительное и тёплое отношение друг к другу на следующем этапе этой работы я ввожу игру «Тайный друг»(результат детского и учительского творчества). Дети тянут записочки с фамилией своего тайного друга на текущую неделю. Их задача всю неделю писать одобрительные записки этому другу, можно делать презенты в виде рисунка, маленького сувенира. Кто-то может подкинуть острый карандаш или ластик нерадивому другу. Главное, чтобы человек ощущал к себе внимание и не догадывался от кого оно исходит. В конце недели мы подводим итог, который начинается с вопроса каждому ребенку, стоящему перед классом «понравился тебе твой тайный друг»? Необходимо пояснить что понравились, а что нет. Только после этого можно представить друзей друг другу. Это очень кропотливая, но интересная и результативная работа. Не буду скрывать, что первые записочки у меня дети не тянут, а я им выдаю «друзей» сама, стараясь заранее подобрать детей с симпатией относящихся друг другу. Очень трудно даже взрослому человеку находить достоинства и писать хорошо для того, кто тебе не очень нравится. Этому можно научиться постепенно. Бывали случаи, когда дети просто забывали о своём тайном друге и, наслаждаясь вниманием к своей персоне, ничего не делали сами. Обиженные друзья вслух проговаривали свои чувства, и все выслушивали оправдания неудачника. Класс мог наказать такого «друга», не приняв его в следующий этап игры или, наоборот, дать шанс исправиться. Если ребёнок по какой-то причине не желает принимать участие в игре, никогда не надо его заставлять. Наблюдая за процессом, он сам через некоторое время попросится. Учитель на первом этапе тоже является тайным другом, показывая пример такого рода общения. Дети делятся друг с другом впечатлениями и могут много почерпнуть для себя, читая ваши записки. Игра так захватывает детей, что бывали случаи обмена записок на уроке. Иногда, чтобы снять возбуждение, приходилось прерывать игру. Но все эти тонкости решаются педагогом в зависимости от ситуации. Основная же цель этой игры - сформировать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, достигается. На заключительном этапе внеклассной работы в этом направлении уместно, обсудить понятие – дружбы на примере сказочных героев, литературных героев, друзей родителей и самих детей. Ребята очень любят подобные беседы, ждут классные часы, учатся говорить о своих чувствах. В итоге такой работы они самостоятельно дают определение понятию – дружба и стремятся ему соответствовать. Результатами любой внеурочной деятельности могут быть конкурсы (на лучшее поздравление), неделя вежливости, чемпионат по этикету (например, чаепитие по-английски), рассказы для классного журнала, оформление стенных газет.