Как актеры вживаются в роль. Вживание в роль

Итак, я с некоторым беспокойством всё же выбрал игру – Elder Scrolls: Oblivion. Почему с беспокойством? Дело в том, что несколько лет назад я играл в Morrowind, которая шла в комплекте с новенькой видеокартой… и у меня с ней всё не задалось с самого начала. Игра подкупила меня широкими возможностями по созданию героя, и я просидел около часа в редакторе персонажей, а затем начались мои приключения. Я сразу запрыгнул на силт страйдера, который довёз меня до какой-то деревушки на отшибе карты, где я радостно принялся набивать карманы всяким барахлом, понятия не имея, что делать дальше. Затем я понял, что заблудился, решил напасть на стража, и тот прикончил меня за пару секунд. Я тут же удалил игру и больше не вспоминал о ней.

И теперь, вспоминая этот эпизод, я задумался о том, чем именно должна обладать ролевая игра, чтобы геймер мог как следует вжиться в роль. Кто-то называет игры с открытой песочницей образом ролевых приключений, поскольку они дают бескрайнюю свободу, фактически позволяющую создавать собственную историю. Другие же утверждают, что отсутствие чётко прописанной сюжетной линии негативно влияет на отыгрыш роли.

Я мысленно прошёлся по списку своих любимых RPG и понял, что отношусь скорее ко второму лагерю. Лучшими ролевыми играми я считаю Star Wars: Knights of the Old Republic, Persona 3 и Persona 4. Они невероятно линейны; и хотя в них присутствует система выборов и несколько различных концовок, история в каждой из этих игр развивается и без вашего вмешательства. В некотором смысле, сюжет может обойтись и без вас. Но почему тогда я считаю их лучшими ролевыми играми?

Мне не хочется менять мир, когда я вживаюсь в роль персонажа. Меня полностью устраивает линейный сюжет, который временами подталкивает меня на поступки, которые мне не особо хочется совершать. Для меня это не проблема, но это и не главный элемент, на который я обращаю внимание в любой ролевой игре. И это подводит нас к логичному вопросу: в чём заключается этот главный элемент?

Это возможность быть собой… вернее, своим персонажем. Лично для меня крепкий сценарий и интересно рассказанная история – это те важные составляющие ролевой игры, что позволяют мне вжиться в роль персонажа, позволяют представить себя на его месте. Это даёт мне возможность реагировать на окружающие события так, как отреагировал бы персонаж, а история, в свою очередь, более или менее естественно реагирует на мои действия. И если в игре напрямую не озвучиваются мысли персонажа, то я могу заменять их своими собственными.

Но если убрать из уравнения детально прописанную историю, то мне будет сложнее погрузиться в игровой мир. Мне придётся не только наделять персонажа нужными чертами характера, но и на ходу придумывать собственный сюжет. А это слишком сложно; если бы я хотел полной свободы, я бы просто написал какой-нибудь рассказ со своими персонажами и сюжетом.

Взять, к примеру, KotOR. В игре есть эпизод с неожиданным поворотом, после которого главный злодей спрашивает, не расстроены ли вы. Я играл за персонажа, очень похожего на Коррана Хорна из расширенной вселенной «Звёздных Войн», и подумал, что он точно был бы расстроен этим поворотом. Тем не менее, он бы ни за что не дал злодею понять, что находится в подавленных чувствах. Поэтому я ответил, что не расстроен. Спустя некоторое время мой герой встретился со своими друзьями, которым и рассказал о своих реальных эмоциях. То есть, игра не говорила мне, что именно чувствует персонаж, она позволяла мне самому решать это. Она показала мне отличную историю, на основе которой я должен был принимать решения, но позволила мне остаться в роли своего персонажа. И я считаю, что именно так и должно выглядеть хорошее ролевое приключение.

Игры из серии Persona практикуют иной подход. Основная сюжетная линия здесь такая же линейная, а в диалогах практически не найти важных разветвлений. Но огромное внимание уделяется социальным связям. Что они собой представляют? Это люди, с которыми вы общаетесь в школе и в городе. Поэтому помимо приключений в пещерах вы решаете, с кем проводить свободное время, с кем ходить на свидания и с кем дружить. И, разумеется, за этими выборами стоит исключительно ваша личная мотивация. К примеру, в игре есть довольно ушлый бизнесмен, который пытается вытянуть из вас как можно больше денег.

Чтобы завести с ним знакомство, необходимо попасться на его схему несколько раз, после чего он пожалеет вас и сообщит, что вы чересчур наивны. Во время второго прохождения игры у меня был персонаж с миллионом йен на счету (деньги сохраняются после каждого прохождения), и когда он встретился с этим бизнесменом, он сразу начал подозревать, что это обман… но ему было интересно, насколько далеко он зайдёт. И когда он с моей подачи потерял определённую сумму, он, как и я, лишь пожал плечами, не расстраиваясь из-за потраченных денег, ведь его любопытство было удовлетворено.

Я веду к тому, что хорошая ролевая игра позволяет вам быть своим персонажем. Да, сюжетные разветвления порой помогают лучше вжиться в роль, но ничто не заменит отлично прописанного линейного сценария. Это полноценная история, в которой внимание акцентируется на окружающих героя событиях и его реакции на них. И именно в этой реакции и заключается ролевой элемент.

Актеры — представители удивительной профессии. Они умеют правдоподобно рассказать со сцены о судьбе своего героя, заставить зрителя поверить каждому слову и жесту, плакать и улыбаться, радоваться, сопереживать и смеяться от души.

Правдоподобность актерской игры

Актерский профессионализм зависит не только от того, сколько знаний получил человек в университете или на специальных курсах, обучаясь этому виду мастерства, но и от наличия таланта, личных качеств — целеустремленности и упорства. «Не верю!», — это высказывание часто повторял Станиславский тем, кто не сумел перевоплотиться в своего персонажа. Создание убедительного образа — задача не из легких. Для настоящей правдоподобности в актерской игре человеку нужны некоторые навыки и опыт. Хороший актер должен обладать способностью образно мыслить и уметь быстро перевоплощаться для исполнения разных персонажей. Чтобы вжиться в роль, актеру приходится, зачастую, преодолевать долгий путь и добиваться безукоризненного исполнения непосильным трудом. Врожденные способности помогают актеру избавиться от проблемы — как вжиться в роль по Станиславскому . Однако, такой талант свойственен лишь избранным. Как сделать так, чтобы актеру поверили и никто из зрительского зала не смог усомниться в правдивости происходящего на сцене?

Приемы, помогающие вжиться в новую роль

Следующие приемы помогают вжиться в роль персонажа как опытным актерам, так и новичкам:

  • изучение прототипа роли. Прочитав сценарий, актеру следует найти подходящий объект, чтобы изучить характер своего героя. Манера поведения, характерные движения и свойства темперамента, мельчайшие детали в виде тембра голоса и тона, взгляда, мимики и жестом — то, что поможет, как говорил Станиславский , «влезть в душу». Заразившись образом нового героя, актер ставит собственную личность на второй план. Специалисты советуют избегать полного отождествления себя с героем, чтобы избежать неприятных последствий. При возникновении каких-либо трудностей с «вхождением» в роль, актер может обратиться к психологу, который поможет проанализировать личность персонажа и разобрать его эмоции при различных обстоятельствах;
  • организация быта, максимально похожего на жизнь исполняемого героя. Создав подходящие условия до начала съемок, актер может всего за несколько дней прочувствовать своего героя.
  • создание убедительного внешнего вида. Этот пункт предполагает работу над сценическим образом, костюмом и аксессуарами. Актеру следует посмотреть на себя чужими глазами и постараться направлять свои эмоции в слова и действия;
  • получение необходимых для новой роли навыков и умений. Учитывая тот факт, что данная профессия обязывает человека быстро обучаться и хорошо овладевать сутью предмета, актеру иногда нужно вжиться в роль двух или более персонажей. Работа над каждым из образов требует определенных знаний, опыта и жизненной философии. Иногда для успешной игры требуется освоить игру на музыкальном инструменте, новое танцевальное направление или навыки художника;
  • передача эмоционального фона, свойственного герою. Для большей убедительности в исполнении стоит создать подлинные переживания. Справиться с меланхоличной ролью помогут грустные и печальные воспоминания. Эмоции сильной, яркой и харизматичной личности можно передать, вспомнив ощущение уверенности и энергичности от успешно завершенного дела;
  • искренняя вера и проживание своего вымысла. Не обязательно для этого заранее готовить речь. Чтобы добиться успеха, актеру важно почувствовать себя действительно другим человеком, у которого другие мысли, чувства, мечты и переживания. Импровизация станет отличным помощником в этом деле. Для блестящей игры актеру важно быть сконцентрированном на своем альтер-эго и помнить, что без веры в себя он не сможет завладеть вниманием зрителя.

Как улучшить умение вживаться в роль

Человеку, которому предстоит вжиться в роль, необходимо подготовиться к будущей игре определенного персонажа не только информационно и физически, но и морально. Такая процедура знакома каждому профессиональному актеру. К примеру, если человек вживается в роль исторического персонажа, стоит поинтересоваться всей его биографией, воспоминаниями, переживаниями, фотографиями и выступлениями героя. Ежедневное перечитывание сценария, запоминание своих и чужих реплик поможет всецело проникнуться идеей представления и прочувствовать его атмосферу. Актер, готовящий роль, должен выступать также в роли строгого аналитика, который поймет суть роли и ее главное предназначение в спектакле.

Посещая репетиции, важно выкладываться на них в полную силу, демонстрируя все эмоции персонажа максимально достоверно и глубоко. Искренняя вера в себя, оттачивание каждого жеста и слова, интонации и движения помогут добиться невероятной правдоподобности. Развитие способности ощущать чувства и настроение окружающих станет полезным навыком для тех, кто не знает как вжиться в роль актеру. Высокий уровень эмпатии в сочетании с духовным и этическим самосовершенствованием способны повлиять на успешность актерской карьеры.

Умение вжиться в роль помогает придать жизнь любому наряду. Даже если ваш костюм не из лучших, удачное воплощение персонажа поможет отвлечь от него внимание. В данной статье мы рассмотрим способы вжиться в роль для театральной пьесы, реконструкции исторического события или косплея.

Шаги

Для пьесы и постановки

    Напишите сочинение о своем персонаже. Задайте себе вопросы о персонаже и дайте ответы на них. Так вы сможете лучше понять своего персонажа. Это отличная идея не только для актеров театра, но и любителей косплея, исторических реконструкций и ролевых постановок. Дайте ответы на следующие вопросы:

    • Как выглядит ваш персонаж? У него есть уникальные черты вроде хромоты или горба?
    • Как говорит ваш персонаж? Он шепелявит или говорит с акцентом?
    • Каков жизненный удел персонажа? Он принадлежит к высшему классу (например, король)? Это представитель простонародья (например, городской пьяница)?
    • Каковы устремления вашего персонажа? Насколько они воплощаются в жизнь?
    • Как ваш персонаж решает проблемы? Он часто разочаровывается? Ожидает, что другие будут решать проблемы за него?
    • Чего ждут от вашего персонажа другие? Что он думает о таких ожиданиях? Он оправдывает их, превосходит или не оправдывает надежд?
    • Что думают о нем другие персонажи? Ваш персонаж приятен или ненавистен другим?
  1. Прочитайте всю пьесу. Не опускайте части, в которых нет вашего персонажа. Если прочитать только свою часть, то можно упустить важные события, которые следует знать. Они могут влиять на поведение вашего персонажа.

    Читайте сочинения о персонаже, особенно о персонаже из пьесы. Не стоит читать все подряд. Вы можете выбрать работы критиков или театралов. В таких работах может присутствовать глубокий анализ персонажа, его мыслей, поведения и роли в пьесе. Например, Шейлока из Венецианского купца можно рассматривать как злодея или жертву. Прочитанные статьи помогут вам принять решение.

    • Это же касается ролей для исторических постановок.
  2. Внимательно следите за другими интерпретациями персонажа. Ваш режиссер может пожелать изменить персонажа по сравнению с другими постановками пьесы (особенно в фильмах).

    Прочтите книгу, на которой основана пьеса. Некоторые пьесы не имеют книжной основы, но в них не всегда содержится вся нужная информация о персонаже. Такая информация может быть представлена в книге. Вы поймете, как персонаж ведет себя вне сцены. Используйте информацию, чтобы лучше вжиться в роль. Вот примеры некоторых пьес и мюзиклов, которые имеют книжную основу:

    • Дракула
    • Призрак оперы
    • Красавица и чудовище и Король лев созданы по фильмам, а не по книгам. В этом случае следует посмотреть кинофильм.
  3. Читайте о мире персонажа. Действие большинства пьес происходит в прошлом. Вы можете более реально изобразить своего персонажа, если глубже изучить временной отрезок его жизни. Единственным исключением являются постановки в современной интерпретации. В качестве примера можно привести постановку Ромео и Джульетты , когда действие происходит в 1940-е годы, а персонажи взяты из еврейской и немецкой семей.

    Для косплея

    1. Просмотрите все эпизоды сериала. Изучите речь, поведение и движения персонажа. Проследите за отношением к другим персонажам. Некоторые люди ведут себя иначе в присутствии определенных лиц.

    2. Прочитайте книги/мангу/комиксы. Не забывайте, что литературная версия персонажа может отличаться от экранной версии. Это касается поведения и внешнего вида. Также может измениться предыстория персонажа.

      • Некоторым людям проще запоминать написанные, а не произнесенные реплики.
    3. Играйте в игры. Некоторые персонажи также появляются в видеоиграх. Они помогут вам узнать новые сведения. В некоторых играх даже происходят новые события. Помните, что не все персонажи присутствуют в видеоиграх и не всегда им отводится важная роль.

      • Играйте в лицензионные игры, а не фанатские подделки. Последние не всегда точно изображают персонажа. Вместо этого они могут использовать самостоятельно придуманные сюжеты.
    4. Изучите персонажа и его предысторию. В предыстории может поясняться его поведение. Так, Северус Снейп из Гарри Поттера нередко плохо относится к другим, особенно к Гарри. Из его прошлого можно узнать, что отец Гарри не очень хорошо относится к самому Северусу.

      • Также из предыстории можно почерпнуть идеи для взаимодействия с другими косплеерами.
    5. Следите за речью персонажа. Не забывайте обращать внимание на выражение лица. Воплощение персонажа всегда состоит из мелких деталей.

      • Обращайте внимание на манеру речи. Персонаж говорит как все или старомодным, архаичным языком? Например, Тор из "Мстителей" часто использует архаичные формы слов.
      • Подмечайте часто повторяемые слова. Например, Рено из "Final Fantasy VII" часто заканчивает фразы словом "йоу".
      • Следите за голосом и темпом. Ваш персонаж говорит быстро и писклявым голосом? Или у него медленная речь с паузами? Северус Снейп известен очень долгими... паузами... в разговоре.
    6. Следите за манерами и действиями. Изучите походку и осанку персонажа. Так вы сможете реальнее изобразить его. Если ваш Гастон (из "Красавицы и чудовища") будет ходить неровной походкой, то такой персонаж окажется неубедительным. Гастон должен ходить ровно и гордо!

      • Возможно, ваш персонаж особым образом реагирует на некоторые слова и фразы? Например, Эдвард Элрик из "Стального алхимика" очень, очень сильно расстраивается, если кто-либо намекает на его невысокий рост.
      • У вашего персонажа яркая походка? Капитан Джек Воробей из "Пиратов Карибского моря" имеет очень выразительную раскачивающуюся походку, которая нередко сопровождается растерянным взглядом и экспрессивными жестами.
    7. Не бойтесь взаимодействовать с другими косплеерами. Иногда в роль вжиться проще, если ваш друг (или знакомый косплеер) играет вместе с вами. Важно помнить, что не каждый косплеер захочет ответить взаимностью. Если на вас не реагируют, то идите дальше. Не вынуждайте их взаимодействовать с вами, иначе они могут заявить о домогательстве.

      • Зависть из "Стального алхимика" никогда не упустит шанса назвать Эдварда Элрика "коротышкой". Если вы изображаете Зависть и увидели Эдварда, то самое время прокричать "Эй, Стальная Креветка!" и следить за последующей реакцией.
      • Мародеры из Гарри Поттера постоянно издевались над Северусом Снейпом. Если вы изображаете молодого Джеймса или Сириуса и видите молодого Северуса Снейпа, то попробуйте назвать его Соплеусом, но не удивляйтесь, если он ответит заклинанием!
      • Кагоме из "Инуяша" дрессирует своего пса-демона командой "СИДЕТЬ". Если вы увидите, что Инуяша ведет себя скверно, то не забудьте сказать ему "Инуяша, сидеть!"
    • Не переживайте, если у вас что-то не получается. Вы всегда можете изменить свой костюм и стать другим персонажем или смириться с фактом, что вы хорошо получаетесь на фото, но ролевые игры просто не для вас.
    • Попробуйте выбрать персонажа, который похож на вас.
    • Попробуйте выбрать персонажа, который совсем не похож на вас. Иногда проще играть свою полную противоположность, ведь так легче наделить персонажа энергией.
    • Во время воплощения старайтесь мыслить как ваш персонаж.
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Чтобы лучше узнать своего героя, журналиста Хантера С. Томпсона, Джонни Депп по приглашению репортера на 4 месяца переехал в его дом. Томпсон поселил актера у себя в подвале, где Депп изучал дневники о наркотических экспериментах журналиста, носил его одежду, пользовался его печатной машинкой, записывая все подряд. Джонни настолько глубоко вжился в образ, переняв его манеры и словечки Томпсона, что ему понадобилось несколько месяцев после съемок, чтобы вернуться к себе настоящему. А ведь до съемок вообще могло не дойти. Топмсон, приветливый хозяин, разрешил своему гостю курить в подвале, и только на пятый день Депп заметил в помещении бочонки с порохом. Но эта мелочь не заставила Деппа съехать.

С момента выхода фильма« Страх и ненависть в Лас-Вегасе» в 1998 году до самоубийства журналиста в 2005-м Джонни Депп и Хантер С. Томпсон оставались лучшими друзьями.

Шарлиз Терон

«Монстр»

Популярное

Терон, которая вообще-то начинала карьеру в качестве модели, ради роли серийной убийцы и проститутки Эйлин Уорнос набрала 15 килограммов, а во время съемок брила брови и носила зубной протез. Старания окупились« Оскаром».

Кристиан Бейл

«Машинист»

Для драмы« Машинист» Бейл сбросил 30 килограммов, доведя себя до истощения. Актер, который весил 55 килограммов, во время съемок питался одним яблоком и банкой консервированного тунца в день. По словам продюсеров картины, актер был готов истощать себя и дальше(при этом о медицинском контроле« диеты» речи не шло), но команда беспокоилась за здоровье Бейла и попросила его остановиться.

Шиа Лабеф

«Ярость»

Лабеф, который по праву считается одним и самых серьезных и вдумчивых актеров, в полной мере проявил эти свои качества во время подготовки к съемкам в военной драме« Ярость» в 2014 году. То, что Шиа месяц прожил на военной базе, - еще цветочки. Он выбил себе зуб, изрезал ножом лицо, перестал мыться и сутками наблюдал, как умирают и погибают лошади.

Леонардо Ди Каприо

«Выживший»

Согласившись на съемки в исторической драме« Выживший», Ди Каприо тем самым подписался прожить это время в аду. Да, мы уже знаем, что актер спал в туше лошади, чтобы приготовиться к съемкам небезызвестной сцены. Также Ди Каприо в одной из сцен ел сырое мясо бизона, что стало для актера двойным испытанием, потому что он вегетарианец. Болезненная реакция героя на поедания мяса — это настоящее состояние Лео, а не игра. Известно, что все мучения и лишения Лео окупились сторицей: он получил первый в карьере« Оскар» после нескольких неудачных номинаций.

Кейт Уинслет

«Чтец»

Актриса была буквально порабощена своим персонажем, безграмотной охранницей концлагеря, и ей потребовалось несколько месяцев после завершения съемок, чтобы вернутся к нормальному состоянию. Кейт, которая получила« Оскар» за работу в «Чтеце», признавалась, что выход из образа — такая же работа, как репетиция роли. «Я потратила много дней и сил, чтобы окончательно попрощаться с этой своей героиней».

Роберт Де Ниро

«Таксист»

Для съемок в психологическом триллере 1976 года молодой актер Де Ниро на самом деле получил лицензию таксиста и некоторое время колесил по городу, болтая с клиентами на темы политики и падения нравов в современном обществе. Параллельно с этим актер усиленно худел, чтобы передать болезненное и нервное состояние своего героя.

Джаред Лето

«Отряд самоубийц»

Вживаясь в роль полоумного Джокера, Лето начал рассылать своим коллегам по проекту странные презенты. Так, Уилл Смит получил упаковку пуль, а Марго Робби повезло меньше — ей Джаред прислал живую крысу. А другие партнеры получили видеопослание, в котором Лето в образе Джокера обращался к ним на фоне мертвой свиньи. Этим Лето добивался, чтобы его коллеги по фильму начали испытывать к нему настоящую неприязнь, которая передалась и зрителям в зале.

Эдриан Броуди

«Пианист»

Актер проделал большой путь, готовясь к роли брошенного и голодающего во время войны пианиста. Причем, и в прямом смысле. Броуди продал машину, съехал с квартиры, отключил все телефоны и отправился в Европу с парой сумок личных вещей и клавишными. Актер съедал в день пару яиц и куриную ножку с овощами, не смотрел телевизор и репетировал.

1
Изучите ситуацию, в которой будет действовать ваш герой. От событийного контекста многое зависит: наряд, манера подачи, активная лексика. Оцените, какое поведение было бы уместным для вашего персонажа, какие слова он может использовать и с какой интонацией их произносить. К примеру, граф будет держаться интеллигентно, говорить неспешно и, может быть, слегка пренебрежительно и высокомерно.

2
Продумайте костюм персонажа. Он должен органично вливаться в фон социального окружения и в то же время демонстрировать вашу индивидуальность. Если вы играете человека, идущего наперекор мнению общества, подберите соответствующий антураж. Отталкивайтесь от характера вашего героя, его устремлений, взглядов на жизнь. Кто он - деятельный революционер или мечтатель-романтик? Обольстительный донжуан или мягкий тактичный интеллигент? Чтобы по-настоящему вжиться в образ, надо собрать воедино множество определяющих мелочей. Продумайте также макияж и аксессуары.

3
Представьте себе, как должен звучать голос героя. Подумайте, какие интонации для него характерны, чем будет отличаться его мимика и жестикуляция. Речь может быть плавной и прерывистой, оживленной и монотонной, спокойной и взволнованной. Выстраивайте речевой облик, основываясь на том, какие события предшествовали монологу, какую мысль вы хотите донести до слушателей, какими эмоциями может быть наполнена речь.

4
Крайне важным аспектом персонажа является его внутреннее состояние. Растворите себя в образе героя, примерьте на себя его личностные черты. Изобразите переживания персонажа с преувеличением, гротескно. Если это радость, пусть она будет безудержной, если меланхолия, покажите мировую скорбь. Гротеск будет для вас отличной тренировкой.

5
Репетируйте, чтобы сжиться с образом, который вы играете. Повторяйте реплики героя, можно даже мысленно, про себя. Закройте глаза и разыграйте сцену. Полезно «просматривать» сценарий перед сном. Попробуйте отработать походку персонажа, входите в образ во время обычных прогулок. Интересно фантазировать, будто в магазин идете не вы, а сам Наполеон. Только будьте осторожны, не отрывайтесь от реальной жизни до потери ориентации.

6
Умение войти в образ помогает в различных жизненных ситуациях. Так, иногда надо показать уверенность в себе, волю и твердость, а иногда сыграть загадку, кокетливость, веселость. Особенно полезно вживаться в образы робким и застенчивым людям. Будьте тем человеком, которым вы хотите быть, а при подступающем чувстве неуверенности твердо говорите себе: «Я - актер! Это игра!». Победителей здесь нет, а вот проиграть можно запросто, поддавшись своим слабостям и отступив.