Как жили люди после революции. Сколько дворян не уехало из России после революции. Экономия бумаги и движений

Дата публикации или обновления 17.06.2017

  • Оглавление: Книга «Храм Святой Троицы: прошлое и настоящее»
  • Жизнь села после революции.

    После Октябрьской революции и принятии декрета «О земле» советская власть наделила сельских крестьян дополнительно землей. В тоже время обрабатывая землю крестьяне не получали ожидаемых плодов от своего труда. Повсеместно царил голод, а в месте с тем различного рода недовольствия. Хлебные карточки за трудодни были порой единственным спасением от голода. Божий гнев проявился во всех сферах жизни обманутого большевиками народа, прельщенного лживыми обещаниями устройства земного рая .

    Тяжелая жизнь, больше похожая на выживание, постоянно испытывала людей. Одна жительница с. Троицкое рассказала, как она однажды, будучи семилетней девочкой, ходила получать дневную норму хлеба на семью. Получив ее, она, идя домой, испытывая голод съела и, придя домой, созналась в этом. Родители не стали ее ругать, но слезы невольно полились из их глаз. Таких примеров было множество.

    Не смотря на все трудности, жизнь в селе Троицкое продолжалась, кроме сельского хозяйства в нем работали промышленные предприятия и кузница. На востоке от храма, где сейчас плещутся воды канала, располагался завод Цыганова, состоявший из двух зданий. В нем изготавливались подносы, которые затем на телегах возили на другой берег реки Клязьма в Жестово и там расписывали. Позднее это предприятие полностью было перенесено в Жестово.

    Первым коммунистом в селе Троицком был Гайдамаков, он же был один из первых председателей сельсовета, - еще до образования колхоза.

    В 1925 г. в селе Троицком при прядильно-суконной фабрике образовалась ткацкая артель, которой долгие годы руководил ее создатель Альфред Яковлевич.

    Эта артель размещалась в двух этажном здании, причем первый был каменный, а второй деревянный. В конце 20-х годов второй этаж сгорел. В артели работало более 100 человек. Производили в ней различного рода шнур, тесьму и шелковые ленты, а во время войны шинельные ремни, противогазную тесьму и парашютный шнур.

    В доме Рябушинских размещалось ФЗО (фабрично-заводское обучение), где обучались беспризорные дети различным ремеслам, а летом это здание использовалось под пионерский лагерь.

    Некогда образованная Троицкая волость просуществовала до 1924 года, с центром в селе Троицкое.

    Позднее, с 1924 года с. Троицкое вошло в Коммунистическую волость Московской губернии (С 1929 г. Московскую область), имея у себя здание волостного управления и тюрьму, которые размещались за современным продовольственным магазином, на западе от храма.

    В 1935 году в здании тюрьмы был организован клуб, а на месте магазина в то время была площадка. На ней ближе к храму размещалась трибуна и проводились различные торжественные мероприятия.

    В последующее время в здании клуба была образована столовая, в которой 3 раза в день бесплатно кормили колхозников. В 1950-х годах клуб вновь открыл свои двери для жителей с. Троицкое и близлежащих селений.

    До 1928 года на территории села располагалось лесничество, к которому относились кроме села Троицкое, селения: Новосельцево, Александрово и Чиверево.

    В селе Троицком имелась и школа с начальным обучением, в которой до революции размещалась церковно-приходская. Место расположения ее было в 100 метрах к западу от храма, на перекрестке дороги. До 1929 года в ней обучал детей грамоте настоятель Троицкой церкви протоиерей Петр Холмогоров вплоть до своего ареста. До него этим Божиим делом занимались его предшественники, обучая детей «Закону Божию », чтению и писанию, а также другим наукам. Так было на Руси в большинстве сел, где священник был не только пастырем словесных овец; но и учителем во всех отношениях. Священнослужители являлись порой единственными грамотными людьми в селах, поэтому и брали на себя кроме своих пастырских обязанностей еще и обязанности учителя.

    Здание, в которой размещалась школа, было поделено на две части, в одной половине находилось два класса, а в другой жили преподаватели. После ареста отца Петра ее перенесли в дом, где он проживал, и последующие священники, служившие в Троицком храме, более в нем не жили. Хозяйство, имевшееся у о. Петра забрал колхоз. Благодаря школе дом священника уцелел, и многие годы поддерживался в надлежащем состоянии. В бывшем же здании школы образовали детский сад, первой заведующей которого была Прасковья Алексеевна Лобик.

    На новом месте, в здании дома священника школа имела не два, а уже четыре класса и обучались в ней около 100 детей. С 1937 года в школе ученики смогли получать пятилетнее образование. Одним из первых директоров школы была Арбенина Мария Михайловна.

    В 1927 году началась в селе Троицком с образованием колхоза «Красная Горка», всеобщая коллективизация. Этот колхоз в последствии был преобразован в более крупное объединение - «Красный Октябрь», просуществовавший до 1948 года. Вспоминая прошлые годы, Слесарев Иван Андреевич, бывший директор Троицкой школы, преподаватель физики, математики, черчения и рисования и его жена Слесарева Надежда Матвеевна - преподаватель русского языка и литературы, рассказывали; как в 1927г. в Троицком объединились 5-7 домов и на добровольной основе образовали колхоз «Красная горка». Всего в деревне было около 50 домов. В 1929г. уже почти все село было в колхозе.

    Насильно никого не загоняли, просто в колхозе было легче трудиться. Колхозные земли занимали то место, где сейчас располагается пансионат «Клязьма» (на месте Кашинского оврага был ручеек). В колхозе была столовая, куда приходили питаться все от мала до велика. Однажды у колхозников возникла идея сделать в столовой водопровод, с водонапорной башней на колокольне . Это были первые мысли о ненужности храма и о «полезном» его использовании. Идея осталась нереализованной.

    Первые колхозники приводили в колхоз самое ценное - лошадей. На конном дворе был конюх, но каждый хозяин приходил к своей лошадке и кормил ее чем-нибудь вкусным. Сделали конюшню на 40 лошадей. В 27 г. колхозу подарили американский трактор «Фордзон». Своих тогда еще не выпускали.

    Еще один трактор появился, когда встал вопрос о межах, люди дрались на полосах за землю. Надо было делать новые поля - посевной клин. Ландшафт села составляли луга, кустарники и овраги.

    Обрабатывать землю, на которой в изобилии рос кустарник, было очень сложно. Тогда и появился в селе этот второй мощный трактор-гигант. Чтобы его завести приходили 3-4 мужика и раскачивали два громадных маховика. У него были огромные колеса, напоминавшие каток, и 6 лемехов. Пускали трактор по межам и кустарникам. Он убирал кустарник с корнем. Грохот стоял неимоверный.

    После лошадей в колхоз повели и другой оставшийся скот: коров, овец, но не надолго, вскоре в колхозе появилось свое стадо - 60 коров и 100 свиней. Свиноматки достигали 1.5 метров длины и приносили до 22-х поросят. Конюшни, курятник, свинарник - все это располагалось там, где сейчас находится мини-маркет.

    Когда не было колхоза, люди боялись, что зерна не хватит на зиму (были большие семьи), а взаймы на селе давать было не принято. Также лошадь было очень сложно содержать, ведь она кормилица.

    Трудно выживать в одиночку. Единственно помогали друг другу в покосе. Луга были общие, делили на каждую семью. Надо было за лето накосить на лошадь, овец, коров, а также посеять, вырастить и обмолотить рожь. Болеть было нельзя.

    Ранее до большевистской революции, когда не хватало чего либо для содержания собственного хозяйства, на помощь крестьянину всегда приходили владельцы тех земель, на которых они проживали.

    Все сложности связанные с содержанием личного хозяйства были специально устроены советской властью и поэтому, находясь в этой безысходности, крестьяне шли в колхоз.

    Кроме скота, когда образовывался колхоз, обобществляли и имущество. Этим занимались комсомольцы - активисты. В селе Троицком таковым неблагодарным делом занимался секретарь комсомольской организации Хрунов Михаил. В 1930 г. ему было 18 лет.

    Очень непросто было отбирать у бедных и многодетных людей им самим необходимые вещи. Человек он был совестливый, заставлять людей, обирать своих же односельчан ему было крайне тяжело.

    К тому же он влюбился в учительницу, которая была старше его и не отвечала взаимностью. Все это вместе взятое подвигло Михаила покончить жизнь самоубийством. Молодой человек застрелился.

    Это было событие, потрясло все село. Хоронили его очень пышно, так как он занимал высокую должность, а его брат Иван был председателем сельсовета. Гроб стоял в бывшем доме священника и при всей парадности похорон, висели лозунги, осуждающие его поступок.

    В 1929 году колхоз стал называться в честь убитого первого секретаря комсомольской организации - им. Павлова, (убийство которого и послужило предлогом ареста о. Петра Холмогорова).

    В 1930-х годах особенно усилилось гонение на церковь но, не смотря на это храм Святой Троицы , всегда был полон прихожан. Старожилы рассказывают, что на Богослужение как на демонстрацию шли люди со всех сторон из соседних селений. Свою торжественность они подчеркивали внешним видом, одеваясь в самые лучшие одежды. Храм жил полноценной приходской жизнью. Совершались Богослужения и, преодолевая заслоны властей, священнослужителям и прихожанам удавалось совершать крестные ходы с иконами по соседним селам, пробуждая в людях отеческую веру.

    Когда-то революция в корне изменила ход российской истории и во многом повлияла на историю мировую, ознаменовав начало новой эпохи. На протяжении ста лет противники и сторонники революции спорят о том, как бы сложилась судьба нашей страны, если бы не знаменательные события февраля 1917 года. Однако революция — это явление не всегда политическое: иногда мы сталкиваемся с кардинальными переменами, сломами устоев и в повседневной жизни. Как переживают глобальные «встряски» и как относятся к революциям в истории и жизни наши респонденты — участники XIV Всероссийского чемпионата по деловым играм для школьников и студентов, разбирался «Понедельник».

    Текст: Дина Охтина, Анастасия Тучкова
    1. Как вы относитесь к революции как явлению? Считаете ли, что революции — неотъемлемая часть и двигатель истории?
    2. Любите ли вы кардинальные изменения в чем бы то ни было? Считаете ли себя в душе революционером? Смогли бы встать во главе общественного движения, например?
    3. Можете ли отметить особенно значимые, революционные события в своей жизни? Считаете ли, что именно такие события формируют наш характер и помогают расти как личности?
    4. Как вы считаете — будущее за революциями? Или в наше время они становятся менее актуальными?

    Михаил Симанин,
    29 лет, преподаватель английского языка:

    — К революциям я отношусь не так хорошо, как к реформам. Это слишком категоричный метод менять что-либо. Я думаю, что возможны постепенные преобразования, если делать все продуманно и не пороть горячку.

    К кардинальным изменениям я отношусь с опаской и недоверием, мой опыт показывает, что они чаще несут отрицательные последствия. Сам я скорее реформатор. Движение возглавить мог бы, но тут еще важно, какое оно.

    В моей жизни не было революционных изменений, но эти изменения были все же чаще стихийными, чем задуманными мною. Конечно, такие события меняют человека и помогают расти.

    Я думаю, маленькие революции будут происходить всегда, они не утратили своей актуальности. И кому-то в будущем непременно придется возглавить какую-нибудь революцию.

    Марина Товмасян,
    22 года:

    — Я считаю, что революции должны быть, потому что после них что-то меняется в обществе. И это препятствует застою, пусть даже если что-то меняется в плохую сторону. Однако я не считаю, что революции должны быть разрушительными, приводящими к жертвам. Соответственно, я не хочу, чтобы в период моего существования в мире была революция, носящая вооруженный характер. Выходит, что такие революции не являются неотъемлемой частью любого периода в истории. Не считаю себя революционером, но встать во главе движения смогла бы. Изменения не люблю, но причисляю себя к людям с переменчивым мнением. Для меня значимое событие — переезд в Санкт-Петербург и поступление в вуз в этом городе. Будущее за революциями, потому что многие институты общества не без изъянов, все время нужно что-то менять. И иногда — радикально!

    Борис Столяров,
    14 лет, ученик школы «Взмах»:

    — Революция как явление — это действенный способ радикальной смены власти. Легализованные акции, митинги и тому подобное ни к чему не приводят, потому что они все равно проводятся в рамках существующих порядков. В любой период истории только революция может что-то изменить по-настоящему. И в данный момент и в любой другой период.

    Вообще, как мне кажется, никто не любит изменений. Особенно если все хорошо: для того, чтобы захотелось что-то менять, должно стать плохо. Лично я не революционер и, наверное, не смог бы возглавить какое-то движение — нет необходимых качеств.

    Были ли в моей жизни какие-то революционные события? Наверное, да. Переход в школу «Взмах». Собрался и сделал. И сейчас все хорошо. Такие события сильно меняют и жизнь, и личность. Я изменился. По-моему, за революциями и прошлое, и будущее.

    Иван Усачев,
    21 год:

    — Революция как явление — это естественный процесс в развитии общества, мысли, творчества. Относиться к нему можно по-разному, отрицать глупо. Революция несет кардинальные изменения в любую из сфер — и не всегда положительные. Если говорить о революции политической, общественной, то это колоссальная дестабилизация общества. Революция даже в головах ее создателей не всегда имеет единую цель, так как революции с одной знаковой фигурой — удел XX века. Сейчас революцию несут массмедиа и интернет. Конечно, есть яркие личности, но это не дело одного человека. Революция — это и не хорошо и не плохо, потому что, если она случилась, то в управлении были допущены чудовищные ошибки, а значит, старый уклад жизни оказался нежизнеспособен.

    В любой период истории есть, были и будут революции. Вопрос остается только в том, как это назовут в будущем. Свержение власти — революция. Новая технология — революция. Новая администрация — революция. Вариантов названия этого процесса множество, но суть от этого вряд ли сильно поменяется.

    Инертность присуща любому человеку в той или иной степени. Вопрос опять же в идее. Думаю, не стоит делать мелкие изменения и тратить свою жизнь впустую на них. Если и делать изменения, то они должны быть колоссальными — условно говоря, делить твою жизнь на «до» и «после». Крайние меры, радикальные изменения — как вам угодно. «На улицах перестали выбрасывать мусор по всей стране» или «стали соблюдать ПДД», «начали работать законы» (изменилось сознание всех людей этой страны) — хорошее изменение. А половинчатые меры уровня «вот ты не сори, и все не будут», «ты не нарушай, и все не будут» в итоге кроме твоих личных изменений не приведут ни к чему — это плохие изменения.

    Революционером я себя не считаю. Общественные движения — бесполезная трата времени. Если желаете что-то изменить, вам в любом случае нужна будет власть или как минимум сотрудничество с нею. С властью появится сила что-либо изменить.

    Для меня значимые события — это то, что произошло впервые. Плюс добавил бы сюда фактор успешности в любом первом деле. За каким способом изменений будущее, зависит от сферы революции. Для человека революцией может стать ребенок, для государства — новый строй, для искусства — новое направление, все зависит от ситуации. Но в будущем, безусловно, будет все больше не революционеров, а новаторов. И пока, судя по всему, эти люди будут только на Западе.

    Юлия:

    — Революция может отразиться как на стране, так и на личности и хорошо, и плохо. С одной стороны, это несет какие-то нововведения, с другой, это может привести к разрушению и даже к гибели. У меня двоякое чувство, но революция — неотъемлемый процесс, без нее не было бы той истории, которая сейчас у нас есть.

    Мое отношение к изменениям зависит от самих изменений — позитивные они или негативные. Но я считаю, даже если кажется, что что-то происходит случайно, это неслучайно. В душе я революционер. Я хочу изменить мир. Конечно, я не могу сказать, что на данный момент жизни смогла бы стать лидером какого-нибудь движения, но я бы хотела это сделать. Конечно, есть некий страх переоценить свои силы. Лидером быть сложно. Это большая ответственность.

    В моей жизни были важные события, но их сложно назвать революционными. Например, я занимаюсь конным спортом и недавно открыла для себя новые направления. Для меня это было неким переосмыслением конного мира, а он для меня много значит. Я считаю, революционные события в нашей жизни формируют характер и личность. Думаю, революции не стали менее актуальны, но я бы не сказала, что будущее за революцией. Историю можно менять и плавными реформами.

    Руслан Беккузин,
    студент:

    — Я скорее сторонник постепенных реформ. Да, революция — это неотъемлемая часть исторического процесса. Без нее движение в истории происходит, но не так динамично. Кардинальные изменения... Сложный вопрос. Я ко всему отношусь неоднозначно. Субъективно мне не нравится, когда, например, меня выселяют из дома. Но объективно понимаю, что это учит самостоятельности. Сам я не революционер. Революция предполагает, что ты должен уметь подавлять других. Что значит возглавлять движение? Подавать пример, быть выше других и нести ответственность за людей, которых ты ведешь. Это сложно. Значительные изменения часто происходят в моей жизни. Например, я ушел из университета через полгода учебы, работал на неожиданных для себя должностях и недавно меня выселили из дома. Субъективно мне это не нравится, но с другой стороны, это бесценный опыт. В мире нет ничего однозначного, по-моему. Теоретически можно обойтись без революции, но на практике, я думаю, еще не одна революция случится на нашей Земле.

    Айгуль Дресвянина,
    20 лет:

    — Я негативно отношусь к революции как к явлению. На мой взгляд, это своего рода война, бунт. И ничем хорошим для отдельных людей это не заканчивается. Но революция является частью исторического процесса. Именно благодаря ей и мы когда-то смогли изменить страну и мир.

    Я обычно меняю что-то, потому что очень хочется. И иногда очень круто! Но когда это делаю не я, мне некомфортно. Я не могу сказать, что я в душе революционер, но при этом у меня есть привычка улетать в другую страну просто так, не планируя, а еще я могу состричь волосы без каких бы то ни было предпосылок. И да, наверное, я смогла бы возглавить бунт или общественное движение, если меня что-то заденет до глубины души.

    На мой взгляд, если говорить о стране в целом, то мы живем в мире и в то время, когда мало войн. Я считаю, что не стоит прибегать к революциям, потому что есть способы гуманнее. Зачем подвергать людей такой муке? Хотя чтобы кардинально что-то изменить, наверное, иногда и революцию можно считать оправданной.

    Шамима Нурмамадова,
    23 года:

    — Я отношусь к революциям как к определенному периоду в любом развивающемся обществе. Мне кажется, что революция создает историю, поэтому является неотъемлемой ее частью. Относительно изменений могу сказать, что люблю их, если они действительно необходимы. Но при этом никакое движение я бы не смогла возглавить, потому что не такая смелая, какой следует быть для этого. Революция означает поворот, переворот, превращение, обращение. Мой приезд в Санкт-Петербург и обучение здесь — и есть революционное событие в моей жизни.

    На мой взгляд, за революциями будущее или нет, зависит от того, в какое русло направлены действия потенциальных революционеров и ради чего это все происходит. Если во благо страны, мира, то, конечно же, они всегда будут актуальны.

    Венера,
    55 лет, режиссер театра:

    — Революция с одной стороны, — это очень хорошо, потому что она несет в себе сильный энергетический заряд, с другой — может разгромить все на своем пути. Но без нее никуда. Все должно развиваться, и когда происходит так, что энергия накапливается, но возникают препятствия для ее реализации, — происходит революция. Для реформ нужны мудрые правители, но они часто не готовы идти на уступки.

    К изменениям я отношусь по-разному, смотря какого они рода. В душе я, наверное, революционер и могла бы возглавить какое-нибудь движение. Мне это свойственно.

    В моей жизни было такое, что я могла все сломать и начать делать абсолютно новое. Такие события формируют личность и меняют жизнь. Но хотелось бы, чтобы все шло плавно, хотя иногда революция просто необходима. Я надеюсь, что будущее все-таки за человеческой мудростью, а не за революциями.

    Елизавета:

    — Любой процесс без резких скачков, таких как революция, не может иметь прогресс. Без упадков и подъемов невозможно развитие государства.

    Я не люблю постоянство и неизменность, а кардинальных изменений боюсь. Страх в том, что нужно приспосабливаться к чему-то новому, а это не всегда легко. Я чуть-чуть революционер, но возглавить какое-то движение не смогла бы, потому что это большая ответственность. Я скорее могла бы стоять за чье-то спиной и помогать. Общественное движение может привести к упадку государства и общества, а я к этому не готова.

    В моей жизни происходили значимые события, но они связаны с духовным и психологическим развитием. После подросткового возраста происходит некая революция внутри, и ты меняешься. Я согласна, что такие события формируют характер. Если человек не производит никаких изменений внутри себя, то он не сможет дальше развиваться, познавать мир и создавать новое.

    Будущее за революцией, однозначно! Сейчас есть определенная иллюзия свободы, которой на самом деле нет. Когда найдется революционер, способный все изменить, начнется новое будущее.

    Артем Сороков:

    — К сожалению, к революции я отношусь неплохо. Предыдущие революции многое изменили в истории. Они — часть исторического развития, потому что это заставляет общество шевелиться, приводит к изменениям. В душе я не революционер. Я мог бы возглавить движение, найти нужных людей, но на самом деле, людей сейчас сложно поднять на что-то такое.

    В моей жизни пока не было событий, которые я мог бы назвать революционными. Но вообще, я считаю, такие события заставляют жить дальше. И учат жить иначе!

    Революция — неотъемлемая часть истории, полагаю, что значительные шаги и в будущем будут сделаны именно таким путем. Но в нашей стране, надеюсь, изменения будут происходить путем инноваций, то есть частичным внедрением чего-то нового.

    Анна Патракова,
    учитель литературы:

    — Революции хорошо изучать, смотреть на них со стороны, а вот жить во время революций — плохо. Поэтому я отношусь к ним амбивалентно. Как историка революция интересует меня, а как человек я ее боюсь. К сожалению, за всю свою историю человечество доказало, что его невозможно ни воспитать, ни обучить. Оно может только взбунтоваться и начать жить по-новому.

    Я люблю изменения и в душе могу назвать себя революционером. Но возглавить движение... Я скорее ведомый, чем вожак и преобразователь. Но очень люблю ходить на митинги и заряжаться энергией людей с трибуны. У меня была любимая революция — Французская, и я знала про нее очень много. Но это было в юности, а в юности мы все любим революции.

    Переход в школу «Взмах» было одним из самых революционных событий в моей жизни. Меня это сильно изменило, я стала более свободной и раскрепощенной.

    Думаю, что будущее все-таки за революцией, ее уже предрекают в нашей стране. К сожалению, мирным путем невозможно что-то кардинально поменять. Менять надо только резко и радикально.

    Анастасия Тарасова:

    — Я отношусь к революциям очень неоднозначно, у них есть и хорошие, и плохие стороны. Революция — это прежде всего перемены. Они возникают тогда, когда людей что-то не устраивает. Думаю, революции могут возникнуть практически в любой период истории. Рано или поздно любая система дает сбой или заходит в тупик — и тогда наступает время революций.

    Нравятся мне изменения или нет, зависит от их характера. В душе я не революционер, мне кажется, у меня бы не получилось принципиально изменить даже свой образ жизни, не говоря уже об изменении общества в целом. Возглавлять движение я бы не смогла — я не вижу в себе лидерских качеств.

    В моей жизни пока не было каких-то революционных событий. Революции — это часть истории, и поэтому за ними будущее. Очень не хотелось бы, чтобы революция произошла, но очень возможно, что она будет, а может, даже и в нашей стране.

    Илья Очковский,
    15 лет:

    — Революция — это двоякое явление, все зависит от того, с какой позиции ты ее рассматриваешь. Если ты революционер, то хорошо, если правитель — плохо. Еще революция — это всегда жертвы, но без этого не добиться победы.

    Изменения в жизни общества пока меня не касаются, поэтому я отношусь к ним нейтрально. Революционер я или нет, зависит от обстоятельств. Сейчас, пока все хорошо, — нет. Но я мог бы возглавить общественное движение. Лидерские навыки, влияние, ораторские способности, умение завоевать, доверие — вот что нужно лидеру, и все это у меня есть.

    Я думаю, революции никогда не утратят своей актуальности, потому что в обществе всегда будут оставаться недовольство и конфликты. Конечно, можно производить изменения путем реформ, но те, кто находится у власти, не захотят менять комфортный для них режим, поэтому остается только революция.

    Юрий Радаев,
    завуч школы «Взмах»:

    — Я признаю и считаю законной только один вид революции — революция в сознании человека. Надеюсь, каждый переживал момент, когда становится очевидно то, в чем раньше ты заблуждался. Переход от непонимания к пониманию и есть революция. Любые другие виды революции, происходящие вне человека, как правило, связаны с жертвами, а оправдывают ли они результат? Поэтому я за революцию в познании. Я желаю побольше себе и окружающим таких революций в себе. Если в каждом из нас будут происходить такие изменения, то и мир вокруг тоже будет лучше. Да здравствует всемирная революция внутри нас!

    Исторический процесс, как и любой другой невозможен без революции. Это всегда переход от количества к качеству. Накапливаются новые признаки, и, когда их становится очень много, происходит резкий переход — то есть революция. С другой стороны, признаки должны накапливаться эволюционным путем, то есть постепенно, естественно, без воздействия извне.

    Если с человеком происходят такие внутренние революционные изменения, это отражается и на его образе жизни. Да, я революционер, я люблю меняться, но, конечно, это не всегда получается. Общественное движение... Все это у меня уже было, и я считаю это заблуждением. Все общественные пертурбации происходят не потому, что люди хотят объединиться, а потому, что хотят быть похожими на кого-то, и это меняет этих людей. Возглавлять такое движение я бы не хотел.

    В моей жизни революционных событий было много — и внешних, и внутренних. Они всегда сопутствовали друг другу. Это всегда переосмысление чего-то, переход к новому. Я ни о чем не жалею. Ничего, кроме роста, такие события не несут.

    МЫ продолжаем знакомить вас с семейной хроникой одной из самых известных дворянских фамилий России - князей Трубецких. В прошлом номере "Суперзвезд" были опубликованы воспоминания княгини Любови Оболенской о дореволюционной жизни семейства. Сегодня о том, как сложилась судьба славного дома Трубецких после Октябрьского переворота 1917 года, рассказывает 97-летний князь Сергей Григорьевич Трубецкой, любезно предоставивший в распоряжение "Суперзвезд" семейную переписку.

    1918 год

    ПЕРЕД отступлением с Кавказа большевики многих арестовали и расстреляли. Дядя Миша Лопухин, офицер Сумского полка, был арестован в августе 1918 года в Москве. Княгиня Голицына ходила просить о нем к видному социал-демократу Смидовичу, который был родственником митрополита Евлогия и учителем Лопухиных в молодости. Смидович сказал Голицыной, что поможет ей, если Миша Лопухин даст обещание не выступать против их правительства. Дядя Миша отказался и был расстрелян 23 августа 1918 года после покушения на Ленина... На расстрел его вели с другом, Николаем Николаевичем Коротневым. Когда их вели вдоль какого-то забора, Коротнев перепрыгнул через этот забор и сумел скрыться. Позже он пришел в церковь, где служили панихиду по убитым, в числе которых было его имя. Он потом говорил шутя: "Я был на собственной панихиде". Коротнев женился на невесте дяди Рафаши Лопухина. В иммиграции они жили в Нью-Йорке, где оба скончались.

    А вот еще одно чудесное спасение от смерти нашего родственника Алеши Сайнт-Витгенштейна. Он ехал из Петербурга на юг в Добровольческую армию. Он был еще совсем молодым, 16-17 лет. По дороге его арестовали и привели в комиссарский двор, где были уже несколько заключенных.

    Солдат, их охранявший, сжалился над его молодостью. Подозвал к себе и сказал: "Иди в конец двора, прыгни через забор и беги в лес. Комиссар спит, а проснется - тебя не пожалеет и расстреляет". Алеша спросил: "Но ты будешь в меня стрелять?" Солдат сказал: "А как же, конечно, буду, но в воздух". Так и случилось. Он остался жив.

    1919 год

    МЫ, КАК уже было сказано, жили в Ялте (Крым), и вся жизнь казалась нормальной. Прожили на одном месте с сентября 1918-го до апреля 1919 года. Но письма этого времени, с начала года по август, не сохранились, что, видимо, произошло из-за неожиданного наступления красных.

    Перед Пасхой, за недели три, брат Николай, Миша и я пошли в Гурзуф в гости на два-три дня к Урусовым.

    Вернувшись обратно, к вечеру мы узнали, что нас с волнением ждали, так как надо было бежать от большевиков. В порту Ялты уже стояли пароходы для посадки. На следующий день мы погрузились на русский пароход "Посадник", который почему-то был с французской командой и шел под французским флагом.

    1921 год

    МНОГИЕ беженцы стремились перебраться во Францию. Письмо одной из наших родственниц к моему отцу дает полную картину происходящего в Париже.

    "Милый дядя Гриша!

    Как вы все поживаете, очень ли несносно всем вам в Вене, не собираетесь ли сюда? Очень жаль, что все-таки не здесь живете. Тут теперь так много своих, что прямо как будто это - наш город. Приехали Володя, Маша с семьей, Евгения Павловна Писарева и Женичка Лопухина с мужем. Евгения Павловна совсем такая же осталась, только зубы у ней выпали, и это ее очень меняет. Женичка же, кажется, очень довольна своим мужем, муж доволен Женичкой, и, в общем, он уж не такой урод, как говорили. Володя и Маша (Трубецкие) поселились в St. Germain, где нашли очень дешевую дачу - 500 франков в месяц. Они очень в грустном положении, т. к. абсолютно без денег. Мара продала уже все, что у нее было, - остались лишь бриллианты в ушах, а Володя еще дела или место себе не нашел, т. е. нашел место в 1500 фр. в месяц, но это так мало, что не стоит и брать. Очень у них страшно. Мы придумали теперь с Машей открыть мастерскую платьев - будем копировать хорошие модели и заниматься экспортом решительно во все страны. Взяла себе в компанию жидовку, у которой ходы во всех странах, и очень надеемся, что это дело будет нам давать доход. Алеша же все поет и поет. В воскресенье первый концерт, где он участвует в Cerele des Alkies, за что получает 500 фр. Зовут его в турне по Америке. Мама, Татя и Соня все в Константинополе. Мама, говорят, в хорошем виде, но очень мучается вопросом денег, которых у нее совсем почти не осталось".

    Одними из первых писем, полученных из России моими родителями в Австрии, были письма от Веры, жены Евгения Николаевича Трубецкого, и ее сына Сергея Евгеньевича. Письмо от 2 сентября.

    "...Милый, дорогой Гриша. Как я была обрадована видом твоего почерка. Очень тебя благодарю за твое письмо и за всю теплоту и ласку и заботу о нас. А эта любовь и ласка так согревают душу и помогают жить! Мы с Соней писали тебе, что всегда тебя любим, но что со смерти Жени у нас к тебе еще особое чувство. Ты с ним был, и это сознание для нас большое утешение".

    Л. П. Оболенская 30 июля просит отца помочь устроить выезд из Москвы тете Азе (сестре любимой матери): "...Мама до того мучается, что т. Азя в Москве умирает от голода (даже у ней нарывы от недоедания), а мы теперь набрали деньги на ее вывоз, ей невозможно дальше там оставаться, она, наверно, умрет, если останется еще зиму..."

    Лина Черткова пишет Пап`а 12 сентября: "...Дней 10 назад мы решили покинуть Кишинев - очень неустойчивое положение. Вблизи города небезопасно жить, детей наших мы учили все время дома, верстах в трех от города. Ольга готова в 6-й класс, а Сережа - почти в 5-й класс. Соня - во 2-м классе. Учебные заведения здесь посредственны..." Дальше пишет, что у них есть кой-какие деньги и хотят переехать в Германию.

    В октябре месяце Пап`а получил несколько писем, одно за другим, от Верочки Трубецкой из Москвы, где в очень осторожной форме она пишет о заболеваниях, больницах и т. д., что означает аресты и тюрьму. Она пишет: "...Мария и Тоня Осоргины наконец получили разрешение вернуться в Измалково. Никто не знает, в каком состоянии находится заболевший Георгий, который в той же больнице, где был первоначально Сережа Трубецкой. Слава Богу, Миша и Лиза бодры... уповаю на Господню милость, да умудрит Он нас в том, что от нас зависит, а во всем остальном полагаюсь на Божью волю. Дай Бог сил, бодрости и терпения..."

    Осенью родители и мы, три младших сына, поехали через Баден-Баден повидать Гагариных, а потом в Берлин - держать экзамены в русскую гимназию. К нашему стыду, мы все провалились. После экзаменов, при чтении результатов, директор просто сказал: "Братья Трубецкие провалились". На этом мы вернулись в наш Баден.

    1922 год

    СОВЕРШЕННО неожиданно наша няня Саша получила в Бадене в конце апреля 1922 г. длинное письмо от нашего конторщика Федора Ивановича Дрожанова. Он пишет об очень плачевном состоянии Васильевского. За четыре года революции почти все было разрушено. Очень странно, что это письмо прошло без цензуры.

    Он пишет, что наши оба дома сгорели дотла - они были обращены в детские приюты с 1918 г.: "...Пожар объясняется поджогом, сделанным надзирателем дома, чтобы скрыть от назначенной комиссии свой подлог и воровство... Лучшая мебель была вывезена неизвестно куда, а библиотека еще в начале революции была вывезена в Венев. На дворе все постройки еще целы, только стоят без окон и дверей... На скотном дворе организовано Васильевское советское хозяйство, причем "культурно-показательное". "...Продолжается плохой урожай, скот был уничтожен, нет удобрения..." "... Из тех людей, что жили в имении до 1918 г., никого не осталось. Молыныч, бывший управляющий, уехал в Венев. Все постарше вымерли..."

    "...Лукерия Ивановна (старая кормилица Мам`а) служила в детском приюте, по случаю старости и слабости брошена из приюта, она страдала от голода и холода и вскоре умерла..."

    Пишет дальше: "...От тифозной эпидемии люди мрут, люди голодают, хоронят без гробов и священников..." Он откровенно дальше критикует создавшееся положение: "...население ужасно стонет от продовольственных налогов".

    "...Школы бездействуют, больницы бездействуют. Одним словом, жить так невозможно, а когда будет спасение? Неизвестно! Берут налоги: с лошади - 15.000.000, с коровы - 10.000.000, со свиньи - 5.000.000. Сейчас идет изъятие скота, серебра, ценных вещей по храмам всея России, с оружием в руках и пулеметами. Были, конечно, сопротивления, но они бессильны..."

    "...Цены тут страшные: два с половиною миллиона рублей стоит фунт сахара, соль - 150.000 р., керосин - 50.000 р., хорошая лошадь - 150.000.000 - 250.000.000, корова тоже таких цен..."

    "...Все живут без сахара, перекуривают сахар в самогон, пьют большевики и коммунисты. Поезд Москва - Венев ходит раз в день с разбитыми вагонами, без воды и отопления, билет стоит 1 млн. р.*".

    1924 год

    ДЛЯ меня начался новый год с первого моего отпуска из школы. В январе я провел в семье две недели, уехавши из Бадена в конце июня месяца. Для меня все было ново. Парижа я не знал, все было интересно. Ходил по музеям.

    Мама пишет 23 января и дает семейные вести: "...Ты, вероятно, слышал, что Ленин наконец умер. Пока трудно сказать, как пойдет дальше дело с Россией, кто его заменит.

    У нас тут невероятное событие: Николай Лермонтов - жених очень милой барышни Сабуровой - каково! Вчера вечером они у нас были и объявили об этом. Кроме того, Вовка Матвеев женится на Тане Лопухиной. Обе свадьбы будут у нас. Дедушка решил в саду строить церковь, и уже к этому приступили. Со Страстной у нас будет служба. Вот сколько у нас событий. Тут тетя Марина, а в четверг приезжает тетя Верочка Трубецкая с детьми и Соней, им Саша нанял квартиру в Париже..."

    Вообще за эти школьные годы я получал частые письма от Пап`а и Мам`а, в которых всегда они давали мне семейные новости, многие письма сохранились.

    В середине марта Мам`а пишет: "...Долго Тебе не писала, у нас тут родила Марина (Гагарина-Трубецкая) девочку Марину, очень миленькую, и я нахожусь при ней в больнице в Париже. Дома почти не бываю. Тебя запустила. Н. Милорадович, который живет у нас, выдержал экзамен на шофера и очень счастлив. Я буду с Мариной, должно быть, до будущего четверга, тогда вернусь в Кламар. Без меня там все вверх дном."

    Хочу дать объяснение, почему все держали экзамены на шофера такси и радуются. Нельзя забывать, что большинство русских в эмиграции - бывшие военные с 1914 г., у них не было других перспектив, и они надеялись на скорое возвращение в Россию, и потому думали, что такси - занятие ненадолго. По свидетельству Сергея Гескета, будучи шофером, он зарабатывал 3000 франков в месяц, а как молодой инженер мог бы получать только 1500 франков, а надо было кормить семью.

    Мам`а пишет отцу, который уехал лечиться в Bain les Bains: "...Вчера вернулась от Оли. Тут я попала на суету. Умер в Белвю брат Тимашева, и его вчера привезли в нашу церковь и сегодня отпевали. Я очень устала. Одновременно с привозом тела вчера неожиданно появилась сестра Ник. Серг. Арсеньева. Сегодня же утром у нас весь сад был полон разных графинь..."

    Пап`а отвечает: "...Ты, бедная, хлопочешь о живых и мертвых, но о чужих покойниках. И что дальше! Нельзя закрывать двери ни живым, ни мертвым, но я пишу Ольге, что наш дом надо окрестить "Машино подворье".

    1941 год

    В ПИСЬМАХ Мам`а нашел следующую ее запись. Это, если так можно сказать, ее крик души и крик негодования на Сталина, его политику. Очевидно, письмо было написано при вступлении немцев в СССР в июне месяце 1941 г.:

    "Смело в бой пойдем
    За Русь Святую
    И кровь свою прольем,
    Кровь молодую!

    Это со вчерашнего вечера звенит у меня в ушах, вижу идущих молодых, милых людей, поющих это, вижу гробы, вносимые друг за другом в Новочеркасский собор! А сколько неизвестных и дорогих лежит, и некому их похоронить.

    Вчерашнее радио совсем меня перевернуло. Что же это, ведь они (большевики. - Ред.) гнусным голосом говорили, что в 17-м году одержали победу над нами, убили наших детей и теперь сравнивают их с немцами и фашистами; нет, пока над Россией Сталин, нет у меня Родины, кроме Перекопа, где лежит Костя; Ковно, где сидит Миша в тюрьме, и Барановичей, где Д. Поля. Вспоминаю Пап`а, который, невзирая на недавнюю войну с немцами, пошел на переговоры с ними и несколько раз с ними встречался, лишь бы свергнуть большевиков. Трудно, знаю, все переносить, но есть и невозможно переносимые вещи. Хотела это сказать, но не могу, слишком трудно. Есть правда? Не знаю, но неправду чувствую".

    Привожу здесь целиком письмо брата Миши, где он красочно описывает все прелести своего ареста и заключения. Письмо было переписано Мам`а и прислано нам в Америку.

    "Милая Мама! Так давно не писал и о вас ничего не имею. Не знаю, с чего начать, начну с конца. Попал я в тюрьму сравнительно не так давно. Меня поймали в церкви на Страстной неделе. У большевиков все такой же беспорядок, как во время революции; меня искали с самого их прихода, но искали в Ковно, а я почти что открыто жил в Вильно и даже работал и был "стахановцем" на фабрике, где никто никогда ничего не делал, так как не было сырья. Но на каждой фабрике нужны "стахановцы"; было бы болото, черти всегда найдутся. И вот пришли репортеры снимать наше "социалистическое строительство", потребовали и мою фотографию в "лабораторию", где нечего было ни измерять, ни проверять, но сказали, что у меня фотогеническая борода, и на следующий день я был в газетах с "140-процентным перевыполнением норм". Пришлось сбрить бороду и ехать назад скрываться от рекламы, жить с другой физиономией и с другим паспортом. Но тем не менее меня поймали. Прятался хорошо, а поймали в церкви. Обвинили в "шпионаже и контрреволюции", так что странно, что жив, не расстрелян. На допросах требовали признания своей вины, но этого не добились. Тюрьма совершенно темная, без воздуха, без книг, но с массой самых разнообразных насекомых для любителя зоологии. Но, в общем, все хорошо, и я знал и верил, что освобожусь, и оказался прав.

    Освободили нас партизаны. НКВД (бывшее ГПУ) успело замучить, отступая, только 80 человек, т. к. сторож бежал с ключами и чекисты должны были взламывать железные двери каждой камеры. Времени было мало, а работа трудная. Потому до меня и добраться не успели. По выходе из тюрьмы я тоже был партизаном и, вооруженный "до зубов", стрелял сразу из двух пистолетов, как в американском фильме.

    В Щорсах жить еще нельзя. Там в лесах все еще много разных красноармейцев и покуда очень неспокойно. Парк же теперь напоминает кладбище. Там ведь большевиков закапывали; теперь же там закапывают тех, кто закапывал при большевиках. Дом в Щорсах пострадал, т. к. крестьянам нужны были гвозди, они их вытащили из крыши, и крыша рухнула, а год спустя ее увезли за 20 км для Советов. Это типично, а посему не удивляйтесь. В Вишневе иначе. Большевики этот дом отремонтировали заново, привезли массу наворованной великолепной мебели. Но при бегстве большевиков честные поселяне украли все и даже прихватили несколько окон и дверей.

    Дорогие мои милые Паша, Катя, Костя и все! Пока прощайте. Получите это письмо, наверно, когда я еще буду в Щорсах! Крепко, крепко вас всех обнимаю и целую. До скорого все вместе!"

    Редакция выражает благодарность за консультации и предоставление фотографий Сергею Алексеевичу САПОЖНИКОВУ, 1-му вице-предводителю Российского и предводителю Московского Дворянских Собраний.

    В ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю, а по старому стилю это произошло с 25 на 26 октября) 1917 года в Петрограде произошло восстание. По сигналу, которым стал выстрел крейсера «Аврора», вооруженные рабочие, солдаты и матросы захватили Зимний дворец, свергли Временное правительство и провозгласили Власть Советов.

    Заложенную Октябрем траекторию движения к коммунистическому будущему в свое время активно поддержали выдающиеся деятели XX века: Бернард Шоу и Пабло Пикассо, Эйнштейн и Циолковский.

    Что же представляла из себя ситуация в России к началу 1917 года?

    Шла первая мировая война унесшая 1 700 000 жизней русских людей

    В стране назревал голод;

    З/п рабочих увеличилась на 100%, а цены выросли на 300%;

    Повсюду стояли очереди за продуктами.

    Быстро и малой кровью

    Революция была отлично подготовлена. 12 октября числа Троцкий, который возглавлял Петроградский Совет учредил Военно-революционный комитет. 22 числа агитаторы от большевиков отправились во все воинские части Петрограда. Октябрьская революция началась 25 октября 1917 года.

    Прямой захват власти произошел всего за 3 дня, а захват центра Временного правительства - Зимнего дворца, за 4 с лишним часа. При этом Государственный Банк, Центральная Телеграфная станция, Главный почтамт и центральные газеты полностью находились в руках большевиков ещё до выстрела крейсера «Авроры», произошедшего ровно в 21:40, 25 октября по старому стилю.

    Штурм Зимнего

    Согласно документам ВРК, потери революционеров во время штурма составили всего 6 человек, да и те в списках значились как жертвы несчастного случая. В комментариях к потерям в некоторых списках можно найти примечания: «подорвались на гранате неизвестной системы по причине личной халатности и неосторожности». Сведений об убитых защитниках Зимнего и нет вовсе, однако архивы пестрят записками о том, что юнкер, офицер или солдат такой-то был после взятия Зимнего отпущен, под честное слово «не принимать участия в боях против революционеров».


    Самая высокотехнологичная революция

    Октябрьская революция стала самой «высокотехнологичной революцией» в истории человечества. В 5 часов 10 минут утра 26 октября прозвучало первое в истории революционное радиообращение к народу, в котором Петроградский военно-революционный комитет объявил о переходе власти к Советам.

    Ленин - кровавый диктатор или вождь пролетариата?

    25 октября в 10 часов утра Владимир Ильич Ленин обратился с воззванием «К гражданам России»:
    «Временное правительство низложено… Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, это дело обеспечено» .

    Демократические свободы

    После Октябрьской революции в Советской России в 1918 году была принята конституция, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами.

    Октябрьская революция утвердила Советы как наиболее демократическую форму политической власти, давшую измученному войной народу долгожданные мир, землю и возможность национального самоопределения.

    Октябрьская революция выдвинула идею социального освобождения и справедливости.

    Плоды революции

    1.Октябрь дал России дееспособное правительство. Что происходило в бывшей Российской империи в тот момент? Продолжалась предельно непопулярная захватническая война, обострилась продовольственная проблема, вырос уровень преступности, правительства менялись одно за другим. Большевики же оказались способны не только удержать власть, но и выполнить свои обещания: обеспечить снабжение городов продовольствием, дать землю крестьянам, причём так, как хотели сами крестьяне, чья воля была выражена в «Наказах», предшествовавших «Декрету о земле», и наконец заключить мир.

    2.Революция открыла путь к выходу российского общества из общенационального кризиса в интересах трудящихся масс , ликвидировав остатки феодализма и мучительные противоречия российского капитализма. Вывела Россию из империалистической войны и иностранной зависимости, обеспечив независимый путь развития. Установила политическую власть трудящихся в форме Советов, провозгласила целью социальное равенство и национальное равноправие; установила повсеместный 8-часовой рабочий день; открыла простор для проявления творческих сил народа и положила начало новой ступени в развитии российского общества.

    3.Индустриализация страны - тоже прямое следствие революции. В 1920 году, менее чем за один год, правительство РСФСР под руководством В. И. Ленина разработало перспективный план электрификации страны, для чего, в частности, и была создана Государственная комиссия по разработке плана электрификации России под руководством Г. М. Кржижановского. К работе комиссии было привлечено около двухсот учёных и инженеров. ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нём предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. В итоге проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России.

    4.Огромные изменения принесла революция в культурную жизнь страны, где в начале ХХ века было 40% неграмотного населения.

    Для общей картины, здесь достаточно будет перечисления лишь самых главных мероприятий:

    А) Введение всеобщего обязательного светского образования для детей.

    Б) Введение бесплатного обучения в вузах с ускоренной подготовкой на рабочих факультетах для тех, у кого не хватало имеющегося уровня.

    В) Грандиозная кампания по ликвидации безграмотности и малограмотности взрослых.

    Г) Создание сети вечерних школ для тех, кто хотел повысить образовательный уровень.

    Д) Создание системы лекториев, научно-популярных чтений, художественных программ для самых широких масс.

    5 .Наука в рабочем государстве стала одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. За два года, в 1918—1919 гг, было создано 33 крупных для того времени научно-исследовательских института, в числе которых такие известные, как Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе РАН, Государственный оптический институт (ГОИ), Институт изучения мозга и психической деятельности, Рентгенологический и радиологический институт, Институт по изучению Севера. К 1923 году количество исследовательских институтов в стране достигло 55, а к 1927 году их стало более 90.

    6. Октябрьская социалистическая революция открыла перед медициной новые пути развития. Охрана здоровья народа стала одной из важнейших функций государства. Была создана широкая сеть медицинских учреждений. Сформулированные уже в первые годы Советской власти организационные принципы здравоохранения исходили из развитых В. И. Лениным марксистских положений о социальной обусловленности общественного здоровья.

    7. После Октябрьской революции в Советской России в 1918 году была принята конституция, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами. Советские женщины, одни из первых в мире получили избирательное право, право голоса и право быть избранными в государственные и местные органы самоуправления наравне с мужчинами.

    8. Внедрение цивилизационных институтов и цивилизационных форм жизни в Центральной Азии. Практически безвозмездно СССР осуществил грандиозную цивилизационную миссию в этом ранее абсолютно отсталом регионе и превратил его в несколько экономически процветающих республик с развитым для того времени образованием, здравоохранением, наукой и культурой.


    Так произошло, потому что октябрьской революции не пришла на помощь международная революция. Россия оказалась на положении осажденной крепости.

    Капиталистический экономический базис задушил пролетарскую надстройку.

    Государственная бюрократия, коллективный собственник государственных средств производства, не могла допустить возрождения ослабевшей в ходе гражданской войны власти рабочего класса.

    Раз за разом, она ослабляла его влияние на жизнь страны. А когда настал момент - просто тотально вырезала его партию, одновременно ликвидировав даже юридически его власть - Советы. Советская власть была аннулирована сталинской конституцией 1936 года.

    В этом разгадка последующего разгрома левой оппозиции в ВКП (б) в 20-е годы и последующего террора 1937-38 гг.

    Падение советской модели общества не означает ложность идеалов Октября. Как христианские идеи не ответственны за практику инквизиции, так сталинский тоталитаризм не рушит идеалы революции.

    Октябрьская революция 1917 года показала всем трудящимся, что пролетарская партия была способна обеспечить ликвидацию капиталистического строя, предотвратить национальную катастрофу, вывести страну на путь самостоятельного развития.

    Владимир Рогозин .

    После революции 1917 года в России стремительно ломались устои прежней жизни - были введены григорианский календарь, декретное время, новая система мер и весов, принята реформа орфографии. Однако новая, советская культура требовала и другого, «нереакционного» алфавита - латинского. Так началось движение за латинизацию русского языка .

    Волна латинизации


    В современном мире преобладающими графическими системами являются кириллический, латинский и арабский алфавиты, которые используются, соответственно, крупнейшими мировыми религиями - православием , католичеством и исламом . Выбор того или иного написания никогда не бывает нейтральным, он несет в себе идеологическое и политическое содержание, отсылает нас к той или иной исторической традиции (наглядный пример борьбы т.н. "воинствующих атеистов" с Православием в интересах фарисействующего католицизма − прим. IC ). Это прекрасно понимали большевики, предпринявшие первую попытку по переводу русского языка с кириллицы на латиницу еще в 1919 году.

    А.В. Луначарский , проживший 18 лет за границей - в Швейцарии, где получил юридическое образование, а также в Италии, Франции, Германии и Испании, - выступил инициатором реформы. Однако, как позже вспоминал сам Анатолий Васильевич, Ленин посоветовал ему «не действовать наспех», ведь было нужно время, чтобы латинский шрифт «приспособить к нашему», чтобы потом не говорили о «нашем варварстве» . И подготовка началась…

    В 1920-1930-х годах по стране прокатилась волна латинизации - ей подверглись 50 из 72 языков СССР. На латинскую графику перешли Азербайджан, Северная Осетия, Ингушетия, Кабарда, Молдавия, Узбекистан и многие другие республики и народы. Наступила очередь и русского языка. В 1929 году Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) РСФСР образовал специальную комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Возглавил ее профессор Николай Феофанович Яковлев .

    Это был известный специалист по восточным языкам, участвовавший в создании многих алфавитов. Высокий, крупного телосложения, любивший выпить, он отличался резкостью поведения, острым языком, нелюбовью к соблюдению канонов и приличий. Несмотря на свое дворянское происхождение, Яковлев всегда оставался «красным профессором», стремясь к созданию марксистской лингвистики. На убеждения Яковлева не повлиял даже тот факт, что во время Гражданской войны революционно настроенные крестьяне живьем закопали в землю его мать , Александру Константиновну, а брат воевал на стороне белых и позже эмигрировал в Турцию. К слову сказать, филологический талант деда передался его внучке - известной писательнице Людмиле Петрушевской .

    Экономия бумаги и движений


    Поскольку на территории СССР - и в Сибири, и в Центральной Азии, и на Кавказе, и в Поволжье - везде уже использовалась латиница, Яковлев имел полное право писать:
    «Территория русского алфавита представляет собою в настоящее время род клина, забитого между странами, где принят латинский алфавит Октябрьской революции, и странами Западной Европы».

    Для профессора Яковлева существование русского алфавита представляло собою «безусловный анахронизм» , «род графического барьера, отделяющего наиболее численную группу народов Союза как от революционного Востока, так и от трудовых масс и пролетариата Запада».

    Луначарский всячески поддерживал работу комиссии, доказывая выгоды грядущих революционных перемен. Даже простое их перечисление представляется современному читателю шуткой или лукавством автора: людей будет легче обучать грамоте, потому что количество букв уменьшится (что приведет и к снижению уровня мышления человека, для чего во все времена и уничтожались "лишние" буквы (сегодня, к примеру, это буквы "ъ" и "ё"). Достаточно вспомнить про нацистские планы ввести упрощенный "базовый" язык для покоренных народов − прим. IC ); латинские буквы меньше места занимают на бумаге, поэтому снизятся расходы на бумагу, типографию, транспорт. И в целом, по мнению профессора Яковлева, латинский шрифт обладает большим графическим разнообразием букв, позволяет глазу быстрее охватывать образ целого слова и легче достигать беглого чтения, а уж экономия движений руки при письме составит 14-15%.

    У противников реформы были свои аргументы: переход на новый алфавит приведет к утрате культурной преемственности и исторического наследия ; для переоборудования полиграфической промышленности потребуются огромные денежные средства; дорогостоящее переобучение грамотного населения приведет к падению темпа чтения и письма людей, связанных с умственным трудом . Эти доводы, однако, сторонники перехода на латиницу рассматривали как проявление отсталости взглядов и «недоразумение».

    Борьба продолжается


    Итак, переход на латинский алфавит должны были включить в генеральный план реконструкции и индустриализации СССР на очередную пятилетку. Однако 25 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) под председательством Сталина приказало Главнауке остановить разработку плана по латинизации русского алфавита . Это стало полной неожиданностью для всех членов комиссии, ведь уже была совершена «великая революция на Востоке», как называл в свое время латинизацию Ленин.

    Обучение грамоте. Фото 1930 года


    Почему же произошла смена курса руководства СССР? Что привело к изменению национально-языковой политики? Это становится понятно, если внимательно изучить биографию И.В. Сталина . После смерти Ленина в 1924 году Сталин активно включился в борьбу за власть, пока 1 января 1926 года не был снова утвержден на посту Генерального секретаря ВКП(б). Троцкий , Зиновьев и Каменев , делавшие ставку на мировую революцию и не верившие в построение социализма в одной стране, были разгромлены. К 1930-1932 годам Сталин добивается единоличной власти в партии и начинает руководить СССР без «помощи» Политбюро. Соратники зовут его «хозяином» и боятся. Таким образом, к 1930 году Сталин получает возможность лично повлиять на ситуацию, связанную с латинизацией русского языка.

    Тем не менее наиболее смелые сторонники мировой революции продолжали бороться за «интернациональную» латиницу. 29 июня 1931 года в «Вечерней Москве» были опубликованы итоги Всесоюзного орфографического совещания, на котором, в частности, предлагалось ввести новую букву j , упразднить буквы э , и , й , ъ , устанавливался свободный перенос слов (с-овет). В связи с этим было принято специальное постановление Политбюро ЦК от 5 июля 1931 года, запрещавшее «всякую реформу» и дискуссию о «реформе русского алфавита» как создающие «угрозу бесплодной и пустой растраты сил и средств государства».

    Утверждение кириллицы


    С 1935 года в Советском Союзе начался процесс перевода языков на кириллицу . В газетах были опубликованы многочисленные письма-обращения рабочих и колхозников, призывающих перейти с латиницы на кириллический алфавит . Уже к 1940 году процесс был практически завершен . Десятки языков получили письменность, которая объединила их с русским культурным пространством и стала основой, скрепляющей существование многонационального государства.