Конспект по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Ознакомление детей с изобразительным искусством, природой, музыкой. план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

конспект занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста

с изобразительным искусством

«Путешествие в страну искусства»

Цели занятия:

Ø Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж натюрморт портрет); умение находить один из жанров среди других и обосновывать свой выбор.

Ø Учить детей видеть отличительные и составные особенности пейзажа.

Ø Продолжать учить составлять композицию натюрморта по собственному замыслу.

Ø Расширить знания о портретном жанре, определять внутренний мир изображенного человека, различать чувства, настроение по выражению лица, по мимике.

Ø Учить изменять выражение лица, передвигая детали на фланелеграфе.

Ø Активизировать словарь, учить подбирать синонимы.

Ø Формировать любовь к прекрасному.

Ход занятия: Сегодня к нам должен прийти сказочный герой. Угадайте кто это? "Мальчик в шляпе большой любопытный и смешной, очень любит рисовать, только вот, ребята, что, он не знает ничего " Дети: Незнайка. Входит Незнайка: Здравствуйте, ребята. Хорошо, что вы меня знаете. Наверное, читали обо мне? Помните, однажды я хотел стать художником, но картины, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я и пришел в детский сад к вам, чтобы научиться. Ведь я так люблю искусство! Я хочу побывать в сказочной стране искусства. Но туда так просто не попадешь. Нужно показать свои знания, а я ну ничего не умею. Воспитатель : Ребята, а давайте поможем Незнайке. Мы с вами многое знаем. Слушай, Незнайка, внимательно. Что такое живопись Дети: картины, написанные разными красками или другими цветными материалами Воспитатель: Кто пишет картина? Дети : художник Воспитатель: Что помогает художнику, какие помощники есть у него? Дети: краски, карандаши, мелки, гуашь, уголь, пастель. Воспитатель : А какие краски вы знаете? Дети: акварельные , мысленные, гуашь Воспитатель : чем отличаются между собой акварель и гуашь. Дети : акварельные краски разводятся водой, а гуашь не разводятся ничем Воспитатель : а чем разводятся масляные краски? Дети : маслом Воспитатель : Масляными красками пишут картины настоящие художники, и эти картины сохраняются многие, многие годы. А что такое оттенки? Дети : все цвета, похожие на основной цвет, только темнее или светлее. Воспитатель : Назовите оттенки красного Дети: розовый, бордовый, малиновый, алый. Воспитатель: Послушал Незнайка? Что скажешь? Незнайка : Как много вы знаете! Молодцы! Согласны со мной побывать в сказочной стране искусства? Колокольчик, позвони, в мир искусства позови

(играет музыка, дети идут по кругу и подходят к группе картин- пейзажей) Незнайка: Ой, сколько здесь картин! Воспитатель : Давайте посмотрим, какие картины здесь висят. О чем они рассказывают? Верно о природе. Как, одним словом назвать картины о природе? Дети: пейзаж Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какую ошибку здесь допустили? Верно, среди пейзажей оказалась другая картина. Мы ее снимем. Какие пейзажи вам здесь знакомы? Кто их написал? Смотря на эти картины, мы видим красоту природы. А какое настроение возникает, глядя на эти картины? Дети: настроение грустное, радостное, нежное, веселое Воспитатель : А что хочется делать, глядя на картины? Незнайка : Я тоже хочу рисовать пейзаж. А как правильно рисовать пейзаж? Воспитатель : Да, обычно пейзаж пишут, но можно и изготовить этюд. Мы, Незнайка, сейчас все вместе изготовим такой этюд. Чтобы его составить мы будем использовать схемы. (рассматриваем схемы, какой порядок составления) - время года - делим лист пополам - уголок природы Дети выбирают по схеме и составляют пейзаж на фланелеграфе. Незнайка: Как красиво! Молодцы! Воспитатель : А где надо расположить картину, которую мы сняли? Дети: к натюрморту Незнайка : К «маморту»? А что это? Воспитатель : Не «маморт», а натюрморт. Ребята, давайте расскажем, что такое натюрморт. Подходим к группе картин натюрмортов Дети: Изображение красивых вещей и предметов таких, например - посуда, фрукты, овощи, цветы Незнайка: А вы и композицию умеете создавать? Воспитатель: Мы сейчас покажем тебе разные композиции натюрмортов (на листе цветной бумаги собирают дети натюрморт из вырезанных предметов) Незнайка: Ой, этому долго учиться надо. Так красиво получилось! Физминутка: «Красивый букет» (под музыку кто быстрее соберет красивый букет) Воспитатель : А какой жанр еще остался, нами не рассмотрен? (портрет) А что такое портрет? Дети: изображение человека Воспитатель : По портретам можно многое узнать о человеке? Что? Дети: узнать можно о настроении, о характере, о том, как человек живет Воспитатель : Что можно сказать об этих людях? Незнайка: Мой друг Тюбик тоже рисует портреты, вот он нарисовал сам себя Воспитатель : Дети знают как называется портрет самого автора, написанный им самим (автопортрет) Незнайка : А он и меня нарисовал! Вот! Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему все портреты разные? Да, у Незнайки разное настроение, поэтому и выражение лица менялось. Какой Незнайка изображен на этой картине? Какое у него лицо? (грустное, печальное, спокойное, удивленное) Игра " Мимика" (показать как дети сердятся, грустят, удивляются, веселятся) Воспитатель: Помогите мне грустного Незнайку превратить в веселого. Какие детали надо переменить. (на фланелеграфе разрезной портрет (рот и брови меняются) Незнайка: Ой, какой я веселый Воспитатель: Вот мы с вами побывали в стране искусства. Пора возвращаться в детский сад Незнайка: А я здесь останусь Воспитатель : Колокольчик позвони в детский сад нас верни. Вот мы и в детском саду. Где мы были? Понравилось? Что больше всего понравилось? Что было трудным в этом путешествии? Хотели бы еще раз попутешествовать? Сейчас в группе, если есть желание будем рисовать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством, природой, музыкой.

Тема :

«Беседа по картинке Левитана "Золотая осень" , знакомство детей с жанрами живописи» .

Цель : развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины. Закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами. Воспитывать любовь к родному краю, развивать творческие способности детей, знакомить их с жанрами живописи. Словарь : пейзаж, художник - пейзажист, натюрморт, портрет, синеющая речка, разноцветная листва.

Предварительная работа :рассматривание с детьми пейзажей художников Левитана И.И., Шишкина, Саврасова. Слушание произведений Чайковского П.И. "Времена года " , Вивальди "Времена года " ,чтение стихов о природе, знакомство с поговорками, пословицами, приметами осени. Оборудование : репродукция с картины Левитана "Золотая осень " /"Портрет А.С. Пушкина " художника Кипренского, "Натюрморт "Ван Гога, клей, ножницы, цветная бумага, кисточки, тряпочки, общий лист- заготовка под картину натюрморт " Дары осени ". Сегодня дети, мы поговорим с вами о жанрах живописи, о картинке Левитана "Золотая осень".

Какое время осени изображено на картинке (начало, середина или конец осени) ?

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Еще тепло, солнечно, и деревья начинают окрашиваться в золотой цвет,

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад - дорога промерзает Журча, еще бежит за мельницу ручей. Но пруд уже застыл.

Лес - точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Воспитатель предлагает внимательно посмотреть картину и сказать, что изображено на ней.

Листья на березе желтые, золотые, а осинка красная багровая.

Речка тихая, светло - синяя, задумчивая.

Посмотрите на ее берега, чем они покрыты? Какая трава?

Верно, зеленая, но уже начинает увядать, Сухая трава клонится

к земле. А что виднеется вдалеке? (Зеленая трава). Это озимь.

Трава вянет и желтеет на лугах, озимь поднимается ровным,

зеленым бархатным ковром.

Посмотрите и скажите, какую погоду изобразил художник на картине? Как узнали, что погода солнечная? Правильно, небо голубое, только кое - где проплывают белые, словно лебеди, облака. Воздух теплый, прозрачный. Ветер слабо шелестит золотыми листьями.

Какие краски использовал художник в этой картине? Верно, желтую. Это солнечная краска и художник выбрал ее для передачи дня.Красную краску художник использовал для передачи листвы осинки. Для неба и речки использовал голубой цвет. Художник в своей картине использовал радостные, веселые краски, чтобы картина получилась яркая, красивая. Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину? (радостное, немного грустное). Как другим словом можно назвать эту картину? (пейзаж). А как мы называем художника, который пишет пейзажи? (художник - пейзажист). Но есть, дети, другие художники. Одни из них рисуют портреты людей. Посмотрите портрет А.С. Пушкина художника Кипренского. Другие художники изображают фрукты, овощи, цветы. Это натюрморт. В переводе на русский язык - "мертвая натура ". Сегодня, ребята мы с вами будем художники, но не с кисточками и красками,а с цветной бумагой и ножницами. Будем создавать картину -натюрморт "Дары осени ". А что нам приносит осень? (яблоки, сливы, груши, виноград, овощи). Будем вырезать фрукты и наклеивать на нашу картину. Хорошая картина у нас получилась. А как называется этот жанр живописи? (Натюрморт).

Конспект занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой на тему: «Беседа о творчестве И.И. Левитана»

Министерство образования РФ № 32 «Березка» администрации г.Туапсе

(В подготовительной группе)

Воспитатель: Колосова Е.Б.

Программное содержание:

  • развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины;
  • закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами, танцем;
  • воспитывать любовь к родному краю, развивать творческие способности детей расширять их кругозор.

пейзаж, художник пейзажист, чародейка-зима, бездонная синева, тонкие, прозрачные березки, голубые тени.

Предварительная работа:

  • рассматривание с детьми пейзажных картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина

В.М. Васнецова;

  • прослушивание произведений П.И. Чайковского цикла «Времена года» ; разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов
  • знакомство с пословицами, поговорками приметами природы
  • просматривание слайдов.

Оборудование: пейзажные картины И.И. Левитана, слайды с иллюстрациями картин, грамзапись «Апрель из цикла» «Времена года» II. И. Чайковского, мольберты с листами бумаги, краски, кисти.

Ход занятия.

Воспитатель обращается к детям:

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного художника. Сейчас я покажу вам несколько его картин, и вы ответите: кто этот художник и как называются его картины?

(воспитатель показывает детям картины И.И. Левитана «Золотая осень» , «Март» )

Вопросы к детям:

Картины какого художника вы увидели? Назовите их.

Что вы знаете об этом художнике?

0 чем рассказывает он в своих картинах?

Что вы видите на картине «Золотая осень» ? Какое настроение навивает эта картина?

Какое из стихотворений русских поэтов созвучно с этой картиной?

Воспитатель обращает внимание на картину «Март» и спрашивает ребят:

О чем рассказал Левитан в этой картине? Какое настроение она у вас вызывает? - Какие из народных примет вы вспомните, рассматривая картину?

(Февраль силен метелью, а март капелью. Как зима ни злится, а весне покорится) .

- Дети, рассматривая картину И.И. Левитана «Март» , я вспомнила стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид» , послушайте его:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Воспитатель говорит детям:

Сегодня я вам покажу еще одну картину И.И. Левитана, называется она

«Весна. Большая вода» . Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П.И. Чайковского «Апрель» .

(Дети рассматривают картину под сопровождением пьесы П.И. Чайковского «Апрель» ) .

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Как вы думаете, о чем художник хотел рассказать в этой картине?

На картине не нарисовано солнце, но оно чувствуется.

Как художник передал это?

Какое стихотворение о весне вам хочется прочитать, глядя на эту картину?

Мы посмотрели с вами три картины И.И. Левитана. Чем же привлекают они нас?

Какие чувства вызывают?

После ответов детей воспитатель говорит:

Вокруг нашего города тоже много интересных и красивых мест, которые чем-то напоминают картины Левитана. Многие из них вы видели, когда были с родителями на прогулке. Вы видели картины нашей родной природы.

Она дарит нам много радости, чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, природу надо беречь и охранять.

Природа вдохновляла не только художников, но и композиторов, которые

написали много произведений о временах года.

Предлагает детям спеть песню «Весна»

Представьте, что мы с вами на лесной полянке, где пригревает яркое

весеннее солнышко и пробиваются к свету первые весенние цветы.

Какие это цветы? Верно. Подснежники. Вообразите, что вы подснежники, и под музыку покажите, как растут, тянутся к солнцу эти цветы.

Дети исполняют танец «Подснежники» под немецкую народную мелодию.

Вот мы и побывали в весеннем лесу. А теперь подойдите к мольбертам. Сегодня вы нарисуете то, что считаете характерным для этого времени года.

(Ребята рисуют под музыку П.И. Чайковского) . После окончания работы воспи-татель обращает внимание на работы детей.

Посмотрите, какая радостная картина пробуждения природы получилась. Сколько в рисунках солнца, голубизны. Все это создает у нас радостное настроение. Встаньте в хоровод, встретим весну веселой песней.

Дети исполняют хоровод «Веснянка» под русскую народную мелодию в обработке П.И. Чайковского.

Программное содержание: подвести детей к пониманию того, что во все времена народ славил своих защитников и гордился ими; развивать желание высказываться по поводу увиденного; вызывать интерес к особенностям одежды воинов-богатырей, к присутствию декора (одежда защищала воина и была красивой); находить средства выразительности, помогающие определить характеры героев, их думы; .

Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», материал для аппликации на тему: «Украсим шлемы воинам».

Ход занятия

Беседа с детьми о том, зачем стране нужны воины. Как среди обычных людей можно отличить воина? Каким должен быть каждый воин, чтобы побеждать?

Воспитатель (В.). Защитники нужны были народу во все времена. Только они немного по-другому выглядели. Хотите увидеть воинов, которые были на Руси много лет назад?

Воспитатель вывешивает репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри».

В. Спустились с высоких холмов и остановились средь поля ровного три воина - три богатыря. Посреди, на черном (вороном) коне,- Илья Муромец. Он прикрылся ладонью от солнца, чтобы лучше видеть, и зорким, острым взглядом всматривается вдаль. На белом коне - Добрыня Никитич. Он тоже напряженно смотрит вдаль. Они не просто смотрят, они вдали что-то видят. Даже меч булатный наполовину вытащен из ножен. Как вы думаете, что могли они увидеть? Что могло их так встревожить? (Ответы детей.)

Что вы можете сказать о третьем богатыре? Чем он непохож на других? Глядя в лицо Ильи Муромца, мы можем сказать, что он сильный, спокойный, Добрыня Никитич - смел и горяч, а Алеша Попович - молодой, нежный, он как будто думает о своем. Он не только сражаться может, но и песни петь, и на гуслях играть. Всмотритесь повнимательней, и вы найдете у него гусли.

Дети, а кто из вас знает, как называется одежда воинов, их оружие?

Если дети затрудняются, воспитатель отмечает, что на голове у богатыря шлем, грудь защищает металлическая кольчуга. Оружие - копье, тяжелая палица, щит, меч, лук и стрелы. Необходимо обратить внимание на декоративные украшения, выполненные чеканкой, ковкой, инкрустацией драгоценными камнями. Все это украшает воинов и их коней. Кони тоже под стать богатырям: сильный вороной конь Ильи Муромца, готовый мчаться белый конь и спокойный, даже покорный, золотистый конь Алеши Поповича.

В. В изображении богатырей художник Виктор Васнецов использовал много красного и золотистого цветов. Это не случайно, т. к. красный цвет - цвет победы, радости. Как художнику удалось передать блеск металла? (Он не закрасил кольчугу одним цветом, а оставил светлые блики, и получился блеск металлической кольчуги.)

Как вы думаете, Родина сзади богатырей или впереди? Художник очень хотел, чтобы мы догадались, и небо изобразил бело-розовым.

Что в картине самое незащищенное? Найдите самую молодую елочку. Елочку, которая выросла раньше других. Как вы думаете, о чем в этот момент тревожатся елочки? Что они говорят друг другу? (Прием эмпатии.) Но зря волнуются елочки, что сильные ноги коней примнут их. Еще минута - и помчатся кони с богатырями туда, куда так внимательно всматривались воины: не видать ли врага, не обижают ли кого?

Давайте придумаем историю о том, что ждет богатырей впереди.

После этого воспитатель предлагает детям украсить формы-силуэты шлемов «драгоценными камнями», используя яркую цветную бумагу. Фоном для данной художественной деятельности может служить старинная русская народная песня о русском воине.

Рассматривание репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками»

Программное содержание: развивать навыки образного языка портретной живописи, чувство прекрасного; стимулировать стремление к анализу художественного произведения, к пониманию средств художественной выразительности портрета.

Оборудование: портрет В. А. Серова, репродукции картин «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Портрет Мики Морозова».

Ход занятия

В. Художники-портретисты в своих картинах создают портреты знаменитых людей: полководцев, композиторов, поэтов, артистов и т. д. А вот художник Валентин Серов за очень короткое время написал портрет девочки, и этот портрет стал самым лучшим его произведением, которое восхищает людей и в наши дни. А вы хотите полюбоваться?

Воспитатель показывает репродукцию картины «Девочка с персиками».

В. Что сразу же привлекло ваше внимание? Вы ничего не знаете об этой девочке, но давайте попробуем разгадать, что нам о ней хотел сказать художник? Он хотел, чтобы мы прочувствовали ту радость жизни, какую чувствовал он, когда писал картину. От чего у нас возникает радостное настроение? (От обилия света и тепла, летнего солнечного дня за окном, от спокойного милого лица девочки, ее легкой улыбки, от спелых бархатистых персиков на столе.) Если цвет - средство передачи настроения, то какие оттенки использовал художник, чтобы цветом передать радость?

Про какой цвет мы можем сказать, что он оливково-желтый? Найдите его. Бледно-розовый? Найдите на картине оттенки розового цвета (самые светлые и самые темные). Я скажу вам по секрету, что художник больше всего времени потратил на поиск нужных оттенков, чтобы передать нарядность кофточки девочки. Контрастно выделяется черный бант с красным цветком.

Для чего художнику здесь нужен был голубовато-серый, лилово-серый цвет? (Чтобы передать тень.)

Кто больше найдет следов тени? Где вы видите следы солнца?

Мы догадываемся, что за окном деревья, может быть, это сад. Но мы знаем уже: чтобы нарисовать речку, небо, деревья, художники берут не только зеленую, синюю краску. Что хотел показать художник, используя такие светлые тона за окном? (Залитый солнцем день.)

Вас, наверное, интересует, как оказалась девочка здесь. Ее зовут Вера Мамонтова. Она с родителями на даче. Ей здесь очень нравится. Она смотрит на художника своими темными спокойными глазами. Может быть, она даже немного смущается, потому что на ее щеках художник нарисовал румянец.

Что вы хотите узнать о ней? Что бы вы спросили у нее, если бы оказались в этой комнате? О чем бы вы спросили художника Валентина Серова? (Показать этапы создания портрета: набросок карандашом, первые цветовые пятна, детальная проработка цветом.)

Как бы вы назвали эту картину? (После высказываний детей воспитатель называет авторское название.)

Если интерес у детей не пропал, можно их вниманию представить картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Портрет Мики Морозова».

Показать и здесь настроение картины - чувство умиротворения от солнечного света и тепла дерева, отметить прекрасную передачу характера, внутреннего мира мальчика («Портрет Мики Морозова»).

Рассматривание репродукций картин И. Е. Репина «Стрекоза» и «Осенний букет»

Программное содержание: развивать способность воспринимать портретный жанр; вызывать желание разгадать замысел художника, определить характер, внутреннее содержание изображенного на портрете человека; показать силу такого средства выразительности, как цвет; , чувство радости от умения «читать портрет».

Оборудование: репродукции картин И. Е. Репина «Стрекоза», «Осенний букет», автопортреты И. Е. Репина в молодые годы и в последние годы жизни.

Ход занятия

В. Сейчас вы увидите картину, которую художник И. Е. Репин назвал «Стрекоза». Как вы думаете, что на ней может быть изображено? (Картину можно открывать постепенно, сверху вниз.) Может, художник что-то перепутал с названием? Если нет, то что он хо-тел таким названием сказать?

Жила-была девочка. Звали ее Верочка. Она была дочерью художника И. Е. Репина. Это была быстрая, радостная, легкая девочка, которая радовалась всему: солнечному деньку, теплу, лету красному, веселым забавам. Ох и непоседа была Верочка! Носилась целыми днями, порхала, как стрекоза. Вот и сейчас она вскочила на жердочку, и в следующий момент ее уже там нет, но художнику достаточно одного мгновения, чтобы все это передать. Художники видят больше, чем мы, они знают тайны красок и умеют отразить многое в своих картинах. Давайте попробуем разгадать. Какого цвета в картине больше всего? (Голубой цвет светлый, приглушенный.) А знаете ли вы, как может звучать цвет?

Яркие, теплые цвета звучат весело, радостно, громко. Холодные - свежо, спокойно, бодро; светлые, приглушенные цвета звучат нежно, мягко.

Вот почему так много голубого цвета в картине. Художник этим подчеркнул любовь, нежность к своей дочери.

Мы не видим солнца, но в картине его так много. Найдите его. Шляпка прикрывает лицо от солнышка, но оно пробралось и ласкает девочке щеку. Мы даже можем догадаться, с какой стороны светит солнце.

Мы стоим перед картиной, но нам кажется, что девочка находится высоко, и мы как бы смотрим снизу вверх. Почему нам так кажется? (Художник расположил портрет на фоне неба. Земли почти не видно, видны верхушки травинок. Наша непоседа будто парит в воздухе.)

А что еще говорит нам о том, что Верочка - непоседа? (Складки на колготах (чулочках).

Интересно, какой она станет, когда вырастет? Какой вы ее представляете? (Высказывания детей.)

Прошло много лет, и Вера выросла. А стала она вот такой (вывешивается картина «Осенний букет»). И. Е. Репин написал портрет взрослой Веры.

Можно ли назвать взрослую Веру стрекозой? Почему? Какой она стала? Подберите слова.

Если на картине «Стрекоза» светлый, но холодный голубой цвет согревался солнышком, то в картине «Осенний букет» много теплых тонов. Найдите следы осени. (Наряд Веры дополняет осенний колорит.) На картине звучат тишина, спокойствие и даже грусть. Вера смотрит прямо на нас. Как вы думаете, что она хочет нам сказать? А может, она хочет подарить нам этот чудесный осенний букет?

Когда И. Е. Репин писал портрет маленькой Веры, он был молод (показ автопортрета). Но Репин прожил очень длинную жизнь и написал свой портрет в последние годы жизни. Годы меняют лицо человека, но не изменилась его любовь к искусству. Ничего дороже живописи для него никогда не было.

Если у детей не пропал интерес, можно выставить репродукции других картин Репина и провести дидактические игры «Найди картину на палитре», «Найди картину по схеме», «Найди картину по наброску».

Цель:вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины. Закрепить знания детей о таких жанрах изобразительного искусства как натюрморт, пейзаж и портрет. Учить детей рисовать автопортрет, развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; воспитывать аккуратность в работе с красками.

Материал:картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, образцы автопортретов, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, альбомы, зеркало на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание репродукций, фотографий, портре-

тов, рисование людей.

Ход занятия.

I. Настрой на занятие.

II. Мы с вами на занятиях по развитию речи, рисовании, аппликации, лепке начали знакомиться с разными жанрами изобразительного искусства.

Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник) .

Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет) .

Покажите, картину, где изображен пейзаж? Как вы узнали? (леса, поля, города, деревни, море, горы) .

Как можно рисовать пейзаж? (с натуры, а можно придумать самому) .

О чем не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? (ближний (передний) и дальний (задний план) .

Рисовать лучше чем? (гуашью или акварелью) .

Если видишь- на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Покажите картину, где изображен натюрморт. Почему вы думаете, что это натюрморт? (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта) .

Как создается натюрморт? (художник сначала красиво расставляет предме-

ты, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали. Художник как бы рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, выращивали) .

Для чего нужны картины с натюрмортом? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это – натюрморт.

А где у нас портрет?

Значит, что такое портрет? (картина, где изображены люди) .

Как можно писать портрет (с натуры, то есть глядя на человека или по фотографии) .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька – твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Ш. Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре-

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре-

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире-

Раз, два, три, четыре.

Наклониться- три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку,

Все походим на носках,

Мы идем на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Давайте вспомним, что нужно знать при рисовании портрета (легкими штрихами обозначаем основные формы - голову и плечи; определяем, где у человека располагаются глаза, какой они величины, обозначаем их, рисуем брови и нос, рот и дополнительные детали: очки, серьги, рисуем волосы и одежду. Только после этого аккуратно раскрашиваем все красками.) .

IV. Ознакомление с автопортретом.

Предлагаю детям взять зеркальце и внимательно рассмотреть свое лицо, глаза, брови, нос и т. д. и нарисовать самого себя, глядя в зеркало. Именно так художники рисовали свой автопортрет.

Работа в альбомах.

По ходу работы напоминаю детям, чтобы они не забыли мелкие детали: брови, ресницы, челку и т. д., потому что все мелочи важны в рисунке. Именно они отражают неповторимый характер человека.

V. Заключительная часть.

Что мы сегодня нарисовали? (автопортрет)

Когда работы высохнут, мы их рассмотрим и постараемся угадать, кто на них изображен.