Кто был женихом дуняши. Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон. Послереволюционные изменения в герое

Одним из самых любимых героев произведения "Тихий Дон" для автора и читателей является Дуняша. Автор очень чувственно относится к героине, ведь не зря он Евдокию Пантелеевну Мелехову называет ласково Дуняшей.

Шолохов представляет героиню с малых лет. Со временем девушка растет, меняется не только её внешность, но и её жизнь.

Внешне автор представляет Дуняшу худенькой девушкой с карими глазами и темными волосами. Чем старше становится Дуняша, тем красивее. К пятнадцати годам она становится симпатичной, видной девушкой. Смуглостью кожи она пошла в своего отца. Своими длинными косичками девушка располагает к себе, они придают ей детскую беззаботность. Девушка отличается особой добротой и спокойствием, но при этом она очень настойчива и сильна характером.

У Дуняши всегда много дел по хозяйству. Она очень хозяйственна и трудолюбива. То она корову доит, то колеса смазывает, то сено перебирает, то пшеницу сеет. Несмотря на то, что у героини всегда найдутся дела по дому, Дуняша ещё очень образована. С образованием в начале двадцатого века были трудности, однако, девушка росла очень начитанной, образованной. Ко всему этому, к пятнадцати годам она умела быстро писать и читать. Всему этому девушка научилась сама.

Жизнь Дуняши с самого детства складывается не лучшим образом. С малых лет героиня теряет почти всех своих родных. Единственным живым остается её брат Григорий.
В 15 лет между Дуняшей и её соседом Мишей возникает симпатия. Они постоянно видятся, проводят вместе вечера. С каждым разом Дуняша влюбляется в Мишу всё больше и больше.

Начинается война, но детей это не останавливает Они редко и мимолетно продолжают видеться. На войне Михаил убивает брата героини. Родные Дуняши запрещают ей видеться и думать о Мише. Но сердцу не прикажешь. Она продолжает слепо его любить. Дуняша разрывается между любимым и родными.
В итоге свадьба состоялась. Дуняше удалось уговорить атеиста Мишу венчаться в церкви. Это ещё раз показывает её авторитетность.

По образу Дуняши можно понять, как в такое сложное военное время, сохранить доброту, человечность, искренность. Дуняша потеряла всех своих родных, но осталась сильной, волевой, но при этом хорошим и чувственным человеком. Обман, плохие поступки не сломили её.

Сочинение про Дуняшу (Тихий Дон)

Дуня Мелехова младшая сестрёнка Григория Мелехова в романе Тихий Дон.

В начале романа Дуняша предстаёт угловатым подростком, любимицей отца. Она черноглазая худая девчушка с косичками. В романе видно как происходит её взросление, из неуклюжего подростка Дуня Мелехова превращается в красивую молодую девушку. Она похожа на отца, смуглая, черноглазая, стройная. Дуняша грамотная девушка, что является большой редкостью среди казачек. Она умеет читать и писать. Кроме того Дуняша хозяйственной и сметливая девушка. Влюблена она в Мишку Кошевого, который как ни странно впоследствии окажется врагом её семьи. Время гражданской войны «красных» и «белых» вносит свои коррективы в жизнь и отношения простых людей.

Родственники Дуняши гибнут, она теряет родителей и брата Петра. Самое обидное, что возлюбленный её Михаил находится на противоположной стороне, на стороне «красных», но не смотря ни на что, Дуня не отказывается от своей любви. Семья Мелиховых наотрез отказывается отдать Дуню за Михаила Кошевого, в итоге они все таки ночью венчаются в церкви.

После свадьбы Дуняша хорошеет, становиться красива той женственной, спокойной красотой. Но не оставляет её беспокойство за брата, Григорий остался у неё один. Не смотря ни на что Дуня и Григорий стараются сохранить родственные отношения, этим недоволен муж Дуняши. Их отношения начинают разлаживаться, и Дуняша словно между двух огней не может бросить ни брата, ни мужа. Именно в это время понятно как тяжела и не спокойна её жизнь, Дуня разрывается между любимым мужем и родным братом, не может их примирить и от этого страдает. Однажды ей удаётся спасти Григория от ареста, послушав разговор мужа, она понимает что он хочет выдать Григория, и уговаривает его бежать с хутора.

Когда Григорий и Аксинья бегут с хутора, Дуня берет опеку над детьми Григория. Становиться понятно, что она настоящая русская женщина, с сильной волей и добрым сердцем. Для Дуняши родственные чувства очень сильны, ей жалко брата и его детей, страшно за мужа в такое неспокойное время. Образ Дуняши, образ сильной казачки, которая добивается своего не смотря ни на что, не отказывается от брата и его детей, не смотря на недовольство мужа.

Несколько интересных сочинений

  • Государство и личность в творчестве Пушкина

    Взаимоотношения отдельной личности и государства, их противостояние и конфликт являются на всем протяжении творчества поэта интересными для рассмотрения и рассуждения, при этом в разные этапы творческой деятельности меняется авторское отношение

    Основным персонажем произведения является Ковалев Платон Кузьмич, представляющийся писателем в образе коллежского асессора.

Анна Погудко

В романе М. А. Шолохова женщины-казачки, пожалуй, единственные, кто не поддается влиянию политических страстей. Однако в «Тихом Доне» есть и наследница «прогрессисток» Ф. Достоевского - пламенная революционерка Анна Погудко. М. Шолохов-художник не демонизирует героиню, ей свойственны человеческие слабости, любовь-жалость к Бунчуку, но духовная природа, духовная сущность этого типа личности - женщины-разрушительницы - остается неизменной. Она добровольно приходит в команду пулеметчиков-красногвардейцев, чтобы научиться убивать. М. Шолохов дает выразительную характеристику: «С острой любознательностью вникала во все Анна Погудко. Она назойливо приставала к Буныку, хватала его за рукава неуклюжего демисезона, неотступно торчала около пулемета».

Автор отмечает «неверный и теплый блеск глаз» Анны, ее пристрастие к речам, овеянным сентиментальным романтизмом. Эта жалостливость к дальним парадоксально сочетается с ненавистью к ближним. Желание убивать ради утопической мечты огромно: «неверной, спотыкающейся рысью» ведет Погудко людей в атаку. Расплата следует немедленно, ее смерть страшна, натурализм в описании агонии намеренно акцентирован автором. Из цветущей женщины героиня превращается в полутруп, она как бы заживо горит в аду: «Иссиня-желтая, с полосами застывших слез на щеках, с заострившимся носом и жутко-мучительной складкой губ», умирающая постоянно требует воды, которая не в состоянии залить ее внутреннего, всесожжигающего огня.

Страсть к победе любой ценой, в том числе и смерти, стоит выше любви, даже на свидании с Бунчуком Анна не забывала о пулеметах. Она «зачаровывает» Бунчука до окончательной духовной и физической гибели, его поведение после смерти подруги инфернально - он уподобляется зверю. Представляется символичным, что и убивает его палач-доброволец Митька Коршунов, дающий ему следующую оценку: «Гляди вот на этого черта - плечо себе до крови надкусил и помер, как волчуга, молчком».

Нереализованные женские амбиции, отсутствие смирения выливаются в желание разрушать все и вся. Люди с «новыми» идеями оказываются тут как нельзя кстати.

И все-таки и в Анне есть женское, материнское начало, которое в разном градусе растворено почти в каждой настоящей любви женщины к мужчине: и в любви Натальи и Аксиньи к Григорию, и в любви «глубокоглазой» Анны Погудко к Бунчуку... Если для Бунчука три недели его тифозного беспамятства были неделями странствия «в ином, неосязаемом и фантастическом мире», то для идейно экзальтированной девушки стали испытанием ее первого чувства, когда «в первый раз пришлось ей так близко и так оголенно взглянуть на изнанку общения с любимым», столкнуться в «грязном уходе» с завшивевшей, безобразно истощенной, дурно пахнущей плотью и ее низовыми выделениями. «Внутренне все вставало в ней на дыбы, противилось, но грязь наружного не пятнила хранившегося глубоко и надежно чувства», «неиспытанной раньше любви и жалости», любви тут матерински-самоотверженной. Через два месяца Анна сама впервые пришла к нему в постель, а Бунчук, высохший, почерневший от расстрельной работы в ревтрибунале (хотя в этот день и ушел оттуда), оказался бессилен -- вся эротическая влага этого, пусть и идейно себя наяривавшего, палача на службе революции перегорела в жуть и надлом. Анна и тут сумела переступить через «отвращение и брезгливость» и, выслушав его заикающиеся, горячечные объяснения, «молча обняла его и спокойно, как мать, поцеловала в лоб». И только через неделю ласка, материнская заботливость Анны отогрели Бунчука, вытащили из мужского бессилия, выжженности, кошмара. Но зато когда Анна мучительно умирает на руках Бунчука от раны в бою, потеря любимой женщины обессмысливает все в нем и вокруг, приводит его в состояние полной апатии, бесстрастного автоматизма. Совсем не помогает то, чем крепился и лютовал прежде: ненависть, борьба, идеи, идеалы, исторический оптимизм... все летит в тартарары! Равнодушно-полусонно примыкает он к экспедиции Подтелкова, просто «лишь бы двигаться, лишь бы уходить от следовавшей за ним по пятам тоски». И в сцене казни подтелковцев Бунчук один все поглядывает «в серую запеленатую тучами даль», «на серую дымку неба» -- «казалось, ждал он чего-то несбыточного и отрадного», может быть, из детских давно попранных суеверий о встречах за гробом, безумно надеясь на то, что единственно могло утолить его безмерную тоску, ту тоску, которая уронила его как несгибаемого большевика и очеловечила.

Дуняша

После смерти Натальи и Ильиничны хозяйкой мелеховского куреня становится Дуняшка, ей предстоит примирить в одном доме героев-антагонистов: Мелихова и Кошевого. Дуняшка - особенно привлекательный женский образ в романе.

С младшей из Мелеховых - Дуняшей - автор знакомит нас, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером.

Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери и брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, ей нужно жить дальше. И Дуняша становится главным человеком в разоренном доме Мелеховых.

Дуняша - это новое поколение женщин-казачек, которому предстоит жить в ином мире, чем ее мать и братья, Аксинья и Наталья. Она вошла в роман звонкоголосой, вездесущей, трудолюбивой девочкой-подростком и прошла путь до красавицы казачки, не запятнав ни в чём своего достоинства. Образ пронизан лиризмом и динамичностью молодости, открытостью всему миру, непосредственностью проявления и трепетностью первого рассвета чувств, ассоциирующегося у Шолохова с зорькой - восходящей надеждой на жизнь в новых условиях. В поступке дочери, с которым вынуждена была смириться Ильинична, есть отказ от некоторых устаревших элементов традиционно казачьей (да и не только казачьей) семьи, но разрушения её основ здесь нет. Да, более «счастливым» для создания семьи Дуняше кажется личный выбор будущего супруга. Но родительское благословение тоже считает обязательным, и, несмотря на все трудности, получает его. С трудом, но всё же добивается от атеиста и «злого донельзя на себя и на всё окружающее» Михаила Кошевого церковного освящения их брака. Она сохраняет неколебимую веру во врачующую силу православных канонов семейной любви.

Возможно, ей удалось понять в новом времени нечто, не понятое многими её современниками: люди озлоблены и совершают поступки, порою мерзкие и трагические по своим последствиям, вовсе не в силу природной испорченности, а становясь жертвами обстоятельств. Их надо не только жалеть, но в меру своих сил помогать им стать самими собой.

Дуняша – самая младшая из Мелеховых, сестра Григория , одна из героинь романа «Тихий Дон». В начале произведения она предстает перед читателем большеглазым, угловатым подростком с тонкими косичками. Со временем она превращается в стройную, чернобровую казачку с гордым нравом и строптивым характером. Эта трудолюбивая девочка-подросток представляет новое поколение женщин-казачек. У нее будет иная жизнь, не такая как у Ильиничны , Натальи или Дарьи . Образ Дуняши пронизан лиризмом и динамичностью молодости. Она ассоциируется у автора с зорькой – восходящей надеждой. Пройдя трудный путь от девочки-подростка до красавицы-казачки, она сумела не запятнать ни в чем своего достоинства.

Ей присуща особая настойчивость. Полюбив Мишку Кошевого , она больше никогда ни о ком и не думала. Несмотря на все его кровавые преступления, она все-таки вышла за него замуж, и теперь ей предстояло примирить в одном доме оппонентов: брата и мужа. В конце романа именно звонкоголосая Дуняша остается за хозяйку в разоренном доме Мелеховых. Смерть всех родных, включая брата, отца , мать, невестку, племянницу, она близко принимает к сердцу. Но, несмотря на это, надо продолжать жить дальше.

Каждый женский образ шолоховской эпопеи выполняет свою задачу. Даже безымянные казачки помогают оказаться в глубине сложных событий.

Образ и характеристика Дуняши Мелеховой, сестры главного героя Григория, важен для осознания переходного исторического времени, ломки людских судеб целого поколения донского казачества.

Внешность казачки

В тексте Евдокия Пантелеевна Мелехова чаще зовется Дуняшей. Уже в этом чувствуются любовь и нежность автора к героине. Внешность девушки не похожа на других:

  • глаза: черные, веселые, смеющиеся, искрящиеся;
  • улыбка: яркая, белозубая;
  • ресницы: длинные, выгнутые;
  • фигура: тонкий стан;
  • нос: с тонкой горбинкой и двумя четкими продольными полосками;
  • голос: тонюсенький, визгливый.

Внешность меняется, когда Дуняша взрослеет. На первых страницах читателя встречает не сформировавшийся подросток: большие глаза, длинные руки. Но уже здесь девчушка красива: она не идет, а прожигает под собой дорожку. К 15 годам казачка выровнялась и стала статной. Созрела красавица, и автор сравнивает ее с яблоком – скороспелкой. Дуняша приземистая, похожая на отца смуглянка. Веселые косички, прыгающие по спине, вносят в образ детскую непосредственность и открытость. Казачки всегда отличались умением принарядиться. Дуняша так же любит наряды. Она одевается скромно, но со вкусом. Можно догадаться, что большинство предметов одежды казачка создает сама.

Черты характера

Меняется характер девчушки с возрастом. Она становится более сдержанной и скрытной. Но взгляд, бойкий и веселый, выдает чувства и глубину душевных переживаний.

Основные черты казачки:

Образованность. Дуняша умеет читать и писать, причем делает это быстро и легко. Грамоте в те времена были обучены единицы, значит, девчонка сама захотела стать умной и образованной. Она читает письма отцу, иногда не знает, как закончить текст, понимая, какой ужас заложен в словах.

Трудолюбие. Казачка всегда в хлопотах. Нет страниц, где бы она сидела, рассматривая свое отражение в зеркале. Девушка хлопочет по дому, успевая везде: смазывает колеса телег, ремонтирует сеялки, поправляет бороны. Она сеет зерно, ворошит сено, доит корову. Хозяйственная женщина справляется по дому без мужиков.

Практичность. Смекалку и сообразительность казачка унаследовала от отца. Ее взгляд цепляет все важное, не только в хозяйстве, но и в человеческих взаимоотношениях.

Чувства к Михаилу Кошевому

Мишка – сосед по домам. Он начинает проявлять симпатию с 15 лет. Девушка отвечает ему взаимностью. Они целые вечера сидят, любуясь хуторской природой. Дуняша полюбила парня, стала надеяться на счастье в замужестве. Гражданская война внесла свои коррективы. Влюбленные встречаются только мельком, но эти урывки – свидания подтверждали преданность детскому чувству. Кошевой воюет на стороне красных. Он безжалостно расправляется с братом девушки – Петро. Старики Мелеховы запрещают дочери даже думать о замужестве с Мишкой. Сложно разобраться в женской душе. Она предана семье, но слепо влюблена в убийцу брата. Свадьба все-таки состоялась, она прошла в пустой церкви. Находиться между двух огней Дуняше придется и дальше. Кошевой ненавидит и второго брата - Григория. Основы казачьего воспитания сильны. Брат и сестра сохраняют дружбу. Дуняша заботится о детях Григория. Есть строки и о судьбе женщины после войны. Она живет с мужем на хуторе до прихода туда Григория. Мишатка с ней, она добра и нежна к племяннику, понимая, какая тяжелая доля досталась ребенку.

Особое отношение автора

Дуняша Мелехова – это новое поколение женщин-казачек. Они растут вместе с новой властью и государством. Девушка теряет за период взросления практически всех членов семьи. Остался живым один только брат Григорий и его сын. Тяжело хоронить близких, видеть трагизм их судьбы, понимать, что если бы не война, все было совсем другим. У женщины сильный характер, с которым примерятся даже мать. Получается, что Дуня меняет устои казачества, вносит свои законы жизни. Она умудряется добиться освящения брака в церкви с атеистом Михаилом. Удивительно то, как легко показывает автор сложную проблему: сохранить человечность на войне можно. Мерзкие поступки, трагизм обмана и распутства остаются в стороне. Чистота и непорочность девушки – это вера народа в каноны семейного счастья, незыблемость истинных чувств, свойственных православию.

Что тебе жизнь молодая сулила,

Чем подарила, что даст впереди...

Бедная! лучше вперед не гляди!

Н. А. Некрасов.

Тема шолоховского романа - семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» - романе - люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре.

Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняша.

М.А. Шолохов в своем романе создал очень запоминающийся образ матери Григория - Ильиничны. Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, казалась незаметной, и в происходящих событиях мало принимала участия.

Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а есть только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила на своем веку: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Писатель показывает ее силу и стойкость. «Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего – вы и беситесь, - говорит Ильинична Наталье. – Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? Тебя Гришка за всю жизнь пальцем не тронул, и то ты недовольна, вон какую чуду сотворила: и бросать-то его собралась, и омороком тебя шибало, и чего ты только не делала, бога и того в ваши поганые дела путала... Ну скажи, скажи, болезная, и это – хорошо? А идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на зло срывал. Придет бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю... По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить».

В этом монологе Ильинична передала всю свою горькую, беспросветную жизнь, но при этом она не жалуется, не жалеет себя, она лишь хочет пробудить в снохе такое же мужество и стойкость.

Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.

Ильинична любит и умеет красиво одеться, в отличие от своего мужа; она содержит дом в строгом порядке, экономна и расчетлива. Она не одобряет связи Григория с Аксиньей: «До каких пор мне такую страму на старости лет принимать?»

Ильинична не разбиралась в событиях революции и гражданской войны, но она оказывалась намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов, поддерживает Пантелея Прокофьевича, который выгоняет со своего обоза Митьку Коршунова. «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость». - Говорит возмущенная Ильинична Наталье. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, «забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям».

Во всех этих поступках проявляется человечность, нравственность этой героини.

Внуков Ильинична любит всем своим большим и добрым сердцем, видя в них своих кровинок. Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет: «Нехай лучше у порога убьют, - всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!» Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно.

Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту. Она боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняше. Старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве. Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её,

Мишатки. Она благословляет их, казалось бы противоестественный союз, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить.

В этом проявляется мудрость Ильиничны. Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду. Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну - и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни…Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что «душегуб» не мог так нежно улыбаться Мишатке - Гришиному сыну, её внуку… На этом Ильинична и завершила свою высокую миссию женщины-труженицы, женщины-матери.

В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких. «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй даже слишком много...» Эта строчка передает сострадание и любовь, которые испытывает автор к своей героине.

«Твёрдая старуха» Ильинична «слезинки не выронила», узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория. Только о Григории думает Ильинична. Только им жила она последние дни. «Старая я стала... И сердце у меня болит о Грише... Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно», - говорит она Дуняше. В тоске по сыну, который все не возвращался, Ильинична достает его старую поддевку и фуражку, вешает их на кухне «Войдешь с базу, глянешь, и как-то легче делается... Будто он уже с нами...», - виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняше».

Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит: «Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал... Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и еще дорогим деткам...»

Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына.

«Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далекая звездочка, мерцал разложенный косарями костер. Аксинья ясно видела озаренные голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из под черной старушечьей шальки. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как будто он стоял тут же, возле нее, позвала: «Гришенька! Родненький мой! – Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - кровинушка моя...»

Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то в конце романа все меняется, она словно вся состоит из материнской любви.

Последние дни ее описаны Шолоховым с большой силой. «Удивительно, как коротка и бедна оказалась жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, в мыслях обращалась она к Григорию… И на смертном одре жила она Григорием, думала только о нем...»

Ильинична возвышается Шолоховым до высоты народной героини, всю жизнь свято соблюдавшей заповеди православной морали, заповеди доброты и любви к ближнему. Ильинична без колебаний может быть поставлена в ряд матерей, украшающих мировую литературу, мировую живопись. Эти матери зовут людей мужественно глядеть правде в глаза.

С младшей из Мелеховых - Дуняшей - автор знакомит нас, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером.

Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери и брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, ей нужно жить дальше. И Дуняша становится главным человеком в разоренном доме Мелеховых.

Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе романа. Но ее образ Шолохов показывает абсолютно по-другому.

Михаил Шолохов при описании внешности своих героев стремится дать запоминающийся зрительный образ, воссоздать человека в неповторимом движении. Сами живописные подробности у него почти всегда приобретают отчетливо психологическую характерность. Его занимает в портрете не только выразительность, характерность внешнего облика, но и тип жизненного поведения, темперамент человека, настроение данной минуты. Портрет в романах Шолохова показывает героя в определенной жизненной ситуации и настроении.

При первом появлении Дарьи упоминаются лишь «икры белых ног». В главе романа, где описывается возвращение Аксиньи Астаховой ранним утром от знахарки домой, Шолохов обращает внимание на брови повстречавшейся Дарьи: «Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров».