Методы завоевания внимания. Оратор и его аудитория Оратор должен следить за вниманием публики

С повышенной энергией произносите заготовленные заранее фразы. Найдите знакомые или просто симпатичные лица и обра-щайтесь в начале выступления только к ним, они вас поддержат (но не смотрите на них на протяжении всего выступления!).

2. Ощущение плохой, недостаточной подготовки.

Имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо.

3. Творческая взволнованность (Сумею ли хорошо выступить? Поймут ли? Как выступить наилучшим образом?)

Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

Несколько практических приемов борьбы с волнением:

Повысьте эмоциональность речи;

Повысьте громкость речи;

Повысьте энергичность речи;

Дышите ртом и носом одновременно;

Шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

Возьмитесь за стул, трибуну, край стола;

Зажмите в кулак монету;

Возьмите мел, указку;

Пишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины, цитаты).

Демонстрируйте сосредоточенность на содержании. В выступле¬нии должно ощущаться, что ваша главная цель - передать слуша¬телям свое понимание проблемы, сообщить им некоторую важ¬ную для них информацию. Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, идет за содер¬жанием, и слушатели должны ощущать это.

«Не беспокойтесь о том, как вы выглядите, позабудьте о лич¬ных ощущениях: сосредоточьтесь на одном - донести ваши мыс¬ли до слушателя» (П.Сопер). Ф.Снелл: «Аудиторию можно срав¬нить лишь с голодными гостями, уставившимися на вас».

Не извиняйтесь за мелкие оговорки, их слушатели не зафикси¬руют, не придадут им значения, если вы сами на них не укажете; вообще, меньше извиняйтесь - извинение усиливает волнение.

Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления

Неполадки в ходе выступления могут очень легко сбить орато¬ра с мысли и даже поставить под угрозу все его выступление. По¬этому нужно твердо усвоить некоторые приемы реагирования на

типичные неполадки и помехи, которые могут встретиться в про¬цессе публичного выступления.

1. Доносится шум из соседнего помещения или с улицы, слыш-ны чужие разговоры и др. В таком случае следует, пока возможно, игнорировать эту помеху. Начните говорить громче, подойдите ближе к слушателям. Можно послать слушателя с просьбой устра¬нить помеху. Если помеха продолжается и видно, что аудитория обращает на нее внимание, лучше всего тоже среагировать: как- то прокомментировать, лучше в юмористическом плане.

2. В дверь все время заглядывают посторонние.

Можно попросить слушателя повесить записку «Лекция» или попросить слушателя выйти и сказать, чтобы не заходили. Если заглядывающие обращаются к вам с просьбой кого-либо позвать или отпустить, лучше сделать паузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы работаем» - и затем продолжить свою речь.

3. Слушатели опаздывают, в аудиторию все время входят новые слушатели.

Одиночных опоздавших лучше всего не замечать; если же вошла группа - лучше переждать, пока они сядут, пригласить их прой¬ти, демонстрируя максимум доброжелательности. Можно допус¬тить и ироническую шутку типа: «Вы извините нас, пожалуйста, что мы без вас начали». Недовольства обнаруживать не следует.

4. В помещении стало душно.

В таком случае лучше сделать перерыв, проветрить помещение. Перерыв имеет смысл делать не менее чем на 10 мин, меньшие перерывы эффекта не дают. Можно также просто сократить свое выступление.

5. Вышел из строя микрофон.

Объявить перерыв и найти техника, вызвать организатора вы¬ступления, сделав это через слушателей. Если починить невоз¬можно, надо спуститься в зал или подойти к слушателям и закон¬чить выступление за 2-3 мин.

6. Погас свет.

Поступать так же, как при отключении микрофона: объявить перерыв для устранения неполадки либо за 2 мин закончить вы-ступление.

Неполадки в деятельности оратора

Допустим, вы оговорились и заметили это. Мелкие оговорки не исправляйте: вас все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание. Если оговорка может исказить смысл, скажите: «Про¬стите, я оговорился. Я, конечно, имел в виду...». Не следует пре¬увеличивать ущерб, который вам могут нанести ваши оговорки, сосредоточьтесь на выражении мысли, на ее понятности для ауди¬тории - это главное.

Если вы заметили, что вы опустили какой-то пункт в вашем выступлении, продолжайте дальше, закончите мысль или раздел. А потом уже, если без опущенного никак нельзя, скажите: «О чем я еще забыл упомянуть, так это о...» или «Я хочу вернуться сей¬час к...». Но прежде чем возвращаться, еще раз подумайте, нужно ли это делать? Раз по ходу выступления вам этот факт не понадо¬бился, может быть, он был лишним?

Помехи в поведении слушателей.

В процессе выступления может возникнуть ряд помех. Что это за помехи?

1. Активная реакция аудитории на отвлекающие внешние фак-торы.

Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступ-ление, не может не обратить внимания на чей-то интенсивный кашель, посторонние движения, хлопок двери, шелест бумаг и т.д. «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на лю¬бой движущийся предмет, животное или человека», - справед-ливо отмечал Д. Карнеги. Преодолеть этот соблазн у аудитории еще не удавалось ни одному оратору или артисту.

Что же делать, если, например, в аудиторию залетел воробей? Как отвлечь от него слушателей? Во-первых, не замечать столько, сколько это можно. Во-вторых, переждать его активные действия, сделать паузу: аудитория длительное время не будет на нем сосре¬доточена, и сами слушатели примут какие-то меры. В-третьих, можно использовать метод «подключения»: обратить внимание са¬мому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе». Слуша¬тели обычно воспринимают данный прием хорошо. В-четвертых, можно подойти поближе к слушателям: это будет мешать им от¬влекаться.

2. Слушатели переговариваются между собой.

Не принимайте это сразу на свой счет: их разговоры, скорее всего, никак не связаны с лекцией и тем более с вами лично. Здесь тоже лучше не замечать помеху как можно дольше. Можно также подойти поближе к разговаривающим (это весьма эффек¬тивно), посмотреть подольше на них, некоторое время говорить, обращаясь к ним, сделать паузу (можно неожиданную), задать им вопрос: «Вы согласны? Вы не согласны?».

3. Кто-то зевает вам в лицо.

Не стоит сразу относить это к себе - может быть, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока вы не поняли, что это уже заметили -другие и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать - может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату?».

4. Слушатели встают и уходят.

У людей могут быть самые разные причины для того, чтобы уйти с вашего выступления. Никак не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Если кому-то нужно сроч¬но уйти, пожалуйста, выходите, только потихоньку». Никак не показывайте, что это вас задевает.

5. С места раздаются реплики несогласия.

Если эти реплики тривиальные, сделайте вид, что не слышали или не поняли. Если же слушатель станет настаивать на своей точ¬ке зрения, то тогда нужно вступить в дискуссию, но достаточно формально: «Я понял вашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные ар¬гументы». Если возражение связано не с личными амбициями, а действительно важное, то лучше сказать: «Я вернусь к вашему замечанию, но, если разрешите, - немного позже», и обязатель¬но сдержите обещание.

Если несогласие высказано в резкой, категоричной форме, то лучше в дискуссию не вступать, сказав: «Я понял вашу точку зре¬ния. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав».

6. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реп-лики.

В аудитории могут оказаться люди с невысокой культурой, ко¬торые хотят показать, что этот оратор не так уж хорош и умен, не так уж и компетентен. Своими репликами они хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание («комплекс Моськи»), Как вести себя с такими людьми?

Если реплика являлась разовой, то ее лучше не заметить.

Если это невозможно, не показывайте, что она вас задела или обидела, всячески демонстрируйте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!.. Ну тут уж ничего не добавить!» И после паузы: «Ну, а мы все-таки пойдем дальше...».

Можно сказать и иронически: «Да, я понимаю ваши пробле-мы... Но, простите, нам нужно идти дальше...».

Еще вариант ответа: «Я понял ваш вопрос... (хотя это был и не вопрос вообще, но такая фраза сразу ставит нарушителя в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно на этой проблеме остановиться...». Не надо ставить провокатора на место - это уже перебранка, а ему только этого и надо. Подчеркнуто вежливо и корректно отвечайте на любые реплики других людей - этим вы покажете, что осуждаете провокатора.

Если вы уверены в своих силах, наступайте немедленно, ис-пользуя иронию, шутку, сарказм, а потому держите наготове острые изречения, басни, анекдоты, поговорки, истории («Вы знаете, эта реплика напомнила мне случай...» - общий хохот надолго посадит хама на место, даже если то, что вы рассказа¬ли, и имеет весьма косвенное отношение к его реплике).

Еще один путь - попробуйте его похвалить, найти какое-то рациональное зерно в его реплике и используйте ее, чтобы рас¬сказать дополнительно что-либо интересное. Эффективен также «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею), я отвечу вам, но, если позволите, - в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону». А в конце, когда время вашего выступ¬ления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще во¬прос, надо отвечать на него?». Обязательно несколько человек крик¬нут: «Не надо, все ясно!» - «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание».

Можно попросить провокатора минуточку подождать. «Мину-точку, я только закончу мысль...». Поговорив еще минуты 2-3, не меньше, обратитесь к провокатору: «Так что вы хотели ска-зать? Ничего? Ну тогда мы пойдем дальше!».

Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно».

И еще один путь - если реплика очень груба, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!». (Как правило, второй раз гру¬бость сказать не смогут и вам не придется на нее отвечать.) «Ну тогда идем дальше».

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плос¬кость. Так, на лекции, посвященной общению в семье, одна слу¬шательница возмущенно выкрикнула: «Так что же, мужу, по-ва¬шему, вообще никаких замечаний делать нельзя?» - «Я понимаю ваши проблемы, - ответил лектор. - Я уверен, что вашему мужу обязательно надо делать замечания». Ответ потонул в общем хохо¬те аудитории, причем засмеялась и сама слушательница, задав¬шая вопрос.

Как-то, рассказывают, в британском парламенте шли дебаты, и У. Черчилль язвительно щипал лейбористов. Вскочила пожилая и некрасивая лейбористка и закричала на весь зал: «Мистер Чер¬чилль, вы несносны! Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд». Раздался смешок. Но невозмутимый потомок герцогов Мальборо, выдержав паузу и окинув соболезнующим взглядом разгневанную леди, промолвил: «Если бы вы были моей женой, то я бы этот яд с наслаждением выпил...».

Отметим в заключение, что успокоить аудиторию, восстано-вить дисциплину можно, сопровождая негромкую речь указатель-ными жестами в направлении тех, кто нарушает дисциплину, указывая рукой в их направлении либо просто протягивая руку в сторону нарушителей. Указательный жест, как заметили, успока¬ивает даже животных. Жестикуляция вытянутой рукой, особенно если еще и подойти к нарушителям спокойствия, оказывает на них весьма эффективное воздействие.

Тема 12

ПОДДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ В ХОДЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Внимание аудитории надо не только захватить, но и поддер-живать на протяжении всего выступления.

Слушатели очень легко отвлекаются. Их отвлекают посторон-ние звуки, какие-нибудь происшествия в аудитории, входящие или выходящие люди; внимание ослабевает от монотонной речи, неинтересных фактов, длительности лекции и многого другого. Оратору необходимо владеть знаниями и умениями, позволяю¬щими поддерживать внимание к своей речи на протяжении всего выступления.

Факторы, влияющие на внимание слушателей

Разумеется, что основной фактор, обеспечивающий внима¬ние, - это интерес к теме в ы сту п л е н и я. Интересное по содержанию выступление само по себе обеспечивает внимание слушателей. Но есть и некоторые другие факторы, которые необ¬ходимо учитывать.

Установлено, что внимание слушателей снижается, если они рассеяны по аудитории. Как уже отмечалось, не надо пе-ресаживать их в передние ряды, но целесообразнее выйти из-за трибуны и подойти к основной массе слушателей.

Влияет на внимание также размер ауд и то р и и. Очень боль¬шая аудитория чаще всего недостаточно внимательна. Одна фир¬ма, занимающаяся организацией больших совещаний, конферен¬ций, симпозиумов, специально исследовала поведение слушате¬лей на таких крупных мероприятиях. Специалисты этой фирмы пришли к следующим выводам: только 10% аудитории слушает пленарный доклад, да и то только первые 15 мин. Пятая часть аудитории мысленно пребывает в эго время в другом месте, поло¬вина дремлет и предается фантазиям, а 20 % просто спят.

Было установлено также, что комфорт для участников кон-ференции обратно пропорционален их вниманию к выступлени¬ям: чем удобнее кресла, тем менее продуктивно проводят на кон-ференции время присутствующие.

Какие отсюда можно сделать выводы?

Первое: долгие пленарные доклады в большой аудитории не-эффективны.

Второе: кресла должны быть попроще. Вообще говоря, самая внимательная аудитория - это та, которая слушает оратора стоя.

В последнем случае внимание обеспечено, так как люди, которые не хотят слушать, просто уходят. Кстати, стоящая аудитория не дает оратору говорить «не по делу», она более требовательна к содержанию выступлений.

Таким образом, внимание аудитории легче поддержать, если аудитория невелика, компактна, а большая аудитория слушает внимательнее, если она не может расположиться в помещении с особым комфортом.

«Чтение» оратором аудитории

Необходимо все время «ч и тать» аудиторию, т. е. наблюдать за ней, определять ее реакцию и вносить соответствующие коррек¬тивы в свою деятельность.

Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отноше¬нии к нему самому и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если его к этому побуждает получаемая ин-формация. Однако для того чтобы «читать» аудиторию и правиль¬но понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдатель¬ность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начи¬нающему оратору следующие советы.

О внимании к оратору говорят:

Взгляды слушателей, направленные на оратора;

Наклон корпуса в сторону оратора;

Стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору;

Наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя го¬ворят следующие факты:

Взгляд слушателя направлен в сторону;

Тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);

Голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, по-звоночник выпрямлен;

Слушатель совершает следующее движение: голова выпрям-ляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам - потеря мысли, потеря внимания;

Тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слу¬шатель «подается» к выходу);

Ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);

Голова подпирается всей ладонью;

Пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, по-стукивание пальцами по чему-либо;

Рисование на бумаге посторонних предметов;

Отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания);

Легкое поглаживание носа;

Крепко сцепленные руки;

Поглаживание шеи (у мужчин);

Поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин);

Рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагива¬ется до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить);

Застегивание пиджака (мужчиной) и др.

Умение «читать» собеседников - важнейшее качество лекто-ра, приходящее с опытом. Необходимо тренировать его в обще-нии со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интер-претировать невербальное поведение собеседников.

Периоды внимания

Необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10-15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно вос¬станавливается еще на такой же промежуток времени, потом сно¬ва падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внима¬ние падает уже существенно.

Таким образом, внимание слушателей падает к 15, 30, 45-й минуте. В эти моменты следует дать им возможность расслабиться и немного отдохнуть. Можно сделать паузу, закончить рассмотре¬ние вопроса, перейти к новой теме, пошутить - словом, дать слушателям возможность осознать, что они отдыхают.

Через 45 мин нужно дать большую паузу или сделать перерыв. Кстати, учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление - это такое, которое укладывается в мини¬мальный период внимания, т.е. в 10-15 мин. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно це¬ликом обеспечено вниманием аудитории и даже останется неко¬торый избыток внимания.

Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио- и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 мин.

Таким образом, краткость выступления - гарантия внимания аудитории.

Приемы поддержания внимания

Вопросы к аудитории.

Разнообразные вопросы к слушающим способны существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки. Важно толь¬ко, чтобы вопросы были простыми для ответа. Они могут быть сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы ауди¬тория могла ответить просто да или нет. Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит. В таком случае оратор должен ответить на заданный вопрос сам.

Организация дискуссии.

«Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, заведите дискуссию» (О. Эрнст): выскажите что-либо явно спорное, а за¬тем разъясните свою позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена.

Обращение к отдельным слушателям.

Скажите кому-либо из слушателей: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?»

Вопросы к отдельным слушателям оказывают активизирующее воздействие на всю аудиторию.

Авансирование.

Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообще¬ния важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробно¬стей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае ора¬тор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: «Но об этом несколько позже. Об этом подробнее я расскажу потом...» и т.д.

Неожиданное краткое отвлечение от темы.

Данный прием действует весьма сильно, хотя им нельзя пользо¬ваться многократно. Забавный пример использования этого при¬ема приводит А. А. Ивин: известный греческий оратор Демосфен, выступая в суде, заметил, что судьи рассеянны и невнимательны к его речи. Он прервал речь и стал рассказывать о человеке, кото¬рый нанял осла с погонщиком. Седок сел отдохнуть в тени осла, а погонщик сказал, что отдал внаем только осла, но не тень от него. Спор превратился в судебную тяжбу... Тут Демосфен умолк, а когда заинтересовавшиеся исходом дела судьи попросили его закончить, он с упреком сказал им: «Басню о тени осла вы гото¬вы слушать, а важное дело вы слушать не желаете».

Демонстрация предмета.

Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя что-либо: «Вот посмотрите сюда. Видите этот предмет? Взглянем на эту маленькую вещицу...» и т.д.

Приближение к слушателям.

Этот прием весьма действен, однако не следует заходить слиш¬ком глубоко в зал, так как иначе это будет выглядеть как конт¬роль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глу¬бина «захода» в зал, как уже отмечалось выше - примерно треть длины зала.

Развлекательные элементы во второй части выступления.

Необходимо делать более увлекательной, разнообразной и лег¬ко воспринимаемой вторую половину своего выступления неза¬висимо от того, сколько времени оно длится. О. Эрнсту принадле¬жит очень верное наблюдение: «Вторая половина речи кажется слушателям вдвое длиннее первой». Именно в силу сказанного внимание слушателей особенно ослабляется во второй половине выступления, и именно поэтому эта часть выступления требует особой подготовки.

Закон края.

Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и вос-принимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д.

Донесение главной мысли выступления

Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слуша-телей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П.Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т. М.Дридзе убедительно показали, что третья часть любой ауди¬тории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоя¬тельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении.

Словесная формулировка главной мысли выступления необхо-дима как самому оратору, так и его аудитории.

П.Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует?» - «Да кто его знает, - отвечает старик, - он еще ничего об этом не сказал». Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны до¬искиваться, каково намерение оратора, пока последний в доста¬точно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Имен¬но отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей

после выступления: что оратор, собственно, хотел сказать? Что он имел в виду? Что он доказывал слушателям? И именно по¬этому актуален старый, но не потерявший своего значения ри¬торический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рас¬сказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рас¬сказал.

Приемы эффективного донесения главной мысли оратора бу¬дут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее об¬щие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев.

Оптимальным является выступление по принципу «один текст - одна мысль».

Две-три идеи в одном выступлении- это предел, рекоменду-ется выделить из них одну главную и сформулировать ее как та¬ковую.

Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельно¬го предложения.

Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления.

В небольших выступлениях не следует начинать с главной мыс¬ли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис дол¬жен прозвучать:

если выступление строится дедуктивно (от тезиса к аргу-ментам) - в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвя¬щено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать ре¬формы, так как только они могут сделать экономику саморегулиру¬ющейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые сло¬ва - реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы - реорганизация, рыночная экономика, преобразо¬вания и др.;

если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) - во вступлении и основной части надо упомя¬нуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении - полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме.

Главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктив¬ной форме изложения и не менее двух раз - при индуктивной форме изложения.

Соблюдение регламента

Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.

Как бы ни был интересен оратор или рассказчик и расположе¬ны к нему слушатели или собеседники, чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать. По данным ораторов- практиков, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длиннее первой, а последние десять минут - втрое длиннее пер¬вых десяти. Приблизительно можно представить общую картину следующим образом:

Продолжительность

С.Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно читать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного Предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становится невозможным.

Именно поэтому встает проблема "образа оратора". Много пишут и говорят о "личности оратора", о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей.

Он может выступать и в роли лидера или трибуна, и в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

В стратегии ораторского искусства начало выступления имеет чрезвычайно важно значение.

Так, Гораций, знаменитый римский поэт, высказал такую мудрую мысль: "Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину ".

Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет зря потеряно. В литературе часто можно встретить перечень приемов, которые помогают выступающему сразу привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Так, можно начать с яркого эпизода, нарисовать картину, дать афоризм, цитату, начать с парадокса. Однако несомненно, что они не являются характеристиками вступления. Образное описание ценно как в главной части, так и может успешно применяться в любой части речи.

Так, Аристотель в "Риторике", как бы предвидя современные споры, писал: "Обязанность возбуждать внимание слушателей, когда это нужно, лежит одинаково на всех частях речи, потому что внимание ослабевает во всех других частях скорее, чем в начале. Поэтому смешно помещать (это старание) в начале, когда все слушают с наибольшим вниманием ".

Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным - с эффектным, поражающим воображение началом, и "серым" продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.

Выделим основные правила, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей:

"разбудите" своих слушателей;

заинтересуйте слушателей, покажите с самого начала, что ваша речь не будет похожа ни на что из того, что они слышали ранее;

дайте понять, что те факты, которые вы собираетесь предложить, легко уяснимы и интересны.

С чего следует начать? Новички склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно подобная попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того, чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту, а не приводиться только лишь для того, чтобы их рассказать. Никогда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их.

Не начинайте говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Вы хорошо сделаете, если обведете всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом. Этот прием окидывания взглядом является первым возможным контактом оратора со слушателем. Первое позитивное впечатление, которое слушатели получат от вас, часто является решающим.

Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, для того чтобы заставить слушателей быть внимательными. В древности учителя ораторского мастерства рекомендовали даже произносить первые предложения как бы колеблясь и с мнимой неуверенностью, чтобы таким способом достичь напряжения и благодаря этому - сосредоточенности.

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловитым.

Обращение к слушателю - это первый шаг к сближению с ним.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. В большинстве случаев используются нейтральные обращения, но они бесцветны. Обращение по возможности учитывает состав слушателей, например: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение используется необязательно в начале речи, его можно вставлять в любую ее часть. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Если отношения со слушателями стали более теплыми, то больше не требуется употреблять слишком дистанционированное обращение, однако оно должно быть без неуместной близости. Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни их недооценки, ни их переоценки.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.

Нелегко одновременно говорить правильно по отношению как к специалистам, так и к дилетантам (слишком велика разница в образовании). К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Так, Гамильтон говорил: "Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают ".

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его. Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?

Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И. Канта "Критика чистого разума". Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой:

"Дружище Кант, мне бы твои заботы!" Оратор тоже может оказаться в положении Канта.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Но вот внимание слушателей завоевано. Как его удержать и усилить? Для этого существует довольно много средств. Кратко перечислим некоторые средства и их воздействие на слушателя.

Пример. Подробность. Сравнение. Важнейшее правило гласит: все абстрактное следует представлять наглядно, с помощью метких сравнений и примеров, а также образов и включаемых в речь коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок, то речь должна быть особенно наглядной. Отыскивайте хорошие примеры и сравнения: они создают ясность, так как связаны с известным, а это известное служит мостиком, помогающим пониманию. Сравнение редко обладает доказательной силой. Однако благодаря наглядности, а часто и остроумию, оно охотно используется. Особенно хорошо запоминаются смешные сравнения.

Образ (метафора), образный ряд. Образ - особая форма сравнения. Конечно, образы не создаются искусственно. Они приходят, когда мы зорко наблюдаем жизнь - людей и предметы, и обдумываем их в образах. Яркий образ остается в памяти людей, а абстрактные рассуждения, как правило, не остаются. С помощью образов все можно представить нагляднее, но нельзя ничего доказать. Точный образ действенен, но следует избегать его искажения. От разрушения образа никто не застрахован. И если это случается, то вред для речи уже неустраним.

Короткие рассказы. Небольшие воспоминания о пережитом, вставленные в речь анекдоты, - все это разнообразит речь. Хорошо действуют подробности и прямая речь. Память слушателей долго удерживает увлекательное описание события.

Повтор. Он вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор ("Никто, абсолютно никто не имеет на это права!"); частичный повтор ("Я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз"); расширенный повтор:

Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: "Все ненавидят тебя, Пизо ". Он продолжает далее, детализируя: "Сенат ненавидит тебя... римские всадники не выносят твоего вида... римский народ желает твоей гибели - вся Италия проклинает тебя... "

Приведем еще один пример расширенного повтора:

"Пожалуйста, примите всерьез нашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение ".

Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая - усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.

К расширенному повтору также относится разъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют. Приведем пример:

"Я попросил Иванова поискать необходимые документы; нет, я его не только попросил: я ему настоятельно рекомендовал, я от него потребовал принести наконец необходимые документы..."

г Призыв (восклицание). Им охотно пользуются в речах, в которых необходимо выразить определенное мнение. Призыв - это настойчивое обращение к слушателям (в большинстве случаев краткое и точное): "Подумаем об этом!"; "Этого мы не можем допустить!". Восклицание не употребляют часто, так как его действие притупляется.

Восклицание должно быть убедительным и неназойливым. Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они необходимы в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателей.

Например, Б. Шоу однажды слушал пространный доклад профессора истории. Ученый приводил множество цитат, бесчисленное количество справок и не замечал, что слушателей просто одолевает скука. Когда у Б. Шоу спросили его мнение о докладе, он ответил с едкой усмешкой: "Странно, очень странно - так много источников! И, тем не менее, так сухо..."

Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.

Например, американский политик Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: "Хрущев крикнул американцам: "Ваши внуки будут коммунистами!" Мы на это отвечаем: "Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!"

Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание.

Например: "Я хочу вам подробно объяснить"; "Я хочу это четко показать на примере"; "...Вы будете удивлены тем, какие для этого есть основания...".

Игра слов. Она остроумна и смешна. Игра слов с "подтекстом" охотно воспринимается слушателями. Любая игра слов основана на богатстве связей языка.

Например, американский президент Кеннеди однажды закончил свою речь так: "Мы не боимся никаких переговоров, но мы никогда не станем вести переговоры из страха ".

Намек. Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт.

Например: "Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие... "; "Вы уже знаете, к чему я клоню ".

При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению. Приведем еще один пример.

Ирландский проповедник Джонатан Свифт был кафедральным оратором, внушавшим страх язвительными намеками. "Возлюбленные прихожане, - начал он однажды, - есть три вида порочной гордыни, именуемые гордыней рождения, гордыней богатства и гордыней таланта. О третьем грехе я распространяться не буду, так как среди вас нет никого, у кого он на совести".

Вставка. Вставкой мы называем замечание, которое делается мимоходом. Ее функция - приобщить слушателя к моменту высказывания ("...но, возможно, вы еще не полностью разделяете мой взгляд, поэтому я хочу привести вам дальнейшие доказательства...").

Все перечисленные здесь средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем, подчас одно средство "встроено" в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется. Многие из выступающих применяют эти средства не осознанно, но при подготовке речи нужно сознательно "встраивать" эти средства в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.

Кроме того, немаловажным является то, как закончить выступление. Это объясняется тем, что слушатели, скорее всего, будут дольше помнить заключительные фразы.

Никогда нельзя заканчивать выступление словами: "Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, на этом я закончу ".

Заканчивайте выступление, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Приведем некоторые варианты возможного завершения выступления:

1) сделайте краткое резюме высказанных вами положений;

2) сделайте слушателям подходящий комплимент;

3) вызовите улыбку или смех;

4) процитируйте подходящие поэтические строки;

5) создайте кульминацию.

Подготовьте хорошее начало и хорошее окончание выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда заканчивайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого.

О том, что такое речь, написано и сказано многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять удовольствие - при правильном подходе к делу. Успех и превращение возможной катастрофы в триумф гарантированы, если вы со всем вниманием отнесетесь к следующим советам.

Подготовка

Целая армия так называемых знатоков, выступающих под личиной спичрайтеров и сценаристов, убедила очень многих людей в том, что подготовка и планирование речи - дело необычайно сложное. На то они и мастера блефа.

Первая вещь, которую вам следует усвоить, - это то, что все приготовления к речи есть, в сущности, очень простой процесс, состоящий из двух ступеней. Вам необходимо только:

Определить тему выступления.

Этот вопрос, конечно, могут решить и без вас. Предмет выступления может оказаться таким, с которым вы хорошо знакомы, - например, корпоративный менеджмент, - или же таким, о котором вы совершенно ничего не знаете, - например, тот же корпоративный менеджмент. Иными СЛОВАМИ, предмет не имеет значения. Взяв на вооружение несколько простых советов, вы будете иметь на руках все козыри, что позволит вам пребывать в полной уверенности, что немногие почерпнут из вашего выступления что-нибудь полезное для себя.

Решить, что именно сказать по теме.

Лучше всего, если вам случится узнать что-нибудь о предмете заранее, но если не случится, то не расстраивайтесь. Многие профессионалы живут красиво и безбедно, разглагольствуя на темы, о которых понятия не имеют. Политики и телевизионщики - лучшее тому подтверждение.

Такой подход к подготовке может кому-то показаться чересчур упрощенным. Если вам тоже так кажется, следуйте изложенным ниже советам, чтобы чувствовать себя в своей тарелке.

Методика

Мастерам блефа хорошо известно: ничто так не действует на публику, как внушительность, - в данном случае пачка листков, которые оратор энергично перелистывает на трибуне. Обзаведитесь крупным разлинованным блокнотом и начинайте новый лист, как только вам придет в голову какая-нибудь новая мысль. В этом случае:

Все ваши мысли можно тасовать до бесконечности, точно колоду карт, пока они не выстроятся в удовлетворяющей вас последовательности;

Если вы записали не имеющую отношения к делили просто бесполезную мысль (а таких появится немало), ее смело можно выбросить бет ущерба для селившегося текста;

У любого случайного слушателя, оппонента или просто наблюдателя (не говоря уже о вас самом) возникнет впечатление, что вы уверенно двигаетесь к цели. При этом не важно, развернули вы тему полностью или просто наложили первое, что пришло в голову по каждому из пунктов.

Впоследствии время от времени можно перечитывать каждую страницу, прибавляя что-то новое. И в конце концов обнаружится, что вы нежданно-негаданно накопили достаточно материала, чтобы составить из него вполне законченную речь

Идея сообщения

Есть два широко распространенных заблуждения, о которых вам, возможно, уже доводилось читать или слышать. Первое заключается в том, что речи или обращения якобы должны проповедовать какую-нибудь идею, а второе - в том, что все сказанное вами должно иметь некоторое отношение к слушателям. Изучение реакции слушательских масс сводит на нет оба этих утверждения. Согласно недавнему опросу, проведенному на митинге политической партии, из двадцати трех присутствующих тринадцать человек спали, четверо заявили, что там было теплее, чем под сводами вокзала, а остальные просто заблудились. Легко попасться на удочку, поверив, что люди, которые выдвигают эти аргументы насчет идеи выступления, знают, что они делают. Проблема только в том, что, если вы им поверите, на подготовку к речи уйдет значительно больше времени, чем это необходимо.

Уже давно человечество пришло к заключению, что лучшие решения - это самые простые. Стало быть, и вам следует искать самые простые решения. Помните, что речи и обращения, не несущие никакой идейной нагрузки, требуют минимальной подготовки. Преимуществ при таком позитивном и непредвзятом подходе не счесть. Вот некоторые:

Выступление без необходимости делать идейные обобщения позволяет более творчески мыслить.

Вам никогда не придется извиняться за противоречия и разногласия в своей речи, если вы не делали никаких утверждений.

Написав универсальную добротную речь, не имеющую никаких идей или отношения к кому (чему) бы то ни было, вы сможете зачитывать ее много раз и по разным случаям, экономя все больше времени на подготовке.

Каждый оратор должен воспринять как комплимент следующее короткое высказывание Уинстона Черчилля, непревзойденного мастера блефа в ораторском искусстве:

"Наилучшим из всех ораторов будет тот, кто, перед тем как встать, еще не знает, что сказать; начав говорить, не понимает, что говорит; сев на место, не помнит, что говорил". Вот памятка всякому оратору, стремящемуся к совершенству. Теперь у вас есть конкретная цель.

Структура речи

Так уж заведено, что у речи или выступления должны быть начало, середина и конец. Казалось бы, это само собой разумеется, и тем не менее многие ораторы не делают никакого вступления и еще реже чем-нибудь заканчивают. Слушатели просыпаются только от шума аплодисментов. В этот момент истинные знатоки в аудитории начинают делиться впечатлением, насколько проникновенным и насыщенным идеями им показалось выступление. Если сосед подбивает вас на подобное обсуждение, не поддавайтесь, дабы не рисковать. Ваш сосед, возможно, и не спал.

Оратору следует сконцентрировать всю энергию на первой и последней фразах, ибо известно, что слушатели только их и воспринимают. В промежутке он с успехом может зачитывать результаты футбольных матчей последней недели, не обращая внимания на вспышки храпа в аудитории.

Опытный оратор знает, что вниманием аудитории можно завладеть в любой момент, произнеся бессмертные слова:

"...Итак, подводя итог вышесказанному..." или "...И в заключение..."

Обе фразы немедленно заставляют всех проснуться, и ими можно пользоваться сколько угодно раз в течение одного выступления.

Вступление к речи

Писать вступление - дело мудреное. Настрочив что-то вроде: "Доброе утро (или вечер), леди и джентльмены", вы можете просидеть целую вечность, пялясь на чистый листок бумаги.

Другое дело, если взять в руки свежую газету. Она пишется и издается вашими товарищами по перу, так называемыми журналистами, и охватывает суть предмета в первых двух-трех строчках статьи, побуждая читать до самого конца.

Малоопытные ораторы-любители могут узнать много полезного о том, КАК делать вступление к речи, порывшись несколько минут в местной и центральной прессе. Вот несколько случайных выдержек из разных газет, которые дают общее представление об этом:

"Вчера вечером пятеро заключенных готовились провести вторую ночь на крыше следственного изолятора Рисли".

"Дейли телеграф"

"Согласно последним сводкам, миллионы людей живут не по средствам и сидят по уши в долгах".

"Бэнкинг уикли"

"Стремительно растущий рынок кокаина подтверждает тот факт, что Британия (Германия, Дания...) становится общеевропейской штаб-квартирой распространения наркотиков, и к тому же изрядно обкуренной".

"Грониад"

"Были вынуждены бежать даже застигнутые в момент разгула вакханалии полицейские. Один свернул за угол со спущенными штанами, в то время как другие прятали свои лица от телекамер".

Конечно, начинать послеобеденную речь или деловую презентацию с любой из этих фраз - не лучший выход из положения. Но бывалый оратор умеет заинтересовать аудиторию, кратко набросав самую суть ситуации, и дать представление о содержании своего выступления.

Вводные фразы нужны только для того, чтобы удержать внимание слушателей в первые минуты речи. Дело в том, что для большинства людей характерен очень короткий период концентрации внимания, и по его истечении они начинают дремать.

Завершение речи

Самая большая ошибка - закончить выступление каким-нибудь жалким "благодарю за внимание" и сесть на место. Ораторы, знающие толк в деле, всегда заканчивают на драматической ноте. Они прекрасно сознают, что окончание речи - один из тех редких моментов, когда к ней можно привлечь хоть какое-то внимание публики.

Оптимистическая нота в конце важна всегда, особенно в тех случаях, когда ваша цель - довести до аудитории определенную точку зрения или побудить ее к определенному плану действий. Это может быть:

Апелляция к кошельку.

Все ораторы знают, что с приближением конца речи нехитрая фраза тина "И вот, подводя итог сказанному, уважаемые леди и джентльмены" выведет аудиторию из оцепенения не хуже, чем щепоть нюхательных солей.

Остановившись на секунду, чтобы дать слушателям прийти в чувство, вы можете смело обрушить на их головы парочку ключевых пунктов вашей речи, которые вы желаете закрепить в их сознании. Публике всегда хочется знать, что конкретно это даст ей самой, и, помня об этом, вы победоносно заканчиваете перечислением выгод, которые может принести ей рекомендованный вами порядок действий или поддержка вашей идеи. Среди тех идей, которые могут склонить аудиторию в пользу предложенных вами рекомендаций и брошенных призывов, наиболее популярны следующие:

Угроза того, что все повторится, если они не поймут этого с первого раза.

Обещание легкой жизни. Этот довод действует неотразимо.

Приобретение знаний. Знание чего-то такого, в чем сведущи очень немногие, является печатью гения или того, кто блефует.

Деньги. Существует прямая пропорция между суммой, которая предлагается, и той, что будет собрана в поддержку идеи. В наиболее эзотерических, доступных лишь посвященным дебрях денежных отношений это известно как подкуп.

Бар. Существуют два типа баров, на которые знаток ораторского искусства может сослаться: со свободным входом и с платным. Первые гораздо более притягательны.

Зная это, можно подтолкнуть слушателей вынести затруднительное для них решение, напомнив, что бар со свободным входом закрывается через десять минут. Но предупреждаем: не пользуйтесь этим приемом в двух случаях:

Когда вы обращаетесь к "верблюдам" (см. "Типы ораторов").

Когда вы обращаетесь к большой толпе, стоя в дверях бара.

Содержание

Вне зависимости от содержания, большинство речей представляет собой интерпретацию того или иного факта или положения и часто выражает личную точку зрения выступающего. В принципе речь не должна быть:

Исчерпывающей вопрос,

Истиной в последней инстанции.

Это дает вам идеальную возможность для блефа. Одно зернышко малоизвестной или не имеющей отношения к делу информации произведет гораздо большее впечатление и будет гораздо эффектнее способствовать вашей репутации, чем любые точные факты, причем в каком угодно количестве. Ведь если оратор сообщает что-то неожиданное, то он сразу предстает перед аудиторией как глубокий знаток данного вопроса.

Помните также, что сам факт вашего появления на сцене заставляет как минимум 70 процентов слушателей поверить в непререкаемость вашего авторитета.

Форма подачи сообщения

Придерживайтесь принципа ЧМОК (Читай Морали Очень Кратко), который можно также назвать принципом ГКЧП (Говори Короче, Четче, Проще) или ПДИ (Понятно Даже Идиоту). Вспомните преуспевающих политиков, неуклонно взбирающихся в гору: их речи часто просты до банальности. Если вы будете исходить из предпосылки, что ваша аудитория, вероятнее всего, состоит из людей простых, это сработает.

Однако простота - это еще не все. Поскольку опытные мастера блефа не считают необходимым досконально знать предмет, о котором ведут речь, то, естественно, имеет смысл использовать в речи как можно больше профессиональных жаргонизмов. Еще лучше - сочетать жаргон с массой непонятных четырех- и пятисложных слов. При этом слова вовсе не обязательно должны быть непосредственно связаны с предметом.

С другой стороны, когда вы переходите к тем моментам в вашей речи, которые вам и самому понятны, пользуйтесь только естественным, повседневным языком, на котором общаетесь с друзьями. В остальных же случаях ваша речь будет куда эффективнее и произведет гораздо большее впечатление на публику, если вы будете заменять короткие слова и выражения длинными.

Например:

Принимать активное участие - вместо "участвовать"

финансировать - платить

поставить на службу - использовать

демонстрировать - показывать

санкционировать - позволить

положить конец - оставить (бросить)

произвести - сделать достаточно

приблизительно - около

крупномасштабный - большой

в дополнение к этому - кроме того

тем не менее - но

однако - но

Но если вы все же чувствуете себя в данном вопросе уверенно и хотите быть поняты массами, то в этом случае поступайте наоборот.

Цитаты

Цитировать какую-нибудь знаменитость вроде Сэмюэла Джонсона (Сэмюэль Джонсон (1709-1784) - английский писатель и лексикограф. Наиболее известные работы - "Словарь английского языка" и "Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов". - Здесь и далее примеч. переводчика.) или Жан-Поля Сартра удобно, но, скорее, только для начинающих. В аудитории всегда может найтись человек, знающий больше вас об авторе и лучше понимающий истинный смысл цитаты.

Целесообразнее цитировать какого-нибудь менее известного автора. Чем темнее лошадка, на которую ставишь, тем лучше. Это не только сведет до минимума риск того, что найдется всезнайка, тоже что-то слыхавший об авторе, но и позволит вам перевирать цитаты по своему усмотрению.

Повторы

Любые прорехи в сценарии легко прикрыть повторением уже сказанного, причем многократным. Это не только сэкономит массу времени и чернил, но и сделает более убедительным затронутый вами особо туманный вопрос. К тому же тем самым вы проявите заботу об окружающих: ведь большинство слушателей наверняка ничего не поняли" когда вы в первый раз высказали свою мысль, и следуют за вами на включенном в мозгу автопилоте.

Неплохой прием, часто используемый действительно искусными ораторами, - высказать в своем выступлении одну-единственную серьезную мысль, но повторять ее снова, и снова, и снова.

Анекдоты

Анекдоты или житейские истории можно использовать в качестве прослойки между большими кусками речи, когда вы не можете сказать ничего интересного или же вам вообще нечего сказать.

При этом вовсе не обязательно, чтобы ваши истории имели отношение к существу доклада. Просто старайтесь хоть как-нибудь привязать их к нему, а к месту или не к месту- неважно.

Если хотите увидеть эту тактику в действии, прослушайте все выступления какого-нибудь лектора или писателя во время его недельного турне. Вы услышите все те же самые полюбившиеся ему истории, повторяемые по радио и телевизору. И если они могут выезжать на этом, то кто помешает вам?

Заучивание речи

Идеалисты, стремящиеся к совершенству во всем, похоже, стараются создать как можно больше трудностей в жизни оратора. Мало им того, что вы проводите долгие часы в библиотеках и прожигаете жизнь за изготовлением карточек-шпаргалок, они еще хотят, чтобы вы заучивали наизусть самые важные отрывки. По-видимому, сами они, выступая, не могут прочитать то, что написали. Иначе какая еще может быть причина для зубрежки? Следует, впрочем, обратить внимание на то, что они призывают заучивать только самые важные части текста. А если в вашей речи нет ни важных идей, ни конкретных мыслей, то там не найдется и важных отрывков, которые понадобится заучивать. Вот вам еще время, сэкономленное с помощью и при поддержке нашего путеводителя по миру ораторского искусства.

Карточки

Это вовсе не то, что вы думали: не рекомендация отбросить всякую мысль о предстоящей речи и заняться составлением библиотечного каталога, раскладыванием пасьянсов и игрой в "очко" на раздевание. Это лишь способ напомнить себе, что нужно сказать. Может быть, это интересует вас меньше всего, но, чтобы пользоваться карточками, надо хотя бы приблизительно помнить:

а) слова, которыми вы намерены воспользоваться, и

б) примерный порядок их следования.

Очевидно, что лучше всего в данной ситуации - это сначала написать речь и затем зачитать ее по бумажке.

Зачем же в таком случае усложнять дело, используя еще какие-то карточки?

Но нельзя недооценивать знатоков - они уже придумали ответ на эти сомнения. Записывание речей слово за словом, считают они, занимает уйму времени, и в результате речь становится гипнотически усыпляющей. Проницательный ум задастся вопросом: "А разве цель оратора не в этом? " Конечно же, в этом, и примеры успешного достижения ее у всех на виду. Тут и политики, и известные приверженцы заранее предсказуемых речей -профсоюзные боссы, чье умение нагнетать парализующую скуку в аудитории поистине легендарно. Вы могли бы преуспеть не хуже, следуя примеру этих гуру.

Однако это не тот путь, который проповедуют опытные знатоки. Заведите карточки, настаивают они. На каждой карточке напишите несколько слов, которые послужат подсказкой, а в процессе выступления заполните промежутки между ними каким-нибудь наполнителем. Знатоки говорят, что такая хаотичность "делает вашу речь более натуральной.

Ясно, что чем длиннее речь, тем больше понадобится карточек. А чем больше карточек, тем больше риск. Вдобавок ко всем трудностям многие знатоки изобретают иероглифический код, который, по их утверждению, гораздо эффективнее обычной письменной речи.

Но для блефующих ораторов, которые могут заинтересоваться карточками как способом писать речи, мы приведем несколько ключевых слов и символов. Как вы можете заметить, каждый знак имеет как минимум две интерпретации - явную и скрытую. Первая - это то, что вы имеете в виду, составляя карточку. Вторая может прийти вам на ум в подходящий момент во время выступления.


Если вы все еще верите, что карточки-шпаргалки - это решение всех проблем, то вас может заинтересовать еще одно вспомогательное средство. Знатоки своего дела, допустив какой-нибудь ляпсус, не спешат признать ошибку и блефуют до конца. Прекрасный ход - использовать цветные карточки. Пусть речи не становятся лучше благодаря этому, зато их сюрреалистически разукрашенные карточки можно выставлять в различных центрах современного искусства.

Теперь вместо коллекции карточек одного цвета, способной запутать кого угодно, у вас на руках набор картинок с цветными иероглифами, и вы имеете возможность запутаться в различных полутонах и нюансах. Это, как ни странно, дает массу потенциальных удобств:

Показав кому-нибудь свои карточки, вы сможете убедить любого, что действительно собирались сказать нечто куда более глобальное, нежели то, что от вас услышали.

Аудитория может быть введена в заблуждение, решив, что карточки нарисованы человеком, знающим толк в деле.

После такого прилюдного признания на знатоке вроде бы появляется печать посвященного.

Освоив искусство подготовки карточек, способных привести в благоговейный трепет любого, вы сможете как бы невзначай забыть их на месте выступления: дальнейшие комплименты гарантированы.

Мораль здесь в том, что у каждого свой подход. Если вы желаете уморить аудиторию, зачитывая ей от начала до конца все, что у вас написалось, - что ж, Бог вам судья. С другой стороны, если вы хотите ослепить всех остроумием и находчивостью, то, вероятно, лучше всего посоветовать вам прикарманить чужие карточки.

Репетиция

Древнее изречение гласит: "В нужный момент все получится". Съевшие в своем деле собаку знают, что это так, поскольку долгая практика отшлифовала их мастерство.

Практика - и только практика - даст вам в руки главное оружие оратора: говорить о незнакомом предмете так вдохновенно, как если бы вы изучали его всю жизнь (особенно если вы совершенно в нем не разбираетесь). Это придаст вам уверенности в своих силах. На публику производят впечатление только уверенные в себе ораторы.

Вот несколько правил, позволяющих настроиться на успешное выступление.

Потренируйтесь перед зеркалом

Вовсе не так глупо, как может показаться на первый взгляд. Огромное число знаменитостей тестей тренировались так годами.

Воспользуйтесь диктофоном

Как ни странно, выступать с речью перед пластмассовой коробкой не так-то просто. Не расстраивайтесь. По крайней мере, она вам не ответит. И если вам покажется трудным делом развлекать диктофон, подождите, пока вам не представится возможность делать то же самое с аудиторией.

Снимите свое выступление на видеопленку

Если вас позабавила запись собственного голоса на диктофоне, не откажите себе в удовольствии, снимитесь на видео. Ведь тогда вы сможете не только услышать, но и увидеть себя со стороны. Попытайтесь быть самокритичным и честно ответить на два-три вопроса:

"Есть ли у меня неприятные привычки, о которых я не знал?"

Если вы заметите за собой вещи, которых предпочли бы не видеть, то, вполне вероятно, их не захочет видеть и аудитория.

"Как я выгляжу?"

Говорят, что камера не лжет, но это может оказаться как раз тем случаем, когда вам захочется, чтобы она изменила этому правилу. Есть люди, которые немедленно садятся на диету или год не вылезают из гимнастического зала после того, как увидели себя в видеозаписи.

"Как это звучит?"

После того как вы переживете потрясение от того, что ваш голос звучит совсем не так приятно, как вы думали, постарайтесь внести в него нечто особенное. Меняйте тональность, тембр, голосовые модуляции. Попробуйте петь в ванной. Все с этого начинали. Вступите в местное общество любителей оперного пения. Короче, работайте над собой.

Раздобудьте какой-нибудь реквизит

Некоторым повезло: у них есть очки. Если вы из тех, кто обделен этим счастьем, поспешите к оптикам. Очки - это находка для оратора. Их можно не только снимать, протирать носовым платком или кончиком галстука, но и орудовать ими как указкой в патетические моменты речи; очки - идеальный ораторский инструмент. Ничто не способствует так разглаживанию нахмуренного лба и концентрации мыслей, как задумчивое посасывание концов дужек. Или почти ничто.

Обкатайте речь на родных и друзьях

Конечно, все зависит от того, насколько вы полагаетесь на прочность родственных и дружеских уз. Может быть, и не стоит подвергать их столь серьезному испытанию. Но человек, преданный своему делу, не позволит этим соображениям быть тормозом на его пути к признанию (и получению гонорара).

С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

Именно поэтому существует проблема "образа оратора". Много пишут и говорят о "личности оратора", о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

И здесь, прежде всего, важно помнить о видах внимания аудитории.

В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.

Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;

2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;

3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание.

Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это – проявление послепроизвольного внимания.

Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример – ораторы древности, которых слушали по 5–6 часов).

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода гонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда

легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее.

К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Так, Гамильтон говорил: "Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают ".

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?

Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И. Канта "Критика чистого разума ". Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой: "Дружище Кант, мне бы твои заботы!" Оратор тоже может оказаться в положении Канта.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"?

Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению – его содержательность, т.е. новая. Неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.

Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Прав был Квинтилиан, когда говорил: "То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека".

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: "Что делать со своими руками?", "Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?" Но лучше вопрос сформулировать по-другому: "Как руки могут мне помочь?".

Нельзя руки держать в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Пользуйтесь руками, чтобы создать образы своих друзей.

По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и Вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей.

Вот интересный пример. В одну старую церковь постоянно (каждое воскресенье) приходил старый мастер-ремесленник. Он был почти глух, но тем не менее регулярно приходил и садился на первую скамейку перед кафедрой. Пастор во время проповеди увлеченно жестикулировал руками, кистями рук, всем телом и говорил для этого слушателя особенно громко. В один прекрасный день проповедник воскликнул: "Но это поистине замечательно, что вы так прилежно посещаете все мои богослужения. Надеюсь,вы поняли все,что я сказал?"– "Господин пастор, – ответил старик, – с пониманием дело обстоит так, что я не понял ни слова, но мне очень нравится на вас смотреть!" Этот пример показывает, что когда вы выступаете,

у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Но лишь глухие рады чрезмерной жестикуляции.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

  1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
  2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
  3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты – первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка".

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.

В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Этот прием использовал древнегреческий оратор Эсхин в своей речи против Демосфена в знаменитом споре о золотом венке: "Представьте себе: стены рушатся, град падает,

дома в пламени, старцы и жены, забывая навеки, что были некогда свободными, и правильно негодуя не столько на орудия, сколько на виновников бед их, вопиют к вам, молят вас со слезами: не давайте венка губителю Греции ".

Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.

Однако чувство юмора – природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки – парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать.

Например, характеризуя особенности формального общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз писатель опоздал на званый ужин. Извинился перед присутствующими и виноватым тоном продолжал: "Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее". Его выслушали с любезными улыбками и стали утешать: "Ну, ничего, не стоит так оправдываться".

Однако, -прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время Д.И. Писарев сказал: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство".

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. "Глаза не только "слушают" – они и "отвечают", – замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. "Ваши глаза должны помочь в претворении в

жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое рукопожатие друзей", – советует Ф. Снелл.

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
- Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь - первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят , анекдоты и т.п. Юмор - лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив - критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания - как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции - вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

Оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь - усыпляет. Очень быстрая речь - вызывает желание перестать слушать. Одним является пауза - придает значимость сказанному, удерживает внимание.

  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель - это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача - удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого - как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Удачных вам выступлений!