Музыкальные игры для занятий, праздников и развлечений. Музыкальные игры для детей в детском саду и дома Веселые музыкальные игры для детей дошкольного возраста

Музыкальные уроки – не только пение и обучение игре на инструментах, но и прекрасная возможность внести разнообразие практически в любые занятия. Начинать заниматься можно с любого возраста, развивающие музыкальные игры для детей принесут пользу, как для умственного, так и для физического становления.

Подвижные музыкальные игры

Малыши очень любят слушать музыку, а танцевать дети начинают, чуть ли не раньше, чем ходить. В основе занятий танцами и ритмикой для малышей лежат адаптированные песни, побуждающие ребенка совершить те или иные действия, например:

Подобных песен очень много. Особенно любят дети песни, в которых требуется изобразить мишку, зайца, лисичку, птичку и других животных. По мере взросления задания усложняются: сделать фонарики ручками, покружиться и тому подобное. Проведение гимнастики, зарядки под музыку намного веселее, чем под строгий счет: Раз! Два! Раз! Два! Так, под веселую песню и с применением нехитрого оборудования можно идти, бежать, ползти, прыгать, тянуться к солнышку, приседать и многое другое.

Пальчиковые игры

Только танцами развивающие музыкальные игры для детей не ограничены. Занятие пальчиковыми под музыку весьма полезно для снятия тонуса, в качестве мягкого массажа, для развития речи и как способ расслабить руки во время обучения письму. Наверно, известно всем:

Подходящей музыки можно найти предостаточно, масса написана именно для проведения пальчиковых игр. Для малышей около года подойдут: “Ладушки” и “Сорока”. Чем старше ребенок, тем задача усложняется, например для полутора-двух лет подойдет:

Сказки – шумелки

Еще одним видом музыкальных игр являются так называемые сказки – шумелки. Основой может служить любая музыкальная сказка или аудиокнига. А дальше “оживить” ее подручными средствами: когда идет мишка, дети ударяют в барабан, ёжик шуршит – пошелестеть целлофановым пакетом, лошадка скачет – звенят колокольчики. Подобные игры вовлекут ребенка в творческий процесс, помогут развить внимание, образное мышление и слуховое восприятие.

Детский оркестр

Игра в оркестр – интересное и полезное для развития музыкального слуха занятие. Малышам вполне по силам освоить такие как: треугольник, барабан, бубен, маракасы. Перед проигрышем композиции, детям выдаются инструменты, и выделяется место в ней, где ребенок должен “сыграть”. Главное, чтобы музыка была подобрана по возрасту, и ребенок мог четко понимать, где должен играть его инструмент. Спустя немного времени, малыши будут прекрасно выполнять подобные задания.

Итак, наш разговор о развивающих музыкальных играх для детей подходит к концу, давайте сделаем кое-какие обобщения. Игры, особенно коллективные, детям очень нравятся, задача взрослых – их придумать или подобрать.

Кроме тех игр, что были описаны в данной статье, родителям рекомендуется в игровой форме разучить с детишками как можно больше стишков и песен. В таких занятиях важную роль могут сыграть игрушки, которые, с одной стороны, вовлекают ребёнка в процесс, а с другой стороны, служат «театральным реквизитом».

А вот и видео-примеры некоторых пальчиковых игр. Обязательно посмотрите!


Наталья Пригоннова
Музыкальные развивающие игры для детей дошкольного возраста

Музыкальные развивающие игры

Назначение музыкальных игр

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях , где дети слушают музыку , поют, выполняют различные виды музыкально -ритмических движений. Умение самостоятельно действовать, в выполняя музыкальные задания , позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал , способствует развитию контроля за собственным исполнением.

Педагогические исследования проведенные в этой области доказывают, что эффективному музыкально -сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкальные игры .

Музыкальные игры всегда содержат развития действия , в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков , а именно6 их высоту, силу, длительность, тембр.

Регулярно проводимые с детьми музыкальные игры помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха , вырабатывают умение не просто слышать музыкальное произведение , а вслушиваться в него, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические игры и упражнения , особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Младший дошкольный возраст

Д/и «Три цветка» (I вариант)

Цель : Учить определять характер музыки

Материал : три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» – спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки :

Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная) ;

Грустная, жалобная;

Веселая, радостная, плясовая, задорная.

Три маленьких цветка, отражающие характер музыки .

Ход игры

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки , и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки .

Д/и «Три медведя» (I вариант)

Цель : развивать у детей чувство ритма .

Материал : Плоские фигурки медведей из картона (на деревянной подставке, раскрашенные в русском стиле – Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

Ход игры

Музыкальный руководитель : Вы помните, ребята, сказку «Три медведя» ? (Дети отвечают)

В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают) . Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют кто пришел, выводиться фигурка медведя.) Как мишка идет? Медленно, тяжело. Давайте походим как Большой мишка. (Дети ходят под музыку ) . Аналогично игра проводится с другими фигурками.

Д/и «Сладкий колпачок» (I вариант)

Цель : закрепление пройденного материала.

Материал : колпачки разных цветов с предметами (платочек, погремушка, ленточка, цветочек) . Колпачек с конфетами.

Ход игры

Дети сидят на стульчиках, по всему залу расставлены колпачки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла) . Он приготовил детям угощение, положил под колпачок, а под какой забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз, и дети танцуют с предметом который нашли. Под последним колпачком – угощение. Колпачок с угощением может находится не только в поле зрения детей , но и быть спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников

Д/и «Музыкальное окошко » (I вариант)

Цель игры : развивать звуковысотный слух , слуховой внимание.

Материал : домик, фигурки животных.

Ход игры:

На окне сидела кошка и мяукала немножко

А потом прыг на дорожку и не стало в доме кошки

Ну а кто остался дома и стучит сейчас в окошко?

Вызванный ребенок проходит за домик, выбирает одну из лежащих там игрушек и с помощью звукоподражания (мяу, гав и т. д.) озвучивает персонажа. Дети отгадывают кто это, и в окошке показывается персонаж.

Д/и «Глашенька учит танцевать»

Цель : Развивать чувство ритма

Материал : Большая кукла на подставке.

Ход игры

Звучит русская народная мелодия «Ах вы сени»

Музыкальный руководитель : Сегодня ребята к нам в гости пришла удивительная куколка Глашенька. Ох и плясать-то она мастерица. Сама умеет и вас научит. Как она похлопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, можно взять в руки бубен, ложки.

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель : развивать звуковысотный слух , закреплять программный материал.

Материал : Небольшой красивый мешочек. В нем игрушки : мишка, заяц, птичка, кошка и петушок.

Ход игры

Участвует вся группа.

Музыкальный руководитель : Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались. Может быть здесь (показывает мешочек? Сейчас мы послушаем музыку и узнаем кто там .

Звучит мелодии знакомых детям произведений : «Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, «Зайчик» Старокадамсктого. Дети узнают мелодию, педагог достает из мешочка соответствующую игрушку.

Д/и «Веселые подружки» (I вариант)

Цель : развивать чувство ритма .

Материал : плоские фигурки из картона (5шт, разрисованные в русском стиле.

Ход игры

Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц» .

Музыкальный руководитель : Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки : Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой, в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного) . Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

Д/и «Веселые гудки» (I вариант)

Цель : развивать чувство ритма .

Материал : рисунки паровоза и парохода.

Ход игры

Музыкальный руководитель : Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.) . Давайте его тоже по приветствуем.

Дети отхлопывают ритм ладошками .

Аналогично игра проводится и с паровозом.

Д/и «Нам игрушки принесли» (мл)

Цель : развивать тембровый слух .

Материал : Музыкальные игрушки : колокольчик, музыкальный молоточек , свистулька или дудочка, кошка (мягкая игрушка) .

Ход игры

Музыкальный руководитель берет красиво украшенную коробку, достает от туда кошку и поет «Серенькая кошечка2 В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки , которые кошечка даст детям если они узнают их по звучанию.

Музыкальный руководитель за небольшой ширмой играет на музыкальных игрушках . Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает молоточком, на дудочке играет сам педагог.) затем кошка передает игрушку другому ребенку.

П/и «Солнышко и тучка»

Цель : Учить определять характер музыки .

Материал : Зонтик

Ход игры

Дети бегают, прыгают по залу под веселую музыку . Когда музыка меняется на грустную, воспитатель открывает зонтик и дети прячутся под ним. После опять звучит веселая музыка и дети опять бегают по залу. Так повторяется несколько раз.

П/и «Бабочки»

Цель : развивать пространственную ориентацию.

Материал : крупные рисунки цветов красного, желтого, синего и белого цвета

Ход игры

На полу разложены рисунки цветов.

Педагог (поет) : Бабочки летали у лесной полянки

Крылышки устали, нет ли где тут лавки

(Дети бегают под музыку , машут руками, изображая бабочек)

Отдохнуть бы нам чуток, сядем лучше на цветок

Мы же крошки бабочки, нам не нужно лавочки

Дети останавливаются

Педагог (говорит с вопросительной интонацией) :

Где любимый наш цветок,

Красный цветик огонек?

Дети ищут цветок красного цвета, стайкой приседают около него. Игра повторяется

Где любимый наш цветок,

Желтый сладенький медок?

Где любимый наш цветок,

Синий яркий лепесток?

Где любимый наш цветок,

Белый, длинный лепесток?

П/и «Разбуди мишку»

Цель : Развивать чувство ритма

Материал : Игрушечный мишка, стул.

Ход игры

Игрушка-мишка сидит на стуле у одной стены зала – «спит в берлоге» ,

дети стоят на против у другой стены зала.

Педагог (поет) : Тихо-тихо вы идите, Мишеньку не разбудите

Дети идут на носочках

А к берлоге подойдем, топать ножками начнем

Раз, два, три, раз, два, три!

Дети топают под счет

Дети : Мишка. Мишка, выходи!

Педагог берет Мишку, рычит,

дети убегают к противоположной стене зала,

прячутся от мишки.

П/и «Игра с мячом»

Цель : развивать чувство ритма

Материал : резиновый мячик

Ход игры

Педагог : К деткам мячик прискакал, он удал, хотя и мал

Он зовет ребят играть, с ним, как мячики скакать

Педагог ударяет мячиком об пол, показывает как мяч скачет,

дети прыгают на двух ногах под веселую музыку в такт отбиванию мячика.

Мячик маленький устал, он давно уже не спал

Помашите малышу, мячик спать я уложу.

Педагог укладывает мячик в коробку,

накрывает платком, дети прощаются

Зачастую родители, занимаясь с малышом, излишне увлекаются изучением букв, цифр, цветов, иностранных языков, а такая немаловажная сфера как музыкальная остается в стороне. Между тем развитие музыкальности в ребенке крайне полезно для формирования личности: прослушивание музыкальных произведений и музыкальные игры способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, но и развитию эмоциональности, творческих способностей, внимания и воображения малыша.

Другой вариант игры – мама играет в бубен, малыш под тихие удары бубна ходит на носочках, под громкие – шагом, под очень громкие – бегом. Или если мама играет громко, ребенок должен поднять руки с флажками / погремушками, если тихо – опустить.

6. Песенки-игры Железновых

Профессиональные психологи и педагоги давно установили, что приносят огромную пользу для развития ребенка. А если они еще и под музыку, то им просто нет цены! Мне кажется, сейчас ни в одном развивающем клубе занятия не обходятся без песенок-игр Сергея и Екатерины Железновых, и это неслучайно их музыкальные развивалочки действительно веселые, задорные и очень нравятся деткам. Мы с дочкой тоже с удовольствием играем и танцуем под них с 1 года. Думаю, нет необходимости объяснять, что это за игры такие, проще скачать их. я выложила диски Железновых с инструкциями к песенкам-инсценировкам.

Надо заметить, что игры на дисках не упорядочены по уровню сложности, а я порядок очень люблю Поэтому для себя я все наиболее удачные песенки-игры разделила по возрастам. Если вам так тоже удобнее, то вы можете мою версию сборника по возрастам.

7. Сказки-шумелки

Примерно с 2 лет с ребенком можно пробовать устраивать небольшие музыкальные спектакли. В таких спектаклях основная задача малыша – издавать при помощи подручных средств нужный звук согласно читаемому тексту. Например, под слова «Лошадка бежит, колокольчиком звенит» малыш звенит колокольчиком, а под «Мужик идет по снегу» — малыш шуршит пакетом, имитируя звуки шагов по снегу. Получается очень живо и интересно. Вот здесь можно СКАЧАТЬ аудиосказки с инструкциями.

8. Игра «Морская фигура на месте замри»

Эта всем известная с детства игра учит детей слышать музыку и направлена на развитие скорости реакции, внимания и выдержки. Пока музыка играет, танцуем, прыгаем, бегаем – в общем двигаемся, когда музыка останавливается – нужно замереть и стараться не двигаться, детям постарше можно дать задание еще и изобразить какую-нибудь фигуру. В эту игру можно играть и вдвоем, а можно и целой компанией в детском саду.

9. Игра «Шляпа»

Пока звучит музыка, мы передаем по кругу шляпу (если играете дома, то желательно включить в игру хотя бы трех человек), когда музыка замолкает, тот, у кого шляпа осталась в руках, должен надеть ее на голову и пройтись в ней по комнате. Хорошо, если шляпа «ролевая» (например, шапка Деда Мороза или доктора), тогда вовремя проходки игроку нужно будет еще и вести себя соответственно роли.

10. Игра «Кошки-мышки»

В этой подвижной музыкальной игре ребенок также учится различать громкость и настроение произведения. Заранее нужно подобрать две композиции: одна тихая и настороженная, другая – громкая. Один из игроков назначается котом. Остальные – мыши. Даже если мышь в игре всего одна, не беда, игра от этого ничуть не хуже. Когда звучит тихая музыка, дети подкрадываются к «спящему» коту, когда мелодия меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают от него в разные стороны.

11. Игра «Бубен»

Для этой игры желательно найти хотя бы трех участников. Так что если играете дома, зовите папу, бабушку или друзей-игрушек. Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:

Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поиграй, поиграй,
Саше бубен передай

После чего бубен передается следующему игроку и все повторяется вновь, пока не надоест играющим Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай». Когда эта игра была у нас на пике популярности, мы прогоняли кругов по 20, прежде, чем Таисия соглашалась ее закончить

12. Слушаем, танцуем, поем

Ну и не забывайте почаще включать музыку просто так. Просто чтобы потанцевать или фоном во время игр. Запишите музыку для малыша на флешку или диск, чтобы можно было слушать в машине. Кроме классической музыки полезно включать и детские песни (), вместе их петь. Если вы будете петь сами, то и ребенок очень скоро запомнит все слова и тоже начнет подпевать.

Используйте в своих танцах погремушки, бубны. Гремите в такт музыке, выполняйте с погремушками простые движения: гремите над головой, за спиной, перед собой и т.д. Вот еще интересный вариант танцев: попробуйте вместе с малышом танцевать только ручками, или только ножками, только глазками.

Желаю вам, чтобы музыка звучала в вашем доме как можно чаще, и всегда было хорошее настроение! Благодарю за внимание!