От чего зависит когда заговорит ребенок. Во сколько дети начинают учиться разговаривать? Как лечатся задержки речевого развития у детей

А кому, собственно, малыш что-то должен? Современные логопеды, педиатры, психологи все чаще придерживаются мнения, что та заветная дата, когда ребенок начал говорить , наступает у каждого в различные сроки.

Разумеется, молодые родители беспокоятся, почему чадо пользуется языком жестов, ограничивается 5-слогами, упорно не желает повторять самые простые слова.

Мама жалуется, что сыночек молчит, хотя ему 2 года и 5 месяцев, а девочку из семьи, живущей этажом ниже, уже водят на занятия по английскому языку, где она запоминает и (это не шутка!) повторяет, и произносит не только отдельные слова, но фразы. Отсюда возникают вопросы о том, во сколько начинают говорить мальчики, а когда – девочки. Педагог уверена, что ребенок осознанно использует иноязычные слова.

В приведенном примере, оба ребенка – первенцы, мамы строго относятся к своим обязанностям: занятия, игры, прогулки непременно входят в режим дня. Но у каждой из мам – ребенок индивидуальный!

Наш ребенок не говорит

Хотя ровесники давно произносят полные предложения, мы обращаем пристальное внимание если наш малыш при этом не говорит ещё. Кумир миллионов родителей доктор Бенджамин Спок считал, что не все дети начинают говорить на определенном месяце развития. Большое значение имеют такие факторы, как темперамент, природные особенности .

Несмотря на то, что развитие детей индивидуально, существуют нормы появления и развития речи. Если ребёнок не говорит в 2,5 года, некоторые «специалисты» рекомендую подождать до 3 или даже 4 лет. Это прекрасный шанс для малыша не попасть в школу со сверстниками, а идти в специализированную речевую. «Чтобы вы понимали, в 2,5 года дети с нормальным развитием уже рассказывают небольшие простые стихотворения, - говорит логопед Буйнова Надежда Валерьевна . Основная проблема неговорящего ребёнка в том, что родители не занимаются его развитием, а чего-то ждут.»

Помните и об атмосфере , в которой воспитывается малыш. Да, ему пока не удается сказать даже слово «мама» , однако он замечает, насколько доброжелательны люди вокруг него. Причем не только, как относятся к нему старшие, но и как вы общаетесь между собой. У старших, особенно это касается пап, в общении проявляется диктаторство, что напрочь лишает ребенка инициативы .

Этому малышу будет неуютно даже в своей семье, он может замкнуться, уйти в себя. Он еще слишком мал, чтобы изменить эмоциональный фон семьи , но достаточно большой, чтобы уловить все недомолвки, скрытую неприязнь, недоверие. Поэтому во сколько месяцев ребенок начинает говорить первые зависит не только от малыша!

С течением времени мамы, чаще всего это именно мамы и бабушки, начинают метаться в поисках чудо-средств, чтобы помочь малышу начать общение . Если вы не желаете «подождать еще пару месяцев », или поведение ребенка действительно вызывает тревогу и опасения, обратитесь к логопеду.

ВАЖНО! Пройдите консультацию у опытного, хорошо зарекомендовавшего себя специалиста, если считаете, что с вашим малышом, что-то не так. Логопед проведёт тестирование развития речи «логопедическую диагностику» и вы будете понимать текущее состояние развития ребёнка, узнаете что нужно делать.

На что обратить внимание, чтобы ребенок начал говорить

  • В норме ли органы слуха и речевой аппарат;
  • Соответствует ли возрасту психофизическое состояние малыша;
  • Доброжелателен и активен ли ребенок;
  • Может ли заменять общение звукоподражанием, воспроизводить несложные мелодии;
  • Самое главное, удостоверьтесь, что вы отлично понимаете друг друга.

Когда ребенок начинает говорить

Помните, что речь – одно из основных действий, которым овладевает человек в процессе своего индивидуального развития . Эта функция обеспечивает человеку одну из форм взаимодействия с окружающими, чаще всего, людьми (хотя дети пытаются общаться с разными предметами).

По статистике, этим навыком дети овладевают тогда, когда им исполняется год или полтора . Однако не всегда дети говорят чётко и ясно к этому возрасту. Известно, что девочкам свойственно раннее развитие и, как следствие, они девочки начинают говорить раньше мальчиков .

Тем не менее не всегда дети начинают говорить к установленному опытным путём сроку. Поэтому необходимо, чтобы участие взрослых непосредственно сказывалось на темпах овладения этим навыком.

Начинаем говорить первые слова

Обращая внимание на эти нехитрые советы, вы способствуете гармоничному развитию вашего малыша и помогаете малышу начать говорить первые слова и составлять фразы:

  • Родители должны относиться к ребёнку как к взрослому человеку . Это значит, что не нужно сюсюкать. Речевые партии родителей в отношении ребёнка должны быть такими же, как если бы они говорили со взрослым человеком. Это важно для того, чтобы малыш начал усваивать информацию правильно и начал произносить слова .
  • Необходимо опредмечивать произносимые слова . На запоминание влияет демонстрация того предмета, имя которого называется. Помимо того, что дети запоминают слова гораздо быстрее, они ещё и усваивают понятия формы, цвета.
  • Нужно описывать происходящие вокруг явления. Например, идя с малышом по парку, можно рассказывать, что происходит вокруг: поют птички, сидящие на большом дереве, проехала машина зелёного цвета, а вон там, на лужайке, мальчик и девочка играют в мяч или рассказывают другу другу интересные истории из своей жизни. Таким образом, ребёнок начнёт воспринимать поток информации и сопоставлять его с реальностью.

Речь на первом году жизни

К первому году своей жизни малыш овладевает 6-8 словами . Они составляют его базовый лексикон. Заметно, что он пользуется словами как угодно: произносит лишь слоги целого слова, мешает их между собой, называет каким-то словом не тот предмет, какой он означает и так далее. Одним словом, экспериментирует.

Артикуляционный аппарат развивается не без участия родителей. Смотря на их мимику, дети пытаются двигать органами речи подобным образом, чтобы научиться издавать такие же звуки, поэтому важно не ограничивать ребёнка в общении с родителями. И во время разговора смотреть на него!

Речь в старшем возрасте (3-4 года)

В старшем возрасте дети приобретают способность связывать слова между собой , использовать в речи словосочетания, предложения, так как формируется мышление и речь.

Начинается период «почемучки» , когда ребёнок активно интересуется всевозможными явлениями, предметами, их происхождением и областью применения. Важно давать детям ответы на их вопросы, поддерживать диалог, чтобы не потушить ту жажду познания окружающего мира до того момента, когда она (жажда) сама будет сходить на нет.

Как ускорить момент

Если вам очень хочется, чтобы ваше чадо побыстрее заговорило на человеческом языке, попытаемся ускорить речевую деятельность ребенка . Давайте исходить из того, что наш маленький человек должен захотеть научиться разговаривать .

Он показывает пальчиком на желаемый предмет, игрушку, призывая вас помочь. Постарайтесь сделать вид, что не понимаете его, говорите медленно и очень доброжелательно, попытайтесь узнать: что именно малышу нужно. Вам нужно вынуждать малыша говорить.

Не получилось сейчас, исполните его просьбу, он все равно скажет позже. Только не теряйте уверенность в том, что ваш малыш скажет первое слово, предложение, а потом еще много разных фраз.

Вспомните, как долго и трудно вы ждали заветного момента, слушайте его, отвечайте и получайте удовольствие от общения. Вы эту радость заслужили!

Типичная ситуация, когда в семье близняшки и они не говорят. Причина часто в том, что им речь и не нужна - её прекрасно заменяет язык жестов.

Полезное видео

О том, когда ребенок начинает говорить доктор Евгений Комаровский расскажет в своей постоянной программе:

Итоги

Итак, основным принципом развития речи является развитие этой речи, как бы парадоксально это не звучало. Это значит, чтобы человек научился говорить, с ним нужно разговаривать, необходимо, чтобы он слышал речь, видел, как её произносят, а самое главное – зачем это делают.

Входя в коммуникативную среду, ребёнок очень быстро научится излагать свои мысли, а общение с разными людьми помогает выработать определённую точку зрения и мнение на любую сложившуюся ситуацию уже с пелёнок.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Жизнь малыша удивительна тем, что все в ней происходит впервые. Шаги, улыбки и, конечно же, слова – именно их с особым нетерпением дожидаются взрослые. Ведь умение говорить облегчит процесс воспитания, сделает желания крохи понятными для окружающих, даст возможность ребенку ощутить радость от вербального общения. Во сколько дети начинают говорить? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ, но можно определить некоторые общие тенденции.

Говоря о развитии речи, стоит упомянуть о возникновении навыков общения. Как правило, новорожденные слабо проявляют реакции на внешние аудиальные раздражители. Многие мамы еще в роддоме пытаются установить контакт с грудничками, обращаются к ним с просьбами (например: «Не плачь!», «Давай ложиться спать!»), рассказывают об окружающей обстановке, поют колыбельные.

Многочисленные исследования утверждают, что даже плод в утробе матери слышит, понимает эмоциональную окраску звуков. На повышенный тон реагирует учащением серцебиения, а от спокойного голоса и мелодичного пения успокаивается и даже засыпает. Так и после рождения малыш отлично слышит звуки окружающего мира, однако получить от него ответную реакцию почти нереально.

Когда ребенок начинает агу говорить – это еще не начало осознанной речи, а всего лишь гуление. Период, когда впервые произносятся такие звуки, для каждого индивидуален. Чаще всего это происходит в 2-3 месяца. Одни дети уже вырабатывают индивидуальные интонации, другие берут их из речи окружающих взрослых. Некоторые звуки младенцы тянут, а другие говорят коротко и отрывисто. И радости многих родителей нет предела, ведь такая череда невнятных гласных уже начинает напоминать монолог.

В 6-10 месяцев приходит пора произнести повторяющиеся слоги ма-ма, га-га, дя-дя четко. Уже совсем близок период, когда детки скажут свои первые слова осознанно, а пока идет процесс повторения и активная тренировка произношения. Однако именно этот период признанный тем заветным временем, когда ребенок начинает говорить мама.

Первые слова – когда их можно услышать?

Возраст Навыки речи и звуковоспроизведения
0-1,5 месяца Крик (иногда с преобладанием звуков “уа” и “ля”).
1,5-5 месяцев Крик, а также гуление и агуканье – произношение негромких, слегка певучих звуков, слогов с разными интонациями. Наиболее часто “гу”, “агу”, “ва”.
5-6 месяцев Детский лепет – добавление к уже освоенным звукам новых интонаций, а также слогов “ма”, “ба”, “па”. Неосознанное соединение слогов в простые слова “мама”, “папа”, “дядя”.
6-10 месяцев Четкое произношение слогов, их повторение по 2-3 раза. Добавление звуков “к”, “и”, “э” и других.
10-12 месяцев Произношение простых слов, таких как “мама”, “папа”, “дай”, “на”.
1-1,5 года Освоение 5 – 10 простых слов, построение простых предложений из существительного с глаголом или прилагательным, использование предлогов.
1,5-3 года Составление предложений, а также способность задавать простые вопросы другим и самостоятельно давать несложные ответы.
3-4 года Развитая, эмоционально насыщенная речь со сложными предложениями.

В каком возрасте ребенок начинает говорить? Ответ на этот вопрос всегда индивидуальный. По информации Большой Медицинской Энциклопедии, центральным звеном всего речевого аппарата есть кора головного мозга, в первую очередь его левого полушария.

То есть каждый человек сознательно скажет первые слова только тогда, когда его головной мозг достигнет достаточного уровня развития. Как утверждают медики, это произойдет не раньше 10-12 месяцев. Первые слова уже будут иметь смысл, но они пока окажутся односложными (дай, на) или будут состоять из повторяющихся звуков (мама, папа, ляля). После годика малютка начинает понимать простые просьбы и указания старших (возьми, сядь, встань), однако ему еще приходится объяснять каждое новое слово или явление.

До двух лет у детей уже накапливается небольшой словарный запас. Фразы и словосочетания становится все легче понять, обрывки словарных конструкций превращаются в осмысленные фразы. Кстати, некоторые дошкольники очень сердятся, если взрослые не понимают их монологи, и из-за это могут намеренно молчать. Но когда мама или папа наконец-то поймет их просьбу или рассказ радости нет предела.

Как правило, к четырем годам речь малышей становится разнообразной, эмоционально насыщенной и богатой сложными предложениями. У них хорошо получается звук р, нет проблем с шипящими, все произносимые словосочетания легко даются самому говорящему и понятны слушающему.

Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать

Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.

Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.

  • Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
  • Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
  • По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
  • Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
  • Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
  • Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
  • Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.


Если же начинать ругать малыша, критиковать, обвинять, что произнесенная фраза вышла очень плохо – скорее всего, говорить впервые внятно и без боязни он начнет очень поздно. Страх порождает тихое произношение, череду коротких обрывистых предложений. В таком случае будущий школьник или студент через лет десять будет мучиться с другим вопросом – как научиться громко говорить?

Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила :

  1. Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
  2. Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.

Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует. Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.

Специалисты по раннему развитию сходятся во мнении: невозможно определить единую возрастную норму, когда ребенок начинает говорить. Если малыш вполне здоров и не оставлен без внимания семьи, в среднем он начинает произносить первые полноценные слова в год-полтора. И если этого пока не происходит, отчаиваться не стоит. При верном подходе к ситуации и корректном отношении к особенностям малыша все трудности будут преодолены.

Детский лепет - отдельные звуки - не нужно принимать за «разговоры», это пока только имитация услышанного от вас. В возрасте 6 месяцев младенцы, как правило, уже могут совмещать звуки и интенсивную жестикуляцию, что позволяет им довольно успешно транслировать в мир свои желания и чувства. В это же время отдельные согласные соединяются с гласными, образуя слоги.

Есть дети, которые используют до 15 слов в 10-11 месяцев, а есть и двухлетние «молчуны» - при этом доктора не отмечают у них никаких отклонений в психике или состоянии здоровья. Самое удивительное, что ребята, которые долго не говорят, могут неожиданно начать выдавать длинные правильные фразы, намного опережая тех, у кого речь появилась раньше. В любом случае, если внимательно слушать малыша, интересоваться его высказываниями, разбирать то, что он пытается до вас донести, и отвечать ему, вы обязательно услышите и первые слова.

Детский психолог Ш. Бюллер подсчитала минимальный и максимальный словарный запас детей разного возраста и выяснила, что в 1,3 года словарь может составлять от 0 до 232 слов. Так что речь ребятишек развивается по-разному, и есть лишь приблизительные «нормативные показатели».

Этапы формирования речи у детей

Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.

  • Пассивное накопление словаря - когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
  • Активное накопление словаря - это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.

Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.

Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже - примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.

Возраст Речевые навыки
1-3 мес. Гуление - негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а»)
4-5 мес. Смех, повизгивание, «пение» - протяжные звуки с изменением интонации
6 мес. Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та»)
7-8 мес. Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом
9-11 мес. Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов
1–1,5 года Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений
2-3 года Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» - «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй
3-4 года Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно

Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас - лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.

На подобную задержку у малыша могут указывать, например:

  • невнятность говорения;
  • гиперактивность, неадекватность поведения;
  • неумение хорошо пережевывать пищу;
  • открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
  • отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
  • активный отказ от общения.

Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это - полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов - скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» - вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина - малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» - вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» - 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Возраст фразовой речи

Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.

На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов - и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи - а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.

Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:

  • стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
  • не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
  • каждый день читать книги - непременно подходящие по возрасту;
  • обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
  • поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
  • слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).

Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно - неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.

Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.

Распечатать

Умилительный лепет соседского малыша часто вызывает у некоторых мамочек легкое чувство зависти и беспокойства, ведь ее карапуз с трудом освоил первые слова и не торопится вступать с родителями в задушевные беседы. Может быть, с крошкой что-то не так и пора обращаться к специалисту? На самом деле, каждый ребенок слишком индивидуален и развивается совершенно уникально. Задержка речевого развития, скорее всего, не связана с умственными способностями, а соответствует ли его словарный запас возрастным нормам — попробуем разобраться вместе.

Развитие речи ребенка на первом году жизни

От 0 до 3 месяцев

Первые недели своей жизни малютка привыкает к новым условиям существования и почти сутки напролет спит. Однако уже совсем скоро, во время кратковременного бодрствования, он начинает реагировать на свет, звук и фокусировать свой взгляд на маме. Следующие два месяца характеризуются более тесным знакомством и общением — при виде родного лица кроха улыбается, звучно радуется, а в 2-3 месяца начинает «гулить» — поначалу отрывистые звуки становятся более протяжными и мелодичными.

От 3 до 6 месяцев

Речевое развитие ребенка успешно продолжается — тягучие гласные звуки плавно переходят друг в друга, постепенно к ним начинают прибавляться согласные. Кроха пытается подражать маме с папой и радует первыми слогами — па-па-па, да-да-да. Эту стадию называют лепетом.

От 6 до 9 месяцев

Важный период — малыш начинает понимать речь. Между ним и родителями возникают диалоги, в которых кроха пытается повторить обращенные к нему слова, не особо вдумываясь в их смысл. Временами он приостанавливает свой лепет, наблюдая мамину реакцию, и, с еще большим воодушевлением, продолжает разговор. В девять месяцев некоторые детки могут порадовать первым коротеньким словом — на, мама, папа, дай.

От 9 до 12 месяцев

Четко произносимые гласные и согласные все успешнее складываются вместе, появляются новые слова, состоящие преимущественно из одинаковых слогов — баба, дядя, кака. Малыш понимает около двух десятков слов, старательно повторяет новые сочетания.

Речевое развитие ребенка может слегка отличаться от средних показателей, но это вполне допустимо. Чтобы разбудить в нем дремлющую речевую активность, сейчас с ним необходимо чаще разговаривать, знакомить с окружающими предметами, рассматривать яркие картинки в книжках, играть в «Ладушки», «Сороку-Белобоку» и другие подобные игры.

Малышу исполнился годик — первые итоги

С какими же успехами ваш кроха пришел к первому дню рождения и как узнать, соответствует ли норме развитие речи у ребенка. К этому рубежу малыш подошел ответственно — порадовал мамочку первыми словами, старательно учится повторять новые, с огромным удовольствием вступает в диалог и понимает правильное значение как минимум 20 слов. Однако уже сейчас могут появиться некоторые сигналы, которые должны насторожить маму с папой:

— малыш не реагирует на звук и не поворачивает головку, когда к нему обращаются;

— ребенок даже не пытается имитировать речь родителей, у него отсутствует реакция на смену интонации, в произношении могут отсутствовать звуки «б, п, м»;

— годовалый кроха не понимает значения слов, а для выражения своих желаний он использует только плач.

Если замеченная задержка речевого развития возникла из-за плохого слуха, то чем раньше доктор обнаружит причину и примет меры, тем лучше для крошки. Ведь поздняя диагностика может стать причиной потери драгоценного времени, когда еще возможно помочь малышу.

Иногда речевая задержка связана со слабым мышечным тонусом лица. Об этом свидетельствуют:

— дыхание через рот;

— повышенное слюноотделение;

— нежелание разговаривать и невнятное произношение.

Основной причиной доктора называют раннее отнятие от груди, а справиться с проблемой помогут игры и веселые упражнения, развивающие мышцы рта. Среди игрушек должны присутствовать дудочки и свистульки, а вкусный сок лучше пить через трубочку.

Речевое развитие ребенка от 1 до 2 лет

Активное познавание окружающего мира продолжается. Вместе с ним происходит, иногда успешное, а порой и не совсем, речевое развитие ребенка, который с огромным наслаждением постигает неизведанное. Покорение пространства, первые достижения и опыт находят отражение в говорливости егозы. Малыш обожает общаться, реагирует на произносимые имена и знакомые названия предметов, в его лексиконе закрепляются новые слова. Он уже довольно многое понимает и даже с удовольствием выполняет простейшие мамины просьбы — принести книжку, показать собачку, продемонстрировать мычание коровки.

К полутора годам развитие речи у ребенка характеризуется наличием первых, совсем простеньких, предложений и безотказным выполнением требуемых действий. Конечно, еще рановато для длинных связных тирад, и ребенок плохо говорит, но усердно старается. Слишком длинные слова малыш может сокращать, оставляя лишь ударный слог, а многие понятия объединяет одним, хорошо понятным лишь ему, обозначением. Ам-ам, например, может обозначать еду, тарелку, хлеб и сытно облизывающегося у кормушки кота. При регулярном активном общении, к двум годам речевое развитие ребенка приятно радует. Его основные достижения:

— понимание и использование существительных мужского и женского рода, множественного или единственного числа;

— может применить глагол не только в настоящем времени, но и в прошедшем;

— любопытно требует от мамы называть незнакомые предметы;

— прекрасно знает имена родных;

— составляет предложения из двух слов — подлежащего и сказуемого.

Специалисты называют эту стадию развития детской речи автономной и считают, что если на данном этапе развитие речи у ребенка остановится, это будет свидетельствовать о задержке психического развития.

Малышу два года — подводим итоги речевого развития

Поводы для беспокойства родителей двухлетнего карапуза:

— невнятность речи, которую родители понимают на 50%;

— словарный запас составляет менее 20 слов;

— отсутствие желания общения и совместных игр со сверстниками;

— не называет членов семьи;

— простые вопросы вызывают непонимание и невозможность ответа;

— незнание названий окружающих предметов.

У ребенка могут присутствовать один или несколько признаков из этого списка, но это весомая причина обратиться к доктору. Вполне возможно, что существует проблема со слухом, или имеет место отставание в развитии. Мамочке нужно как можно больше уделять внимания речевому общению — рассказывать сказки, читать книжки, петь песенки, знакомить с новыми предметами с использованием глаголов и прилагательных — мячик красный, кошечка мяукает, братик смеется. Немножко утешительных слов — мальчики, как правило, начинают разговаривать чуть позже. Может быть, у вас сын, и незначительная задержка речевого развития связана именно с этим?

Развитие речи у ребенка от 2 до 3 лет

Третий год жизни — этап связного характера речи. Предложения становятся более длинными и сложными, с различной интонацией и использованием прилагательных. Кроха часто задает свои вопросы, дает развернутые ответы на мамины, выполняет последовательные просьбы — подними книжку и положи на стол, например. Простые знакомые слова трехлетний карапуз выговаривает четко и без дефектов, а его лексический запас к этому времени составляет от 1 000 до 1 500 слов. Запинки, повторения, ошибки в произношении, конечно, присутствуют, но это дело поправимое. Однако, если ребенок плохо говорит и не выговаривает большинство букв — это повод для беспокойства.

Если в более раннем возрасте небольшая речевая задержка была допустима, то после трех лет это может стать причиной задержки развития психики малыша. Таким деткам в дальнейшем тяжело будет освоить азы чтения и письма. Даже принимать решения и реагировать на происходящие события они могут с запозданием. Поэтому стоит уделить самое пристальное внимание соответствию речевого развития ребенка возрастным нормам и, в случае необходимости, попросить помощи у психолога или логопеда. Доктор обязательно или успокоит зря разволновавшуюся маму, или предложит пути решения проблемы.

Как ставят диагноз «задержка речевого развития»

Для постановки правильного диагноза речевой задержки недостаточно заключение одного педиатра или невролога. Проводится комплексное обследование и консультации узких специалистов — детского психолога, логопеда, невропатолога. Оценивается моторика лицевых мышц, проверяется слух, проводится сравнительный анализ понимания и воспроизведения речи, предлагается тестирование уровня психомоторного развития. Определить недостаточное речевое развитие ребенка и его причину иногда помогают специальные анализы работы мозга — ЭХО-ЭГ, ЭКГ и другие.

Как помочь малышу с задержкой речевого развития

Родителям необходимо знать, что наиболее успешные результаты лечения речевой задержки возможны при своевременном обнаружении проблемы. Лучшим временем для этого считается возраст до двух лет. Поэтому, если ребенок плохо говорит и присутствуют другие вышеперечисленные признаки, не стоит откладывать визит к врачу. В случае, когда задержка речевого развития подтверждена результатами обследования, лечение назначается комплексное:

1. Медикаментозная терапия — доктор назначает препараты, которые питают нейроны мозга и стимулируют деятельность речевых зон.

2. Процедуры — широко используются электрорефлексотерапия и магнитотерапия, они восстанавливают деятельность центров мозга, отвечающих за интеллектуальные возможности, словарный запас, дикцию. Противопоказаниями служат эпилепсия и психические расстройства.

3. Иппотерапия и дельфинотерапия — прекрасные альтернативные методы лечения, которые назначаются индивидуально.

4. Уроки с педагогом-дефектологом — занятия, построенные в игровой форме, проводятся по индивидуальному плану.

5. Различные виды массажа, в том числе и логопедический.

6. Регулярные занятия с родителями — малыш с задержкой речевого развития требует немало времени и сил от папы с мамой. Песенки и сказки, скороговорки и звукоподражание, выполнение специальных упражнений, развитие лицевых мышц — все это требует терпения, но успешный результат вознаградит сторицей. Очень важно развивать мелкую моторику рук — как ни странно, но она играет немалую роль в развитии речи у ребенка.

С годами отставание от сверстников в психическом и интеллектуальном развитии будет увеличиваться. Трудности при чтении и письме, невозможность концентрации внимания, непонимание длинных предложений могут привести к тому, что потребуется перевод малыша в специализированную школу. Мамочкам необходимо понимать, что речевое развитие ребенка во многом зависит от того, насколько часто с ним разговаривают и как помогают освоиться в новом для него мире. Слыша ласковый голос мамы и чувствуя ее любовь, малыш обязательно ответит тем же.

Речевое развитие ребенка видео

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Речь — функция головного мозга

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа "ау", "эу"), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "мА", "па", "ба", "на", "ди" ("иди), "да" ("дай") и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической "настройки" артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его "чтению с губ", не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.