Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "темным царством" в драме А. Н. Островского "Гроза". Образ катерины кабановой в пьесе "гроза", конфликт героини с "темным царством" Неизбежность конфликта катерины с темным царством

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Макашова Наталья Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

Г(О)БОУНПО ПУ № 2 г. Липецка

Тема урока: «Трагическая остротаконфликта Катерины с «темным

царством».

Цели урока:

Образовательные:

- анализ образа Катерины;

- определение структурных элементов композиции драматического

произведения.

- внедрение информационных технологий на уроке литературы;

Развивающие:

- совершенствование умения и навыка анализа драматургического

произведения;

- развитие внимания и памяти.

Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств у обучающихся на примере образа

Катерины;

- воспитание интереса к предмету.

Оснащение урока:ММП (мультимедийный проектор), экран , презентация, опорный

конспект по теме: «Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством», пьеса

А.Н.Островского «Гроза».

Ход урока.

Организационный момент

I. Объяснение нового материала.

-Тема. Цель урока. (Слайд 1, 2,3)

- Реализуя цель урока, мы должны ответить на проблемный вопрос : «Является ли

самоубийство Катерины протестом против «темного царства»? (Слайд 4)

-Обратимся к композиции пьесы. Какова завязка пьесы ? (д. I, явл. 5). Что мы узнаем

из этого действия?

Завязка - на придирка свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты

про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна,

ничего из себя не доказываю». Первое столкновение(д. I , явл. 5). (Слайд 5,6)

В основе конфликта пьесы лежит столкновение самодуров их жертв. «Гроза» с первых

явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы.

-Как вы считаете, это первое столкновение героев?

Нет. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже

значительной остроты.Мы понимаем, что Кабаниха уже не первый раз нападает

на Катерину.

Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах?

Неспособность лицемерить, лгать, прямота, чувство собственного достоинства.

Конфликт намечается уже в первом действии: Кабанихане терпит в людях чувства

собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и

покоряться.

Беседа по тексту.

-Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине

рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве?

Сравните, какая атмосфера окружала Катеринув детстве и в семье мужа. Со ставьте

таблицу.(Слайд 7)

Обратимся к Д. I явл.7. Прочитайте , как жилось Катерине до замужества.

Сделайте вывод.

Катерина жила счастливо, ее любили родители.

-Как относится Катерина к религии, религиозна ли она? Прочитайте Д. I явл.7

Катерина религиозна, она любила ходить в церковь «до смерти».

А еще она выходила молиться в сад.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность,

уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями

христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и

закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на

цветок. С нею заоднои красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой

простор. А когда молится героиня, у нее на лице улыбка ангельская и вся она как будто

светится.

Радость жизни переживает Катерина в храме. Солнцу кладет она земные поклоны в

своем саду, среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы.

«Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и

-А как живется Катерине в доме Кабановых?

«Все как будто из -под неволи», «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

Сравнительная характеристика двух этапов жизни Катерины. (Слайд 8,9)

В детстве

В семье Кабановых

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка

на воле», «маменька души не чаяла»,

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как

будто из- под неволи».

«работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами,

ходила в церковь, слушала странниц и

богомолок, вышивала по бархату золотом,

гуляла в саду.

Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет

бояться, меня и подавно. Какой же это

порядок- то в доме будет?»

Черты Катерины: свободолюбие (образ

птицы); независимость; чувство

собственного достоинства; мечтательность

и поэтичность (рассказ о посещении

церкви, о снах); религиозность;

решительность (рассказ о поступке с

лодкой).

Черты «темного царства»: полное

подчинение; отказ от своей воли; унижение

упреками и подозрениями; отсутствие

духовных начал; религиозное лицемерие.

Для Катерины главное -жить в согласии

сосвоими нравственными убеждениями.

Для Кабанихи главное -подчинить, не

дать жить по- своему.

Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают

непримиримый конфликт.

-Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

Д I , явл. 2

В этом разговорераскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы,

внутренняя сила, решительность ее характера. («Обманывать –то я не умею, скрыть-

то ничего не могу», «Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять

удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами

предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.

-Что мы узнаем о чувствах Катерины? Д I, явл . 7,9

В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису.Все мысли Катерины

сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом

она ни думать, ни говорить не в состоянии.

- Катерина рада этому чувству?

Она нигде не говорит, что будет встречаться с Борисом.

- Д.II , явл.3 ,4,5 «Проводы Тихона». (Слайд 10)

Сначала Кабаниха читает наставлении Тихону.С чувством облегчения произносит Тихон

свою реплику: «Да- с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует,

чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю

матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанахи становятся очень оскорбительными, Тихон пытается

возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо,

сконфузившись, как бы извиняясь перед женой,произносит: «Не заглядывайся на

парней». Цель Кабанахи -привести к полной покорности домашних и прежде всего

своенравную Катерину.

-Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

Всцене проводов Тихона обнаруживается, докаких крайностей доходитдеспотизм

Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять

Катерину. Эта сцена объясняет решение Катериныпойти на свидание с Борисом.

-Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?

(Ответы детей)

Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся жизнь;

то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее,

к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное

чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли,

простора, горячей, беззапретной свободы».

В душе Катерины сталкиваются друг с другом два равновеликих и равнозаконных

побуждения. В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает

тоска по утраченной гармонии. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От

нее героине нужно слишком много.

Читаем Д. II , явл.10.«Монолог с ключом».(Слайд 11)

Как в сцене с ключом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила?Какие

чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково

значение сцены?

Речь героина полна коротких, отрывистых вопроси тельных и восклицательных

предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе.

Речь становится болеесдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает

него раз, хоть издали- то!Да хоть и поговорю- то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта

часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается,

задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Да что я говорю- то, что я себя

обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его».

Д. IV , явл.3. Очем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее

лихорадка бьет; бледная такая, мечется подому, точно чего ищет. Глаза как у

помешанной!».

-Действие движется к кульминации. Где происходит покаяние Катерины?

Полуразрушенная церковь - символ города Калинова.

- Что такое кульминация? (Слайд 12,13 )

Д. IV , явл.4. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как

нарастает напряженность в развитии действия. (Слайд 14)

Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается».

Мрачный колорит усиливается и сценой действия -вместо панорамы Волги -узкая

галерея с гнетущими сводами. Катерина вбегает на сцену, хватает Варвару за руку и

держит крепко. Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и

намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей

правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя

виноватой, для нее -пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина, как бы

прося защиты, «приклоняется к Варваре».

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не

пройдет...». Как и в Д. 1, появляется сумасшедшая барыня. Но в Д. 1 ее пророчества имели

обобщенный характер: « Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть

неутолимой!..». То в Д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что

прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

-Чем вы можете объяснить и мотивировать раскаяние героини?

Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее

высокая нравственность, совесть героинивосстает против обмана, который вошел в ее

жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать- то я не умею, скрывать- то ничего не могу».

На возражение Варвары: «А по- моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто

было», Катерина отвечает: «Не хочу я так.Да и что хорошего!» Для Катерины

нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной

жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою

вину, попытку нравственного очищения.

Вывод. Подлинный источник покаяния героини в ее совестливости. «Какая совесть!..

Какая могучая славянская совесть!.. Какая нравственная сила... Какие огромные,

возвышенные стремления, полные могущества и красоты», -писал о Катерине-

Стрепетовой В. М. Дорошевич.

Анализ действия V.

Краткий пересказ действия V. (Слайд 15 )

Мы узнаем, что Кабаниха заперла Катерину в доме, поедом ее ест, Тихон защитить жену

не в силах. Убежав из дома, Катерина находит Бориса и просит взять еес собой, но тот ей

отказывает.

-Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе и не кончать жизнь

самоубийством?

Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к

современномуспециалисту- психологу.

Современные психологи используют специальные психологические механизмы,

помогающие преодолеть душевный кризис.Один из таких механизмов хорошо вам

известен, так как может использоваться не только в кризисных ситуациях, но и помогает

позитивные последствия решения, в другой -негативные последствия. Давайте по-

пробуем составить два списка «для будущей жизни» Катерины, основываясь на тексте

пьесы. Составляем таблицу, используяцитаты. (Слайд 16,17)

Гибель главной героини показана драматургом как следствие безвыходного положения в «темном царстве». Конфликт в пьесе построен на столкновении свободолюбивой Катерины с миром диких и кабановых, с законами, основанными на унижении и издевательстве.

Молодая женщина пошла против самодурства с сознанием права на жизнь, счастье, любовь. В порыве борьбы она готова умереть, если дух мракобесия не удастся сломить.

Романтическую мечтательность выработала в Катерине та обстановка, в которой она воспитывалась в детстве. Чувствительность и религиозность героини стали толчком к свершившейся трагедии.

Это одновременно и любящая, и страдающая женщина. Родившееся в ее мечтательной душе чувство к племяннику Дикого Борису явилось для нее величайшим потрясением, охватившим всю душу. Катерина понимает «греховность» своей страсти. Сначала она пытается подавить ее. Когда женщина просит мужа забрать ее с собой или взять с нее «страшную клятву», это борьба с собой, искренняя попытка спастись от греха. Катерина готова нарушить все устои и уклады «темного царства» ради любви и свободы, она целиком отдается естественному порыву.

После мучительных колебаний рождается решение последовать велению сердца. В душе героини побеждает страсть, которая одновременно и приводит к трагедии, и раскрывает богатство внутреннего мира Катерины. Любовь же Бориса испытаний не выдерживает: он уезжает по приказу дяди в Сибирь, оставляя Катерину на муки в доме свекрови. Героиня как-то успокаивается, просветляется в момент, когда самозабвенно выкрикивает слова признания в грехе. Это степень последнего отчаяния… Юная женщина, не имеющая ни в ком поддержки, очень одинокая в мире, где ее естественные потребности не могут быть удовлетворены, погибает. Своим поступком она не только попирает кабановские понятия о нравственности. Катерина открыто протестует против религиозных догматов, осуждающих самоубийство, утверждающих нерушимость церковного брака.

Мне кажется, что трагедия Катерины Кабановой - в ее обостренной совести, в какой-то святости, которые так не подходят для мира, в котором она живет. Смерть ее - печальный выход, потому как жить по совести, быть счастливой и свободной, как птица, не представляется возможным.

6. Проблема жанровой интерпретации пьесы «Гроза» (трагедия или драма).

Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” - спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы.

Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом. Варвара убеждена, что можно делать все, что душа пожелает, лишь бы все “шито да крыто” было. Катерине же скрыть свою любовь к Борису не позволяют угрызения совести, и она прилюдно признается во всем своему мужу. И даже Борис, которого Катерина полюбила именно за то, что, как она думала, он не такой, как остальные, признает над собой законы “темного царства” и не пытается ему противостоять. Он безропотно терпит издевательства Дикого ради получения наследства, хотя прекрасно понимает, что тот сначала “надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость”.

Помимо внешнего конфликта существует еще конфликт внутренний, конфликт между страстью и долгом. Особенно ярко он проявляется в сцене с ключом, когда Катерина произносит свой монолог. Она разрывается между необходимостью бросить ключ и сильнейшим желанием не делать этого. Почти с самого начала пьесы становится ясно, что героиня обречена на гибель. Мотив смерти звучит на протяжении всего действия. Катерина говорит Варваре: “Я умру скоро”.

Катарсис также связан с образом Катерины, причем ее гибель потрясает не только зрителя, она заставляет иначе заговорить и героев, которые доселе избегали конфликтов с сильными мира сего.

По силе и масштабности личности с Катериной может сравниться только Кабаниха. Она - главный антагонист героини. Кабаниха все силы кладет на отстаивание старого уклада жизни. Внешний конфликт выходит за рамки бытового и принимает форму общественного конфликта. Судьбу Катерины определило столкновение двух эпох - эпохи устойчивого патриархального уклада и новой эпохи. Так конфликт предстает в своем трагическом обличье.

Но в пьесе присутствуют черты и драмы. Точность социальных характеристик: общественное положение каждого героя точно определено, во многом объясняет характер и поведение героя в разных ситуациях. Можно вслед за Добролюбовым разделить персонажей пьесы на самодуров и их жертв. Каждое лицо в пьесе получает долю значимости и участия в событиях, даже если оно не связано напрямую с центральной любовной интригой. Подробно описана ежедневная жизнь маленького приволжского городка. “На первом плане у меня всегда обстановка жизни”, - говорил Островский.

В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в Грозе удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове. В русской трагедии Островского сталкиваются, порождая мощный грозовой разряд, две противостоящие друг другу культуры – сельская и городская, а противостояние между ними уходит в многовековую толщу российской истории. Гроза в такой же мере устремлена в будущее, в какой обращена и в глубь веков. Для ее понимания нужно освободиться от существующей путаницы, берущей свое начало с добролюбовских времен. Обычно Домострой с его жесткими религиозно-нравственными предписаниями смешивают с нравами народной, крестьянской Руси.

Домостроевские порядки приписывают семье, сельской общине. Это глубочайшее заблуждение. Домострой и народно-крестьянская нравственная культура – начала во многом противоположные.

За их противостоянием скрывается глубокий исторический конфликт земского (народного) и государственного начал, конфликт сельской общины с централизующей, формальной силой государства с великокняжеским двором и городом. Обращаясь к русской истории, А. С.

Хомяков писал, что областная земская жизнь, покоясь на старине и предании, двигалась в кругу сочувствий простых, живых и, так сказать, осязаемых, состоя из стихии цельной и однородной, отличалась особенною теплотою чувства, богатством слова и фантазии поэтической, верностью тому бытовому источнику, от которого брала свое начало. И наоборот: дружина и стихии, стремящиеся к единению государственному, двигаясь в кругу понятий отвлеченных…

или выгод личных и принимая в себя беспрестанный прилив иноземный, были более склонны к развитию сухому и рассудочному, к мертвой формальности, к принятию римского Византийства в праве и всего чужестранного в обычае. Домострой, частью отредактированный, а в значительной (*60) части написанный духовным наставником Ивана Грозного Сильверстом, был плодом не крестьянской, а боярской культуры и близких к ней высших кругов духовенства. В XIX веке он спустился отсюда в богатые городские слои купечества. Нетрудно заметить в Грозе трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной.

Конфликт Грозы вбирает в себя тысячелетнюю историю России, а в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувствия национального драматурга. Случайно ли живая сельская жизнь приносит в Калинов запахи с цветущих заволжских лугов? Случайно ли к этой встречной волне освежающего простора протягивает Катерина свои изнеможенные руки? Обратим внимание на жизненные истоки цельности Катерины, на культурную почву, которая ее питает. Без них характер Катерины увядает, как подкошенная трава.

А уже коли очень мне здесь опостынет,

так не удержат меня никакой силой.

А. Островский

На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал са-мобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом «самодурной» Силе и предвещала наступление конца «темного царства». Добролюбов назвал Ка-терину, главную героиню драмы «Гроза», характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве».

Светлой, но глубоко страдающей предстает перед нами Катерина. Счастливым и безоблачным было ее детство. Мать в ней «души не чаяла». Окруженная лаской и заботой, привольно жила она в родительском доме. «Таково хорошо было», — вспо-минает она. Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли: «Я жила... точно птичка на воле». Она любила посещать церковные богослужения: там как будто ангелы летают и поют. «Рано утром в сад уйду... упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу», — рассказывает Катерина. Она не терпит обид и отвечает на них пылко и решительно: «Такая уж я зароди-лась, горячая! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбе-жала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время реши-тельная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина оказывается в обстановке, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Грубая и властная свекровь точит ее своей мелкой придирчивостью на каждом шагу: «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны». Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока терпится», или: «Я уйду, да и была такова». И совсем завяла бы Катерина, если бы в ней не родилось чувство протеста против такой жизни: «В окно выброшусь, в Волгу ки-нусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

У Катерины растет чувство оскорбленного достоинства. Весь разговор с Тихо-ном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаян-ная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять ее с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Кате-рина в отчаянии.

Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встретился человек, не похожий на всех остальных. Она готова на все для любимого человека. Не может она лгать, обманывать: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Недолго продолжались радость и счастье любви. Катерина не хочет и не может таить своего «греха» и кается перед мужем. Но не о слабости Катерины говорит это признание. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась; она увидела Бориса; потом услышала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза да-ром не пройдет»; затем пророчество барыни. И, наконец, самое страшное для Кате-рины, когда она видит изображение геенны огненной. Материал с сайта

Катерина с надеждой обращается к Борису, но он не может ей помочь и отступа-ет от нее. Смириться, терпеть постоянные истязания и издевательства Кабанихи она не может: «Куда теперь? Мне что домой, что в могилу — все равно».

В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства — страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают да вернут домой «насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны.

Протестуя, но не сдаваясь, уходит она из жизни. «Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет», — пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». В Катерине он видел «русский, сильный характер», который выдерживает себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • конфликт катери с темным царством
  • сочинение на тему конфликт катерины с темным царством
  • конфликт катерины с темным царством сочинение
  • когфликт татьяны с темным царством
  • гроза конфликт катерины с темным царством

Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "темным царством" в драме А. Н. Островского "Гроза".

Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году."Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.

Среди всего написанного Островским "Гроза" является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Борис Годунов" и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок "темного царства", где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.

Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: "Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была? 1" Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения". Далее Добролюбов называет Катерину "лучом света в темном царстве". Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак "темного царства". В ее трагическом конце, по словам критика, "дан страшный вызов самодурной силе". В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.