Слово в день почаевской иконы божией матери. Церковный Православный праздник августа

5 августа (23 июля по ст. стилю) православный мир торжественно почитает образ Почаевской иконы Божией Матери.

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают./ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставление испроси,/ помыслы благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси// о спасении душ наших.

Почаевская икона Божией Матери одна из наиболее почитаемых святынь Русской Церкви. Она известна всему православному миру. Её чтут в России, Болгарии, Боснии, Сербии и многих других странах. Почаевская икона Божией Матери вот уже 400 лет пребывает в Почаевской Успенской Лавре — древнем оплоте Православия. История её появления окутана чудесной тайной. Случилось это в XIV веке. В 1340 году на горе, где сейчас расположен монастырь, поселились два инока. Один из них после молитвы направился по хозяйственным делам на вершину горы и неожиданно увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения стал пастух Иоанн Босой. Он тоже прибежал на зов инока. Втроем они стали молиться и прославлять Господа. Когда видение исчезло, мужчины приблизились к камню, на котором стояла Пресвятая Богородица. На нем явственно отпечатался след Ее правой стопочки. И сегодня, семьсот лет спустя, благочестивые паломники могут увидеть эту великую святыню.

Обретение же самого образа Пресвятой Богородицы Почаевской произошло в 1559 году. Константинопольский митрополит Неофит, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В знак своего благословения он оставил Анне привезенную из Константинополя икону Божией Матери. Со временем стали замечать, что от иконы исходит неземное сияние. А в 1597 г. произошло настоящее чудо: перед иконой исцелился брат Анны — Филипп. В благодарность за исцеление Анна передала чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храме, воздвигнутом в честь Успения Божией Матери. Позднее вокруг храма образовалась обитель, на содержание которой Анна Гойская пожертвовала большие средства.

В честь этой обители чудотворная икона стала называться Почаевской. История донесла до нас множество свидетельств помощи Царицы Небесной. Однажды монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами. Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, богослужения, песнопения. Когда же наступил праздника Успения Пресвятой Богородицы — престольный праздник обители — инок особенно затосковал и стал слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.

За помощью к чудотворному образу прибегают не только при нападении врагов иноземных, но и при расколах внутри православной церкви. Так было и в ту пору, когда католики попытались заключить с православными так называемую унию. Так продолжается и до сих пор, когда в истерзанной бурями оранжевой революции Украине вновь подняли головы униаты и раскольники Филаретовцы, последователи Украинской православной церкви. Но можно быть уверенными: Бог поругаем не бывает. Как много веков назад Пресвятая Богородица сохранила православную веру на территории Южной и Западной Украины, так и сегодня Её заступничество помогает всем православным христианам на Украине сдерживать чудовищный удар бесовской стихии.

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября). Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, "омофор белоблистящийся распуская", с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

Возвращение Почаева в лоно Православия в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832-1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой. Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876) был устроен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над татарами, освященный 23 июля 1875 года.

Праздничные торжества, посвященные Почаевской иконе Божией Матери, начались 4 августа с крестного хода после поздней литургии, во время которого Почаевская чудотворная икона была перенесена из Успенского собора Лавры в новый Преображенский собор, который вмещает в себя намного больше людей. В 14:00 по полудни в Преображенском соборе было совершено чтение малой вечерни, после которой начался соборный акафист перед чудотворной иконой, возглавляемый Местоблюстителем Киевской Митрополичьей кафедры - Высокопреосвященнейшим Онуфрием, в сослужении собора архипастырей и духовенства. Акафист пели на распев три лаврских хора: верхний мужской и два братских. После акафиста были прочитаны кафизмы.

Праздничное Всенощное бдение началось в 17:00. Во время пения величания чудотворная Почаевская икона была спущена со своего места над Царскими вратами и поставлена в центре храма для молитвенного поклонения. Сначала паломников помазывали святым елеем возле чудотворной иконы архиереи, а потом их сменили братия Лавры в священном сане. Богомольцы непрерывном потоком шли на поклонение к чудотворной иконе до самого утра. Священники сменяя друг друга служили молебны перед иконой.

Многие паломники для отдыха располагались на прямо на территории Лавры на траве под открытым небом. Также для ночлега были открыты несколько лаврских храмов, которые были переполнены паломниками.

В самый день праздника Божественную Литургию возглавил Высокопреосвященнейший Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский - Местоблюститель Киевской Митрополичьей кафедры. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, митрополит Иов (на покое), митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, митрополит Винницкий и Барский Симеон, митрополит Почаевский Владимир - наместник Лавры, архиепископ Хустский и Виноградовский Марк, архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан, архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей, архиепископ Чимкентский и Таразский Елевферий, архиепископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор, архиепископ Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, архиепископ Уманский и Звенигородский Пантелеимон, епископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, епископ Ивано-Франковский и Коломыйский Пантелеимон, епископ Антоний, епископ Северодонецкий и Старобельский Никодим, епископ Львовский и Галицкий Филарет, епископ Конотопский и Глуховский Роман, епископ Ирпенский Климент, братия Лавры в священном сане, а также священники, приехавшие на праздник.

После чтения Евангелия к богомольцам со словом назидания обратился Высокопреосвященейший митрополит Онуфрий. Во время Литургии была прочитана молитва о восстановлении мира в Украине.

По окончании литургии начался соборный молебен перед чудотворной Почаевской иконой, которая крестным ходом была перенесена обратно в Успенский собор на свое место. Там же была прочитана молитва Пресвятой Богородице. По окончании молебна было провозглашено Многолетие. Местоблюститель Киевской Митрополичьей кафедры, митрополит Онуфрий, поздравил с праздником всех паломников, прибывших на торжества, посвященные Почаевской иконы Божией Матери, и пожелал, чтобы христиане всегда обращались в своих молитвах к Божией Матери и Она никогда никого не оставит без заступления.

Все желающие имели возможность еще раз приложиться к чудотворной иконе, после чего она была поднята на свое место в иконостасе Успенского собора.

Для всех паломников был организован благотворительный обед.

5 августа церковь чтит Почаевскую икону Божией Матери, которая является одной из самых важных святынь в православии. Ее знают практически все славянские народы: русские, болгары, сербы и др. Однако иконе поклоняются и христиане других исповеданий.

Почаевская икона Божией Матери – значимая святыня для всех славянских стран. Уже практически 4 века она находится в Почаевской Лавре. Этот образ является чудотворным.

В монастырских книгах описано множество случаев, когда верующие, обратившиеся с молитвой об избавлении от болезней, освобождении из плена или наставлении грешника на путь истинный, получали желаемое.

По старому стилю праздник в честь Почаевской иконы Божией Матери выпадал на 23 июля. Он был установлен в честь спасения Успенской Почаевской Лавры от осады татар в 1675 году, когда длилась Збаражская война.

Чудо иконы, почитаемой православными 5 августа

В 17 веке Польшей правил король Ян Собесский. Татарское войско, возглавляемое ханом Нурредином, через Вишневец подошло к Почаевской обители со всех сторон. Не удивительно, что от подобного нашествия у обители не было защиты, да и сами здания не могли надежно укрыть осаждаемых.

Не имея никакой надежды на избавление, игумен Иосиф Добромирский предложил всем, кто находился в обители, обратиться за защитой к небесам. Были вознесены молитвы Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому.

Когда турки совещались по поводу окончательного штурма, осажденные стали петь акафист Божией Матери. Как только они произнесли слова «Взбранной Воеводе», над храмом появилась Пречистая Богородица в окружении ангелов небесных с обнаженными мечами. Рядом с ней был преподобный Иов, который постоянно молился о защите обители.

Татары приняли увиденное за появление привидений и стали отстреливаться. Однако стрелы летели в них же самих. Ужас охватил людей, и они обратились в паническое бегство, бездумно убивая друг друга. Защитники организовали погоню и взяли много пленных. Некоторые из татар позднее сами стали христианами и до конца жизни остались в обители.

5 августа православная церковь чтит Почаевскую икону Божией Матери

На этом бурная история Почаева не заканчивается. В 1721 году его заняли униаты. И все же в таких условиях православная святыня продолжала творить чудеса.

В то время случилась одна история. Николай Потоцкий, граф-униат, обвинил своего кучера в том, что по его вине взбесились лошади и перевернули коляску. Наказанием за такой проступок была смерть. Граф нацелил пистолет на несчастного, а кучер обратился за защитой к иконе Почаевской Божией Матери.

Несколько раз униат нажимал на курок, однако была осечка. Граф был так этим впечатлен, что все свое имущество отдал на устройство обители. В результате появился Успенский собор и братский корпус.

Когда Почаев вновь стал православным, случилось еще одно чудо: прозрела слепая девочка Анна Акимчукова, которую к святыне привела 70-летняя бабушка. Они жили в Каменец-Подольском, который был в 200 верстах.

Спать было некогда - в разгаре была пора рабочей страды (Фото: BestPhotoByMonikaGniot, Shutterstock)

В церковном календаре этот день обозначен как дата памяти святых Трофима, Феофила и с ними тринадцати мучеников, которые пострадали во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (конец 3 – начало 4 веков). Когда мужчин привели на суд, они отказались принести жертву языческим идолам и отречься от христианства. Мучеников долго истязали, а после, перебив им голени, бросили в огонь, откуда они вышли на своих ногах и совершенно невредимыми. Отчаявшись сломить волю христиан, язычники обезглавили их.

Бессонником этот день прозвали потому, что в разгаре была пора рабочей страды. «Долго спать - добра не видать», - подмечали в народе. Существовали и другие поговорки на ту же тему: «В страду одна забота - не стояла бы работа»; «Жать - не дремать»; «Хорошему хозяину и день мал»; «Идет работа - спать неохота».

На Трофима начинали собирать калину и малину, а сам день поэтому называли Калинники-Малинники. Крестьяне говорили: «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».

Калину наши предки ценили, во-первых, за то, что она является хорошим медоносом, а во-вторых, конечно, за целебные свойства. В народной медицине настои из коры калины применяли при нервных заболеваниях, судорогах, а также в качестве кровоостанавливающего средства. Ягоды использовали при желудочных заболеваниях, авитаминозе; кроме того, это хорошее общеукрепляющее и мочегонное средство. Настоем цветов лечили кожные заболевания. Кроме того, сок ягод калины обладает желирующими свойствами; хозяйки этим пользовались и, добавив яблочное пюре, варили из него мармелад и пастилу.

Но еще больше на Руси любили малину - вкусную, сладкую и очень красивую ягоду, которая содержит множество полезных веществ. О химическом составе ягод наши предки, конечно, не знали, но активно использовали ее как потогонное и антисептическое средство при простудах. Малину крестьяне употребляли в самом разном виде: свежую, в варенье, в джемах, в компотах; из нее делали и вино.

Именины в этот день

Андрей, Анна, Аполлинарий, Виталий, Михаил, Трофим, Федор, Феофил

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери (1675).

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь русской Православной Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.

В Почаевской Лавре (обители), древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Почаевская икона Божией Матери

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Утром 5 августа (23 июля по старому стилю) с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.